Благоустройство площади Тверской заставы в Москве находится в завершающей стадии


Площадь Тверская Застава Москва

Общая информация
СтранаРоссия
Город Москва
Округ ЦАО
Район Тверской
Ближайшие станции метро Белорусская (кольцевая), Белорусская (радиальная)
Прежние названия пл. Новых Триумфальных Ворот, пл. Белорусского Вокзала
Почтовый индекс 125047
[www.openstreetmap.org/?lat=55.77694&lon=37.58389&zoom=15&layers=M на OpenStreetMap]
[maps.yandex.ru/-/CVbviEJH на Яндекс.Картах]
[maps.google.com/maps?ll=55.77694,37.58389&q=55.77694,37.58389&spn=0.03,0.03&t=k&hl=ru на Картах Google]

Координаты: 55°46′37″ с. ш. 37°35′02″ в. д. / 55.77694° с. ш. 37.58389° в. д. / 55.77694; 37.58389 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.77694&mlon=37.58389&zoom=16 (O)] (Я)Площадь Тверская ЗаставаПлощадь Тверская Застава
Пло́щадь Тверска́я Заста́ва

(после 1834 также
площадь Новых Триумфальных Ворот
, 1932—1990 —
площадь Белорусского Вокзала
,
включая пл. Новых Триумфальных ворот, Брестский пер. и Брестский проезд
) — площадь на границе Центрального и Северного административных округов Москвы. Разделяет 1-ю Тверскую-Ямскую улицу и Ленинградский проспект. На площади находятся Белорусский вокзал, станции метро «Белорусская» Кольцевой линии и «Белорусская» Замоскворецкой линии, Тверской путепровод.

Территория площади и фрагменты прилегающих кварталов включены в охранную зону объектов культурного наследия, отдельные здания получили статус памятников[1].

История

Была образована в 1742 году, при строительстве Тверской заставы Камер-Коллежского вала. К воротам примыкают Грузинский вал и Бутырский вал. Позже строятся типовые симметричные кордегардии (караульни)[2].

В 1814 году на площади строится деревянная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы после победы над французским войсками.

В 1827—1834 годах архитектор Осип Бове воздвигает на площади Новые Триумфальные ворота (старые триумфальные ворота располагались на Триумфальной площади). Площадь стала называться площадью Новых Триумфальных Ворот[3].

В XIX веке сносятся укрепления Камер-Коллежского вала, около площади строятся дешёвые доходные дома с лавками, трактирами и мастерскими на первых этажах[1].

19 сентября 1870 года происходит торжественное открытие Смоленского вокзала (сейчас известен как Белорусский), ставшего шестым в Москве.

В 1872 году открыто регулярное движение конки от Иверской часовни до Тверской заставы[4].

В 1899 году открылось движение электрического трамвая от вокзала до Петровского путевого дворца, позднее на площади устраивается трамвайный круг[4].

15 мая 1910 года на месте старого вокзала открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор И. И. Струков.

С 1904 по 1912 год Струков также строит Тверской путепровод через железную дорогу[2].

В 1914 году на территории примыкающего к площади со стороны Бутырского вала квартала по проекту А. М. Гуржиенко начинается строительство старообрядческого храма[1].

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Были разобраны кордегардии и Триумфальные ворота, последние планировалось вновь установить после завершения реконструкции площади[1], но сделано этого не было, только в 1968 году арка была воссоздана у Поклонной горы. Площадь переименована в площадь Белорусского Вокзала[3]. В 1945—1946 годах по проекту архитекторов Н. И. Ермолина и И. Л. Ройтенберга был реконструирован Тверской путепровод — под ним устроили сквозной проезд[5].

В 1950-х годах на месте разобранного строительного квартала был разбит сквер, в центре которого был установлен памятник Максиму Горькому.

В 1990 году площади возвращено название Тверская Застава[3]. Площадь застраивается множеством торговых ларьков.

В 2002 году проводится конкурс на проект реконструкции площади[1].

В 2007 году началась реконструкция площади, строительство подземного торгового центра и парковки. Инвестор строительства — «Автостоянка Тверская застава», заказчик — «Стройинком К». Объём инвестиций — около 300 млн долларов. Проектировщики — ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова[2].

В 2011 году проект остановлен. В 2014 году должно начаться строительство сложной развязки. От планов строительства торгового центра решено отказаться[6]. Памятник Горькому перенесен в парк Музеон.

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Тверская заставa в конце XVIII в. Вид северо-запада. Картина Ф. Кампорези

  • Tverskaya Zastava Square, 1896 coronation.jpg

    Во время коронационных торжеств 1896 года

  • Tverskaya Zastava and Triumphal Gate 1920.jpg

    Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е годы

  • Tverskaya Zastava 1920.jpg

    Вид площади с воздуха, около 1920 года

  • Corps de garde of Tverskaya Zastava.jpg

    Здание бывшей кордегардии (правой) у Тверской заставы

  • Brest Rail Terminal 1.jpg

    Брестский вокзал в начале 1900-х годов

Информация об объекте:
Площадь Тверская Застава. Находится в Тверском районе в границах Центрального административного округа Москвы. Разделяет 1-ю Тверскую-Ямскую улицу и Ленинградский проспект. На площади находятся Белорусский вокзал, станции метро «Белорусская» Кольцевой линии и «Белорусская» Замоскворецкой линии, Тверской путепровод. Территория площади и фрагменты прилегающих кварталов включены в охранную зону объектов культурного наследия, отдельные здания получили статус памятников.

Была образована в 1742 году, при строительстве Тверской заставы Камер-Коллежского вала. К воротам примыкают Грузинский вал и Бутырский вал. Позже строятся типовые симметричные кордегардии (караульни).

В 1814 году на площади строится деревянная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы после победы над французским войсками.

В 1827—1834 годах архитектор Осип Бове воздвигает на площади Новые Триумфальные ворота (старые триумфальные ворота располагались на Триумфальной площади). Площадь стала называться площадью Новых Триумфальных Ворот.

В XIX веке сносятся укрепления Камер-Коллежского вала, около площади строятся дешевые доходные дома с лавками, трактирами и мастерскими на первых этажах.

19 сентября 1870 года происходит торжественное открытие Смоленского вокзала (сейчас известен как Белорусский), ставшего шестым в Москве.

В 1872 году открыто регулярное движение конки от Иверской часовни (площадь Революции) до Тверской заставы.

В 1899 году открылось движение электрического трамвая от вокзала до Петровского путевого дворца, позднее на площади устраивается трамвайный круг.

15 мая 1910 года на месте старого вокзала открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор И. И. Струков.

С 1904 по 1912 год Струков также строит Тверской путепровод через железную дорогу.

В 1914 году на территории примыкающего к площади со стороны Бутырского вала квартала по проекту А. М. Гуржиенко начинается строительство старообрядческого храма.

В 1936 году, согласно концепциии Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Были разобраны кордегардии и Триумфальные ворота, последние планировалось вновь установить после завершения реконструкции площади, но сделано этого не было, только в 1968 году арка была воссоздана у Поклонной горы. Площадь переименована в площадь Белорусского Вокзала.

В 1950-х годах на месте разобранного строительного квартала был разбит сквер, в центре которого был установлен памятник Максиму Горькому.

В 1990 году площади возвращено название Тверская Застава. Площадь застраивается множеством торговых ларьков.

В 2002 году проводится конкурс на проект реконструкции площади.

В 2007 году началась реконструкция площади, строительство подземного торгового центра и парковки. Инвестор строительства — «Автостоянка Тверская застава», заказчик — «Стройинком К». Объем инвестиций — около 300 млн долларов. Проектировщики — ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова.

Площадь в литературе

Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» даёт следующее описание площади.

В домиках кордегардии при мне уже помещались то городские метельщики, то полицейская стража, то почтенные инвалиды, растиравшие на крыльце, под дорическими колоннами, в корчагах нюхательный табак для любителей-нюхарей.

Потом поместилась в одном из домиков городская амбулатория, а в другом — дежурка для фельдшера и служителей. Кругом домика, с правой стороны ворот, под легкой железной лестницей, приделанной к крыше с незапамятных времен, пребывали «холодные сапожники», приходившие в Москву из Тверской губернии с «железной ногой», на которой чинили обувь скоро, дешево и хорошо. Их всегда с десяток работало тут, а их клиенты стояли у стенки на одной ноге, подняв другую, разутую, в ожидании починки. Вот эту картину я помнил, потому что каждый раз — и проходя, и проезжая — видел её. И думаю: как это ни один художник не догадался набросать на полотне этот живой уголок Москвы!

Площадь в литературе[ | ]

Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» даёт следующее описание площади.

В домиках кордегардии при мне уже помещались то городские метельщики, то полицейская стража, то почтенные инвалиды, растиравшие на крыльце, под дорическими колоннами, в корчагах нюхательный табак для любителей-нюхарей.

Потом поместилась в одном из домиков городская амбулатория, а в другом — дежурка для фельдшера и служителей. Кругом домика, с правой стороны ворот, под легкой железной лестницей, приделанной к крыше с незапамятных времен, пребывали «холодные сапожники», приходившие в Москву из Тверской губернии с «железной ногой», на которой чинили обувь скоро, дёшево и хорошо. Их всегда с десяток работало тут, а их клиенты стояли у стенки на одной ноге, подняв другую, разутую, в ожидании починки. Вот эту картину я помнил, потому что каждый раз — и проходя, и проезжая — видел её. И думаю: как это ни один художник не догадался набросать на полотне этот живой уголок Москвы!

Здания и сооружения

  • Белорусский вокзал (1902—1912, архитектор И. И. Струков) — объект культурного наследия регионального значения
  • Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы (Заставный пер., д. 3/8, стр. 1 или Бутырский вал, д. 8/3, стр. 1) — объект культурного наследия федерального значения
  • Тверской путепровод (1902—1912, архитектор И. И. Струков; 1945—1946, архитекторы Н. И. Ермолин, И. Л. Ройтенберг) — ожидается присвоение статуса вновь выявленного объекта культурного наследия[7]

Объекты, имеющие статус вновь выявленного объекта культурного наследия[8]

  • Наземный вестибюль станции «Белорусская» Московского метрополитена Кольцевой линии. Возведён в 1952 году, архитекторы: Н. А. Быкова, А. А. Марова, И. Г. Таранов, З. Ф. Абрамова, Я. В. Татаржинская, художник Г. И. Опрышко, скульптор С. М. Орлов, С. М. Рабинович, И. А. Слоним.
  • Наземный вестибюль станции «Белорусская» Московского метрополитена Замоскворецкой линии. Возведён в 1938 году, архитекторы Н. Н. Андриканис, Н. А. Быкова, инженер-конструктор В. И. Дмитриев.
  • Дом купца Шерупенкова (Лесная ул., д.1/2), построен в 1870-х годах. В 1890-х годах в доме размещалось Миусское городское начальное училище. Имеет статус
  • Жилой дом 1939 года, арх. М. И. Синявский (Тверская-Ямская 1-я ул., д.36).

Источники

  1. 12345
    Константин Савкин. [www.archvestnik.ru/0603_07.htm У Тверской заставы и Белорусского вокзала. История и перспективы развития столичной площади.] (беседа с Е. Г. Никулиной) // Архитектурный вестник № 3 (90) 2006
  2. 123
    Александр Можаев. [www.archnadzor.ru/?p=636 Тверская застава] // Архнадзор. 7 декабря 2007
  3. 123
    Тверская Застава // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Агеева Р. А. и др. — М.: ОГИ, 2007.
  4. 12
    [tram.ruz.net/history/hronologia.htm Хронология московского трамвая] // Сайт московский трамвай
  5. Рогачев А. В.
    Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935—1990 гг.. — М.: Центрполиграф, 2020. — С. 183. — 448 с. — ISBN 978-5-227-05721-1.
  6. realty.newsru.com/article/27dec2013/belorus_vokzal Москва объявила новый конкурс на реконструкцию площади
  7. [archive.is/20120803204726/www.izvestia.ru/moscow/article3112691/ Тверской виадук встал на пути «Большой Ленинградки»] // Известия 05 февраля 2008
  8. [www.mkn.com.mos.ru/index.php?action=show_rubric&id=143 Список объектов культурного наследия расположенных на исторической территории между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом.] на сайте Москомнаследие

Площадь Тверской заставы стала тупиком

Площадь Тверской Заставы окружена строительными заборами уже больше 6 лет. Периодически их куда-то передвигают, но общее впечатление не меняется. Гости столицы, прибывающие на Белорусский вокзал, Москвы не видят. А москвичи, работающие или живущие в соседних районах, видят гигантские пробки.

Изначально на площади планировалось строительство тоннелей и подземного торгового центра. Но Сергею Собянину эта концепция не понравилась. Уже в конце 2010 года власти начали переговоры с инвестором о прекращении инвестконтракта и строительстве перед вокзалом исключительно транспортных сооружений — развязки и паркинга на 1,8 тыс. машино-мест. «Сейчас все организационные моменты решены. Инвестор передал городу площадку, перекладка инженерных коммуникаций на ней завершена, но вопрос уперся в публичные слушания», — говорит Хуснуллин.

Проект строительства транспортной развязки на площади Тверской Заставы в конце 2012 года власти презентовали в двух районах — Тверском (ЦАО) и Беговом (САО). Жители центра предложения проектировщиков в целом одобрили. А вот жители Бегового района — категорически забраковали. Причина — строительство эстакады через железную дорогу Смоленского направления от Бутырского Вала до Ленинградского проспекта. По мнению жителей и поддержавших их муниципальных депутатов, движение и вибрация от транспорта на уровне третьих этажей жилых домов сделают невозможным проживание в них людей. Кроме того, эстакада изуродует исторический облик Ленинградского проспекта, вдоль которого стоят здания «сталинской» эпохи, спроектированные известными архитекторами. (От дома 2 до дома 32 можно увидеть творения Готлиба, Хилькевича, Фридмана, Гриншпуна, Оскара Дидио, Шехтеля, Эрихсона и т.д.)

В Москомархитектуре «МК» пояснили, что решение о строительстве эстакады было принято после отказа от реконструкции Тверского путепровода, являющегося памятником (раньше планировалось его расширение). Предполагается, что после завершения всех работ машины по путепроводу будут двигаться только в одном направлении (из области в центр), а обратный транспортный поток примет на себя дублер, стартующий от Бутырского Вала. «Позиция жителей поставила нас в затруднительное положение, — признаются проектировщики. — Перестраивать Тверской путепровод неэффективно и чревато проблемами с защитниками архитектурного наследия».

На недавней встрече с жителями района Беговой префект САО Владислав Базанчук заявил, что избежать строительства эстакады при корректировке проекта не получится: «Эстакада останется, никуда мы от нее не уйдем. В противном случае — будут пробки». Единственное, что можно сделать, — это максимально приблизить развязку к Ленинградскому проспекту и вывести транспортный поток на основную магистраль у бывшего , а не у дома №14, как планировалось ранее.

Марат Хуснуллин пока не знает, когда будет готов новый проект реконструкции площади Тверской Заставы — и останется ли в нем эстакада. Позицию жителей он считает неконструктивной, а их доводы несостоятельными: «От эстакады гораздо больше пользы, чем вреда». Сейчас машины на подъезде к Белорусскому вокзалу стоят в пробке и чадят в окна тех же домов с удвоенной силой. После реконструкции дорога «поедет», а значит, неблагоприятное воздействие на экологию и условия проживания людей уменьшится.

Глава стройкомплекса говорит, что город хотел бы приступить к работам на площади у Белорусского вокзала весной. Необходимые средства — 10 млрд руб. — уже предусмотрены в городской инвестпрограмме. Нормативный срок реконструкции составляет 2–2,5 года. Это значит, что Ленинградка может стать полностью бессветофорной к концу 2020 года. Что касается площади у Павелецкого вокзала, то после трехлетнего ожидания чиновники все-таки решили разорвать контракт с инвестором, который бросил стройку на уровне котлована. Москва намерена изъять площадку, «компенсировав девелоперам траты по проекту». На это у мэрии уйдет не менее полугода. На месте несостоявшегося торгового центра правительство Москвы планирует в течение трех лет построить паркинг.

Ссылки

  • Сравнение фотографий площади 1926 и 2006 годов.
    Площади: Красная • Биржевая • Боровицкая • Борьбы • Варварские Ворота • Васильевский Спуск • Звёзд Эстрады • Ильинские Ворота • Лубянская • Манежная • Миусская • Новая • Петровские Ворота • Пушкинская • Революции • Самотёчная • Славянская • Старая • Суворовская • Тверская • Тверская Застава • Театральная • Триумфальная • Трубная
    Китай-город: Богоявленский переулок • Варварка • Ветошный переулок • проезд Воскресенские Ворота • Ильинка • Ипатьевский переулок • Китайгородский проезд • Кремлёвский проезд • Кремлёвская набережная / Москворецкая набережная • Москворецкая • Никитников переулок • Никольская • Никольский переулок • Рыбный переулок • Старопанский переулок • Третьяковский проезд • Хрустальный переулок • Малый / Большой Черкасский переулок
    Улицы внутри Бульварного кольца: Брюсов переулок • Вознесенский переулок • Газетный переулок • Георгиевский переулок • Глинищевский переулок • Малый / Большой Гнездниковский переулок • Дмитровский переулок • Камергерский переулок • Козицкий переулок • Копьёвский переулок • Крапивенский переулок • Кузнецкий Мост • Леонтьевский переулок • Манежная • Неглинная • Никитский переулок • Петровские Линии • Петровский переулок • Политехнический проезд • Рахмановский переулок • Столешников переулок • Тверской проезд
    от Бульварного до Садового: Благовещенский переулок • Большая Бронная • Воротниковский переулок • Дегтярный переулок • Малый / Средний / Большой Каретный переулок • 1-й / 2-й / 3-й Колобовский переулок • Лихов переулок • Мамоновский переулок • Нарышкинский проезд • Настасьинский переулок • Малый / Большой Палашёвский переулок • Малый / Большой Путинковский переулок • Старопименовский переулок • Сытинский переулок • Трёхпрудный переулок • Успенский переулок
    от Садового до 3-го транспортного: Александра Невского • переулок Александра Невского • 1-я / 2-я Брестская • Вадковский переулок • Васильевская • Весковский переулок • Весковский тупик • 1-й / 2-й Волконский переулок • Гашека • Горлов тупик • Большая Грузинская • Делегатская • Достоевского • переулок Достоевского • Заставный переулок • Карелин проезд • Косой переулок • 1-й / 2-й / 3-й / 4-й Лесной переулок • 1-я / 2-я Миусская • Миусский переулок • Никоновский переулок • Нововоротниковский переулок • Новолесная • Новолесной переулок • Новосущёвская • Оружейный переулок • Палиха • Перуновский переулок • Пименовский тупик • Порядковый переулок • Приютский переулок • Пыхов-Церковный проезд • 1-й / 2-й / 3-й / 4-й Самотёчный переулок • Семинарский тупик • Сущёвская • Сущёвский тупик • 2-я / 3-я / 4-я Тверская-Ямская • 1-й / 2-й Тверской-Ямской переулок • Тихвинская • Тихвинский переулок • 1-й Тихвинский тупик • Угловой переулок • Фадеева • Чаянова • переулок Чернышевского • 1-й / 2-й Щемиловский переулок • Юлиуса Фучика
    Улицы по районам ЦАО:

    Арбат | Басманный | Замоскворечье | Красносельский | Мещанский | Пресненский | Таганский | Тверской | Хамовники | Якиманка

    Северный округ Ганецкого • Зденека Неедлы • Космонавта Комарова • Песчаная • Расковой • Туманяна • Эрнста Тельмана
    Северо-Восточный округ Академика Люльки • Борьбы • Рижская • Савёловского Вокзала • Шарля де Голля
    Восточный округ Амилкара Кабрала • Белы Куна • Викторио Кодовильи • Журавлёва • Измайловская • Преображенская • Семёновская • Сокольническая • Соловецких Юнг
    Юго-Восточный округ Вешняковская • Госпитальная • Красноказарменная • Краснокурсантская • Проломная Застава • Славы
    Южный округ Автозаводская • Академика Вишневского • Даниловская • Донская • Серпуховская Застава
    Юго-Западный округ Академика Келдыша • Академика Прохорова • Академика Тамма • Вокзальная (Южное Бутово) • Гагарина • Иосипа Броз Тито • Ле Зуана • Мартина Лютера Кинга • Севастопольская • Хо Ши Мина
    Западный округ Академика Петрова • Вокзальная (Внуково) • Джавахарлала Неру • Дорогомиловская Застава • Европы • Защитников Неба • Индиры Ганди • Киевского Вокзала • Московско-Минской Дивизии • Озёрная • Победы • Ромена Роллана • Университетская • 60-летия СССР
    Северо-Западный округ Академика Курчатова • Генерала Жадова • Маршала Бабаджаняна • Тушинская
    Зеленоградский округ Колумба • Крюковская • Привокзальная • Центральная • Шокина • Юности

Отрывок, характеризующий Площадь Тверская Застава

– Нет, – смеясь, отвечал Пьер, оглядывая свое большое, толстое тело. – В меня слишком легко попасть французам, да и я боюсь, что не влезу на лошадь… В числе перебираемых лиц для предмета разговора общество Жюли попало на Ростовых. – Очень, говорят, плохи дела их, – сказала Жюли. – И он так бестолков – сам граф. Разумовские хотели купить его дом и подмосковную, и все это тянется. Он дорожится. – Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве. – Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы? – Отчего же вы едете? – Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д’Арк и не амазонка. – Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек. – Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова. – Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера. – Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын. – Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей! – Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась. – Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza. – Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер. – Ну, полноте, милый граф, c’est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d’honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.] – Штраф! Штраф! – сказал ополченец. – Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно! – Qu’est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер. – Полноте, граф. Вы знаете! – Ничего не знаю, – сказал Пьер. – Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!] – Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость… – Qui s’excuse – s’accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца? – Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер. – Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником. – Ну что она, как? – сказал Пьер. – Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее… – Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая. – Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.] – Штраф! Штраф! Штраф! – Но как же это по русски сказать?.. Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина. В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась. «Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс. – Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти. – Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие. (Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.) – Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся? – Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней. – Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу. – Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив… – Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать… – Да я сделаю, я сейчас прикажу. Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул. – Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве. – Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила… – Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс. Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного. На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего. – Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь! Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил. В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее: «Aussitot que Leppich sera pret, composez lui un equipage pour sa nacelle d’hommes surs et intelligents et depechez un courrier au general Koutousoff pour l’en prevenir. Je l’ai instruit de la chose. Recommandez, je vous prie, a Leppich d’etre bien attentif sur l’endroit ou il descendra la premiere fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l’ennemi. Il est indispensable qu’il combine ses mouvements avec le general en chef». [Только что Леппих будет готов, составьте экипаж для его лодки из верных и умных людей и пошлите курьера к генералу Кутузову, чтобы предупредить его. Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.] Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: