Десницу святого Георгия Победоносца привезли в Москву


У этого термина существуют и другие значения, см. Парк Победы.
Мемориальный парк
Парк Победы
СтранаРоссия
МоскваПлощадь Победы, 3Г
Первое упоминание1942 год
Строительство1985—1995 годы
СтатусОхраняется государством
Медиафайлы на Викискладе

Парк Победы на Поклонной горе

— один из крупнейших в России и в мире [
источник не указан 946 дней
]мемориальных комплексов, площадь которого 135 га, посвящён победе в Великой Отечественной войне. Расположен в Западном административном округе Москвы. Был открыт 9 мая 1995 года к 50-летию Великой Победы[1].

История[ | ]

Храм Геория Победоносца и Монумент Победы, 2014 год

Поклонная гора[ | ]

Основная статья: Поклонная гора

Место до разбивки парка на аэрофотосъёмке июля 1941 года

Поклонная гора, на месте которой находится парк, впервые упоминается в «Хронике Быховца», датированной 1368 годом. Известно, что в 1612 году на Поклонной горе останавливался гетман Жолкевский, к которому из Москвы прибыла делегация с намерениями посадить на царский престол польского королевича Владислава, в сентябре 1812 года на горе Наполеон ждал московских бояр с ключами от Кремля[2]. При строительстве парка в 1990-х годах основной холм горы срыли и передвинули в его восточную часть.

Строительство парка[ | ]

Впервые идею о создании мемориального комплекса в память о Великой Отечественной войне выдвинул в 1942 году архитектор Яков Чернихов. В 1947 году Московское отделение Союза архитекторов СССР приняло постановление о проведении конкурса на лучший проект, но он был приостановлен Иосифом Сталиным. В 1955 году маршал Георгий Жуков обратился в ЦК КПСС с предложением создать масштабный монумент, который бы прославил победу красноармейцев. В 1958 году на Поклонной горе установили памятный камень с надписью: «Здесь будет сооружён памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» и объявили открытый всесоюзный конкурс, на участие в котором было получено 150 заявок. Однако ни один из заявленных проектов не одобрили, после чего был проведён второй закрытый конкурс, победителем которого стал скульптор-монументалист Евгений Вучетич. В 1961 году заложили парк и высадили деревья вокруг памятного камня[1].

Из-за смерти Вучетича проект не завершился, поэтому в 1975 году организовали новый конкурс, в котором победили скульптор Николай Томский, архитекторы Лев Григорьевич Голубовский и Александр Алексеевич Корабельников и художник Юрий Королев. Реализацию проекта снова отложили из-за нехватки средств[1].

В 1970—1980-х годах было собрано 194 млн народных рублей, остальные средства на сооружение памятника выделялись государством и правительством Москвы. Создание проекта поручили Анатолию Полянскому, и во второй половине 1980-х годов начались работы по строительству мемориального комплекса. Это вызвало масштабные протесты: несколько сотен жителей вышли 6 мая 1987 года на Манежную площадь возле Кремля с красными флагами и транспарантами с лозунгами «Сохранить Поклонную гору», «Прекратить строительство на Поклонной горе», «За бережное отношение к памятникам культуры», «К ответу саботажников перестройки». Несмотря на протесты, торжественное открытие мемориального комплекса и Центрального музея Великой Отечественной войны состоялось 9 мая 1995 года — в пятидесятую годовщину Победы.

Современность[ | ]

В 2014 году территория парка Победы перешла в подчинение Департамента культуры Москвы в виде подведомственной организации — ГАУК г. Москвы «Поклонная гора»[1].

В ноябре 2020 года в парке планируется открытие памятника участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, который будет выполнен в виде стены — дуга ⅓ круга с вырезанными силуэтами чернобыльцев, а отсутствующая часть будет символизировать разрушенный взрывом реактор. В центре установят скульптуру «Атом»[3].[уточнить

][
когда?
]

Музей Победы участвует в ежегодной акции «Ночь искусств», в рамках которой музей можно посетить бесплатно[4].

Памятник святому Георгию Победоносцу в Москве на Поклонной горе

Статуя Георгия Победоносца расположена перед обелиском, посвященным 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Как и на гербе, и на остальных четырех московских памятниках, святой Георгий изображен верхом на лошади, вставшей на дыбы, пока воин копьем поражает змея. Идея для композиции взята из сюжета одного из преданий, в котором говорится о спасении святым жителей Ливанских гор и царской дочери от змея-людоеда.

Его открытие было приурочено к 50-летнему юбилею победы над фашизмом — 9 мая 1995 года.

Достопримечательности[ | ]

Вечный огонь у Музея Победы, 2013 год Мемориальная синагога, 2008 год Памятник «Трагедия народов», 2013 год Монумент Победы
Основная статья: Монумент Победы

На площади Победителей возвышается обелиск высотой 141,8 метров. Эта цифра напоминает о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны. На стометровой отметке закреплена бронзовая фигура богини победы Ники с двумя ангелами. У подножия обелиска на гранитном подиуме установлена статуя святого Георгия Победоносца, который копьём поражает змея. Обе скульптуры выполнил Зураб Церетели[5].

Изначально планировалось возвести монумент, символизировавший идею: «Народ-победитель, осенённый Красным Ленинским знаменем». Эта идея выражалась в виде скульптурной композиции, составленной из семи фигур. Вокруг солдата, поднявшего ввысь руку с автоматом, на цилиндрическом постаменте группировалось шесть других фигур: рабочего, партизана, колхозницы и других персонажей, символизировавших единство партии и народа. Над ними развевалось огромное красное знамя из камня с профилем Ленина. На вершине древка водружалась красная звезда, напоминающая рубиновые звезды башен Кремля. Высота композиции была точно такой, как у Спасской башни — 72 метра. Однако, позже, в связи с политическими изменениями в стране, от этой идеи было решено отказаться[6].

На монументе весом 1000 тонн изображены воины и иллюстрации сражений Сталинградской и Курской битвы и Белорусской операции. Внутри холма, на котором стоит монумент, находится служебное помещение, где наблюдают за состоянием конструкции. Оно также служит тягой, не дающей монументу наклониться[5]

Музей Победы

Основная статья: Музей Победы

Музей также расположен на площади Победителей. Основан в 1993 году по инициативе ветеранов и открыт 9 мая 1995 года. В здании музея, построенном по проекту Анатолия Полянского, хранятся 50 тысяч экспонатов, среди которых картины, скульптуры и плакаты о Великой Отечественной войне. Музей оборудован системой поиска «Книга Памяти», в которой можно найти сведения о погибших, пропавших без вести, умерших от ран и болезней воинов. Одна из главных реликвий музея — Знамя Победы, водружённое 30 апреля 1945 года над Рейхстагом в Берлине. Экспозиция музея продолжается на открытом воздухе в Парке Победы, где представлены образцы военной техники: танки, самолёты, немецкие боевые машины[5].

Храм Георгия Победоносца

Основная статья: Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе

Храм Георгия Победоносца архитектора Полянского был заложен 9 декабря 1993 года Святейшим патриархом Алексием II и освящён им 6 мая 1995 года. Храм выполнен в русском стиле с элементами модернизма, его святыня — часть мощей Георгия Победоносца, перенесённая из Иерусалима в 1998 году. К храму относится часовня архангела Михаила, расположенная в парке[5].

Мемориальная мечеть

Основная статья: Мемориальная мечеть

Мечеть была открыта 6 сентября 1997 года ко дню празднования 850-летия Москвы в память о мусульманах, погибших в Великой Отечественной войне. Архитектор Ильяс Тажиев объединил в её оформлении элементы разных архитектурных школ мусульманского Востока: татарской, узбекской, кавказской. При мечети действуют община и медресе[5].

Мемориальная синагога и музей Холокоста

Основная статья: Мемориальная синагога на Поклонной горе

Мемориальная синагога строилась по проекту Израиля Моше Захри и была открыта 2 сентября 1998 года. Её экспозиция посвящена евреям, погибшим в результате нацистских репрессий. Экскурсии и лекции в синагоге рассказывают о событиях Холокоста и истории народа в России, а также в здании проходят службы для еврейских общин[5].

Памятник защитникам земли Российской

Основная статья: Памятник защитникам земли Российской

Памятник установлен на пересечении Кутузовского проспекта и Минской улицы. Представляет собой гранитный постамент с тремя воинами: богатырем из Древней Руси, гвардейцем войны 1812 года и солдатом Великой Отечественной. Они стоят на искусственном холме, перед которым посажены цветы, образующие надпись «Русь»[7].

Скульптурная композиция «Трагедия народов»

Основная статья: Трагедия народов

Памятник возведён в 1997 году в память о жертвах фашистского геноцида. Его автор — Зураб Церетели — изобразил похожих обнажённых людей с бритыми головами. Фигуры стоят в очереди за смертью, первые три из которых: ребёнок, которому женщина закрывает глаза, и мужчина, заслоняющий мальчика[5].

Памятник воинам-интернационалистам

Основная статья: Памятник воинам-интернационалистам (Москва)

Монумент был построен на пожертвования организаций ветеранов Афганской войны и вклады воинов-интернационалистов. Это четырёхметровая бронзовая фигура советского солдата с каской и автоматом, стоящая на постаменте из красного гранита. Открытие памятника состоялось 27 декабря 2004 года к 25-летию годовщины введения советских войск в Афганистан[8].

Фонтанный комплекс «Годы войны»

Основная статья: Годы войны (фонтан)

Открытие фонтана состоялось в 1995 году и было приурочено к 50-летию победы в Великой Отечественной войне. Общее количество струй фонтана 225 — именно столько недель длилась война[9].

  • Парк Победы
  • Мемориальная мечеть, 2005 год
  • Памятник защитникам земли Российской, 2013 год
  • Памятник воинам-интернационалистам, 2013 год

Святой Георгий на гербе Москвы.

Святой Георгий на гербе Москвы.

Святой Георгий побеждающий змея

На лицевой стороне печати старшего брата Юрия Долгорукого — Мстислава Владимировича в 1130 году впервые появляется изображение святого воина-змееборца. Такое же изображение есть на многочисленных печатях Александра Невского.

Святой Георгий-змееборец. Список с византийской иконы.

В Московском княжестве образ пешего змееборца впервые встречается на монете князя Ивана II Красного (Красивого). На печати сына Дмитрия Донского Василия изображен всадник с копьем, направленным вниз, где должен быть змей. Позднее на монетах эмблема приобретает вид, близкий к той, что утвердилась на московском гербе. Окончательно всадник-змееборец на гербе Московского княжества утвердился при Иване III и совпало с завершением объединения основных Русских земель вокруг Москвы. В 1497 году впервые на государственной печати помещен двуглавый орел, но главным символом по-прежнему оставался всадник, поражающий копьем дракона. Однако, при Иване Грозном в 1547 году орел занимает главное место, а всадник, как герб Московского княжества, переходит на грудь орла.

До Петра I всадника на гербе называли святым Георгием только иностранцы. На Руси все считали, что это князь или царь, иногда всадник даже приобретал общие черты с царем (например, с царем Алексеем Михайловичем). Петр впервые назвал всадника на коне святым Георгием, о чем он собственноручно записал в сохранившейся до сих пор записке.

В 1728 году Сенат утвердил государственный герб, часть его описания посвящена московскому гербу:»…в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное». С этого момента и до XX века всадник на московском гербе официально именуется святым Георгием. Следует отметить, что на протяжении всего этого времени герб неоднократно видоизменялся, но незначительно — всегда это было изображение двуглавого орла, а на нем образ святого Георгия Победоносца. После революции 1917 года герб Москвы был упразднен.

Герб Москвы 1728 года

Однако, распоряжением мэра Москвы от 23. 11. 93 столице был возвращен ее древний герб. В положении о гербе сказано:» На темно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия».

Святой Георгий на гербе

Откуда же возник образ всадника Георгия? Христианская легенда имеет множество вариантов. Вот один из них, который историки считают наиболее ранним и подлинным. В 303 году римский император Диоклетиан начинает гонение на христиан. К нему является молодой военный трибун Георгий родом из Каппадокии ( область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской империи, сейчас это территория Турции). В собрании высших чинов империи в городе Никомедии Георгий объявляет себя христианином. Император пытается уговорить его отказаться от своей веры, но безуспешно. Тогда Георгия помещают а темницу и подвергают многочисленным жесточайшим пыткам — бросают в ров с негашеной известью, бичуют воловьими жилами, надевают раскаленные, утыканные шипами железные сапоги, травят ядом, колесуют, но он остается жив. В промежутках между пытками Георгий совершает чудеса (исцеляет больных, воскрешает умершего и т.п.), под влиянием которых императрица, некоторые из приближенных императора и даже один из его палачей уверовали во Христа. На восьмой день пыток Георгий соглашается принести жертву языческим богам, но когда его торжественно приводят в храм, «он словом Божьим низвергает их в прах,после чего по приказу императора ему отсекают голову». Георгию в день казни было около 30 лет.

Святой великомученик Георгий Победоносец родом из Каппадокии

А вот один из вариантов «Чуда Георгия о змие». Возле города Ласии в Палестине в озере поселился дракон, который опустошал окрестности и пожирал жителей города. Чтобы избежать гибели, они были вынуждены приносить ему в жертву своих детей. Когда очередь дошла до царской дочери, явился прекрасный юноша на белом коне — Георгий. Узнав от царевны, что она христианка, Георгий словом Божьим заставил змея пасть к его ногам. Царевна обвязала шею дракона своим поясом и повела его в город. Жители города, пораженные чудом, уверовали в Христа и были крещены, а Георгий поехал дальше.

Чудо Георгия о змие.

религиях и мифологии европейских и ближневосточных цивилизаций дракон и змей были воплощением тьмы и зла, а борющиеся с ними боги, герои и святые, олицетворяли светлое начало, добро. С возникновением христианства образ змея-дракона прочно ассоциируются с язычеством и дьяволом.

Культ святого Георгия, возникший, вероятно, как местный на территории Каппадокии в V — VI веках, к IX — XI веку получил распространение почти во всех государствах Европы и Ближнего Востока. На Руси культ святого Георгия стал распространяться сразу же после принятия христианства непосредственно из Византии.

Примечания[ | ]

  1. 1234Александрина Ваньке.
    Ландшафты памяти. Парк Победы на Поклонной горе в Москве // Неприкосновенный запас : журнал. — 2020. — № 101. — ISSN 5-86793-037-8. Архивировано 13 августа 2020 года.
  2. М.Г.Криворучко, Л.Ястржембский.
    По улицам Москвы: путеводитель. — М.: Московский рабочий, 1962. — С. 183. — 431 с.
  3. Памятник чернобыльцам установят на Поклонной горе в Москве (неопр.)
    . m24.ru (10 августа 2017). Дата обращения 11 августа 2020.
  4. KudaMoscow.ru.
    Музей Победы на Поклонной горе
    (неопр.)
    .
    KudaMoscow.ru
    .
  5. 1234567А.Жукова.
    Прогулки по Москве. Дворцы, усадьбы, парки. — М.: АСТ, 2020. — С. 82. — 130 с. — ISBN 978-5-17-102666-0.
  6. Сердце на палитре — Художник Зураб Церетели
  7. Парк Победы и Поклонная гора (неопр.)
    . mos-holidays.ru. Дата обращения 11 августа 2020.
  8. В Москве открыт памятник воинам-интернационалистам (неопр.)
    . РИА Новости (27 декабря 2004). Дата обращения 11 августа 2017.
  9. Самые известные фонтаны столицы (неопр.)
    . Московская Перспектива (10 мая 2018). Дата обращения 8 октября 2018.

Описание памятников Георгию Победоносцу в Москве

Святой великомученик Георгий Победоносец является покровителем столицы и изображен на гербе Москвы. В городе ему установлено 5 памятников:

  • Первый памятник установлен в самом центре столицы – на Манежной площади. В 1997 году закончилось строительство Торгового комплекса «Охотный ряд», на поверхности купола которого был установлен памятник Георгию Победоносцу. Вокруг сооружен фонтанный комплекс. Скульптура является творением Церетели Зураба. Изображает она Георгия Победоносца, который поражает змея.
  • Второй памятник установлен на Поклонной горе у Обелиска Победы. Открытие его было приурочено к 50-летию годовщины Великой Победы. Автор скульптуры — Церетели Зураб. Скульптурная композиция изображает фигуру святого, который своим копьем пытается разрезать змея. Памятник символизирует борьбу добра и зла.

  • Третий памятник Георгию Победоносцу в Москве установлен во дворе Студии военных художников имени Грекова. Автор – Таратынов Александр. Скульптурная композиция изображает фигуру совсем юного Георгия Победоносца, который, сидя на коне, поражает копьем злого змия.
  • Четвертый памятник установлен на Комсомольской площади в 2012 году, между Ярославским и Ленинградским вокзалами. Это, по сути своей, памятник-фонтан, который представляет собой бассейн из гранита, в центре которого скульптура святого. Автор работы — Щербаков Сергей. Скульптуру Георгия с четырех сторон украшают фонтаны, которые бьют вертикально вверх. Плиты с названиями всех московских вокзалов и городов-пунктов прибытия выложены вокруг фонтана.
  • Пятый памятник Георгию Победоносцу в Москве, самый малоизвестный, расположен в Кремле. Установлен он на Малом куполе Сенатского дворца. Монумент с очень интересной историей и судьбой.

В 1995 году скульпторами была воссоздана ранее утраченная скульптура святого, который поражает дракона. Вес ее – около 2 тонн, отлита она из бронзы. Это копия древнего творения скульптора Казакова, чье произведение было утрачено для России навсегда. Вот эта трагическая история.

В 1787 году Екатерина Великая праздновала свое 25-летие царствования. Было завершено к этой торжественной дате строительство здания Сената в Москве. Купол его венчала статуя Георгия Победоносца. Весил монумент около 6 тонн, был отлит из цинка и покрыт золотом. Ежегодно 6 мая, в день памяти святого, на его голову возлагали лавровый венок.

Во время захвата войсками Наполеона Москвы в 1812 году статую сняли, распилили и отправили во Францию. Так первоначальная скульптура была утрачена для государства навсегда.

Георгий Победоносец покровитель России и история Георгиевской ленты

6 мая православная церковь отмечает праздник святого Георгия Победоносца. В 2020 году этот день приходится на субботу третьей недели после Пасхи. С именем этого святого связана история георгиевской ленты – знаменитого символа Победы в Великой Отечественной Войне.

Георгий Победоносец издавна почитаем на Руси. Этот святой жил в III веке, он был воспитан в благочестивой христианской семье. Юноша служил военачальником у Диоклетиана, одного из самых ярых гонителей христиан.

Читать также: От Пасхи до Троицы — семь недель после Пасхи, календарь событий

Когда Диоклетиан начал очередную волну гонений, святой Георгий явился в Сенат и мужественно исповедовал свою веру. Сначала император пытался убедить воина принести жертву богам, но после заключил в темницу, заковав в колодки.

Георгий был мучим жесточайшими пытками, в какой-то момент все подумали, что он уже умер. Однако, вдруг произошло чудесное знамение и раздался глас «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Ангел Господень возложил руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» – и святой Георгий восстал исцеленным. После этого многие видевшие чудо уверовали, а тайные христиане открыто исповедовали веру и сразу были усечены мечом. В это время супруга Диоклетиана, царица Александра, порывалась прославить Христа, но была удержана от этого силой.

Мучения Георгия были продолжены на следующий день. Однако, святой не только чудесным образом оставался живым, но и проповедовал учение Христа в разговоре с Диоклетианом. После того, как мученика опять спустили в темницу, к нему стали приходить люди с просьбами об исцелениях.

В один момент по слову Георгия разрушились идолы, которым его принуждали принести жертву. Это привело к большому смятению среди народа, и в это время царица Александра открыто исповедовала свою веру, называя Христа «Богом Георгиевым».

Диоклетиан сразу приговорил Георгия и свою супругу Александру к казни. Но в это время, царица упала без сознания, все сочли ее умершей и Георгий был предан казни один. Это было 23 апреля 303 года, то есть 6 мая, но новому стилю.

Святая царица Александра, кончина которой оказалась мнимой, сподобилась мученического венца в 314 году.

Одно из самых известных чудес святого, это «Чудо Георгия о змие». Именно это событие, произошедшее уже после смерти святого, нашло многочисленное отражение в иконографии.

По преданию, на родине мученика процветало язычество. Там было большое озеро, из которого периодически появлялся гигантский змей и пожирал людей. Царь велел всем по очереди отдавать на съедение своих детей, обещая и свою дочь. Когда пришло время этой девушки, она была одета в лучшие одежды и оставлена на скале в определенном месте.

Девушка горько плакала, когда рядом появился чудесный юноша на белом коне. При виде змея он осенил себя крестным знамением, пронзил шею змея копьем и наступил на него копытами своего коня. Затем он сказал девушке повязать шею змея своим поясом и повести на привязи в город. Жители в страхе разбегались, но святой проповедовал им о Спасителе, который помог ему победить чудовище.

Тогда крестилось много живших здесь человек, была построена и церковь во имя Великомученика Георгия.

Святой Георгий имел значительные воинские качества и мог бы стать знаменитым полководцем, но умер, когда ему не было и 30 лет. Он назван в Церкви Победоносцем и с этим именем прославлен на Святой Руси. В народе он известен и как Юрий или Егорий.

Своим небесным покровителем считали Георгия Победоносца многие русские государственные деятели. Так Ярослав Мудрый был крещен с именем Георгий, в честь святого. Основатель Москвы Юрий Долгорукий был назван в честь великомученика Георгия.

Юрий Всеволодович, великий князь Владимирский, возглавил борьбу с монгольским игом и вошел в русские былины и духовные стихи, как Егорий Храбрый. Известен и строитель Москвы Юрий Данилович, внук Александра Невского – сын Даниила Московского.

С того времени святой Георгий Победоносец – всадник на белом коне, поражающий копьем змия – стал гербом города Москвы и эмблемой Русского государства.

В 1730-х годах черный (как цвет орла) и желтый (золотое поле государственного герба), позже добавился белый, как цвет фигуры Святого Георгия, стали считаться государственными цветами Российской империи.

Позже, Екатериной Второй была утверждена Георгиевская лента (шёлковая о трёх чёрных и двух жёлтых (оранжевых) полосах), как принадлежность Георгиевского ордена, который давался за «За службу и храбрость».

Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя.

Георгиевская лента была принадлежностью не только ордена, но и медали – четырех степеней Георгиевского креста. Это была по истине «народная» награда, которую мог заслужить любой храбрый воин.

После октябрьских событий 1917 года, белоэмигрантское движение оставило георгиевскую ленту своим символом. Поэтому некоторое время на территории Советского Союза она не использовалась. Однако, во время Великой Отечественной Войны было принято решение возродить этот старинный символ русской воинской славы, но лента получила название «Гвардейской». С осени 1941 года частям, соединениям и кораблям, за мужество и героизм их личного состава который они проявили при защите Отечества, присваивалось почётное звание «гвардейская», «гвардейский» и они имели право ношения специального знака, в черно-оранжевых цветах. Позже, самая массовая медаль в ВОВ «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» была учреждена с черно-оранжевой характерной георгиевской (гвардейской) лентой. Кроме этого, такую ленту имеет и Орден Славы всех степеней.

Гергий Победоносец у православных всегда связывается с Великой Победой, так как 6 мая 1945 года прошли самые важные переговоры перед окончательным подписанием Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Кроме этого, в 1945 году на 6 мая пришелся праздник Светлой Пасхи Христовой.

Где в Москве помолиться покровителю своей профессии

Небольшой аккуратный храм примостился прямо в сердце делового центра столицы — за ним растянулся «Экспоцентр», а напротив возвышаются недостроенные башни «Москва-Сити». Храм Преподобного Серафима Саровского открыт всего ничего — с 12 августа, но разговоры о нем не стихали с самого начала строительства. Оно и понятно — московские бизнесмены теперь могут, что называется, замолить грехи, не отходя от кассы.

Благодаря храму Серафима Саровского сильные мира сего теперь чаще смогут обращаться к Богу.

Поскольку лучше один раз увидеть, корреспондент «КП» отправилась посмотреть на это собственными глазами. Утром в будний день прихожан здесь немного — местные жители, рабочие с соседней стройки, мелькают и «белые воротнички». Для этих тут даже подкорректировали время: богослужения начинаются не позже 7.30 утра, чтобы паства успела добежать до рабочих мест, а вечером — не раньше 18.00. С пониманием относятся и к тому, что многие заскакивают с работы «неподготовленными», не захватив платка или не сняв спецовки. В округе до сих пор кипит стройка, и в свободную минутку некоторые работяги бегут не в ларек, а в церковь. Первый камень заложили здесь в 2006 году, а спустя четыре года близ небоскребов вырос симпатичный храм. На фасаде — подсвечиваемые образа из мозаики, которые отлично видно с набережной Москвы-реки. Да что говорить, даже смотритель тут особенный. Вместо привычной бабушки — солидный мужчина в очках и пиджаке. Как он представился, без пяти минут доктор экономических наук! (Адрес храма: Краснопресненская набережная, д. 14.) ИКОНА БИЗНЕСМЕНАМ ОТ ПРИМАКОВА Иконы, цветы, позолота — все это приятно радует глаз. Образ преподобного Серафима Саровского — покровителя физиков, атомщиков и деловых людей — преподнесло в дар руководство «Экспоцентра», а уникальную икону Спаса в жемчужном обрамлении презентовал лично президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков. — Идея строительства возникла у руководителей и тружеников «Экспоцентра». Строился он на пожертвования сотрудников и прихожан. Им хотелось иметь храм вблизи места работы, а в этом уголке Москвы ближайшие храмы расположены довольно далеко, — рассказывает настоятель храма протоиерей Максим Козлов. — О сверхнаплыве паствы пока говорить рано. Храм наш достаточно камерный, на службы вмещает порядка 80 — 100 человек. Но отрадно, что на каждом богослужении видим новые лица. Сегодня пример подают сами руководители «Экспоцентра», которые не только построили храм, но и стали его первыми реальными прихожанами. А ведь пример руководителя очень важен. Не понуждение, как в «Русском молоке» (материал о том, как олигарх Бойко-Великий заставляет своих сотрудников венчаться — Ред.), а пример. Но вход открыт абсолютно для всех. — А куда же лучше пойти людям других профессий? — Надо просить с верой и искренне, и тогда вам помогут все святые. А эти профессиональные принадлежности — какой-то элемент язычества. Хотя людям, связанным с экономической деятельностью, отрадно знать, что преподобный Серафим Саровский происходил из той же среды (из купеческой семьи. — Ред.). Для них он — образец, как должно проживать свою жизнь. ДИПЛОМАТАМ — К НЕВСКОМУ, А ДАНТИСТАМ — К АНТИПЕ ПЕРГАМСКОМУ

Если вы военнослужащий, вам прямая дорога в храм Мученика Иоанна Воина на Якиманке.

И все-таки где и кому лучше помолиться москвичам других профессий? Кого просить помочь с определенной проблемой? Если вы исполняете воинский долг или находитесь на дипломатической службе, то можете смело обращаться к благоверному князю Александру Невскому. Его икона с частицей мощей находится в храме Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — ул. 2-я Тверская-Ямская, 52). Здесь также есть чудотворная икона святого великомученика и целителя Пантелеимона — покровителя всех врачевателей и крест с частицей его святых мощей. По традиции тысячи верующих приходят в храмы, чтобы попросить его о духовном и физическом исцелении. На иконах целитель изображен с ларцом со снадобьями и тоненькой ложечкой в руке. Чудотворная икона Пантелеимона также есть и в храме Рождества Христова в Измайлове (Измайловский проезд, 28). У стоматологов и их пациентов меж тем имеется собственный небесный покровитель — Антипа Пергамский. Помолиться ему можно в храме Священномученика Антипы на Колымажном дворе (Колымажный пер., д.8/4, стр.1). «Свой» храм есть и у работников спецслужб. Храм Софии Премудрости Божией на Лубянке (ул. Пушечная, 15) был основан еще в XVII веке, в советское время пребывал в руинах, а в 2002 году отстроенный с помощью ФСБ храм освятил лично Патриарх Алексий II. ПОЛИТИКАМ И ДЕВУШКАМ НА ВЫДАНЬЕ — К АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ

Кто связан с финансами и те, у кого они поют романсы, — в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Апостол Андрей Первозванный, как и его брат Петр, был рыбаком. И издревле считался покровителем градоначальников, строителей и Военно-морского флота. А девушки на выданье просили его послать достойных женихов. Чтимая икона Андрея Первозванного есть, в частности, в храме Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ул. Большая Ордынка, 20). Изображенный на московском гербе Георгий Победоносец покровительствует русской армии, политикам и военачальникам. Чтимая икона с частицей его мощей находится в храме Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, д. 9, стр. 2). Еще один покровитель военнослужащих — Иоанн Воин также защитит всех обиженных и страждущих. А если вы что-то потеряли, то вам тоже к нему — рассказывают много историй, как святой помогает обличать воров и находить украденные вещи. Мироточивую икону с житием вы найдете в храме Мученика Иоанна Воина на Якиманке (ул. Большая Якиманка, 46). КТО ПОМОЖЕТ В КРИЗИС И С КВАРТИРОЙ

Работники загсов и просто молодожены — в храм Вознесения Господня на Никитской («Малое Вознесение»).

В нынешнюю кризисную пору со своей бедой финансисты и простые смертные могут прийти за помощью к иконе Спиридона, епископа Тримифунтского. Считается, что его икона в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке помогает и в экономических нуждах (Брюсов переулок, 15/2). А 15 сентября по благословению Патриарха Кирилла в столицу доставят великую православную святыню — десницу Святителя Спиридона. Крупные бизнесмены предпочитают обращаться к чудотворной иконе Божией Матери «Споручница грешных» (поручительница за грешных), что в церкви Святителя Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Поможет решить денежные вопросы и обрести работу мученик Трифон (храм Иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, 2-й Крестовский переулок, 17). Молятся ему и садоводы, просящие избавить участки от мышей, клопов, саранчи и прочих вредоносов. А ежели у вас проблемы с жильем, то вам — к Даниилу Московскому. Первый удельный князь Московский считается покровителем Инженерных войск, основателем московской государственности и небесным покровителем столицы. Говорят, что в Москве ключи от всех квартир находятся в его руках. Храм Даниила Московского есть в подмосковном Нахабине, его имя также носит основанный им Свято-Данилов монастырь (Даниловский вал, 22). ПАТРИАРХ «ОБЪЯВИЛ» ИОСИФА ВОЛОЦКОГО ПОКРОВИТЕЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Морякам и пчеловодам — в храм Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.

Налоговикам, банкирам, бухгалтерам и таможенникам помогает святой апостол Матфей. В 2000 году Алексий II благословил решение считать Матфея покровителем российской налоговой полиции — это был первый случай в новейшей истории России, когда церковь «назначила» святого опекать госорган. Горняков и всех работников горнодобывающей отрасли «приписали» к святой великомученице Варваре (особо почитаемая икона Варвары и часть перста — в храме Иоанна Воина на Якиманке). А в 2009 году Иосиф Волоцкий по благословению Патриарха Кирилла был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования. «Некоторые считают, что его стремление укрепить материальную основу церковной жизни было неверным, некоторые — и в то время, и доныне — обвиняют преподобного Иосифа в стяжательстве только потому, что он был глубоко убежден в необходимости для церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу, — отмечал Святейший. — Преподобный видел в церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным». Поклониться святому можно в храме Иосифа Волоцкого (ул. Погодинская, д. 20, корп. 2). А вот храм Архангела Михаила в Тропареве (проспект Вернадского, д. 90) открыт для силовиков, сотрудников финразведки и правоохранительных органов. ПЧЕЛОВОДЫ — В ГОЛЬЯНОВО, А ПИСАТЕЛИ — В ОЧАКОВО

Студенты и преподаватели — завсегдатаи храма Мученицы Татианы при МГУ.

Николай Чудотворец не только традиционно считается покровителем путешественников, но также является самым популярным заступником бедных и всех нуждающихся в помощи. Он, бесспорно, занимает первое место среди святых на Руси после Богоматери по числу посвященных храмов и написанных икон. У женщин неменьшей популярностью пользуется Матрона Московская — покровительница прекрасного пола. К ней приходят с глазными заболеваниями, учебными вопросами и, конечно, с любовными делами. Икона с частицей святых мощей находится в храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище (Измайловское шоссе, д. 2). А будущим молодоженам, работникам загсов и несчастным супругам — прямая дорога к Петру и Февронии. Помолиться муромским чудотворцам можно в храме Малого Вознесения Господня (ул. Большая Никитская, д.18). Обитель моряков и пчеловодов — храм Зосимы и Савватия Соловецких(фото Ї) в Гольянове (ул. Байкальская, д. 37а). Писатели и журналисты, добро пожаловать в храм Димитрия Ростовского в Очакове (ул. Генерала Дорохова, 17) — создателя многотомного свода житий святых «Четьи-Минеи». А вот учащимся и преподавателям рекомендуют обращаться за помощью к Сергию Радонежскому (храм Преподобного Сергия Радонежского есть на Николоямской, 57 — 59, и на Костромской, 7) и к покровительнице студентов Татиане. В отстроенный домовый храм Мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова (ул. Большая Никитская, д. 1) приходят не только студенты, но и профессура.

Учащимся — в храм Преподобного Сергия Радонежского на Николоямской.

КОМУ МОЛИТЬСЯ ЗЕКУ Свои заступники есть у заключенных и даже у домашних животных. Анастасия Узорешительница, ухаживавшая при жизни за христианами в темницах, помогает выжить и сохранить силу духа в заключении. Как рассказывали мне верующие, бывали случаи, когда осужденные читали акафист 40 дней подряд и их выпускали на свободу. Поклониться ей можно в храме Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ул. Теплый Стан, д. 4, корп. 3). Святые Фрол и Лавр почитались в славянском мире как ходатаи о домашних животных. Так что помолиться о своем питомце можно смело в церкви Святых мучеников Фрола и Лавра на Зацепе (ул. Дубининская, д. 9). КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Протоиерей Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси: «Выбор покровителей — процесс абсолютно стихийный» — Никаких официальных документов, что тот или иной святой является чьим-то покровителем, нет. Это стихийный процесс. Так же как и стихийный процесс обращения к кому-то из святых. Человек выбирает того святого, кто ему помогает. Тем не менее некоторые люди объединяются по роду своей деятельности относительно того или иного святого.

Помолиться за заключенных можно в храме Великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Церковь не то чтобы «назначает», но благосклонно смотрит на то, как люди разных профессий выбирают для себя покровителя. В этом плане церковь у нас более свободная, чем римско-католическая, где очень четко распределено, кто кому покровительствует. Бывает и так, что мы долго просим святого нам помочь, а все не получается. Мы иногда похожи на провинциального человека, впервые оказавшегося в музее. Он слишком близко подходит к картине, когда надо отступить назад и найти точку, чтобы посмотреть на нее издалека. То же самое и с нашей жизнью. Вблизи мы не понимаем, почему никто не откликается на наши просьбы. Проходит время, и понимаем, что исполнение этой просьбы было бы неполезным нашему спасению. И люди убеждаются, что правильно, что они не получили того, чего хотели. Тут надо запастись терпением и сказать: «Господи, вручаю жизнь в твои руки, и что бы ты мне ни дал, я все это приму с благодарностью».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: