Савеловский вокзал в Москве

У этого термина существуют и другие значения, см. Бутырская.

Станция
Москва-Бутырская
Савёловское направление Алексеевская соединительная линия
Московская железная дорога
Центральный фасад
ДЦСДЦС-3 Московско-Смоленский
Регион ж. д.Московско-Смоленский
ОператорРЖД
Дата открытия1902[1]
Прежние названияБутырский вокзал
Классность1
Количество платформ5
Количество путей11
Тип платформостровные
Форма платформпрямая, изогнутая
Прилегающие перегоныМосква-Бутырская — Бескудниково (2), Москва-Рижская — Москва-Бутырская (2), Москва-Бутырская — Москва-Пасс.-Смоленская (2)
Выход кПлощадь Савёловского Вокзала
РасположениеМосква, СВАО Бутырский
Пересадка на станции Савёловская

Савёловская Савёловская

Пересадка на: м10, 72, 82, 84, 87, 126, 384, 727, т3, т29, т47, т56, т78, т79.
Установленный километраж0
Тарифная зона0
в АСУЖТ196004
в «Экспресс-3»2000009
Медиафайлы на Викискладе

Савёловский вокзал

(до 1912 —
Бутырский
) — пассажирский терминал станции
Москва-Бутырская
, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, с 1999 года — единственный вокзал в городе, обслуживающий только пригородные электропоезда[2].

Савёловский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов[3].

Станция Москва-Бутырская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному применению является грузовой, по объёму работы отнесена к 1 классу. Является начальным пунктом Савёловского направления МЖД. Не является тупиковой, через станцию также проходит транзитом Алексеевская соединительная линия, к которой примыкает Савёловское направление. Также является станцией линии МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» Московских центральных диаметров.

Часто встречается ошибочное название станции Москва-Савёловская — в пригородных расписаниях, схемах остановочных пунктов, автоинформаторах в электропоездах.

Москва-Бутырская — Савёлово
Условные обозначения
на Смоленское направление МЖД
(Алексеевская соединительная линия)
0Москва-Бутырская
на Курское направление МЖД (Алексеевская линия)
Дмитровская 09 (проект)
1,1 Рижское направление МЖД
Бутырский путепровод
3,0Тимирязевская 09 13
4,8 Главный ход ОЖД
Петровско-Разумовская 09 10 (проект)
3-й Нижнелихоборский проезд
6,4Окружная 10 14
Станционная улица
6,6 Малое кольцо МЖД
СВХ (строится)
7,1 р. Лихоборка
8,3Дегунино
9,9 Бескудниковская ж/д ветка и съезд на МКМЖД
10.3Бескудниково
12,3Лианозово
Дмитровское шоссе
13,8Марк
МКАД
14,6
руч. Дмитровский
Долгопрудненское шоссе — Лихачёвский проезд
15,9Новодачная
17,5Долгопрудная
Московская улица — Проспект Пацаева
19,3Водники
19,9 Хлебниковский затон — Котовский залив
улица Якова Гунина
20,5 Канал имени Москвы
21,2Хлебниково
Новое шоссе
22,8Шереметьевская
28,0Аэропорт Шереметьево
(Южное)
Аэропорт Шереметьево Северное (строится)
26,1Лобня
улица Киово — Батарейная улица
ТЧ-14 Лобня
27,7Депо
р. Раздериха
30,2Луговая
Центральная улица
р. Учаг.о. Лобня
Дмитровский г.о.
33,4Некрасовская
Школьная улица — Шоссейная улица
35,0Катуар
38,1Трудовая
Дмитровское шоссе
44,1 Большое кольцо МЖД
р. Базаровка
44,9Икша
ЦКАД (строится)
р. Икша
Московское малое кольцо
49,1Морозки
Дмитровское шоссе
53,3Турист
Дмитровское шоссе
55,6 Канал имени Москвы
58,5Яхрома
Железнодорожная улица
61,1 Большое кольцо МЖД
2-я Московская улица
р. Хомиловка
64,5Дмитров
Ново-Рогачёвская улица
улица Каналстрой
70,0Каналстрой
(↓1 путь↓)
Дубненская улица
Московское большое кольцо
74,3Им. Барсученко
77,5Орудьево
р. Кухолка
88,9Вербилки
89,2ответвление на Дубну
97,8Соревнование
улица Соревнование
102,3Запрудная
Первомайская улица
112,5Темпы
115,2Мельдино
Дмитровское шоссе
118,9119 км
122,0Карманово
123,2 р. СестраТалдомский г.о.
г.о. Дубна
Новое шоссе
126,9Большая Волга
Станционная улица
Дубненский мост
Московская улица
Дачная улица
улица Жолио-Кюри
132,1Дубна
р. Дубна
93,594 км
р. Свистушка
100,2Власово
р. Куйминка
110,0Талдом-Савёловский
улица Шишунова
118,6Лебзино
120,6
124,0124 км
127,5Московская ЖД (Моск.-Смоленский ргн)
Октябрьская ЖД (Московский ргн)
129,5Савёлово
на Калязин, Углич, Сонково (ОЖД)
Белорусско-Савеловский диаметр
Савеловское и Смоленское направления МЖД
Условные обозначения
Лобня
Шереметьевская
Хлебниково
Водники
Долгопрудная
Новодачная
Марк
Лианозово
Илимская
Бескудниково
Дегунино
Окружная
Петровско-Разумовская
Тимирязевская
Дмитровская
Савёловская (Савёловский вокзал)
Белорусская (Белорусский вокзал)
Беговая
Тестовская
Фили
Славянский бульвар
Кунцевская (Кунцево)
Рабочий Посёлок
Сетунь
Немчиновка
Сколково
Баковка
Одинцово

Краткая характеристика[ | ]

В границах станции находятся:

  • Тупиковые пути непосредственно к северу от здания вокзала, от которых отходят пригородные электропоезда далее на север по Савёловскому направлению МЖД. Проход к платформам и обратно — через турникеты.
  • Два пути 2 и 3А к востоку от тупиковых, по которым следуют транзитные электропоезда с Савёловского направления далее на юг на Смоленское (Белорусское) направление через Алексеевскую соединительную линию и обратно. Путь 2 (на Смоленское направление) находится у восточной островной платформы, проход к боковой платформе пути 3А (на Савёловское) через отдельный подземный переход. Также по этим путям следуют аэроэкспрессы из/в аэропорт Шереметьево (до ноября 2020 года без остановки, следуют от Москвы-Пасс.-Смоленской) и поезда дальнего следования на Савёловское направление (отправляются также от Москвы-Смоленской, перенесены туда с данной станции ранее). Проход к платформам через те же турникеты.
  • Двухпутный участок Алексеевской соединительной линии, к которому примыкают пути 2 и 3А. На этой линии также вблизи находится отдельный остановочный пункт — островная платформа Савёловская, проход к которой осуществляется через подземный переход от вокзала или станции метро, без турникетов. Платформа обслуживает транзитные электропоезда с Курского направления далее на юг на Смоленское (Белорусское) направление и обратно, а также по этим путям следуют поезда дальнего следования. В границах станции из путей у платформы находится только западный путь № I (в сторону Белорусского вокзала), по пути № II в станцию входит менее длинный участок южнее с примыканием путей 2 и 3А.
  • Пути для основной грузовой работы, в том числе к востоку от основных путей.

Станция узловая, движение возможно в двух направлениях:

  • На север по Савёловскому направлению: перегон к станции Бескудниково, ближайшая платформа на перегоне — Тимирязевская
  • На юг по Алексеевской соединительной линии в сторону Смоленского (Белорусского) направления: перегон к станции Москва-Пассажирская-Смоленская, она же является ближайшим остановочным пунктом

До 21 ноября 2020 года (запуска МЦД-1) была возможна пересадка на платформу Савёловская на третье направление, на северо-восток по Алексеевской соединительной линии в сторону Курского направления: перегон к станции Москва-Рижская, ближайшая платформа на перегоне — Москва-Станколит (в настоящее время пригородное движение по этому участку закрыто).

На Савёловском вокзале 11 путей. 9 из них (кроме путей 5 и 6) используются для прибытия и отправления электропоездов. Площадь вокзала равна 6 тыс. кв.м. Электропоезда на Савёловское направление следуют:

  • по главному ходу до станции Савёлово (город Кимры) или до более близких станций (основные — Дмитров, Икша, Лобня)
  • до Дубны по ответвлению от главного хода (в частности, курсирует комфортабельный экспресс, состоящий из восьми общих вагонов первого и второго класса, с остановками в Лобне, Дмитрове, Вербилках и на Большой Волге)
  • Производится движение РЭКС — региональных экспрессов по маршруту Савёловский вокзал — Долгопрудный — Лобня.

Ранее также работали «прямые» электропоезда на Большое кольцо МЖД (БМО) через Яхрому и Дмитров, самый длинный маршрут достигал в 1990-е—2000-е годы станции Наугольный. Последние маршруты были отменены с 15 ноября 2020 года: до Жёлтиково (1 пара по выходным) и Костино (1 пара)[4].

Как добраться до вокзала?

Доехать до Савеловского вокзала можно на метро. Выходить следует на одноименной станции Серпухово-Тимирязевской ветки. Дойти от метро до вокзала можно приблизительно минуты за две. Также сюда можно приехать на машине. Необходимо добраться до ТТК в области Сущевского Вала, а затем свернуть на площадь вокзала.

Савеловский вокзал метро

История[ | ]

Вид на Савёловский вокзал. До 1917 года.
Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.

В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.

Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897—1902 годах). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились, и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы). Савёловским вокзал стал с 1912 года[2].

Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы, грузовой двор и 30-метровая водосборная башня, необходимая при паровозной тяге. Эта башня, ровесница вокзала, — единственное его историческое сооружение, дошедшее в целостности до наших дней.

В 1936 образованы две станции: Москва-Пассажирская-Бутырская и Москва-Товарная-Бутырская. В 1957 году объединены в одну станцию Москва-Бутырская[1].

Включение Бутырки в состав Москвы

Здание, как уже говорилось выше, было возведено за городом, недалеко от столицы. Но Московская дума прекрасно осознавала, что этот район стал перспективным. Поэтому в 1899 году были оформлены бумаги на новое разграничение столицы и уезда. Спустя 12 месяцев некоторые пригородные территории стали считаться московскими. Вот так люди, дома которых находились в загородном селе под названием Бутырка, стали считаться москвичами – в этом им помог вокзал и железнодорожная ветка. Обстоятельства сложились для них удачно. Они благодарили судьбу за Савеловский вокзал. Метро, кстати, сейчас находится совсем близко от него.

Реконструкция[ | ]

Здание вокзала со стороны перронов
С вводом действия нового графика движения пригородных поездов 31 мая 1981 года организовано сквозное движение до станций Белорусского направления и обратно (19 электропоездов в сутки, в обе стороны).

Вокзал, который не реконструировался с момента его основания, обветшал, уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. В 1987 году под руководством Я. В. Шамрая были начаты его расширение и реконструкция, оконченные 1 сентября 1992 года. Движение поездов во время работ не прекращалось. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута Серпуховско-Тимирязевская линия метрополитена (станция «Савёловская»).

С лета 1999 года был отменён пассажирский поезд № 198 Москва-Бутырская — Санкт-Петербург-Витебский, а оставшиеся пассажирские поезда (№ 602 до Рыбинска и № 642 до Сонкова) стали отправляться с Белорусского вокзала. Ныне Савёловский вокзал обслуживает только пригородные электропоезда, экспрессы Москва — Лобня, Москва — Дмитров и Москва — Дубна. Вокзал открыт с 4.30 до 0.30. В день принимает и отправляет более 80 пар поездов, по данным на 2014 год обслуживает 1 699 088 пассажиров в месяц, то есть более 50 тысяч человек в день[2][5].

Интерьер вокзала до реконструкции

3 марта 2000 года установлены турникеты.

В апреле 2011 года — построена новая платформа № 5 (путь № 3А) для пропуска поездов с Белорусского направления, новый подземный переход на эту платформу с перронной площади (до этого в обе стороны транзитные электропоезда следовали по пути № 2). С этого времени станция имеет 5 платформ и 11 приёмоотправочных путей.

В декабре 2012 года состоялся технологический ввод Савёловского вокзала после очередной модернизации, в которую инвестировано 522 млн руб[6]. Открыт новый зал ожидания для пассажиров, оборудован новый кассовый зал пригородной пассажирской (РЭКС), обслуживающей скоростные электропоезда Москва — Лобня, открыт новый ресторан сети питания на вокзалах KFC на 50 мест, медицинский пункт. Санитарно-гигиенический узел вокзала оборудован в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обслуживанию маломобильных пассажиров, предусмотрен специальный лифт, условиям безбарьерной среды отвечает новая система пандусов. Полностью обновлены инженерные и вентиляционные системы вокзала, системы видеонаблюдения и безопасности, по всей территории перронов уложена брусчатка[7].

В 2020 году, когда появился комплексный инфраструктурный проект Московские центральные диаметры, предусматривающий сквозной скоростной маршрут Лобня — Одинцово через Савёловский вокзал, перспективы и будущая роль вокзала при новой схеме поездопотоков снова оказались в центре дискуссий. Согласно одному из вариантов развития событий, вокзал после 2020 года может прекратить существование[8].

30 декабря 2020 года рядом с вокзалом открылась вторая станция метро, на Большой кольцевой и Солнцевской линиях.

Входит в состав Московских центральных диаметров, линия МЦД-1[9].

Аэроэкспресс[ | ]

В 2005 году началась реконструкция и переоборудование вокзала и платформ. Часть территории вокзала была превращена в терминал , занимающейся доставкой пассажиров в аэропорт Шереметьево. С 2005 по 2008 год действовала смешанная схема: экспрессы ходили только по маршруту Москва-Бутырская — Лобня, а дальнейшая доставка пассажиров в аэропорт происходила специально организованным маршрутом автобуса[2].

В ходе реконструкции:

  • была построена новая боковая пассажирская платформа,
  • реконструированы три уже существующих платформы,
  • установлена новая информационная система.

Работы были завершены летом 2008 года, к пуску прямых экспрессов в аэропорт Шереметьево. В 2008 году была повторно заменена информационная система. Движение было открыто полностью 10 июня. На момент открытия по ветке ходила 21 пара поездов с интервалом около получаса.

С 28 августа 2009 года было открыто регулярное движение электропоездов по маршруту Белорусский вокзал — аэропорт Шереметьево. Аэроэкспрессы в аэропорт Шереметьево следовали от Белорусского вокзала с остановкой на Савёловском вокзале. В обратном направлении, от аэропорта Шереметьево до Белорусского вокзала, остановка на Савёловском вокзале не производилась[10].

С 30 мая 2010 года остановка на Савёловском вокзале поездов, следующих с Белорусского вокзала в Шереметьево, отменена. Движение РЭКС-экспрессов по маршруту Москва — Лобня под новым брендом продолжается.

Открытие скоростного движения по Савёловскому направлению имело не только преимущества, но и выявило серьёзные проблемы в организации движения на магистрали, пропускная способность которой сравнительно невелика. Пуск экспрессов в Лобню и Дмитров, аэроэкспрессов в аэропорт Шереметьево по одним путям с пригородными электропоездами привёл к нарушению регулярности расписания и возрастанию интервалов в движении электричек до 50 минут[11], к отстою переполненных электричек в ожидании обгона экспрессами на станциях Бескудниково и Марк, к чрезмерному скоплению ожидающих отправления на платформах в часы пик, вызвал недовольство пассажиров и критику в прессе[12]. Эта проблема была в основном устранена в октябре 2020 года, когда было введено в действие оптимизированное расписание[13].

В 2020 году «РЖД» предложило вернуть отправление аэроэкспрессов в Шереметьево с Белорусского вокзала на Савёловский в связи с габаритами новых двухэтажных составов, не вписывающихся в Тверской путепровод, памятник архитектуры московского модерна начала XX века[14]. Однако оно было отклонено по итогам проведённого на портале «Активный гражданин» голосования.

Московский аэроэкспресс
Условные обозначения
Аэропорт Шереметьево
Окружная 10 14
Савёловский вокзал
8А 09 11
Белорусский вокзал 02 05
на Одинцово в режиме МЦД
Киевский вокзал 03 04 05
Аэропорт Внуково
Павелецкий вокзал 02 05
Верхние Котлы 14
Аэропорт-Домодедово

Общественный транспорт[ | ]

На этом остановочном пункте можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта:

Список маршрутов

Автобусы
72:Водный стадион Савёловский вокзал
82:Станция МЦД Дегунино
Верхние Лихоборы

Окружная (→)

Петровско-Разумовская
Савёловский вокзал
Белорусский вокзал
84:Рижский вокзал
Марьина Роща
Савёловский вокзал
Динамо

Тверская Застава
87:Мост Октябрьской железной дороги
Тимирязевская

Дмитровская
Савёловский вокзал
382:Ямское Поле Савёловский вокзал
Белорусский вокзал

Ямское Поле
384:Рижский вокзал
Марьина Роща
Савёловский вокзал
Динамо
692:Станция МЦД Дегунино
Верхние Лихоборы

Окружная (→)

Петровско-Разумовская
Савёловский вокзал
727:Улица 8-го Марта
Петровский парк
Савёловский вокзал
Дмитровская

Улица Всеволода Вишневского
м10:Лобненская улица
Верхние Лихоборы

Петровско-Разумовская

Тимирязевская

Дмитровская
Савёловский вокзал
Новослободская

Пушкинская площадь

Охотный Ряд

Театральная

Лубянка

Китай-город
т3:Верхние Лихоборы (→)
Петровско-Разумовская

Тимирязевская

Дмитровская
Савёловский вокзал
Новослободская

Маяковская
т29:Тимирязевская
Бутырская

Фонвизинская

Владыкино

Окружная

Верхние Лихоборы (→)

Петровско-Разумовская

Дмитровская
Савёловский вокзал
Динамо
т47:Бескудниковский переулок
Верхние Лихоборы

Петровско-Разумовская

Тимирязевская

Дмитровская
Савёловский вокзал
Новослободская

Самотёчная площадь
т56:Коровинское шоссе
Селигерская

Верхние Лихоборы

Петровско-Разумовская

Тимирязевская

Дмитровская
Савёловский вокзал
Тверская Застава
т78:9-я Северная линия
Селигерская

Верхние Лихоборы

Петровско-Разумовская

Тимирязевская

Дмитровская
Савёловский вокзал
Тверская Застава
т79:Стадион «Лужники» (южная)
Парк культуры

Станция «Смоленская» ещё не внесена в шаблон! Добавьте её, либо оформите вручную при помощи других параметров.

Баррикадная

Улица 1905 года
Савёловский вокзал

«→» — остановки проходятся только при движении в прямом направлении; «←» — остановки проходятся только при движении в обратном направлении.

Ремонт и реставрация

На протяжении долгого времени Бутырский вокзал (немного позже названный Савеловским) функционировал надлежащим образом, однако по мере увеличения количества перевозок он начал стареть, терять свой красивый облик.

Москва Савеловский вокзал

В 80-е годы ХХ столетия было постановлено, что здание необходимо отреставрировать и как следует отремонтировать. Проект был составлен сотрудниками Института Мосжелдорпроект, которыми руководил Шамрай. Ремонт затянулся на годы. Однако составы по-прежнему ездили по железной дороге – для этого не было преград. Билетные кассы в это время располагались во временных постройках.

В 1992 году, в первый день осени, здание, получившее новую жизнь, вновь открыло свои двери. В настоящее время Савеловский вокзал является, без преувеличения, безупречным пассажирским комплексом, предоставляющим посетителям большое количество разнообразных услуг.

Примечания[ | ]

  1. 12
    Архангельский, Архангельский, 1981.
  2. 1234
    Второй век Савёловского
  3. Структурные подразделения — ДЖВ
  4. Изменение расписания на Казанском, Савёловском, Киевском направлениях и в Новомосковске с 15 ноября
  5. Статистические данные по пассажиропотоку на РЖД (неопр.)
    (недоступная ссылка). www.zd-media.ru. Дата обращения 7 января 2017. Архивировано 8 января 2020 года.
  6. Эффект новых технологий (неопр.)
    . Дата обращения 12 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  7. Пассажиры требуют удобного расписания (неопр.)
    . Дата обращения 10 января 2013.
  8. Московские центральные диаметры поедут в 2020 году (неопр.)
    . Без штампов (6 декабря 2017). Дата обращения 6 декабря 2017.
  9. Портал Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москва. 31 октября 2020 г.
  10. Интерфакс: «Со вторника начнут ходить поезда с Савёловского вокзала до „Шереметьево“»
  11. M24.RU — Пригородные электрички будут ходить каждые пять минут — Сетевое издание М24 — Москва 24
  12. Ленский, 2013, с. 79—80.
  13. Московский железнодорожник, 16 октября 2020. Электрички ускорились
  14. Двухэтажный «Аэроэкспресс»
  15. Гудок, 18 декабря 2020. Олимпийский вокзал Светланы

Литература[ | ]

  • Архангельский А. С., Архангельский В. А.
    Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 276. — 368 с. — 100 000 экз.
  • Батырев В. М.
    Вокзалы. — М.: Стройиздат, 1988. — 214 с. — (Всеобщая история архитектуры). — ISBN 5-274-00181-5.
  • Васькин А. А.
    Чемодан-Вокзал-Москва: Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. — М.: «Спутник +», 2010. — С. 152. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9973-0700-4.
  • Ленский И. Л.
    Пассажиры и пустовозы // Московская кругосветка: второй век, вторая жизнь. — М.: Деловой ритм, 2013. — С. 79—80. — 192 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-903291-16-8.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: