Музей будущего: «на службе общества и его развития»


Музей Москвы — место, которое связывает в одном пространстве историю и современность и рассказывает о том, что происходит в городе прямо сейчас. В пространстве музея свободно живут музейные форматы, образовательные программы, осуществляются театральные постановки, проходят кинопоказы и концерты, устраиваются блошиные рынки, маркеты еды, фестивали, конкурсы и фешен-показы. Обо всем этом mos.ru рассказала Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы.

— В Москве завершился крупнейший фестиваль «Интермузей-2017», участие в котором приняли более 150 музеев со всей страны. В этом году его тема — «Музей будущего». Как отражает ее Музей Москвы?

— На фестивале мы представили презентацию «Музей города — взгляд в будущее», в которой отразили особенность городских музеев, их роль сегодня. Городской музей — это ведь особый формат. С одной стороны, это музей, а с другой — площадка, посвященная городу, который все время меняется, движется. Главными мемами городского музея становятся события, происходящие с городом и его жителями. В нашем случае музей всецело посвящен Москве, ее уникальности и многообразию.

Мы находимся в центре города, в одном из лучших архитектурных комплексов столицы. Провиантские склады — памятник архитектуры федерального значения. Также под управлением Музея Москвы находятся небольшие музеи — Старый Английский Двор, Музей археологии Москвы, музей истории «Лефортово». И еще усадьба Влахернское-Кузьминки. На сегодняшний день Музей Москвы — пространство с хранилищем, выставочными показами и экскурсионными программами, а также мультидисциплинарный образовательный центр, в котором проходят лекции, мастер-классы, круглые столы, образовательные программы. Место, в котором свободно живут не только музейные форматы, но и театр, кино и многое другое. У нас проходят театральные постановки, кинопоказы, устраиваются блошиные рынки, маркеты еды, фестивали, конкурсы и фешен-показы.

Городская мода, искусство, музыка, литература — все начинает жить здесь, в пространстве музея

Мы не просто задумываемся о том, каким будет музей завтра, а становимся по большому счету отражением Москвы, ее зеркалом. Причем наша задача — связать вчера, сегодня и завтра столицы.

Рассказывать истории и заглядывать в будущее

— Современный музей старается охватить как можно больше направлений: и выставочные проекты, и лектории, и научную работу. Может ли одно дополнять другое и как совмещать исследовательскую работу, не теряя посетителей?

Исследовательская работа происходит не сама по себе. Это всегда изучение той или иной темы, которое должно быть реализовано в конкретном музейном продукте. Например, у нас скоро открывается выставка «Москва глазами иностранцев», и наша кураторская группа занимается научно-исследовательской работой в этой области, собирает и анализирует источники, связанные с XVIII–XIX веками (именно этот период будет показан на выставке), систематизирует информацию, ищет новое по теме.

Концепция и содержание проекта всегда первичны. Потом идет работа с коллекцией и детальная научно-исследовательская работа. А не наоборот, когда музей показывал бы коллекционные предметы и архивы просто потому, что они у него есть.

Что касается музея как образовательной институции, то он работает с самой сложной современной задачей — помогает человеку ориентироваться в информации и самостоятельно приобрести комплексные представления о мире. Вот в городской среде, например, нам помогает дизайн и навигация. Но человек XXI века живет в двух мирах — реальном и виртуальном. Виртуальный мир по размерам сопоставим с реальным и дает огромное количество информации, которой становится все больше и больше и внутри которой все сложнее разобраться.

Музеи как места хранения артефактов реального мира и как места структурирования информации мира виртуального, как мне кажется, станут со временем теми площадками, которые будут связывать эти миры. Мы, например, пытаемся заглянуть в будущее и увидеть, какой будет Москва завтра. Зачем? Чтобы сегодня сделать все от нас зависящее, чтобы жизнь в будущем стала лучше. Чтобы передать в будущее историю Москвы, которую хранит наш музей уже 120 лет.

Мы пытаемся заглянуть в будущее и увидеть, какой будет Москва завтра. Зачем? Чтобы сегодня сделать все от нас зависящее, чтобы жизнь в будущем стала лучше. Чтобы передать в будущее историю Москвы, которую хранит наш музей уже 120 лет

— Музей должен быть рассказчиком?

Музейные выставки должны рассказывать истории. Это похоже на создание сценариев фильмов. Потом, все зависит от технических возможностей реализации и еще множества факторов.

— Если представить, например, 2047 год, то какой вы видите Москву?

К 120-летию Музея Москвы был снят мультфильм, где такая версия: «Мэром Москвы становится искусственный интеллект, запущено двадцать пятое транспортное кольцо, а Музей Москвы остается главным городским музеем». Или вот видите в углу — это произведение Константина Батынкова «Москва, 2117 год». Художник по нашей просьбе нарисовал столицу через сто лет. Это футурология, персональное художественное высказывание, но тем оно и ценно для нас: мы с вами видим совершенный космический мегаполис — и притом узнаем Москву.

Музей Москвы, собирая все, что связано с Москвой, и обладая уникальной коллекцией в один миллион единиц хранения, состоящей из карт, планов, живописи, графики, фото, макетов, гравюр, документов, предметов повседневности, книг и многого другого, — так вот, музей хранит еще и то, как наши предки пытались ответить на подобные вопросы. Например, есть известная серия открыток «Москва будущего», выполненная в 1913 году по заказу фабрики «ЭйнемЪ» и показывающая как бы Москву в 2013 году. Это один из моих любимых экспонатов нашей коллекции.

Что я лично думаю о будущем? Город продолжит развиваться, темпы, конечно, еще увеличатся. Он сохранит наследие и архитектуру. Он воплотит новые технологии. Люди станут терпимее друг к другу, иначе ведь ничего не выйдет. Кстати, иностранцев что больше всего поражает — что Москва дает столько возможностей и очень многое в себе совмещает. Словно это не город, а слоеный пирог, в котором живут такие разные люди. где сосуществуют история и современность, а на пересечении рождаются новые идеи. Мне кажется, эта уникальность — она и ведет нас в будущее.

Правительство Москвы Департамент культуры города Москвы Московский музей современного искусства Российская академия художеств

ТАТЬЯНА НАЗАРЕНКО. БУДУЩЕЕ В ПРОШЛОМ

Кураторы: Людмила Андреева, Анна Арутюнян, Андрей Егоров

Московский музей современного искусства представляет персональную выставку Татьяны Назаренко «Будущее в прошлом». Основу выставки составят живописные произведения художницы 2000-2010-х гг., в которых она продолжает бескомпромиссно исследовать важные для всей ее творческой биографии «трудные» темы: неизбывного одиночества, беспомощности перед силами истории, бремени травматической памяти, отсутствия подлинного взаимопонимания между людьми, охваченными вихрем социального маскарада.

Среди произведений на выставке (некоторые работы показаны впервые), — чрезвычайно острые, наполненные драматизмом и тревогой образы войны, многофигурные сцены будничных застолий, фантасмагорические «красные» картины, по-своему обыгрывающие архетипический сюжет власти женщин, неканонические библейские композиции, а также обширный цикл «Фамильный альбом». Объединивший живопись, графику и объекты, посвященный восстановлению утраченной семейной памяти, он особо занимает художницу в последнее время.

Экспозицию дополняют знаменитые фанерные фигуры-обманки из проекта «Переход» середины 1990-х гг. и инсталляции — как уже демонстрировавшиеся ранее («Московский стол»), так и созданные специально. В качестве особых «включений» представлены знаковые картины конца 1970-х — 2000-х гг. из собраний Государственной Третьяковской галереи («Декабристы. Восстание Черниговского полка», «Мастерская», «Пугачев»).

Экспозиция построена не ретроспективно, но как сюжетно-разветвленное повествование. Точкой отсчета для него, буквально точкой «входа-выхода», становится образ мастерской художницы, рабочего пространства и шире — пространства памяти, ментального интерьера. Это и первый зал с хорошо известной картиной из коллекции Государственной Третьяковской галереи, запечатлевшей обстановку мастерской в Брюсовом переулке, и последний раздел выставки, уже с реальными предметами и артефактами, отсылающими к комнате детства Татьяны Назаренко.

О художнике

Татьяна Назаренко (род. 1944) — народный художник РФ, академик Российской академии художеств, одна из наиболее ярких и значительных фигур в позднесоветском и новейшем отечественном искусстве. Выпускница и впоследствии профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова, она начинала свой путь живописца в плеяде художников-семидесятников и по сей день активно и увлеченно работает.

Выставка в MMOMA на Гоголевском бульваре станет масштабным столичным музейным проектом художницы, живущей между Москвой и Цюрихом.

Музей Москвы — музей города, микромодель Москвы

— Может ли площадка музея превращаться в городскую среду, выходить в открытые пространства и попадать в «нестерильную» атмосферу для выставочных экспонатов и проектов?

Есть музеи художественные, естественно-научные, музыкальные, военно-исторические, литературные, мемориальные… А Музей города — он в каждом городе всегда такой один. В каждом мегаполисе и столице свой — в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Амстердаме, Токио, Шанхае. Кстати, городские музеи очень разные, и каждый из них, как зеркало, отражает свой город. Представьте себе микромодель города, отражающую его устройство в миниатюре. Таким должен быть городской музей. И он должен активно выходить в открытую среду и с выставками, и с идеями.

Для жителей города этот музей как дом, а для туристов — возможность соприкоснуться с чем-то настоящим, живым

— Как сравнить главную художественную галерею города и главный городской музей, например?

— Попробуем на примере путешествий. Как мы знаем, распространены два типа путешествий: первый — купить туристическую путевку и поехать в другую страну с пакетом экскурсий и гидом или второй — погостить у местных жителей. С возможностью посетить день рождения или свадьбу, попробовать домашнюю кухню, почувствовать особенность и энергию этого места. Так, художественная галерея предоставит вам возможность увидеть лучшие шедевры, хранящиеся в городе. А музей города — площадка, которая погружает в историю плюс современную атмосферу места. Для жителей этот музей как дом, а для туристов — возможность соприкоснуться с чем-то важным для его понимания, а также настоящим, живым, тем, что происходит в городе прямо сейчас.

Музей будущего: «на службе общества и его развития»

14

Поделились

ПоделитьсяТвитнуть

Уже скоро в Москве начнется международный фестиваль «Интермузей 2017». Главная тема фестиваля — «Музей будущего». Свое будущее музей определяет сам или является объектом общих социокультурных изменений? Об этом в рамках фестиваля поговорят российские и зарубежные эксперты. Наш портал в сотрудничестве с Дирекцией фестиваля публикует серию интервью с ведущими мировыми специалистами музейной индустрии.

Первое в нашей подборке — интервью с Джаспером Виссером (Нидерланды).

О Джаспере Виссере

Джаспер Виссер является специалистом по изменениям, социальным и культурным инновациям. Он имеет богатый опыт по упрощению, разработке и управлению деятельности в привлечении аудитории, проектам по созданию и участии в области культурного наследия и социальных учреждений. Джаспер также управляющий партнер в консалтинговой компании VISSCH+STAM.

Он начал свою карьеру как независимый консультант и разработчик образовательных программ и проектов для таких организаций, как Мировой Банк и Евросоюз, а также неправительственных организаций и социальных инициатив. В 2009 году Джаспер присоединился к работе Национального музея истории Нидерландов в качестве менеджера по проектам новых технологий и медиа. Недавно Джаспер разрабатывал международные проекты по стратегии развития и привлечения аудитории для широкого круга организаций, таких как Европарламент, Государственная библиотека Нового Южного Уэльса, Национальный центр искусства Канады и Philips.

Джаспер создал Музейные карты и проект Wie is de leraar? (Кто учитель?) вместе с Эриком Шилпом. Он также является соразработчиком Digital Engagement Framework, блоггером Музея будущего, лектором в Академии Reinwardt и экспертным советником в различных проектах.

Что такое музей сегодня? Отвечает ли он нуждам общества?

Музеи — это невероятно разнообразные учреждения существенно отличающиеся. С одной стороны, есть признанные в мире музеи, такие как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Метрополитен в Нью-Йорке, Пушкинский музей изобразительных искусств в Москве, которые демонстрируют лучшие коллекции искусства и мирового наследия. Это крупные учреждения с большой общественной привлекательностью. С другой стороны, есть тысячи маленьких местных музеев, которые зачастую полностью содержатся энтузиастами и добровольцами и имеют ценные музейные экспонаты для местной публики, но не особо привлекательны для других туристов. В среднем в мире насчитывается около 55 тысяч музеев (по примерным подсчетам) разных видов и размеров.

Нет ни одного общего определения, которое охватывает все эти музеи, хотя формулировка организации ИКОМ достаточно точная: «Музеи – это некоммерческие постоянные открытые для посетителей учреждения на службе общества и его развития, которые получают, сохраняют, исследуют, общаются и демонстрируют материальное и нематериальное наследие человечества и окружающей среды с целью образования, изучения и развлечения. Я часто пытался бросать вызов данному определению, но, не вдаваясь в нюансы, оно, кажется, соответствует существующим сегодня музеям. Это не значит, однако, что все музеи занимаются всем, вышеупомянутым в определении.

Сама суть определения, которое дает ИКОМ, заключается во фразе «на службе общества и его развития» По мне, это означает, что музей и его коллекция должны иметь значение для нашего современного общества. Музеи и их коллекции не существуют в отдельной области художественного восприятия, но являются частью нашей повседневной жизни, как места значительного вовлечения в темы, которые нам важны. И, поскольку, общества постоянно развиваются во многих направлениях, должны развиваться и музеи, и их способы служить обществу.

Традиционно большинство музеев не чувствуют себя комфортно в своей социальной роли. Им нелегко соответствовать нуждам общества. Типичный музей имеет образовательную программу и программу лекций по случаю, но, когда их спрашивают о темах, волнующих сообщества, которым они служат, или какова роль музея в развитии их города, например, в ответ часто тишина.

К счастью, благодаря влиятельным публикациям (включая регулярные обновления Музеи Меняют Жизнь от Ассоциации Музеев Соединенного Королевства), вирусному видео (Google “Открытие музея”) и смелому лидерству во многих странах (включая Россию) музеи становятся более активны в своей социальной роли. Изучение деятельности Музея уличного искусства в Амстердаме, Ростовского кремля, Шелковой фабрики Дерби и других, которых мы описываем в нашем ежегодном обновлении Музейных карт, показывает, насколько больше музеев сбалансировали служение обществу с их традиционной ролью хранителей культурного наследия.

«Музей и его коллекция должны иметь значение для нашего современного общества. Музеи и их коллекции не существуют в отдельной области художественного восприятия, но являются частью нашей повседневной жизни, как места значительного вовлечения в темы, которые нам важны. И, поскольку, общества постоянно развиваются во многих направлениях, должны развиваться и музеи, и их способы служить обществу»

Что, по Вашему мнению, будет влиять на развитие музеев? Кто будет определять новые тенденции в области музейной деятельности: сами музеи, правительство, бизнес или гражданский сектор?

Музеи, как все организации, находятся под влиянием основных тенденций и разработок нашего времени: преимущества технологии, общественные трансформации, экономическое развитие, стабильность и, конечно, политические взгляды. Это лишь некоторые из факторов.

На развитие музея, я считаю, влияет сочетание возросшего взаимодействия и полномочий сообществ с падением интереса публики, и спонсоров инвестировать время и усилия в большие обезличенные истории и впечатления. Проще говоря, почему Вы должны посетить (инвестировать в) большой безымянный музей, который рассказывает безликую историю, которая Вас не цепляет, когда Вы можете создать отличную привлекательную историю вместе со своим сообществом прямо сейчас бесплатно в интернете?

Это значит, что музеи и другие учреждения культуры должны искать новые пути для контактов и вовлекать широкое разнообразие сообществ, существующих рядом с ними, в том числе и цифровыми технологиями. В противном случае они рискуют быть заменены инициативами снизу, которые будут делать их работу, но лучше. Я вовлечен в значительное количество восходящих культурных инициатив, которые охватывают технологию, мышление сообщества и увлекательное повествование, становящиеся определенным риском для музеев поблизости. В Амстердаме, где я живу, традиционные музеи сотрудничают с такими новыми музеями, чтобы оставаться значимыми. То, что происходит, очень напоминает покупку старыми компаниями только появившихся компаний с целью остаться на рынке, но только в культурном секторе.

Я представляю эти большие тенденции как повсеместные, без возможности музеям вмешиваться в них. По большей части это правда. Музеи не могут остановить Facebook или Google, они не могут влиять на выборы и контролировать глобальную экономику. Тем не менее, музей не жертва нашего времени. Сильный и дерзкий музей может влиять на округу, местное сообщество, общество и мир в целом, и иметь длительное воздействие.

«На развитие музея, я считаю, влияет сочетание возросшего взаимодействия и полномочий сообществ с падением интереса публики, и спонсоров инвестировать время и усилия в большие обезличенные истории и впечатления. Проще говоря, почему Вы должны посетить (инвестировать в) большой безымянный музей, который рассказывает безликую историю, которая Вас не цепляет, когда Вы можете создать отличную привлекательную историю вместе со своим сообществом прямо сейчас бесплатно в интернете?»

Между 2014 и 2020 годами Национальный музей Боснии и Герцеговины не получал никакого финансирования из-за политических распрей. Штат сотрудников не ушел, а остался содержать музей и коллекции в безопасности. Спустя некоторое время местная неправительственная организация обратила внимание на его бедственное положение и решила работать с музеем, чтобы показывать публике невероятные музейные ценности и коллекции, при этом сотрудники музея трудились безвозмездно. Они начали очень успешную кампанию под названием #jasammusej, или «Я сам музей» и вовлекли в нее много людей. Они создали так много шума в хорошем смысле, что правительство не могло дальше игнорировать ситуацию, в которой оказался музей, и, наконец, решило проблему с финансированием. В результате музей открылся заново, а его сотрудники за их труд были удостоены премии Europa Nostra.

Это один пример из многих, когда музей решает контролировать свое будущее самостоятельно в свете последних тенденций и событий, на которые они не могут повлиять. Музей будущего знает, в чем он может отличиться и работает с сообществами, рассказывая истории, которые и составляют это отличие.

Материал подготовлен Дирекцией фестиваля «Интермузей 2017», при поддержке ИКОМ России.

Еще по теме Выбор редакции. Featured

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: