Ажиотаж по Серову докатился до Волгограда: открылась выставка из одной картины и семи офортов

Валентин Серов за свою не слишком продолжительную жизнь сумел создать несколько сотен портретов и картин, которые оставили яркий след в культурном наследии России и оказали сильнейшее влияние как на современников художника, так и на следующие поколения. Поэтому вовсе неудивительно, что на сегодняшний день желающих взглянуть на творчество великого мастера изобразительных искусств существует великое множество.

Картины Серова на данный момент очень высоко ценятся, а полотна под его авторством относятся к одним из самых дорогих произведений, созданных не только русскими, но и мировыми знаменитостями. К примеру, на престижном международном лондонском аукционе, состоявшемся в 2014 году, потрет его работы был продан почти за пятнадцать миллионов долларов США.

Где можно увидеть картины Валентина Серова

Часть картин, среди которых такие известные полотна, как «Похищение Европы», «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками», на сегодняшний день доступны к просмотру в Государственной Третьяковской галерее. В 2020 году на территории этого культурного заведения состоялась выставка, посвященная 150 лет со дня рождения великого мастера. Подобного ажиотажа никто из организаторов не ожидал, и среди публики, которая приобрела билеты при помощи электронного сервиса, возникла самая настоящая потасовка на входе, едва не приведшая к срыву с петель входных дверей и всего мероприятия в целом.

За все время работы этой выставки ее успели посетить порядка полумиллиона зрителей, поэтому вплоть до самого закрытия музея в будние дни поток желающих лично взглянуть на шедевры знаменитого художника не иссякал. Однако в начале января сразу после новогодних праздников число зрителей, которые приобрели электронные билеты, стало настолько большим, что организаторы всерьез испугались за состояние своего мероприятия и самой галереи, что решили ограничить продажу билетов через электронные сервисы, ограничившись только кассами. Выставку посетил также внук мастера, Григорий Серов, прилетевший на нее из страны Ливан, где он был рожден на свет и где проживает и по сей день.

Несмотря на тот факт, что изначально работа экспозиции была ограничена 24 января, ее пришлось продлить на неделю, поскольку далеко не все желающие смогли попасть на выставку. На данный шаг пришлось пойти лично министру культуры Владимиру Мединскому, который до этого во всеуслышание заявлял о невозможности подобных действий. Среди почетных гостей, успевших почтить собственным присутствием эту необыкновенную экспозицию, отметился президент Российской Федерации Владимир Путин и другие известные деятели политики и искусства. Все это подтверждает высочайшую степень влияния, оказанного художником как на современников, так и на все последующие поколения.

Для того, чтобы лично насладиться картинами великого русского художника в не выставочный период, придется посетить не одно заведение, поскольку его работы хранятся как в государственных музеях и галереях, так и в частных коллекциях.

Наиболее обширный ассортимент полотен Серова хранится в Государственной Третьяковской галерее, Эрмитаже и Московском музее художественных искусств.

К примеру, для выставки, приуроченной к стопятидесятилетию со дня рождения гениального русского мастера, организаторам пришлось пойти на небывалый по сложности шаг и собрать работы для экспозиции из восемнадцати отечественных и пяти иностранных музеев. Многие портреты были арендованы у частных коллекционеров.

Впервые через четверть века: выставка Серова в Третьяковской галерее

Выставка картин Валентина Серова открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу к юбилею мастера. Работы Серова — из частных коллекций или крупных музеев — не встречались в пространстве Третьяковки уже 25 лет. И вот впервые сотрудникам музея удалось собрать практически все: портреты, пейзажи, графику и знаменитые декорации живописца. На выставке побывала корреспондент «Вестей ФМ» Анна Владимирова.

Сотни картин маслом и карандашом, личные письма и книги — экспозиция Валентина Серова занимает целых три этажа. Он был смел — даже великосветских особ рисовал иронично, высвечивал их сущность, не скрывал недостатков. Он был прогрессивен — впервые ввел рисование с обнаженной женской модели. Являясь классиком, Серов актуален и для любителей традиционной живописи, и для адептов арт-провокаций, говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова:

«Искусство таких художников не имеет временных границ. Эти вещи созданы более ста лет назад. Но они что-то говорят современному уму, они апеллируют к чувствам современного человека. Серов невероятно точно чувствовал интенцию времени и голос времени».

С первых шагов гостей встречает «Девочка с персиками». Это Вера Мамонтова — дочь известного мецената, приятеля Серова. Художник рисовал портреты и по дружбе, и на заказ. Дивная красавица княгиня Юсупова, величественная Мария Ермолова, Князь Владимир Голицын, императоры Александр III и Николай II и даже редкий экземпляр — портрет Нобеля. И во взгляде каждого из них — судьба. Серов изображал человека в палитре всех его достоинств и недостатков, в первую очередь внутренних. Но это не смущало тех, кто платил художнику за картины, говорит замдиректора музея по научной работе Татьяна Карпова:

«Заказчики выступали как подопытные существа для этого портретиста. Его честность, чувство собственного достоинства художника, личности творческой позволяли ему так себя вести. Поэтому такое специфическое впечатление производят многие его портреты, в них всегда есть некая интрига. И разгадывать эту интригу очень интересно. Это искусство интеллектуальное».

Сюрприз экспозиции — зал с графическими работами Валентина Серова. Его карандашные рисунки — тонкие, точные, экспрессивные — выставляются крайне редко, говорит со-куратор выставки Мария Кривенко:

«Некоторые его современники шутили, что его любовь к серому цвету неслучайна — любовь к серому цвету идет отсюда. Но, конечно, это шутка и игра слов. Серов тонко чувствовал градации и нюансы тона и обладал благородным чувством меры. Он считал, что даже в монохромной гамме можно передавать мир во всем его многообразии. Поэтому многие работы Серова выполнены в нюансировках коричневого и серого тонов».

Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» будет открыта в Третьяковской галерее на Крымском валу до 17 января 2020 года.

Список музеев

  • Государственная Третьяковская Галерея, Москва
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
  • Государственный музей Республики Татарстан, Казань
  • Кировский художественный музей им.Васнецовых
  • Национальная галерея Армении, Ереван
  • Нижегородский государственный художественный музей
  • Одесский художественный музей
  • Саратовский художественный музей
  • Астраханская областная картинная галерея
  • Владимиро-Суздальский музей-заповедник
  • Мемориально-художественный музей В. А. Серова в Домотканове (в деревне Красная Новь)
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
  • Государственный Исторический музей, Москва
  • Государственный Литературный музей, Москва
  • Дом-музей К. С. Станиславского, Москва
  • Краснодарский краевой художественный музей
  • Музей личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
  • Музей-квартира А. М. Горького, Москва
  • Музей Орсе, Париж
  • Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
  • Омский областной музей изобразительных искусств
  • Самарский художественный музей
  • Таганрогская картинная галерея
  • Томский областной художественный музей
  • Частные собрания в России и за границей

Андрей Иванов, переводчик, посетитель выставки:

Если честно, для меня всё это было сюрпризом, потому что мне папа предложил сходить и купил электронные билеты. Уже на месте я узнал, что она идёт последнюю неделю и её посетили высочайшие лица, я рассчитывал на затишье после новогодних праздников.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Очередь на выставку Серова стала героиней народных юморесок

Нужно сказать, что мне не нравится, когда в сетях пишут — потасовка, драка, это полный бред. Представляете, кто стоит в очереди — студенты в промежутке между экзаменами и пенсионеры, как мои родители, купившие билеты онлайн, которые продавались без скидки.

В очереди было много приятных лиц. Вся эта ситуация с поломкой двери на совести руководства. Логично, что нужно взять это под контроль. Здесь ничего сделано не было, хотя вы понимаете, что это некое скопление людей. когда люди проходили кто-то — полиция или сотрудники — попытались закрыть дверь прямо при входящих людях.

Действия тех, кто должен был отвечать за то, чтобы всё проходило спокойно, они, конечно, возмутительны. Думаю, им было лень одеваться и идти на мороз.

Эксперт об ажиотаже вокруг выставки картин Серова в Москве: Захотели настоящего искусства

Выставка картин Валентина Серова в Третьяковской галерее вызвала огромный ажиотаж. Основные работы художника хранятся в Русском музее. Евгения Альтфельд отправилась в туда, чтобы компенсировать всем ценителям искусства синдром дефицита Серова.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Давайте рассмотрим феномен, который произошел в Третьяковской галерее и был вызван выставкой картин Валентина Серова. В связи с огромным ажиотажем министерство культуры даже приняло решение провести ночь Серова — выставка в Третьяковской галерее будет с субботы на воскресенье.

Основные работы художника хранятся в Русском музее в Петербурге. Евгения Альтфельд отправилась в музей, чтобы компенсировать всем ценителям искусства синдром дефицита Серова. В Русский музей мы попали без всяких очередей и скандалов».

Юлия Солонович, хранитель отдела рисунков Государственного Русского музея: «У нас в фонде хранится 266 рисунков Серова. И из них в Москву отправились всего 19. Многие рисунки мы боимся подвергать такому испытанию, как транспортировка. Они исполнены углем, сангиной и мелом. Это сыпучие материалы».

Евгения Альтфельд, корреспондент: «То есть может просто осыпаться?»

Юлия Солонович, хранитель отдела рисунков Государственного Русского музея: «Да. Поэтому мы стараемся экспонировать эти портреты только в Русском музее».

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Вы упомянули выставку в Москве. Как Вы сами можете объяснить для себя, почему такой ажиотаж?»

Юлия Солонович, хранитель отдела рисунков Государственного Русского музея: «Трудно сказать. Каждый находит в Серове что-то свое. Вот в таких папках хранились рисунки Серова еще до революции».

Евгения Альтфельд, корреспондент: «То, что люди очень редко видят, я так понимаю».

Юлия Солонович, хранитель отдела рисунков Государственного Русского музея: «Безусловно. Все, кто работал рядом с Серовым, все, кто его знал, свидетельствуют о его исключительном стремлении к совершенству. Репин сам признавался, что спас эти рисунки, когда Серов пытался их сжечь».

Анна Прозорова, ведущий методист Государственного Русского музея: «В двух залах, в которых мы находимся, висели произведения Валентина Серова, постоянная экспозиция, которые сейчас в Москве вызывают такой ажиотаж. У нас самая большая коллекция произведений Серова в мире. Потому что Серов был связан с Петербургом. Он глава московской школы, но он абсолютный авторитет для мирискусников, для художников «Мира искусства». Здесь вот в экспозиции одна работа Валентина Серова, зато это бронзовый бык — Юпитер — смотрит на свою драгоценную ношу Европу».

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Эта скульптура — одна из немногих в его творчестве. Что бы было в Москве, если б туда и скульптуру эту привезли…

Анна Прозорова, ведущий методист Государственного Русского музея: «Захотели настоящего искусства, глубокого, простого и ясного при этом».

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Скоро драгоценные картины вернутся из Третьяковской галереи. Не появится ли очередь на площади Искусств?»

Анна Прозорова, ведущий методист Государственного Русского музея: «Нет, не появится. Каждый желающий придет к открытию музея в 10 утра и без очереди войдет».

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Обещаете?»

Анна Прозорова, ведущий методист Государственного Русского музея: «Да».

Выставка Серова — возможность за пару часов прожить целую жизнь

Я побывал на выставке еще в начале декабря. Очередь отсутствовала. Откуда же сегодняшние километровые вереницы людей на пороге Третьяковки? Вот мои ощущения.

Серов — великий портретист. Скрупулезная прорисовка глаз, морщин и светотеней на коже — того, что удивительно передает не только черты лица, но и настроение человека: озорство, кокетство, усталость, тревогу. Остальное на портретах: одежда, интерьер, фон — написаны быстро и нервно, вплоть до вызывающей неаккуратности. Поэтому мы и стоим перед работами Серова, прикованные одним лишь взглядом, смотрящим с полотна спустя столетие.

Я посетил десятки художественных музеев России. Везде одна и та же картина. Экспозиции выстроены в хронологическом порядке истории русского искусства. Полотна Серова идут сразу за блистательными шедеврами золотого века передвижников. И от этого теряются, тускнеют в восприятии пресыщенного взгляда посетителя. Может, оттого, несмотря на мою любовь к русской живописи, на экспозицию Серова поначалу не тянуло. Другое дело — юбилейная выставка Левитана несколько лет назад в этих же залах или блестящее собрание офортов Шишкина, на которое удалось случайно летом попасть в Тамбове.

Но вот я оказался на юбилейной выставке Серова, среди полотен, свезенных с десятков музеев и собраний. И за пару часов как будто прожил целую жизнь. Тут видна эволюция творчества Серова от ранних пастельных работ на картоне к портретам маслом великих современников. И можно проследить рождение отдельных произведений из десятков набросков. Виден сложный труд художника, который ищет не столько фотографическую точность, сколько нужное настроение в потрете. Экспрессия и буйство красок раннего Серова против скупой палитры и простой формы в работах зрелого мастера. Вот два царя: отец, могучий как медведь, при котором страна была на пике могущества, и сын, усталый и приземистый, при котором империя рухнула. И не только «Девочка с персиками», но и вот эта возможность погрузиться в другую эпоху оставили от выставки мощное впечатление.

Были мысли еще раз посетить собрание Серова. И, видимо, не у меня одного. Многие из тех, кто стоит в очереди, не дурачки, как их стебут в сети, а сознательно идут на Серова не в первый раз.

Такого Серова нет на выставке! Фото: Сергей АНДРЕЕВ

Такого Серова нет на выставке!Фото: Сергей АНДРЕЕВ

Бонус-фото к заметке: Такого Серова нет на выставке! Сфотографировал в Тульском художественном музее осенью. «Феб лучезарный», Бог Солнечного света со спутницами: Утренней и Вечерней зорями. Будучи еще молодым, Серов расписал этот огромный плафон для одной из усадеб.

Очередь на выставку картин Серова в Третьяковской галерее.Очередь на выставку картин Серова в Третьяковской галерее

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Письмо жителя Сибири, приехавшего в Москву на выставку Валентина Серова

Наш колумнист, стоя в очереди возле Третьяковской галереи, случайно нашел чей-то выпавший конверт

«Здравствуй, Валя!

Ради бога, не ругайся на меня!.. Потерпи еще немного… Подожди еще два дня. Я же Валя не в трактире! Трезв как стеклышко, не пью. Вот, приехал из Сибири и четвертый день стою (подробности)

Все оттенки Серова

В Третьяковке открылась крупнейшая персональная выставка. «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». Ретроспектива лучших произведений художника занимает два этажа выставочного зала на Крымском Валу.

«Мы разворачиваем большую ретроспективу Валентина Серова. Собирали по городам и весям: наша коллекция, Русский музей, вещи из Армении, музея Орсе, частных собраний. Удалось получить портрет Александра Третьего работы Серова из королевского замка в Копенгагене», – рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Под одной крышей собраны полотна из 25 российских и 4 зарубежных музеев. Более 250 работ великого русского художника. Знаменитые портреты и пейзажи. Живопись и монументальное искусство – Серовым создан целый цикл эскизов стенных росписей, в том числе для античных залов Музея изящных искусств на Волхонке. Полотна, известные на весь мир и ускользавшие ранее из поля зрения даже исследователей творчества живописца.

Сюжет о подготовке выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». Телеканал «Культура». 29.07.2015

К примеру, выставочная премьера. Театральная работа – к постановке оперы «Юдифь», автор которой отец художника, композитор Александр Серов, занавес для балета «Шахерезада» «Русских сезонов» Сергея Дягилева. «Выезд на охоту» написан в 1910 году в период большого интереса к сказочной тематике и древнему миру. Это увлечение – следствие путешествия в Грецию, которое вдохновило Серова и на создание истинного шедевра – «Похищение Европы».

Один из отцов русского модерна Валентин Серов известен в первую очередь характерными портретами: Петра Первого, Исаака Левитана, Константина Коровина, Генриетты Гиршман, портретом-картиной Варвары Морозовой – знаменитой девочки с персиками. Именно это полотно станет эмблемой всей экспозиции.

«Все, чего я добивался, – это свежести, той особой свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров», – говорил об этой работе сам автор.

Фильм: Волшебные краски Валентина Серова

Влюбиться в Третьяковке

Картина, ставшая своеобразной визитной карточкой Серова-портретиста, написана в Абрамцево, когда художнику не было еще и двадцати. А первые свои наброски живописец делал в возрасте шести лет. Сегодня это часть обширного собрания графических работ, хранящихся в Третьяковке. Коллекция галереи складывалась на протяжении столетия. Собирать работы Серова начали еще при жизни Павла Третьякова – большого поклонника таланта художника. Однако когда сам Валентин Серов входил в состав совета Третьяковки, его полотна практически не закупались из-за скромности мастера.

Исторический живописец, портретист, жанрист, пейзажист, автор работ, во многом предвосхитивших открытия русского авангарда… Все грани творчества Валентина Серова можно увидеть на протяжении двух месяцев работы выставки, которая станет главным событием года для самой Третьяковки и уникальной возможностью для почитателей таланта художника.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: