Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

История музея

Феликс Вишневский
Основателем музея по праву считают Феликса Евгеньевича Вишневского – московского коллекционера и мецената. В 1969 году он передал в дар городу Москве более 250 предметов живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, закончив список даров действительно по-царски – особняком XVII-XVIII века постройки, в котором и разместили всю коллекцию. Это старинное здание раньше принадлежало известному полярнику и исследователю Арктики Николаю Петухову, который и подарил его своему другу Вишневскому.

Сам Вишневский был большим энтузиастом своего дела и за всю свою жизнь передал государству более восьми сотен различных предметов искусства. Как вспоминает его внук, Феликс Евгеньевич любил искать и реставрировать старинные предметы, а большую часть своей действительно огромной коллекции он нашел в по-настоящему аварийном состоянии.

За прошедшие с тех пор сорок лет, коллекция музея увеличилась по меньшей мере в восемь раз, но вот размеры музея остались теми же. В результате, музей В.А. Тропинина считается одним из самых тесных музеев столицы – он рассчитан на экскурсионную группу всего в 15 человек. Площадь выставок музея составляет жалкие 217 квадратных метров, с еще 73 выделенными на временные выставки.

Литература

  • Вострышев М. А.
    Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2011. — С. 1009. — 1064 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9.
  • Десятников В.
    Собиратель. — Москва: Новый мир, 2007. — № 11.
  • Касьянов В. В.
    Особенности развития частного коллекционирования в России в XX-XXI в. (попытка макросоциологического анализа). — Москва: Теория и практика общественного развития, 2008. — № 3. — С. 3.
  • Музей В. А. Тропинина. — Москва: Дворцы и усадьбы, 2013. — № 126. — С. 1—32.
  • Панченко И. А.
    Русский портрет середины XIX века: художник-модель-зритель. — Санкт-Петербург: Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета, 2013. — № 3. — С. 192.

Здание музея

Здание музея Тропинина
Как уже упоминалось, музей расположен в здании усадьбы купцов Петуховых, потомок которых и подарил его Вишневскому. Некоторые определяют дату постройки как начало XIX века, но владение усадьбой зарегистрировано еще на плане 1793 года. Кроме того, согласно архивным документам, усадьба серьезно пострадала в большом пожаре 1812 года и была заново отстроена в следующие несколько лет. В интерьере дома имеются предметы прошлых веков, в частности, чугунная лестница середины позапрошлого столетия.

В усадьбе есть еще одна постройка – деревянный дом, ныне спрятанный за глухим забором. Он по-прежнему принадлежит потомкам Вишневского и является частным владением.

Имеются также планы по расширению музея на еще три дома на Волхонке. Однако в данный момент все они находятся в частных руках, хотя в некоторых случаях законность этого владения сомнительна.

История создания

Что за человек Ф.Е. Вишневский и как ему удалось стать обладателем столь обширной коллекции художественных раритетов? До революции семья Вишневских имела небольшое бронозолитейное производство, на которых отливались фигуры памятников, устанавливаемых на улицах Москвы. Несколько поколений семьи являлись коллекционерами, особенно большое собрание раритетов удалось собрать отцу Феликса Евгеньевича. И любовь к искусству он сумел передать своему сыну.

Несмотря на то, что Ф.Е. Вишневскому не удалось получить специального художественного образования (сказалось непролетарское происхождение, из-за которого не удалось поступить в университет), Феликс Евгеньевич учился самостоятельно. Кроме того, он сам занимался реставрационными работами, восстанавливая поврежденные предметы искусства.

Часть своей коллекции Вишневский нашел в буквальном смысле слова на помойках. Так как новые жильцы «барских» квартир, не особо разбираясь в художественных ценностях, выбрасывали и антикварную мебель, и картины, и предметы интерьера. Вот эти вещи разыскивал коллекционер и проводил их реставрацию. Другим источником поступления коллекции стали антикварные магазины, в которых в то время буквально за копейки можно было приобрести предметы искусства, правда, в большинстве своем эти предметы находились в ужасающем состоянии и требовали реставрации.

В частности такая вещь, как портрет Полины Виардо кисти Е. Плюшара, который продавался в антикварной лавке, был самым варварским образом вырезан из рамы (красивая рама, видимо, приглянулась кому-то больше, чем картина).

Разумеется, коллекция не была статичной, что-то коллекционер продавал, чтобы купить новые экземпляры, что-то передавал в дар музеям разных городов. Но самый большой подарок коллекционер сделал родному городу, передав принадлежавший ему особняк и коллекцию картин. Таким образом, в столице появился первый в Советской стране меценатский музей.

Музей получился небольшим, но чрезвычайно уютным и душевным, в нем царит особая «старомосковская» атмосфера, созданная благодаря усилиям работников. Доброжелательность, интеллигентность, бережное отношение к художественным ценностям – именно эти качества создают особый музейный дух.

Экспозиции музея

Экспонаты в музее Тропинина

Всего в музее четыре зала основной экспозиции и два зала временной. При этом даже картины основной выставки часто сменяют друг друга – фонды музея достаточно велики для того, чтобы занять площадь в два-три раза больше. Музей очень часто проводит различные выставки малого формата, с которыми можно ознакомиться на сайте https://www.museum-tropinina.ru/.

Всего в музее более двух тысяч экспонатов, среди которых картины Ивана Айвазовского, Ивана Вишнякова, Александра Брюллова, Ореста Кипренского и многих других. Кроме картин, в музее хранится большое число декоративно-прикладных изделий того времени из бронзы, стекла, фарфора и прочих материалов.

Галерея в музее Тропинина

Кроме того, фонды музея были значительно пополнены из коллекции В.В. Величко, передавшего в дар государству не только поистине громадную библиотеку в три с половиной тысячи томов, но и несколько десятков различных картин, которые и выставлены в музее. Библиотека же сейчас находится в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова.

Спокойная обстановка музея Тропинина присуща не только ему. Музей Пушкина в Москве — место, где помимо лицезрения галерей, можно посетить концерт и сполна насладиться творческой жизнью.

Ну а если Вы художник и гость столицы, то одно из первых мест для посещения является — Дом Художника на Крымском Валу. Отсюда Вы можете узнать — какие приключения Вас ожидают в этом необыкновенном центре.

Посетители рекомендуют

В отзывах, которые оставляют после посещения музея москвичи и гости города, есть следующие замечания и советы:

  • взять гида, который расскажет увлекательные истории всех картин и прольет свет на тайные знаки и загадки некоторых работ;
  • обратить внимание на интерьер самих комнат, на мебель, которая дополняет атмосферу старинного дома купца 19 века;
  • стекло, фарфор, бисерные изделия, работы по бронзе, выставленные в музее – часть экспозиции по декоративно-прикладному искусству девятнадцатого века;
  • портрет художника Тропинина – это исходная точка выставки;
  • приходить в галерею лучше несколько раз: из-за того, что помещение небольшое, а коллекция картин значительная, музейные сотрудники меняют время от времени одни работы на другие, доставая их из фонда.

Особенности музея Тропинина

Пианино в музее Тропинина

Особенностей у музея действительно множество. Начнем хоть с интересной игры, в которую предлагают сыграть экскурсоводы – они рассказывают посетителям правила чтения картин, после чего тем выдаются планшеты, ручки и зал, заполненный картинами того времени.

Задача посетителей – правильно «прочитать» изображения и, в конце экскурсии, сверить свои результаты. Кроме того, персонал музея очень любит рассказывать о различных секретах картин и жизни художников, в том числе и самого Тропинина.

Кроме всего прочего, в музее есть целая подборка картин с изображениями улиц Москвы и обычаев того времени. Экскурсоводы обычно надолго задерживаются возле неё, предлагая сравнить изображенное на картинах с современной реальностью, а также рассказывая о таких малоизвестных событиях и обычаях как женские дуэли.

Основа музея

Главной изюминкой коллекции галереи стали картины Тропинина. Именно его называли родоначальником стиля «московской живописи». В первой половине 19 века великий художник считался любимцем публики. Его обожал весь город.

Портреты, которые создавал живописец, до сих пор присутствуют в частных коллекциях по всему миру.

Помимо работ Тропинина, в музее представлены полотна художников того же периода: Аргунова, Вишнякова, Антропова, Левицкого, Рокотова, Боровиковского, Щукина, Щедрина.

А в музейных фондах можно найти картины именитых мастеров: Васнецова Виктора Михайловича, Айвазовского Ивана Константиновича, Бенуа Александра Николаевича, Левитана Исаака Ильича, Поленова Василия Дмитриевича, Коровина Константина Алексеевича.

тропинин художник

Схема проезда

Музей расположен практически в самом центре Москвы, неподалеку от посольства Израиля и консульства Кубы. Наилучшим вариантом будет добраться до одной из станций метро в этом районе (подойдут «Добрынинская», «Третьяковская», «Полянка», «Октябрьская»), а уже оттуда спрашивать дорогу в Щетининский переулок, где и расположен музей.

Почтовый адрес музея — Москва, Щетининский пер., д. 10, стр. 1

Если Вы любите поэзию Сергея Есенина, то не так далеко на Большом Строченовском переулке Вы найдете его дом-музей.

Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие — русcкие, советские прозаики, авторы научно-фантастических произведений, кинодраматурги, братья-соавторы.

Аркадий Стругацкий родился 28 августа 1925 в Батуми. Отец — искусствовед

,
мать — учительница
. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил — единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Жил в Ташле близ Чкалова (ныне – Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском училище, в 1943 был откомандирован в Московский военный институт иностранных языков, который окончил с дипломом переводчика-япониста; в армии прослужил до 1955, в основном, на Дальнем Востоке. После демобилизации жил в Москве, работал в редакции реферативного журнала, в издательствах Детгиз и Гослитиздат. В 1958 опубликовал в соавторстве с Л.С.Петровым нефантастическую повесть Пепел Бикини (1958); с 1960 — профессиональный писатель; известен также как переводчик английской и американской (под псевдонимом С.Бережков) и японской научной фантастики, а также классической японской литературы.

Умер 12 октября 1991 в Москве.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 в Ленинграде

, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории. С 1960 — профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами — в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин — американской фантастики). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации.

Умер 19 ноября 2012 в Санкт-Петербурге.

В основу первой повести Стругацких Извне (1958)

был положен традиционный сюжет о встрече землян с представителями иного разума. Уже в этой ранней повести они заявили философскую проблему «иного», которая впоследствии стала одной из главнейших в их творчестве. Широкая известность пришла к Стругацким после публикации первых научно-фантастических рассказов —
Шесть спичек (1959), Испытание СКР (1960), Частные предположения (1960)
.

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых научно фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) научной фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров. В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской научной фантастике. Помимо смелых футорологических изысканий, повести братьев Стругацких выгодно отличались на общем фоне советской научной фантастики живостью языка, психологической обрисовкой характеров, а отчасти и критическим социальным подтекстом.

Произведения:

Романы
Трудно быть богом Пикник на обочине Парень из преисподней За миллиард лет до конца света Беспокойство (Улитка на склоне-1) Путь на Амальтею Малыш Дело об убийстве, или отель «У погибшего альпиниста» Хищные вещи века Стажеры Далекая Радуга Дьявол среди людей Обитаемый остров Жук в муравейнике Улитка на склоне Экспедиция в преисподнюю Гадкие лебеди Волны гасят ветер Град обреченный Понедельник начинается в субботу Сказка о тройке Отягощенные злом, или сорок лет спустя Страна багровых туч Хромая судьба Бессильные мира сего
Киносценарии
Дело об убийстве (Отель «У погибшего альпиниста») День затмения Машина желаний Пять ложек эликсира Сталкер Туча Чародеи
Повести
Полдень, XXII век (Возвращение) Дни затмения Попытка к бегству Подробности жизни Никиты Воронцова Второе нашествие марсиан Без оружия Благоустроенная планета Четвертое царство (На грани возможного) Дни Кракена Извне Повесть о дружбе и недружбе Жиды города Питера, или невеселые беседы при свечах
Рассказы
Бедные злые люди Белый конус Алаида В наше интересное время Забытый эксперимент Испытание «СКИБР» Моби Дик Ночь на Марсе О странствующих и путешествующих Первые люди на первом плоту Песчаная горячка Спонтанный рефлекс Человек из Пасифиды Чрезвычайное происшествие Частные предположения Шесть спичек

Источники информации:

  • Фантасты Братья Стругацкие. Жизнь и творчество.
  • Братья Стругацкие (Аркадий и Борис). Советская научная фантастика.
  • Стругацкие братья. Энциклопедия Кругосвет.

Стоимость билетов

Билеты в музей не особо дорогие и в целом, равны средней стоимости билета в музей по стране. В особенности, если учесть, что именно выставлено в музее В.А. Тропинина. К тому же, для школьников, студентов и пенсионеров действуют большие скидки, а каждое третье воскресенье месяца в музее день открытых дверей, когда любой может бесплатно зайти внутрь и полюбоваться картинами великих мастеров.

  • Билет взрослого – 200 рублей.
  • Билет гражданина льготной категории (школьника, пенсионера и т.д.) – 40 рублей.
  • Инвалиды I и II группы, ветераны ВОВ, дети до 6 лет имеют право бесплатного прохода.

Вы любите современное искусство? А знаете ли Вы, что есть такой музей современного искусства? Точнее это не один музей, а целая сетка, состоящая из пяти зданий. Увлекательные работы русских и зарубежных авангардистов, заставят Вас задуматься.

В Москве очень много необычных музеев. И один другого лучше. Если Вы ищите что-то «эдакое», то почитайте наш обзор необычных музеев Москвы по адресу: https://rus-ekskurs.net/dostoprimechatelnosti/muzei/neobychnye-muzei-moskvy-ot-interesnyh-do-neveroyatnyh.html

Примечания

  1. 12
    История музея. Официальный сайт музея. Проверено 30 июня 2018.
  2. 123456789
    Дворцы и усадьбы, 2013.
  3. Музей Тропинина. Журнал «Культура и общество». Проверено 9 июня 2018.
  4. Вострышев, 2011, с. 1009.
  5. Александр Погодин.
    Самый «московский» музей. Эхо Севера (18 июля 2017). Проверено 10 июня 2020.
  6. Музей В. А. Тропинина. KudaGo. Проверено 9 июня 2020.
  7. Десятников, 2007.
  8. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Музеи России. Проверено 30 июня 2020.
  9. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Узнай Москву. Проверено 9 июня 2020.
  10. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Культура.рф. Проверено 9 июня 2020.
  11. Музей Тропинина открылся после 9-летнего ремонта. Ваш Досуг (16 марта 2011). Проверено 9 июня 2020.
  12. Касьянов, 2008.
  13. Ирина Мак.
    Тропинина прописали в столице. Известия (22 марта 2011). Проверено 9 июня 2020.
  14. В Москве открылся музей Тропинина. Русский портрет (22 марта 2011). Проверено 9 июня 2020.
  15. Панченко, 2013, с. 192.
  16. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Ваш Досуг. Проверено 9 июня 2020.
  17. Коллекция «Грамоты.ру» в Музее Тропинина. gramota.ru. Проверено 29 сентября 2020.

Экспозиция

Создавая музей имени Тропинина, организаторы стремились не только выставить картины, но максимально достоверно воссоздать атмосферу, присущую девятнадцатому веку. Ощущения путешествия во времени создает весь интерьер – предметы убранства, мебель, шторы на стенах. В витринах можно увидеть затейливые шкатулки и ящички для хранения драгоценностей и рукоделия, красивые табакерки, расшитые кисеты и сумочки. Это те самые вещи, которые были в обиходе людей, чьи портреты развешаны по стенам.

Пейзажи на стенах изображают виды старой Москвы, но большая часть экспонатов – это разнообразные портреты.

Центральное место экспозиции – работы художника-портретиста Тропинина, но в музей немало работ и других художников того времени. Стили портретов в экспозиции самые разные – официальные, парадные, бытовые, жанровые и пр. Сам музей невелик – в нем всего четыре зала, но осматривать их можно часами.

С марта 2011 года дом-музей Тропинина снова стал принимать посетителей, после проведенного ремонта. Дело в том, что 2002 году в здании случилась авария, старинные трубы отопления из фарфора прорвало, и от сырости пострадали некоторые экспонаты.

Однако проведенный ремонт не мог решить главной проблемы музея – нехватки площадей. Сейчас коллекция насчитывает более трех тысяч единиц хранения, и размещать их становится все сложнее. В настоящее время музей Тропинина в Москве может принимать экскурсионные группы, численность которых не превышает 15 человек. В настоящее время Правительством Москвы рассматривается вопрос о предоставлении музею другого здания, расположенного на Волхонке, в котором Тропинин проживал на протяжении трех десятков лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: