Выстрел в потешном дворце


Расположение

Потешный дворец находится между двумя кремлевскими стенами. Он расположен на довольно узком пространстве. Однако мастерство неизвестного архитектора проявилось в том, что он сумел на достаточно небольшом участке поместить не только жилое здание, но и сад, крыльцо и некоторые хозяйственные строения. Усадьба расположена между Комендантской и Троицкой башнями. Это местоположение свидетельствовало об особом расположении царя Алексея Михайловича к ее владельцу — своему тестю, И. Милославскому. Потешный дворец был построен в 1651 году. Особенностью его расположения было то, что он находился в центре участка с парадным выходом на юге и хозяйственным двором на севере. После смерти первоначального владельца дворец отошел к царю и был соединен с его жилищем с помощью различных переходов. Данное строение интересно тем, что было выстроено из камня, что являлось редкостью для рассматриваемого времени.

потешный дворец

Архитектура

Здание имеет квадратную форму в разрезе, однако, посредине разделено проходом. Его постройки объединены между собой специальной проездной аркой. Оно интересно тем, что стало одним из этапов каменного строительства в столице, которое в рассматриваемое время только начиналось. Фасад был разделен поэтажно, что также свидетельствует о высоком уровне зодчества. Потешный дворец примечателен тем, что его украшает белокаменный декор – искусство, известное еще со времен Древней Руси и получившее достаточно широкое распространение впоследствии. Жилые комнаты расположены по принципу анфилад, что роднит данную постройку со знаменитым Теремным царским теремом. Но Потешный дворец Московского Кремля особенно известен тем, что в нем расположена домовая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Этот храм гармонично вписан в объем основного здания. Церковь находится в восточном фасаде. На западной стороне находится плоская платформа с висячими садами, которые служили папертью.

потешный дворец московского кремля

Дальнейшая судьба

Потешный дворец в Кремле, будучи изначально жилым помещением, впоследствии превратился в место для проведения театрализованных представлений для царской семьи, откуда он и получил свое название. Потом здесь проживали царевны. Однако при императоре Петре I он утратил свое предназначение: новый правитель, который основной культурный центр перенес в Петербург, расположил здесь Полицейский приказ. В начале XIX века здесь располагался штаб коменданта Москвы.

В этом же столетии был составлен план по перестройке дворца. Архитектор И. Еготов решил переделать восточный фасад и сделать его главным в здании. Поэтому к дворцу был пристроен новый, дополнительный северный фасад, а интерьеры были отделаны в популярном тогда псевдоготическом стиле. К сожалению, домовая церковь, которая являлась лучшей частью всего сооружения, при этом была упразднена. Новым элементом был пристроенный балкон на столбах в виде кубышек. Впрочем, во второй половине этого же века Н. Шохин попытался вернуть строению первоначальный вид, однако его проект был лишь слабой попыткой стилизации старого облика здания.

Теремной дворец

Теремной дворец — это часть официальной резиденции Президента Российской Федерации, а вовсе не музей, так что попасть туда крайне затруднительно. Так что мы предлагаем воображаемую экскурсию. Можете открыть фотографии интерьеров и чертежи и следить по тексту, тогда все встанет на свои места и уложится в стройную картину. Правда, в фотопосте не очень понятно, что к чему относится, но это лучшее, что удалось найти, ведь самим туда пойти и во всем разобраться нельзя: режимный объект.

Войдем в Большой Кремлевский дворец через главный вход с Боровицкой улицы, поднимемся по Парадной лестнице, пройдем через Аванзал и уголок Георгиевского зала во Владимирский зал. Слева будет разлапистая и красная, будто растекшаяся лава, лестница в Зимний сад и на хоры Владимирского зала. Справа — проход в Святые сени Грановитой палаты. А прямо перед нами — три арки, ведущие в Белый коридор Теремного дворца. Прямо за арками — вход в сени Золотой Царицыной палаты и саму эту палату. Все это — второй этаж.

Золотая Царицына палата обстроена со всех сторон, кроме одной, которая видна между Грановитой палатой и церковью Ризоположения. Отделка фасада ренессансная. Палата называется Золотой из-за росписей. В дни больших праздников именно в этой палате царицы принимали поздравления, а в дни именин еще и жаловали гостей именинными пирогами в присутствии царя.

Сюда же по традиции приходили всех чинов люди, чтобы поднести новорожденному царевичу или царевне «на зубок» что-нибудь вроде иконы, серебра, соболя или дорогой ткани. А еще в палате интересная акустика из-за горшков, заложенных в своды.

Сени Золотой Царицыной палаты известны также как Жилецкая или Проходная палата. Там дежурила дворцовая стража (дворяне-жильцы). В старину сени вели не только в Золотую Царицыну палату, но и на Задний внутренний двор. Сейчас они соединяют Желтый и Белый (Фрейлинские) коридоры, которые тянутся вдоль северного и южного фасадов Теремного дворца соответственно.

Напротив входа в Золотую Царицыну палату в сенях есть дверь, ведущая в комнаты фрейлин. Эти комнаты тянутся через весь дворец до церкви Рождества Богородицы. Раньше это были Мастерские палаты, здесь делали и хранили всю одежду и постельные принадлежности царской семьи. А еще раньше это были палаты дворца Ивана III. В конце ряда этих комнат, у самой церкви Воскрешения Лазаря (тогда она находилась на втором этаже) была Задняя палата, приемная великой княгини Елены Глинской.

Итак, мы осмотрели второй этаж Теремного дворца, построенный Алевизом. Между церковью и Задней палатой есть Боярская лестница. Спустимся по ней на первый этаж. Здесь тоже с севера и юга здание опоясано коридорами. Сначала идет семь помещений, которые в XIX веке были кухнями, а изначально — подклетами палат дворца Ивана III. Далее под Жилецкой и Золотой Царицыной палатами находятся их же подклеты. Здесь дворян-жильцов били батогами за провинности и сажали под арест.

Под землей сохранились погреба и ледники великого князя. Попасть туда можно из некоторых подклетов первого этажа.

Вернемся во Владимирский зал. Оттуда можно подняться на Верхоспасскую площадку (Передний каменный двор). До строительства Большого Кремлевского дворца это была действительно площадка под открытым небом на крыше второго этажа Теремного дворца. Причем до каменных хором XVII века здесь были жилые деревянные хоромы царей/великих князей, а дальше в сторону церкви Рождества Богородицы — цариц/великих княгинь.

Раньше со двора на Верхоспасскую площадку можно было подняться по роскошной лестнице, которая отделялась от площадки знаменитой Золотой Красной решеткой. Лестница была украшена золочеными львами, сидевшими на перилах каждой площадки.

Решетка, в отличие от лестницы, и ныне там. Решетка железная, позолоченная, расписанная красками. Есть легенда, будто ее отлили из медных денег после Медного бунта, но на самом деле нет.

Что ж, вот мы на Верхоспасской площадке. Если пойти прямо, то попадем в Чугунный коридор, идущий вдоль северного фасада. Если пойти направо, то будет Трапезная, а за ней — церковь Спаса за Золотой решеткой, она же — Верхоспасский собор. А вот влево поднимается лестница со львами. Львы держат вензели Николая I и появились при нем же. Крыльцо, помещенное внутрь крытого помещения, выглядит несколько противоестественно.

Под лестницей есть маленькая дверца, пройдем в нее и окажемся в анфиладе из пяти фрейлинских комнат. Изначально это были палаты нижнего яруса Теремного дворца. Из всех этих помещений можно попасть в Чугунный коридор. Кстати, на четвертом этаже над частью Чугунного коридора находится Портретный коридор. В него можно попасть по лестнице из трапезной Верхоспасского собора. На потолке Портретного коридора красуются российский императоры, отчего коридор называется также Романовской галереей.

Среди помещений третьего этажа одно было Потешной палатой, другое — государевой мыленкой, куда царь спускался по специальной потайной лестнице, сохранившейся до наших дней. Мыленка была изолирована свинцом, чтобы вода не проходила на нижний этаж.

Ладно, вернемся на Верхоспасскую площадку и поднимемся, наконец, по лестнице. Мы находимся на Золотом крыльце, увенчанном шатровой башенкой. С Золотого крыльца проходим в Проходные сени, а дальше — в Переднюю (Крестовую, Столовую, Гостиную) палату. Первоначально она называлась Передней избой, потому что принципиальной функциональной разницы между царским и крестьянским домом не было.

Следующее помещение — Престольная (Золотая) палата, она же Комната. Это собственный кабинет государя. Именно здесь впервые оглашались царские указы, а уж потом глашатаи разносили их повсюду. Центральное южное окно Комнаты снаружи выделено белокаменной резьбой и львами. На северную сторону выходят две двери, но сейчас они ведут в никуда, а раньше был всход в Верхний терем и сход в нижний ярус.

За Комнатой находятся последние две маленькие комнатки: Моленная (Крестовая) и Опочивальня (Чулан). Раньше существовали еще и царский буфет, и хоромы придворных богомольцев, но они не сохранились.

Из Проходных сеней можно подняться по очень крутой лестнице на пятый этаж Теремного дворца, где посреди обширной площадки (Верхнего Каменного двора) красуются Каменный Чердак (Терем) со Смотрильной башенкой. Терем — это одна большая светлая зала, фасады которой обильно украшены изразцами.

Картинка кликабельна.

В наше время

Основание Потешного дворца стало важным этапом архитектурного строительства столицы. Это было одно из интереснейших архитектурных сооружений своего времени. В течение некоторого времени здание служило квартирой для Сталина. В наши дни здесь расположены кремлевские службы.

потешный дворец в кремле

В начале 2000-х годов в здании были проведены реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены фасады церкви, а также некоторые элементы внутреннего убранства. При проведении работ была обнаружена уникальная находка – редкий образец белокаменной резьбы с тематикой, которая в целом не характерна для XVII века. Рисунок содержал изображения фантастических существ и турниров. Значение памятника состоит в том, что это превосходный образец боярской жилой усадьбы, которая достаточно хорошо сохранилась до наших дней.

История

После прихода к власти новой династии — Романовых, в кремле начинается строительство дворцовых помещений, которые отражали представления о том, как должна выглядеть царская резиденция. Сначала на территории крепости появился царский дворец с каменными жилыми покоями, позднее его стали называть Теремным дворцом. Затем был возведен Патриарший дворец для патриарха Никона. В 1651 году были выстроены боярские хоромы для Ильи Дмитриевича Милославского, который приходился царю Алексею Михайловичу тестем. Позднее их стали называть Потешным дворцом.

Для строительства была выбрана территория рядом с царской резиденцией, однако стоит отметить, что место было не самым удачным — участок был сильно вытянут, с одной его стороны находилась крепостная стена, а с другой узкая улица, что повлияло на архитектуру здания. Оно состояло из парадного и хозяйственного дворов, соединенных проездной аркой. Сооружение украшал белокаменный резной декор, который отделял этажи друг от друга, расположение жилых помещений было схоже с анфиладной планировкой.

Интересной архитектурной особенностью стала домовая церковь Похвалы Богородицы, расположенная над средней частью восточного фасада дворца. По канонам алтарь церкви не должен был находиться над жилыми помещениями нижнего этажа, поэтому его вынесли наружу. Для этого было придумано интересное решение — архитектор спроектировал наклонные машикули, поддерживающие алтарь церковного сооружения. В основе этой опоры находятся прочные белокаменные блоки, вставленные в кирпичную кладку. Такое решение нетипично для русской архитектуры, возможно, его увидел сам Милославский во время поездок в Германию или Голландию, есть предположения, что там он мог нанять мастеров, которые занимались постройкой дворца.

© pavlov-kld

В одной из частей сооружения имелась плоская крыша с висячими садами, ее использовали как церковную паперть. После смерти Милославского хоромы отошли в казну, позднее к ним пристроили каменный переход, соединяющий их с дворцом царя. Во дворце жили члены царской семьи, со временем здесь стали проводиться потехи — театральные представления, которые с удовольствием посещали представители правящей династии и придворные. В силу этого дворец стали называть Потешным. Известно, что выступала на сцене и царевна Софья, дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской.

С приходом к власти Петра I во дворце стало размещаться полицейское управление, после переноса столицы в Санкт-Петербург и отъезда царского двора в здании проживал комендант крепости, и размещались службы канцелярии. В 1806 году сооружение было перестроено — завершение церкви разобрали, а фасады приобрели характерные особенности неоготики. Во второй половине XIX века архитектор Шохин провел работы по возвращению зданию исконной архитектуры, однако это не было полноценной реставрацией, имела место лишь стилизация.

После прихода большевиков к власти в самом Потешном дворце и его пристройках жили со своими семьями члены Совета народных комиссаров. Известно, что несколько лет во дворце находилась квартира Иосифа Сталина и его семьи. С этим связана и трагическая история — в одной из комнат сооружения совершила самоубийство его жена Надежда Аллилуева.

В 1970-е годы проводились исследования дворца, реставраторы разработали проект воссоздания глав домовой церкви, который удалось реализовать только в начале 2000-х годов. В ходе реставрации фасадов на наличниках парадного этажа удалось обнаружить белокаменную резьбу, на которой можно увидеть изображения реальных и фантастических животных, цветы, сцены рыцарских турниров. Была отреставрирована часть фасадов, которым возвратили исторический цвет. Работы коснулись и некоторых интерьеров сооружения, в ходе которых специалисты обнаружили интересные детали — белокаменный кессонированный потолок и орнаментальные росписи на стенах.

В наши дни во дворце размещаются служебные помещения Комендатуры Кремля.

© Татьяна Лискер

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: