Греческая, Крымская и Мещанская. 12 иноземных слобод старой Москвы


История

Слободы были образованы посадскими людьми, которые пользовались определенными льготами, получаемыми от князя или царя.

В XVII в. в Москве было около 150 слобод, все они располагались за пределами Кремля. Известно, что в Китай-городе числилась только одна Патриаршая певчая слобода, в Белом городе значилась 21 слобода, но главная их масса находилась в пределах Земляного города и в Замоскворечье.

Все слободы были подчинены одним законам и имели общее административное устройство, но по обычаям и быту они так сильно отличались, что трудно было встретить две одинаковые слободы.

Согласно документам XVII века, московские слободы различались по сословному составу, по профессиям и повинностям, всего их было пять групп: 1) дворцовые и казенные, включавшие 51 слободу; 2) военные поселения — 33 слободы; 3) монастырские и владычные (патриаршие и митрополичьи) — 26 слобод; 4) поселки, где проживали иностранцы, — 8 слобод и 5) большая группа в 25 тяглых слобод, получивших название «черных» слобод.

Жители «черных» слобод должны были выполнять определенные повинности. «Чёрные» слободы находились в подчинении Земского приказа. Жители должны были следить за состоянием всех строений в слободе, дорог, мостов, в каждой слободе следовало иметь пожарную команду. Служба полицейских и исполняющих финансовые и судебные обязанности оплачивалась из средств слобожан.

В слободах действовало самоуправление, жители сами выбирали всех должностных лиц. Канцелярия и тюрьма располагались в съезжей избе, которая находилась в центре слободы. Администрация каждой слободы находилась под надзором дворянина, назначавшегося Разрядным приказом. Старосты всех слобод встречались на общем собрании.

В 1649 было было запрещено создавать новые слободы. После того, как в начале XVIII в. столицей страны стал Петербург, дворцовые слободы стали пустеть.

После того, как в 1722 г. ремесленников обязали записываться в цеха, а в 1724 г. горожан обложили подушным налогом, жители слобод стали переходить в разряд купцов и мещан, именно в этот период перестало существовать слободское самоуправление.

Названия многих слобод сохранились в наименованиях московских местностей, улиц, переулков.

ПОЛОЖЕНИЕ РЕМЕСЛЕННИКОВ ДВОРЦОВЫХ СЛОБОД

Жители дворцовых слобод пользовались некоторыми привилегиями, частично сохранившимися еще в XVII столетии. Их более выгодное положение по сравнению с остальным ремесленным населением Москвы, подчеркивается тем, что при всех жалобах на свое обнищание жители дворцовых слобод никак не хотели выходить из дворцового подчинения.

Выше уже говорилось о том, что ремесленники селились целыми слободами, отчего и московские урочища получали соответствующие прозвания. Эти ремесленные гнезда группировались вокруг патрональных церквей. Само существование подобных церквей указывает на то, что ремесленники определенной специальности имели общие интересы и казну для общих расходов. Во главе слобод стояли, как мы знаем по документам XVII века, старосты. О старостах говорит и несравненно более ранний документ– завещание Симеона Гордого 1353 года.

Население дворцовых слободок на первых порах составлялось из пришлых людей, получивших те или иные льготы. В некоторых случаях их население составляли княжеские деловые люди, купленные великими князьями или обращенные в холопство за какой-либо проступок («а что моих людий деловых, или кого будь прикупил, или хто ми ся будеть в вине достал»). Положение таких людей было на первых порах приниженным. Они зависели, как видно из той же духовной Симеона Гордого, от тиунов и старост. С течением времени зависимость дворцовых слобожан, естественно, ослаблялась, и сами великие князья давали им льготы, как сделал это уже Иван Калита по отношению к печорским сокольникам, освободив их от подчинения старосте и платежа даней.

Документы позднейшего времени показывают, что ремесленников привлекали в слободы не только временные льготы, но и особые привилегии, утвержденные жалованными грамотами. На привилегии ткачей Кадашевской и Хамовной слобод обратил внимание П. П. Смирнов. Жалованные грамоты этим слободам не были исключением. Такую же жалованную грамоту имела московская Барашская, или Барашевская, слобода. Еще в начале нашего столетия к этой слободе как к одной из мещанских слобод Москвы приписывались московские мещане. Каменные церкви Успения и Воскресения «в Барашах» поблизости от Покровки (ул. Чернышевского) до сих пор отмечают местоположение старой Барашской слободы.

Название «бараши», или «барыши», долгое время объяснялось неточно или просто неправильно. Даже в таком ценном издании, как материалы для терминологического словаря, читаем: «бараш – должностное лицо при великом князе».

Барыши, действительно, упоминаются в числе княжеских людей в духовной князя Владимира Андреевича Серпуховского (не позднее 1406 г.) в числе бортников, садовников, псарей, бобровников и пр. Однако это перечисление само собой показывает, что бараши не были должностными лицами, а княжескими зависимыми людьми, которые чем-то были близки по своему общественному положению и занятиям к бобровникам, псарям и т. д. Второе упоминание о барашах также говорит о близости барашей к княжескому двору. Десять серебряных шандалов углицкого князя Дмитрия Ивановича оказались у его «бараша». В XVI столетии «барашами» назывались люди, расставлявшие шатры для великокняжеского двора. Бараши еще в XVI столетии получили жалованную грамоту от Ивана Грозного. При частых княжеских походах расстановка шатров была делом трудным и требовала большой сноровки. При таком понимании слова «бараш» становится понятным, почему бараш князя Дмитрия Ивановича держал у себя 10 шандалов (подсвечников). Они нужны были для освещения шатров. «Бараши», или «барыши», как видим, выполняли особую дворцовую «службу», но это не значит, что они были заняты только обслуживанием царского двора, точно так же, как «бронники» работали не только на царский двор, но и на рынок.

Дворцовые слободы тесным кольцом окружали Москву. Большинство из них возникло за пределами позднейшего Белого города, а в некоторых случаях и за пределами Земляного города. Из всех московских слобод только Кузнецкая слобода (в районе ул. Кузнецкий мост) стояла в непосредственной близости к Китай-городу, все остальные находились в отдалении.

Город, как мы видели раньше, с особой быстротой начинает расти с конца XIV века. К этому времени и относятся первые известия о московских слободах, хотя еще в известии о московском пожаре 1547 года ремесленные районы обозначены по-старому: «гончары», «кожевники».

Московские слободы возникли за пределами городской территории, границы которой в основном совпадали с позднейшей чертой Белого города. Слободы, населенные людьми великого князя или московских князей-совладельцев, естественно, возникали за городской чертой, и население их управлялось особо от других горожан.

Список слобод Москвы

Список представлен в алфавитном порядке:

  • Алексеевская слобода
  • Барашевская слобода
  • Басманная слобода
  • Бережковская слобода
  • Бронная слобода
  • Вознесенская сторожевая слобода
  • Воронцовская Новая слобода
  • Воротники
  • Гавриловская слобода
  • Голутвино
  • Гончарная слобода
  • Дегтярная слобода
  • Денежная слобода
  • Дмитровская слобода
  • Дорогомиловская слобода
  • Екатерининская слобода
  • Звонарная слобода
  • Иконная слобода
  • Казачья слобода
  • Казённая слобода
  • Кадашевская слобода
  • Калашная слобода
  • Каменная слобода, у Смоленской площади
  • Каменная слобода, за Яузой
  • Каменная слобода, улицы Большие и Малые Каменщики
  • Кисельная слобода
  • Кисловская слобода
  • Коломенская слобода
  • Колпачная слобода
  • Большая Конюшенная слобода
  • Конюшенная Новая слобода
  • Котельническая слобода
  • Кошельная слобода
  • Кречетная слобода
  • Кузнецкая слобода
  • Лужники Большие
  • Лужники Малые
  • Лучниковая слобода
  • Мещанская слобода
  • Монетчики
  • Мясницкая слобода
  • Немецкая слобода
  • Новая Дмитровская слобода
  • Новая Кузнецкая слобода
  • Новгородская слобода
  • Новинская слобода
  • Новодевичья слобода
  • Овчинная слобода
  • Огородная слобода
  • Ордынская слобода
  • Панкратьевская слобода
  • Палаши
  • Панская слобода
  • Патриаршая певчая слобода
  • Певческая слобода
  • Переяславская слобода
  • Печатная слобода
  • Плотничья слобода
  • Поварская слобода
  • Пушкарская слобода
  • Пятницкая слобода
  • Рогожская слобода
  • Ростовская слобода
  • Саввинская слобода
  • Садовники Малые
  • Садовые слободы
  • Семеновская слобода
  • Серебряная слобода
  • Слободка Чудова монастыря
  • Столешники
  • Спасская слобода
  • Спиридоньевская патриаршая слобода
  • Стадная слобода
  • Старопанская слобода
  • Стрелецкая слобода, Большой и Малый Левшинский переулки
  • Стрелецкая слобода, Зубовский бульвар
  • Стрелецкая слобода, Малый Каковинский переулок
  • Стрелецкая слобода, Спасопесковский переулок
  • Стрелецкая слобода, Большой, Малый и Средний Николопесковские переулки
  • Стрелецкая слобода, южнее Каретных переулков
  • Стрелецкая слобода, на Сретенке
  • Стрелецкая слобода, Николоворобинский переулок
  • Стрелецкая слобода, Вишняковский переулок
  • Стрелецкая слобода, 1-й и 2-й Спасоналивковские переулки
  • Стрелецкая слобода, Пыжевский переулок
  • Сущевская Новая слобода
  • Сыромятники
  • Таганная слобода
  • Татарская слобода
  • Тверская ямская слобода
  • Тетеринская слобода
  • Троицкая слобода
  • Трубничья слобода
  • Хамовная слобода
  • Шаболовская слобода

Проект «Москва ремесленная»

Слайд 1

работу выполнила обучающаяся 3 «Г» класса Офицерова Екатерина Руководитель: Сомова Л.В. Конкурс проектов «Москва златоглавая» Москва Садовая Москва ремесленная Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Центр Образования №1858

Слайд 2

Результаты опроса учеников 3 «Г» класса на тему «Знаешь ли ты, откуда произошло название московских улиц?»

Слайд 3

Тип проекта : Информационно — познавательный . Целью проекта было найти взаимосвязь между занятиями людей в древние времена (ремёслами) и названиями современных улиц Москвы, а также поделиться своими открытиями с одноклассниками. Для достижения целей были поставлены следующие задачи : Сбор, изучение и анализ тематической литературы. Представление информации в виде презентации и Лэпбука , которым в дальнейшем можно пользоваться на уроках окружающего мира.

Слайд 4

Садовое кольцо возникло на месте защитного укрепления, существовавшего с конца 16 века.. В конце 18 столетия и острог и вал обветшали. Вал в некоторых местах срыли, и на этих участках образовались просторные проезды и площади. Здесь хозяева домов должны были разбить палисадники, выбрав растения на свой вкус. Это и было начало Садового кольца Москвы. А.Васнецов. Строительство деревянных стен Кремля . А.Васнецов. Белгородская стена.

Слайд 5

Слово «ремесло» обозначает изготовление разных вещей руками, с использованием простых орудий труда (например, топора, пилы, молота). С самых древних времён Москва входила в число самых больших ремесленных городов Европы. Московские ремёсла насчитывали до 260 видов! Несколько веков своей истории Москва была единым городом и в то же время состояла из множества отдельных поселений: обычных деревень и различных слобод.

Слайд 6

Слобода – поселение ремесленников одной профессии. Эти поселения упоминаются в документах о Москве 14 века. Каждая слобода называлась по профессии своих жителей. Любой из нас, пройдя по улочкам в центре Москвы, может из их названий узнать какие мастера-ремесленники здесь жили. Чем же занимались жители Москвы в разные века? Какими ремёслами?

Слайд 7

Слобода кузнецов расселилась в районе современной улицы Кузнецкий мост. Позднее Кузнецкая слобода увеличилась в размерах и располагалась в районе нынешних Новокузнецкой улицы и Новокузнецких переулков. Московские кузнецы делали новые и чинили старые топоры, косы, железные котлы. Особенно большой спрос был на большие и малые гвозди.

Слайд 8

Работали с металлом и мастера-котельники. В отличие от кузнецов, котельники работали с медью и оловом, а селились они около Москвы-реки. О их слободе нам напоминают пять Котельнических переулков и Котельническая набережная современной Москвы. Котельники делали медную и оловянную посуду для домашнего обихода (котлы для варки пищи). Медный чайник Стопа. 17-18 в. Олово. Литьё. Миска. 17-18 в. Олово. Литьё. Высокие стаканы из олова и меди . 16-17вв.

Слайд 9

Большая часть домашней посуды была из глины, а делали эту посуду гончары . Проживали гончары рядом с котельниками. Об этом нам напоминают названия улиц Москвы – Гончарные набережная и улица , два Гончарных переулка и Гончарный проезд. Гончары лепили горшки, миски и кастрюли, кувшины и фляги. Кроме посуды гончары изготовляли детские игрушки в виде медведей, лошадок и птичек-свистулек. Глиняная посуда Медведь. 16-17 вв. Скоморох. 16-17вв .

Слайд 10

В Москве существовало учреждение, которое ведало царской едой – Сытный двор . Пространство между нынешними Поварской и Большой Никитской улицами в 17 в. было занято «кормовой» Поварской слободой. Её обитатели дали названия Поварской улице, Хлебному, Скатертному, Ножовому и Столовому переулкам. По данным 1573 г. организацией продовольственного обслуживания царского дворца занималось 477 человек. Даже сейчас, гуляя в тех краях, можно догадаться, кто где жил. В Ножовом переулке – точильщики ножей , в Скатёрном – скатертники , отвечавшие за столовое бельё, в Хлебном – дворцовые пекари . Меню царского обеда от 15 мая 1896г.

Слайд 11

Проживавшие в Кисельных переулках , кисельники , варили кисели – причём не только из ягод, но и из гороха и овса. Мясницкая улица зафиксировала название Мясницкой слободы, в которой жили царские мясники. Скот пригонялся в Москву крупными стадами. При этом требовалось, чтобы скот, проходя города и селения , непременно следовал бы обходными дорогами и, только при неимении последних, могли проходить населенные пункты, при этом не останавливаясь в них. Васнецов А.М. У Мясницких ворот Белого города.

Слайд 12

Между нынешними Мясницкой улицей и Покровкой располагалась дворцовая Огородная слобода, обитатели которой поставляли различные овощи. Из них наибольший спрос имели капуста и огурцы. Из фруктов наиболее популярными были яблоки. Несмотря на суровость московского климата, для нужд двора здешние огородники умудрялись выращивать в парниках даже арбузы и дыни. Память о слободе сохранилась в названии переулка Огородная слобода . В непосредственной близости от Кремля рос огромный царский сад. Здесь располагались Садовые слободы (Верхняя, Средняя и Нижняя), заселённые княжескими садовниками . О существовании этих слобод напоминают нынешние Садовнические набережная, улица и переулок. Яблоневый сад.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Литература

  • Снегирев В. Л., Московские слободы, М., 1956
  • Тихомиров М. Н., Древняя Москва, XII—XV вв., М., 1992.
  • История московских районов. Энциклопедия/под ред. Аверьянова К. А.. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — 830c
  • Слободы // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
Центр Московского княжества Великое княжество Московское • Кремль Дмитрия Донского • Литовщина • Нашествие Тохтамыша • Осада Едигеем • Фряжский стиль • Осада Москвы (1521) • Пожар и восстание (1547) • Китай-город • Белый город • Третий Рим
Центр Русского царства Сожжение крымскими татарами • Осада болотниковцами • Оккупация поляками • Восстание против поляков • Московская битва (1612) • Осада войсками Владислава • Соляной бунт (1648) • Медный бунт (1662) • Московское узорочье • Стрелецкий бунт (1682) • Стрелецкий бунт (1698) • Немецкая слобода • Нарышкинское барокко • Потеря столичного статуса (1712)
В период Российской империи Временное возвращение столичного статуса (1727—1730) • Троицкий пожар (1737) • Чумной бунт (1771) • Захват Наполеоном • Пожар Москвы (1812) • Комиссия о строении • Ходынская трагедия (1896) • Декабрьское восстание 1905 года в Москве (разгром училища Фидлера)
В годы Первой мировой и Гражданской войны Государственное совещание (1917) • Военно-революционный комитет (1917) • Восстание большевиков и бои в городе (1917) • Столица РСФСР (1918) • Тактический центр (1918-1919) • Московский Национальный центр (1919) • Чрезвычайная комиссия • Красный террор
Москва в советские годы и во время Великой Отечественной войны Сталинская реконструкция • Сталинодар • Парад 7 ноября 1941 года • Оборона Москвы • Московская паника • Расширение до МКАДа
Современность Августовский путч • Расстрел Белого дома • Теракты • Лужковский стиль • Расширение территории
Тематические ресурсы: Портал «Москва»

|
Проект «Москва»

Отрывок, характеризующий Слободы Москвы

Княжна смотрела на него, не понимая его слов, но радуясь выражению сочувствующего страдания, которое было в его лице. – И я столько примеров знаю, что рана осколком (в газетах сказано гранатой) бывает или смертельна сейчас же, или, напротив, очень легкая, – говорил Николай. – Надо надеяться на лучшее, и я уверен… Княжна Марья перебила его. – О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой. Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось. Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность. «Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил. Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно. «Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами. – Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение. – От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам. – Ну, хорошо, спасибо, ступай! Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись. – Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: