Разоблачение. Конфликт в храме Успения Божией Матери в Печатниках в июне 1997 года (ВИДЕО)


Храм Успения Пресвятой Богородицы построили в качестве приходского храма печатников

Современные москвичи привыкли назвать Печатниками район на окраине Москвы, при этом старожилы знают, что ещё в 17 веке между Сретенкой и Трубной улицей существовала Печатная слобода.

Здесь, вдоль ручья, селились мастера Государева Московского Печатного Двора. По названию слободы и получила название церковь. Кстати, она специально строилась как приходская церковь этой слободы.

Сведений о том, когда первоначально построили в ней храм, до нашего времени не сохранилось.

Источники доносят до нас противоречивые сведения об этом. Одни называют дату 1625 год, другие говорят о 1631 годе.

1659

год основания храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Точно известно, когда храм перестроили также в дереве. Это произошло в 1659 году. Она и принимается за дату основания храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках.

Установить её учёные смогли только после того, как изучили надпись, найденную на одном из образов, находящемся в церкви.

Постройка первой деревянной церкви

В XVII пожаловал государь для мастеров своего Печатного двора земли, что тянулись вдоль ручья, как раз между нынешними улицами Трубной и Сретенкой. Те расселились, настроили домов, завели хозяйство. Только какая же это жизнь без храма Божьего? Вот и построили печатные мастера церковь, освятив её в честь великого события — Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Печатниках тогда был деревянным, это известно, но когда его возвели, никто не знает. Одни источники называют 1625 год, другие — 1631. Кто ж теперь упомнит — давно это было. Известно точно, что в 1659 году, усердием всё тех же печатников, храм был полностью перестроен, но остался по-прежнему бревенчатым.

Каменный храм в Печатниках построили в стиле московского барокко

Первоначально каменный храм в Печатниках имел одну главу. Его выстроили в стиле московского барроко. Такая архитектура вошла в моду в то время. Храму Успения Пресвятой Богородицы Господь благоволили.

Как известно из ведомости, представленной генералом Салтыковым императрице Анне Иоанновне, церковь абсолютно не пострадала в пожаре 1737 года.

Мор 1771 года её приход также не затронул. Обходили его стороной и другие несчастья. В результате в 1774 году храм вошёл в число пятидесяти пяти лучших приходских церквей Москвы.

Необходимо отметить, что произошло это только благодаря общему труду прихожан, так как храм никогда не имел богатого жертвователя или же попечителя.

1771

в этом году предел церкви Успения в Печатниках затронул мор

Церковь росла и украшалась. В конце 1725 года церковная община обратилась в Синодальный казённый приказ с просьбой о строительстве тёплого придела. Дело в том, что первоначально храм строили холодным.

Возвели придел к 3 октября 1727 года. Его пристроили к трапезной и освятили во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С другой стороны трапезной в 1763 году построили другой предел. Его освятили во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца.

Икона, изображающая Николая Чудотворца, кисти Ярослава Чермака. В 1763 году возвели предел храма Успения в Печатниках. Его освятили во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца

Около 1775 года у южного фасада возведена часовня небольших размеров.В 1794 году храм в Печатниках расписал живописец Тяпкин Николай Николаевич. В 1798 году для него отлили колокола: большой, весом 177 пудов, и два малых.

На Пасху 1805 года в церкви установили новый иконостас. Примерно в это же время исправили ризницу, сделали на храмовый образ серебряный оклад, приобрели крест, евангелие, ковчег и сосуды.

Таким образом, XVIII и начало XIX веков можно назвать временем рассвета храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках.

Строительство каменного храма

Благополучно простоял он в течение тридцати шести лет, а в 1695 году был разобран. Пригласили каменщиков, и те сложили дивный каменный храм. Его так же освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, расписание богослужений

Храм в Печатниках тех лет мало чем напоминал тот, который сегодня знают и любят москвичи. Был он одноглавый и без боковых пределов, которые пристроили позже. В точной датировке помогает надпись на одной из икон. Построили его в принятом тогда стиле московского барокко.

Господь хранил этот храм. Из дошедших до нас документов видно, что страшный пожар, случившийся в Москве в 1937 году, обошёл стороной его стены. Даже во время эпидемии 1771 года храм не пришлось закрывать – не коснулась смерть всех тех, кто жил рядом с ним и посещал службы. Более того, из записей 1774 года известно, что приход храма признан одним из образцовейших приходов Москвы.

Церковное благополучие храма закончилось в 1812 году

В 1812 году Наполеон во главе своей армии вступи в пределы России. С этого момента благополучие храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках окончилось. 5 сентября этого же года солдаты французской армии, занявшей Москву, разграбили и сожгли храм.

Сгорели надворные постройки, дома служителей храма и церковные лавки. В огне также погибли святые престолы, почти вся церковная библиотека, иконы и иконостасы, церковная утварь.

Церковный староста Григорий Дмитриев спас от солдат Наполеона церковную утварь храма.

В это время героический поступок совершил церковный староста, московский купец Григорий Дмитриев. Он сохранил и вернул прихожанам церкви 26 фунтов серебра и зарытую им в землю церковную утварь.

Весь период французской оккупации Москвы староста не оставлял храм и жил на его колокольне. 11 сентября французы стали покидать Москву и солдаты стали ломать дверь, чтобы украсть спрятанные в церкви вещи.

Дмитриев и в этот раз спас её от грабителей. Зарытые им в землю церковные вещи позже на некоторое время передали на сохранение в сретенский монастырь.

Судьба храма в XX веке

С приходом к власти большевики закрыли храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Москвоведение — область исторической науки, занимающаяся прошлым нашей столицы — в своих исследовательских статьях, посвящённых этому периоду, описывает разгром, сопоставимый только с нашествием французов. Изуродованное здание перестроили, и в нём были размещены советские учреждения.

Успения Пресвятой Богородицы, храм в Печатниках Этапы его истории

Возрождение наступило с периодом перестройки, когда Православной церкви возвращалось отобранное у неё имущество. В 1994 году был вновь освящён и храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Расписание богослужений, вывешенное при входе, как и в прежние годы, извещает прихожан, что их ждут на литургиях, вечернях и заутренях. Церковная жизнь постепенно вернулась на свой путь, указанный ей святыми отцами.

После ухода французов, храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках долгое время восстанавливали

После того как французы покинули Россию, храм достаточно долго восстанавливался. Так в 30 марта 1813 года устроили иконостас в приделе Иоанна Предтечи. После этого возобновили и 24 апреля 1814 года освятили придел Святителя Николая.

В 1897-1902 годах трапезную и часовню церкви полностью перестроили. Автором архитектурного проекта стал М.А. Аладьин.

Аладьин спроектировал колокольню, нижний ярус которой встроил в трапезную, в виде двухъярусного четверика.

Он нёс восьмерик звена и завершался небольшим шатром. Начиная с 1900 года, стены придельного храма расписывались.

1900

в этом году оформили иконостас храма Успения в печатниках на сумму 50 000 рублей

Изображения создавались в духе библейских рассказов и содержали изображения святых. Кроме того, на них присутствовал русско-византийский орнамент.

Внутренним украшением церкви Успения Пресвятой Богородицы руководил архитектор В.В. Иордан. Иконы в ней написал художник С.К. Шварев.

Он же оформил иконостас храма. Стоимость всех работ составила более 50 000 рублей. Их собрал церковный староста Павел Петрович Севостьянов среди прихожан и благотворителей.

В советское время в храме Успения Пресвятой Богородицы размещались музеи и выставки

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках не избежал гонений со стороны властей в советское время. Как и все другие культовые сооружения, этот московский храм закрыт после 1917 года.

Произошло это не сразу, так как церковь пользовалась популярностью в народе. Кроме того, район сретенских Печатников считался пролетарским и советская власть некоторое время вела не слишком активно вела здесь антирелигиозную работу.

Окончательно храм закрыли в 1938 году. Несмотря на то, что его последний настоятель относился к обновленцам, он не избежал ареста.

Отправлен в на пять лет в лагеря в Казахстан. После того как храм закрыли, с него сняли кресты, разобрали ограду и провели полную перепланировку здания. После этого его передали в ведение треста Артикпроект.

1950 — 1991

в этот период в здании храма располагались музеи и выставки

Здание храма неоднократно передавалась различным организациям культуры. С 1950 года здесь размещался музей «Советская Арктика». С 1960 года — выставка «Морской флот СССР». Выставку в 1989 году преобразовали в музей.

В нём находилась экспозиция по истории корабельного дела в России. Здесь имелась возможность увидеть экспонаты, начиная от первых челнов, и заканчивая новейшими атомоходами.

В 1991 году представитель Преображенского братства отец Георгий Кочетков обратился к властям с ходатайством о передаче храма РПЦ. Её удовлетворили, и церковь освятили заново в 1994 году. Тогда же все выставки их неё вывезли.

Первое время храм относился к братству Сретенского монастыря. В 1995 году отпраздновали его 300-летие.

История

Деревянный храм был построен перед Сретенскими воротами Белого города жителями дворцовой Печатной слободы в 1631 году. Местность, именуемая «Печатниками», получила своё название от живших здесь печатников, мастеров Государева Печатного Двора. В 17 веке печатники поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей.

Источники расходятся в дате первого упоминания церкви, согласно одним деревянная церковь впервые упоминается в 1625 году[2], по другим в 1631 году[3]. В 1659 году деревянный храм был перестроен, но вновь в дереве. Эту дату и считают датой основания храма. Каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко[3]. Дату постройки определи согласно надписи на одном из образов храма[3].

В конце 1725 года прихожане церкви обращаются в Синодальный казенный приказ с просьбой о строительстве при тогда ещё холодном храме теплого придела, на что 17 декабря того же года получают разрешение. Теплый придел с правой стороны трапезной был возведен к 3 октября 1727 года, а 18 октября его освящают во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи[2]. В 1763 году с другой стороны трапезной возводят другой придел, во имя свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца. Примерно в 1775 году у южного фасада трапезной была сооружена небольшая часовня. В 1795 году храм был обновлен и расписан. В 1812 году храм Успения Пресвятой Богородицы был разграблен французской армией, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки. В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. В 1897—1902 годах трапезная и часовня полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина. Колокольня, нижний ярус которой встроен в трапезную, представляет собой двухъярусный четверик, несущий восьмерик звона, завершенный небольшим кирпичным шатром. Стены были украшены изображениями святых и картинами библейских рассказов.

Храм действовал до 1938 года; его последним настоятелем до ареста в том же году был обновленческий митрополит Московский Тихон (Попов). После закрытия c храма были сняты кресты, разобрана ограда, сделана полная перепланировка внутри. Здание храма было отдано тресту Артикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», с 1960 года — выставка «Морской флот СССР», в 1989 году преобразованная в музей, в котором была выставлена экспозиция по истории корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов.

В 1991 году по ходатайству Преображенского братства отца Георгия Кочеткова храм был передан Русской православной церкви. Он был освящен заново в 1994 году.

Отец Георгий Кочетков был настоятелем храма до конфликтной ситуации 28 июня 1997 года. В 1997 году до конфликта ему сослужил отец Михаил Дубовицкий, а после запрещения отца Георгия Кочеткова в служении[4] настоятелем храма стал протоиерей Олег Клемышев, который и сейчас служит в храме. В 2000 году другим указом патриарха Алексия II с отца Георгия Кочеткова были сняты прещения[5].

По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.

В храме работает церковная лавка, есть воскресная школа, в которой дети изучают литургику, историю церковного искусства, историю православной Москвы, церковнославянский язык.

С бывшим настоятелем храма отцом Георгием Кочетковым связанно скандальное происшествие

Инициатор возвращения храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках отец Георгий Кочетков стал его настоятелем и служил в нём вплоть 28 июня 1997 года. В этот день между ним и отцом Михаилом Дубовицким в стенах церкви произошёл конфликт.

Дело в том, что отец Михаил проводил в этот день службу. Алтарникам не понравилось то, что он отошёл от неё, несмотря на то, что порядок службы благословил настоятель храма.

Как утверждают сторонники отца Михаила Дубовицкого, преданные отцу Георгию алтарники схватили отца Михаила, сорвали с него крест и священнические одежды, избили. Настоятель церкви вызвал милицию и психиатрическую службу.

Он объяснил, что у отца Михаила Дубовицокого случился острый психоз и алтариникам пришлось вывести его из алтаря, чтобы пресечь возможные бесчинства.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, разобрав дело, запретил отца Георгия Кочеткова в служении. В 2000 году он другим указом снял с него все прещения.

К сожалению, конфликт между сторонами длится до сих пор. Противники Отца Георгия обвиняют его в ереси и создании секты, он же, в свою очередь, все обвинения отрицает.

Инцидент в московском храме Успения в Печатниках

Инцидент в московском храме Успения в Печатниках

Указ, изданный в связи с завершением работы комиссии по расследованию инцидента в московском храме Успения в Печатниках

Патриарх Алексий II
Патриарх Московский и всея Руси Алексий

Указ

Священнику Георгию Серафимовичу Кочеткову, временно запрещенному в священнослужении, клирику г. Москвы

Протоиерею Олегу Федоровичу Клемышеву, благочинному храмов Сретенского округа, и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москвы

Приходскому собранию того же храма

Священнику Михаилу Владимировичу Дубовицкому, клирику того же храма

Копия:

Духовнику г. Москвы протоиерею Владимиру Жаворонкову Настоятелю храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне г. Москвы»

Храм Успения в Печатниках.

В связи с завершением работы назначенной Нами комиссии по расследованию инцидента, происшедшего при совершении богослужения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках 29 июня 1997 г., и установлением данной комиссией факта совершения насилия и глумления над священником Михаилом Дубовицким, а также уяснением причин тому, выражавшихся в систематическом проявлении самочиния со стороны священника Георгия Кочеткова как в богослужебной, так и в иной деятельности возглавляемого им прихода, что и послужило нарушению церковного мира, возникновению конфликтной ситуации, а также соблазну не только для людей православных, но и для ищущих дорогу к храму, — считаем целесообразным:

1. Священника Георгия Кочеткова, бывшего и.о. настоятеля храма, ответственного за совершенное насилие и других вышеуказанных деяний и согласно 9 правилу Двухкратного Собора, 18 правилу Халкидонского Собора, 34 правилу Трулльского Собора и др. подлежащего извержению из священного сана, до настоящего времени не осознавшего своей вины и не принесшего покаяния, — оставить в состоянии запрещения в священнослужении до принесения им раскаяния, руководствуясь при этом принципом церковной икономии, а не акривии. Вопрос о возможности его дальнейшего священнослужения может быть рассмотрен Нами только по осознании им своей вины и принесении покаяния.

2. Лиц, совершивших насилие и надругательство над священником Михаилом Дубовицким, Матвеева С.И., Копировского А.М., Бойкова А.М., Чуева Г.А., Якунцева Г.И, Гасака Д.С., уклоняющихся от принесения покаяния и отрицающих свою виновность, согласно 56 Апостольскому правилу, отлучить от общения церковного. Суждение о снятии данного прещения может быть принято Нами только по принесении ими покаяния в содеянном Епархиальному духовнику г. Москвы.

3. Лицам, принимавшим непосредственное участие в глумлении, оскорбительных действиях и высказываниях против священника Михаила Дубовицкого, Романову О.В., Котту В.К., Максимовскому В.Е., Соколинскому Р.И, Кулыгину В.М, Василевской А.Д., не осознавшим своей вины и не принесшим покаянии в содеянном, воспретить участие в церковно-богослужебной жизни (чтении, пении, прислуживании в алтаре, членстве в Приходском собрании и пр.), а также, согласно 56 Апостольскому правилу, до принесения покаяния Епархиальному духовнику Москвы, и в принятии Святых Христовых Таин.

4. Регента хора вышеуказанного храме Виноградову А.Е., не подчинявшуюся указаниям служащего священника и, тем самым, создавшую напряжение в приходе, предупредить, что, в случае повторения подобного, ей будет запрещено участие в совершении богослужения в любом из храмов г. Москвы.

5. Священника Михаила Дубовицкого, клирика данного храма, допустившего некоторое самочиние при нетрадиционном отправлении богослужений в означенном храме, освободить от несомого послушания и назначить штатным священником храма «Живоносный Источник» иконы Божьей Матери в Царицыне г. Москвы под руководство опытного духовника-настоятеля.

6. Протоиерея Олега Клемышева, временно и.о. настоятеля Успенского храма в Печатниках, утвердить в должности настоятеля данного храма с одновременным назначением председателем Приходского совета, а также поручением попечения о духовном окормлении приходских учебных заведений и братств (вместо священника Г.Кочеткова).

7. При проведении заседания Приходского собрания, которое следует провести под председательством Нашего викария, настоятелю храма надлежит озаботиться о внесении изменений в состав Приходского собрания, исключив из него лиц, отлученных от церковного общения и получивших иные прещения, а также переизбрать руководящие органы прихода, виновные в развитии возникшей в храме конфликтной ситуации, недопустимой для православного храма.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий

9 октября 1997 года

№ 4520

«Благодатный огонь»

0

В настоящее время храм Успения считается культурным центром Печатников и Сретенского благочиния

В наше время храм Успения Пресвятой Богородицы — это признанный культурный и религиозный центр в Печатниках, Сретенского благочиния. Кроме отца Олега Клемышева, настоятеля, в церкви служит протоиерей Геннадий Зерин.

При храме работает церковная лавка, а также воскресная школа. В школе дети изучают историю церковного искусства, историю православной Москвы, церковнославянский язык.

В храме Успения Пресвятой Богородицы хранятся следующие святыни:

  • соборная икона Оптинских старцев с частицами мощей 12-ти Оптинских старцев;
  • икона священномученика Николая Толгского, последнего благочинного Сретенского сорока, расстрелянного в 1937 году;
  • икона святого Петра, митрополита Московского с частицей мощей;
  • иконы святого преподобного Иова Почаевского и святого преподобного Амфилохия Почаевского с частицами мощей.

Официальный сайт Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

В храме постоянно ведётся богослужение, совершаются таинства и требы. Богослужение совершается по расписанию. Более подробную информацию о храме и жизни прихода можно узнать на его сайте.

В остальные дни Храм открыт с 9-30 до 18-30. Контактные данные прихода: тел. (495)624-3510.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках находится по адресу: улица Сретенка, дом 3 строение 4 (на углу Сретенки и Рождественского бульвара).

Схема расположения храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках Сретенского благочиния.

Добраться до него можно пешком от станций метро «Тургеневская» и «Сухаревская» Калужско-Рижской линии, «Сретенский бульвар» и «Трубная» Люблинско-Дмитровской, а также «Чистые пруды» Сокольнической.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: