Где Аполлон скакал на тройке. Самые красивые театральные здания Москвы

Понятие о театре как «храме искусств» давно устарело. Активно стали появляться театры-клубы, театральные центры, где творят модные режиссеры, которые, как и зритель постепенно отходят от «классики» — в этом театре происходят выставки, показы фильмов, лекции, перформансы, выступают с концертами, проводят различные церемонии, светские мероприятия. В нем собирается всё самое необычное, социальное и актуальное. Пространство театра также модифицируется для смелых художественных решений. В нашей подборке мы собрали самые разноплановые модные театральные пространства Москвы.

«Практика»

Экспериментальный центр новой драмы, ориентированный на поиск новых острых тем и сюжетов. А 2020 году театр стал площадкой для молодых начинающих артистов — выпускников театральных институтов, чтобы дать им возможность работать с ведущими режиссерами и драматургами. На данный момент основными резидентами театра являются выпускники Мастерской Брусникина («брусникинцы») и студенты из ГИТИСа мастерской О.Кудряшова. «Практика» также предлагает посетить различные мастер-классы, посмотреть кино или просто вкусно поесть в местном кафе.

Как найти: м. «Маяковская», Большой Козихинский переулок, 30.

«ИУДУШКА. СТРАСТИ»

по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Режиссер Олег Нагорничных

Откуда: Ярославский государственный театральный институт Курс Олега Леонидовича Нагорничных

Что увидим: все события разворачиваются за большим столом, где за ужином собираются все члены семьи. Ненадолго объединив всех вместе, он стал при этом своеобразным эпицентром всех душевных метаний главных героев и свидетелем трансформаций Иудушки в кровопийцу.

Зачем идти: студенты во главе с руководителем курса предприняли смелую попытку неожиданной трактовки романа, сделав главным местом происходящего духовную и физическую смерть.

«Гоголь-центр»

Это место коллаборации различных видов современного искусства: спeктaклей российских и eвропейских режиссёров, кинопоказов, лекций, дискуссий, концертов и выстaвок. На площадке этого театра проходят самые актуальные и порой скандальные постановки. Советский интерьер бывшего Театра им.Гоголя преобразован в стильное пространство, где можно приятно провести время, в наличии также библиотека и кафе, попасть в которые можно даже без билета на спектакль.

Как найти: м. «Курская», ул.Казакова, д.8а.

Театральный словарик для обучающихся театральных коллективов

Бражникова Ольга

Театральный словарик для обучающихся театральных коллективов

Основные театральные термины

АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой)

.

АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница)

ролей.

АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.

АМФИТЕАТР — 1)античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.

АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.

АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.

АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами)

спектакля, между отделениями концерта.

АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного театра.

АНТРЕПРИЗА — частный театр.

АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление)

проданы.

АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.

БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.)

.

БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.

БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.

БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.

БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.

БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.

БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.

ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.

ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.

ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица)

с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др. ; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.

ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.

ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.

ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.

ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.

ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.

ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.

ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.

ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.

ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.

ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.

КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.

КАРТИНА — часть акта в драме.

КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.

КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю)

часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.

КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.

КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.

КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.

КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы, располагаемые по бокам сцены.

ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.

ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.

ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах, отделенная перегородками или барьерами.

МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.

МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.

МИМ — актер пантомимы.

МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.

МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.

МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.)

.

НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму.Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.

ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.

ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.

ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.

ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.

ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена»

.

ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.

ПРЕМЬЕР (ПРЕМЬЕРША)

— актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.

ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых)

публичный платный показ нового спектакля.

ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.

ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.

РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.

РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.

РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.

РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.

РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального представления.

РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.

РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.

СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.

СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.

СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.

СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.

СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов.

СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.

СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.

ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.

ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи)

.

ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.

ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.

ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.

ТРУППА — актерский состав театра.

ТРЮМ — помещение под сценой.

ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых)

.

ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.

ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.

ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций.

ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра.

ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.

ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

«Электротеатр Станиславский»

Технологичное сценическое пространство Москвы. В 2013 пережил масштабную реконструкцию и получил своё современное название. Многочисленные помещения здания были объединены в единое цельное пространство по образцам мирового театра. Новая сцена «Электротеатра» появилась совсем недавно — зал-трансформер на 120 мест оснащен сложной системой креплений, позволяющий монтировать декорации и осветительные приборы в любой точке. Это пространство дебютов, где резидентами стали выпускники и студенты Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова.

Как найти: м. «Тверская», ул. Тверская, 23.

«Боярские палаты СТД РФ»

Пространство , где играют современные спектакли, перформансы и арт-проекты, располагается в настоящем арт-квартале (рядом находятся Новое пространство Театра Наций и Театральный центр на Страстном). «Боярские» представляют собой старинное полуподвальное помещение с кирпичными арками и сводами. Важное отличие от театра — отсутствие театральной сцены, а зрители могут передвигаться из одного помещения в другое. Одним из постоянных резидентов «Боярских палат» является Мастерская Брусникина, чьи спектакли часто проходят в темноте и включают физическое взаимодействие со зрителем.

Как найти: м. Чеховская/Пушкинская, Страстной бульвар, 10.

Большой в огне

28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на 10 лет. Именно эта дата считается днём основания Большого театра ➊. Содержание «увеселений» было финансово обременительным — поэтому князь Урусов разделил свою «привилегию» с обрусевшим англичанином Майклом Медоксом, эквилибристом и театральным механиком. Первое здание театра было по­строено на правом берегу реки Неглинки — оно выходило на улицу Петровку, поэтому театр назывался Петровским. Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г. — давали балет «Волшебная школа». Увы, Медокс залез в долги — театр разорился и в 1802-1803 гг. был отдан на откуп князю М. Волконскому. Осенью 1805-го здание сгорело, труппа выступала на чужих подмостках. Спустя три года артистам отдали новый Арбатский театр. Но и он погиб в огне во время войны 1812 г. В 1819-м объявили конкурс на проект здания Большого — победил профессор Академии художеств Андрей Михайлов, вот только вышел его вариант чересчур дорого­стоящим. Архитектор Осип Бове улучшил его и, что важнее для городских властей, удешевил — в итоге жители столицы получили здание с фасадом, украшенным портиком с колоннами, а наверху «припарковался» Аполлон на запряжённой тремя (!) конями колеснице. Новый Большой превзошёл размерами петербургский театр. Лермонтов в юношеском сочинении «Панорама Москвы» описал, как на портике «…возвышается алебаст­ровый Аполлон… с досадою взирающий на кремлёвскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!..» Но и это здание сгорело — 11 марта 1853 г. тут вспыхнул небывалый пожар. Реконструированный, а вернее, выстроенный заново, Большой театр открылся 20 августа 1856 г. оперой «Пуритане» Беллини — торопились к коронации императора Александра II. Перекраивали и реставрировали ГАБТ с тех пор много раз — добавили ещё одного коня к тройке Аполлона (получилась знаменитая квадрига), для улучшения акустики отделали стены резонансной елью и много раз укрепляли сваи и фундамент…

ДК «Трехгорка»

Разноплановая площадка, где проходят различные культурные мероприятия: кинопоказы, прогоны спектаклей и перформансов, лекции , дискуссии. Согласно описанию на официальном сайте, «миссия ДК Трехгорка — культурное просвещение и развитие зрительской аудитории. Данное театральное пространство располагается на территории фабрики Трехгорной Мануфактуры в Москве. Здесь тоже отсутствует сцена как таковая, зал оснащен экранами для демонстрации сопровождающего видеоряда, кирпичное пространство раздело на несколько уровней, с каждого из которых открывается отличный обзор на выступающих.

Как найти: м.Краснопресненская/ ул.1905 года, ул.Рочдельская,15, С.12-12А.

«ВОЗМОЖНОСТЬ ОСТРОВА»

Режиссер Даниэль Кунце

Откуда: Университет искусств Фолькванг (Бохум, Германия)

Что увидим: произведения Мишеля Уэльбека в России уже достаточно востребованы, но при этом “Возможность острова” мало кому знакомо. За театральное воплощение взялись студенты Университета искусств Фолькванг.

Для Уэльбека тело – это всего лишь продукт, которое нужно все время совершенствовать. Это взгляд на жизнь нашего современника с точки зрения людей будущего, показанный пятью студентами при помощи пластики и жестов.

Зачем идти: редкая возможность увидеть в Москве работы студентов европейских театров.

ЦИМ (Центр им.В.Мейерхольда)

Площадка для творческих экспериментов. Пространство ЦИМа мультифункционально, оно включает большой зал — трансформер, где зрительный зал может располагаться под разными углами и в разных направлениях, а также два малых камерных зала (черный и белый), рассчитанных на разные форматы мероприятий. Уникальность ЦИма в том, что режиссеры и постановщики могут использовать как театральные залы, так и коридоры, фойе, кафе, даже лестницы для своих мероприятий. Основными резидентами данного пространства являются Брусникинцы и Рыжаковцы («Июльансамбль) — выпускники МХАТа разных лет. Кроме того, в ЦИМе развивается направление Современной драматургии, детского Нового театра, проводятся занятия по театральной критике и сценречи.

Как найти: м.Новослободская/Менделеевская, ул.Новослободская,23.

Отзывы и комментарии

Друзья, расскажите нам, какие жанры и виды театрально искусства вы предпочитаете и почему. Делитесь с нами в строке ниже.

Удачи Вам!

Советуем также прочитать:

  • Литературные приемы постмодернизма
  • Виды литературных жанров по форме
  • Как написать черновик романа за 30 дней
  • 8 советов о том, как научиться писать диалоги
  • Способы научиться ценить искусство
  • Идеи и инструменты для креативного письма
  • Чему еще научиться
  • Как создать яркого персонажа
  • О чем писать: как автору выбрать нишу?
  • Чтение: вызов самому себе на ближайший год

Ключевые слова:1Сторителлинг

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: