В гости с дроном к С.И. Мамонтову в усадьбу АБРАМЦЕВО


История Абрамцева

Усадьба Абрамцево имеет долгую историю. В XVI веке «Обрамково» и находящаяся поблизости деревня Мутовки принадлежали помещику Волынскому. В начале XVIII века это было поместье Ф.И.Головина, который происходил из знатного рода. В 1727 году Головин уволился из флота и поселился в Абрамкове. Он занялся устройством усадьбы. Однако поместье не оказалось доходным. В Абрамково (и двух соседних деревнях) было всего пятнадцать крестьянских дворов.

С 1783 по 1797 год поместье часто перепродавалось, несмотря на его прекрасное расположение в живописном месте. В 1797 году Абрамково купил Л.В. Молчанов. При Молчановых (до 1840 года) был выкопан пруд возле реки Вори, а в парке на спуске к реке сделаны террасы. К дому пристроили мезонин.

Крестьяне занимались земледелием и продажей леса. В их распоряжении была мельница. Женщины пряли лен, шерсть и ткали холсты. В 1841 году поместье вновь перепродается. Его приобретает В.В. Неведомский, а в 1843 году — писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). С этого времени начинается новый период истории усадьбы. Здесь бывали многие писатели, художники, музыканты: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.П. Погодин, М.С. Щепкин и др.

Однако со временем постройки обветшали. В 1870 году усадьбу Абрамцево, которое находилось к тому времени в запущенном состоянии (главный дом без фундамента, с гнилой крышей, перекосившимися полами, разваленными печами и т.п.), покупает Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Он был неординарным, талантливым человеком, который соединил в себе, казалось бы, несовместимое: удачливый богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель.

В Абрамцево неоднократно приезжали гостить В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие художники, актеры и музыканты.

Это собрание единомышленников вошло в историю русской культуры как Абрамцевский художественный кружок. Появляются мастерские (керамические, столярные и др.), возрождаются старинные ремесла. Собирается коллекция предметов крестьянского быта. Ставятся любительские спектакли.

Без преувеличения, духовной вдохновительницей всего этого была супруга С.И.Мамонтова Елизавета Григорьевна Мамонтова (в девичестве — Сапожникова, 1847-1908). Художник М.В.Нестеров так писал о ней:

В Абрамцеве меня пленяли не столько сам великолепный Савва Иванович, сколько его супруга Елизавета Григорьевна и та обстановка жизни, которая создавалась вокруг нее. Там было чему поучиться. Там кипела работа, и две женщины, друзья, Елизавета Григорьевна Мамонтова и Елена Дмитриевна Поленова (сестра Н.В.Поленова, — М.А.), две умницы, влюбленные в русскую старину, создавали большое прекрасное дело — школу и столярную мастерскую, вскоре прославившуюся на всю Россию.

В 1917 году Абрамцево было национализировано и стало государственным музеем-заповедником. Здесь работали И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, В.И. Мухина и др.

В наше время в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся более 25 тысяч экспонатов (живопись, декоративно-прикладное искусство, архивы прежних владельцев и их гостей и т.п.) и памятники архитектуры XVIII — XIX веков.

Первые упоминания об Абрамцеве относятся к XVI в. «Обрамково», как называют эту местность документы 1580-х гг., вместе с соседней деревней Мутовки числилось тогда за помещиком Волынским. О судьбе поместья в последовавшее затем Смутное время и при правлении первых Романовых сведений не сохранилось.

В начале XVIII в. Абрамково, как теперь называлось поместье, стало владением Федора Ивановича Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I. Прослужив двадцать лет во флоте, в 1727 г. Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове. Здесь он прожил почти безвыездно более полувека, занимаясь устройством усадьбы, в общих чертах сохранившей свой облик до наших дней. Помещичья усадьба располагалась на высоком берегу речки Вори.

К одноэтажному деревянному господскому дому с запада примыкал двор, окруженный служебными постройками, а за ним, на одной оси с домом, находились два пруда. С севера был разбит фруктовый сад, с востока – регулярный парк, спускавшийся к реке. С юга от дома проходила дорога, которая вела к Покровскому монастырю в соседнем Хотькове, где разветвлялась: налево – в Троице-Сергиеву лавру, направо – в Москву.

Скромное по размерам поместье не было доходным. Усадьба помещика – сельцо Абрамково, и две деревушки к северу от него – Быково и Мутовки, насчитывали всего полтора десятка крестьянских дворов. Привлекательность усадьбе придавало живописное местоположение, богатые охотничьи и рыболовные угодья, обилие грибов и ягод. Во владении Головиных поместье оставалось до 1783 г., затем за короткий срок сменило нескольких хозяев.

В 1797 г. Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, семья которого владела поместьем до 1840 г. При Молчановых над домом был пристроен мезонин, сооружены террасы в парке на спуске к реке и вырыт пруд у самой реки, сохранившиеся до наших дней.

Составить представление о поместье того времени можно по экономическому описанию Дмитровского уезда Московской губернии за 1800 г.: «На правом берегу реки Вори дом господский деревянный об одном этаже и при нем сад с плодовитыми деревьями. Деревни Быкова и Мутовка на правой стороне той же реки Вори, коя в жаркое время имеет широты 3 сажени, глубины 1 аршин (1 сажень равна 3 аршинам или 2,1336 м. – Прим. ред.), в ней рыбы: щуки, окуни, плотва.

На оной состоит мучная мельница о двух поставах и действует во всегодичное время для крестьянского употребления и в соседственные имения. Вода к употреблению людям и скоту здорова. Лес строевой: сосновый и еловый; дровяной: ольховый, кленовый, березовый и орешник, а частью дубовый. В том лесу бывают набегом звери: волки, зайцы, лисицы, белки и налетом птицы: тетерева, рябцы, куропатки и прочие. Грунт земли иловатый с песком, к урожаю ржи, ячменя, овса, гречи, льну, конопли, пшеницы и ярового и к произращению сенных покосов средственный. Крестьяне упражняются на пашне и возят для продажи в Москву дрова. Женщины же прядут лен, посконь, шерсть и ткут холсты. Зажитком средственные».

В 1841 г. поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Васильевич Неведомский, но уже в 1843 г. продал его С. Т. Аксакову.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), представитель старинного, но небогатого дворянского рода, родился в Уфе. Здесь, а также в имении деда в Оренбургской губернии прошло его детство. Аксаков получил образование в Казанской гимназии, преобразованной за время его учебы в университет (1801–1807). Затем он служил в Петербурге, где сблизился с будущими участниками литературного общества «Беседа любителей русского слова» – поэтом Г. Р. Державиным, писателем, адмиралом и государственным деятелем А. С. Шишковым и др. В 1812 г. Аксаков вернулся в родное имение и провел там следующие полтора десятилетия, периодически посещая Петербург и Москву.

В 1816 г. Аксаков обвенчался с Ольгой Семеновной Заплатиной (1793–1878), с которой прожил всю оставшуюся жизнь (в семье было четырнадцать детей). Сыновья Аксакова, Константин (1817–1860) и Иван (1823–1886), стали впоследствии видными участниками движения славянофилов, отстаивавших самобытный путь исторического развития России, а Григорий (1820–1891) – самарским и оренбургским губернатором, земским деятелем.

В 1826 г. Аксаков переехал с семьей в Москву и вновь поступил на службу: сначала цензором (1827–1832), затем инспектором Константиновского землемерного училища, а после превращения этого учебного заведения в межевой институт – его директором (1833–1838).

После смерти отца он получил наследство и вскоре окончательно ушел в отставку с государственной службы. За эти годы он завязал знакомства в литературной и театральной среде Москвы и Петербурга, приобрел известность как театральный критик. Друзьями Аксакова были писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, славянофилы И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, другие знаменитые современники. В конце 1843 г., после долгих поисков подходящей подмосковной усадьбы, Аксаков приобрел Абрамцево.

При Аксаковых усадьба сохранила свой прежний вид: господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружали хозяйственные строения – людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востоку от дома располагался жилой флигель – единственная постройка, сделанная новыми хозяевами. Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающими полями и лесами.

Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты. «Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», – писал он сыну Ивану в начале 1844 г. В Абрамцеве Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе – 1858).

Незаурядный дар рассказчика, наблюдательность и правдивость, точность и простота языка принесли Аксакову заслуженное признание. «Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нем поведал господин Аксаков», – писал о «Записках ружейного охотника…» И. С. Тургенев. При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя. После смерти С. Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870 г. усадьба была продана С. И. Мамонтову. Савва Иванович Мамонтов (1841–1918), выходец из старинной купеческой семьи, родился в г. Ялуторовск Тобольской губернии (ныне Тюменская область).

Его отец, Иван Федорович Мамонтов (1802–1869), основал акционерное общество, проложившее Московско-Ярославскую железную дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Около 1850 г. семья Мамонтовых поселилась в Москве. С. И. Мамонтов учился в московской гимназии, Петербургском горном институте (1854–1855) и в Московском университете (1860–1862), который не закончил. И. Ф. Мамонтов, желая приобщить сына к семейному делу, отправил его на стажировку в Баку (1862–1863), а затем ввел в правление Московско-Ярославской железной дороги.

В 1865 г. С. И. Мамонтов женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой (1847–1908), также происходившей из старинной купеческой семьи, владевшей ткацкими фабриками. Супруги поселились на Садовой-Спасской улице в доме, подаренном И. Ф. Мамонтовым. В семье было пятеро детей – Сергей (1867–1915), Андрей (1869–1891), Всеволод (1870–1951), Вера (1875–1907) и Александра (1878–1952), названных по первым буквам имени С. И. Мамонтова – Савва.

После смерти отца С. И. Мамонтов, унаследовав часть его состояния, стал директором (1872), а затем председателем правления преобразованного Акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (1894–1899).

В 1870 г. С. И. Мамонтов приобрел у дочери С. Т. Аксакова усадьбу Абрамцево. В обветшавшей усадьбе все строения требовали ремонта, и Мамонтовы взялись за ее обустройство.

В 1870–1880-х гг. был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада – теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики, а к юго-западу от двора – конюшня и каретный сарай. Скотный двор с молочной в «голландском стиле», сенной сарай и дача под названием «Яшкин дом» не уместились на территории старой усадьбы, и были вынесены за ее пределы. До наших дней большинство из этих построек не сохранилось.

Стремясь улучшить положение местных крестьян, Елизавета Григорьевна Мамонтова организовала первые в округе больницу (1873) и школу (1874). При школе была открыта столярная мастерская (1876) с целью предотвратить уход сельской молодежи на заработки в город. Эти постройки, располагавшиеся к северо-западу от усадьбы, получили название «Культурный поселок» и также не дошли до нашего времени.

Предприниматель по профессии, С. И. Мамонтов был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр. Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А. Н. Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме. С конца 1860-х гг. дом Мамонтовых на Садовой-Спасской начали посещать представители творческих профессий – художник Н. В. Неврев, архитектор В. А. Гартман и др. В 1872 г. Мамонтовы побывали в Италии, где познакомились со скульптором М. М. Антокольским, художником В. Д. Поленовым и историком искусства А. В. Праховым. В память об этом событии в Абрамцеве, с юго-восточной стороны усадебного дома, была посажена «Римская роща».

В последующие годы к кругу знакомых Мамонтовых присоединились И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок.

С конца 1870-х гг. участники кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве. В усадьбе и ее окрестностях были написаны «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883) и «Не ждали» (1884–1888) Репина, «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1881–1898) Васнецова, «Девочка с персиками» (1887) Серова, «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) Нестерова и другие шедевры русской живописи. Но деятельность Мамонтовского кружка не ограничивалась изобразительным искусством.

По инициативе Е. Г. Мамонтовой, при участии И. Е. Репина, В. Д. и Е. Д. Поленовых, В. М. Васнецова и Андрея Мамонтова, в Абрамцеве была собрана коллекция произведений народного искусства (1881–1890-е). На основе этой коллекции создавались изделия абрамцевской мастерской, преобразованной в столярно-резчицкую. Художественное руководство мастерской с 1885 по 1892 г. осуществляла Е. Д. Поленова, создавшая более ста эскизов, по которым изготовлялись украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта. Позднее мастерской руководили художницы М. Ф. Якунчикова и Н. Я. Давыдова.

В 1890 г. в «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды. Существенный вклад в деятельность мастерской внес мастер-технолог П. К. Ваулин, заведовавший керамическим производством более десяти лет.

В работе мастерских участвовали также Васнецов, Поленов, Серов, Коровин, Киселев, Андрей Мамонтов и другие художники. Абрамцевские изделия пользовались спросом в Москве, Петербурге и других городах, получали премии на престижных выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже (1900). В 1890-х гг. подобные художественные мастерские были открыты в имениях Соломенки М. Ф. Якунчиковой и Талашкино княгини М. К. Тенишевой. В работе мастерских участвовали также Васнецов, Поленов, Серов, Коровин, Киселев, Андрей Мамонтов и другие художники.

В Абрамцеве поддерживали широко распространенную в те годы традицию домашних спектаклей. Режиссером, а нередко и драматургом в них выступал С. И. Мамонтов, роли исполняли все желающие, а декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники. Эти любительские постановки во многом способствовали созданию Мамонтовым Русской частной оперы (1885–1891, 1896–1899) в Москве

На территории усадьбы, рядом с господским домом, были построены скульптурная мастерская (1873) по проекту В. А. Гартмана и баня (1877–1878) по проекту И. П. Ропета – образцы популярного в то время «русского стиля», одного из течений архитектурной эклектики. В 1881–1882 гг. в усадебном парке по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного. В 1883 г. по соседству с церковью по проекту В. М. Васнецова была построена беседка, которая за свой причудливый вид получила название «Избушка на курьих ножках». Церковь и избушка считаются первыми произведениями русского модерна.

В 1893 г. участники Мамонтовского художественного кружка отметили пятнадцатилетие своего содружества. На праздновании этого события выступил с речью В. М. Васнецов, а в следующем году был издан юбилейный альбом «Хроника нашего художественного кружка», обложку которого оформил В. Д. Поленов. И речь Васнецова, и альбом были посвящены театральной деятельности кружка, но его наследие более значительно и многообразно.

Мамонтовский художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления стиля модерн и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К. С. Станиславского и Русских сезонов С. П. Дягилева на рубеже XIX–XX столетий. Участники кружка создали один из первых музеев произведений русского народного искусства, а абрамцевские мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики.

За прошедшие годы предпринимательская деятельность С. И. Мамонтова значительно расширилась: он проложил Донецкую каменноугольную железную дорогу, был главным акционером Московского акционерного общества Вагоностроительный завод, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов, став одним из создателей российской железнодорожной промышленности.

Но в 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Московский дом, опечатанный после ареста Мамонтова, и хранившаяся в нем коллекция художественных произведений были проданы на аукционе для уплаты долгов. Абрамцево, переписанное в 1880 г. на Е. Г. Мамонтову, удалось сохранить.

С 1900 г. С. И. Мамонтов большую часть времени жил в Москве, в доме на 2-й улице Ямского поля у Бутырской заставы, купленном в середине 1890-х гг. на имя младшей дочери Александры. Сюда в 1896 г. была перенесена Абрамцевская керамическая мастерская, получившая название Керамико-художественный гончарный , управлению которым посвятил себя Мамонтов.

Изделия завода занимали почетные места на российских и международных выставках, украшали московские здания: панно «Принцесса Греза» (1899 – 1903) М. А. Врубеля – фасад гостиницы «Метрополь», панно К. А. Коровина на темы русского Севера (1990-е) – интерьеры Ярославского вокзала, фриз по эскизу В. М. Васнецова (1903) – фасад Третьяковской галереи.

После смерти Е. Г. Мамонтовой Абрамцево перешло по наследству к дочери Мамонтовых – Александре. К тому времени усадьба приобрела широкую известность и сюда приезжали многие художники и историки искусства.

В 1910 г. старший сын Мамонтовых Сергей построил по соседству с усадьбой дачу «Яснушка». Здесь бывали писатели И. А. Бунин, И. С. Шмелев, певец Ф. И. Шаляпин и другие знаменитые современники. До нашего времени дача не сохранилась.

После Октябрьской революции 1917 г. Абрамцево было национализировано. 10 октября 1918 г. Наркомпросом была выдана Охранная грамота, что стало днём основания музея, получившего название Музей-усадьба «Абрамцево». Его первой хранительницей стала Александра Саввишна Мамонтова. К началу 1920-х гг. коллекция музея насчитывала около двух тысяч экспонатов.

В 1932 г. доступ посетителей в музей был закрыт, а на территории усадьбы организован дом отдыха для работников искусства. Сюда приезжали режиссер Г. А. Александров, актриса Л. П. Орлова, композитор Т. Н. Хренников и другие представители творческих профессий. В 1933 г. на противоположном от усадьбы берегу Вори был построен поселок художников, получивший название «Ново-Абрамцево». Здесь жили и работали художники И. Э. Грабарь, И. И. Машков, скульпторы В. И. Мухина, Б. Д. Королев и многие другие мастера. В 1938 г. абрамцевский дом отдыха был преобразован в санаторий для работников начальной и средней школы. С началом Великой Отечественной войны (1941–1945) музейные предметы были вывезены из Абрамцева в Загорский музей, а в усадьбе разместился госпиталь.

В послевоенные годы к Абрамцеву проявили интерес сразу две влиятельные организации: Союз художников СССР и Академия наук СССР. Судьба Абрамцева решалась на самом высоком уровне. В 1947 г. руководитель Советского государства И. В. Сталин принял президента Академии наук С. И. Вавилова и передал Абрамцево в ведение Академии.

Усадьба Абрамцево вновь получила статус музея, но половину ее территории занял академический санаторий. Научное руководство музеем было возложено на художника и историка искусства, академика И. Э. Грабаря, а из Загорского музея в Абрамцево были возвращены 1375 экспонатов. В 1948 г. хранителем абрамцевского музея был назначен Всеволод Саввич Мамонтов, начавший его восстановление. В 1950 г. музей принял первых посетителей. В 1971 г. в бывшем лечебном корпусе санатория, возведенном в 1930-х гг. напротив усадебного дома, был организован отдел «Советские художники в Абрамцеве» (в настоящее время – экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве»). В 1977 г. музей получил всю территорию усадьбы и современное название – Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

В 1982 г. в помещении бывшей надвратной церкви Иоанна Предтечи в Северных воротах Покровского монастыря в г. Хотьково был открыт отдел реставрации и охраны памятников музея-заповедника. В 1998 г. отдел был переведен в здание бывшей монастырской гостиницы и переименован в художественно-краеведческий (в 2007 г. преобразован в отдел художественных ремесел).

В 1989 г. музею-заповеднику был передан дом отдыха «Абрамцево», располагавшийся на территории бывшего «Культурного поселка» Мамонтовых. В 1995 г. указом Президента РФ музей-заповедник получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения.

По-разному сложилась судьба абрамцевских мастерских. В середине 1920-х гг. Керамический был передан учебно-производственной базе ВХУТЕМАСа, а затем переоборудован в экспериментальную лабораторию огнеупорных материалов. Его художественное значение было утрачено. Абрамцевская столярно-резчицкая мастерская, после ряда преобразований в 1920-х гг., получила название «Абрамцевская деревообделочная профтехшкола» и в 1931 г. была переведена в Хотьково. В 1957 г. на ее основе было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова, в 1990-х гг. преобразованное в колледж, продолжающий абрамцевские художественные традиции.

Достопримечательности усадьбы Абрамцево

Людская — построена в 1870-е годы. Сейчас здесь располагается сувенирный магазин и экскурсионное бюро.

Абрамцево, Людская

Кухня (1870 г.). Коллекция произведений русского народного творчества, мебель, резьба, предметы крестьянского быта.

Абрамцево, Мастерская и Кухня

Абрамцево, Кухня. Коллекция произведений русского народного искусства

Абрамцево, Кухня. Коллекция произведений русского народного искусства

Скамья Врубеля (начало ХХ века).

Мастерская (построена в 1873 году по проекту В.А. Гартмана на месте разобранного флигеля). Одноэтажное деревянное здание. В ней выставлены изделия абрамцевской керамической мастерской и произведения М.А. Врубеля.

Абрамцево, Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платье

Абрамцево, Мастерская. Аленушка

Усадебный дом (конец 18 века, перестроен в 19 веке). Памятник русского деревянного классицизма. Восточный фасад с открытой террасой выходит в парк, западный — с двумя крыльцами. В мезонине две комнаты. Тематика экспозиций: «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».

Абрамцево. Реконструкция Усадебного дома

Баня-теремок — по проекту И.П. Ропета (И.Н. Петрова). 1877 — 1878 гг. Постройка в «русском стиле», причудливое одноэтажное деревянное здание с мезонином. Раньше на этом месте у Аксакова была баня. Здание украшено резьбой. Представлены изделия столярно-резчицкой мастерской, мебель и предметы быта, которые были изготовлены по эскизам Е.Д. Поленовой (сестры Поленова) и других художников.

Абрамцево, Баня-теремок

Абрамцево, Баня-теремок. Изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской

Абрамцево, Баня-теремок. Изразцовая печь

«Избушка на курьих ножках» (по проекту В.М. Васнецова, 1883 год). Это сруб, который стоит на бревнах. На двускатной крыше конек с резной головой коня. Сени крыты соломой. Фронтоны украшены изображениями совы и летучей мыши.

Абрамцево, Избушка на курьих ножках

Абрамцево, Избушка на курьих ножках

Абрамцево, Избушка на курьих ножках

Церковь Спаса Нерукотворного (первоначальный проект В.Д. Поленова дополнил В.М. Васнецов, изменив пропорции и увеличив высоту стен; 1881 — 1882 годы). Богослужения проходят в дни, памятные для Абрамцева. Церковь стилизована под старину. Мозаичный пол с цветком (по эскизам Васнецова). Печь М.А. Врубеля. Нарядно выглядит часовня, украшенная изразцами с цветочным орнаментом. Около церкви погребены: Андрей (сын Мамонтовых), Вера (дочь Мамонтовых), Елизавета Григорьевна Мамонтова, Сергей (внук Мамонтовых), сам Савва Иванович Мамонтов.

Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного

Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного. Усыпальница Мамонтовых

Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного. Иконостас

Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного

Поленовская дача (была построена в 1882 году для четы Поленовых артелью местных плотников). Дача служила Поленову мастерской. Позже ее на лето сдавали. Во время Первой мировой войны в ней был лазарет для слепых. В одноэтажном деревянном здании, которое обогревается печью и камином (изразцы имитируют кирпичи), проходят тематические выставки. В настоящее время выставка, организованная к юбилею С.И. Мамонтова.

Абрамцево, дача Поленова

'Абрамцево, дача Поленова. Выставка

'Абрамцево, дача Поленова. Выставка

Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве» выставлена в бывшем лечебном корпусе санатория, построенном в 1938 году напротив усадебного дома. В 30-е годы XX века на противоположном берегу реки был основан Поселок Художников, где жили и работали советские художники и скульпторы. С 1971 года экспозиция открыта для посетителей. Она включает коллекцию скульптур, картины объединения художников «Бубновый валет», А.В. Васнецова, И.Э. Грабаря и др. В 2012 году представлена выставка «Романтический монтаж». Произведения 1920-х — 1930-х годов в собрании Музея-заповедника «Абрамцево».

Абрамцево, бывший лечебный корпус санатория, 1938 г.

'Абрамцево, выставка художников ХХ века. Работа В.И.Мухиной

Верхний (Поленовский) пруд, Нижний пруд, река Воря.

Абрамцево, река Воря

В гостях у Саввы Мамонтова: вдохновляющее место на земле — усадьба Абрамцево

Ах, замечательное, просто волшебное место на земле, усадьба Абрамцево в Подмосковье, куда слетались как птенцы молодые художники, писатели, поэты, будущие великие творцы.

Как хотелось туда приехать! И вот однажды, это случилось. Хочу поделиться и с вами своими непередаваемыми впечатлениями. Прогуляйтесь вместе со мной по усадьбе. Попробуйте почувствовать, как почувствовала это я.

Усадьба Мамонтовых. Да-да, тот самый Савва Мамонтов, меценат, и просто хороший, щедрый человек! Возможно, если бы не он, то не увидели бы мы замечательных полотен Репина, Серова, Коровина да и многих других…

Вот таким встретил нас дом, который приютил в своё время Репина, Крамского, Серого, Шаляпина, Васнецова, Врубеля, Поленова, Нестерова, Коровина и других. Голова кругом, не правда ли? И хочется попасть в него! Походить по тем комнатам, потрогать стены, по тем полам которые ещё может быть помнять их шаги… Где ещё искать вдохновения, если не там?

Многим художникам было в те времена не легко, например, Серов. Савва построил ему небольшой домик, в котором тот жил со своей матерью (дальше будет его фот). В этом доме устраивали балы, приемы. И все дышало жизнью. Чуть правее можно видеть небольшую деревянную кухоньку, из которой в дом приносили горячие блюда, чтобы в доме не пахло щами, гусями и прочей снедью.

Это она.

И похоже, там водятся привидения в окошках :)

А далее святая святых — мастерская, там творили художники. Врубель выкладывал и создавал свои знаменитые израсцы. Он мечтал, что они будут по всей Руси, но нет, печи, ушли в небытие…

Каждый кусочек они превратили в произведение искусства.

Спустившись ниже находится лавочка для отдыха, тоже постарался Врубель, сейчас её, конечно, закрыли стеклом :)

А я бы присела на краешек.

Шаляпин был частым гостем усадьбы. Саава открыл свой оперный театр, в котором и пел молодой Шаляпин. Но, однажды, между ними пробежала черная кошка, Шаляпин уехал в Москву, и его взяли в Большой театр. Савва очень осерчал и даже обиделся. И, чтобы Шаляпин после не делал, так его и не простил. Они перестали общаться.

Картина Серова «Девочка с персиками», помните? Это дочка Саввы Мамонтова, картина написана в этом доме на первом этаже, та же комната, и стол и окно, и даже тарелка на стене, все на своих местах :) И стояла я на этом самом месте, если бы писала портрет Веры Мамонтовой, которой тогда было 12 лет.

Чудесные липовые аллеи… По ним любили гулять Гоголь и Савва, уединяясь от всех. Но не будем далеко уходить от Дома!

Кто жил в комнате мезонина? Не угадаете — Гоголь! И написал в этой комнате «Мертвые души». Он очень любил здесь периодически жить и Савва был совсем не против. Невысокие потолки, небольшая кровать, стол. Хозяева ходили тихо, чтобы ему не мешать, но дети любили к нему пробираться и играть в прятки :)

А вид из окна? Что Гоголь видел?

Скромная банька.

Далее небольшой каменный особняк, за банькой была оранжерея, теперь только фундамент остался, там выращивали даже ананасы на удивление гостей.

Избушка для детей.

Дуб. Много он видимо повидал.

И сейчас там пишут художники, парк большой, гостеприимный Савва и сегодня всех встречает.

Однажды, в усадьбу прилетели дятлы, и прижились, и поселились. Все девять дятлов на одном дереве!

Получилась вот такая коммунальная квартира, хотя деревьев, сами понимаете вокруг тьма тьмущаяя :)

Домик Серова. Так и кажется, сейчас выйдет, сядет на крылечке и поговорим, и поделится секретами, расскажет как ему жилось. Дом (если не ошибаюсь) до сих пор принадлежит семье Серова :)

Рядом пруды. Картину Васнецов «Алёнушка» написал там же. Да, вся усадьба какая-то сказочная, пропитана мистикой.

Если будет возможность, обязательно посетите этот уголок Подмосковья (наверное много написала, но это всего лишь толика того, что я могла передать).

Подробнее про достопримечательности Абрамцево

♦ Абрамцево: Мастерская и Кухня ♦ Абрамцево: дача Поленова и выставка художников ХХ века ♦ Баня-теремок в Абрамцево: там, где живет сказка ♦ Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево: сказочный храм в лесу ♦ Абрамцево: Избушка на курьих ножках, парк и река Воря

Время работы музея-заповедника Абрамцево

Музей-заповедник работает в летнее время (с 1 апреля) с 10.00 до 18.00 (экспозиции), с 10.00 до 19.30 (парк). В зимнее время с 10.00 до 16.00 (экспозиции), с 10.00 до 16.30 (парк). Выходные дни: понедельник, вторник (парк работает). Санитарный день: последний четверг каждого месяца (парк работает).

Посещение Главного усадебного дома — только в сопровождении экскурсии. Количество мест в экскурсионной группе ограничено.

Стоимость билетов. Полная стоимость Единого билета без посещения Главного усадебного дома — 550 рублей, льготная — 320 рублей. Полная стоимость Единого билета с посещением Главного усадебного дома — 800 рублей, льготная — 470 рублей.

В гости с дроном к С.И. Мамонтову в усадьбу АБРАМЦЕВО

В общении хозяин усадьбы Абрамцево, промышленник и меценат Савва Мамонтов, признался, что за несколько лет активной художественной жизни в Абрамцево, лучшими художниками были изображены разные уголки его имения: и дом, и парк, и усадебные постройки. Однако, он хотел бы увидеть картину, на которой его любимое Абрамцево со всеми постройками красовалось в полном объеме.

Я предложил Савве Ивановичу съемку с дрона. Знаток искусства Савва Мамонтов сразу же понял, что такие кадры могли бы стать ориентиром для того живописца, который впоследствии смог бы воплотить его мечту о картине Абрамцева глазами сказочной птицы.

Спешу поделиться с вами фотографиями одной из самых красивых и значимых усадеб Подмосковья! Присоединяйтесь к полету над Абрамцево! Напоминаю, что в воскресенье, 28 мая, мы едем в Абрамцево на «Усадебном экспрессе»! Спешите забронировать билет! С нами поедет съемочная группа телеканала «Москва-24», которая будет снимать выпуск своей известной телепередачи «Увлекательный weekend» о путешествиях «Усадебного экспресса».

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

усадьба Абрамцево с квадрокоптера, дрона

Как доехать?

Адрес: 141352, Московская область, Сергиево-Посадский район, городское поселение «Хотьково», с. Абрамцево, ул. Музейная, д.1. Телефоны, (496) 543-02-78. Отдел художественных ремесел в г. Хотькове — (496) 543-07-67.

На электричке: из Москвы с Ярославского вокзала (ст. метро «Комсомольская») на Сергиев Посад или Александров до станции «Абрамцево», далее пешком по лесной дорожке.

На автомобиле: ехать по Ярославскому шоссе до поворота на Лешково и Радонеж, далее до Хотьково, поворот на Абрамцево и по главной дороге до Музея-заповедника.

Официальный сайт: https://www.abramtsevo.net/

Музей-заповедник «Абрамцево» на карте

Статья обновлена 1 сентября 2019

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: