Центр современного искусства в ГЭС-2 на Болотной набережной откроется в сентябре 2020 года


Что Леонид Михельсон делает на Болотной за €150 млн

Москва идет по пути мировых столиц, превращая утратившие свое первоначальное значение производственные здания в офисы, квартиры, мастерские, галереи. Болотная набережная — исторический центр Москвы, где с 1889 года располагалась шоколадная фабрика «Красный Октябрь». В 2000-х на территории фабрики был создан креативный центр с Институтом архитектуры и дизайна «Стрелка», галереями, офисами, магазинами, ресторанами и кафе.

ГЭС-2 находится практически между «старой» и «новой» Третьяковской галереей, через Патриарший мост — ГМИИ им А. С. Пушкина, через Каменный — Музеи Московского Кремля. Таким образом, ГЭС-2 оказывается в центре музейного треугольника.

Центральную электрическую станцию городского трамвая («Трамвайная», позднее — ГЭС-2 Мосэнерго) возвели в 1904–1907 годах в неорусском стиле по проекту архитектора Василия Башкирова и при непосредственном участии инженера Василия Шухова. Еще в XVIII веке на этом месте располагалась часть Винно-соляного двора.

Рядом, на Раушской набережной находится станция ГЭС-1 (выстроена в 1897 году). Две станции в 1956 году были объединены в электростанцию имени Смидовича. И если с ГЭС-2 все ясно, то здание ГЭС-1 все еще функционирует по прямому назначению. На ГЭС-1 уже давно положил глаз Пушкинский, но, поскольку электростанция все еще работает и сколько это еще будет продолжаться, точно не известно, музей начал рассматривать другие варианты.

На протяжении XX века облик ГЭС-2 постоянно менялся: присоединялись новые корпуса, закладывались окна из-за чего упрощалось декоративное оформление фасадов, исчезла остроконечная башенка с часами, а кирпичные дымоходы были заменены на металлические. Обновлялось и модернизировалось оборудование. Однако к 2006 году оборудование износилось, а стоимость вырабатываемой ГЭС-2 энергии стала очень дорогой, поэтому московские власти и приняли решение о закрытии ГЭС-2.

В ноябре 2009 года ГЭС-2 получила статус объекта культурного наследия регионального значения — «Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904-1907», что исключило возможность ее сноса.

Продажа и стоимость реконструкции

Заинтересованность в покупке ГЭС-2 под площади арт-фонда V-A-C выразила , чьим основным акционером является Леонид Михельсон (№1 Forbes).

Разрешение ФАС на покупку 100% ООО «ГЭС-2» было получено в августе 2014 года. Вывод ООО «ГЭС-2» из эксплуатации начался в сентябре 2014 года. Тогда же «Мосэнерго» выставило 50% ООО «ГЭС-2» на торги с начальной ценой 878 млн рублей. Этот пакет был куплен ООО «Левит» в октябре 2014 года, а затем увеличен до 100%. Основными владельцами ООО «Левит» являются акционеры «НОВАТЭК» — Леонид Михельсон (78,29%) и Леонид Симановский (21,71%), как следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». В отчете по МСФО денежное вознаграждение за продажу ООО «ГЭС-2» составило 1,744 млрд руб.

В октябре 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин посетил выводимую из эксплуатации ГЭС-2 и поблагодарил Леонида Михельсона: «Здесь перестанут работать котельные, не будут вырабатываться дополнительные мощности. И это большой плюс для экологии и надежности обеспечения города, с одной стороны. С другой — это, конечно, удивительный памятник архитектуры, который требует особого, бережного отношения к себе».

Завершение работ планируется на конец 2020 — начало 2020 года. Окончательная стоимость проекта, порученного Ренцо Пьяно, не называется, так как работы на ГЭС-2 далеки от финала. Однако английская версия газеты theartnewspaper, ссылаясь на Антонио Бельведере, партнера архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop, оценивает реконструкцию в €150 млн. Для сравнения: реконструкция музейного комплекса в Гарварде, выполненная бюро RPBW, составила $350 млн, новое здание Музея американского искусства Уитни обошлось в $760 млн, а Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса в Афинах — в €600 млн.

Как будет выглядеть ГЭС-2

Российский арт-фонд V-A-C («Виктория — искусство быть современным», директор фонда — Тереза Иароччи Мавика ) был основан в 2009 году в Москве по инициативе Леонида Михельсона как некоммерческая организация, деятельность которой направлена на развитие современного искусства в России. Свою задачу фонд видит в поддержке российских, прежде всего, молодых художников, в помощи кураторам и исследователям. В обновленном здании ГЭС-2 авторы получат возможность создавать новые работы и проводить выставки, издавать каталоги. В ведении арт-фонда также находится историческое здание администрации порта в Венеции, где сейчас идет реставрация.

Общая площадь обновленного комплекса на Болотной набережной составит 30,7 тыс. кв. метров. Главное здание отреставрированной электростанции займет 17,5 тыс. кв. метров. ГЭС-2 планируют вернуть первоначальный вид. Расчистка от поздних наслоений и пристроек уже началась, на очереди постепенное восстановление утраченного декора фасадов. Но будут и изменения: потолки сделают стеклянными. Уже ставшие знаковыми дымоходы ГЭС-2 сохранят и преобразуют в устройство для естественной вентиляции, что позволит снизить энергопотребление. Среди главных принципов архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop — экологичность и простота.

Будущее арт-пространство условно можно разделить на три зоны. Для свободного доступа — «Общественное пространство» с площадью, библиотекой, книжным магазином, зимним садом и кафе. Вокруг посадят березовую рощу (для этого поднимут уровень земли) и установят сад скульптур. Кроме этого, на территории ГЭС-2 площадью два гектара появится ландшафтный амфитеатр для кинопоказов и мероприятий под открытым небом.

Девять тысяч квадратных метров уйдут под «Выставочное пространство», которое объединит галерею машинного зала электростанции, а также систему легко изменяемых по размеру залов для российских и международных выставочных проектов.

В «Образовательном пространстве» (1700 кв. м) будет проводиться ежегодная Кураторская школа фонда V-A-C, а также учебные классы для детских и взрослых образовательных программ, создадутся художественные резиденции и мастерские.

Решить одну из насущных проблем москвичей «Где оставить машину?» должен подземный паркинг площадью 11 тысяч квадратных метров. Ожидается, что на обновленной электростанции будет создано 500 новых рабочих места, а ее посещаемость составит 750 тысяч человек в год.

Франческо Манакорда и Рагнар Кьяртанссон о выставочных планах

Во втором действии пресс-конференции Манакорда анонсирует пять сезонов по шесть месяцев каждый — такова выставочная «Санта-Барбара», точнее, первая программа фонда V-A-C «Святые варвары, или оба хуже». Каждый сезон посвящен одному важному вопросу/проблеме, о которых в фонде задумываются вместе с художниками.

Первый герой — Рагнар Кьяртанссон, дебютный сезон называется «Санта-Барбара: как не поддаться колонизации?». Франческо Манакорда подчеркивает, как сильна у Рагнара эмоциональная связь с музыкой, искусством и театром и способность распространять эту связь вокруг. Накануне это ощутили присутствовавшие на перформансе художника в Театре имени Маяковского. «Мы даже не думали, что такое может быть», — чуть позже резюмирует полученные тем же вечером отклики зрителей Тереза Мавика. Основой проекта для V-A-C будет новый перформанс Кьяртанссона, своего рода эмоциональная скульптура, пересказывающая историю России. «Санта-Барбара», вышедшая на наши экраны в январе 1992 года, имеет огромную ценность: она совпала со временем «карнавала, освобождения, истории энтузиазма, иногда скептицизма». Как отмечает старший куратор фонда V-A-C Катерина Чучалина, это было первым важным убеждением кураторов V-A-C, вторым было желание сделать проект именно с Кьяртанссоном. Для последнего все поначалу звучало как шутка, но ощущения, которые вызывает «Санта-Барбара» у россиян, вполне серьезны, это давно идиома максимального эмоционального накала.

После пяти месяцев с «Санта-Барбарой», в V-A-C возьмутся за тему правды. В фонде рассмотрят самые разные художественные течения, чтобы выявить правду, понять, зачем нам нужен реализм, какую роль он может играть в современном театре и музыке. «Мы считаем, что правда — это процесс, — добавляет Франческо, — и точно не что-то отлитое навсегда и неподвижное». После сезона «Правда: зачем реализм?» на Болотной набережной заговорят на тему «Мать: почему Родина — мать?», затем начнется глава «Космос наш: в будущее возьмут всех», в которой V-A-C обращаются к небезызвестной фразе Кабакова и думают о государстве в сценарии будущего, способах завладеть космосом и описать его. Наконец, финал — «Еле слышно: глас хлада тонка (3 Цар. 19: 11 — 12)». «Понижая громкость, мы заставляем себя заново задуматься о себе как институции, — объясняет Франческо Манакорда, говоря о таинстве близости, исследованиях пространства и космоса в ее поисках. — Но перейти совсем на шепот мы не можем, нам важно, чтобы аудитория нас слышала, нам важно отдать аудитории то, что мы от нее получили».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Центр современного искусства в ГЭС-2 на Болотной набережной откроется в сентябре 2020 года

«ГЭС-2 это не просто новый музей, это новое уникальное общественное пространство, которое станет настоящим украшением на архитектурной и культурной карте Москвы. Я строю различные объекты уже более 40 лет, но эта стройка для меня — главная. Летом следующего года закончим стройку, переедем, а в конце сентября планируем открыть центр», — отметил Михельсон. По его словам, реконструированная ГЭС-2 площадью около 41 тыс. кв.м будет состоять из пяти частей: фронтальное здание, основное здание, правый и левый ризалиты и Актовый зал.

«Также в здании, построенном по заказу водочной фабрики Ивана Смирнова, разместится Центр художественного производства «Своды». Они будут включать высокотехнологичные текстильная, столярная, керамическая, звукозаписывающая мастерские, а также студии фотографии, шелкогрпфии и пекарня», — рассказал Михельсон.

Во фронтальной части здания, выходящей на набережную, будет располагаться так называемая Вторая площадь — один из основных входов в ГЭС-2. Это место встречи, где посетители смогут узнать больше о программах Центра. Над Второй площадью расположится библиотека.

Правый ризалит предназначен для российских и зарубежных художников, принимающих участие в программах Центра. Здесь также разместится пространство для совместной работы. В левом ризалите будет обустроено лаборатория кулинарных искусств.

На первом уровне основного здания будет создан Проспект ГЭС-2, по которому смогут свободно гулять посетители. Проспект будет окружен пространствами для художественных и просветительствах программ. К проспекту примкнут кафе, магазин и Актовый зал. На -1 этаже расположатся выставочные пространства с естественным освещением. Через эти залы можно будет перейти в мастерские Сводов.

Также здесь появится трансформируемый актовый зал с девятью возможными конфигурациями сцены вместимостью до 420 человек. Здесь будут проходить лекции, концерты, театрализованные постановки и кинопоказы.

Михельсон поблагодарил столичные власти за комплексный подход к проекту и приведение в порядок территорий, расположенных рядом с ГЭС-2.

«Город с большим вниманием и участием относится к нашему проекту — реконструируется набережная, улицы ведущие к нашему Центру, а также Патриарший мост», — добавил предприниматель.

Ранее заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщал, что проект создания культурного пространства на месте реконструируемой ГЭС-2 предполагает создание большой прогулочной зоны от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной.

«От храма Христа Спасителя до Якиманской набережной планируется создать пешеходную зону. К настоящему времени разработана необходимая документация, которая предусматривает развитие этой территории в несколько этапов и включение в единый общественно-культурный кластер Патриаршего моста. На первом этапе проект предусматривает установку трех панорамных лифтов на этом мосту, а под ним — создание общественного пространства. На втором этапе планируется благоустроить прилегающую территорию, а в дальнейшем создать спуск к воде вдоль Болотной набережной общей площадью более 2 тыс. кв.м», — сказал Хуснуллин.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: