Дом-музей П. И. Чайковского в Клину


Чайковский для Чайковского

Вряд ли Модест Чайковский предполагал, что дом в Клину перешагнет в своей истории через столетия и станет местом поклонения музыкантов всего мира. Ему казалось, что с уходом поколения, знавшего Чайковского, музей потеряет свою актуальность. Так считает куратор юбилейной выставки «Музей П.И. Чайковского. Вчера, сегодня, завтра» Ада Айнбиндер, глава музейного отдела рукописных и печатных источников. Новая выставка, открывшаяся в день юбилея, представила этапы становления и деятельности дома-музея Чайковского в Клину, уникальные материалы: афиши, фотографии, театральные костюмы, предметы дарения, показывающие, как подмосковный город с появлением музея стал мощным культурным центром, притягивающим крупнейшие имена музыкального и театрального мира.
В доме Чайковского до сих пор собираются потомки из рода Чайковских — Давыдовых — фон Мекк на семейное «чаепитие»

По сути, в жизни клинского дома Чайковского отразился целый век советской и российской музыкальной культуры, начиная с времен, когда сюда стали приезжать с концертами Константин Сергеевич Станиславский и Ольга Книппер-Чехова, Василий Лужский, Константин Игумнов, Антонина Нежданова, Николай Голованов, Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Мария Юдина, Наталья Рождественская, Генрих Нейгауз и многие другие. Афиши и архивные фотографии отражают масштаб и уровень музыкальных событий, происходивших в Клину. Концерты артистов традиционно проходили в пользу музея, и известен факт, когда Антонина Нежданова пела в Клину за пилу, топор и утюг для музея Чайковского. Традицию «дарения» установил в Клину сам Модест Чайковский, передав вместе с племянником Чайковского Владимиром Давыдовым в музей коллекцию писем Чайковского. В доме тогда не было ни одного письма, написанного рукой композитора. Модест Чайковский сделал также копии писем, хранившихся у других адресатов Чайковского, — беспрецедентный случай в музейной практике. Сегодня в собрании музея хранится уже около трех с половиной тысяч писем Чайковского в оригиналах, но до сих пор остаются письма, чье содержание известно только по копиям, сделанным Модестом Чайковским.

Фото: Предоставлено Государственным мемориальным музыкальным музеем-заповедником П.И. Чайковского

Чайковского не трогать

История музея в Клину всегда была драматична, как и история страны, как жизнь самого Чайковского. В революционные годы дом в Клину чудом не был разграблен, как, например, Ивановка Сергея Рахманинова в Тамбовской области. Первый директор музея Николай Жегин, возглавивший его после смерти Модеста Чайковского, смог сберечь архив, отправив его на несколько лет на хранение в библиотеку Московской консерватории. Он же спас уникальный архив Сергея Танеева, вывезя его на подводах из усадьбы Демьяново в Клин. В самом музее Чайковского шло собирание коллекции, разворачивалась активная концертная жизнь. На одной из фотографий директор музея запечатлен в кругу музыкантов Квартета Глазунова. Жегин умер от сердечного приступа в страшные годы репрессий, ожидая ареста.

На выставке можно почувствовать и атмосферу предвоенного 1940 года, когда весь СССР — от национальных республик до отдаленных деревень — отмечал 100-летний юбилей Чайковского. В Клину собрались потомки семьи композитора. Фото запечатлело выступление с юбилейной речью Рейнгольда Глиэра в кабинете-гостиной. В витринах на пожелтевших от времени листках — напечатанные на машинке юбилейные речи классиков национальных школ Узеира Гаджибекова в Баку, Константина Сараджева в Ереване, письма ленинградских детей, мечтавших попасть на концерт музыки Чайковского.

Самое страшное для музея Чайковского время — война и оккупация Клина. Весь архив, мемориальные предметы, рояль эвакуировали в товарных вагонах в Воткинск, на родину композитора, а дом Чайковского заняла немецкая разведывательная мотоциклетная часть. Сотрудники, не успевшие эвакуироваться, поразительным образом продолжали оставаться на своих рабочих местах. Согласно легенде, имеющей свое подтверждение, при отступлении кто-то из немецких солдат повесил на заборе табличку на немецком языке «Не трогать. Это дом Чайковского». Восстановлением музея занималась его новый директор, молодой музыковед Маргарита Риттих, возобновившая экскурсии в еще пустых залах дома и концерты в гостиной, где выступали Голованов, Нежданова и другие.

Фото: Предоставлено Государственным мемориальным музыкальным музеем-заповедником П.И. Чайковского

24 ИЮНЯ КОНЦЕРТ — ГАЛА

Денис Мацуев (фортепиано) Государственный Симфонический оркестр «Новая Россия» Художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Башмет

ДЕНИС МАЦУЕВНародный артист России, лауреат Государственной премии РФ

 Стремительное восхождение музыканта началось в 1998 году после его победы на XI Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве. Сегодня Денис Мацуев – желанный гость концертных залов мира, участник крупнейших музыкальных фестивалей, партнер ведущих симфонических оркестров России, Европы, Северной Америки и стран Азии. Несмотря на исключительную востребованность за рубежом, пианист считает своим главным приоритетом развитие филармонического искусства в России.  Тесные творческие контакты связывают Дениса Мацуева с выдающимися дирижерами современности – такими, как Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Антонио Паппано, Шарль Дютуа, Алан Гилберт, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Джанандреа Нозеда и многими другими.  Денис Мацуев – солист Московской филармонии с 1995 года. Особая ответственность музыканта – Межрегиональный благотворительный фонд «Новые имена» им. И.Н. Вороновой, в настоящее время Президентом которого он является.  В феврале 2006 г. пианист вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. В декабре 2011 г. Денис Мацуев стал почетным профессором МГУ. В 2014 году пианист был удостоен чести выступать на официальной церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в г. Сочи. В апреле этого же года ЮНЕСКО присвоила музыканту почетное звание «Посол доброй воли».

ЮРИЙ БАШМЕТНародный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР

 Юрий Башмет в 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую консерваторию. В 1972 году Юрий Башмет приобрел альт работы миланского мастера Паоло Тесторе 1758 года, на котором играет и по сей день.  Впервые в мировой исполнительской практике музыкант дал сольные альтовые концерты в Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Берлинской филармонии, Ла Скала (Милан), Театре на Елисейских полях (Париж) и других. В 1978 году Юрий Башмет становится профессором Московской консерватории.  В конце 80-х Юрий Башмет начал свою деятельность в качестве дирижера, а уже в 1992 году создал камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 2002 году становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Маэстро – основатель первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.  В 1999 году Юрию Башмету присвоено звание Офицера Искусств и Словесности, а в 2003 – Командора ордена «Почетного Легиона» Франции. Он награжден высшим орденом Литовской республики, в 2000 году Президент Италии награждает его орденом «Commendatore republica Italiano», а в 2002 году Президент России вручает орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. В 2013 маэстро награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Государственный симфонический оркестр НОВАЯ РОССИЯХудожественный руководитель и главный дирижёр – Юрий Башмет

 Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году за дирижерский пульт оркестра встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Под руководством Маэстро оркестр приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.  С оркестром сотрудничают прославленные дирижеры и исполнители — Валерий Гергиев, Тан Дун, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази и многие другие.  Репертуар оркестра обширен и разнообразен. В нем сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр часто выступает с премьерами сочинений таких композиторов, как Б. Барток, А. Шнитке, Э. Денисов, М. Таривердиев, С. Губайдулина, Г. Канчели.  Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» — постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций.

Чайковский в Белом доме

Почти 90 лет с жизнью музея были связаны три поколения семьи Давыдовых — близких родственников Чайковского, детей и внуков его сестры Александры. После смерти композитора в его доме жил племянник Владимир Давыдов, которому была посвящена Шестая симфония, затем Юрий Давыдов, младший из племянников. Он как раз сопровождал архивы Чайковского во время эвакуации в Воткинск. В Клину работали дочери Юрия Давыдова — Ксения Давыдова и Ирина Соколинская, возглавлявшие рукописный отдел и личное собрание Чайковского. Давыдовы — целая эпоха в жизни музея, в доме же Чайковского до сих пор ежегодно собираются потомки из рода Чайковских — Давыдовых — фон Мекк на семейное «чаепитие». Многие прилетали на 175-летие Чайковского в Клин из разных стран. К слову, в 1958 году Юрий Давыдов принимал в музее великого дирижера Леопольда Стоковского, посадившего в парке дуб «от всех музыкантов мира». С тех пор известные музыканты, приезжавшие в Клин, члены жюри конкурса Чайковского сажали деревья возле дома композитора: сегодня здесь целые аллеи с именными деревьями. Среди гостей дома, вытсупавших здесь, Александр Гольденвейзер, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Ван Клиберн, Давид Ойстрах, Михаил Плетнев, Риккардо Мути, лауреаты конкурсов Чайковского и др.

Михаил Плетнев играет на рояле Чайковского в гостиной его Дома-музея. Фото: предоставлено Государственным Мемориальным музыкальным музеем-заповедником П.И. Чайковского

В музее помнят, как в 1962 году в Клин приехала бельгийская королева Елизавета, гостья второго Конкурса Чайковского, и как в 1991 году бывший президент США Ричард Никсон во время своего визита к Михаилу Горбачеву внезапно по пути в Завидово заехал в Клин. Его встретила крупнейший специалист по Чайковскому Полина Вайдман, возглавлявшая тогда рукописный фонд музея. Оказалось, Чайковский — любимый композитор бывшего американского президента, и в Белом доме у него всегда звучала музыка Чайковского. Никсон попросил даже остаться наедине с портретом Чайковского в гостиной.

Экспонаты

Сейчас в отреставрированном доме-музее царит та же уютная атмосфера конца XIX века, что и при жизни композитора. На входной двери до сих пор висит табличка с расписанием времени приема и просьбой не беспокоить. Хоть сооружение было двухэтажным, занимал Чайковский только две комнаты на втором уровне. На первом этаже располагались кухня и столовая, куда Петр Ильич спускался пообедать. Также внизу проживал слуга композитора Алексей Сафронов со своей семьей. Осмотр экспозиций начинается именно с его комнаты.

Экспонаты представлены подарками почитателей музыки Чайковского, а также нотными записями. На стене можно увидеть большой портрет Петра Ильича, сидящего в карете.

Портрет композитора в последний год жизни, © Андрей и Валерия

Поднявшись на второй этаж, нельзя не заметить дорожные сундуки. П. И. Чайковский часто путешествовал и давал много концертов. Далее взору открывается гостиная, которая одновременно была кабинетом. В помещении находится старинная мебель, стены увешаны фотографиями, на которых представлен сам композитор и его окружение.

Центр гостиной украшает большой рояль . Его Чайковскому подарила фортепианная компания, когда он переселился в деревню неподалеку от Клина. На рояле он проверял написанную музыку и иногда музицировал со своими гостями. В книжном шкафу выставлен один из самых ценных подарков Петра Ильича — полное собрание сочинений его любимого композитора Моцарта. Камин красиво отделан голубым кафелем. На нем стоят часы, которые музыкант приобрел в Праге.

Из гостиной есть выход на уютный балкон с видом на сад, где П. И. Чайковский любил пить чай.

Во второй комнате находится спальня. Дверей в нее нет, их роль играет арка, увешанная тяжелыми занавесками. Привлекает внимание металлическая кровать композитора. Она накрыта покрывалом ручной работы, которое подарила Петру Ильичу племянница Анна Львовна Давыдова-Мекк. Спальня служила не только для отдыха, но и для работы, о чем свидетельствует березовый письменный стол. На нем композитор создавал свои музыкальные шедевры.

Кровать П. И. Чайковского, © Андрей и Валерия

Взгляд привлекает яркая деталь интерьера — туалетный столик, выполненный из дуба и покрытый драпировкой на манер наличников для окон. Этот предмет мебели Чайковскому подарила поклонница его таланта — гувернантка-француженка Э. Жентон. Еще в спальне находятся: шкаф с иностранной литературой, небольшой столик с умывальными приборами и красный диван.

Следующий этап осмотра — пристройка, которую создал Модест Ильич для личного пользования. Он выкупил дом сразу после смерти П. И. Чайковского и, чтобы не нарушать обстановку, пристроил комнаты для себя. В помещениях представлена мебель, принадлежавшая брату композитора. В годы Великой Отечественной войны большая часть предметов интерьера была вывезена на Урал, а затем возвращена на место. Поэтому обстановка дома-музея подлинная.

План музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину, © Андрей и Валерия

Дом окружен тенистым садом, в котором растут березы, осины, липы. В 2006 году здесь установлен памятник великому композитору. Скульптура отлично вписывается в умиротворенную атмосферу парка и дома. Она выполнена так, будто Петр Ильич, прогуливаясь по саду, сел на лавочку, чтобы отдохнуть.

В 2020 году, благодаря программе цифровизации подмосковных музеев, в доме П. И. Чайковского была установлена скульптурная композиция «Мелодия света», которая не имеет аналогов в мире. Она представляет собой двухметровый стержень в форме звуковой волны, который производит музыку и свет в зависимости от активности посетителей поблизости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: