Выставка «Век ради вечного»: спасенные шедевры в Центре реставрации имени Грабаря

Культура :

Скульптуры Сергея Конёнкова, миниатюры из слоновой кости, живопись Марка Шагала и Александра Родченко, Павла Верещагина и Натальи Гончаровой, древнерусские иконы – более 140 экспонатов, когда-либо проходившие реставрацию в мастерских центра. Такой формат выставки вряд ли повторится в ближайшее время, поэтому всем заинтересовавшимся рекомендуем прийти на улицу Радио с 17 до 30 ноября. Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Академика И. Э. Грабаря празднует свой 100-летний юбилей. Поздравительные письма получены от президента РФ Владимира Путина, премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, министра культуры Владимира Мединского и других должностных лиц. А сам Центр к юбилею представил общественности свою самую масштабную выставку «Век ради вечного».

Хотите побывать в настоящем мини-музее с разнообразной экспозицией, включающей редкие и порой совсем неизвестные работы? Тогда нужно идти в Центр Грабаря. Пространство на двух этажах заполнено прекрасными образцами живописи, графики, мебели и даже одежды и древнейших ритуальных принадлежностей — от кафтана Петра I до мешка шамана, найденного на Чукотке и датируемого XV веком до нашей эры. Экспонаты собраны из 50 музеев и частных собраний России.

Один выставочный зал Центра посвящен светскому искусству. Здесь мы встретим необычайный по художественной сложности резной охотничий шкаф второй половины XIX века из Западной Германии. Тут же мебельная горка из интерьера столовой особняка Бахрушина. Достаточно много фарфоровых скульптур, среди которых выделяется самая крупная – «Будённый на коне» Алексея Сотникова (1951 год, Дулевский фарфоровый завод). А еще — вазы из Японии, чайные сервизы и фужеры, резные вещи из кости, в частности, бюст императора Священной Римской империи Максимилиана I (Германия, XIX век), китайский свиток из Китая XIX, изображающий театральные сцены.

Среди громких имен XIX-XX веков – Валентин Серов (иллюстрация к басне Ивана Крылова «Лев и волк») и Марк Шагал («Корова и лошадь, 1914 год, Витебск), Александр Родченко («Портрет молодой женщины», 1938 год) и Михаил Врубель («Голова демона», этюд к картине «Демон сидящий», 1890-е годы), Павел Верещагин («Нижний базар в Нижнем Новгороде») и Наталья Гончарова («Портрет трех персон»). Представлены скульптуры Сергея Конёнкова из мрамора и из гипса.

Третий просторный этаж Центра Грабаря полностью отведен под выставочное пространство и имеет достаточно естественного освещения. И именно здесь экспонируются ценнейшие иконы и религиозные артефакты. Кресты поклонные XVI века, псковская икона XIII века «Богоматерь Одигитрия», северорусская икона «Иоанн Златоуст» XV века, поволжская икона «Святитель Николай» XVI века – реликвий, действительно, очень много. В самом центре экспозиции – огромное расписное подкупольное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в Архангельской области. Это восьмигранное «небо» в советские годы было закрашено побелкой. Теперь оно прошло реставрацию и после выставки экспонат будет отправлен на свою родину, в Кенозерский национальный парк. В экспозиции также представлены исторически ценное рукописное Евангелие апракос конца XII века, Минея служебная конца XI века, Новый Завет с Псалтырью рубежа XII-XIV веков из Византии. Наверно, самая древняя церковная вещь выставки – это миниатюрная книга «Деяние и Послания апостолов с Апокалипсисом» 1072 года из Константинополя. А еще есть императорский скрипторий, созданный для византийского императора Михаила XII Дуки, который сейчас принадлежит научной библиотеке МГУ. Из этой же библиотеки – грамота польского короля и великого князя литовского Стефана Батория от 1584 года.

Генеральный директор Центра Дмитрий Сергеев на открытии вспомнил его историю. «Идёт 1918 год. Молодая республика решает массу вопросов – хозяйственных, военных, дипломатических. И среди этих вопросов находится внимание делу по сохранению культурного наследия», — говорит Сергеев. Так создается комиссия по сохранению иконной живописи, которая позже была переименована в «Центральные государственные реставрационные мастерские». Это сыграло большую роль в деле сохранения наследия, которое было объявлено достоянием народа, и имело своё влияние на построение культуры нового общества.

В 1918-1928 годы реставраторами ЦГРМ были открыты шедевры древнерусской живописи мирового значения. Вскоре их уже демонстрировали от лица советской страны на выставках 1928-1932 годов в Австрии, Германии, Великобритании и США. Затем наступили нелегкие 30-е годы. И в 1934 году реставрационная организация приостановила свою работу. Возобновление деятельности реставраторов произошло только в 1944 году.

«Сегодня наш Центр является одним из крупнейших реставрационных организаций в мире. В составе нашего Центра работают реставраторы практически по всем видам реставрационной деятельности: по темперной живописи, по масляной живописи, по реставрации резной кости, металла, графики, рукописной пергаментной книги, археологического материала, мебели, каменной и деревянной скульптуры. Центр проводит экспертизу, физико-химические исследования и атрибуцию экспонатов», — отмечает гендиректор.

За 100 лет работы Центра было отреставрировано более 100 тысяч предметов. Из них более 40 тысяч были атрибутированы. «Это значительный вклад в историю культуры и в строительство культурного пространства XX и XXI веков», — подытожил Сергеев.

Любовь Центр Грабаря к своему столетию приготовил масштабную выставку, охватывающую совершенно разные по тематике экспонаты. Скульптуры Сергея Конёнкова, миниатюры из слоновой кости, живопись Марка Шагала и Александра Родченко, Павла Верещагина и Натальи Гончаровой, древнерусские иконы – более 140 экспонатов, когда-либо проходившие реставрацию в мастерских центра. Такой формат выставки вряд ли повторится в ближайшее время, поэтому всем заинтересовавшимся рекомендуем прийти на улицу Радио с 17 до 30 ноября.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Академика И. Э. Грабаря празднует свой 100-летний юбилей. Поздравительные письма получены от президента РФ Владимира Путина, премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, министра культуры Владимира Мединского и других должностных лиц. А сам Центр к юбилею представил общественности свою самую масштабную выставку «Век ради вечного».

Хотите побывать в настоящем мини-музее с разнообразной экспозицией, включающей редкие и порой совсем неизвестные работы? Тогда нужно идти в Центр Грабаря. Пространство на двух этажах заполнено прекрасными образцами живописи, графики, мебели и даже одежды и древнейших ритуальных принадлежностей — от кафтана Петра I до мешка шамана, найденного на Чукотке и датируемого XV веком до нашей эры. Экспонаты собраны из 50 музеев и частных собраний России.

Один выставочный зал Центра посвящен светскому искусству. Здесь мы встретим необычайный по художественной сложности резной охотничий шкаф второй половины XIX века из Западной Германии. Тут же мебельная горка из интерьера столовой особняка Бахрушина. Достаточно много фарфоровых скульптур, среди которых выделяется самая крупная – «Будённый на коне» Алексея Сотникова (1951 год, Дулевский фарфоровый завод). А еще — вазы из Японии, чайные сервизы и фужеры, резные вещи из кости, в частности, бюст императора Священной Римской империи Максимилиана I (Германия, XIX век), китайский свиток из Китая XIX, изображающий театральные сцены.

Среди громких имен XIX-XX веков – Валентин Серов (иллюстрация к басне Ивана Крылова «Лев и волк») и Марк Шагал («Корова и лошадь, 1914 год, Витебск), Александр Родченко («Портрет молодой женщины», 1938 год) и Михаил Врубель («Голова демона», этюд к картине «Демон сидящий», 1890-е годы), Павел Верещагин («Нижний базар в Нижнем Новгороде») и Наталья Гончарова («Портрет трех персон»). Представлены скульптуры Сергея Конёнкова из мрамора и из гипса.

Третий просторный этаж Центра Грабаря полностью отведен под выставочное пространство и имеет достаточно естественного освещения. И именно здесь экспонируются ценнейшие иконы и религиозные артефакты. Кресты поклонные XVI века, псковская икона XIII века «Богоматерь Одигитрия», северорусская икона «Иоанн Златоуст» XV века, поволжская икона «Святитель Николай» XVI века – реликвий, действительно, очень много. В самом центре экспозиции – огромное расписное подкупольное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в Архангельской области. Это восьмигранное «небо» в советские годы было закрашено побелкой. Теперь оно прошло реставрацию и после выставки экспонат будет отправлен на свою родину, в Кенозерский национальный парк. В экспозиции также представлены исторически ценное рукописное Евангелие апракос конца XII века, Минея служебная конца XI века, Новый Завет с Псалтырью рубежа XII-XIV веков из Византии. Наверно, самая древняя церковная вещь выставки – это миниатюрная книга «Деяние и Послания апостолов с Апокалипсисом» 1072 года из Константинополя. А еще есть императорский скрипторий, созданный для византийского императора Михаила XII Дуки, который сейчас принадлежит научной библиотеке МГУ. Из этой же библиотеки – грамота польского короля и великого князя литовского Стефана Батория от 1584 года.

Генеральный директор Центра Дмитрий Сергеев на открытии выставки вспомнил его историю. «Идёт 1918 год. Молодая республика решает массу вопросов – хозяйственных, военных, дипломатических. И среди этих вопросов находится внимание делу по сохранению культурного наследия», — говорит Сергеев. Так создается комиссия по сохранению иконной живописи, которая позже была переименована в «Центральные государственные реставрационные мастерские». Это сыграло большую роль в деле сохранения наследия, которое было объявлено достоянием народа, и имело своё влияние на построение культуры нового общества.

В 1918-1928 годы реставраторами ЦГРМ были открыты шедевры древнерусской живописи мирового значения. Вскоре их уже демонстрировали от лица советской страны на выставках 1928-1932 годов в Австрии, Германии, Великобритании и США. Затем наступили нелегкие 30-е годы. И в 1934 году реставрационная организация приостановила свою работу. Возобновление деятельности реставраторов произошло только в 1944 году.

«Сегодня наш Центр является одним из крупнейших реставрационных организаций в мире. В составе нашего Центра работают реставраторы практически по всем видам реставрационной деятельности: по темперной живописи, по масляной живописи, по реставрации резной кости, металла, графики, рукописной пергаментной книги, археологического материала, мебели, каменной и деревянной скульптуры. Центр проводит экспертизу, физико-химические исследования и атрибуцию экспонатов», — отмечает гендиректор.

За 100 лет работы Центра было отреставрировано более 100 тысяч предметов. Из них более 40 тысяч были атрибутированы. «Это значительный вклад в историю культуры и в строительство культурного пространства XX и XXI веков», — подытожил Сергеев.

Автор

Любовь Матынова

Поделиться

Комментировать

«Век ради вечного». Центру имени Грабаря – 100 лет!

08.06.2018 | 18:11

«Век ради вечного». Центру имени Грабаря – 100 лет!

10 июня 2020 года Центру имени Грабаря, старейшей реставрационной организации в нашей стране, исполняется 100 лет. Его основание стало не только шагом к спасению многих памятников искусства, но и заложило основы российской научной реставрационной школы.

В преддверии праздника наш корреспондент Алина Артес поговорила с заместителем генерального директора по научной, методической и выставочной работе, реставратором высшей категории Ольгой Темериной.

А.А. 10 июня Центр Грабаря отмечает юбилей. Какие мероприятия будут посвящены этой дате?

О.Т. Одно из главных событий – масштабная выставка «Век ради вечного», посвященная результатам реставрационных работ последнего времени. На втором этаже Центра будет представлено светское искусство: предметы декоративно-прикладного искусства, произведения живописи, графические листы. А на третьем – произведения сакрального искусства: иконы, металл, предметы культа.

Для нас это очень важный проект, потому что мы можем представить работу 13 направлений нашей реставрационной деятельности, а также познакомить посетителей с нашими научно-исследовательскими отделами: сотрудниками экспертизы, фотолаборатории.

Важно, что тематические экскурсии по выставке будут проводить сами реставраторы. Именно они и будут рассказывать о специфике процесса, причем не с искусствоведческой точки зрения, а с практической.

Архивное фото. И.Э. Грабарь в рабочем кабинете.

А.А. Центр имеет длинную историю. Какие его достижения Вам кажутся главными?

О.Т. Центр Грабаря – это наиболее масштабная, ведущая реставрационная организация на территории нашей страны. Это уникально, что в стенах одного центра ведется и реставрационная деятельность, и исследовательская работа. Мы имеем лабораторию, которая помогает нам осуществлять комплексный анализ памятников. И второго такого центра в нашей стране нет.

А.А. Чувствуете ли Вы, что подход к реставрации постепенно меняется? Если раньше этот процесс был скрыт от глаз посторонних, то теперь в зарубежных музеях все чаще появляются публичные реставрации. Как вы относитесь к подобным практикам?

О.Т. На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Здесь многое зависит от самого предмета. Когда работаешь с памятником XVI века, который требует деликатного подхода, всесторонних исследований и полной концентрации, довольно сложно делать это публично.

Хотя бывают случаи, когда процесс реставрации можно и нужно показывать. Например, недавно мы устраивали необычную акцию, когда мы приглашали в нашу иконотеку современного художника Владимира Дубосарского. И у нас был мастер- класс, когда мы показывали на примере его произведений, как именно проходит реставрационная работа.

У нас была онлайн-трансляция, и зрители в режиме реального времени могли следить за развитием событий. Так мы знакомили людей с произведениями современного искусства и немного раскрывали свои профессиональные секреты.

Сотрудники ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря

А.А. Но Центр Грабаря – это прежде всего люди, увлеченные своим делом. Есть ли у вас династии реставраторов?

О.Т. Конечно, есть. Причем такие династии имеются в самых разных направлениях Центра. Например, в отделе масляной живописи трудится семья Егоровых. Отец работал у нас многие годы, и теперь дело продолжает его дочь. Есть и династия Козиных. Они специализируются в самых разных областях реставрации. Мама была основателем отдела резной кости, ее дочь работает в этом же отделе, а внучка работает как реставратор текстиля. Еще один пример – семейство Дергачевых. Отец многие годы возглавлял отдел деревянной скульптуры, а сын – реставратор масляной живописи. Получается, что реставрация живет в нескольких поколениях одной семьи.

А.А. А почему решили заняться реставрацией именно Вы?

О.Т. По образованию я искусствовед, но однажды меня попросили помочь реставратору, и я не смогла оторваться от процесса! Изначально это было чисто техническая работа, но меня это все равно увлекло. Самое главное для меня, что я могу видеть результат своей работы. И этот результат не абстрактен, а абсолютно конкретен. И это такое духоподъемное чувство, когда ты понимаешь, что у тебя все получилось. Тебе удалось спасти памятник, он может быть представлен в экспозиции музея. И вот это наглядное видение своего труда, оно дает очень много энергии. Поэтому реставрация меня никак не отпускает (смеется). Как и всех остальных сотрудников нашего Центра!

Ольга Темерина за работой

Фото: пресс-служба ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря

Смотрите также: Картины жизни Игоря Грабаря

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:

Похожие новости:

«Индийский период» группы The Beatles. В Ливерпуле отрывается новая выставка

Первый в России музей национального искусства

Московский Международный кинофестиваль представляет…

Главная роль. Владимир Любаров

В Школе СТД пройдут мастер-классы Алексея Бородина и Игоря Золотовицкого

Ровно год назад скончался Даниил Гранин

Елена Проклова отмечает юбилей

«Классика на Дворцовой». Скоро в эфире!

Ушел из жизни литературовед Карен Степанян

Началась жеребьевка участников конкурса «Щелкунчик»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: