Калужско-Рижская линия метро со станциями

Запрос «Третьяковская» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

«Третьяковская»
(южный зал) Калужско-Рижская линияКалининская линия
Московский метрополитен
РайонЗамоскворечье
ОкругЦАО
Дата открытия3 января 1971 года
Прежние названияНовокузнецкая (до июня 1983 года)
ТипПилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м46
Количество платформ1
Тип платформыостровная
Форма платформыпрямая
АрхитекторыВ. Г. Поликарпова и А. А. Марова
Переходы на станции06 Третьяковская 02 Новокузнецкая
Выход к улицамМалая Ордынка, Климентовский переулок
Наземный транспорт: м5, Н8; : , 3,
Режим работы5:30—1:00
станции 097, Тр[источник не указан 310 дней

]

Соседние станцииКитай-город, Октябрьская и Марксистская
Медиафайлы на Викискладе
«Третьяковская»
(северный зал) Калужско-Рижская линияКалининская линия
Московский метрополитен
РайонЗамоскворечье
ОкругЦАО
Дата открытия11 января 1986 года
ТипПилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м46
Количество платформ1
Тип платформыостровная
Форма платформыпрямая
АрхитекторыР. И. Погребной, В. З. Филиппов
ХудожникиА. Н. Бурганов
Переходы на станции0608 Третьяковская 02 Новокузнецкая
Выход к улицамМалая Ордынка, Климентовский переулок
Наземный транспорт: м5, Н8; : , 3,
Режим работы5:30—1:00
станции 085, Тт[источник не указан 310 дней

]

Соседние станцииКитай-город, Октябрьская и Марксистская
Медиафайлы на Викискладе

«Третьяко́вская

» — кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Калужско-Рижской и Калининской линиях. Расположена в районе Замоскворечье (ЦАО); названа по Третьяковской галерее. Открыта 3 января 1971 года в составе участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» (ныне «Китай-город») на Калужском радиусе будущей Калужско-Рижской линии и 25 января 1986 года в составе участка «Марксистская» — «Третьяковская» на Калининском радиусе будущей Калининско-Солнцевской линии. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой в каждом из залов.

Калужско-Рижская линия
Условные обозначения
Медведково
Бабушкинская
ТЧ-10 «Свиблово»
Свиблово
Ботанический сад
ВДНХ
Алексеевская
Рижская D2
Проспект Мира
Сухаревская
Тургеневская
Китай-город
Третьяковская
Октябрьская
Шаболовская
Ленинский проспект
Академическая
Профсоюзная
Новые Черёмушки
ТЧ-5 «Калужское»
Калужская
Калужская
Беляево
Коньково
Тёплый Стан
Ясенево
Новоясеневская
Калининская линия
Условные обозначения
Новокосино
ТЧ-12 «Новогиреево»
Новогиреево
Перово
Шоссе Энтузиастов
Авиамоторная
Площадь Ильича D2
Марксистская
Третьяковская

Содержание

  • 1 История 1.1 Теракт на станции «Третьяковская»
  • 2 Особенности
  • 3 Вестибюли
  • 4 Пересадки
  • 5 Техническая характеристика
  • 6 Галерея
  • 7 Станция в цифрах
  • 8 Общественный транспорт
  • 9 Достопримечательности
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • Октябрьская Волхонка

    Аварии и теракты[ | ]

    Теракт на станции «Третьяковская» 1 января 1998 года[ | ]

    1 января 1998 года в вестибюле станции «Третьяковская» произошёл взрыв. Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составила 150 граммов в тротиловом эквиваленте. Сменный машинист, переходя по пешеходному мостику с одного состава на другой, обнаружил около ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию, небольшую сумочку. Открыв её, машинист увидел батарейки и провода. Он немедленно отнёс находку дежурной по перрону, после чего сел в состав и уехал по маршруту. Дежурная, положив сумочку на металлический ящик с огнетушителем на дальней части перрона, которая отгорожена от пассажирского зала, позвонила в милицию. В этот момент прозвучал взрыв. В результате взрыва разбиты стекла кабинки дежурной — она ранена осколками, а находившиеся рядом две уборщицы получили лёгкие травмы и нервный шок[3].

    Взрыв на выходе станции «Рижская» 31 августа 2004 года[ | ]

    Основная статья: Теракт у станции метро «Рижская»

    31 августа 2004 года в 20 часов 50 минут смертница совершила теракт у вестибюля станции «Рижская». Погибло 10 человек, включая саму террористку и её сообщника Николая Кипкеева, около 50 человек получили ранения различной степени тяжести. Николай Кипкеев, случайно погибший сообщник террористки, был дважды судимым главой «карачаевского джамаата». По данным следствия, он был причастен и к взрывам автобусных остановок в феврале и июле 2004 года в Воронеже. Дела о взрывах на «Рижской», на перегоне «Авто и в Воронеже позже были объединены в одно, трое сообщников террористов были осуждены[4][5].

    Авария энергосети 25 мая 2005 года[ | ]

    Основная статья: Авария в энергосистеме в Москве (2005)

    25 мая 2005 года из-за аварии на энергосети на участке от «Битцевского парка» до «Китай-города» отсутствовало движение поездов.

    Взрывчатка возле «Профсоюзной» 4 мая 2007 года[ | ]

    4 мая 2007 года в окрестностях северного вестибюля станции пакет со взрывчаткой был обнаружен собакой, проживающей в переходе. Это происшествие незначительно изменило работу наземного общественного транспорта в районе станции.

    Задымление на станции метро «Шаболовская» 22 ноября 2013 года[ | ]

    Утром 22 ноября 2013 года на станции метро «Шаболовская» произошёл сбой в электропроводке. Из-за короткого замыкания в помещении тяговой подстанции произошло задымление на площади 100 кв. м. Для ликвидации ЧП к метро были вызваны 3 пожарных расчёта, станция в целях безопасности была закрыта для входа и выхода пассажиров. При этом движение поездов на линии не прекращалось, поезда следовали через «Шаболовскую» без остановок. Происшествие незначительно изменило работу наземного общественного транспорта в районе станции. После ликвидации последствий чрезвычайного происшествия станция была открыта для прохода пассажиров в 8 часов 27 минут[6][7].

    История[ | ]

    Южный зал станции был открыт 3 января 1971 года в составе участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» (ныне «Китай-город») на Калужском радиусе будущей Калужско-Рижской линии одновременно с открытием участка «Таганская» — «Площадь Ногина» на Ждановском радиусе будущей Таганско-Краснопресненской линии. После ввода в эксплуатацию указанных участков в Московском метрополитене стало 89 станций.

    Новая станция получила пересадку на станцию «Новокузнецкая» Горьковско-Замоскворецкой линии и носила такое же название до июня[1]1983 года; нынешнее название дано по расположенной неподалёку Третьяковской галерее.

    11 января[2]1986 года был открыт северный зал станции. В этот день на один из путей нового зала было переключено движение поездов Калужско-Рижской линии в направлении станции «Октябрьской». Следующие две недели выполнялись работы по переключению старого пути в южном зале для Калининской линии. 25 января 1986 года было открыто движение поездов по участку «Марксистская» — «Третьяковская» на Калининской линии, в результате «Третьяковская» Калининской линии стала 132-й станцией Московского метрополитена.

    Среди путевого развития сохранился один из двух соединительных съездов с Калининской на Калужско-Рижскую линию — пошёрстный, а противошёрстный разобрали.

    Теракт на станции «Третьяковская»[ | ]

    1 января 1998 года в вестибюле станции «Третьяковская» произошёл теракт. В результате действия взрывного устройства, мощность заряда которого оценивается в 150 г ТНТ, три человека были ранены. Взрывное устройство спрятали в небольшой сумочке. Она была обнаружена машинистом и, поскольку вызвала его подозрения, передана дежурной по станции, которая вызвала милицию. Взрывное устройство сработало до появления милиции и повлекло ранение самой дежурной и двух уборщиц, находившихся неподалёку[3].

    Зонный оборот поездов

    Для выравнивания графика движения, а также при съёме составов в депо и ПТО, организуют так называемые зонные обороты поездов, то есть поезда следуют не до конечной станции, а до станции, где есть путевое развитие и возможность быстро организовать оборот поезда. На Калужско-Рижской линии для этих целей используют в основном станции: «ВДНХ» — при движении в сторону станции «Медведково», «Свиблово» и «Новые Черёмушки» — при движении поездов в депо и «Беляево» — при движении до станции «Новоясеневская». При плановых ремонтных работах закрываются станции «Третьяковская» (движение только по Калининской линии), «Китай-город» (движение только по Таганско-Краснопресненской линии), «Тургеневская» и «Сухаревская». Движение может быть только на участке от «Новоясеневской» до «Октябрьской» и от «Медведково» до «Проспекта Мира».

    Особенности[ | ]

    В составе «Третьяковской» — два зала. Имеется так называемая «кросс-платформенная» пересадка: для того чтобы осуществить пересадку на другую линию, достаточно перейти на противоположную сторону платформы. Попасть в параллельный зал можно по лестничному переходу, входы в который расположены в центре залов. При следовании по Калужско-Рижской линии на юг для пересадки необходимо перейти в другой зал. В южный зал прибывают поезда Калужско-Рижской линии, следующие в сторону станции «Китай-город», и поезда Калининской линии, следующие в сторону станции «Марксистская»; в северный зал прибывают поезда Калужско-Рижской линии, направляющиеся к станции «Октябрьская»; на поезда Калининской линии из северного зала посадки нет, так как там конечная станция. Такая система пересадки считается удобной для пассажира, но, с непривычки, может немного сбить с толку. Станция имеет два а и составляет четырёхпикетовый транспортный узел.

    История

    Первый участок будущей Калужско-Рижской линии длиной 5,4 км, включающий четыре станции глубокого заложения, был открыт в 1958 году. Он проходил в основном под проспектом Мира параллельно ему, связывая центр города с ВСХВ. До 1972 года этот участок назывался Рижским радиусом; к нему относятся станции «Ботанический сад» (ныне «Проспект Мира»), «Рижская», «Мир» (с 1966 года «Щербаковская», c 1990 — «Алексеевская») и «ВСХВ» (ныне «ВДНХ»).

    В 1962 году был введён в эксплуатацию Калужский радиус, соединивший центр Москвы с жилыми массивами на юго-западе города. При открытии этот участок имел протяжённость 8,9 км и включал пять станций: «Октябрьскую», «Ленинский проспект», «Академическую», «Профсоюзную» и «Новые Черёмушки». Станция «Шаболовская», находящаяся ныне между «Октябрьской» и «Ленинским проспектом», была предусмотрена исходным проектом, но вступила в строй только в 1980 году.

    На некоторых участках, особенно на перегоне «Октябрьская» — «Ленинский проспект», строители столкнулись со сложными геологическими условиями. Особенностью строительства Калужского радиуса явился впервые применённый метод сооружения станций в открытых котлованах, а перегонных тоннелей — щитовой проходкой. В 1964 году Калужский радиус был продлён на юг, до здания нового электродепо; на его территории в течение десяти лет — с 1964 года по 1974 — размещалась станция «Калужская». В 1974 году открылась новая — подземная — станция с таким названием, старая же была закрыта; одновременно открылась станция «Беляево».

    Строительство центрального участка линии, соединившего Калужский и Рижский радиусы и образовавшего вместе с ними Калужско-Рижскую линию, началось в 1970 году. 4 января 1971 года его южная половина — от «Октябрьской» до «Площади Ногина» (ныне — «Китай-город») — начала работу; тогда открылись две станции — «Новокузнецкая» (с 1983 года — «Третьяковская») и «Площадь Ногина»; последняя была совмещена со Ждановско-Краснопресненской линией (ныне — Таганско-Краснопресненская); позднее, в 1986 году (после открытия второго зала), и «Третьяковская» стала совмещённой — с Калининской линией. В январе 1972 года открылась и северная половина центрального участка с двумя станциями — «Колхозной» (ныне — «Сухаревская») и «Тургеневской»; инженерно-геологические условия при строительстве этого участка также отличались большой сложностью. Таким образом, Калужско-Рижская линия появилась в 1972 году.

    В 1978 году линия была продлена на север — от станции «ВДНХ» до станции «Медведково»; на этом участке длиной 8,1 км — четыре станции («Ботанический сад», «Свиблово», «Бабушкинская» и «Медведково»), все — мелкого заложения. На перегоне между станциями «Свиблово» и «Бабушкинская» были построены заделы под ответвление к станции «Лосиноостровская», которую в конце 1970-х предполагалось соорудить вблизи одноимённой железнодорожной платформы. Впоследствии было принято решение отказаться от строительства ввиду сильной перегрузки Рижского радиуса.

    Южный конец линии — от «Беляево» до «Битцевского парка» (ныне — «Новоясеневская») — был открыт в две очереди. Первая очередь, включавшая две станции — «Коньково» и «Тёплый Стан» — была сдана в эксплуатацию в 1987 году; вторая — со станциями «Ясенево» и «Битцевский парк» — вступила в строй в январе 1990 года. Изначально станции планировалось сдать к Новому Году, но из-за начавшегося в стране в конце 80-х экономического кризиса сроки строительства не были соблюдены (то же самое случилось с открытием станции «Крылатское», которое ожидали ко Дню 72-летия Октября). Это было первым случаем в истории Московского метро, когда запланированные сроки оттягивали более чем на месяц без каких-либо катастрофических причин.

    Станции Калужско-Рижской линии регулярно ремонтируются; особенно частого ремонта требуют станции — «сороконожки» Калужского радиуса; кафель, которым облицованы стены станций, недолговечен и осыпается. В 2004 году видоизменилась станция «Академическая»; вместо кафельной плитки на её стенах появился анодированный алюминий; нижняя часть путевых стен была облицована чёрным гранитом. При этом цветовое решение станции не изменилось; как и прежняя кафельная плитка, алюминиевое покрытие имеет синие и белые полосы, изменили эскалатор, сделали его более коротким, в результате этого появились ступеньки. В 2016—2017 гг. одновременно с реконструкцией северного вестибюля была произведена замена настенной кафельной плитки на путевых стенах станции «Ленинский проспект».

    История переименований станций

    СтанцияПредыдущие названияГоды
    ВДНХВСХВ1958 — 1959
    Проспект МираБотанический сад1958 — 1966
    ТретьяковскаяНовокузнецкая1971 — 1983
    АлексеевскаяМир1958 — 1966
    Щербаковская1966 — 1990
    Китай-городПлощадь Ногина1970 — 1990
    СухаревскаяКолхозная1971 — 1990
    НовоясеневскаяБитцевский парк1990 — 2008

    На линии находятся две станции с повторно использованными названиями:

    — «Калужская», при открытии унаследовавшая название от одновременно закрывшейся наземной станции;

    — «Ботанический сад» — это название до 1966 года носили обе станции «Проспект Мира», причём в первый и во второй раз название присвоено в честь разных географических объектов.

    Пересадки[ | ]

    Помимо пересадки между Калужско-Рижской и Калининской линиями, с «Третьяковской» можно осуществить пересадку на станцию «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии. Всего существует 3 действующих перехода (2 оборудованных эскалаторами торцевых и 1 лестничный в центре южного зала), а также имеется задел под лестничный переход в центре северного зала. В торце южного зала начинается переход в торец «Новокузнецкой» (эскалатор работает только в сторону от Новокузнецкой); из торца северного зала по переходу можно попасть в (эскалатор работает в обе стороны). Также в центре южного зала имеются лестничные марши более длинного перехода на южную часть платформы «Новокузнецкой». На выходе из этого перехода на «Новокузнецкой» имелись турникеты, не пропускающие пассажиров обратно (демонтированы в 2011 г.). В северном зале имеются неиспользуемые закрытые лестничные марши планируемого ранее перехода в северную часть платформы «Новокузнецкой»[4].

    Перспективы

    После 2020 года планируется продление линии на север от станции «Медведково» в город Мытищи со строительством двух станций, первая из которых — «Челобитьево» планируется к вводу ещё с советских времён.[12] Также запланировано строительство нового электродепо «Челобитьево», которое будет обслуживать Калужско-Рижскую линию[13].

    На перегоне между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская» планировалось строительство станции «Якиманка» с пересадкой на станцию «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской линии. Задел для строительства «Якиманки» был сделан ещё в середине 1990-х годов, однако впоследствии подготовленную шахту залили бетоном при строительстве жилого комплекса. По планам 1992-го года станцию предполагалось строить с 1996 по 2000 год[14]. «Якиманка» отмечена на перспективной карте Генплана Москвы до 2025 года; точные сроки строительства не определены.

    Техническая характеристика[ | ]

    «Третьяковская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 46 метров) с тремя сводами. Построена по проекту архитекторов В. Г. Поликарповой и А. А. Маровой (южный зал), Р. И. Погребного и В. З. Филиппова (северный зал). Пилоны и путевые стены южного зала отделаны серым мрамором, пол выложен серым гранитом. Путевые стены северного зала облицованы розовым мрамором; их украшают бронзовые портреты русских художников (работы А. Н. Бурганова). Светильники находятся в верхней части пилонов.

    Станция в цифрах[ | ]

    • станции Калужско-Рижской линии — 097.
    • станции Калининской линии — 085.
    • Время открытия станции для входа пассажиров — 5:30, время закрытия — в 1:00[5].
    • Таблица входного/выходного пассажиропотока по состоянию на март 2002 года (значения по линиям указаны пропорционально общему пассажирообороту по каждой из сопряжённых линий пересадочного узла)[6]:
    Вход (чел./сутки)Выход (чел./сутки)В сумме (чел./сутки)
    Калужско-Рижская линия37 89035 76073 650
    Калининская линия11 90011 24023 140
    В сумме49 79047 00096 790
    • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[7][8]:
    По чётным числамБудние дниВыходные дни
    По нечётным числам
    В сторону станции «Октябрьская»05:52:0005:54:00
    05:53:0005:54:00
    В сторону станции «Китай-город»05:41:0005:41:00
    05:53:0005:53:00
    В сторону станции «Марксистская»нет данныхнет данных
    нет данныхнет данных

    Депо и подвижной состав[ | ]

    Депо[ | ]

    ДепоГоды обслуживания
    ТЧ-4 «Красная Пресня»1958 — 1972
    ТЧ-5 «Калужское»с 1962
    ТЧ-10 «Свиблово»с 1978

    Количество вагонов в составах[ | ]

    Количество вагоновГоды
    41958 — 1972
    61972 — 1980
    71980 — 1987
    8с 1987

    Типы вагонов, использовавшихся на линии[ | ]

    Тип вагоновГоды
    1958 — 1982
    Е, Еж, Еж1, Ем-508, Ем-5091972 — 1996
    81-717/714с 1987
    81-717.5/714.5с 1988
    81-717.5М/714.5Мс 1993
    81-760/761 «Ока»2017 — 2018
    81-760А/761А/763А «Ока»в 2018
    81-765/766/767 «Москва»с 2018
    81-765.3/766.3/767.3 «Москва»с 2018
    81-765.4/766.4/767.4 «Москва-2019»2019 — 2020

    В 1987—1996 годах вагоны типа Е, Еж, Еж1, Ем-508, Ем-509 заменялись на новые 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5М/714.5М. По данным 2010 года, на линии было задействовано около 700 вагонов данной модели[8]. С 2011 по 2020 год на линию поступали составы из старых вагонов 81-717/714 из депо, где они были заменены на вагоны нового поколения.

    В октябре 2020 года в депо «Свиблово» поступил первый состав из вагонов 81-760/761 «Ока» из депо «Выхино» для обучения локомотивных бригад и дальнейшей пассажирской эксплуатации на линии, которая началась 7 декабря 2020 года. 22 августа 2020 года эксплуатация вагонов «Ока» на Калужско-Рижской линии была прекращена. С 22 февраля 2020 года на линии начал эксплуатироваться первый поезд «Ока» модификации 81-760А/761А/763А со сквозным проходом. 15 марта 2018 года началась эксплуатация с пассажирами второго состава 81-760А/761А/763А «Ока». В конце августа 2020 года оба поезда были переданы в депо «Владыкино».

    В марте 2020 года в депо «Свиблово» поступил первый поезд модели 81-765/766/767 «Москва» для обучения локомотивных бригад и дальнейшей пассажирской эксплуатации на Калужско-Рижской линии. 14 мая 2020 года состав из вагонов «Москва» впервые вышел на линию с пассажирами[9]. 25 октября 2020 года на Калужско-Рижской линии началась эксплуатация поездов «Москва» модификации 81-765.3/766.3/767.3, c 8 октября 2020 года по март 2020 года — 81-765.4/766.4/767.4 «Москва-2019».

    Общественный транспорт[ | ]

    Автобусы

    :

    • м5
      Нагорный бульвар — 09 Нагорная — 14 Верхние Котлы — 09 Тульская — 05 Добрынинская / 09 Серпуховская — 0607 Китай-город — 01 Лубянка

    Трамваи:

    • А
      Черёмушки — 09 Тульская — 02 Павелецкая / 05 Павелецкая — 02 Новокузнецкая / 0608 Третьяковская — 01 Чистые пруды
    • 3
      09 Балаклавский проспект — 011А Каховская — 09 Нагатинская — 14 Верхние Котлы — 09 Тульская — 02 Павелецкая / 05 Павелецкая — 02 Новокузнецкая / 0608 Третьяковская — 01 Чистые пруды
    • 39
      01 Университет — 06 Ленинский проспект / 14 Площадь Гагарина — 09 Тульская — 02 Павелецкая / 05 Павелецкая — 02 Новокузнецкая / 0608 Третьяковская — 01 Чистые пруды

    Примечания[ | ]

    1. «Новокузнецкая» стала «Третьяковской». Точная дата переименования неизвестна, но не позднее 11-го числа.
    2. На информационном плакате в именном поезде «80 лет Московскому метрополитену», приписанному к ТЧ-10 — 18 января.
    3. Метро-2010: возвращение терактов (неопр.)
      (недоступная ссылка). Аргументы и факты (29 марта 2010). Дата обращения 13 августа 2010. Архивировано 3 июня 2010 года.
    4. Алихашкин В.
      Передовые рубежи научно-технического прогресса // Метрострой. — 1983. — № 2. — С. 12.
    5. Режим работы станций и вестибюлей (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2014. Архивировано 17 ноября 2011 года.
    6. статистические данные пассажиропоток за 2002
    7. Расписание поездов (неопр.)
      .
      mosmetro.ru
      . ГУП «Московский метрополитен».
    8. Расписание поездов (неопр.)
      .
      mosmetro.ru
      . ГУП «Московский метрополитен».
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: