Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

О ростовском храме Спаса на Песках см. Спасо-Песоцкий монастырь

памятник архитектуры (федеральный)

православный храм
Храм Спаса Преображения на Песках
55°44′58″ с. ш. 37°35′18″ в. д.HGЯO
Страна
  • Россия
ГородМосква
Конфессияправославие
ЕпархияМосковская городская
БлагочиниеЦентральное
Строительство1711 год
ПриделыНиколая Чудотворца
СтатусОКН № 7735943000№ 7735943000
Состояниедействует
Сайтspas-na-peskah.prihod.ru
Храм Спаса Преображения на Песках на Викискладе

Храм Спа́са Преображе́ния на Песка́х

— православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Находится в Москве по адресу: Спасопесковский переулок, дом № 4 «А». Построен в 1711 году в стиле московских церквей XVII века. Является памятником архитектуры федерального значения[1].

История

Ранее на этом месте находилась деревянная церковь стрелецкой слободы, известная с 1642 года[2]. В 1711 году на её месте был построен каменный храм Спаса Преображения на Песках, сохранившийся до наших дней[3]. В 1763 году на средства титулярного советника Михаила Иванова в юго-западной части трапезной был сооружён придел Михаила Архангела (не сохранился). Во время пожара 1812 года кровля частично обгорела, а церковь была разграблена мародёрами. Но спустя два года храм восстановили[4].

В 1849 году была сооружена церковная ограда (не сохранилась)[5]. В 1891 году церковные ворота, сооружённые в стиле псевдоготики, были соединены с колокольней притвором и стали главным порталом церкви[4].

В 1878 году храм Спаса на Песках запечатлел на своей картине «Московский дворик» известный русский художник Василий Поленов[3].На колокольне церкви в начале XX века звонил известный звонарь-виртуоз Константин Сараджев[5].

После прихода советской власти службы в храме некоторое время продолжались. Церковь закрыли в 1932 году[5]. Здание церкви находилось в ведении различных учреждений. Во внутреннем пространстве церкви было устроено два этажа, появились перегородки. В результате пострадало внутреннее убранство и росписи храма[4].

После войны церковь Спаса на Песках признали памятником архитектуры. В 1960-х годах была проведена реставрация. С 1956 года в здании церкви размещалось кукольное отделение студии «Союзмультфильм»[4].

В 1991 году распоряжением Правительства Москвы храм был передан Патриархии. В 1993 году арендаторы полностью покинули храм, и в нём начались службы. Вскоре храм был отреставрирован[4].

24 декабря 2006 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин великого освящения и Божественную литургию в обновленном храме Спаса Преображения на Песках.

Что посмотреть

При подходе к храму мы видим удивительной красоты ворота в псевдоготическом стиле. Они удивительным образом сочетаются с традиционным стилем московской храмовой постройки 17 века. Над входом установлена мозаика с ликом Спасителя. Ворота соединены проходом непосредственно с храмом, который начинается с шатровой 8-гранной колокольни. Далее идет низкая, широкая трапезная, переходящая в основной четверик, состоящий из двух рядов окон и двух апсид, несимметрично расположенных относительно центральной оси.

Церковь Спаса на Песках стала одной из последних, возведенных перед тем, как царь Петр I запретил каменное строительство на Руси везде, кроме Санкт-Петербурга.

По верхнему периметру основное здание украшено рядом кокошников, а на низкой четырехскатной крыше установлены 5 узких барабанов. Внутреннее убранство полностью восстановлено в 20 веке, но по задумке реставраторов — оно должно было повторять то, что было в 17 столетии. Иконостас, росписи, иконы — не верится, что всего 30 лет назад тут было полное разорение. Храм реставрировался не только силами прихожан, ФСБ, например, передала ему в дар более 100 старинных икон. Святыни Спаса на Песках — иконы божией Матери «Знамение» и «Нечаянная радость», святого Николая Чудотворца, священномученика Сергия Успенского, Преображения Господня, частицы мощей архиепископа Луки Крымского, святого Митрофана Воронежского, Тихона Задонского.

Архитектура

Ростов Великий. Преображенская церковь (Спаса на Песках)

Церковь Спаса на Песках, или Спасопесковская, была построена как соборный храм женского Спасо-Песоцкого Княгинина монастыря. Монастырь был основан княгиней Марией, женой ростовского князя Василька, в XIII веке. Княгиня Мария была погребена в 1271 году под Спасской деревянной церковью, которая, возможно, стояла на том же месте, где теперь возвышается каменный собор. Построен он был, судя по храмозданной надписи, в 1603 году. В середине XVII века здание было перестроено, но насколько сильно – до сих пор исследователям выяснить не удалось. В 1764 году Княгинин монастырь был упразднен, а его храмы переданы Яковлевскому монастырю, который с тех пор стал носить название Спасо-Яковслевского. Такое большое количество храмов монастырь содержать не мог, и, к сожалению, практически все постройки бывшей женской обители были разобраны. Сохранился лишь один соборный храм Спаса Преображения. Мощный пятиглавый храм стоит на высоком подклете, его фасады представляют собой довольно странную картину, свидетельствующую о позднейших изменениях. По-видимому, от первоначального собора уцелели два нижних яруса − видно, что их лопатки, которыми членятся фасады, не совпадают с лопатками верхней части храма. Из описания Яковлевского монастыря, сделанного в начале XX века А.А.Титовым в книге «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове, Ярославской губ.» ( М., 1900.), следует, что «в XVII в. рядом с нею (Спасской церковью) пристроена была другая во имя великом. Георгия. Обе церкви находились в верхнем этаже и соединялись между собою папертью; среди их была шатровая колокольня; в нижнем этаже находились палатки. […] Георгиевская же церковь, паперть и колокольня сломаны в половине настоящаго (XIX) столетия. […] Оставшаяся церковь Преображения Господня, с папертью, покрыта железом. В паперть ведет с южной стороны каменная лестница. Пол выстлан лещедью. Внутренность Преображенской церкви небогата; местныя иконы живописныя без окладов, иконостас каменный украшен альфресковой живописью XVII в., реставрирован в 1890 г. покойным настоятелем преосв. Амфилохием. Живопись на стенах храма и паперти написана была по указанию преосв. Амфилохия и состоит из апокалипсических изображений». В нижней части храма в 1879 году, после реставрации, был устроен «теплый» придел Сергия Радонежского, на средства крестьянина Рулева (вот такие были ростовские крестьяне). В приделе был погребен настоятель Яковлевского Димитриева монастыря преподобный Амфилохий. Описание гробницы также дает Титов: «Памятник, сооруженный ему Солдатенковым, Титовым и Ляпиным состоит из белой мраморной плиты, на которой положены 4 книги (тоже из мрамора), носящия названия капитальных сочинений этого неутомимаго труженика палеографа». Вообще в архитектуре собора есть много общего с храмами Ростовского Кремля и Борисоглебского монастыря в поселке Борисоглебском. Поэтому исследователи предполагают, что строить его могли те же мастера, которые возводили храмы в Ростове и окрестностях при знаменитом митрополите Ионе Сысоевиче и вскоре после его смерти. Все внешнее убранство собора, несмотря на некоторые несовпадения разных ярусов, красиво и устремлено ввысь. Аркатурно-колончатые пояса, украшающие верхнюю часть основного объема, апсиды и барабаны под главами, придают массивному большому зданию легкость и изящество. Два яруса окон и центральный световой барабан делают интерьер храма светлым, праздничным, в особенности в сочетании с яркими фресками. На галерее сохранились керамические вставки с изображением всадников, цветов, батальных сцен. Сейчас Спасопесковская церковь стоит как бы на задворках Яковлевского монастыря и лучше всего видна со смотровой башни, куда пускают туристов. К самому же храму проход пока что закрыт.

Адрес:

Ростов, ул. Энгельса, 44
Телефон:Сайт:E-mail:

Примечания

  1. [reestr.answerpro.ru/card_h.html?data=B0DCEB5C-9886-4614-BD0D-1036975D4117&obj=monument Церковь Спаса на Песках]. reestr.answerpro.ru. Проверено 21 апреля 2012. [www.webcitation.org/6AmcP9g8A Архивировано из первоисточника 19 сентября 2012].
  2. История московских районов. Энциклопедия / Под ред. Аверьянова К. А.. — М.: Астрель, 2005. — С. 50. — 832 с. — ISBN 5-271-11122-9.
  3. 12Демин А. Г.
    Храмы и монастыри Москвы. Путеводитель. — Вече, 2008. — С. 127—128. — 336 с. — (Русский путеводитель). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-1911-9.
  4. 12345
    [www.patriarchia.ru/db/text/174246.html Храм Преображения Господня на Песках]. Патриархия.Ru. Проверено 21 апреля 2012. [www.webcitation.org/67hUXet1M Архивировано из первоисточника 16 мая 2012].
  5. 1234
    Церковь Спаса Преображения на Песках // Энциклопедия «Москва» / Под ред. С. О. Шмидта. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 976 с.

Отрывок, характеризующий Храм Спаса Преображения на Песках

Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога? Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он. – В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз. – В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам. Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду. Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским. Проведя его шагов десять, Вилларский остановился. – Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел. Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел. При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки. Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу. – Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения? В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос. – Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер. – Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро. – Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: