Музей декоративно-прикладного искусства в Москве

Музей декоративно-прикладного и народного искусства всероссийского статуса демонстрирует действительно выдающиеся образцы произведений этого вида творчества, прямо связанного с человеческим бытом. Предметы, созданные мастерами этого вида искусства, находятся в непосредственном контакте с людьми в их повседневной жизни наравне с архитектурой. Расположено это хранилище в Москве, в здании постройки XVIII века, бывшей усадьбе графа Остермана.

Современная экспозиция музея декоративно-прикладного и народного искусства включает собрания нескольких ранее существовавших хранилищ, старейшим из которых был Кустарный музей. Он был создан в 1885 году, спонсировался текстильным фабрикантом Сергеем Тимофеевичем Мамонтовым, родным братом известного мецената Саввы Мамонтова. Количество экспонатов нынешнего музея превышает 200 тысяч предметов и постоянно пополняется дарами коллекционеров, авторскими работами художников, изделиями предприятий промышленности и народных промыслов.

Мебель из собрания музея декоративно-прикладного и народного искусства

Коллекция крестьянской мебели включает несколько широко употребляемых предметов обстановки. Простые напольные шкафы, дополнительный застекленный шкафчик и массивный стол служили, очевидно, семейству сельских жителей российской глубинки. Всем изделиям присуща прямоугольность очертаний, использованы схожие по окраске и сюжетам элементы декора дверок шкафов и ящичков.

Мебель крестьянского семейства в музее декоративно-прикладного и народного искусства. Обыденные вещи тоже старались украшать народным орнаментом.

Несколько керамических сосудов соседствуют в экспозиции с красочно расписанными деревянными изделиями. Дополняет мебельный комплект солидных размеров сундук, подобные хранилища для вещей в России были традиционными для жилищ всех слоев населения.

Следующая группа предметов мебели – не гарнитур, а отдельные изделия. Представлены по несколько экземпляров кресел и небольших столиков. Кресла, помимо расцветки обивочной ткани, различаются формой подлокотников, которые выполнены из нескольких деталей либо изгибанием цельного элемента. Особо выделяется кресло на переднем плане, в котором поручни поддерживаются живописными фарфоровыми фигурками.

Образцы столиков, которые предназначены для использования в качестве рукодельных или туалетных, снабжены боковыми ящичками для принадлежностей, соответствующих назначению. Формы столешниц разнообразны, от прямоугольной и полукруглой до фигурной. Поверхность столешниц как однотонная, так и выполненная с использованием инкрустаций из древесины более светлых пород.

В музее декоративно-прикладного и народного искусства представлены образцы изделий мебельщиков. Рукодельные и туалетные столики, кресла разных конструкций.

Привлекательность группе вещей придает настенный ковер с рисунком восточного сюжета в спокойных цветовых тонах.

Другая мебельная группа – отчасти единый комплект в составе дивана со сплошной деревянной спинкой и стола со скошенными углами на массивной резной ножке, дополненных парой стульев. Приставленный с краю третий стул отличается формой подлокотников и конструкцией спинки. Причудливой формы предмет на заднем плане – то ли многоуровневый столик, то ли своеобразная этажерка, изделие очень своеобразное и привлекательное. Гарнитур же украшен искусной шкатулкой-часами с копией памятника Минину и Пожарскому на Красной площади.

Заключительный комплект мебели для гостиной – полноценный гарнитур для семейного или дружеского времяпровождения. Небольшой аккуратный сервант, на котором выделяется узорное стекло дверцы, сочетается с круглым столиком. Пара стульев и кресло, выполненные в едином оформлении, дополнены необычным диваном двойного назначения.

Полноценный гостиный гарнитур выставлен в одном из залов музея декоративно-прикладного и народного искусства. Мастер использовал узорное стекло для дверок обеих предметов комплекта.

Боковины и верх спинки выполнены в виде шкафчиков и закрытой полки, составляющих с диваном единое целое. Стекла в дверцах шкафчиков аналогичны стеклу в серванте, что подчеркивает цельность ансамбля. Изделие украшено двумя фигурками в образованной отделкой рамке. Бронзовые часы на серванте, кубок на полке дивана и предмет из фарфора на столике представляют удачные примеры украшения интерьера.

Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства

Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства создан в 2006 году. Несмотря на то, что музей является одним из самых молодых музеев Липецкой области, он обладает уникальным фондом предметов: образцов народных костюмов, керамики, ткачества, вышивки, коллекций фарфоровой пластики, стекла и других музейных предметов. В коллекции музея около 7000 единиц.

В музее собираются и бережно хранятся предметы крестьянского быта, удивительной красоты традиционные народные костюмы, предметы народных промыслов и ремесел Липецкой земли. Поэтому постоянно действующая экспозиция посвящена народному искусству Липецкого края.
В музее также имеется просторный выставочный зал, где постоянно меняются выставки, приобщающие всех желающих к раз­нообразным видам декоративно — прикладного искусства.

Для отдаленных школ и детских садов предлагается программа «Музей в корзинке», для семейных групп — «Выходные в музее».

В сентябре 2011 г. Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства с проектом «Мураевенская вышивка» победил в престижном VIII грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире». В апреле 2012 года музей являлся главным организатором межрегионального фестиваля традиционного кружевоплетения на коклюшках «Золотые кружева России». В 2014 году музей стал победителем в грантовом конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина «Музейный десант»

Изучение и сохранение традиционных художественных промыслов Липецкого края — одно из основных направлений деятельности музея.

Ежегодно музей посещают более 20 000 человек.

Режим работы: вторник – воскресение, с 11.00 до 19.00

Последняя пятница месяца – санитарный день.

Lipetsk Folk, Decorative and Applied Arts Museum was opened in 2006 and is one of the youngest museums in Lipetsk region.

The Museum’s collections comprise about 6132 exhibits. The Museum has collected and carefully stores objects of peasant everyday life, fascinatingly beautiful traditional folk costumes and items of folk arts and crafts of Lipetsk land.

That is why a fine permanent display of theMuseum is dedicated to the Folk Arts of the Lipetsk regionA spacious showroom the Museum holds temporary exhibitions where everyone can learn and feel the beauty of various kinds of decorative and applied arts.

The Museum runs the “School of Crafts” on ceramics, artistic and traditional doll, lace making, weaving, felting and patchwork. For schoolchildren, family groups and everyone concerned the Museum offers classes and workshops that provide an opportunity to enter the world of folk culture and to feel as a potter, master of toys or lace-maker.

Every year the Museum attracts more than 20.000 people.

Opening hours:

daily from 11 a.m. to 7 p.m. Closed: on Mondays and the last Friday of each month.

Стекло, фаянс и фарфор

Стекло и фарфор применяются как для изготовления посуды каждодневного использования, так и для парадных сервизов, праздничных бокалов и чисто декоративных предметов украшения интерьера. Сочетание стекла и позолоченных металлических деталей, либо золотые ободки на сосудах выглядят шикарно и несомненно украшают гостиную.

Практикуется также использование цветного стекла, преимущественно окрашенного в разные оттенки синего или красного, хотя можно встретить и другие цвета. Витрины музея декоративно-прикладного и народного искусства представляют множество стеклянных изделий различного назначения.

Фарфор и фаянс каждый человек, как правило, держит в руках по нескольку раз ежедневно. Тарелки и кружки изготовлены преимущественно из этих материалов, производители стараются сделать красивой и повседневную посуду. Многие же музейные экспонаты выполнены специально для украшения человеческих жилищ. Хороший пример такого изделия – фарфоровый львенок, изображенный в необычной позе, с повернутой назад головой, причем неестественность такого поворота совсем фигурку не портит.

Фаянс и фарфор первыми произвели китайцы, обжигая глиняные изделия при высоких температурах. Фаянс имеет пористое на изломе строение, фарфор же пор не имеет, его производят при более высокой температуре. Европейцы самостоятельно получили фаянс на 10 веков позже китайцев, в XV веке, название произошло от итальянского города Фаэнца.

Из российских глин фарфор получил первым Д. Виноградов в середине того же столетия. Мировая известность фарфора фабрик Кузнецова говорит о высоком качестве и нашего фарфора. В этом можно убедиться при осмотре экспозиции музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Фарфоровое производство самых знаменитых европейских марок основано в начале XVIII века и ассоциируется с немецким городом Мейсен и французским Севром. В России бывшая частная мануфактура, где три года колдовал над рецептом фарфора ученый Виноградов, стала Императорским фарфоровым заводом. Традицией стало изготовление именных сервизов с портретами членов царствующей семьи.

Выставленные в музее декоративно-прикладного и народного искусства изделия из фарфора советского периода выполняли агитационные и пропагандистские функции.

После октябрьского переворота 1917 года фарфор стал средством агитации и пропаганды, сменив прежние сюжеты на революционные лозунги и плакаты. Следует признать, что качество советского фарфора ни в чем не уступало императорскому.

История: Всероссийский музей декоративного искусства – единственный в России музей, объединивший в своей коллекции произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков. Собрание музея сформировалось к 1999 году в результате объединения коллекций Всероссийского музея декоративного искусства, основанного в 1981 году, и Музея народного искусства им. С.Т. Морозова (бывшего Кустарного музея, основанного в 1885 году), а также библиотечных и архивных фондов НИИ художественной промышленности. В фондах музея хранятся и частные коллекции: собрание художественного металла, переданные в дар его собирателем Г.А. Кубряковым, знаменитая коллекция русских, восточных и европейских тканей Н.Л. Шабельской, подаренная гражданином Франции П.М. Толстым-Милославским, коллекции фарфора, собранные М.В. Мироновой и А.С. Менакером, а также коллекция фарфора Л.О. Утесова. Победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2004 года. Проект «Международный музейный фестиваль исторических театров Европы «По обе стороны кулис».

Коллекции: В музее представлены художественные изделия из металла (в том числе, ювелирные украшения ведущих российских фирм XIX-начала XX веков, редкое собрание самоваров и художественного литья), русские художественные лаки, фарфор и стекло Императорского и частных заводов, произведения известных современных мастеров декоративно-прикладного искусства. Не имеет аналогов собрание произведений декоративно-прикладного искусства русского модерна (в том числе, произведения М. Врубеля, А. Головина, С. Малютина, С. Коненкова, Н. Андреева и других), а также коллекция советского искусства 1920-1950-х годов, включая агитационный фарфор и ткани. За последние годы музейную коллекцию пополнили великолепные произведения современных художников (В.И. Мухиной, Б.А. Смирнова, В.С. Муратова и многих других). В библиотеке музея хранится собрание редкой книги. Уникальные рукописные материалы находятся в специальном архивном фонде.

Здание: Музей расположен в комплексе зданий — памятнике архитектуры кон. XVIII — XX вв. По имени прежних владельцев эту старинную усадьбу называют «Усадьбой Остермана». Со второй четверти XVII века усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В 1796 году титул графа Остермана перешел к Александру Ивановичу Толстому — герою Отечественной войны 1812 года. В конце XVIII века главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, приобрел вид близкий современному. В 1834 году комплекс зданий был передан московской духовной Семинарии, в 1918 году здание было национализировано и передано в ведение ВЦИК. После Великой Отечественной войны в здании были размещены Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР. В 1981 году здание было передано вновь созданному музею.

Деревянные скульптуры, игрушки и орудия

Дерево издавна было главным материалом для многих изделий, из него строили жилища и делали орудия труда. Развлечения маленьких детей и украшения для дома тоже часто изготавливали из древесины. Наиболее известные игрушки для детей, которые могли служить и декоративными элементами жилища, изготавливали богородские и нижегородские мастера.

Богородская резьба по дереву произошла от древнего ремесла в Троице-Сергиевом монастыре, центром ее развития была деревня Богородское. Эта резьба отличалась тонкой проработкой деталей, сохранение поверхности дерева без каких-либо покрытий.

Деревянная скульптура в экспозиции музея декоративно-прикладного и народного искусства. Основные производители – мастера Новгорода и Богородского, деревни в Московской области.

Нижегородские изделия отличались тщательной шлифовкой поверхностей и покрытием бесцветными лаками.

Игрушки для детей из дерева изготавливали и в других регионах России, и в каждой местности они чем-либо отличались от собратьев. Четкая проработка деталей могла уступать место упрощенному, даже схематичному изображению исходных предметов.

Менялись цвета, которыми раскрашивались игрушки, вырезание отдельных элементов заменялось их графическим изображением. Различными были орнаменты и узоры на народных изделиях. Все это разнообразие демонстрирует экспозиция музея декоративно-прикладного и народного искусства, посвященная деревянной скульптуре и игрушкам.

Есть в экспозиции и детский уголок, в котором показаны предметы, используемые при уходе за ребенком, а также для детских развлечений и досуга. Деревянный комод нужен для хранения детских вещей, на материнском стуле – прялка, позволяющая совмещать домашнюю работу с уходом за ребенком. Главный предмет уголка – детская люлька для укачивания малыша. Добротно сделанные расписные санки пригодятся для зимнего катания со снежных горок, есть и игрушки для домашнего использования.

Элементы художественного оформления жилища и необходимые в хозяйстве предметы выставлены в экспозиции деревянных изделий. Здесь представлено несколько вариантов наружного оформления оконных проемов – красочные наличники и ставни, украшенные резьбой по дереву.

В центре – расписные сани для зимней езды на запряженной лошади, одна из деталей упряжи, хомуты, висят на стене. Из хозяйственной утвари для демонстрации выбран сундук, украшенный народной росписью, здесь же детские санки для зимних развлечений.

Образцы деталей оформления деревянных домов в музее декоративно-прикладного и народного искусства соседствуют с принадлежностями для езды на лошадях.

Следующая экспозиция начинается с отдельно выставленного образца древнерусского сосуда – братины, изготовленной из цельного древесного ствола. Это пример художественной росписи деревянных изделий, выполненной в известной хохломской технике.

Юные посетители музея декоративно-прикладного и народного искусства внимательно слушают пояснения экскурсовода у стенда образцов ручных прялок.

В соседней витрине выставлены предметы домашней утвари – кухонные разделочные доски и вертикальные части ручных прялок (лопати). Такие прялки были простейшими приспособлениями для получения из отдельных волокон путем скручивания непрерывных нитей. Кроме разных вариантов росписи, для их украшения применена глухая резьба по дереву с изображением различных орнаментов.

Moscow.org городской портал Москвы

Все фотографии

Адрес: ул. Делегатская, 3

Телефон,, +7 (495) 923 17 41

Время работы: ежедневно, кроме вторника и последнего понедельника месяца, с 10:00 до 18:00, суббота – с 11:00 до 19:00, в дни праздников — по дополнительному графику. Касса работает до 17:00.

Как добраться до Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства: ближайшие ст. метро Цветной Бульвар, Маяковская.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве является единственным в России музеем, который объединил в своей коллекции изделия художественного ремесла, народных художественных промыслов, заводов художественной промышленности, авторские произведения мастеров декоративно-прикладного искусства.

В августе 1999 года согласно решению Правительства Российской Федерации музею были переданы художественные, библиотечные и архивные ценности реорганизованного Научно-исследовательского института художественной промышленности. К этому времени окончательно сформировалась основная коллекция музея, образовавшаяся в результате объединения коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, основанного в 1981 году, и Музея народного искусства имени С.Т. Морозова, который располагал коллекциями Кустарного музея, основанного в 1885 году.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства располагается в комплексе зданий, которые являются памятником архитектуры конца 18-20 веков. Эту усадьбу коренные жители Москвы зачастую называют Домом Остермана по имени его владельца. С конца 17 века здание перешло во владение бояр Стрешневых, затем по наследству графу И.А. Остерману. Современный вид усадьба приобрела в конце 18 века, когда была перестроена по проекту неизвестного архитектора. Впоследствии еще несколько раз здание меняло своих хозяев. Одно время здесь находилась Московская Духовная семинария, по инициативе которой к правой галерее было пристроено двухэтажное здание епархиального общежития. В советское время здание было передано в ведение ВЦИКа, потом в нем разместился Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР. В начале 1950-х годов по проекту архитектора В.Г. Гольфрейха был пристроен трехэтажный корпус.

Общая коллекция Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве насчитывает более 120 тысяч экспонатов. Здесь представлены произведения, начиная с 16 века и заканчивая 90-ми годами 20 века. К вниманию экскурсантов предлагаются русские художественные лаки, обширная коллекция самоваров и художественного литья, уникальные ювелирные изделия ведущих российских фирм 19-20 веков. Жемчужинами коллекции являются фарфор и стекло Императорского и частных заводов, агитационный фарфор. В музее есть отдельные залы, где экспонируются частные коллекции фарфора Л.О. Утесова, М.В. Мироновой и А.С. Менакера.

Также достаточно богато представлены ткани 20-х годов 20 века, произведения ведущих современных мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, частная коллекция русских, восточных и европейских тканей. В России нет аналога собранию произведений декоративно-прикладного искусства русского модерна (в том числе, произведения М. Врубеля, А.Головина, С.Малютина, С.Коненкова, Н.Андреева и других), а также коллекции советского искусства 1920-1950-х годов.

Современный Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства состоит из нескольких тематических отделов. Отдел дерева и кости представлен более чем 24 тысячами экспонатов. Здесь можно увидеть коллекцию русской мебели 18-20 веков, весьма интересна коллекция традиционного расписного и резного дерева, в частности прялок, крестьянской посуды и утвари. Посетителям с детьми будет интересна подборка народных деревянных игрушек, собранных в Сергиев-Посаде, Богородском, Полховском Майдане и других районах России. Достаточно представительной является коллекция резной кости.

Экспонаты отдела стекла не так многочисленны, как отдела дерева и кости, но они представляют собой большую историческую и культурную ценность. Здесь выставлены образцы изделий знаменитых российских стекольных заводов 18-20 веков, а также творения ведущих современных мастеров художественного стекла. Отдел керамики и фарфора насчитывает более 20 тысяч единиц экспонатов, представленных традиционной глиняной игрушкой, предметами народного гончарства, изделиями из фаянса, фарфора. В феврале 2010 года состоялось торжественное открытие новой галереи шедевров советского фарфора, которая насчитывает более 300 предметов из фондов музея, которые впервые представлены посетителям. Отдел художественных лаков славится своей коллекцией лаков из Петербурга, Федоскина, Палеха, Хoлуя и Мстеры. В коллекции также имеются образцы палехской миниатюры авторства И.И. Голикова, Н.М. Зиновьева, И.М. Баканова, И.И. Вакурова, И.В. Маркичева. Отдел тканей включает экспонаты народной вышивки, ткачества, кружева, народного костюма, современного искусства моделирования одежды. Центром экспозиции отдела тканей во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства является знаменитая коллекция Н.Л. Шабельской, переданная в дар музею П.М. Толстым-Милославским. Отдел металла предлагает посетителям уникальные экземпляры художественной бронзы, чугунного литья, лаковой росписи по металлу, ювелирного искусства. В коллекции также имеются изделия знаменитых мастеров художественного серебра Дагестана и Бурятии. Одним из наиболее молодых фондовых отделов музея является отдел изобразительных материалов. Отдел насчитывает более 6 тысяч единиц хранения. Уникальностью отличаются эскизы и рисунки мастеров первой половины прошлого века. В 2005 году на базе отдела изобразительных материалов открылся единственный в Москве Музей открытки, целью которого является популяризация этого своеобразного вида изобразительного творчества. Основу Музея открытки составила переданная в 2000 году московскими коллекционерами коллекция старинных открыток.

Отдел рукописей и научной документации содержит ценные архивы таких ученых как В.С. Воронов и Л.И. Свионтковская-Воронова, В.М. Василенко, В.М. Вишневская и др. Ценные рукописные материалы хранятся в специальном архивном фонде музея. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства имеется собственная библиотека, которая может похвастаться отменной подборкой раритетных книг. Библиотека является членом Московской ассоциации библиотек по искусству (МАБИС), Российской библиотечной ассоциации (РБА). Сотрудниками библиотеки активно ведется книгообмен с другими библиотеками и музеями.

Среди основных экскурсий, предлагаемых посетителям сотрудниками Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве необходимо выделить следующие: «Декоративно-прикладное искусство 17-20 веков», «Художественные стили в русском декоративно-прикладном искусстве», «В гости к сказке», «Искусство вокруг нас» и другие.

Одно из направлений работы музея – выставочная деятельность. В целом со дня основания музея было проведено более 450 разнообразных выставок. Помимо того Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства имеет в своем арсенале множество разнообразных наград, одной из них является первое место в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире».

На сегодняшний лень при Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве работает Детский центр. Программа обучения включают посещение музея, интерактивной экспозиции и творческую работу в мастерской. Помимо того, музей совместно с Комитетом общественных связей Правительства Москвы, Фондом «Горожане-Мастера» ежегодно организует Московский детский Фестиваль искусств и ремёсел «Мастера».

Ткани и костюмы

Первый экспонат, раскрывающий тему следующей экспозиции – ткацкий станок, который по признаку материала изготовления мог бы относиться и к предыдущей теме. Устройство полностью выполнено из деревянных деталей, это простейший механизм для получения полотна из непрерывных нитей.

Ткачество было одним из древнейших ремесел, которыми владели люди, этот процесс образовался из сочетания простейшего плетения из лозы и способа получения непрерывных нитей.

Ткацкий станок и раскрашенные ручные прялки в музее декоративно-прикладного и народного искусства. Экспонаты, относящиеся к двум соседним тематическим собраниям – дерева и тканей.

Здесь же представлены красочно разрисованные ручные прялки, которые и служили для получения нитей из отдельных волокон.

Освоение процесса получения тканого полотна породило появление еще одного вида ремесел – швейного, или портняжного. Портные и швеи древности обходились нитями и иглой – одним из главных человеческих изобретений. Перенос отверстия для нити к острию иглы и еще ряд технических решений привели к созданию швейных машинок, и создание предметов одежды стало набирать обороты, превращаясь в фундаментальную отрасль промышленности.

Коллекция женских нарядов музея декоративно-прикладного и народного искусства отражает возросший уровень сложности швейных изделий, их разнообразия и эстетической привлекательности. Использованы ткани различной плотности и цвета, из волокон различного происхождения.

Парадная женская одежда представительниц обеспеченных сословий в музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Подборка женской народной одежды демонстрирует разнообразие покроев бытовых и праздничных нарядов россиянок. Широко используются контрастные черные и белые детали костюма, а также цветные элементы с разнообразными орнаментами и узорами. Представлены и различные дополнительные аксессуары – платки и накидки, иногда используются широкие пояса.

Музей декоративно-прикладного и народного искусства имеет обширную подборку народной женской одежды, от повседневной до праздничной.

В этой подборке нашлось место и для ручных прялок, рисунки на которых перекликаются с цветными частями образцов одежды.

Экспозицию раздела завершают образцы ажурных кружевных полотен. Плетение кружев является одним из видов народных промыслов, имеющих древнее происхождение и долговременно сохраняющих отличительные признаки места происхождения. Свои отличия имеют кружевные изделия из Вологды и Торжка, Ельца и Галича.

Кружева различных творческих направлений представлены в музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Кружева широко используются для отделки одежды и белья, традиция эта заложена еще Петром Первым с его пристрастием к европейским костюмам. Применяются кружевных изделия для скатертей и покрывал, реже для создания кружевных блузок и платьев.

История

Здание

Основная статья: Дом графа Остермана (Делегатская улица)

Музей расположен в дворцовом комплексе XVIII века, построенном по указу государственного деятеля Ивана Остермана в 1782—1787 годах в стиле русский классицизм[2]. С 1834 по 1918 год в помещениях дворца находилась Московская духовная семинария. После революции 1917 года здания были национализированы, а главный корпус и примыкающие флигели использовались для собрания губернских советов. После Великой Отечественной войны в дворцовом комплексе размещались рабочие помещения Президиума Верховного Совета и Совета Министров РСФСР[3][4].

Основание и работа музея

В 1979 году закончилось строительство правительственного комплекса на Краснопресненской набережной, куда переехали Президиум Верховного Совета и Совет министров РСФСР. В освободившихся помещениях в доме графа Остермана было решено создать Музей декоративного-прикладного и народного искусства. В течение короткого срока внутренние помещения перестроили для размещения в здании запасников и коллекций музея, организовали приём и хранение документов, выработали систему внутренней документации. Одним из первых работников стал военный строитель Александр Митрофанов, занимавшийся ремонтом и перестройкой зданий. Первым директором назначили художника по стеклу и бывшего административного работника Союза художников Антонину Степанову. Также были наняты научные сотрудники: З. А. Малаева, Л. Л. Пирогова, И. М. Денисова, О. М. Поляшова, С. С. Морозова. Дизайнером экспозиции стал художник Г. Г. Курочкин[2][5]. Открытие первой экспозиции состоялось в 1981-м, спустя шесть месяцев после основания[6]. С момента создания при музее функционируют научно-методический центр и реставрационные лаборатории[7][4].

С 1996 по 2020 год на первом этаже здания располагался Музей современной истории России. Из-за занимаемой им площади Музей декоративно-прикладного искусства был лишён большей части экспозиционного пространства. На освободившейся в 2020 году площади открыли расширенную экспозицию «Декоративно-прикладное искусство XVIII—XIX веков», включающую экспонаты из запасников: осветительные приборы из стекла и хрусталя, интерьерные изделия из фарфора и бронзы конца XVIII—XIX веков, образцы русской дворцовой мебели XVIII—XIX веков, среди которых особый интерес представляют каминные часы «Минин и Пожарский», изготовленные парижским бронзовщиком Пьером-Филиппом Томиром и воспроизводящие в интерьерном формате памятник Ивана Мартоса, стоящий на Красной площади[8][9].

В 1999 году в состав музея вошёл Музей народного искусства имени Сергея Морозова, в середине 1990-х пришедший в упадок из-за потери государственного финансирования[2].

Начиная с 2000-х музей неоднократно сталкивался с попыткой выселения. В 2005 году по инициативе политолога Павла Бородина рассматривалось предложение о размещении в здании аппарата союзного государства России и Беларуси, однако благодаря поддержке Министерства культуры музею удалось сохранить здание за собой[2]. Государственный деятель Герман Греф также высказывал предложения о размещении в главном корпусе Общественной палаты[10].

В октябре 2020 года в залах второго этажа открылась выставка «Русский стиль. От историзма к модерну», охватывающая период с конца XIX до начала XX века[11].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: