Краткая история Храма Преображения Господня


Содержание

  • 1 В России 1.1 В Алтайском крае
  • 1.2 В Архангельской области
  • 1.3 В Белгородской области
  • 1.4 В Бурятии
  • 1.5 Во Владимирской области
  • 1.6 В Вологодской области
  • 1.7 В Воронежской области
  • 1.8 В Калужской области
  • 1.9 В республике Карелия
  • 1.10 В Кемеровской области
  • 1.11 В Костромской области
  • 1.12 В Краснодарском крае
  • 1.13 В Крыму
  • 1.14 В Курганской области
  • 1.15 В Ленинградской области
  • 1.16 В Липецкой области
  • 1.17 В Марий Эл
  • 1.18 В Москве
  • 1.19 В Московской области
  • 1.20 В Нижегородской области
  • 1.21 В Новгородской области
  • 1.22 В Новосибирской области
  • 1.23 В Орловской области
  • 1.24 В Пермском крае
  • 1.25 В Самарской области
  • 1.26 В Санкт-Петербурге
  • 1.27 В Свердловской области
  • 1.28 В Смоленской области
  • 1.29 В Тамбовской области
  • 1.30 В Татарстане
  • 1.31 В Тверской области
  • 1.32 В Тульской области
  • 1.33 В Удмуртии
  • 1.34 В Хабаровском крае
  • 1.35 В Чувашии
  • 1.36 В Ямало-Ненецком автономном округе
  • 1.37 В Ярославской области
  • 1.38 В монастырях России
  • 2 В других странах
      2.1 Белоруссия
  • 2.2 Венгрия
  • 2.3 Германия
  • 2.4 Греция
  • 2.5 Казахстан
  • 2.6 Латвия
  • 2.7 Молдавия
  • 2.8 Польша
  • 2.9 Сербия
  • 2.10 Украина
  • 2.11 Финляндия
  • 2.12 Швеция
  • 3 См. также
  • Икона Божей Матери

    У архимандрита Леонида (Кавелина) читаем: «Бужарово, на реке Истре, в шести верстах от Воскресенска, близ дороги из Воскресенска в Осипов монастырь, с каменною церковью во имя Преображения Господня, построенной в 1859 году». В межевом акте 1504 года Бужарово значится селом, вотчиною вдовы князя Семена Романовича, умершего в 1502 году(из потомков князя Фёдора Ярославского).

    Бужарово в 16 в. принадлежало одной из ветвей рода Пушкиных-Товарковых. Само название села происходит от прозвища Ивана Борисовича Товаркова-Бужара (или Бужура). «Бужур» означало «рябой от оспы». По наблюдениям же сотрудницы Ново-Иерусалимского музея Е.С.Радченко, в самом селе в 20-е годы 20-го века его название трактовалось как «Боже-дарово». О средневековом боярине, владельце села, к этому времени все давно забыли. Товарковы были наиболее успешными по службе среди своих сородичей. Многие из них заседали в Боярской Думе, участвовали в походах на Новгород Ивана III, важных дипломатических переговорах. Но именно эту ветвь Пушкиных упорно преследовала бездетность. После смерти бездетного Ивана Бужара село перешло к его брату Григорию Борисовичу Шушлебе-Товаркову, но и у него не было детей (прозвище Шушлеба- от слова «шушлепень»-лентяй, увалень, лежебока).Жена одного из последних Товарковых Ирина(по второму браку- княгиня Ярославская), не имея наследников, в 1512 году отдала село в Иосифо-Волоцкий монастырь. Поскольку законодательство того времени всячески препятствовало росту монастырского землевладения (запрещало земельные вклады в монастыри, атакже покупку монастырями населенных вотчин), передача села была оформлена как возмещение огромного по тогдашним меркам долга в 500 рублей.

    Преображенская церковь села Бужарово после перестройки на средства прихожан в 1731 г. несильно изменила свой вид и внутреннее убранство. По описаниям конца 18 в. она остается деревянной, с таковой же колокольней на каменном фундаменте, с одним престолом Преображения Господня, «утварью посредственна, причта положено издавна: священник, диакон, дьячок и пономарь, зданий, принадлежащих церкви, не имеется». Приходских дворов при церкви 221,в них 762 человека мужского пола и 854 женского. Священник церкви в это время-Иван Федоров.1795 г. Ему было 59 лет, умер в 1802 г. ,диакон Иоанн Степанов (1747-1803), пономарьАфанасий Михайлов (род. 1767 г.) пребывал в той же должности и в 1816 г. Его сын Иван Афанасьев (род. 1787 г.) в 1811 г. При храме служит дьячком.

    По шестой ревизии (1811 г.) штатными служителями Преображенского храма были: священник Ефим Иванов 53 лет, диакон Алексей Дмитриев 31 года (сын дьячка церкви в с. Козлове Рузской округи Дмитрия Алексеева, воспитанник Савинской семинарии), дьячок Иван Афанасьев 24 лет и пономарь Афанасий Михайлов 48 лет. Клировые места распределились следующим образом: священник Ефим Иванов 57 лет, диакон Алексей Дмитриев, дьячок Иван Афанасьев ( с июля того же года- Дмитрий Афанасьев), оба – сыновья пономаря Афанасия Михайлова 48 лет. При церкви имелось книгохранилище. Клир владел 34 десятинами 2090 квадратов земли. Приходских дворов-157, прихожан 546 мужчин и 606 женщин.

    17 марта 1853 г. священник Преображенской церкви Василий Воинов и церковный староста Павел Никифоров вместе с прихожанами пишет прошение на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова): «Имеем желание вместо настоящей деревянной построить каменного здания церковь, на сооружение коей доброхотными дателями производилась и будет производиться работа кирпича , сколько будет потребно; кошельковой же наличной суммы имеется на настоящий март месяц серебром 1175 рублей». В 1854 г. подготовка к строительству идет полным ходом. В Москву сообщается, что «на сооружение оной доброхотным дателем наработано кирпича до трехсот тысяч, кошельковой же суммы на март 1854 г. налицо серебром полторы тысячи рублей». Во избежание затруднений при постройке предлагалось соорудить церковь на том же месте, на что и просилось разрешение у митрополита Филарета. К делу подключился благочинный Пятницкой округи, в которую входила Преображенская церковь, священник села Пятница-Берендеево Георгий Добронравов. 26 апреля 1854 г. он писал в Синод: «…их Спасо-Преображенская церковь не так благонадежна к существованию на будущее время равно и непоместительна. …существующая деревянная церковь в историческом и архитектурном отношении незамечательная, других нужд по церкви не имеется, для построения новой каменной церкви заготовляется материал, не касаясь церковной кошельковой суммы, церковной суммы составляло в то время 1700 рублей серебром». Переписка длилась до 26 мая 1856 г. ,когда Московская палата Государственных имуществ сочла наконец средства на постройку храма достаточными, назначив архитектором г. Груздина. Начатое в 1856 г. строительство каменного храма длилось три года. В 1859 г. каменный Спасо-Преображенский храм в селе Бужарово с приделами Св. Николая Чудотворца и Успения Божией Матери был построен. Окончательная отделка храма была произведена в 1860-х гг. Кирпичное здание Преображенской церкви в Бужарове, с белокаменными и штукатурными деталями. Представляет собой яркий образец «русско-византийского» стиля, господствовавшего в архитектуре Николаевского времени. По своему наиболее яркому представителю-инженеру и архитектору К.А.Тону, автору зданий Оружейной палаты, Большого Кремлевского дворца, храма Христа спасителя этот стиль часто называют «тоновским». В 1838 г. Тон составил альбом чертежей городских и сельских храмов. Который получил одобрение Николая I и стал руководством для строительства церквей по всей России. Именно в этом стиле построена церковь Преображения в селе Бужарове.

    Протоиерей Олег Пэнэжко в брошюре «Храмы г. Истра и окрестностей», вышедшей в 2003 г. пишет: «В 1904 г., после окончания Перервинского училища и трех классов семинарии, в храме села служил псаломщиком Сергей Фелицын(1883-1937). В 1907 г. он был переведен в село Сертякино Подольского уезда Московской губернии. Здесь он женился на Вере Сергеевне Осетровой, у них было восемь детей. В 1918 г. рукоположен во диаконы, а в 1921 г.- во священника к Воскресенскому храму с. Сертякино. 28 ноября 1937 г. арестован и 1 декабря расстрелян. Причислен к лику новомучеников Российских»

    В октябре 1918 г. между прихожанами Преображенской церкви села Бужарово и Лучинского Совдепа « в бессрочное, бесплатное пользование Преображенскую церковь» на определенных условиях: «беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества». Не допускать: «политических собраний», «продажи книг, брошюр, листовок и посланий», «произнесения проповедей и речей», враждебных Советской власти. В «Соглашении» прихожане писали: «Мы обязуемся производить оплату всех текущих расходов из своих средств: по ремонту, отоплению, страхованию от пожара и т. д.». «Мы обязуемся допускать беспрепятственно во вне богослужебное время уполномоченных Совдепом лиц к периодической проверке и осмотру имущества».

    В декабре 1921 г. была проверка церковного имущества. По ее результатам 22 декабря составлен акт, подтвердивший его сохранность по описи 1918 года. Тем не менее, с 1922 г. в храме Преображения села Бужарово(и по всем церквям Воскресенского уезда) началось изъятие церковных ценностей.

    Храм был закрыт предположительно в 30-е годы двадцатого столетия. Впоследствии здание храма использовалось под склад (мясо, мука, шкуры и т.д.). В 1992 году здание храма передается РПЦ. В 1994 г. оформляются документы на земельный участок. С 1992 г. по февраль 1998 г. настоятелем храма был священник Николай Гусаков. При нем был укреплен весь фундамент храма, отштукатурена трапеза, готов к службе придел свт. Николая Чудотворца и начато восстановление придела в честь Успения Божией Матери. Колокольня оборудована колоколами. Трапеза отделена от основного храма перегородкой.

    В марте 1998 г. храм принял священник Алексий Бондарев. Он продолжил работы по восстановлению храма. В 1999 г. к престольному празднику Преображения Господня был восстановлен основной придел и в нем начато служение. Храм имеет газовое отопление. На данный момент восстановление здания самого храма в основном завершено. Однако внутреннее убранство требует больших реставрационных работ.

    По благословлению настоятеля храма силами прихожан ведется благотворительная деятельность, оказывается посильная помощь заключенным, находящимся в исправительных колониях Кировской и Кирово-Чепецкой областях. Несколько раз в год (примерно раз в два месяца) туда отправляются посылки с одеждой, предметами личной гигиены, продуктами и духовной литературой.

    При храме организованы занятия по курсу Мироведения в Котеровской средней школе. Занятия проводятся раз в неделю. В праздники Рождества Христова, свв. Кирилла и Мифодия силами преподавателей и учащихся для детей устраиваются различные постановки.

    В храме находятся святые мощи Оптинских Старцев.

    Престолы: Главный — Спасо-Преображения; приделы в трапезе — Успения Божией Матери; свт. Николая Чудотворца.

    Богослужение: службы в храме совершаются по субботам и воскресениям, а также в дни церковных праздников. Начало Божественной Литургии в 9.00, всенощное бдение-16.00

    Адрес: 143514, московская область, Истринский район, с. Бужарово. улица Первомайская, Храм Спасо-Преображения.Тел.:8-49631-634-64.

    Проезд: электропоездом от Рижского вокзала до станции « Истра», далее авт. №32,33 до остановки «Поворот Бужарово».

    Примечания:

    1 см. об этом : архимандрит Леонид (Кавелин). «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении». М.,1876 г.

    2 см. об этом: авторский коллектив: священник Алексий Бондарев, кандидат исторических наук Крючкова М.А., Невзорова Л.Г. и Соколова М.И. « Село Бужарово и окрестности. Очерки пятивековой истории», ОАО «КТС», 2004 г.

    Наши контакты:

    Духовенство Преображенского храма села Бужарово

    Администратор сайта

    0

    В России

    В Алтайском крае

    • Храм Преображения Господня в селе Озерки

    В Архангельской области

    • Спасо-Преображенский собор (Холмогоры)

    В Белгородской области

    • Преображенский собор (Белгород)

    В Бурятии

    • Спасо-Преображенский собор в Баргузине

    Во Владимирской области

    • Спасо-Преображенский собор (Суздаль)

    В Вологодской области

    • Спасо-Преображенский собор (Белозерск)
    • Церковь Преображения Господня во Фрязинове

    В Воронежской области

    • Преображенский собор (Павловск)

    В Калужской области

    • Церковь Преображения Господня «за верхом» в Калуге

    В республике Карелия

    • Преображенская церковь на острове Кижи

    В Кемеровской области

    • Спасо-Преображенский собор (Новокузнецк)

    В Костромской области

    • Спасо-Преображенский собор (Чухлома)

    В Краснодарском крае

    • Свято-Преображенская церковь в Геленджике

    В Крыму

    • Церковь Преображения Господня (Никита)

    В Курганской области

    • Спасо-Преображенский собор (Шадринск)

    В Ленинградской области

    • Спасо-Преображенский собор (Выборг)

    В Липецкой области

    • Храм Преображения Господня (Елец)
    • Спасо-Преображенская церковь (Липецк)

    В Марий Эл

    • Спасо-Преображенская церковь (Козьмодемьянск)

    В Москве

    • Храма Христа Спасителя, нижний храм — Преображенская церковь
    • Храм Преображения Господня в Преображенском
    • Храм Преображения Господня в Богородском
    • Храм Преображения Господня в Тушине
    • Храм Спаса Преображения на Братском кладбище (снесён)

    В Московской области

    • Храм Преображения Господня (Балашиха)
    • Храм Преображения Господня в Звёздном городке
    • Храм Преображения Господня в селе Спасс
    • Церковь Преображения Господня в Крымском
    • Спасо-Преображенский храм в Бужарове
    • Церковь Преображения Господня (Крюково)
    • Церковь Спаса Преображения в селе Остров Ленинского района, конец XVI века
    • Церковь Преображения Господня (Спас-Косицы)
    • Церковь Преображения Господня (Слепушкино)
    • Спасо-Преображенский собор (Большие Вязёмы) (1595)
    • Преображенская церковь в Спас-Заулке
    • Церковь Преображения Господня в Бортниково
    • Церковь Преображения Господня в Верзилово
    • Церковь Преображения Господня в Никитино
    • Церковь Спаса Преображения в посёлке Фруктовая

    В Нижегородской области

    • Спасский Староярмарочный собор
    • Спасо-Преображенский собор (Нижний Новгород), Сормово
    • Спасо-Преображенский собор (Пурех)
    • Спасо-Преображенский собор (Нижегородский кремль), не сохранился

    В Новгородской области

    • Церковь Спаса на Нередице

    В Новосибирской области

    • Преображенский собор (Бердск)

    В Орловской области

    • Спасо-Преображенский собор (Болхов)

    В Пермском крае

    • Спасо-Преображенский кафедральный собор (Пермь)
    • Спасо-Преображенская церковь (Кунгур)
    • Преображенская церковь (Соликамск)
    • Деревянная церковь Преображения, 1707 г. из с. Янидор Чердынского района — перевезена в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

    В Самарской области

    • Спасо-Преображенский собор (Тольятти)

    В Санкт-Петербурге

    • Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)
    • Храм Спаса Преображения Господня Гренадерского полка
    • Храм Преображения Господня в Лесном

    В Свердловской области

    • Преображенская церковь (Екатеринбург)
    • Храм во имя Преображения Господня (Серов)
    • Спасо-Преображенская церковь (Нижняя Синячиха)
    • Спасо-Преображенский монастырь (Каменск-Уральский)

    В Смоленской области

    • Спасо-Преображенская церковь в усадьбе Новоспасское

    В Тамбовской области

    • Спасо-Преображенский кафедральный собор Тамбова

    В Татарстане

    • Преображенская церковь, 1744 года, урочище Русская Серда (Пестречинский район)

    В Тверской области

    • Спасо-Преображенский собор (Тверь)
    • Спасо-Преображенский собор (Кимры)
    • Спасо-Преображенский собор (Торжок)

    В Тульской области

    • Спасо-Преображенский кафедральный собор (Тула)

    В Удмуртии

    • Спасо-Преображенская церковь (Воткинск)
    • Преображенская церковь (Мазунино)

    В Хабаровском крае

    • Спасо-Преображенский собор (Хабаровск)

    В Чувашии

    • Спасо-Преображенский собор (Чебоксары)
    • Храм Преображения Господня (с. Кудеиха)

    В Ямало-Ненецком автономном округе

    • Спасо-Преображенский собор (Салехард)

    В Ярославской области

    • Спасо-Преображенский собор (Ярославль)
    • Спасо-Преображенский собор (Рыбинск)
    • Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)
    • Спасо-Преображенский собор (Углич)

    В монастырях России

    • Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря
    • Спасо-Преображенская церковь Саввино-Сторожевского монастыря
    • Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря
    • Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе ()
    • Кострома. Спасо-Преображенская церковь
    • Посольский Спасо-Преображенский монастырь.

    Краткая история Храма Преображения Господня

    Дорогие братья и сестры!

    Письмо-призыв

    Требы

    Возлюбленные братья и сестры! Завершается Страстная Седмица и уже совсем скоро Пасха Христова. С сердечной болью все мы восприняли недавнее постановление о существенном ограничении посещения богослужений в эти дни по причине усиливающегося распространения коронавирусной инфекции. Как вы знаете, богослужения неопределённое время, пока бушует эпидемия, будут совершаться духовенством без прихожан, допускается лишь минимальное количество церковных работников и волонтёров. И хотя эти требования более чем понятны – болезнь представляет серьёзную опасность, и больницы Москвы и области сейчас стали подходить к своему пределу возможности госпитализации заболевших, необходим строгий карантин, – наше церковное сознание не может спокойно принимать какое бы то ни было разделение верующих, особенно когда большинство оказывается, пусть только внешне, за церковной оградой.

    Любые увещательные слова с обеих сторон, и светской, и церковной, не могут дать нам покой, когда мы изолированы в своих домах накануне Воскресения Христова. С одной стороны мы слышим о необходимости социального дистанцирования, соблюдения санитарных норм, опасности вспышки заболевания в условиях многолюдности, с другой – справедливые замечания об уже имевших место подобных эпидемиях в истории Церкви, о возможности участвовать в богослужении не в храме, а онлайн или по телетрансляции, возможности чтения книг и служб в домашних условиях. Всё это едва ли может стать достойным утешением для подавляющего большинства из нас, лишенных в этом году возможности очно присутствовать в дорогом сердцу храме, слышать живое слово духовенства, праздничные песнопения и общаться с милыми сердцу сомолитвенниками на богослужении. Храм без прихожан внешне действительно похож на обескровленное тело.

    Но Сам Господь, ныне страждущий на Кресте, терпящий одиночество в неизмеримости страданий и богооставленность, и всегда, и особенно в эти дни – есть для нас истинное Утешение и Радость, превозмогающая любую земную скорбь. Пасха в этом году по произволению Божию особенная. Христос словно дал нам немного разделить Его крестное одиночество – наверное, для того, чтобы таинственным образом, с ещё большей силой сделать нас соучастниками радости Своего Воскресения.

    Храмы обязательно откроются. Мы встретимся вновь и возблагодарим Христа за пройденные испытания. Соблюдем же теперь наше сердце, где и коренится, и взращивается Царствие Божие, в мире, любви и согласии, чтобы и в самих испытаниях живо для нас зазвучали слова Апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч…» (Из Послания к Римлянам, 8:35)

    Сейчас мы все, не только вынужденные сидельцы, но и духовенство, исполняющее свой пастырский долг, и причт храмов, находимся в стеснённых условиях. И очень важно каждому из нас, на своём месте, принять происходящее как волю Божию, возблагодарить Его за посланные, временные лишения. Не осуждать никого вокруг, особенно тех, на чьи плечи ложится ответственность за принимаемые, порой очень сложные и неудобоприемлемые решения. Они могут казаться неправильными и даже противоцерковными, но являются объективно необходимыми с точки зрения медицины. В этом отличие нынешних ограничений от идеологических гонений. Но могут ли человеческие усилия дать идеальный выход из ситуации? Ведь все мы люди, и кто без греха. Суд – дело Божие, а смирение и благодарность – мы хорошо знаем, отличительные качества истинного христианина. Будем же такими, чтобы Воскресший Христос узнал в нас Своих чад, разделяющих с Ним Его страдания и терпение.

    «…Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин. 16:22-23).

    Благочинный церквей Долгопрудненского церковного округа.

    Протоиерей Андрей Хмызов

    равославный приход храма Преображения Господня образован по благословению Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в 1996 году. Настоятелем назначен протоиерей Андрей Хмызов.

    Pегулярные богослужения начались летом 1999 года после выделения Администрацией города земельного участка в центре города Долгопрудный под строительство храма Преображения Господня. На территории прихода сначала была построена деревянная церковь иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов». Первая Божественная литургия служилась в ней 19 августа 1999 года в праздник Преображения Господня.

    • 2001
    • 6 сентября 2002
    • 24 ноября 2002
    • 7 января 2005
    • 7 января 2005
    • 19 августа 2006
    • В конце 2001 года начато строительство каменного здания храма Преображения Господня.
    • 6 сентября 2002 года викарием Московской епархии архиепископом Можайским Григорием совершен чин закладки камня в основание храма Преображения Господня.
    • 24 ноября 2002 года архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии, совершил Великое освящение храма иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов».
    • 7 января 2005 года начались регулярные богослужения на первом этаже храма Преображения Господня, в пределе во имя преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
    • 7 января 2006 года начались регулярные богослужения в верхнем храме Преображения Господня.
    • 19 августа 2006 года, в праздник Преображения Господня, викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий совершил Великое освящение храма Преображения Господня.

    В настоящее время при приходе действует воскресная школа для детей и подростков разных возрастных групп по дисциплинам: хор, рисование, Закон Божий, история святости, церковнославянский язык. При приходе имеется библиотека.

    Настоятель: протоиерей Андрей Хмызов, 1969 год

    Священник: Вячеслав Осипов, 1977 год

    Священник: Иоанн Слобжин, 1987 год

    Священник: Алексий Купцов, 1982 год

    Диакон: Алексий Куликов, 1980 год

    Преображениe Господнe: 19 августа. Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары: 18 июля. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»: 28 октября.

    В других странах

    Белоруссия

    • Спасо-Преображенская церковь в Полоцке (Полоцкий район)
    • Спасо-Преображенская церковь в Заславле (Минский район)
    • Спасо-Преображенская церковь в Дмитровичах (Каменецкий район)
    • Спасо-Преображенский собор в Слониме
    • Спасо-Преображенская церковь в с. Хмелево (Брестская область, Жабинковский район)

    Венгрия

    • Преображенская церковь в Сентендре

    Германия

    • Преображенская церковь в Баден-Бадене

    Греция

    • Храм Преображения Господня в Афинах
    • Преображенский храм (Котаки) в Афинах

    Казахстан

    • Спасо-Преображенская церковь в Уральске

    Латвия

    • Преображенская церковь — в Риге

    Молдавия

    • Храм Преображения Господняь — в Кишинёве

    Польша

    • Костёл Преображения Господнего в Варшаве

    Сербия

    • Преображенская церковь в Панчеве.

    Украина

    • Преображенская церковь во Львове
    • Преображенская церковь в Больших Сорочинцах

    Финляндия

    • Преображенский храм (домовый) в Тампере

    Швеция

    • Преображенская церковь в Стокгольме
    • Преображенская церковь в Эверкаликсе

    История

    История района

    Село Преображенское впервые упоминается в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович распорядился построить здесь летний дворец. Широкую известность Преображенское получило во времена Петра I. Здесь базировались потешные войска, сформированные для забав царевича.

    В 1687 году из потешных войск были сформированы Преображенский и Семёновский полки. Из значимых событий того периода можно отметить основание здесь в 1686 году Преображенского приказа.

    В 1747 году сержант Преображенского полка приобрел по соседству, в Семеновском, здание старой деревянной церкви. Сруб перевезли в Преображенское и установили на полковом дворе Преображенского полка, на месте полотняной временной церкви. 19 июля 1747 года церковь была освящена в честь небесных покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. Престол во имя Спаса Преображения, ставший впоследствии главным был освящён в 1800 году[6][7].

    Строительство храма

    Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москве французской армии.

    Начиная с 1830 года, при активном участии купца Котова, избранного церковным старостой, храм начал благоустраиваться и богатеть. В 1856 году Преображенский лейб-гвардии полк пожертвовал церкви икону Преображения Господня. 23 мая 1883 года, перед празднованием 200-летия полка, церковь посетил Александр III. После посещения императора в Спасо-Преображенском храме был сооружён второй придел во имя Александра Невского[7].

    Советский период

    После революции храм оставался действующим. Прихожанам храма удалось сохранить все церковные ценности, включая колокола. Во времена массового закрытия церквей сюда приносили на сохранение иконы из других храмов. Во время Великой Отечественной войны прихожане собирали пожертвования для фронта. С 1944 года в храме находилась кафедра митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича).

    К началу 1960-х годов у храма Спаса Преображения

    был один из самых крупных приходов в Москве. Под предлогом строительства метро в 1963 году Мосгорисполком принял решение о сносе храма. В защиту своего храма прихожанам удалось собрать больше 2500 подписей. В четыре часа утра 18 июля 1964 года храм был взорван[7]. В итоге станцию метро «Преображенская площадь» построили в другом месте, а на месте храма был разбит сквер.

    Известные священно- и церковнослужители

    В 1815 году к Преображенской церкви был переведён из соседнего подмосковного села Гольяново священник Иван Тимофеевич Зерченинов (1789 — 1834), которого затем сменил зять, Иван Поликарпович Орлинский (1803 — 1865), старший брат иеромонаха Евсевия, впоследствии — архиепископа Могилёвского и Мстиславского.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: