Московские страницы творчества А.С. Голубкиной


Сохрани музей Анны Голубкиной

Биография Анны Семеновны Голубкиной (1864–1927)

Анна Голубкина родилась 28 января 1864 года в Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в большой и дружной семье, которая была ей поддержкой всю жизнь. Время проходило между сельскими занятиями на огороде и чтением. О Голубкиной вспоминали, что даже к прозаическому делу выращивания овощей она подходила творчески, как художник: так подбирала растения, что огород превращался в небывалой красоты цветник. Потом художественные критики в Москве и Петербурге еще долго называли ее «зарайской огородницей».

В 25 лет уехала учиться в Москву художественному ремеслу: ей хотелось научиться расписывать фарфоровую посуду. (Так же начинал свою творческую биографию Клод Моне.) Она поступила в Классы изящных искусств архитектора Анатолия Гунста, а потом — в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь она увлеклась скульптурой, была лучшей ученицей.

С 1891 по 1894 год училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у талантливого педагога Сергея Ивановича Иванова, автора собственной системы, позволявшей ученикам овладеть основами классической скульптуры и сохранить творческую самостоятельность и индивидуальность.

С 1894 по 1895 год обучалась в петербургской Академии художеств в мастерской молодого профессора Владимира Беклемишева, почитателя классической скульптуры. «Замечательно добрый и хороший человек», — говорила о нем Анна Голубкина. В эти годы ей впервые пришлось делать выбор между жизнью чувствами и занятиями скульптурой. Голубкина уехала в Париж, чтобы всецело посвятить себя искусству.

С 1895 по 1904 год Голубкина трижды подолгу обучалась в Париже: сначала в знаменитой частной академии Филиппо Коларосси, затем в мастерской Огюста Родена. «Облака ко мне в комнату не лезут, но вид очень хорош. Я живу в мансарде, т.е. на чердаке, но вы не думайте, что это такой чердак, как у нас. В нем газ, вода и все, что надо: камин, громадное зеркало, шкафы, обои, окна, кресла, кровать — все, — писала она в Зарайск. (А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. Стр. 29.) — Работаю я не очень много, когда 3, когда 6 и редко 8 часов. В день, когда я хорошо поработаю, мне всегда весело». Обучение у Родена завершилось созданием скульптуры в натуральную величину «Старость», во многом новаторской, исполненной в авторской импрессионистической манере. «Старость» получила на Парижском салоне медаль Академии искусства и литературы Прованса.

В Париже завязываются знакомства Голубкиной с художниками-современниками: Александр Бенуа обращается к Марии Тенишевой с просьбой стать меценатом Голубкиной, Константин Сомов мечтает работать в ее мастерской, Максимилиан Волошин сообщает в письме о посещении мастерской Голубкиной как о значительном событии в жизни.

После возвращения в Россию Голубкина обосновывается в Москве, сначала в мастерской в Крестовоздвиженском переулке, где исполняет рельеф «Волна» («Пловец») по заказу Константина Станиславского и знаменитую скульптуру «Идущий человек» — дань признательности Огюсту Родену. С 1910 года арендует великолепную мастерскую в Большом Левшинском переулке.

Анна Голубкина не только много работает в мастерской (ей позируют Алексей Толстой, Алексей Ремизов, Вячеслав Иванов и др.), но бывает в музеях, на выставках, ходит в театры. Смотрит спектакли МХТ и Малого театра. Оперу она любит слушать только в Большом театре. Когда началась деятельность Евгения Вахтангова, пересмотрела все его спектакли. Любовь к театру сказалась в устройстве народного театра в родном Зарайске, где она шьет костюмы, делает декорации, репетирует роли с актерами и, что интересно, применяет при этом элементы системы Станиславского.

Анна Голубкина участвует в выставках ведущих художественных объединений начала века: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Московское товарищество художников», «Московское общество любителей художеств».

Голубкина остро переживала, когда чувствовала себя непонятой, и ценила отношение Валентина Серова, считавшей ее одним из лучших современных скульпторов. «Вы понимаете и почти всегда слышите», — писала она ему. В 20-е годы постоянно работает в московской мастерской. Продолжает участвовать в выставках. Преподает во ВХУТЕМАСе. По заказу Музея Толстого исполняет портреты Льва Толстого и Григория Черткова.

Умерла Анна Голубкина в Зарайске 7 сентября 1927 года.

Дом с камеей: музей знаменитого скульптора Анны Голубкиной в Зарайске

Материал подготовлен Зарайским ИА>>

Работы талантливого русского скульптора Серебряного века Анны Семеновны Голубкиной, выполненные в гипсе, глине, дереве, мраморе, бронзе, хранятся во многих музеях России, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее. А ее горельеф «Волна» (другие названия — «Море житейское», «Пловец») украшает вход в МХТ имени Чехова в Москве. Бережно хранят память о знаменитой землячке и на ее родине — в подмосковном Зарайске. В Доме-музее А. С. Голубкиной, который в 2014 году отметил свое 40-летие, побывала корреспондент Зарайского Информагентства.

Гостей встречает царский рубль

© Фото,Зарайское ИА

Первая экспозиция в доме-музее А.С. Голубкиной была открыта 40 лет назад, 12 октября 1974 года.

Музей располагается в доме, который в 1841 году купил дед Анны Голубкиной — Поликарп Сидорович Голубкин. На первом этаже семья долгое время держала постоялый двор. Потом здесь были устроены кухня и столовая, а сейчас находится выставочный зал, где можно увидеть подлинные работы Голубкиной, среди которых ваза «Туман» (1899 год), портрет императора Александра II, камея.

На втором этаже — мемориальная часть экспозиции. Здесь экскурсоводы рассказывают о семье Голубкиной, о той атмосфере, в которой она жила и формировалась как скульптор. Здесь воссоздана историческая планировка: четыре комнаты и небольшой коридор. При входе на второй этаж самой Анной Голубкиной приклеен царский рубль – и каждый, впервые входящий в дом, невольно наклонялся, чтобы поднять его.

В доме жила большая семья — у Семена Поликарповича Голубкина росло семеро детей, здесь же жили дед, бабушка, прабабушка. Голубкины были знатными огородниками – урожай возили на продажу в Рязань, Коломну, Москву и даже Санкт-Петербург, но богато никогда не жили.

Где находятся 8 самых необычных граффити в Подмосковье>>

Портреты деда и царя

© Фото,Зарайское ИА

Дед Поликарп Сидорович был старовером-начетчиком, возглавлял духовную общину старообрядцев в Зарайске. В семье его любили и уважали. В доме-музее есть его скульптурный портрет, который имеет одну особенность — веки старика опущены. Дело в том, что он был высокого роста и всегда смотрел на маленькую Анну сверху вниз – именно таким будущий скульптор запомнила его и позднее передала это в портрете.

Еще одна работа Голубкиной — портрет Александра II (1902 год). «Царь сделал первое добро для народа — освободил крестьян от крепостного права, а я сама кровная крестьянка», объясняет скульптор свой выбор образа российского императора.

В течение всей жизни Анна Голубкина не прерывала связь с родным домом. Прообразами многих работ скульптора были жители родного города. Например, для портрета Ивана Непомнящего Голубкиной позировал крестьянин Иван Зотов. С его потомками сотрудники музея также поддерживают связи.

Кукуево, Свистуха и Дурыкино: откуда произошли необычные названия в Подмосковье>>

Камея и кувшин

© Фото,Зарайское ИА

Сюжетом для скульптуры камея послужил древнегреческий миф «Похищение Ганимеда». Этот ценный дар дому-музею преподнесли родственники Голубкиной — племянница Екатерина Семеновна и ее супруг, известный академик, крупный ученый в области космоса Борис Черток.

Среди музейных экспонатов есть кувшин, который украшен руками самой Анны Семеновны. В начале 20-х годов прошлого века Голубкина, подолгу живя в Зарайске, занималась воспитанием детей своих братьев и часто придумывала для них различные игры. Вместе с детьми они собирали осколки разноцветной посуды, а потом Голубкина показала им, как этот никому не нужный ворох стекляшек можно превратить в интересную и необычную вещь. Она взяла простой глиняный кувшин для молока, покрыла его поверхность слоем замазки и налепила на нее стекляшки, подбирая их по цвету и размеру. Этот кувшин бережно хранили в семье Голубкиных долгие десятилетия. В нем всегда стоял букет полевых цветов. В начале 2000-х годов кувшин вернулся туда, где к нему прикоснулись руки художницы. Он до сих пор радует гостей дома Голубкиной.

Много произведений скульптора собрано в Москве – в музее-мастерской А. С. Голубкиной. В Москве живет Сергей Сергеевич Голубкин — внучатый племянник скульптора, он часто бывает на родине своей знаменитой тети.

Подмосковные дюны, которые понравятся кинематографистам и инстаграмерам>>

Памятные даты дома-музея

© Фото,Зарайское ИА

В Доме-музее всегда много посетителей, и многие именно здесь впервые знакомятся с творчеством Голубкиной.

В семье Голубкиных была исконно русская традиция встречать гостей чаем. Сотрудники музея сохранили ее и каждый год, 28 января, в день рождения великого скульптора встречают всех посетителей чашкой ароматной чая из самовара и пирогами. 28 января 2014 года в родном доме Анны Голубкиной отметили 150-летие со дня рождения скульптора. Выставка, посвященная юбилею А. С. Голубкиной, называлась «Счастливый же этот город Зарайск…». Эти слова принадлежат русскому философу Василию Розанову: «Счастливый же этот город Зарайск, когда в нем рождаются такие огородницы».

Анна Голубкина умерла в родном Зарайске и похоронена на городском кладбище. Еще одна музейная традиция — 7 сентября, в день памяти Голубкиной, школьники высаживают рядом с домом-музеем вишни, яблони, груши. Несколько лет назад ребята посадили белую сирень из деревни Старо-Подгороднее, где Голубкины держали огород.

На сцене Народного театра Зарайска, созданного стараниями Анны Семеновны, ставились спектакли, в том числе и сказки. Анна Семеновна сама написала пьесу-сказку «Солнце, месяц и ворон», которая не была опубликована, текст сохранился в фондах музея «Зарайский Кремль». Впервые эта сказка была показана зрителям в день памяти Голубкиной 7 сентября 2013 года актерами зарайского любительского театра «Сказка».

Также 7 сентября в доме-музее подводятся итоги конкурса «Грамота ремесла», в котором принимают участие учащиеся детских школ искусств юго-востока Московской области.

Дом-музей тесно сотрудничает с Детской школой искусств Зарайска, которой в 2013 году было присвоено имя Анны Семеновны Голубкиной, а также с Московским художественным театром им. Чехова, который в 2014 году, в рамках юбилейных торжеств, показал в Зарайске спектакль «Пролетный гусь».

А 1 октября в музее «Зарайский Кремль» была открыта выставка «Приношение», посвященная 150-летию со дня рождения Анны Голубкиной. На выставке экспонируются и работы современных скульпторов.

Адрес музея: Московская область, г. Зарайск, ул. Дзержинского, д. 38.

График работы: среда — воскресенье с 10.00 до 18.00, выходные дни – понедельник, вторник. Касса работает до 17.00. Телефон: 8 (496 66) 2-56-15.

Цена билетов: взрослый — 90 рублей, детский и льготный — 45 рублей. Стоимость обзорной экскурсии — 1100 рублей, аудиогид — 150 рублей.

Лето в Музее-мастерской скульптора А.С.Голубкиной.

Открыть доступ

Июль – август 2020.

Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной является отделом Государственной Третьяковской галереи.

Существующий более 80 лет, он хорошо известен в профессиональных сообществах скульпторов, музыкантов, литературоведов, но остается мало знаком рядовому посетителю. Для тех, кто раньше никогда не был в Музее, этим летом проходит новая культурно-образовательная программа.

С ее помощью зритель познакомится со скульптурой как видом искусства, с культурой Серебряного века, с биографией первой русской женщины-скульптора А.С.Голубкиной, а также со спецификой особого выставочного пространства – Музея-мастерской.

Скульптура часто оказывается наиболее сложным для восприятия зрителей видом искусства. Для преодоления этого барьера в Музее-мастерской пройдет цикл концертов, экскурсий и практических занятий.

Разные способы восприятия позволят участникам пережить новый опыт общения с произведениями искусства в том самом пространстве, где они создавались.

Анна Семёновна Голубкина (1864–1927) – представительница плеяды крупнейших мастеров художественной культуры Серебряного века, ученица О. Родена.

Её искусство, как отмечала прижизненная критика, «обрело почти портретное сходство с эпохой». Посвященный ей музей был открыт 21 мая 1934 года.

Основу музейной коллекции составили произведения, переданные семьей скульптора в дар государству во исполнение воли Голубкиной сделать собрание ее произведений доступным для обозрения.

Музей расположен в заповедном уголке старой Москвы, между улицами Пречистенка и Арбат, где в 1910 году Анна Семеновна сняла две большие художественные мастерские.

В музее представлены произведения, созданные в разные годы. Это и круглая скульптура, и рельефы, и мелкая пластика. Работы выполнены в гипсе, бронзе, мраморе, дереве.

Программа «Лето в Музее-мастерской А.С.Голубкиной»:

Концерты
2, 9, 16, 23, 30 июля

6, 13, 20, 27 августа

Чтобы услышать музыку там, где никогда ее не слышали – в артистическом ателье начала прошлого века в окружении скульптуры.
Общая тема цикла концертов – музыка современников А.С. Голубкиной. Для проведения концертов приглашаются исполнители и музыкальные коллективы, в том числе ранее выступавшие в Музее-мастерской.

Каждый четверг в 19.00

Вход по билетам в музей

Экскурсии
4, 11, 18, 25 июля

1, 8, 15, 22, 29 августа

Чтобы понять, почему скульптура может быть круглой, но не может быть квадратной? В чем разница между рельефом, барельефом, горельефом, контррельефом? Что скульптор лепит, а что вырезает?
Экскурсии проводятся научными сотрудниками музея.

Каждую субботу в 14.00

Вход по билетам в Музей

Уроки скульптуры
5, 12, 19, 26 июля

2, 9, 16, 23, 30 августа

Чтобы создать то, что никогда не пробовали сделать. Занятия позволят воплотить свой художественный замысел в материале.
Уроки, которые проводят художники-скульпторы, начинаются со знакомства с Музеем-мастерской и продолжаются практическим занятием. Уроки проходят при поддержке сети художественных магазинов «Красный карандаш»

Каждое воскресенье в 13.00

Стоимость билета на «Урок скульптуры»: взрослый –600 рублей, льготный – 520 рублей, детский – 450 рублей.

Стоимость билетов в музей: взрослые – 150 рублей, льготные категории – 70 рублей.

Адрес музея-мастерской А.С.Голубкиной: Большой Лёвшинский переулок, дом 12, вход со двора. Проезд до станций метро «Смоленская» или «Парк Культуры».

История[править | править код]

Здание было построено во второй четверти XIX века по инициативе меценатов и издателей Михаила и Сергея Сабашниковых. В начале XX века к дому возвели двухэтажную каменную пристройку, спроектированную архитектором Николаем Якуниным[2]. По замыслу владельцев здания на втором этаже были созданы художественные мастерские, освещаемые большими окнами и потолочным окном. В 1904 году дом был продан дворянину В. С. Блюменталю[1][3][4].

Анна Голубкина начала арендовать две мастерские с примыкающими к ним комнатами в 1910 году. В них она жила и работала до конца своей жизни в 1927-м. Музей был создан в 1932 году по инициативе сестры скульптора Александры, выполнявшей последнюю волю Голубкиной[3]. Открытие экспозиции состоялось спустя два года после основания[5].

С изменением культурной политики СССР в 1952 году музей был закрыт из-за «буржуазного» характера творчества Голубкиной, а коллекция — расформирована. В 1972-м городскими властями было принято решение о возобновлении деятельности музея. В это же время для размещения расширенной экспозиции во владение музея полностью перешло здание купцов Сабашниковых. В 1976 году состоялось открытие обновлённой экспозиции, а в конце 1980-х — полный ремонт особняка. В 1986 году музей вошёл в состав Третьяковской галереи[6][7][8].

В 2014 году в залах Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке была открыта расширенная экспозиция работ Голубкиной, организованная в честь 150-летия со дня рождения скульптора[9].

С 2020 года мастерская Анны Голубкиной закрыта на реставрацию. В ходе реконструкции в музее планируется замена окон и известняковых панелей в художественных мастерских, реставрация мемориальных залов, увеличение площади на 100 м², а также создание нового выставочного зала, в котором будут проводиться культурные мероприятия. Помимо этого в музее откроется общественное пространство для посетителей, в котором будут оборудованы кафе, сувенирная и книжная лавки, а также художественные студии[7][5].

История

Государственный Музей скульптора Голубкиной был открыт 21 мая 1934 года через 2 года после решения Президиума ВЦИКа. В те годы он размещался в двух художественных мастерских Голубкиной и был единственным музеем скульптуры в Москве. Многие годы работа музея, кроме сохранения и экспонирования наследия Голубкиной, была посвящена отливу произведений скульптора в бронзу.

В 1950-е годы в прессе развернулась дискуссия о творческом наследии А. С. Голубкиной в идеологическом аспекте и 19 мая 1952 года постановлением правительства музей был закрыт. Произведения из собрания музея переданы в Государственный Русский музей, Третьяковскую галерею и ряд других музеев страны. Однако в 1964 году в год 100-летия Голубкиной её творчество вновь стало обсуждаться художественной общественностью. Благодаря этому, приказом министерства от 7 марта 1972 года музей решено было восстановить. Музею было целиком передано здание (дом 12), где ранее на 2-м этаже располагался прежний музей. 20 апреля 1976 года Государственный музей-мастерская А. С. Голубкиной вновь открылся для посетителей.

В 1988 году музей вошёл в состав Всесоюзного музейного объединения Государственная Третьяковская галерея и получил статус отдела. Это один из так называемых «малых музеев» Третьяковской галереи. Музей инициировал и участвовал в выставке 2004 года «Роден. Голубкина. Клодель. Встреча через столетие» в год 140-летия Анны Семёновны Голубкиной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: