«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

В каждом городе России есть дома-музеи. Еще бы! Все гордятся знаменитыми уроженцами своих городов и часто делают музей из дома или квартиры, где проживал прославившейся объект. Москва в этом плане не исключение, но в отличии от других городов, в Москве есть дома-музеи даже тех знаменитых людей, которые не были уроженцами этого города. Наш поход будет как раз в один из таких домов. Идем мы в музей Булгакова Михаила Афанасьевича. С рождения в Киеве, до полного и окончательного переезда в Москву писатель прожил 30 лет насыщенной и сложной жизни.

Триумфальная площадь, Москва

Где же находится музей Булгакова в Москве? Адрес его дома почти такой же, как у знаменитой «нехорошей квартиры» из не менее знаменитого романа писателя. Жил Михаил Афанасьевич по адресу улица Большая Садовая дом 10, квартира 50. Нехорошая же квартира располагалась по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Все сходится, кроме номера дома.

Чтобы попасть в эту уникальную квартиру первым делом нужно доехать на московском метро до станции Маяковская. Выйдя из метро мы оказываемся на Триумфальной площади, новой, отреставрированной и облагороженной.

Нас встречает памятник Владимиру Маяковскому.

Здесь же возле площади очень любят парковаться частные экскурсии, которые на стилизованном под трамвайчик автомобиле провезут всех желающих по «булгаковским местам».

Мы же направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по четной стороне улицы. Путь наш лежит мимо Московского академического театра сатиры, сразу за которым расположен сад «Аквариум». В поисках музея Михаила Булгакова мы заглянули и в этот сад. Сад оказался тупиком, но был украшен фонтаном Апполона с лирой, поэтому мы расстроились не сильно.

Вернувшись к маршруту, мы продолжили свои поиски и буквально в соседнем от сада доме со стороны улицы Большая Садовая мы нашли арку, украшенную табличками с обозначением мифического дома. Пройти мимо таких опознавательных знаков очень не просто.

Часть третья. Патриаршие пруды

К сожалению, у нас не было возможности попасть на экскурсию по булгаковской Москве, но не посетить ее самое знаменитое место мы не могли. Речь идет, разумеется, о Патриарших прудах – они находятся совсем рядом с нехорошей квартирой, просто-таки за углом. Ну то есть в буквальном смысле – дойти да Бронной, повернуть за угол и оказаться на том самом месте, где советская женщина, комсомолка отрезала голову несчастному Берлиозу. Ни час, ни погода не соответствовали описанному в романе жаркому закату, но, тем не менее, булгаковская мистика витала где-то рядом. Нет, это я не для красного словца так пишу – я объяснюсь чуть позже.

На аллее вокруг пруда стоят скамейки – на одной из них когда-то и подсел к неким литераторам некий иностранец с разными глазами. Булгаков любил приводить друзей на Патриаршие и показывать им одну из скамеек: «Вот, здесь он подошел к ним». Только вот скамеек здесь много – которая же из них? Этого я, увы, не знал.

Наудачу усевшись на одну из лавок, спиной к Бронной и лицом к пруду, я попросил Олю сфотографировать меня – а вдруг угадал?

Вернувшись в Ростов, я все-таки раскопал воспоминания Татьяны Лаппа и понял, что найти ту самую

скамейку очень просто, если знаючи. Ведь в книгах у Булгакова совсем нет случайных деталей. Вот и та скамейка на Патриарших выбрана писателем не случайно – она расположена как раз напротив подъезда дома номер тридцать два по Малой Бронной. Дело в том, что как раз в этом доме находилась квартира друзей Михаила Афанасьевича – Ляминых и Крешковых.

И вот, открыв фотографию, я с удивлением замечаю за своей спиной подъезд. А на стене дома, у самого края фотографии, как нарочно попал в кадр металлический щиток с номером. Тридцать два.

Что ж, я проявляю такой интерес к булгаковскому миру, что с его стороны было бы просто неучтиво не ответить мне тем же. И это уже далеко не в первый раз. Признаюсь по секрету, я удивился бы больше, если скамейка оказалась бы не той

.

Вот я и говорю — мистика.

Нехорошая квартира

Оказавшись во дворе дома, первое что мы увидели и уж точно убедились, что зашли правильно, это скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». Скульптура стоит здесь с 2011 года, когда исполнилось 120 лет со дня рождения писателя.

Музей «Булгаковский дом» предлагает нам бесплатную экскурсию по его недрам. Квартирка небольшая, но антуражно обставленная.

Есть даже трамвай, на путях которого Аннушка разлила масло и буфет, где любой желающий может утолить не только жажду знаний, но и другую.

Булгаковский дом позиционируется как музей-театр, поэтому здесь проводятся экскурсии и театральные постановки. О творческой деятельности этого притягательного заведения можно узнать на сайте Музей «Булгаковский Дом» Театр имени М.А. Булгакова

Трамвай № «302-БиС»

В «трамвае на резиновом ходу» № «302-БиС» проводятся экскурсии по булгаковским местам. В музее предлагают несколько вариантов экскурсионных программ, цены от 600 рублей до 1500.

© Регина Лукашина

Подробное описание экскурсионных программ на сайте музея «Булгаковский Дом»

Дом-музей Булгакова

Осмотрев все уголочки и закоулочки квартиры, не спешите покидать двор дома №10 по улице Большая Садовая. В этом же самом доме, но в подъезде №6, расположена квартира писателя. Попасть в подъезд можно позвонив по домофону в указанную квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.

Стены испещрены разными надписями, преимущественно это выдержки из самого знаменитого романа писателя «Мастер и Маргарита». Квартира расположена на последнем этаже, поэтому вас ждет увлекательный экскурс в мир современной настенной живописи на булгаковскую тематику. В разное время подъезд выглядел по-разному. Иногда стены и потолок приводят в порядок и роспись начинается заново. Этот процесс похож на то, как городские службы спиливают замки с парапетов на набережной.

А вот вход в саму квартиру №50 платный. Музей Булгакова располагает сайтом, где можно узнать стоимость посещения. Попав в квартиру мы оказываемся в типичной коммунальной квартире Советского времени. Дом конечно же не советский, советским является только образ жизни, который поселился в национализированном после революции доме вместе с новыми жильцами, пришедшими на смену художникам, инженерам, врачам и адвокатам. Дело в том, что Булгаков с женой занимали только одну комнату в коммунальной квартире. Остальные же комнаты занимали рабочие находившейся неподалеку табачной фабрики «Дукат» и типографскими сотрудниками.

Все в этой квартире стилизовано и восстановлено согласно послереволюционному быту. Отдельное произведение искусства это кухня, коммунальной квартиры №50. Это настоящее сосредоточие булгаковского мистицизма и советского духа. При Булгакове в одной квартире жили как минимум 18 человек, некоторые из которых держали кур и поросят. Не мудрено, что кухня становилась не только местом всеобщего сбора, но и настоящих сражений.

Комната самого писателя располагалась сразу напротив кухни, ничуть не удивительно, что эти кухонные скандалы получили отражение во многих произведениях писателя.

Другие комнаты квартиры тоже стилизованы под раннесоветскую эпоху. Именно в эти интерьеры, где окна завешаны тяжелыми шторами, на стенах висят зеркала в тяжелых рамах, а по углам комнат стоят дубовые буфеты, и поселил писатель Воланда со свитой, которые сделали то, чего не мог сделать сам автор — очистил квартиру №50 от ее жильцов.

Часть вторая. Нехорошая квартира

Сюрпризы, к сожалению, неприятные, начались еще на лестнице. Я видел много фотографий этого подъезда, ставшего местом паломничества поклонников таланта писателя еще до появления тут музея. Все стены подъезда были расписаны самыми разнообразными граффити на булгаковскую тему, украшены многочисленными изображениями Воланда и еще более многочисленными портретами Бегемота, испещрены неуклюжими, но трогательными стихами, цитатами, афоризмами… Никогда бы я не подумал, что у кого-то поднимется рука стереть все это, как не поднялась ни у кого рука закрасить разрисованные красноармейцами стены рейхстага, да простится мне подобное сравнение.

Однако, перешагнув порог, я увидел только скучные, закрашенные зеленой краской стены. Лишь потом я узнал, что не так давно этот подъезд подвергся нашествию неонацистской братии, украсившей стены своими, не имеющими отношения к Булгакову, рисунками. Не иначе, отомстили за рейхстаг. После этого, увы, ничего не оставалось, как заново покрасить весь подъезд. Впрочем, кое-где оставлены нетронутыми фрагменты прежней наскальной живописи – и на том спасибо.

Поговаривают, кстати, что офису какого-то банка, расположенного на первом этаже знаменитого подъезда, с самого начала не нравился непрезентабельный вид расписанных стен… Нет, воздержусь от голословных обвинений.

Что ж, призовем на помощь наполовину полный стакан (нет-нет, не подумайте плохого, исключительно как антитезу стакана наполовину пустого) и попробуем взглянуть на это с другой стороны. Поднимаясь в пятидесятую квартиру по той самой лестнице с фигурными коваными решетками, по которой поднималась Маргарита на весенний бал полнолуния, не лучше ли, чтобы ничего не мешало погружаться в знакомую с детства атмосферу книги, в том числе и отвлекающие рисунки на стенах?

Ладно, признаюсь честно, я лукавлю. Причем сразу дважды: и про исчезнувшие граффити, которые мне были бы милее голых стен, отвлекают там, не отвлекают. И про лестницу, по которой якобы поднималась Маргарита. Вот об этом скажу подробнее…

Если посетитель музея достаточно хорошо знаком с романом, он довольно быстро замечает, что пятидесятая квартира ни планировкой, ни числом комнат не походит на описанную в «Мастере и Маргарите». Это довольно заурядная коммуналка – длинный коридор, по пять комнат с каждой стороны. Вдвое больше против описанных в романе. Даже ванной тут нет и в помине, что уж говорить о камине, из пасти которого являлись гости пресловутого бала. Как же так? Неужто камин существовал лишь в воображении писателя? Э, нет – мы же говорим о Булгакове! А это значит, если копнуть чуть глубже, обязательно найдется и тот самый камин, да и подходящая квартира тоже. Вот только где искать?

Каждый, кто поднимается на пятый этаж в квартиру-музей Булгакова, знает, что писатель прожил здесь несколько лет (будем точны: с осени 1921 года по август 1924). А вот про квартиру № 34 того же дома (через двор, подъезд напротив) не знает почти никто. А между тем именно в нее перебрался Булгаков в августе двадцать четвертого, за четыре месяца до того, как навсегда покинуть дом номер десять и перебраться в Чистый переулок.

И что увидели бы мы, заглянув в квартиру нумер тридцать четыре? Да вот же они, пять комнат, вот он, камин… Всё сходится!

Жаль лишь, что попасть туда мы можем лишь силой воображения: квартира жилая и не имеет никакого отношения к музею. Эх, вырасту большой, выкуплю ее у нынешних жильцов и устрою там третий музей! Или устроюсь сам, тоже неплохо.

А сейчас заглянем-таки в пятидесятую квартиру. В нетерпении пробежим по первым трем комнатам по правой стороне. В первой – довольно забавная экспозиция на тему «Собачьего сердца». Везде развешены плакаты (среди них весьма к месту картинка с собачкой и подписью «Результатъ удаленiя передняго отдѣла гиповиза»), а у окна, в окружении колб, мензурок и термометров, возлежит нечто, укрытое несколькими слоями марли, из под которой видны лишь жутковатого вида руки. Здравствуйте, Полиграф Полиграфович!

Вторая комната отдана под экспозицию рисунков Нади Рушевой. Несмотря на то, что эта девочка является, пожалуй, самым известным автором иллюстраций к «Мастеру и Маргарите», ее рисунки никогда не вызывали священного трепета в моей душе, какой вызывают, по-видимому, у истинных ценителей. Что ж, каждому – свое.

Надя Рушева. А как вам?

В третьей комнатке, совсем маленькой, расклеены по стенам обломки старой лепнины. Для чего, непонятно. Может быть, для того, чтобы дать представление о том, как был некогда украшен этот дом?

А в четвертой комнате по правую руку…

Комната, в которой жил Булгаков, вообще оставлена совершенно пустой. Лишь на подоконнике стоит большой портрет писателя, да по стенам робко разместились несколько фотографий. На сайте музея написано: «Воссоздавать унылую обстановку комнаты, которую так ненавидел Михаил Афанасьевич, мы посчитали ненужным. Это была абсолютно чуждая писателю среда». Что ж, может и так: в самом деле, недаром же Булгаков раз за разом сжигал ненавистный дом на страницах своих книг. Но какой же смысл переступать порог комнаты Булгакова, если от самого писателя здесь не осталось совсем ничего? Даже если и могли сохраниться какие-нибудь его следы, они были давно стерты, и не в последнюю очередь сотрудниками музея, устроившими здесь ремонт. При входе в музей посетителям выдаются бахилы, дабы сохранить паркет, «еще помнящий Булгакова», но мне в это что-то не верится: слишком уж хорошо выглядит этот паркет для своих лет. Что уж говорить об остальном: стены давно заклеены новыми обоями, и хорошо, если не в несколько слоев. Закопченный потолок, который четыре года видел над головой Булгаков, замазан побелкой… Единственное, что и в самом деле еще может помнить прикосновения рук писателя – это оконные шпингалеты, медные, непривычно массивные. По-старинному очаровательные.

Пожалуй, все же стоило обставить комнату мебелью, воссоздавая обстановку, окружавшую Булгакова. Это хотя бы могло дать посетителю иллюзию соприкосновения с жизнью писателя… Ведь для того и приходят в эту квартиру люди. Да, Булгаков ненавидел этот дом, да и вряд ли найдется кто-то, кто способен любить коммуналку. Но все же именно эта комната на несколько лет стала стала его приютом, островком тепла в равнодушной, холодной Москве. А сегодня, приходя в квартиру Булгакова как к нему в гости, но вдруг попадая в унылую, совершенно пустую комнату, слыша давящую тишину вокруг, чувствуешь себя как-то не по себе. И сам поневоле начинаешь говорить шепотом, как в квартире, из которой только что вынесли покойника.

Напротив комнаты Булгакова находится комнатушка, в которой жила Анна Горячева – та самая Аннушка, пролившая на беду Берлиоза масло на трамвайные рельсы. Она и в самом деле существовала, эта Аннушка по прозвищу Чума, бич дома номер десять.

Никто не знал, да, наверное, и никогда не узнает, чем занималась в Москве эта женщина и на какие средства она существовала. Известно о ней было лишь то, что видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и с бидоном вместе – или в нефтелавке, или на рынке, или под воротами дома, или на лестнице, а чаще всего в кухне квартиры № 48, где и проживала эта Аннушка. Кроме того и более всего было известно, что где бы ни находилась или ни появлялась она – тотчас же в этом месте начинался скандал, и, кроме того, что она носила прозвище «чума».

Аннушку можно встретить на страницах многих книг Булгакова – неизменно скандальную, склочную, похожую на старую ведьму. Именно она в рассказе «Дом Эльпит-рабкомунна» устраивает пожар, погубивший дом. Сегодня в ее комнате помимо старенькой мебели вы увидите примус, соседствующий (ха-ха!) с пожарной каской. И пустой бидон.

Лирическое отступление

А не случалось ли вам видеть такой шедевр – подсолнечное масло «Аннушка»? Мне вот случалось. И я до сих пор ломаю голову, креатив ли это творческой мысли или что-то бессознательное? По Фрейду?

Масло «Аннушка»

Пройдемся и по остальным комнатам. И снова: предметы эпохи (примусы! примусы!), прижизненные издания, труды булгаковедов и булгакологов, самиздатовские толстенькие тетрадки «Собачьего сердца» и «Мастера и Маргариты»… Книга с отзывами посетителей («Мне очинь панравилос што тут йесть експонаты. Петя 6 лет»). За стеклом книжного шкафа раскрытая энциклопедия с отчеркнутым красным карандашом статьей.

Что меня еще заинтересовало в квартире № 50? Пожалуй, выставка иллюстраций Геннадия Калиновского к самому заманчивому для иллюстраторов булгаковскому роману. Странно, что я их не встречал раньше, ведь Калиновский – это довольно известный художник. Как позже выяснилось, у меня даже есть иллюстрированная им книга. Правда, это не «Мастер и Маргарита», а «Алиса в стране чудес».

Но время неумолимо, как говорил некий герой упомянутой кэрролловской книги, и нам пришла пора покинуть этот непростой музей, оставивший у меня весьма неоднозначные ощущения… Не могу сказать, что мне он понравился, хотя не скажу и противного. Пожалуй, надо будет заглянуть сюда еще раз, попозже, когда хозяева музея устроятся тут поосновательнее. Музею-то официально что-то вроде года…

Комната Михаила Булгакова

Главной же достопримечательностью этой «нехорошей квартиры» является комната Михаила Афанасьевича Булгакова. Экспозиция представлена так, чтобы максимально погрузить посетителя в булгаковский быт. В этой комнате, где кабинет сочетался с гостиной и спальней был написан первый роман Булгакова «Белая гвардия». Массивный стол вытесняет из пространства все остальное, занимая большую часть комнаты.

В этой комнате Булгаков прожил три тяжелых и трудных года. В этой комнате застала его весть о разгроме Белой армии на Кавказе, в рядах которой воевали его братья. Все чувства, которые питал писатель к этому клочку пространства, за которым шли коммунальные баталии в конечном итоге на бумаге вылились в одно нехитрое словосочетание — нехорошая квартира.

Патриаршие пруды

Наша экскурсия в музей Булгакова не была бы полноценной, если бы мы не посетили другое знаменитое булгаковское место. Тем более, что находится оно, без преувеличения, в двух кварталах от квартиры писателя. Речь идет о Патриарших прудах. По улице Большая Садовая нужно пройти один квартал до улицы Малая Бронная и по ней один квартал до Ермолаевского переулка и вот мы на месте.

Почему это место считается булгаковским? События в самом знаменитом и последнем романе Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» начинаются именно на Патриарших прудах. И если кто забыл, вот вступление от мэтра: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Мы появились здесь не в час заката, видимо поэтому весь мистицизм, которым мы напитались в музее писателя быстро выветрился на Патриарших прудах.

Для меня, как не москвича, Патриаршие пруды представляются прежде всего именно местом действия романа «Мастер и Маргарита», поэтому некоторое недоумение вызвало отсутствие каких-либо признаков этого родства. Раньше здесь висел дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», но и тот канул в лету.

Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его жизнь и опыт нашли отражение не только в мистическом романе «Мастер и Маргарита». Его родной город и опыт полученный при службе в белогвардейской армии лекарем отразился в произведении «Белая гвардия», его наркотическое пристрастия к морфию в «Морфии», его медицинская практика в «Записках юного врача». Еще много душевных переживаний было изложено писателем на бумагу, что-то конечно писателю не понравилось и было уничтожено. Интересный факт, что в 1926 году при обыске у Булгакова были изъяты его дневник и рукопись «Собачьего сердца». Дневник в последствии был возвращен, но сожжен уже самим писателем. Удивительно то, что дневник все равно дошел до наших дней в виде копии, снятой на Лубянке. Ведь как известно «рукописи не горят»!

Волшебное путешествие на трамвае «302-бис». Нехорошая квартира и тайны Булгаковского дома

Аннушка неосторожно пролила подсолнечное масло, а тут трамвай…. Тот самый, который повезет нас по уникальному маршруту. И это не просто трамвай, а настоящая машина времени. Мы перенесемся в начало ХХ века, легендарный трамвай проедет по своему традиционному маршруту, как при Булгакове: по Патриаршим, мимо особняка Грибоедова, по Тверской и Пушкинской… Но там нет рельс!.. Как же! Посмотрите сами! В нашей программе поездка на знаменитом трамвае и уникальная экскурсия в дом-музей Булгакова и загадочную «Нехорошую квартиру» Экскурсия на трамвае 302-БИС – это уникальное погружение в прошлое, в Москву начала XX века. Столица предстанет перед вами, как видел ее великий Мастер. Даже билет на знаменитый трамвайчик необычный и станет отличным подарком и для ценителей творчества Михаила Булгакова, и для всех тех, кому интересно увидеть Москву в необычном ракурсе. Мы проедем мимо Патриарших прудов, где «однажды весною, в час небывало жаркого заката» прогуливались поэт Иван Бездомный и Берлиоз, обязанный своей трагической судьбой неосторожной Аннушке и тому самому трамвайчику и это не случайно, ведь маршрут исторического трамвая 302-БИС проходит по знаковым местам романа «Мастер и Маргарита». Вы услышите интересный рассказ о жизни Михаила Афанасьевича, об известных личностях, повлиявших на Булгакова как на писателя и драматурга. В нашей экскурсии также повествование о тех достопримечательностях, которые увидите за окном. Например, вы узнаете историю особняка, ставшего прототипом здания МАССОЛИТа, проедете по Тверской улице и Пушкинской площади, наслаждаясь любимыми городскими пейзажами. А в нашей программе еще два знаковых булгаковских места в Москве! Для полноты впечатлений вас ждет музей-театр «Булгаковский Дом». Это единственный музей в столице, который посвящен жизни и творчеству Михаила Афанасьевича. Познакомившись с экспозицией музея, вы окажетесь в той самой «Нехорошей квартире»! Все здесь трепетно хранит булгаковский дух – от нехитрой мебели до черного кота Бегемота. Да, да. Встреча с ним тоже в нашей программе. Продолжительность экскурсии ~ 2 часа. Возрастное ограничение: от 12 лет.

Сбор и отправление от музея-театра «Булгаковский Дом». Ориентировочно: 19:00

Обратите внимание! Время сбора и отправление разное, указано при бронировании и в путевке, т.к возможно несколько туров в один день.

ВНИМАНИЕ! Путевку на данную экскурсию обязательно приносить в распечатанном виде и сдавать экскурсоводу!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: