Больница святителя Алексия митрополита Московского


Данные в этой статье приведены по состоянию на XIX век.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

(от слов
Бога дѣля
, то есть
ради Бога
) — благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих). Богадельни следует отличать от древнерусских убогих домов и скудельниц.

В России

До XVIII века

В Россию богадельни перешли вместе с христианством из Византии; уже церковный устав князя Владимира упоминает о них, и заведование ими поручает церкви. Можно сказать, что в Древней Руси при всякой приходской церкви имелась богадельня, а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих. Но церковь принимала под своё покровительство всякого без разбора, и уже на Стоглавом соборе царь говорил, что в богаделенных избах, на которых идёт содержание как от царской казны, так и от многих благотворителей, содержатся не настоящие нищие, а те, которые платят за такое помещение приказчикам, управляющим этими избами. Собор признал необходимым выделить действительных нищих, состарившихся и прокажённых, переписать их по всем городам, и устроить для них мужские и женские богадельни под наблюдением добрых священников и градских целовальников, а содержать такие богадельни за счёт частной милостыни.

В связи с этими мерами стоит учреждение Приказа строения

богаделен; в то же время цари продолжали устраивать и поддерживать богадельни в Москве и других городах за счёт своей царской казны, именно на суммы Приказа Большого дворца. Во второй половине XVII века в Москве существовало до семи или до восьми более или менее обширных царских богаделен. Была известна
Моисеевская
богадельня, устроенная на 100 человек, другая у
Боровицкого
моста на 38 человек, далее на
Могильцах
для 12, потом
Покровская
,
Кулиженская
,
Петровская
; далее у
Боровицкого
моста на 8 «человек робят» и в
Сретенском монастыре
род больницы «болящим и бродящим и лежащим нищим по улицам». Всех богадельников в царских богадельнях насчитывалось до 410 человек. Но заботы правительства о надлежащей организации богаделен были до конца XVII века весьма слабы. Существенная перемена в этом деле должна была произойти вследствие указа 1682 г. царя Фёдора Алексеевича об устройстве в Москве
двух шпиталень по новым еуропским обычаям
, одной в Знаменском монастыре, в Китай-городе, а другой за Никитскими воротами, на Гранатном дворе. Для обеспечения этих шпиталень назначались вотчины, бывшие за Архангельским епископом и за Знаменским монастырем, чтобы «впредь, по улицам, бродящих и лежащих нищих не было» (этот замечательный указ не вошёл в Полное Собрание законов; в новейшее время напечатан в «Курсе государственного благоустройства», Киев, 1890 г., ч. I, стр. 105—111).

XVIII век

За этим проектом следует законодательство Петра Великого, который, преследуя нищенство и воспрещая частную благотворительность, повелел в 1712 г. завести по всем губерниям богадельни для престарелых и увечных, неспособных к работе, и в такие монастырские и церковные богадельни прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и увечных военных чинов, а для содержания их указал давать им хлебное и денежное жалованье; на построение при церквах богаделен для нищенствующих больных повелено было обращать свечные сборы. Открывавшихся при ревизиях увечных и дряхлых, неспособных к труду, повелевалось (в 1723 г.) в оклад не писать, а отправлять в богадельни — распоряжение замечательное, но оказавшееся невыполнимым по недостаточности богаделен. Средства церковные оказывались весьма недостаточными для заведения и содержания богаделен, а надежды, которые Пётр возлагал в этом деле на созданные им городовые магистраты, не оправдались. Вот почему при преемниках Петра I до Учреждения о губерниях беспрестанно повторяются указы как о преследовании нищенства, так и о заведении богаделен. В Учреждении о губерниях 1775 г. является попытка устроить это дело на совершенно новых началах, попытка, оказавшаяся малосостоятельною. Устроение и заведование богаделен поручено было созданному в каждой губернии приказу общественного призрения бедных. Приказам поручалось учреждать в городах и селениях богадельни, особые для мужчин и особые для женщин. Кроме увечных и престарелых бедняков, в эти богадельни указывалось помещать: бродяг и преступников, ссылаемых в Сибирь, если по дряхлости и болезням не могут туда следовать, увечных отставных нижних чинов, захваченных в прошении милостыни, исключаемых за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости неспособных трудом снискивать пропитание и т. п.

XIX век

Из них православным приходским попечительствам принадлежали 24, иноверческим приходам — 10, благотворительным обществам — 5, Императорскому человеколюбивому обществу — 4, частным лицам — 10, а остальные разным ведомствам. Собственные капиталы имели 24 богадельни, из них 16, кроме того, владели недвижимым имуществом (домами, где помещались) и 5 имели только недвижимое имущество; к 1 января 1885 все 29 богаделен располагали капиталами, движимыми и недвижимыми, на сумму в 9 542 198 р. 76 к. Общее число призреваемых доходило до 8560 чел., в том числе женщин 6849; общая сумма расходов за 1884 г. составляла 150 с лишним тысяч рублей. Сравним эти цифры с цифрами, предоставлявшимися другими столицами Европы. В Вене число призреваемых в 17 городских и 5 частных богадельнях простиралось в 1884 г. до 5088 с расходом в 969 262 р.; в Берлине в том же году имелось 14 госпиталей и богаделен на 1882 чел. с расходом в 250 364 руб., кроме того, 14 частных богаделен с 937 призреваемыми и расходом в 268 000 р. В Париже, где все дело общественного призрения было сосредоточено в руках города, 11 городских богаделен призревало в 1882 г. 15593 чел., и на содержание их было израсходовано 2 836 158 руб. Оказывается, что Петербург, который на благотворительные дела тратил меньше других столиц (за исключением частной благотворительности, в Петербурге на 1 жителя приходилось 1,5 р., в Берлине — 2,9, в Париже — 5,7, в Вене — 6,2), имел большее число богаделен, да и число призреваемых в них было сравнительно больше. Обстоятельство это объясняется отсутствием других видов призрения, сравнительно слабым развитием частной благотворительности и недостатком цельного законодательства о бедных, которое не только возлагало бы на каждую общину обязанность призревать своих членов, впавших в бедность, но и дало бы этому делу надлежащую организацию. Общее число всех богаделен в России не может быть установлено за недостатком точных статистических данных, в особенности по отношению к тем губерниям, где не были введены земские учреждения и где дело призрения бедных осталось в ведении приказов.

Что происходит с Дашковской богадельней

Дашковская богадельня — малопримечательное здание на улице Затинной – в один миг стала героем заголовков рязанских СМИ. О доме XVIII века пишут газеты и интернет-порталы, снимают сюжеты телевизионные каналы, говорят простые рязанцы.

Что ценного в этом здании? Нужно ли оно Рязани? С чего началась история с богадельней и чем все закончится? Объясняем по порядку.

Что это за здание и где оно находится?

Здание бывшей Дашковской богадельни находится по адресу улица Затинная 80/12, буквально в двух шагах от Кремля. Не так давно это был жилой дом, но около месяца назад оттуда съехал последний жилец. Расселили дом, согласно постановлениям администрации, по программе расселения ветхого жилья. Теперь здание пустует.

схема.jpg

Чем ценно здание?

Дом является памятником архитектуры и ведет свою историю с 1780 года. Богадельней дом стал в 1870 году, когда известный этнограф и меценат Василий Андреевич Дашков устроил в здании приют для неизлечимо больных дворян.

Здание не раз подвергалось перестройке, но тем не менее сохранило свой архитектурный облик. Дом выдержан в стиле позднего классицизма.

Во всей Рязани можно по пальцам пересчитать гражданские постройки XVIII века. Если такие здания-памятники не сохранять, Рязань окончательно утратит свой исторический облик. Стоит ли говорить, что ни один уважающий себя турист не приедет в «город без лица».

богадельня.jpg

Что произошло?

Началось все с того, что в июне четверо мародеров начали разграбление пустующего дома: срезали радиаторы отопления, электропроводку и много чего еще. Затем, уже в июле, в дом влезли два выходца из Средней Азии — они вынесли чугунные лестничные пролеты. Причем полиция объявила о задержании злоумышленников лишь через неделю. Довершил печальную картину пожар в здании.

пожар.jpg

Что делают власти?

Если кратко, то ничего. Здание было брошено на произвол судьбы сразу после расселения.

Более того, выяснилось, что сначала администрация города и вовсе планировала снести здание с почти 250-летней историей.

Постановление1.jpg

Однако потом в постановление мэрии «снос» все же заменили «реконструкцией». Кстати, в обоих постановлениях, которые датированы январем 2020 года, указывалось, что земля изымается администрацией.

Постановление2.jpg

В ответе же на официальный запрос YA62.ru

в мэрии отметили, что земля, оказывается, принадлежит жильцам дома на правах общей долевой собственности. Якобы камнем преткновения является квартира №5, из которой до сих пор по личным причинам не выписалась хозяйка жилплощади.

Ответ администрации1.jpg

В общем, администрация всеми возможными способами пытается дистанцироваться от обязанностей по охране памятника архитектуры.

Что дальше?

Когда власти выбирают позу страуса, за дело берутся неравнодушные рязанцы. В данном случае – члены ВООПИиК Игорь Кочетков и Андрей Петруцкий. Именно они заколотили окна в здании жестью, они же подняли шум в прессе, а затем и взяли памятник архитектуру под свою охрану.

И, кажется, теперь у старинного дома появилась надежда на будущее. А властям достаточно просто не мешать из своей ямки в песке.

Встала на защиту памятника архитектуры Ольга Новикова

В странах Европы

Некоторые из европейских богаделен старинного происхождения. Так, например, дом приюта в Люблине был открыт в 1342 году, в Варшаве дом Св. Духа и девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневицах — в 1530.

В XIX веке во Франции богадельни (фр. Maison-Dieu) входили в ведомство госпиталей вместе с больницами. На начало 1884 года во Франции было 1654 госпиталя, в которых содержалось 49 тысяч престарелых, немощных и увечных и 48 тысяч больных; расход равнялся 113 600 462 франкам, а доход — 125 080 522 франкам. Каждая община была обязана принимать в богадельни своих членов, ставших нетрудоспособными; для общин, у которых не было своих богаделен, генеральный совет департамента создавал богадельни самостоятельно и привлекал общины к финансированию этих учреждений.

В департаменте Эндр был предпринят эксперимент: вместо содержания в богадельне престарелым беднякам выдавали ежегодную пенсию в размере около 100 франков; такая замена допускалась лишь при условии, что община или частные благотворители оплачивали 40 % расходов. В 1887 году таким образом содержалось 100 человек. В 1888 году директор ведомства общественного содержания предложил всем департаментам последовать этому примеру. В Англии после реформы 1834 года богадельни стали отделениями работных домов, положенных в основу английской системы общественного содержания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: