Дом-Музей Васнецова – сказка и быль


Немного истории

Само здание было построено по эскизам В.М. Васнецова. Внешне дом напоминает сказочный русский терем, декорированный при помощи резьбы и рисунков на крыше. Именно здесь жил художник с 1894 по 1926 гг. Создатели музея постарались сохранить его атмосферу и удивительную обстановку. Попадая сюда, дети будто перемещаются в старую русскую сказку с печкой и гуслями на стене.

Экспозиция в музее Васнецова

Ученые до сих пор не сходятся во мнении в том, кто же построил дом для Васнецова. По некоторым источникам архитектором был В.Н. Башкиров, а по другим М.В. Приемышев. После смерти великого русского художника в 1926 году, в доме продолжили жить его ближайшие родственники вплоть до 1953 года. После этого, родные В.М. Васнецова передали дом правительству для организации музея.

Сейчас этот культурный памятник со всеми предметами быта стал частью музейного объединения Государственной Третьяковской галереи.

Музей Аполлинария Васнецова в Москве.

Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, – понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа.

К.Ф. Юон

Дорога в музей А.Васнецова и немного истории.

В марте 2020 года мы посетили музей Аполлинария Васнецова.

Он располагается в двух квартирах, находящихся на одной лестничной клетке. Первая – место экспозиции картин, этюдов, мебели, выполненной по рисункам художника, осмотр мы проводили самостоятельно. По соседству находится квартира, в которой жил непосредственно уже сам Аполлинарий Васнецов. Туда нас провожала гид, поведавшая интересную информацию о художнике. Нам пришлось подождать около часа, чтобы попасть во вторую квартиру, так как там проходила детская экскурсия.

Чтобы попасть внутрь здания, надо набрать на домофоне квартиру 22.

У входа в музей табличка

Семья Васнецовых снимала квартиру в этом доме. Это один из последних московских адресов, куда переехал художник в 1903 году.

Первая квартира — залы экспозиции.

У нас на слуху имя Виктора Васнецова, а вот его брата Аполлинария известно гораздо хуже. В историю А.Васнецов вошел как мастер лирического пейзажа и талантливый исследователь, запечатлевший архитектуру исторической Москвы, быт и нравы жителей. Улочки древней столицы, реконструированные художником по архивным данным и сегодня поражают своей достоверностью. Больше всего он любил науку: «собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значения». Даже показы своих картин на выставках художники часто сопровождал докладами.

Мы прошли в первую квартиру, в которой экспозиционная часть. Квартира отдана в 1984 году в пользование музея.

Зал «Родина».

В витрине портрет отца М.В.Васнецова и сохранившиеся предметы из дома Васнецовых в с.Рябово: чернильница, ручка, магнит. Здесь же гравюра «Село Рябово» работы А.М.Васнецова, медная доска и гравировальная игла.

Родился Аполлинарий Михайлович 7 августа 1856 года в Вятской губернии в семье сельского священника. Отец много времени тратил на воспитание и развитие детей. Он обращал внимание сыновей на красоту природы, рассказывал им о животных и птицах. Михаил Васильевич любил искусство и поощрял занятия детей.

В тринадцать лет мальчик остался сиротой. Он учился в духовном училище и брал уроки живописи у старшего брата и его друзей-художников. Юноша писал этюды с натуры, много рисовал. Целые дни проводил в полях, лесах, на реке, зарисовывая понравившиеся мотивы.

В Абрамцевских мастерских по эскизам Аполлинария Васнецова сделали дубовый буфет.

В 1918-1924гг. художник на основе детских рисунков создает серию акварелей «Моя Родина». Все девять работ этой серии выполнены в смешанной технике (уголь, фиксатив, акварель). А.Васнецов показал с.Рябово и его окрестности в разные времена года.

Зал «Пейзаж» в музее А.Васнецова.

Аполлинарий Васнецов был в Крыму в Кучук-Ламбате и провел ночь на древнегреческом кладбище, слушая шум моря. Под этими впечатлениями и возникла картина.

В конце XIX века художник открывает новую страницу в искусстве — начинает изображать историческую Москву.

Эта картина Смутного времени XVII века. Нам неизвестна точная дата и событие, изображенное на картине. Но, скорее всего, Борис Годунов еще жив, а Дмитрий Самозванец уже собрал рать и движется на Москву. Гонцы несут тревожную новость. Зимнее утро. Город спит. Лишь птицы встрепенулись и взлетели от топота копыт. Художник показывает ряд домов характерных для того времени.

«Воспитывали меня как художника-пейзажиста мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов.

Последняя картина художника, романтический грустный пейзаж. На переднем плане изображен седовласый старика, сидящий в глубоком раздумье. Ветер шумит листвой деревьев. Смеркается, во всем грусть уходящей жизни. Этим произведением, созданным в свое семидесятилетие, художник как бы подводит итог жизненного пути.

Вторая квартира — место жительства художника.

Следующий наш пункт назначения — непосредственно сама квартира художника. Ощущается, что это жилое место, в ней царит атмосфера того времени. В квартире мы осматривали три комнаты — кабинет, гостиную, мастерскую. На мольберте в мастерской — незаконченная картина.

Шкура белого медведя — результат поездок Всеволода Аполлинариевича в Арктику в исследовательских целях. В одном из путешествий медведица напала на него, ее пришлось убить. Сын художника был один из основоположников полярной гидрологии.

На диване сидит парижская кукла, такие находились во всех домах московской интеллигенции.

Сверху Крымские пейзажи Аполлинария Михайловича.

На столе фотографии сына и снохи А.Васнецова, очень красивая настольная лампа.

Гостиная комната в квартире А.Васнецова.

Здесь бывал П.Третьяков, И.Бунин, К.Коровин, пел Ф.Шаляпин. На стене портреты жены художника – Екатерины Константиновны и сына – Всеволода.

Кабинет в квартире А.Васнецова.

Он был не только художником, но и ученым, археологом, историком Москвы. Тут он готовил свои научные выступления.

Вся мебель выполнена по его эскизам в неорусском стиле в Абрамцевских мастерских. Кресло очень тяжелое. Чтобы его не двигать, можно было просто перекинуть спинку с одной стороны на другую. На заднем плане картина «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень», 1914 год. Аполлинарий Михайлович отправился в Крым с сыном, где наблюдали затмение. Художник писал этюды, из которых позже сложилась эта картина.

В углу располагается турецкий диванчик, на котором очень любил отдыхать художник. На нем его и застала смерть.

Рядом находится картина «На погосте. Демьяново», 1917 год. Демьяново — усадьба В.И.Танеева, находящаяся под Клином. В настоящее время это филиал усадьбы П.И.Чайковского. Демьяново было самым любимым местом А.Васнецова.

Буфет выполнен в мастерских Троице-Сергиевой лавры.

Столовая, мастерская в квартире Аполлинария Михайловича.

Столовая, а позже мастерская художника. В 1918 году у Васнецова отобрали мастерскую, и он стал работать в столовой.

От столовой здесь остался стол-сороконожка, венские стулья, буфет. На столе стоит сундучок-изголовник VII века, с которым путешествовали. Внутрь складывали вещи. Художник любил собирать предметы старины и покупал многие из них на Сухаревской площади.

«Ифигения в Тавриде», 1889 год — одна из любимых картин А.Васнецова. Написана на поэму И.В.Гете.

Под сень твоих колеблемых ветвей, О древня, густолиственна дубрава, Как в тихое святилище богини, Еще поныне с трепетом вхожу, Как бы впервые — и не может Обжиться и обвыкнуть здесь мой дух.

Гёте И. В. Отрывок из «Ифигения в Тавриде».

Скончался А.М.Васнецов 23 января 1933 в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. В тени столетних деревьев на гранитной плите его могилы высечена надпись: «Художнику, историку, мыслителю…».

Перед смертью его беспокоило, снесли ли Храм Христа Спасителя. Храм к тому времени уже взорвали, но жена отвечала: «Стоит на месте…». Он единственный написал письмо в защиту храма в газету Известие. Второе, что его волновало – это вернулся ли из экспедиции сын Всеволод. Сын был в Арктике, поэтому не смог проводить отца в последний путь. Адрес: Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон «22»), 3 этаж Проезд: Ст.м. «Чистые пруды», «Красные ворота», «Курская» Часы работы: среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00, касса и вход в музей до 16-00, выходные дни — понедельник, вторник, последний четверг месяца — санитарный день. Стоимость билета: 300 руб. — для взрослых, 150 руб. — для пенсионеров, студентов и учащихся средних и средних специальных учебных заведений, бесплатно — для лиц до 18 лет и некоторым другим лицам.

Время на осмотр: около 1 часа.

Сайт: www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/branch/museum_flat_vasnetsov

© «Прогулки по России с Татьяной и Денисом». Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта прогулки-по.рф в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Дом-музей Виктора Васнецова просто удивляет

Многих туристов привлекает именно необычное здание самого музея, которое выглядит очень оригинально. Внешне музей похож на старую русскую избу, а деревянная постройка, за счет регулярных реконструкций, очень неплохо сохранилась. Здание построено в стиле неоклассики с элементами модерна и представляет собой истинное выражение любви к национальному зодчеству. Зеленая крыша дома виднеется издалека, а некоторые ее участки и вовсе покрыты причудливым национальным рисунком в стиле хохломы.

Увидев этот дом снаружи, можно подумать, что основной акцент сделан именно на внешнюю привлекательность здания, но это не так. Васнецов тщательно продумывал проект дома для того чтобы сделать его комфортным в плане проживания.

Вид столовой в музее Васнецова

Как только посетители проходят вовнутрь, они понимают, что задумка создателя удалась на славу. Внешняя красота дома – это лишь прелюдия к удивительному внутреннему убранству и простору музея.

Многогранность великого таланта

Стоит отметить, что Виктор Васнецов не только талантливо рисовал картины на фантастическую тематику, но и мастерски расписывал храмы и соборы. Среди его знаменитых работ – роспись собора Святого Владимира в Киеве и мозаика храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Дом-музей В. М. Васнецова предоставляет посетителям уникальную возможность посмотреть подготовительные работы, наброски и эскизы, которые художник делал непосредственно перед основной работой над этими монументальными произведениями. Это позволяет в полной мере ощутить многогранность талантливой натуры Виктора Васнецова. Его настоящей целью было не творение искусства ради искусства и не демонстрация собственного таланта, а создание единого стиля, основанного на различных народных и средневековых национальных традициях. Обязательным условием художника было то, что этот стиль должен был включать в себя разные виды искусства, поэтому гений Васнецова был вынужден работать в нескольких направлениях.

дом музей васнецова официальный сайт

Экспонаты музея и впечатления от увиденного

Всего в музее расположено 24 тысячи экспонатов бытового характера. Что же здесь могут увидеть посетители?

  • Уникальная мебель, характерная для середины XIX века, выполненная по эскизам самого В.М. Васнецова;
  • Бытовые предметы интерьера, такие как люстры, тарелки, самовар, печь и так далее;
  • Художественные произведения самого В.М. Васнецова, расположенные в его мастерской.

Лестница в музее Васнецова

На самом деле, в этом доме интересно все, начиная от мебели, которая сохранилась в идеальном состоянии и заканчивая необычным дизайном помещения. Например, всем посетителям музея запоминается большая, закругленная лестница, ведущая на второй этаж здания. Самых маленьких посетителей непременно заинтересует огромная печь, расположенная посреди кухни, а также кольчуга, которая висит на лестнице.

Печь в музее Васнецова

Благодаря тому, что дом сохранился идеально, удается перенестись в атмосферу русских селений середины XIX века. Посреди современной Москвы расположился уголок старой, русской культуры, которая может только восхищать.

На первом этаже здания располагались комнаты членов семьи, а также общая, просторная столовая.

Столовая в музее Васнецова

На втором этаже находится мастерская В.М. Васнецова, где он создал свои самые знаменитые полотна. В творчестве художника всегда прослеживалось преклонение перед русскими былинами и легендами.

Мастерская в музее Васнецова

Именно второй этаж здания представляет наибольшую ценность для посетителей, ведь здесь можно увидеть многие знаменитые картины художника.

В Москве очень много домов-музеев. Чтобы испытать комфортное времяпровождение, достаточно посетить музей Цветаевой в Москве. Помимо приятного и ухоженного интерьера, вы узнаете о периоде жизни великой поэтессы в этой квартире.

В музее Сергея Есенина, мы не только погружаемся в историю жизни поэта, но видим приятную для глаза обстановку.

Какие же знаменитые полотна русского художника здесь можно увидеть?

  • «Царевна-Несмеяна»;
  • «Ковер-Самолет»;
  • «Царевна-лягушка»;
  • «Бой Ивана Царевича с трехглавым змеем»;
  • «Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем».

Создатели музея постарались сохранить историческую точность, разместив в мастерской художника именно те картины, которые он творил в период проживания в доме. Кстати именно здесь художник закончил свое знаменитое полотно «Богатыри».

Посетив музей один раз, у человека останутся впечатления на долгие годы. Удивительная атмосфера, созданная Васнецовым практически самостоятельно, заставляет поверить в величину его творческого гения.

На неведомых дорожках

Множество знаменитых людей того времени бывали у смелого мастера и не могли сдержать свой восторг, когда переступали впервые этот порог настоящих русских сеней. Потом гости попадали в горницу. Убранство комнат тоже под стать архитектуре – у Виктора Михайловича были только аутентичные предметы старинного русского быта, никаких модных в ту пору диванов и кушеток, только дубовые скамьи, с двуглавым орлом дубовый стол посреди комнаты и вокруг коренастые простые табуретки.

Все это сказочно преображалось с помощью еще одного увлечения мастера – коллекции русского костюма. Например, на лестнице, ведущей на второй этаж, закреплены настоящие доспехи русского воина. Именно эти доспехи и рисовал живописец на некоторых своих картинах, многие посетители музея их сразу же узнают.

Музей Васнецова – сказка и быль

Не приходится удивляться, что музей Васнецова вызывает бурю эмоций у детей. Даже собственные дети Васнецова постоянно ощущали себя как в сказке. Заботливый отец смастерил для них сказочный буфет-самобранку, в котором как по волшебству появлялись всякие яства. И все это он сделал без волшебства, только силой своей фантазии (с тыльной стороны буфета есть люк, который открывается из кухни, и кухарка ставила туда блюда для деток).

Необычность и одухотворенность жилища Васнецова признали еще его современники. В большой семье живописца (он, жена, дочь и четверо сыновей) никогда не заканчивались гости.

Почему стоит посетить дом-музей В.М. Васнецова?

На самом деле, существует сразу несколько причин, по которым непременно стоит посетить дом-музей В.М. Васнецова.

  • Возможность поближе познакомиться с творчеством художника, с тем местом, где он создавал свои великолепные полотна;
  • Для детей посещение такого музея станет возможностью развить свою собственную фантазию и на несколько минут погрузиться в сказку;
  • Дом-музей В.М. Васнецова дарит возможность чуть больше узнать о русской культуре конца XIX века, о быте простых людей и творческих единиц.

Кому-то приглянутся картины художника, а кто-то останется в восторге от уникального стиля здания, но равнодушным этот музей точно никто не покинет.

Основание музея

После смерти Васнецова в 1926 году члены его семьи обратились в правление Третьяковской галереи с заявлением об обустройстве в доме постоянной выставки. В организации экспозиции также принимали участие живописцы Михаил Нестеров и Павел Корин. Выставка открылась в 1927 году и состояла из 212 экспонатов: живописи, предметов быта и графики художника[7].

Дом наш опустел – словно душа отлетела из него – все тут было его, носило его отпечаток – страшно коснуться чего-либо, изменить что-либо. Наше общее решение – все сохранить как было – устроить что-то вроде дома-музея…
Алексей Васнецов[2]

По мнению филолога Константина Богданова, открытие дома-музея стало возможным в связи с одобрением советской властью художественного стиля Васнецова. В Большой советской энциклопедии за 1948 год Васнецов был назван предтечей социалистического реализма. Тема фольклора, популярная в творчестве художника, также использовалась пропагандой для усиления национального духа[8].

В 1948 году открылось выставочное мероприятие, посвящённое столетию со дня рождения Виктора Васнецова. В 1950 году Совет министров СССР выпустил распоряжение об организации в доме музея. Родственники живописца передали помещение, имущество и художественную коллекцию в дар государственному музею[7].

С 1986 года музея входит в состав Государственной Третьяковской галереи[7][6].

  • Интерьеры гостиной
  • Интерьеры гостиной, вид окон
  • Деревянная мебель в гостиной
  • Изразцовая печь
  • Картины в коллекции музея
  • Двор дома-музея
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: