Теремной дворец


Перед нами фасад Теремного дворца, построенный в 1635-1636 годах русскими каменных дел мастерами Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Баженом Огурцовым, Ларионом Ушаковым для первого царя новой династии Романовых — Михаила Федоровича. Одной из первых его забот стало восстановление разрушенной после Смутного времени резиденции.

Блестящий памятник Императорской России — живой музей умершего самодержавия. Каким контрастом с этими огромными, двусветными залами из мрамора, малахита и позолоты выглядит верхний этаж прелестных теремов, уютно-тесноватые хоромы московских царей, погруженные в полусумрак при ярком солнечном дне! Я чувствовал волнение, поднимаясь по ступеням золотого крыльца, любуясь разноцветным фасадом теремного дворца, переступая порог первой сводчатой палаты. От этих сводов, от изразцовых печей, от пестрой стенной и потолочной росписи пахнуло такою далекой и милой стариной!
Николай Дружинин, историк

Небоскреб ХVII века

Первый опыт постройки каменного жилья в Кремле заметно сказался на архитектурной композиции Теремного дворца, его планировке и украшении. Это не просто высокое сооружение. По меркам XVII века — небоскреб! Но отнюдь не «новодел». Ведь два нижних этажа — остатки дворца 1499-1508 годов, возведенного при отце Ивана Грозного, государе Василии III. Архитектура Теремного дворца сохранилась до наших дней без кардинальных изменений.

На входе два каменных льва держат вензель императора Николая I, еще раз напоминая, кому мы обязаны удивительным архитектурным комплексом в центре Москвы. Первые этажи в богатых русских теремах никогда не были жилыми. На первом располагались печи и кухни, второй был служебным, третий жилым, и наконец, парадный, четвертый этаж — гостевым. Сюда мы и входим сейчас, минуя служебные этажи. Но если вы хотите увидеть наш Кремль до постройки БКД, всмотритесь в чудесные акварели художника Федора Алексеева. А еще лучше — неторопливо перелистайте «Книгу об избрании и венчании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича», миниатюры для которой были написаны в 1672 году Иваном Максимовым и Сергеем Рожковым (книга хранится в Оружейной палате Московского Кремля).

Отдельные здания Теремного дворца были связаны сложной сетью лестниц, галерей, открытых внутренних дворов. Сложную композицию дополнял богатый и многоцветный декор зданий. Излюбленными цветами XVII века были яркая киноварь (оттенок красного) и травянисто-зеленый, дополнявшийся позолотой. Цветовое богатство Кремлевского дворца дополняла зелень «Красных верховых садов», которые устраивались на сводах каменных зданий на уровне второго и третьего этажей. Своды опаивались свинцовыми досками, сверху насыпался слой земли, после чего разбивались грядки, высаживались деревья, кусты. Пруд, фонтаны, купола церквей меж каменных зданий…

Рай в центре большого города!

Но за 380 лет дворец претерпел немало невзгод.

Давно ли Кремль разорванный дымился? Что зрели мы? Во прахе дом царей; Бесславие разбитых алтарей; Святилища, лишенные святыни; И вся Москва как гроб среди пустыни. И что ж теперь? Стою на месте том, Где супостат ругался над Кремлем, Зажженною любуяся Москвою, — И тишина святая надо мною; Москва жива; в Кремле семья царя; Народ, теснясь к ступеням алтаря, На празднике великом воскресенья… Василий Жуковский

Большой кремлевский дворец.Теремной дворец

Чудо русского архитектурного искусства-в целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

Точкой отчета существования данной памятки культуры является 1635 год, когда были возведены первые жилые комнаты. Первым жильцом во дворце стал царь Михаил Федорович, потому что именно для него было построено здание, которое впоследствии получило название Теремной дворец. Строителями были Шарутин, Огурцов, Ушаков и Константинов. Однако стоит отметить, что основание уже существовало на то время в виде первого яруса, а также мастерских, которые были возведены мастером Фрязиным в конце 15 века.

Кремлевский дворец был построен в русском стиле, так как раньше строились деревянные избы. Этот стиль прослеживается как во внутреннем оформлении, так и на фасаде здания. Это своего рода древняя «многоэтажка», состоящая из ступенчатых ярусов. Несущие стены новых этажей строились на некотором удалении от старых ограждающих конструкций. С виду такая структура напоминает пирамиду, так как каждый новый этаж появляется из уже существующего нижнего, и каждый последующий имеет немного меньшую площадь. Мастера постарались на славу, так как теперь это здание может радовать нас своим великолепием.

Еще одной отличительной особенностью данного стиля архитектуры является двускатная крыша, расположенная над крыльцом. Внутри весь интерьер выполнен в стиле русской избы. Самый распространенный зодческий прием того времени – это клеть. Данный прием предполагал возведение стен фасада из деревянного сруба, и на каждой стороне располагалось по три окна. На окнах располагаются наличники белого цвета, которые имеют рисунок в виде различных животных.

Над окном в палате царя располагается фронтон. Во все времена на этом фронтоне находился герб государства, который имеет опоры в виде скульптур львов. Львы выполнены из камня. На западной стороне Кремлевского дворца возведена сторожевая башня, с которой открывался прекрасный вид на Москву.

В каждом окне башни находится декоративное цветное стекло, а порталы украшены красивыми фронтонами треугольного типа. Каждое окно было выведено на определенную сторону света. Крыша башни покрыта золоченым металлом и дополнительно украшена флажками, которые уже давно стали незаменимыми атрибутами Кремля.

Со времени вокруг Теремного дворца был возведен Большой Кремлевский Дворец. С тех пор вторая постройка стала несколько выше, поэтому Теремного дворца снаружи совсем не видно.

Каждый ярус дворца имел свое предназначение. Например, нижний ярус или цокольный, вмещал в себя помещения бытового назначения. В этих комнатах располагались кладовые с продуктами питания, запасами соли, свечей и других предметов хозяйственного назначения.

На этаже выше цокольного располагались мастерские, в которых трудились люди на благо царской семьи. Например, здесь изготавливалась одежда, а также постельное белье для царя и его семьи. Они украшались красивым орнаментом с использованием золотой и серебряной нити. Другие предметы первой необходимости также делались здесь, если имелось соответствующее оборудование.

На третьем этаже располагались самые важные помещения дворца. Например, здесь находилась комната под названием «Престольная». Здесь находился трон царя, украшенный бархатом. В 17 веке в данное помещение разрешалось входить только самым приближенным к царю людям. Центральное окно в данной комнате называлось Челобитным. С него спускался ящик на улицу, в который каждый крестьянин мог положить бумагу с какой-нибудь своей просьбой. Такой ящик в последствии прозвали Долгим, так как письма, содержащиеся в нем или вообще не читали, или прочитывали через очень долгое время.

На этом же этаже находились царские покои, если они решали отдохнуть в Теремном дворце. В другое время княжеская семья отдыхала в деревянном дворце. Покои состояли из нескольких отдельных помещений. Кроме Престольной здесь также располагались Опочивальня для отдыха, Крестовая палата и Сени, которые напоминают прихожую большого размера. Каждое из помещений выполнено в том же стиле, что и все здание – из деревянного сруба, соединенного между собой.

Изначально роспись стен и сводов царских хором была в виде растений. Однако позже роспись несколько изменилась, так как за работу принялся Ушаков С. Окончательно же рисунок был сформирован в 1836 году.

Второй этаж включал в себя помещение именуемое купальней. Сюда царь и его супруга ходили мыться. Подача воды осуществлялась с помощью специального ручного насоса, который стоял у водонапорной башни. Чтобы попасть в это помещение, достаточно было спуститься из царских покоев по винтовой лестнице. Со временем назначение этой комнаты менялось в зависимости от желаний правящих особ. В 19 веке это помещение было переквалифицировано под государственный архив, в котором хранились особо ценные бумаги.

На третьем этаже располагалась спальня и молельня. Также здесь располагались личные покои князя с прекрасным видом на Москву-реку.

Северное крыло играло особую роль в жизни царя. Здесь находился длинный узкий коридор, в котором обычно проходили смотрины невест для государя. Он должен был трижды пройти по коридору и выбрать девушку, которая стала бы его женой. Избраннице он должен был подарить рушник.

Четвертый ярус имел название мезонин. Иногда его называли также золотоверхим, из-за того, что кровля на нем была выполнена из серебра и золота, расписанного различными узорами в русском стиле. Здесь располагается комната, стены которой расписаны на русский манер в середине двадцатого века.

Вокруг дворца располагались галереи-гульбища. Их было три, и каждое из них обрамляло здание по ярусам. Самая нижняя галерея называлась Боярская площадка. Оно расположено на уровне пола Владимирского зала. С этого уровня наверх начинала вести лестница, которая приводила посетителей на передний двор, который построен на перекрытии Мастерских палат.

Среднее гульбище имеет свою отличительную особенность. Например, вход в него закрывался решеткой, выполненной из золота, которая была выкована вручную профессиональными мастерами. С восточной части дворца располагалось золотое крыльцо, которое вело на второй этаж в царские жилые палаты. Третьей галереей является Теремок, вокруг которого построен каменный двор. Этот Теремок находится в самом центре дворца.

Новый дворец смотрится необычайно красиво и эффектно, и все это достигается за счет интересного планировочного решения дворца. Помимо этого неотразимости ему придает превосходное оформление фасада и других частей здания.

Весь реконструированный дворец представляет произведение искусства и памятку архитектуры. Неописуемой красоты ему добавляют резные карнизы, фронтоны в виде треугольника над окнами, крыша, обшитая золотыми листами, резьба на порталах окон, а также на проемах гульбищ, необычная роспись на стенах, элементы декора из белого камня и многое другое. Если говорить в целом, то Кремлевский Дворец – это великолепное произведение ювелирного искусства.

Глядя на окна с разноцветными стеклами и росписью на них, кажется, что попал в древнюю Русь с ее колоритом и природой. Внутри интерьер также выдержан в определенном стиле, добавляющем дворцу изящества и индивидуальности. Мебель изготовлена в соответствии со стилем постройки 16 века. Каждый отдельный стул или скамья обита бархатным материалом. Деревянные шкафы, которые стоят внутри помещений, раньше предназначались для хранения золотой и серебряной посуды. Сейчас же эта утварь хранится в оружейной и охраняется, лучше, чем любой банк мира. В помещениях на стенах размещались золотые клетки, в которых находились красиво поющие птички.

Золота при постройке этого произведения искусства не жалели. Даже такие зодческие элементы, как желоба, были покрыты золотом. В дворцовые постройки также входят церкви, возведенные на территории Кремля, а также Царицына палата. Архитектором данных зданий был Осип Старцев. Он украсил купола майоликами и крестами, роспись на которых принадлежит старцу Ипполиту.

Внутреннее оформление помещений дворца со времен основания не сохранилось, однако в этом же стиле было отреставрировано в первой половине девятнадцатого века под началом оформителя Солнцева Ф.

Теремной дворец имеет свое расположение относительно сторон света. Изначально было внесено предложение фасадом повернуть на юг, где находилась Москва-река. Предложение было принято, и теперь здание дворца смотрит на столичную реку. Долгое время украшенный золотом дворец был лицом всех кремлевских покоев. Вокруг него очень красиво расположены гульбища, кровля и окна которых блестит на солнце, освещая своим блеском всю площадь. Каждый, проходя мимо, мог насладиться великолепием и величием этого памятника истории. Регулярно в этот дворец проводятся экскурсии, в которых рассказывается история этого здания, а также жильцов, которые на протяжении истории сменяли друг друга. На сегодняшний день Теремной дворец, который входит в состав всего кремлевского комплекса, является резиденцией главы России.

Архитектурная мастерская “ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ” занимается проектированием, реставрацией и строительством деревянных домов под ключ,сохраняя культуру древнерусского строительства.

Работы по реставрации архитектурных памятников русского зодчества и большой научно-исследовательский опыт, позволяет нам не повторять и копировать древние памятники русского зодчества, а создавать неповторимые шедевры и произведения архитектурного искусства.

Варварство Наполеона

В 1812 году здесь располагался штаб императора Наполеона. Именно тогда погибла старинная обстановка Теремного дворца: французы поломали и сожгли большую часть мебели, вместе с их уходом исчезли драгоценные ткани и серебро, украшавшие комнаты.

Наполеон находился здесь 38 дней. Уходя 7 октября 1812 года (по старому стилю), приказал маршалу Мортье взорвать Кремль. Под фундамент было заложено 180 000 фунтов пороха (90 000 килограммов). По замыслу Наполеона Кремль должен был сложиться в огромную яму-воронку. Взрыв намечался в ночь на 12 октября, но начался сильный ливень, под его прикрытием кремлевским партизанам удалось обезвредить самые опасные боеприпасы. Конечно, не все…

В результате страшных взрывов была разрушена часть южной стены, упала в реку Водовзводная башня, сильно пострадал Арсенал, где хранились порох и оружие. Двадцать лет — с 1815 по 1835 год — восстанавливали стены и башни. Но главные постройки Кремля и стены сохранились…

Что касается внутреннего убранства Теремного дворца, оно было восстановлено при реставрации 1836-1849 годов, которой руководил Ф.Ф. Рихтер. Он старался воспроизвести в обстановке и декоративном облике интерьеров мотивы русской старины. Конечно, они уступают в сложности убранству покоев государя в XVII веке, когда стены палат покрывались золочеными кожами, атласными и парчовыми тканями, а дворец был убран драгоценными коврами и наполнен чудесной золотой и серебряной утварью.

История Теремного дворца

Так выглядел Теремной дворец и его церкви в XIX веке
Теремной дворец высотой в три этажа был построен в 1635-1636 годах над двумя уровнями палат времен Василия III и Ивана IV (XVI век). Впоследствии из-за многочисленных переделок нижние этажи утратили древний вид. Царевич Алексей Михайлович первым поселился в каменных палатах, а его отец продолжал жить в деревянных, считая, что это полезнее для здоровья. В 1637 году новые каменные хоромы были окончательно отделаны: стены расписаны красками по золотому и серебряному полю, а в окна вставлены разноцветные слюдяные окошки работы мастера Ивана Осипова. Архитекторы определяют облик Теремного дворца как пестрое сочетание древнерусского стиля с итальянским (на Руси его называли ломбардским).

Теремной дворец стоял на территории Царского двора, который занимал довольно большую площадь и включал множество различных палат, церквей, теремов, приказов, мастерских и дворов. Большая часть строений были деревянными, и почти у каждого представителя царского семейства был свой дом или теремок с вычурными украшениями. В Теремном дворце жил сам царь с сыновьями. Палаты царицы и царевен располагались с северной стороны и до нашего времени не сохранились. Парадным фасадом дворцовых построек был не южный, как сейчас, обращенный па Москву-реку, а восточный — выходивший на Соборную площадь.

Наивысшего расцвета Царский двор вместе с Теремным дворцом достиг во второй половине XVII века. В то время, по свидетельствам иностранных путешественников, крыши теремов были позолочены. На зданиях вдоль Боровицкого холма были устроены оранжереи и сады по образу знаменитых садов вавилонской царицы Семирамиды. В течение XVIII века Теремной дворец и остальной старый Царский двор постепенно приходили в упадок. В большом пожаре при Анне Ивановне в 1737 году сгорели почти все постройки и сильно пострадали терема. По велению Елизаветы Петровны архитектор Растрелли построил новый Царский дворец, который стоял па месте теперешнего Большого Кремлевского. В комнатах теремов поселились дворцовые служащие с семьями.

В 1812 году в Елизаветинском дворце останавливался Наполеон, а после дворец сгорел вместе с другими зданиями. Как уже говорилось, в 1838-1849 годах по велению императора Николая I Константин Топ построил нынешний Большой Кремлевский дворец, объединив его с теремами. К 200-летнему юбилею теремов их облик и внутреннее убранство воссоздали по древним образцам и рисункам времен Алексея Михайловича. Несколько позже, в 1870-х годах, художник Тимофей Киселев по рисункам академика Федора Солнцева выполнил нынешние росписи по золотому фону. Прежняя роспись XVII века Симона Ушакова, за исключением некоторых фрагментов, не сохранилась. Разноцветные стекла вместо слюды были вставлены в ХIХ-ХХ веках.

Кто рано встаёт…

В первой комнате Теремного дворца — Передней палате, или Проходных сенях, — собирались, чтобы приветствовать царя, немногие ближние бояре, имевшие доступ в личные покои. Иногда во время больших праздников — Рождества или Пасхи — ставили столы и угощали посетителей.

Рабочий день начинался рано, в семь часов утра, и опаздывать к царскому выходу было никак нельзя; можешь лишиться не только места, но и головы. Иностранцев во дворце не принимали. Но при царе Алексее Михайловиче было сделано дипломатическое отступление. Три посольства посетили Переднюю палату в XVII веке: английского короля, польского и австрийского императоров.

Роскошных паркетов еще не было. Полы выкладывали половицами из лиственницы, натирали воском, прокладывали войлоком, а сверху драгоценными персидскими коврами в два слоя.

Печи на парадном этаже не топились. Они размещались на первом этаже, откуда по специальным керамическим трубкам теплый воздух поднимался наверх. Удобная и пожаробезопасная система отопления, которую мы переняли у Византии еще XV веке. «Византийский след» и на великолепных изразцах, которыми украшены царские печи. Почти все изразцы московского производства имеют растительно-цветочный орнамент.

Окна, традиционно выходившие на солнечный юг, украшались цветными витражами. Солнце, проходя через них, создавало эффект радости и сияния — истинно райского места, коим и должен являться царский дворец.

Но даже здесь были палаты разного ранга. Если и в первую, где мы побывали, впускали немногих, то во вторую проходили только приближенные особы государя.

Архитектура и планировка

Стилевые черты

Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением[19]. В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством. Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы[20]. Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами, площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений[21].

Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля[8].

Внутренняя организация

Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы[24].

В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый предмет интерьера и были украшены многоцветной глазурованной плиткой различного цвета и формы[25]. Печи XVII века не сохранились, и по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Фёдор Солнцевым, в 1835—1837 годах были установлены новые образцы, четыре из которых находятся в царских покоях[26].

Перед входом во дворец с востока располагался каменный двор, или Верхоспасская площадка, получившая название от царской домовой церкви Спаса «на Сенях»[27]. С Верхоспасской площадки на второй этаж дворца вело Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Крыльцо было расписано золотом и красками и увенчано пирамидальным шатром. Во время перестройки дворца в XIX веке над Верхоспасской площадкой было устроено перекрытие, в результате чего Золотое крыльцо оказалось во внутреннем помещении. У крыльца поставили двух каменных львов, держащих щиты с вензелями Николая I[28].

Дневной сон по расписанию

Палату называли Соборной, или Думной. Она была местом, где работал наш древний парламент — Боярская дума. Нынешняя Государственная Дума насчитывает 450 депутатов. Боярская была существенно поменьше, в среднем около 20 персон. И являлась высшим советом при князе, а с 1547 года — при царе. Ее деятельность носила законно-совещательный характер, а состояли в ней бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократический элемент занимал в Боярской думе господствующие позиции. Параллельно думцы служили и в администрации, занимая правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручались воеводства.

О том, как велись дела в думе, известно мало. Собирались поутру, часов в семь, работали до полудня. Затем ехали домой, обедали, отдыхали (дневной сон обязателен для всех). К четырем часам возвращались на работу, потом опять перерыв, а вечером собирались снова. Иногда заседания тянулись до одиннадцати часов ночи. По свидетельству современников, в XVI веке заседания думы проходили три раза в неделю, понедельник, среду и пятницу, а в XVII веке — почти ежедневно. Председательствовал царь, а в его отсутствие один из бояр — первосоветник. Утренние часы государь зачастую проводил со своими думными, а вечернее время посвящал личным делам.

В Думной палате обсуждались указы. В следующей, Престольной, они утверждались царем.

Туда мы и направимся. Тем более что это главная палата Теремного дворца.

Слово становилось делом

Красный цвет подчеркивает главенство Престольной палаты. Пурпур — привилегия государей. Когда-то при царе Алексее Михайловиче кабинет был затянут ярко-красной сафьяновой кожей, тисненной золотом. Именно здесь слово становилось делом — государь подписывал указы, которые «выкрикивали» со всех площадей Москвы. Но перво-наперво кричали с кремлевской Ивановской площади.

Отсюда и устойчивое выражение: «Кричать во всю Ивановскую».

Кому, кроме государя, была доступна Престольная палата? Очень достойным, по его мнению, людям. Орденов в ту эпоху не было, за заслуги награждали по-разному: могли одарить и ценным оружием, и платьем с царского плеча, и землей, и деньгами. Но была еще одна очень почетная награда — обед с государем, как равный с равным. В Престольную приглашались два-три особо отличившихся вельможи, для них выносили драгоценную посуду, хранившуюся в особой царской буфетной…

Чаши, братины, ковши украшали великолепный стол (до 50 перемен блюд, а общее их число достигало 500) и часто служили в качестве подарка после званого обеда. Сегодня посуда экспонируется в музеях Московского Кремля.

А еще государь иногда выбирал в Первопрестольной палате невесту. Со всех земель в Кремль свозили до 1000 девушек. Самых красивых приводили «пред светлые государевы очи». Наши государи имели возможность, которой были лишены западноевропейские монархи, — жениться по любви…

Со времен Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью… Алексей Малиновский, археограф (ХIХ век)

Опочивальня

Ряд комнат четвертого этажа Теремного дворца замыкает опочивальня. Ее главная достопримечательность — резная деревянная кровать. Балдахины, подобные тому, который возвышается над ней, называли «небом». Здесь государь мог отдыхать только днем.

Кровать появилась только в правление царя Алексея Михайловича. Выписали из Европы. До этого спали полусидя, следуя рекомендациям врачей: «Для лучшего состояния здоровья и чтобы кровь, притекая к голове, не приносила разных возмущений, спать высоко подняв голову».

Как же уютна опочивальня и почти сказочно красива!

Что касается личной жизни государя, она протекала на женской половине, или в так называемом «женском теремном дворце». Туда вел переход, начинавшийся за дверью в северной стене комнаты. Женская половина частично была сделана из дерева. Считалось, что дерево «дышит», а камень дает конденсат. Поэтому деревянные покои полезнее для здоровья. Но частые пожары и нашествия врагов не щадили сказочные резные терема. Увы, женская половина не дошла до наших дней.

История построения

Теремной дворец Московского Кремля был построен всего за год, с 1635 по 1636. Хотя сроки для возведения таких масштабов самые кратчайшие, это никоим образом не отразилось на качестве постройки. Более того, если учитывать, что это первый русский каменный дворец, Кремль опроверг пословицу, что первый блин всегда комом. Он стал примером для возведения многих других каменных зданий. Во-первых, убранство здания традиционное, как в постройках из дерева. Во-вторых, прочность всей конструкции было трудно превзойти на то время. Да и не все современные здания могут потягаться с дворцом. Хотелось бы надеяться, но вряд ли «хрущевки» простоят четыре века, не то что не потеряв при этом своего товарного вида, а хотя бы сохранив фундамент.

Строили его сразу четыре лучших зодчих того времени: Л. Ушаков, А. Константинов, Б. Огурцов и Т. Шарутин. Возводился Теремной дворец в Кремле на проверенном временем фундаменте северного яруса кремлевского ансамбля, который был заложен за полторы сотни лет до этого. К тому же это первое здание, построенное из камня, и имеет несколько этажей.

теремной дворец в кремле

Теремок

И еще мимо одной комнаты, на пятом этаже Теремного дворца, никак нельзя пройти. В старину ее называли Каменным чердаком или Теремком. И устроили по повелению царя Михаила Федоровича для детей — царевичей Алексея и Ивана. По сводам комнаты порхают разноцветные птицы в натуральную величину, создается полная иллюзия, что вы в райском саду. А многократно усиливается это ощущение на открытой галерее пятого этажа, откуда открывается просто фантастический вид на столицу. Вдумайтесь: вы стоите выше почти всех зданий современной Москвы. И это постройка XVII века!

Многое изменилось в России при Петре Великом: на европейский манер поменялся уклад жизни двора, столицу перенесли в Санкт-Петербург. Но своим указом Петр приказал сохранить Теремной дворец как «дом своих предков». И ничего не менять на западный манер.

Поэтому сегодня мы смогли побывать в XVII веке нашей истории. А потомки Петра сделали все, чтобы связь времен не разорвалась. И построили удивительный Владимирский зал, который объединяет четыре эпохи — XV, XVI, XVII и XIX века.

Ансамбль дворца

Царские покои

Царские покои находились на втором ярусе (или четвёртом современном этаже) и состояли из:

  • проходных сеней,
  • гостиной (Думной) комнаты или «Крестовой палаты»,
  • престольной,
  • буфетной
  • опочивальни[29].

Первое помещение царских покоев — передняя

или
проходные сени
— имеет низкие сомкнутые своды с распалубками и парные стрельчатые окна с резными деревянными подоконниками, а также изразцовые печи. В XVII веке в сенях проходил утренний ритуал: собирались бояре, ожидая выхода царя. Позже здесь была устроена
трапезная
(горница)[25].

Вторая комната называлась гостиной

, потому что в ней проходило «сидение царя с бояры» и в редких случаях принимались иностранные послы. Её также называли Соборной, или Думской палатой[30].

Далее располагалось наиболее богато украшенное помещение Теремного дворца — Золотая (или Престольная) палата. Её стены расписаны золотом по красному фону, двери обтянуты золоченой кожей. По периметру стен палаты изображены гербы земель Московского государства. На своде изображён Спаситель на престоле, вокруг него расположились вселенские и московские святители. В помещении также стоял обитый бархатом царский трон. Как правило, в престольной

принимались только приближённые к царю бояре. Среднее окно комнаты называлось «челобитным»: из него на верёвке спускался ящик, куда подавались челобитные. В народе этот ящик прозвали «долгим», так как прошения подолгу лежали без рассмотрения. По преданию, именно отсюда пошла поговорка: «не откладывай дело в долгий ящик»[30][31].

Сбоку престольной находится так называемая буфетная. На её стенах сохранилась уникальная орнаментальная роспись XVII века.

Четвёртой палатой в царских покоях была опочивальня, в которой после реконструкции XIX века находится резная деревянная кровать с балдахином из китайского шёлка и пологом у изголовья. По стенам комнаты развешены медальоны с сюжетами из Священного Писания. Рядом с опочивальней находилась молельня, в которой в XVII веке хранились драгоценные иконы в серебряных и золотых окладах, отделанных самоцветами. Винтовая лестница соединяла царскую спальню с «мыленкой», вода в которую подавалась при помощи насоса из водовзводной башни Кремля. Покои царицы были отделены от этой части дворца и до настоящего времени не сохранились[32].

Златоверхий теремок

Церкви Теремного дворца

В ансамбль Теремного дворца входят также Золотая Царицына палата и домовые церкви.

Одним из старейших сооружений Московского Кремля является церковь Рождества Богородицы на Сенях (другое название — Воскрешения Лазаря), построенная в XIV веке. Верх церкви не сохранился, в XVI веке над ней был построен новый храм в честь Рождества Богородицы, возведённый заново в 1680-х годах. [уточнить

]

В 1635—1636 годах на мужской половине дворца была построена домовая церковь в честь Спаса Нерукотворного. Позднее она стала называться Верхоспасским собором. В 1660—1670-е годы Верхоспасский собор украсили стенописью, иконостас выполнен в барочных формах в XVIII веке[33].

В 1682 году три дворцовые церкви — Воскресения Словущего, Спаса Нерукотворного и придел Распятия — были объединены под общей кровлей, увенчанной одиннадцатью вызолоченными главками, барабаны которых были богато украшены изразцами и изображениями святых на круглых медных листах (листы не сохранились). Руководил строительными работами архитектор Осип Старцев[7][31].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: