«Замри-гора» — высшая точка Подмосковья

В Можайском районе Подмосковья существует село с символичным для этих мест названием Шапкино. Дело в том, что находится оно буквально в 100 метрах от Замри-горы. Название деревни очень символично, так как она является «шапкой» всего Московского региона.

Почему это место является таким знаменательным? О его особенностях и многом другом более подробно можно будет узнать, прочитав данную статью.

Какие существуют самые высокие точки Москвы и Подмосковья? Об этом будет представлена информация чуть ниже.

Самые высокие точки Москвы

Замри-гора

Это наивысшая точка Московской области, расположенная на высоте 310 метров над уровнем моря. Недалеко от нее свое начало берут реки Колочь, Протва и Москва-река. А еще находится здесь водораздел двух морей – Черного и Балтийского.

Замри-гора является священной горой древних славян. С ней связано множество преданий и легенд. Откуда взялось такое название?

Молва народная гласит, что в прежние времена гора была довольно высокой, причем настолько, что путники замирали перед ней в восхищении. Со временем каким-то образом гора «просела», хотя мало кто из геологов верит в подобную версию.

Замри-гора, по праву входящая в список под названием «Самые высокие точки Москвы над уровнем моря», по некоторым преданиям раньше на Ивана Купалу становилась местом, где собирались скоморохи со всего государства Московского. Здесь проводились языческие обряды, во время которых люди припевали и приговаривали просьбы о том, чтобы гора эта выросла. После того как это происходило (вершина достигала облаков) они просили ее замереть.

Самые высокие точки Москвы и Подмосковья

Гора прекращала свой рост, а на вершине ее появлялся волшебный родник с удивительно целебной водой. Старики, испробовавшие эту воду, молодели, люди молодые становились мудрее, а больные и немощные – выздоравливали.

Многое рассказывали про эту гору. Самая главная ее особенность в ее шелковом разнотравье, в ромашковом безумии, в потрясающей энергетике этого удивительного места.

Замри-гора. Самая высокая точка Подмосковья

Главная / Тайны Москвы / Замри-гора. Самая высокая точка Подмосковья

04.09.2012 19:16 Печать | E-mail Показать на карте

В 130 км от Первопрестольной по Минскому шоссе, у небольшой деревни Шапкино (Можайский район), находится «шапка» Московской возвышенности — ее высшая точка. Как явствует из таблички, установленной в этом месте энтузиастами из МПГУ, высота местного всхолмья достигает 310 м над уровнем моря (Википедия набрасывает еще десяток см)… В старинных преданиях место это называется Замри-гора. Народное краеведение говорит, что когда-то она и правда была такой высокой, что путешественники в восхищении замирали перед ней. А потом произошло геологическое чудо: гора «просела», провалилась сквозь землю, если можно так сказать.

Сейчас холм настолько пологий, что подъёма почти не чувствуешь. Да и сама его вершина выглядит отнюдь не вершиной, а, скорее, равниной.

Но есть и иное объяснение названия горы. Легенда гласит, что в стародавние времена, на Ивана Купалу, Замри-гора становилась местом сборища скоморохов со всего Московского государства. Там, на вершине, они справляли языческие обряды, а потом начинали призывать:

Расти, гора, до небес, Недоступной стань чужим взорам. А мы тебя приветим, А мы тебя прославим А мы тебя расхвалим.

Гора и в самом деле начинала расти. Когда вершина ее уходила ввысь, за облака, и становилась невидимой, скоморохи провозглашали:

А теперь, замри, гора! Слушай нас, ребят бедовых, Да потешных, да куражистых, Да смышленых, да добродеистых.

Гора слушалась скоморохов, прекращала расти. А на вершине ее вдруг начинал бить родник с целебной водой. Старики от нее молодели, молодые становились мудрыми, болезни и порча смывались ею, как грязь.

Наконец, перед самым рассветом наступало время священного таинства. Старейший скоморох, читая заговоры, доставал из сделанного в горе заветного тайника серебряную маску — подарок древних славянских богов. Каждый из присутствующих примерял ее на себя, загадывая желание, и все они исполнялись, как по волшебству. С первыми лучами солнца маску вновь прятали в тайник. Гора же медленно оседала и к утру вновь становилась обычным холмом.

  • Адрес:
  • Как добраться: на автомобиле: Минское ш., правый поворот на дер. Шапкино, далее 1 км; на электричке: с Белорусского вокзала до ст. Можайск, далее авт. 59.

P.S. Недалеко от этих мест берёт своё начало Москва-река. Здесь же находится водораздел бассейнов Балтийского и Черного морей.

Автор статьи и фотографий: sergeytsvetkov

Высота Москвы над уровнем моря

Прежде чем узнаем, какие существуют самые высокие точки Москвы, определимся с высотой расположения территории города над уровнем моря. Она равна в среднем 130 метрам, что является весьма приблизительным значением, относящимся большей частью к центру города и к районам, расположенным у Москвы-реки.

Известно, что высота Москвы-реки составляет около 126 метров над уровнем моря. Одним из самых высоких участков в столице являются Воробьевы горы. К примеру, МГУ находится на высоте примерно 212 метров. Таким образом, перепад высот между двумя точками (Воробьевы горы и Москва-река) составляет 86 метров.

Особенности

Замри-гора располагается в окрестностях деревни Шапкино в Можайском районе, МО и является самой высокой точкой Московской области и одноименной возвышенности, которая слагается преимущественно эрозионно-моренным рельефом и покрыта смешанными лесами. Высота возвышения достигает немногим более трехсот десяти метров над уровнем моря. Рядом с этой местностью берут свое начало реки Протва, Колочь и Москва-река. На этой же территории находится и главная водораздельная линия, разграничивающая бассейны Балтийского и Черного морей, направляя сток атмосферных осадков по двум противоположным склонам.

Самые высокие точки Москвы

Высочайшая точка Москвы – Тёплый Стан (254.6 метров). Находится он на севере Теплостанской возвышенности, занимающей немалую часть территории юга Москвы и Подмосковья юго-западного. Знаменитый валун находится на одном из разделительных газонов самого начала Новоясеневского проспекта. В действительности самое высокое место находится на сотню метров южнее (у геодезической вышки).

Самые высокие точки Москвы над уровнем моря

В связи с вышеизложенным, и станция метро под названием «Тёплый стан», соответственно, является самой высоко расположенной в Москве. Ее глубина заложения не очень велика – всего лишь около 10-12 метров. Сама местность этого района (перекрёсток улицы Профсоюзной и проспекта Новоясеневского) относительно ровная (перепад высот составляет не более 5-6 метров).

Самые высотные участки линии Бутовской не превышают 230 метров, в связи с тем, что от Бутовского леса (228 м) к поселку дачному Бутово идёт постепенное понижение.

Исторические сведения

В писцовой книге 1577 года упоминается как село Горы у Оки

[14].

В 1756 году в селе была построена церковь Сергия Радонежского, а в 1828 году её здание перестроено на средства фабриканта А. Моргунова. Представляла собой двухэтажный каменный храм в стиле классицизма. Имелись Никольский, Введенский и Екатерининский приделы. В 1903 году перестроена архитектором И. Д. Боголеповым[15].

В 1840—1845 гг. построена церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм — однокупольная каменная церковь в псевдорусском стиле с Никольским и Пятницким боковыми приделами[16]. Название села дало фамилию династии русских священников, родившихся здесь и служивших в Коломне и Москве.[источник не указан 938 дней

]

В «Списке населённых мест» 1862 года Горы

— казённое село 1-го стана Коломенского уезда Московской губернии на левом берегу реки Оки от впадения в неё реки Москвы, в 25 верстах от уездного города, при пруде и реке Оке, с 219 дворами, 2 православными церквями, 5 фабриками и 1610 жителями (757 мужчин, 853 женщины)[6].

По данным на 1890 год — центр Горской волости Коломенского уезда, в нём располагались волостное правление, становая квартира и частная школа, число душ составляло 1497 человек[7].

В 1913 году — 244 двора, волостное правление, пожарная дружина, земское училище, квартира полицейского урядника и казённая винная лавка[17].

По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года — центр Горского сельсовета Горской волости, проживало 1436 жителей (662 мужчины, 774 женщины), насчитывалось 303 хозяйства, среди которых 255 крестьянских, находились волостной исполнительный комитет и волостная милиция, имелись школа 1-й ступени, изба-читальня, почтовое агентство, единое потребительское общество[8].

С 1929 года — населённый пункт в составе Озёрского района Коломенского округа Московской области, с 1930-го, в связи с упразднением округа, — в составе Озёрского района Московской области.

В 1930-х Сергиевская церковь была закрыта, колокольня сломана, здание занято под клуб. Вновь открыта в 1995 году и отремонтирована[15], является памятником архитектуры[18][19]. Введенская церковь сломана в середине XX века[16].

В 1998 году Сергиевская церковь была открыта и стала реставрироваться под наставлением отца Андрея.

Немного из истории

Самые высокие точки Москвы имеют и свою историю.

Наименование «Теплый Стан» уходит в далекий период татаро-монгольского ига. Тогда между Золотой Ордой и Москвой ездили баскаки ханские, которые делали в этих местах остановку. Слово «стан» означает «остановка в пути», а «теплый» – «обустроенный и отапливаемый, пригодный для зимнего жилья».

Деревня Тёплый Стан находилась прямо у современного МКАДа (трасса прошла по деревне).

Самые высокие точки Москвы для салюта

Тайны Замри-горы

Испокон веку на Руси веселили народ скоморохи. О них в фольклоре сохранилось немало чудных преданий. Так, близ деревни Шапкино, что под Можайском, находится загадочное место — Замри-гора, на которой несколько столетий назад проходили скоморошьи сборища.

Говорят, в эти дни там можно было наблюдать самые настоящие чудеса… Об этом нашим корреспондентам поведал известный историк, этнограф и путешественник Андрей Синельников.

— Андрей, расскажите, чем знаменита Замри-гора

— Во-первых, это самая высокая точка Московской области. Так сказать, макушка Смоленско-Московской возвышенности. Во-вторых, недалеко от Замри-горы берут начало реки Москва, Протва и Колочь. Там же находится и водораздел бассейнов Балтийского и Черного морей.

В глубокой древности в этих местах практически никто не жил. Но уже тогда ходили слухи о Замри-горе. Сегодня она — всего лишь большой холм. Однако в прошлом, как утверждают жители близлежащих сел Уваровка и Хващевка, он на самом деле был горой. Потом она то ли просела, то ли усохла, и кроме имени от нее ничего не осталось.

Название же горы связано с тем, что раз в году, на Ивана Купалу, здесь устраивали свой праздник скоморохи. В этот день они съезжались сюда со всей Руси и проводили на вершине свои таинственные обряды.

— У скоморохов были свои обряды? Расскажите, пожалуйста, поподробнее!

— Во времена язычества существовал культ бога Трояна, который покровительствовал скоморохам. Согласно древней легенде, путешествовал как-то Троян из теплых стран на север и присел отдохнуть у большого холма… Вдруг взгрустнулось ему, ведь прошел он только половину пути, а устал, как будто весь путь отшагал… И тут, откуда ни возьмись, явилась перед его взором веселая компания пестро одетых людей, которые плясали, пели, свистели…

Всю ночь они веселили Трояна, а в награду за это, на рассвете, когда кончились пляски, довольный бог угостил весельчаков южным вином и сказал: «Не растет в ваших землях виноград, зато есть много меда. Ваш мед слаще любой ягоды, из него и готовьте «льющееся веселье»».

Затем достал Троян из-за пазухи серебряную маску и передал ее вожаку скоморохов, пообещав, что эта маска будет отгонять от них любое зло и наказывать всякого, кто замыслит против них недоброе… Впоследствии у маски оказалась еще одна особенность — с ее помощью любой скоморох мог менять свою внешность и голос…

Троян двинулся своей дорогой, а скоморохи спрятали ценный подарок на вершине Замри-горы. И с тех пор раз в году, на Ивана Купалу, когда, по древним поверьям, день равен ночи, а огонь и вода очищают человека, приходили туда, чтобы совершать свои обряды в честь Трояна…

— Это только легенда, или кто-то действительно наблюдал обряды скоморохов?

— Сейчас, конечно, ничего подобного нет, но старики рассказывали, что до революции и впрямь стекались сюда скоморохи со всей России-матушки. Разжигали на вершине костры и проводили различные ритуалы: скакали сквозь огонь, обливались ночной и рассветной водой, танцевали, а также сжигали и топили в реке чучела своих врагов…

А потом они якобы начинали водить хоровод и петь песню, призывая: «Гора, расти!». И спустя некоторое время гора и в самом деле начинала расти! Когда ее вершина уже скрывалась за облаками, один из скоморохов говорил: «Гора, замри!». И она замирала… В тот же миг на ее вершине начинал бить родник. По преданию, его вода, если в ней омыться, даровала молодым скоморохам мудрость, старым — молодость, больным — исцеление… А также очищала от всехсглазов и порчей…

Перед самым рассветом наступало основное таинство — главный скоморох доставал из тайника серебряную маску, поднимал ее вверх, читал заговор, и после этого маска шла по рукам. Каждый из присутствующих примерял ее на себя, при этом одни просили изменить внешность, другие — голос, третьи — наказать врагов…

И каждому маска давала желаемое. С первыми лучами солнца Троянов подарок вновь прятали в тайник, а усталые скоморохи засыпали. Гора же медленно опускалась и к утру вновь становилась холмом.

— Но ведь скоморохи были всего лишь шутами и лицедеями, а тут получается, что они волшебники какие-то…

— Может, и волшебники… Возьмем, к примеру, колоду карт Таро. Считается, что система гадания по этим картам возникла в средневековой Европе на основе древнееврейской каббалистики, которая, в свою очередь, опиралась на еще более раннюю оккультную традицию Древнего Египта.

Наши же игральные карты — это усеченный вариант полной колоды Таро. Самая первая карта в полной колоде изображает молодого человека, стоящего в саду с поднятой вверх правой рукой, в которой зажат магический жезл. Называется она Маг, или Волшебник.

В современных колодах иногда — Фокусник. Так вот, в колодах Таро, имевших хождение в европейском Средневековье и в России до революции, она называлась Шут!

— А как на Руси появились скоморохи?

— Мне пришлось много заниматься изучением этого вопроса. Считаю, что скоморохи действительно были жрецами языческого культа бога Трояна.

Были у него и другие имена. Однако, будучи очень оборотистым божеством, тесно связанным с хитростью и обманом, Троян, видимо, выполнял также функцию покровителя торговцев и воров, подобно лукавому древнеримскому богу Меркурию и древнегреческому Гермесу.

Скорее всего, гонения на Трояна начались еще при князе Владимире Красное Солнышко, до введения на Руси христианства.

Повсеместно идолы этого божества на капищах были повержены и заменены изображениями бога грома и молнии Перуна. Перед жрецами культа остро встала задача выживания. И решение вскоре нашлось.

В 988 году происходит Крещение Руси, а в 1068 году в летописях встречается первое упоминание о скоморохах. Бродили они по Руси артелями (тогда они назывались дружинами) из нескольких человек, иногда объединялись в ватаги до 70-100 человек, не имели ни собственности, ни семьи… Насколько можно судить, «культурно-развлекательная» деятельность была для них всего лишь прикрытием.

— А чем же они занимались на самом деле?

— Колдовством! Они ходили по Руси и «правили мир», лечили, предсказывали будущее, проводили обряды посвящения молодежи, таинства, связанные с бракосочетанием, и многие другие ритуалы. В составе «актерской труппы» нередко имелся ученый медведь. А ведь медведь у древних славян издавна почитался священным животным!

Помимо всего прочего, он был еще и участником многих магических обрядов. Вот лишь один пример. Очень важным считалось в молодой крестьянской семье рождение ребенка мужского пола, опоры родителям в старости… Для этого, как верили наши предки, будущая мать должна была обязательно дотронуться до медведя.

А найти его можно было у скоморохов! Много позже, когда скоморохов не стало, с этой же целью русские женщины клали под подушку игрушечного медведя, керамического или деревянного…

В определенные дни года скоморохи собирались на местах былых Трояновых капищ, совершали свои обряды и расходились бродяжничать дальше. Конечно, эта сторона их деятельности не могла оставаться тайной. На них ополчилась власть — светская и духовная. «Бог дал попа, а черт — скомороха», — такая крылатая поговорка бытовала на Руси.

Бродить по пыльным дорогам под видом скоморохов стало опасно, и тогда было решено выбрать новую маскировку. И пошли по тем же дорогам от села к селу, от ярмарки к ярмарке офени-коробейники, ходебщики-лотошники…

А что же Замри-гора? Возможно, до сих пор где-то в потайном месте на ней хранится магическая серебряная маска, исполняющая желания. Но давно уже не случается на вершине горы скоморошьих плясок, вот и не являет маска никому свою силу…

«Тайны ХХ века» №17 2011

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: