Экскурсии по Москве от Павелецкого вокзала

Станция
Москва-Пассажирская-Павелецкая
Павелецкое направление
Московская железная дорога
Павелецкий вокзал города Москвы
ДЦС8
Регион ж. д.Московско-Курский
ОператорРЖД
Дата открытия1900 год[1]
Прежние названияМосква-Пассажирская
(до 1930 года)[2]
Типпассажирская[3]
Количество платформ10
Количество путей12
Тип платформбоковые, островные
Форма платформпрямая, изогнутая
Электрифицирована1953 год[4]
Токпостоянный, =3кВ
АрхитекторыА. Красовский
Выход кПавелецкая площадь
РасположениеРоссия, Москва
Пересадка на станцииПавелецкая
Пересадка на: Бк, 13, 106, 158, 632, О35, н8; : А, 3, 39.
Установленный километраж0
Расстояние до Астрахани1590 км
Расстояние до Волгограда1154 км
Расстояние до Адлера1934 км
Тарифная зона0
в АСУЖТ193519
в «Экспресс-3»2000005[5]
Медиафайлы на Викискладе

Павелецкий (Саратовский) вокзал в Москве. 1910 год

Павеле́цкий вокзал

— один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, пассажирский терминал станции
Москва-Пассажирская-Павелецкая
. Расположен на Павелецкой площади, д. 1.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 История
  • 3 Пути и пассажирские платформы
  • 4 Пассажирское движение 4.1 Пассажиропоток
  • 4.2 Направления, перевозчики и расписание
  • 4.3 Дальнее следование
  • 4.4 Пригородное сообщение
  • 4.5 Ускоренное движение
  • 5 Пересадки на городской общественный транспорт
  • 6 Станция метро Павелецкая
  • 7 В топонимике России
  • 8 В художественной литературе
  • 9 В кинематографе
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 Статьи и публикации
  • 13 Ссылки
  • 14 Внешние медиафайлы
  • Бахрушинский особняк

    Бахрушинский особняк, Павелецкая

    Со временем дом постепенно менял свой облик, расширялась его площадь, и он обрастал постройками из камня. В 1895-1896 годах дом приобрел очертания, которые мы можем сейчас лицезреть. Внутреннее убранство дома ни чем не уступает внешнему виду снаружи. Здесь можно рассмотреть пышную лепнину, мозаичные работы и роскошную мраморную лестницу. Особым интересом это место пользуется у историков и архитекторов.

    Общие сведения[ | ]

    Павелецкий вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.

    Станция Москва-Пассажирская-Павелецкая Московской железной дороги входит в Московско-Горьковский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-8 Московской дирекции управления движением.

    По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является начальным пунктом Павелецкого направления МЖД. Является тупиковой (нетранзитной) станцией.

    Связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем, Центральным Черноземьем и Южными регионами России, фактически являясь дублёром Казанского и Курского вокзалов, однако в перевозках дальнего следования используется не слишком интенсивно из-за инфраструктурной неразвитости отдельных участков магистрали. Также с вокзала идут пригородные электропоезда и по Павелецкому направлению до станции Узуново. 3 августа 2002 года была открыта скоростная транспортная система (аэроэкспресс) Москва Павелецкая — аэропорт Домодедово[6].

    Галерея Дмитрия Билюкина

    Галерея Дмитрия Билюкина в Москве

    В 260 метрах от станции метро Павелецкая, находится Музей московской железной дороги. Он состоит из двух площадок — одна находится под открытым небом, вторая расположена в павильоне. Здесь вы сможете изучить уникальные и редкие экспонаты, возраст некоторых из них превышает сто лет. В Музее будет интересно, как взрослым, так и детям. В спокойной и приятной обстановке, не торопясь, вы сможете внимательно рассмотреть детали паровоза, которые поражают своим отличным состоянием, а также другие интересные экспонаты.

    История[ | ]

    Здание вокзала было построено в 1900 году для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги по проекту архитекторов Н. А. Квашнина[7] и Ю. Ф. Дидерихса[8][9]. В отдельных сетевых публикациях утверждается, что здание вокзала было возведено в том же году, но по проекту архитектора А. Ф. Красовского[10].

    Первоначально назывался «Саратовским» в связи с тем, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове, лишь после Великой Отечественной войны[11] вокзал получил нынешнее название по посёлку Павелец Рязанской области.

    Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной дорогой, которая связала 12 густонаселённых губерний. Но выхода в Москву дорога не имела. В связи с этим Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветви Павелец — Москва.

    В мае 1897 года было получено разрешение Николая II на постройку линии. Постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенного. Однако построенная дорога не имела вокзала в Москве.

    Торжественное открытие вокзала состоялось 1 сентября 1900 года. По этому поводу был отслужен молебен с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.

    Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса[12].

    Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тёсаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.

    По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.

    На вокзал 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом В. И. Ленина. В 1979—1980 годах слева от вокзала был построен павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина». С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память о данном событии. В середине 1920-х годов и сам вокзал назывался «Ленинским». Название это не прижилось, но осталось на старых картах Москвы того времени[13].

    Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 1980-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и параллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей.

    Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Б. Гурков, С. Д. Кузнецова и А. Р. Воронцов[9] успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания. При этом в новое здание был встроен вестибюль станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии.

    Капитально обновлённый Павелецкий вокзал открылся 3 ноября 1987 года.

    Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объёму и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час, это уровень весьма крупного транспортного комплекса.

    • Паровоз У127 в здании музея Московской железной дороги рядом с вокзалом
    • Вид на здание вокзала со стороны города слева
    • Вид на здание вокзала со стороны города справа
    • Фрагмент здания вокзала со стороны путей

    История здания Павелецкого вокзала

    Курский вокзал — Павелецкий вокзал: как быстрее добраться
    Здание было построено архитектором А.Ф Красовским в 1900 году для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги и называлось «Саратовский вокзал».

    Железнодорожная станция была построена в лучших традициях того времени: её выделяют широкий подъезд, большие окна и симметричность. Здание было оборудовано багажным отделением, залом для публики, билетными кассами, телеграфом, аптекой и буфетом.

    В 1980 году проводилась реконструкция здания, требования к которой были весьма высоки: необходимо было создать современные условия пассажирам, сохранив при этом привычный образ жд станции.

    Фасад Павелецкого вокзала после реконструкции, проведенной в 1987 году. Именно так выглядит здание в наши дни

    Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой» под руководством архитекторов А.Б. Гуркова, С.Д. Кузнецова и А.Р. Воронцова, которые успешно справились с поставленной целью, ведь им удалось сохранить стиль прежнего здания. Обновлённый Павелецкий вокзал открылся 3 ноября 1987 года.

    Новое здание превзошло старое в 6 раз по размерам и в 4 раза по пропускной способности, что сделало его значительно удобнее.

    Пути и пассажирские платформы[ | ]

    Внешние изображения

    Павелецкий вокзал имеет 9 высоких пассажирских платформ (8 островных и 1 береговая) и 12 тупиковых путей (11 пассажирских и 1 почтово-багажный), начинающихся от вокзала в южном направлении. Отсчёт номеров платформ и путей ведётся в направлении с запада на восток. Самый крайний «нулевой» путь, расположенный возле здания почтово-багажного терминала, принимает только почтово-багажные поезда и не имеет платформы для пассажиров. Пути с нулевого по пятый расположены по два между платформами (платформа имеется с одной стороны), а с шестого по одиннадцатый — по одному (платформы с двух сторон)

    Первая и вторая платформы не огорожены, а расположенные вдоль них пути с первого по четвёртый принимают только поезда дальнего следования. Платформы начиная с третьей расположены в огороженной заборами и турникетами платной пригородной зоне и принимают пригородные поезда, включая аэроэкспрессы, однако к третьей платформе могут прибывать и поезда дальнего следования (как правило на пятый путь), для обеспечения свободного прохода к которым наряду с аэроэкспрессами временно открываются ворота между огороженной и не огороженной зоной. Аэроэкспрессы могут прибывать на пути с пятого по девятый (посадка осуществляется на платформах с третьей по седьмую). Среди всех платформ вокзала особенно выделяется шестая, расположенная между восьмым и девятым путями и используемая для пассажиров аэроэкспрессов: в отличие от остальных платформ проход на неё со стороны вокзала осуществляется свободно только из подземного вестибюля аэроэкспресса, однако также возможен проход на или с неё по переходным мостикам с соседних платформ.

    • Общий вид платформ вокзала
    • Платформа поездов дальнего следования
    • Платформы пригородных поездов, вид с шестой платформы
    • Павелецкая площадь и Павелецкий железнодорожный вокзал

    Пассажирское движение[ | ]

    Пассажирский терминал Павелецкого вокзала обслуживает поезда дальнего следования и пригородные поезда, следующие на юг по Павелецкому направлению Московской железной дороги.

    Пассажиропоток[ | ]

    Наибольшее число пассажиров направления приходится на Павелецкий вокзал и составляет не менее 1000 чел. в час. В среднем за месяц пассажирским терминалом ст. Москва-Павелецкая в 2020 году было обработано 1 940 727 человек, из которых 1 648 903 пассажиров пришлось на пригородное и межрегиональное сообщение и 291 823 перевезено поездами дальнего следования[14].

    Направления, перевозчики и расписание[ | ]

    ПеревозчикДистанцияНаправления и расписание
    Российские железные дорогиМосква
    Павелецкий вокзал
    Дальнее следованиеЯндекс
    ТрансКлассСервис
    Центральная пригородная пассажирская компанияПригородное сообщениеtutu.ru
    АэроэкспрессАэропорт ДомодедовоплатформаЯндекс

    Дальнее следование[ | ]

    Поезда дальнего следования следуют с вокзала по Павелецкому направлению до крупной узловой станции Ожерелье. Далее небольшая часть поездов производит на ней смену электровоза на тепловоз и следует по ответвлению на Узловую до Липецка, но подавляющее большинство поездов следует по главному ходу через станцию стыкования Узуново, где производится смена электровоза, и далее через Михайлов и Павелец до Богоявленска, где с двупутного ответвления заходят на магистральную двухпутную линию Рязань — Мичуринск и следуют на юг.

    Поезда в южном направлении следуют через Мичуринск-Воронежский, отдельные составы через Мичуринск-Уральский и далее на Волгоград, либо на Воронеж или Ростов-Главный, Новороссийск, Адлер, Ставрополь и Владикавказ.

    Поезда в восточном направлении следуют через Мичуринск-Уральский на Тамбов, Ртищево, Балашов, Саратов, Балаково и далее на Астрахань.

    Таким образом, маршруты поездов дальнего следования в значительной степени дублируют маршруты поездов Рязанского направления, следующих в направлении Мичуринска от Казанского вокзала через Рязань и сходящихся с поездами Павелецкого направления в Богоявленске.

    • Электровоз ЧС2-757
    • Электровоз ЧС2К-883 с пассажирским поездом
    • Электровоз ЧС7-070 с пассажирским поездом
    • Паровоз П36-0120 с пассажирским экскурсионным ретро-поездом

    Пригородное сообщение[ | ]

    Пригородные электропоезда следуют от вокзала по главному ходу до станций Бирюлёво-Пассажирская, Домодедово, Барыбино, Михнево, Ступино, Кашира и Ожерелье, а также по ответвлениям до платформы Аэропорт Домодедово (ответвление от одноимённой станции) и по выходным до станции Яганово Большого кольца МЖД (ответвление на восток от Михнево). Среди пригородных поездов экспрессы повышенной комфортности: по главному ходу курсируют электропоезда РЭКС, делающие остановки на наиболее крупных и важных станциях, а в аэропорт Домодедово курсируют безостановочные аэроэкспрессы. По состоянию на начало 2020 года с вокзала отправляется 83 стандартных электропоезда по будням (61 электропоезд по выходным) и 38 аэроэкспрессов.

    • Электропоезд-аэроэкспресс ЭД4. 2011 г.
    • Пригородные электропоезда ЭМ2-021 и ЭР2-1333 в отстое недалеко от вокзала. 2008 г.
    • Электропоезд-аэроэкспресс ЭД4М-0420 на восьмом пути вокзала, вид с шестой платформы
    • Файл:DPM1 2M62U-0127.webm

      Дизель-поезд локомотивной тяги ДПМ1 с тепловозом 2М62У-0127 в последние дни работы на Павелецком направлении Июль 2005

    Ускоренное движение[ | ]

    ДистанцияОстановкиПротяжённостьВремя в путиТип поездаВагонов
    Москва
    Павелецкий вокзал
    ОжерельеНагатинская, Коломенское, Бирюлёво, Расторгуево, Домодедово, Белые Столбы, Барыбино, Михнево, Жилёво, Ступино, Кашира, Тесна159 км1 ч. 49 мин.ЭД4М«Экспресс»РЭКС11
    БарыбиноНагатинская, Бирюлёво, Расторгуево, Домодедово, Белые Столбы57 км0 ч. 53 мин.
    ДомодедовоНагатинская, Бирюлёво, Расторгуево37 км0 ч. 37 мин.
    Аэропорт ДомодедовоВерхние котлы49 км0 ч. 45 мин.ЭД4МKM-АЭРО8

    См. также: Федеральная пассажирская компания и Пригородные перевозки в Российской Федерации

    Пересадки на городской общественный транспорт[ | ]

    Список маршрутов наземного общественного транспорта
    НомерМаршрутТрасса следования
    Регулярные маршруты автобуса
    Б
    Станция «Смоленская» ещё не внесена в шаблон! Добавьте её, либо оформите вручную при помощи других параметров.
    Смоленский бульвар↔Павелецкий вокзал
    Садовое кольцоСадовое кольцо — кольцевой133-й Павелецкий проезд
    Железнодорожный проезд↔Павелецкая площадь
    ПавелецкаяПавелецкая наб., Дербеневская наб., Новоспасский мост, Кожевническая улица, Павелецкая, Павелецкий вокзал106Новохохловская улица
    Новохохловская↔3-й Павелецкий проезд
    Железнодорожный проездКалитники, Воловья ул., Площадь Абельмановская Застава, Б. Андроньевская улица, Марксистская, Таганская, Павелецкая, Павелецкий вокзал, Кожевническая улица, Новоспасский мост, Дербеневская наб., Павелецкая наб.158Политехнический музей
    Лубянка↔3-й Павелецкий проезд
    Железнодорожный проездКитай-город, Варварка ул., Красная площадь, Б. Москворецкий мост, Балчуг ул., Раушская наб., Космодамианская наб., Павелецкая, Павелецкий вокзал, Кожевническая улица, Новоспасский мост, Дербеневская наб., Павелецкая наб.6323-й Павелецкий проезд
    Железнодорожный проезд↔Улица Павла Андреева
    Серпуховская, ШаболовскаяПавелецкая наб., Дербеневская наб., Новоспасский мост, Кожевническая улица, Павелецкая, Павелецкий вокзал, Добрынинская, Серпуховская, 3-й Люсиновский переулокО35Павелецкий вокзал
    Павелецкая↔Пролетарская
    3-й Крутицкий пер.Кожевническая улица, Новоспасский мост, Динамовская ул.ТрамвайАОктябрьская
    Калужская площадь↔Чистые пруды
    Чистопрудный бульварПокровские ворота, Воронцово поле, Яузские ворота, Комиссариатский мост, Новокузнецкая, Третьяковская, Павелецкая, Дубининская улица, Серпуховской Вал, Шаболовская3Чистые пруды
    Чистопрудный бульвар↔Балаклавский проспект
    ЧерёмушкиПокровские ворота, Воронцово поле, Яузские ворота, Комиссариатский мост, Новокузнецкая, Третьяковская, Павелецкая, Дубининская улица, Тульская, Нагатинская, Варшавское шоссе, Чертановская39Чистые пруды
    Чистопрудный бульвар↔Университет
    Ломоносовский проспектПокровские ворота, Воронцово поле, Яузские ворота, Комиссариатский мост, Новокузнецкая, Третьяковская, Павелецкая, Дубининская улица, Серпуховская Застава, Загородное шоссе

    Станция метро Павелецкая[ | ]

    Бывший фасад станции метро встроен в здание вокзала. До 2011 года здесь размещался вестибюль для пассажиров Аэроэкспресса, позднее перенесённый в новый кассовый зал на 0 этаже
    В здание Павелецкого вокзала встроен южный вестибюль станции метро Павелецкая Замоскворецкой линии, с которой в свою очередь можно перейти через подземный переход или через северный вестибюль на одноимённую станцию Кольцевой линии.

    Своё название станция метро получила по названию вокзала, в здании которого находится её вестибюль. Открытие состоялось 20 ноября 1943 года одновременно со станцией «Новокузнецкая» на действующем участке «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Первоначально станция была построена пилонной двухсводчатой, в ходе реконструкции (1948—1959 годы) была перестроена в колонную трёхсводчатую.

    Изначально вестибюль, открытый в 1943 году вместе со станцией, представлял собой отдельно стоящий павильон кубической формы вблизи здания Павелецкого вокзала. В результате проведённой в 1980-х годах реконструкции вокзала вестибюль был наполовину снесён, и его фасад встроен в ныне существующее здание Павелецкого вокзала, площадь которого увеличилась в 6 раз.

    Одновременно был сооружён выход непосредственно в здание вокзала[18]. В настоящее время сохранившийся фасад южного вестибюля можно увидеть внутри здания Павелецкого вокзала (через левую арку ныне осуществляется выход, а правая не задействована в работе метрополитена).

    Павелецкая город Москва

    Станция была открыта для пассажиров 20 ноября 1943 года в составе Замоскворецкой линии метро. За время существования название не менялось.

    Название станции дано по расположенному вблизи Павелецкому вокзалу. Туннель перехода с Кольцевой на Замоскворецкую линию является одной из самых длинных пересадок метро в Москве.

    После войны станция была перестроена по проекту, близкому к первоначальному, и открыта 21 февраля 1953 года уже как колонная.

    20 апреля 1987 года загорелся находившийся на станции поезд. В результате пожара серьезно пострадала отделка южного торца станции. Но в то время реконструировался Павелецкий вокзал, и была проведена реконструкция «старой» части станции, что придало ей мрачный вид, что усилило разность и непохожесть между старой и новой станциями.

    Имеется наземный вестибюль (авторы проекта — А. Н. Душкин и Н. С. Князев).

    В 1953 году при реконструкции станции были построены северный эскалаторный тоннель и выход в одноимённой станцией Кольцевой линии и переход на неё из центрального зала (открыт 30 июля 1955 года).

    С 1950 года по 1953 год перехода между станциями не было.

    Южный вестибюль внутри здания Павелецкого вокзала

    В результате реконструкции Павелецкого вокзала, проведённой в 80-х годах прошлого века, южный вестибюль станции был наполовину снесён и его фасад встроен в ныне существующее здание Павелецкого вокзала, площадь которого увеличилась в 6 раз. Одновременно был сооружён выход непосредственно в здание вокзала. В настоящее время сохранившийся фасад южного вестибюля можно увидеть внутри здания Павелецкого вокзала.

    Станция « Павелецкая » расположена в районе Замоскворечье на территории Центрального административного округа города Москвы.

    Переход на станцию Павелецкая Кольцевой линии.

    Примечания[ | ]

    1. Архангельский, Архангельский, 1981, с. 324.
    2. Архангельский, Архангельский, 1981, с. 276 (Т.2).
    3. Станция в справочнике ОАО РЖД.
    4. История электрификации железных дорог СССР.
    5. Паспорт станции на osm.
    6. История вокзалов и станций. Павелецкий вокзал.
    7. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма, 1998, с. 129.
    8. Бусева-Давыдова, 1997, с. 459.
    9. 12
      Вострышев, 2010, с. 417.
    10. Толстов, 2000.
    11. «Название „Павелецкий“ утвердилось только после Великой Отечественной войны.»
    12. РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 11. Доклад № 173 от 11 июня 1899 г. «О возведении пассажирского здания в гор. Москве для Павелецкой линии Рязано-Уральской жел. дор.»
    13. Журнал «Филателия», 1999 год, октябрь, стр. 43
    14. Пассажиропоток на жд вокзалах России (неопр.)
      . «ЖД-Медиа» (2018). Дата обращения 28 августа 2020.
    15. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве от 15.03.2019
    16. Часть 2 Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью
    17. Реестр смежных межрегиональных и межмуниципальных маршрутов Московской области
    18. Зиновьев, 2011, с. 118, 122.
    19. [1]

    История станции

    Открытие станции прошло в составе третьей очереди возведения Московского метрополитена в период Великой Отечественной войны. Дата ее запуска – 20 ноября 1943 года. Станцию открыли на действующем перегоне метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») – «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»).

    В послевоенный период станцию реконструировали, придерживаясь проекта, который сильно напоминал первоначальный. 21 февраля 1953 года станцию открыли уже в качестве колонной.

    20 апреля 1987 года на станции произошел пожар: возгорание случилось в поезде, который как раз стоял на станции. Это чрезвычайное происшествие стало началом очередной реконструкции, ведь пожар ощутимо испортил отделку южного торца станции метро. Тогда «старую» часть станции, которая выглядела достаточно мрачно по сравнению с новой, реконструировали.

    Литература[ | ]

    • Архангельский А. С., Архангельский В. А.
      Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981. — Т. 1—2. — 100 000 экз.
    • Бусева-Давыдова И. Л.
      Москва: Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 459. — 511 с. — ISBN 5-274-01624-3.
    • Вострышев М. И.
      Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — С. 417. — 688 с. — ISBN 978-5-699-33874-0.
    • Зиновьев А. Н.
      Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
    • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 129. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
    • Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 459. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.

    Ссылки[ | ]

    • paveletsky.dzvr.ru — официальный сайт Павелецкого вокзала города Москвы
    • Справочник станций. Москва-Павелецкая: 193519 (неопр.)
      . ОАО РЖД. Дата обращения 22 апреля 2020.
    • 193519: ст. Москва-Пассажирская-Павелецкая (неопр.)
      .
      База данных
      . OSM.
    • Дмитрий Завьялов.
      История электрификации железных дорог СССР
      (неопр.)
      . Дата обращения 12 апреля 2020.
    • Интерактивная карта движения пригородных поездов с вокзалов города Москвы (неопр.)
      . ОАО «Центральная ППК». Дата обращения 30 мая 2020.
    • Маршруты и расписания (неопр.)
      (недоступная ссылка). Мосгортранс. — Официальный сайт. Дата обращения 30 мая 2020. Архивировано 5 апреля 2020 года.
    Московский аэроэкспресс
    Условные обозначения
    Аэропорт Шереметьево
    Окружная 10 14
    Савёловский вокзал 8А 09 11
    Белорусский вокзал 02 05
    на Одинцово в режиме МЦД
    Киевский вокзал 03 04 05
    Аэропорт Внуково
    Павелецкий вокзал
    02 05
    Верхние Котлы 14
    Аэропорт-Домодедово

    Форум-Холл

    Форум-Холл на Павелецкой

    В 600 метрах от станции метро Павелецкая разместился Форум-Холл. Это концертный зал, рассчитанный на несколько тысяч человек. Если вы оказались проездом в Москве, то обязательно изучите афишу Форум-Холла, ведь здесь проводятся мероприятия и концерты для взрослых и детей, а также разнообразные тренинги и выставки.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: