Покровские Ворота площадь на карте Москва


Спасские

Сегодня в Москве, пожалуй, только Спасские ворота Кремля несут свою первоначальную функцию, закрывая вход в старинную крепость, где сегодня располагается (как и положено) резиденция главы государства. Ворота были построены в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Солари и считаются главным входом в Кремль. Когда-то, правда, ворота назывались Фроловскими — оттого, что неподалёку располагалась часовня с таким названием. Но потом решено было переименовать их в Спасские, потому что прямо над входом располагался образ Спаса Смоленского, нарисованный со стороны Красной площади и освещаемый негасимой лампадой.

Спасские ворота считались сакральными, в них запрещалось въезжать верхом, а все входящие в створ ворот мужчины обязаны были снять шапку, прежде поклонившись перед образом. Причём правило распространялось на людей любой конфессиональной принадлежности без исключения.

Смоленский Спас выслушивал молитвы преступников, которых ждала смертная казнь на Красной площади. У Спасских ворот встречали иностранных послов, из них же уходили на войну солдаты. Через эти ворота в Кремль въезжали после коронации российские цари. Наполеон, уходя из Москвы, велел заминировать и взорвать башню, но вовремя подоспевшие казаки спасли сооружение.

Изображение Красных ворот на дореволюционной открытке Фото: Commons.wikimedia.org

Примечания

  1. Агеева, 2003.
  2. Мясников, 2013.
  3. 12
    Вострышев, 2020.
  4. Мария Городова.
    Православные 14 октября отмечают Покров Пресвятой Богородицы
    (неопр.)
    . Российская газета (13 октября 2018). Дата обращения 11 декабря 2018.
  5. 12Айрат Багаутдинов.
    Градокопатели Белокаменной: как благоустраивали Москву из века в век
    (неопр.)
    . РБК (21 июля 2016). Дата обращения 11 декабря 2020.
  6. Сытин, 1958.
  7. Бусева, 1997.
  8. Школьник, 2010.
  9. 7 главных московских ворот (неопр.)
    . Русская семёрка (14 августа 2016). Дата обращения 11 декабря 2018.
  10. Рустам Рахматуллин.
    На Покровском бульваре раскопали стену Белого города
    (неопр.)
    . Известия (24 июля 2007). Дата обращения 11 декабря 2020.
  11. Августин Северин.
    Памятник средневековой истории России может оказаться под землей
    (неопр.)
    . Известия (12 апреля 2016). Дата обращения 11 декабря 2020.
  12. В Москве создадут сквер, посвящённый фильму «Покровские ворота» (неопр.)
    . Новые известия (3 декабря 2018). Дата обращения 11 декабря 2018.
  13. В Москве создадут сквер из фильма «Покровские ворота» (неопр.)
    . Московский комсомолец (28 ноября 2018). Дата обращения 11 декабря 2020.
  14. Покровские ворота, площадь (неопр.)
    . Басманка.рф (29 мая 2012). Дата обращения 11 декабря 2020.
  15. 12Елена Владимирова.
    Леонид Зорин: « В «Покровских воротах» я описал свою жизнь…»
    (неопр.)
    . «Театрал» (2018). Дата обращения 11 декабря 2020.
  16. Айгуль Сагитова.
    Где на самом деле жили, любили и болели герои «Покровских ворот»
    (неопр.)
    . TELEPROGRAMMA (12 ноября 2017). Дата обращения 11 декабря 2018.

Красные

От Красных ворот осталось не только название, но и станция метро. Построили их не для прохода или проезда сквозь стену, а в качестве памятника в честь победы над шведами в Полтавской битве в 1709 году (они стали первой триумфальной аркой в стране). Деревянные ворота были возведены за счёт московских купцов. В 1724 году жена Петра Первого заменила их другими, да только через восемь лет в большом пожаре ворота сгорели. Позднее они были восстановлены, но уже в 1742 году и по другому поводу — в честь коронации царицы Елизаветы Петровны. А через шесть лет опять сгорели! Деревянная Москва была совсем не огнестойка.

В 1753 году арку восстановили, но уже в камне (опять за счёт купцов), и была она чудо как хороша: красные стены отделаны белоснежными деталями в стиле барокко, верхнюю часть венчает золочёный ангел. Ворота действительно были «красными», то есть «красивыми», публика приезжала любоваться на них со всех концов города.

Но и эти ворота не устояли — они были снесены в 1927 году при расширении Садового кольца. Сегодня только наружный дизайн станции метро «Красные ворота» напоминает о том, что когда-то здесь стояла прекрасная арка.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Вдохновленные новогодней программой российского телевидения, мы решили не отставать от него и тоже приобщиться к советскому кинематографу. Первый новогодний фильм для нашей страны — это, конечно же, «Ирония судьбы, или С легким паром». Но, увы, для пристального глаза «Квартблога», во всем подмечающего интерьерные изыски, в этом фильме их слишком мало, ведь герои — и Наденька, и Евгений с мамой — только что переехали и еще не успели распаковать большинство коробок. Какой еще фильм кажется вам новогодним? Для меня гимн Москве во все времена года, в том числе и зимней, гимн катку, гимн московскому быту, советской интеллигенции, сильным женщинам и очаровательным мужчинам — это «Покровские ворота» Михаила Козакова, снятый по одноименной пьесе Леонида Зорина.

Кстати, интересно заметить, что фильма-то этого мы с вами могли бы никогда и не увидеть: на его пути на экран была целая череда препятствий. Сначала Госкино не разрешало Козакову снимать фильм в качестве наказания за то, что он отказывался играть Дзержинского в фильме «Государственная граница». Очевидно, что из всех игравших Дзержинского (да и во всем нашем кинематографе) нет никого более похожего на Феликса Эдмундовича, чем Михаил Михайлович. Так что он сыграл его в целых трех фильмах и все-таки снял свои бесподобные «Покровские ворота». Но тут, снявшись в фильме в роли Людочки, Елена Коренева решила бросить родную страну и эмигрировать за рубеж. Выход на экран фильма с таким темным пятном опять оказался под вопросом. Даже после долгожданной премьеры в 1983 году проблемы не закончились: он был не сразу принят публикой и еще несколько лет пролежал на полке, только в 1986 заняв свое законное место на наших экранах и в наших сердцах. Однако при Хрущеве, конечно, сцены алькогольных возлияний Велюрова и Хоботовых с Саввой Игнатьевичем и Орловичами были осторожно вырезаны, чтобы не искушать народ, отчаянно борющийся со своим пороком при помощи одеколонов и денатурата.

А вот что говорит о сложностях сам автор пьесы Леонид Генрихович Зорин:

Это было в 74-м году, я жил в Малеевке, в ноябре мне должно было исполниться 50, и естественно, возникло желание подбить итоги… И я решил вспомнить, как это все было, как я приехал в Москву. Единственное, я все сдвинул на десятилетие: я приехал в 1948 году, а «Покровские ворота» происходят в 57-м. Мне это нужно было для другой немножко атмосферы, чтобы ближе к нам было, и в этом году был Международной фестиваль молодежи. Написал, как я приехал, как я там жил, как москвички ко мне бегали. «Покровские ворота» — это абсолютно биографическое произведение, и действие такое автобиографическое. Очень долго я был Костиком Роминым, а потом немножко пошли в разные стороны, он пошел в одну, а я немножко в другую… Жизнь его слишком трудно с ним обошлась. Кроме тетки у меня нет ни одной придуманной фигуры в «Покровских воротах». Все, все живые, все до единого. Но теперь все умерли. Хоботов умер, Маргарита умерла, Велюров умер… В общем, все умерли. Я один остался. Это единственное произведение из всех моих, которое носит такой зеркальный характер. Между мною и Костиком нет даже малейшего зазора. К моему 50-летию Козаков сделал мне такой подарок – выпустил эту пьесу в Театре на Малой Бронной. Она шла 10 сезонов, 10 лет. После чего возник вопрос о ее экранизации. Я написал сценарий, мне огромных трудов стоило пробить Козакова на Мосфильм, потому что у него не было еще произведений, он не был в штате. Мне директор Мосфильма сказал: «У меня режиссеры ходят безработные». Но я умолил все-таки и на этом выиграл, безусловно. Я считаю, что это образцовая его работа. Конечно, он поменял актерский состав — не тот, что в театре. Ансамбль собрал прекрасный, на мой взгляд, не хватало только Костика. Я никогда не влезаю в эти дела, это мой принцип — я написал, режиссер ставит, — но здесь я всем, как говорится, проел плешь. Какого Костика ни выберут, меня не устраивает. Меня уже начала группа тихо ненавидеть. Понимаете, это же такое естественное положение — он меня играет, а все это не я. И вдруг показывают Меньшикова. Он, наконец, он!…

Помните в конце фильма взрослый Костик, сыгранный самим Козаковым, рассуждает о быстротечности и бесповоротности времени? Тогда его устами говорил пятидесятилетний Зорин, а в ноябре ушедшего года писатель справил уже свое 90-летие, и как тут и нам не задуматься о мимолетности жизни. Но пока, как восклицал Меньшиковский Костик, мы молоды, так что не станем унывать в самом начале нового года, а лучше сравним Москву 57-ого и ее интерьеры с нынешними.

Дом, в котором снимал квартиру юный Зорин, стоит на Петровском бульваре, 13. Драматургу выделили комнату в квартире, некогда принадлежащей главному прокурору Москвы Ивану Смирнову. В то время Смирнова уже расстреляли, а в квартире жили его родственники — переводчица французской литературы Надежда Жаркова (прообраз Маргариты Павловны) и переводчик, литературовед Борис Песис (прототип Льва Хоботова).

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

А действие фильма происходит в доме, что находится по адресу Нащокинский переулок, 10. Он не был снесен, как повествует нам конец фильма, но преображен был значительно. В 90-е дом вырос еще на один этаж, разжился мансардой, балконом и подземной парковкой.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Узнаете квартиру?

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Пройдемся же по комнатам знакомой коммуналки. Первым делом выпьем чаю с Маргаритой Палной в окружении двоих ее мужчин.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Если вы хотите так же, как она, ни в чем себе не отказывать, мы нашли для вас по три варианта обоев, которые не сильно нарушили бы царящую здесь идиллию, гобеленовых скатертей «а-ля Хоботовы» и желто-золотистых штор.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

1, , 3

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Как мы видим даже по интерьеру, Маргарита Пална не лишена консервативного аристократизма в своих вкусах, но в то же время и придерживается передовых взглядов (все-таки Южной Америкой женщина занимается, мужей меняет, невзирая на уговоры советских ЗАГСов подумать и повременить с разводом). Колонны и классическая мебель сочетаются в ее комнате с довольно лаконичными обоями и всем необходимым, чтобы преуспевать не только в личной жизни, но и в этих самых занятиях Южной Америкой: карта и печатная машинка. (Тем более, что теперь ей нужно преуспевать вдвойне, ведь на ее плечах уже целых два больших ребенка.) Кстати, печатные машинки можно приобрести и сейчас: от современной модели за 1000 рублей до легендарного раритетного «Ундервуда» за 70 000 рублей.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Кровать с резными гирляндами, почти как та, в которой отдыхает от всех своих забот Маргарита Пална, есть в «Интерьерной лавке» в двух вариантах: молочная «Романс» и белоснежная «Роуз».

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

В кадрах, где Савва Игнатич исполняет для Орловичей свою прощальную песнь Розамунде, можно заметить, что и живопись, украшающая стены комнаты, написана не в стиле какого-нибудь ренессанса, а скорее в постимпрессионистической манере.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

На желтом фоне нашлась только одинокая, но довольная жизнью зебра от австралийской художницы Инны Семадар. Зебры с жеребятами, как в кино, нашлись у художников, выставляющих свои работы на «Ярмарке мастеров».

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Еще немного зебр, виртуозно умеющих поднимать настроение: снова зебра на желтом фоне, зебра, крутящая хулахуп, и зебра с плаката выставки в германском зоопарке.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Тоже на «Ярмарке мастеров» нашлась и пара картин этнической тематики: «Опыт» и «Индианка».

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Импрессионистические индейцы в профиль и вполоборота есть в интернет-магазине «Бутик картин». Стоят они в разы дороже, чем все вышеперечисленные картины. А вот для стеллажа Хоботовых нашлась практически точная копия. Заметьте, как итальянские этажерки Tosato похожи на ту, что видна из-за плеча Саввы Игнатича.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Погостив вместе с Орловичами у Хоботовых и Саввы, зайдем «хлопнуть по рюмашке» с артистом Мосэстрады куплетистом Велюровым.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Большой ассортимент старинных пианино был найден на сайте комиссионного, который предлагает не только доставку инструмента к вам домой, но и услуги настройщика. А вот украшающая пианино Венера была найдена в целых трех вариантах. Самая похожая «Венера Милосская» из литьевого мрамора цвета бронзы отечественного производства стоит 4 237 рублей. Двухцветная, золотисто-серебристая Венера, сделанная в Китае, и выглядит, и стоит дешевле: 2 000 рублей на сайте Wildberries. Доставка у них, как мы знаем, всегда бесплатная, и если ваши отношения с Венерой не сложатся, то от привезенного товара можно будет отказаться. У самой дорогой из найденных Венер есть руки, и ими она застегивает пояс. Бронзовая «Венера, застегивающая пояс» стоит аж 54 000 рублей. Правда, боюсь, если бы Маргарита Пална увидела такую статуэтку в комнате Аркадия Варламыча, она не только своего бывшего мужа, но и его сочла бы тайным эротоманом.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Шикарное зеркало, как у Аркадия Варламыча, встречалось нам во время похода в «Лору Эшли».

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Модель пошире стоит 45 500, а поуже — 65 000 рублей.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Теперь идем в комнату к еще одному служителю муз, не долго засидевшемуся в статусе холостяка. Комната Льва Евгенича не такая светлая, как у Аркадия Варламыча. В ней укромно и пыльно от бесконечных стопок книг. Главная достопримечательность этой комнаты, как мы помним, — это портреты зарубежных писателей, которые, не сговариваясь, или умерли страшной смертью, или покалечили себя, или перенесли тяжелое заболевание. Нам понравились вот такие черно-белые постеры. На сайте wikiart.org тоже есть много портретов известных личностей, среди которых можно найти и ваших любимых поэтов и прозаиков.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

А вот и сам Костик мирно спит в своем скромном приюте молодого историка.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Как мы помним, инструмент Костика в их трио с аккордеонистом Саввой Игнатьичем и вокалистом-пианистом Велюровым — это гитара.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Куда же историку без глобуса! Мы нашли сайт, где есть и сувенирные глобусы, и физические, самых разных цветов и с самыми разными креплениями. Больше всего нам понравились старинные, в охристо-желтой гамме. Аутентичные деревянные клетки сейчас, увы, тоже найти достаточно сложно: только в комиссионных или у частных мастеров.

Ну и, наконец, заглянем к замечательной тетушке Костика — Алисе Виталиевне.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Ее комната — это настоящий образец хорошего вкуса и сдержанного аристократизма. Сейчас даже сложно найти подобную мебель и детали интерьера, потому что зачастую то, что стилизуется под старину, делается слишком вычурным. Поэтому кое-что мы старались искать среди настоящего антиквариата. Например, подбирая аналоги к секретеру с шикарной резьбой, скромно предложим вам секретер из «Интерьеров Махараджей». Похожий, но более компактный секретер с множеством отделений мы встречали, когда ходили в гости к московскому антиквару Ираклию Месхии.

Но и из современных моделей нашлось кое-что очень даже похожее. Консольный столик кажется нам очень подходящим, а вот современные ретро-абажуры в большинстве своем несколько ярче того, что стоит на этом столике у Алисы Витальны. Самые «некричащие», которые удалось найти, — это «Марго», «Прованс» и «Natura N», стоят все они в районе одной — двух тысяч рублей.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Для тех, кому понравился канделябр, можем предложить не такие увесистые, но тоже очень впечатляющие модели.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Патефоны, так же как и пианино, и печатные машинки, можно найти на блошиных рынках или в комиссионных. Но один из таких волшебных чемоданчиков нашелся даже на ozon.ru. Интересно заметить, что и кружевная скатерть нашлась в магазине, специализирующемся на воссоздании советской реальности.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

А закончим мы наше путешествие от противного — с вешалки. Коридор коммуналки — место тоже очень важное, ведь именно здесь происходят все важные телефонные разговоры, встречи и прощания.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Изящный столик для телефона и косметики Parigi стоит около 14 500, а стоимость напольных вешалок, которые придадут вашему интерьеру богемных ноток и позволят избежать сверления стен под крючки, колеблется от полутора до восьми тысяч. Ну а где взять меловые доски для записи номеров, мы вам уже подробно рассказывали.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

И все-таки, несмотря на все обычные жизненные трудности, показанные в фильме, мы выходим из этой квартиры с улыбкой. Ведь сейчас мы не часто встретим соседей, которые все вместе готовятся к свадьбе и навещают друг друга в больнице.

Восстанавливаем интерьер коммуналки из «Покровских ворот»

Мы желаем вам жить в любви, дружбе и согласии, помнить, что Савва Игнатич учил жить «не для радости, а для совести», но все-таки не забывать жить для радости!

Добавить в избранное6

  • Теги
  • киноквартиры
  • эксперимент
  • обзор
  • обзор магазинов
  • винтаж
  • антиквариат

киноквартиры, эксперимент, обзор, обзор магазинов, винтаж, антиквариат

Покровские

От этих ворот осталось одно лишь название, хотя когда-то они существовали на самом деле как проход в стене оборонительного Белого города (кстати, небольшая часть того самого города сохранились в Москве в качестве музея под открытым небом, и именно в районе Покровских ворот). Белая стена простояла двести лет, пришла в негодность и была разобрана по приказу императрицы Екатерины Второй — тем более, что к тому времени она уже не несла никакой оборонительной функции. Вместо стены проложили бульвары, на месте ворот устроили площади, а около площадей даже поставили типовые двухэтажные гостиницы по проекту питерского архитектора В.П. Стасова, чтобы оказать гостям города уважение прямо «у ворот» — даром, что не существующих!

Статья по теме

Бульварная история. Что видел Тверской за века своего существования

Площадь Покровские ворота

Чистопрудный бульвар заканчивается площадью Покровские ворота, где Бульварное кольцо пересекает улица Покровка (в 1940-92 гг. улица Чернышевского). Изначально она была известна как дорога Хомутовка, а современное название получила в XV веке по церкви Покрова в Садех (Маросейка, дом №2, снесена в 1777 г.). В то время в этом районе располагались великокняжеские сады. В XVI веке улица начиналась в черте Земляного города и ещё не была заселена, а в XVII веке служила для проезда в царские усадьбы Рубцово-Покровское и Измайлово. Близ ворот Белого города с левой стороны была слобода котельников, с правой – калашников. За воротами слева лежала дворцовая Огородная, а справа – дворцовые Барашёвская (барашей-шатерников), Садовая и Казённая слободы. В XVIII веке в районе Покровки появились владения знати и застройка улицы стала очень неоднородной: дворцы чередовались с деревянными домиками. Только к середине XIX века преобладающими стали каменные дома, в основном двухэтажные с лавками в первом этаже. Значение Покровки как транспортной артерии, усилившееся с появлением в 1860-х гг. Курского вокзала, вызвало строительство каретных лавок (дома № 9, 32, 43, 47), кузниц (во дворе дома № 43), питейных домов (дом № 34), харчевен (дом № 8) и так далее. Первоначально частью Покровки являлась и улица Маросейка (с 1954 по 1990 гг. улица Богдана Хмельницкого), которая получила собственное название в XVII веке по находившемуся на углу с Большим Златоустинским переулком Малороссийскому подворью (владение № 9). В XVI веке улица ещё не была плотно заселена и её облюбовали иноземцы, выселенные в 1652 году в Немецкую слободу. В XVII веке цари ездили по Маросейке (начинавшейся тогда у Ильинских ворот Китай-города) и улице Покровке в свои загородные усадьбы. При Петре I путь царских кортежей пролёг по Мясницкой улице, и Маросейка осталась неблагоустроенной. Что касается площади Покровские ворота, то она, по сути, является частью Покровки. Её ограничивают корпуса гостиниц первой четверти XIX века (№ 16 и 17), а также жилой дом № 19. Гостиница на Покровке, сразу за Чистым прудом, наиболее хорошо сохранившаяся из четырех уцелевших гостиниц с «одинаковой фасадою», строившихся на Бульварном кольце. Она отмечена памятной доской с надписью: «Бывшая Гостиница у Покровских ворот построена в 1799-1802 гг. по проекту выдающегося зодчего Василия Петровича Стасова». Между площадью Покровские ворота и современной улицей Макаренко размещался второй на Бульварном кольце лесной рынок (первый, как мы помним, был на Трубной площади). Назывался он «Лесные ряды». Кроме леса здесь торговали также кирпичом и известью. А мы продолжим нашу прогулку, перейдём на Покровский бульвар и остановимся примерно у его пересечения с Хохловским переулком.

Никитские

Эти ворота также были одним из 11 проездов в стене Белого города. Когда-то здесь располагался Никитский монастырь, основанный в 1582 году дедом первого царя династии Романовых Никитой Захарьиным. А ворота с башенкой над ними располагались аккурат на месте нынешней Никитской площади. В конце XVIII века они были разобраны вместе с Белым городом. Сегодня это один из уютных и очень интересных уголков Москвы: здесь можно полюбоваться Вознесенской церковью, в которой венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова, современным фонтаном «Наталья и Александр», посвящённым этому событию, домом купца Рябушинского — знаменитым творением архитектора Ф.О. Шехтеля. От площади в разные стороны уходят два бульвара — Тверской и Никитский.

Примечания[ | ]

  1. Агеева, 2003.
  2. Мясников, 2013.
  3. 12
    Вострышев, 2020.
  4. Мария Городова.
    Православные 14 октября отмечают Покров Пресвятой Богородицы
    (неопр.)
    . Российская газета (13 октября 2018). Проверено 11 декабря 2018.
  5. 12Айрат Багаутдинов.
    Градокопатели Белокаменной: как благоустраивали Москву из века в век
    (неопр.)
    . РБК (21 июля 2016). Проверено 11 декабря 2020.
  6. Сытин, 1958.
  7. Бусева, 1997.
  8. Школьник, 2010.
  9. 7 главных московских ворот (неопр.)
    . Русская семёрка (14 августа 2016). Проверено 11 декабря 2018.
  10. Рустам Рахматуллин.
    На Покровском бульваре раскопали стену Белого города
    (неопр.)
    . Известия (24 июля 2007). Проверено 11 декабря 2020.
  11. Августин Северин.
    Памятник средневековой истории России может оказаться под землей
    (неопр.)
    . Известия (12 апреля 2016). Проверено 11 декабря 2020.
  12. В Москве создадут сквер, посвящённый фильму «Покровские ворота» (неопр.)
    . Новые известия (3 декабря 2018). Проверено 11 декабря 2018.
  13. В Москве создадут сквер из фильма «Покровские ворота» (неопр.)
    . Московский комсомолец (28 ноября 2018). Проверено 11 декабря 2018.
  14. Покровские ворота, площадь (неопр.)
    . Басманка.рф (29 мая 2012). Проверено 11 декабря 2020.
  15. 12Елена Владимирова.
    Леонид Зорин: « В «Покровских воротах» я описал свою жизнь…»
    (неопр.)
    . «Театрал» (2018). Проверено 11 декабря 2020.
  16. Айгуль Сагитова.
    Где на самом деле жили, любили и болели герои «Покровских ворот»
    (неопр.)
    . TELEPROGRAMMA (12 ноября 2017). Проверено 11 декабря 2020.

Триумфальные

Площадь Тверской заставы и Триумфальная арка в Москве, 1920-е. Фото: Commons.wikimedia.org
В завершение обзора — ворота Триумфальные, торжественные и очень красивые. Они были построены в честь победы русского оружия в войне 1812 года на площади Тверской Заставы архитектором Осипом Бове. Выбор места был обусловлен тем, что именно у этой заставы встречал императора московский высший свет. Строить было непросто: песчаный грунт и подземные ключи осложняли возведение тяжёлых ворот, поэтому в землю было забито три тысячи дубовых свай. В фундамент «на счастье» насыпали горсть серебряных рублей выпуска 1829 года.

Открытие состоялось в 1834 году. Торжественная арка простояла чуть больше ста лет и в 1936 году была разобрана. Правда, архитекторы тщательно обмерили и зарисовали все детали памятника архитектуры. И когда в 1965 году арку было решено восстановить, эти обмеры очень пригодились. Сегодня восстановленные чудесные декоративные ворота украшают Кутузовский проспект.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: