Церковь святого Людовика Французского (Москва)

Кафедральный Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

Строительство здания было начато в 1899 году, первоначальная задумка создателей – возвести филиал храма Святых апостолов Петра и Павла, и все потому, что на то время в столице проживало приблизительно 30000 католиков. Средства собирали по копеечке, искали спонсоров и благотворителей, немалую лепту внесли простые будущие прихожане, в качестве хорошего денежного подспорья стала финансовая помощь соседей – Беларуси и Польши. Благодаря совместным усилиям, открылся новый храм 21 декабря 1911 года, незадолго до нового года.

Советская власть выступала против церквей, и католический храм не остался в стороне. Фасад был обезображен до неузнаваемости, а орган уничтожен. Священник храма пытался спасти имущество церкви, но за непослушание его расстреляли. Здание осталось, аренда помещений была передана организациям и мелким предприятиям:

  • храм разделили поэтажно;
  • в прошлом остались башни и шпиль;
  • храму больше не принадлежал роскошный сад, заботливо выращенный бывшими служителями.

Только во время перестройки в начале 90-х годов 20 века верующим удалось вернуть приход и провести в храме первую мессу. Организации, которые располагались в здании, не желали покидать насиженные места, окончательно их выселили из здания по решению суда в 1996 году. До 1999 года проходила реставрация, а в 2005 году храм снова обзавелся органом – шикарный подарок прихожанам сделал лютеранский собор Базеля.

Сегодня в храме кипит активная деятельность:

  • здесь проходят богослужения общин;
  • трижды в неделю католики приходят послушать удивительные концерты с духовными композициями;
  • каждую субботу для католиков устраивают детский праздник;
  • чтобы привлечь новых прихожан, кафедральный собор организовал центр для детей и клуб для молодежи Ораторий дона Боско. Чему здесь учат? Как молиться так, чтобы Бог откликался на молитвы, как верно читать и понимать Библию. Молодых людей приобщают к театральным постановкам с религиозными сюжетами;
  • при храме можно изучить английский язык, причем совсем бесплатно;
  • хорошо поете и веруете в Бога – добро пожаловать в хор;
  • школа «Бронная слобода» предлагает обучиться польскому языку и стать ближе к польской культуре.

Взамен прихожане с радостью организовывают благотворительные ярмарки и акции, собирают для собора средства. Особенно активные верующие отправляются в Будслав, что в Беларуси, для паломничества.

Прихожане утверждают, что в стенах святыни они чувствуют себя спокойнее и уютнее, чем дома. Как будто отовсюду исходит благословение. Посетить необычный храм, переживший тяготы, лишения и радости, можно по улице Малой Грузинской, дом 27/13. Бесплатную экскурсию для группы интересующихся проводит сам представитель собора.

Список настоятелей и администраторов храма

Алтарь Девы Марии в правом нефе храма

Витраж с изображением св. Иосифа. 1883 год

  • 1789—1793 отец Жан-Батист Песм де Матиньикур
  • 1793—1802 отец Гоие
  • 1802—1805 отец Кьен
  • 1805—1807 отец Марион
  • 1807—1812 отец Адриан Сюррюг
  • 1812—1828 отец Антуан де Малерб
  • 1828—1832 отец Мишель Герье
  • 1832—1835 отец Николя Энжерран
  • 1835—1837 отец Шибо
  • 1837—1839 отец Вюаньо
  • 1839—1846 отец Отран
  • 1846—1865 отец Кудэ
  • 1865—1883 отец Амабль Беесо
  • 1883—1884 отец де Коснак
  • 1884—1900 отец Леон Вивьен
  • 1901—1911 отец Альбер Либерсье
  • 1911—1913 отец Эжен Бертло
  • 1913—1921 отец Жан-Мари Видаль
  • 1921—1926 отец Зелинский
  • 1926—1936 епископ П. Э. Невё
  • 1936—1945 отец Леопольд Браун
  • 1945—1947 отец Антуан Лаберж
  • 1947—1949 отец Жан де Мата Тома
  • 1949—1967 отцы Иосиф Бутурович, Станислав Роговский, Витольд Броницкий, Михаил Тардивис
  • 1967—1990 отец Станислав Мажейка
  • 1990—1991 отец Франциск Рачунас
  • 1991 отец Антоний Гей
  • 1991—2008 отец Бернар Ле Леаннек
  • 2008—2013 отец Адриен Массон
  • c 2013 отец Вячеслав Горохов

Католический собор Святого Людовика

Революция не остановила богослужения в храме, вот только надзор ЧК с каждым годом крепчал. В 1944 году Собор стал еще более знаменитым благодаря приезду Шарля де Голля. Чтобы спасти его, в 1950 году церковь передали под наблюдение Католической церкви прибалтийских государств. В 1991 году храм зажил новой жизнью – наступила новая эра, когда можно было приходить в церковь без опаски.

Сегодня храм Святого Людовика, расположенный в Москве на улице Малая Лубянка, 12, занят сразу двумя приходами:

  • приход Святого Людовика;
  • Святых Петра и Павла.

Храм Святого Людовика Французского (Москва) — что это такое

XVII—XVIII векаПравить

Еще в 1627 году посол французского короля Людовика XIII Луи де Гай попытался добиться разрешения властей построить в Немецкой слободе церковь для французских купцов[1]. Но иметь свои храмы и духовенство в Москве католикам долгое время запрещалось. Первый деревянный католический храм появился только в 1688 году[1], его прихожанами стали также французы. До появления у французов собственной церкви в Москве они были прихожанами старейшей католической церкви Москвы — храма святых апостолов Петра и Павла, но к концу XVIII века эта церковь стала слишком маленькой для увеличивающейся католической общины, проповеди в ней читались обычно на немецком и польском языках, в связи с этим, французы намеревались основать отдельный приход[2].

31 декабря 1786 года был подписан «Трактат между Россиею и Франциею, о дружбе, торговле и мореплавании», из которого следовало, что «совершенная свобода веры дозволяется французским подданным в России»

[2]. В связи с этим, в августе 1789 года инициативная группа, в которую входили видные французские семьи, вице-консул и священники, разослала всем московским французам приглашение на общее собрание. После собрания московские французы в том же году подали прошение о разрешении им строительства отдельного католического храма. Просьбу своих соотечественников поддержал французский консул в Москве Пьер Мартен, но решение этого вопроса затянулось на несколько лет. Первым священником отделившегося прихода стал аббат Пем де Матиньикур из округа Шалон-сюр-Марн во Франции. 10 марта 1790 года была освящена часовня в доме вице-консула де Босса[3].

После получения одобрения императрицы Екатерины II и разрешения от московских властей, у господина Протасьева был выкуплен участок между улицей Малой Лубянкой и Милютинским переулком, где была построена небольшая деревянная французская церковь, освящение которой, во имя французского короля Людовика IX Святого, состоялось 30 марта 1791 года. Эта маленькая церковь дала начало будущему островку французской общины, которая получила большое развитие. Московские французы налаживали связи друг с другом, а французские священники пользовались успехом среди русской аристократии как воспитатели детей русского дворянства[3]. В 1792 году архиепископ Станислав Сестренцевич предписал следующее разделение на два католических прихода: в новый (св. Людовика) переходят все подданные французского королевства, выходцы из других стран, где говорят по-французски, могут раз и навсегда выбрать один из двух приходов, остальные католики — остаются в старом приходе (свв. Петра и Павла)[4].

В начале 1793 года в Россию пришло известие о казни Людовика XVI, при дворе был объявлен траур. Указами императрицы Екатерины II приостанавливалось действие заключённого трактата от 1786 года, менялся статус французской церкви, которой отныне запрещалось называться французской

, прекращалось прикрепление к приходу и деление паствы по национальному признаку, настоятель церкви св. Людовика был обязан подчинялся настоятелю церкви свв. Петра и Павла, а проповеди должны были читаться в обеих церквях также по-немецки. В том же году первый настоятель церкви св. Людовика, Пем де Матиньикур, был выслан из России[5].

XIX векПравить

Литография проекта О. Ф. Дидио, 1900 г.
15 февраля 1812 года распоряжением архиепископа Станислава Сестренцевича московские приходы снова чётко разграничили: к французскому приходу Сен-Луи должны были принадлежать все рожденные на территории Французской империи и выходцы из неё, языковой фактор во внимание не принимался, остальные католики Москвы должны были принадлежать к Петропавловской церкви, настоятелю которой запрещалось вмешивать в дела французской церкви[6].

Во время пожара Москвы 1812 года церковь не пострадала. Благодаря вкладам прихожан и займу в 50 тысяч рублей ассигнациями, выданному русским правительством на льготных условиях, в 1827 году было начато строительство каменного храма по проекту архитектора Доменико Жилярди[7], а закончено в 1830 году[8]. Однако, освящение состоялось лишь 17 июня 1849 года, о чём напоминает мраморная доска с надписью на латыни в алтарной части церкви.

При храме св. Людовика существовал ряд учебных заведений. Благодаря помощи меценатов в 1821 году был открыт приют св. Доротеи, для которого в 1885 году на Малой Лубянке было выстроено отдельное здание, слева от храма. В 1861 году основано мужское реальное училище св. Филиппа Нери, а в 1888 году на пожертвование княгини Любомирской в размере 30 тысяч рублей было создано женское училище св. Екатерины, которое в 1899 году получило статус гимназии. Оба училища в 1898 году разместились в построенном по проекту архитектора О. Ф. Дидио доме из красного кирпича в Милютинском переулке. Приходу также принадлежала часовня святой Марии Магдалины на Немецком кладбище[2].

XX векПравить

К 1917 году число прихожан насчитывало 2700 человек. После революции 1917 года для храма наступили тяжёлые времена. В связи c декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Совета народных комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года, церковное имущество было национализировано, неоднократно проводились обыски и разорялся храм, а учебные заведения при церкви к 1919 году прекратили своё существование. Начался массовый выезд французов из Москвы, в 1921 году страну вынужден был покинуть настоятель церкви Жан-Мари Видаль. До 1926 года французский приход опекал Пётр Зелинский, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке. В 1926 году епископ Мишель д’Эрбиньи втайне от советских властей рукоположил в епископы в храме св. Людовика ассумпциониста П. Э. Невё и ещё двух священников — А. И. Фризона и Б. Слосканса. Д’Эрбиньи было предписано покинуть территорию СССР, что он и сделал в сентябре того же года. Вскоре тайна была раскрыта и предпринимались попытки выслать епископа Невё, но его оставили в стране после протестов французского посольства, но в 1936 году не впустили в СССР после курса лечения во Франции. Большинство активных прихожан было репрессировано.

После закрытия двух московских католических церквей, святых Петра и Павла (1933) и Непорочного Зачатия (1938), храм св. Людовика оставался единственным открытым католическим храмом в Москве. Наряду с храмом Лурдской Божией Матери в Ленинграде, где служил французский священник Мишель Флоран, он стал одним из двух действующих католических храмов в РСФСР. Служивший в церкви с 1934 года американский священник-ассумпционист и капеллан посольства США Леопольд Браун после отъезда епископа Невё остался единственным католическим священником. Он был в Москве во все годы Великой Отечественной войны и сообщал в Ватикан о положении дел Церкви в СССР, а в конце 1945 года покинул страну, передав приход прибывшему Джоржду Энтони Лабержу, американскому священнику французского происхождения, своему собрату, священнику-ассумпционисту.

С начала 1990-х годов в жизни храма начался новый период. 13 апреля 1991 года папа Иоанн Павел II объявил о создании Апостольской администратуры для католиков латинского обряда европейской части России. Торжественное вступление в должность апостольского администратора архиепископа Тадеуша Кондрусевича состоялось в храме св. Людовика 28 мая того же года. В 1990-е годы была проведена масштабная реконструкция внутреннего пространства храма.

XXI векПравить

В июне—октябре 2020 года в храме проведены работы по замене кровли и реставрации фасадов[9]. В мае-октябре 2020 года проведены масштабные работы по реставрации интерьера церкви[10].

Церковь Всех Святых на Кулишках

Церковь Всех Святых на Кулишках — едва ли не самый древний храм в этом районе. Находится прямо около выхода из станции метро «Китай-город».

Первая деревянная церковь на этом месте была построена уже к 1365 году, каменная — в 1488 г., к нынешнему виду перестроена в 1687—1689 годах.

Подальше, на углу немноголюдных Хитровского и Малого Трехсвятительского переулков, расположена чуть похожая по названию церковь — Храм Трёх Святителей на Кулишках, построенный в камне в 1674г.

В советское время храм был закрыт, были снесены главки и шатёр, там располагались и коммуналки, и разные конторы вплоть до студии мультипликации «Пилот». В настоящее время храм восстановлен, расписан заново. У меня он оставил впечатление очень душевного, немноголюдного и несуетного. Очень интересен нижний зал в стиле византийской росписи:

Архитектура[ | ]

Статуя св. Людовика
Храм святого Людовика построен в стиле позднего ампира и представляет собой трёхнефную базилику с полуциркульной апсидой, высоким центральным нефом с полуциркульным сводом и более низкими боковыми нефами. Главный фасад украшает шестиколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном, по обеим сторонам от которых расположены невысокие башни-колокольни.

Над главным алтарём находится живописное изображение Преображения Господня. На алтаре левого нефа в центре расположена статуя св. Людовика, слева от него — статуя св. Бернара Клервосского, справа — св. Франциска Сальского. Немного правее, на отдельном постаменте, статуя св. Антония Падуанского. Также, в алтаре левого нефа, установлены небольшие статуи святых покровительниц Франции: св. Жанны д’Арк и св. Терезы из Лизьё.

В правом алтаре находится статуя Пресвятой Девы Марии — Царицы Розария. После советского периода сохранился лишь один старинный витраж с изображением св. Иосифа, находящийся в правой части храма.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Иоанно-Предтеченский женский монастырь один из крупнейших храмовых комплексов Москвы. Ивановский (Иоанно-Предтеченский) монастырь дал название всей местности – Ивановская горка. Учрежден он был в XV веке, сгорел дотла в пожаре 1812 года и заново был отстроен в 1860—1879 годах по проекту московского зодчего М.Д. Быковского.

В советское время Иоанно-Предтеченский женский монастырь был закрыт, здания отданы органам НКВД и МВД, до сих пор не завершены их возврат и восстановление. Так, только в декабре 2014 года были освящены центральный и боковой приделы главного собора монастыря — Собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи. На фото виден купол этого собора.

Напротив монастыря находится храм князя Владимира в Старых Садах, построенный в 1516 году, незадолго до появления тут монастыря:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: