ПЯТЬ КРУПНЕЙШИХ МУЗЕЕВ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА


История

В 1930 году в залах Зимнего дворца была открыта выставка антирелигиозной направленности. Здесь были представлены экспонаты из Эрмитажа, Кунсткамеры и Русского музея: стенды, посвященные религиозным верованиям первобытного, античного и современного общества. По окончании выставки ученые выступили с инициативой о создании на ее основе постоянно действующего музея.

В 1932 году по решению Академии Наук Музей истории религии был открыт в помещениях Казанского собора. Есть мнение, что именно благодаря этому здание удалось сохранить от разрушения.

Музей стал не просто очередным способом пропаганды научного атеизма, но центром научных исследований в сфере религиоведения. Благодаря кропотливой работе сотрудников музей в годы антирелигиозной борьбы, удалось сберечь уникальные экспонаты – памятники религиозной культуры. В довоенные годы на базе Музея истории религии была создана научная ассоциация изучения религии.

Период Великой Отечественной войны стал непростым в истории музея: многие сотрудники ушли на фронт, а немногочисленные оставшиеся заботились о сохранении здания собора, дежурили на крыше и обезвреживали зажигательные снаряды. Экспозиция не функционировала.

После войны развернулись восстановительные работы и процесс по организации масштабных экспозиций по истории религии. За первое послевоенное десятилетие были созданы экспозиции основных отделов музея, посвященных религиям Древнего мира, античности, истории христианства и восточным религиям.

В 1954 году музей получил название Государственного музея истории религии и атеизма и вошел в состав Академии Наук СССР. Через пять лет он был переведен в подчинение Министерства культуры, и основным направлением работы на этот период стала открытая антирелигиозная пропаганда.

С начала 1970-х годов возобновилась работа над расширением экспозиции, деятельность сотрудников включала в себя проведение научных исследований, организацию выставок и лекций не только в Ленинграде, но и по всему Союзу.

В постперестроечное время в связи с изменениями в культурной жизни страны музею было возвращено оригинальное название — Государственный музей истории религии. Стало ясно, что для расширившейся экспозиции требуется отдельное здание. В 1991 году в ведение музея было передано здание на Почтамтской улице, 14, однако переехать туда удалось только в начале 2000-х.

Историческая справка

Данный музей является единственным в нашей стране музеем, в котором представлены экспозиции, подробно рассказывающие об истории возникновения религии. Открыт музей был в ноябре 1932 года непосредственно в здании Казанского собора. Некоторое время спустя, Музей перемещается в здание, которое было построено еще в 1860-х годах, и располагающееся сейчас в историческом центре культурной столицы. Когда-то здесь находилась усадьба П.И. Ягужинского, который имел почетный статус генерала-прокурора Сената, а также, что не менее важно – он был одним из самых близких сподвижников Петра Великого.

Инициатором открытия Музея, а также по совместительству и его директором был В.Г. Богораз-Тан, который являлся известным историком религии и антропологом. Благодаря его неуемной инициативе коллекции нового музея стали пополняться экспонатами из выставок Кунсткамеры, Государственного Эрмитажа, а также Русского музея. К началу войны МИР имел в своих фондах огромнейшее собрание предметов, отражающих все несметное богатство знаний и великое многообразие религий. Среди них можно обнаружить большую коллекцию православных икон, относящихся к 17-20 столетиям, предметы изобразительного искусства, в которых прекрасно отражалась вся история и культура мировых религий. Кроме этого, в тот период в Музее была открыта богатейшая по своим собраниям библиотека, которая стала самым большим собранием из книг по истории религии в нашей стране.

В период войны фактически все сотрудники Музея были на фронте, и лишь небольшая часть оставшихся старательно поддерживала сохранность музейных предметов. Примечательно, что в годы блокады работники музея создали определенное количество выставок, которые они посвятили военно-историческому прошлому русского народа.

В начале 70-х годов стали образовываться новые тенденции в работе Музея. Так, активно осуществлялась работа над совершенно новой экспозицией, пополнялась и регулярно обновлялась выставочная и научно-исследовательская деятельность. ГМИР в это время приобретает статус научно-методического центра, в связи с чем большинство сотрудников Музея начали выезжать со своими выставками и лекциями за границу.

Музей истории религии в наши дни

Музей истории религии – это уникальное собрание предметов культа и памятников истории разнообразных конфессий. На сегодняшний день в фондах музея сосредоточено более 180 тысяч экспонатов, самые древние из которых датируются VI веком до нашей эры. В состав музея входит научно-исторический архив и библиотека книг на разных языках, изданных от начала книгопечатания до наших дней.

Постоянная экспозиция размещается в тематических отделах, среди которых:

  • Архаические верования и обряды
  • Религии Древнего мира
  • Иудаизм и возникновение монотеизма
  • Возникновение христианства
  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Религии Востока
  • Ислам

В музее проводятся разнообразные экскурсии, созданы обучающие программы для детей и взрослых, в том числе студентов и педагогов определенных специальностей.

Специфическая тематика экспозиции музея затрагивает животрепещущие вопросы человеческого бытия. Задача музея и его сотрудников – в доступной, доброжелательной и нейтральной форме:

  • познакомить гостей с историей и особенностями разных религий
  • способствовать расширению культурного кругозора посетителей
  • воспитывать толерантность и уважительное отношение к представителям любой конфессии

Залы Апостольского дворца

Папы эпохи Возрождения приглашали лучших художников для росписи своих роскошных резиценций. Многие залы, в том числе Апартаменты Борджия и залы Рафаэля, открыты для публики и вкючены в экскурсионные программы по Музеям Ватикана.

Апартаменты Борджия

Апартаменты Борджия состоят из нескольких покоев, бывших личными покоями Александра VI, Родриго Де Борджия. Папа всячески поддерживал искусство, и пригласил Пинтуриккьо украсить комнаты фресками. С 1492 по 1495 Пинтуриккьо с учениками расписывал покои Борджия. Фрески изображают религиозные (мучения святых и чудеса веры) и средневековые сюжеты (Тривиум и Квадриум таких наук, как грамматика, риторика, диалектика и т.п.).

Капелла Николая V

Посетители зачастую напрасно пропускают Капеллу Николая V, искусно украшенную фресками Фра’Анджелико в 1447-1449 гг, изображающими эпизоды из жизни святых Стефано и Лоренцо.

Залы Рафаэля

Залы Рафаэля (Stanze di Raffaello) выбрал в качестве личных покоев Юлий II, не желавший жить в тех же апартаментах, что и его предшественник (кстати, эти комнаты расположены прямо над апартаментами Борджия). Увидев работы 25-летнего художника и архитектора Рафаэля Санти, папа решил поручить роспись своих покоев ему. С 1508 Рафаэль работал над украшением этих комнат, забыв о других проектах, в том числе Базилике Святого Петра, над которой он трудился после смерти Браманте. Рафаэль умер в 1520, когда ему было всего 37, так и не завершив роспись папских апартаментов: доделывали работу по его рисункам его ученики. Данные фрески считаются абсолютными шедеврами искусства эпохи Возрождения.

Музеи Ватикана

Первая комната, оформленная Рафаэлем, носит название Зал Константина (Sala di Costantino), законченный уже учениками мастера, Джулио Романо и Франческо Пенни. Изображает сцены из жизни римского императора Константина, который впервые сделал христианство официальной религией. Фреска «Битва на мосту Мильвио» рассказывает о сражении между Константином и Мессенцио, когда, не имея численного перевеса, войско императора Константина оттеснило войско Мессенцио и потопило его в реке.

Следующая комната – Комната Элиодоро (Stanza di Eliodoro), с фресками на библейскую тематику и самой приметной – «Изгнание Элиодоро». На ней изображен папа Юлий II, сам Рафаэль и его ученик Джулио Романо. Когда Рафаэль написал «Встречу Льва Великого с Аттилой», Юлий II уже умер, а его преемник, Лев X был изображен на фреске дважды: сначала самим Рафаэлем – как кардинал, а затем ассистентом – как Лев I.

Комната Подписания

Комната Подписания (Stanza della Segnatura) названа в честь наивысшего трибунала Святого престола, и это единственная комната, полностью расписанная художником лично. Потолок являет самую знаменитую фреску Залов Рафаэля – «Школу Афины». Этот абсолютный шедевр искусно, с точным знанием о перспективе, вписан в глубокий неф. На картине вы найдете таких известных персонажей как Платон и Аристотель, слившихся в процессе философского диспута, Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Также Рафаэль изобразил некоторых своих современников: не считая себя, своего друга Браманте, папу Юлия II, Леонардо Да Винчи и своего соперника Микеланджело, работавшего в это время над Сикстинской Капеллой.

Последняя из четырех комнат – Комната Пожара Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo), по названию одной из фресок, расписывалась с 1514 по 1517, во время правления Льва X. Именно он выбрал основной темой комнаты жизни своих тезок, Льва III и Льва IV. Самая главная фреска «Пожар Борго» изображает, как Лев IV тушит пожар, сотворив крестное знамение. Это событие имело место в 847 г, когда страшный пожар уничтожил квартал напротив античной базилики Святого Петра, которую сегодня называют Борго. Лев IV произнес благословение, стоя на Ложе, и чудесным образом погасил огонь, сохранив при этом жизнь людям. Фреска также проводит параллель с античной сценой, изображая Энея, несущего на плечах своего отца Анхиса из объятой пламенем Трои.

Ложа Рафаэля

Зал Константина соединен с Ложей Рафаэля (Loggia di Raffaello), еще одним шедевром великого мастера. К сожалению, сюда можно попасть, только имея особое разрешение. Ложа украшена 12 фресками на библейскую тему и тянется вдоль всего восточного крыла на 65 м (ее ширина – около 4 м).

Архитектура

Музей истории религии располагается в здании, построенном в середине XVIII века. Дом принадлежал сподвижнику Петра I графу Ягужинскому, а впоследствии за долги был передан в ведение Почтового департамента.

В возведении и дальнейшей перестройке дома участвовали знаменитые архитекторы Львов и Кавос. По проекту последнего в середине XIX века здание было значительно видоизменено: отстроен четвертый этаж, убраны дополнительные постройки, изменены фасады. В отделке дома гармонично сосуществуют элементы разных направлений – классицизма, ренессанса, барокко.

С 1930-х годов в течение полувека здание выполняло функцию жилого дома. После расселения дом был передан для устройства музея. В течение почти десяти лет здесь проходили реставрационные работы, и в 2001 году музей истории религии обрел свою постоянную прописку.

Музей Органической Культуры

Общей платформой органического направления в искусстве, мировоззрения и мироощущения художников и фотографов, чьи произведения находятся в коллекции «Музея Органической Культуры», является восприятие мира, как целостной органической структуры, в которой царят Закон, Порядок и Становление.

Первая четверть ХХ века — время художественной революции в России. В 1910-х — 1920-х годах русские художники становятся пионерами во всеобщем движении культуры, а Россия — центром философско-религиозных и художественных идей. Изменения коснулись всей культуры начала ХХ века: философии, литературы, изобразительного искусства, музыки. Французское искусство: импрессионизм и кубизм, итальянский футуризм имели значение огромного внешнего толчка, но, затем русское искусство стало базироваться на других предпосылках, которыми в большей степени оказались свои собственные традиции народного искусства: лубка, вывески, вышивки, резьбы, игрушки, а также иконы. Уже в 1910-х годах художники России создали самостоятельные школы и направления. По их разнообразию русское искусство этого времени представляет необычайное явление.

К середине 1910-х годов в художественном авангарде выявились определенные тенденции: кубофутуризм, захвативший почти всех художников, лучизм Михаила Ларионова, супрематизм Казимира Малевича, материальная культура Владимира Татлина, аналитическое искусство Павла Филонова, позднее в Москве расцвел конструктивизм. В движении русского авангарда было еще направление, которое возможно квалифицировать как органическое направление. Ключевыми фигурами органического направления были поэт и художник Елена Гуро и музыкант, композитор, художник, теоретик и исследователь искусства Михаил Матюшин. Органическое, природное начало было принципиальным ориентиром творчества художников Павла Мансурова, Петра Митурича, Бориса, Марии, Ксении, Георгия Эндеров, Николая Гринберга — учеников мастерской Матюшина в бывшей Академии Художеств (1918-1922), а затем его же учеников второго выпуска 1922-1926 годов.

Возникновение первого научно-поставленного АВАНГАРДА … — ГИНХУК.

Общей платформой органического направления, на основании которого можно объединить этих художников, является восприятие мира как Органического целого, мира без хаоса с динамической саморазвивающейся системой явлений, имеющих определенные законы, по которым суммируется все многообразие частей в единое целое.

Работы Матюшина, Эндеров, Митурича и др. предметно-беспредметны. Синтез видения, проникновение вглубь законов органики с целью уловить структуру ее форм, взаимодействие форм друг с другом, логику их развития, влияние свето-цветовой и звуковой среды деформируют привычный вид предметов. В «органической» пластике целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Каждая форма живет «покрываясь» общим движением света, цвета, массы, пространства. Предметы становятся «беспредметными» только по сравнению со старым устоявшимся видением и ни в коем случае не абстрактными. Форма, возникающая на холстах и бумаге, квалифицировалась Матюшиным как «новый пространственный реализм».

Среди художников органического направления творческий путь Матюшина необычен. Он предлагал и разрабатывал свою систему восприятия мира, которая отличалась цельностью и была построена на вере в развитие человеческих возможностей как тела, так и духа. Система была названа «ЗОР-ВЕД» (Зрение + Ведание). Расширенное смотрение».13 Она явилась основой работы Матюшина как профессора в Академии художеств в Петербурге (1918-1926), где он возглавил мастерскую «Пространственного реализма» и как руководителя Органического отдела (1923-1926) в Государственном институте Художественной Культуры, директором которого был его друг Казимир Малевич.

Вся работа отдела Органической культуры была направлена на опытное подтверждение наблюдений на природе. Здесь изучались средства художественного языка: форма, цвет, звук в системе нового подхода восприятия реальности.

Работа Музея Органической культуры ориентирована на сохранение этого направления в искусстве 20-21 века.

Проект музея был выполнен Ниной Суетиной. В основе концепции – плавность линий и смелые решения, сочетания традиций и авангарда, поиск, исследования – элементы, характерные для органической культуры. Здесь в порядке вещей соседство новых мультимедийных технологий и традиционных элементов древней культуры. И вместе с тем технологии не перерастают в технократию, а, наоборот, становятся органичным дополнением богатого наследия веков. Возрождение через обновление – ключевая задача, реализованная в этом проекте.

Цена билетов и режим работы в 2020 году

Бесплатный вход в музей доступен для следующих категорий посетителей:

Категория посетителейОсобенностиВремя бесплатного посещения
Участники и инвалиды Великой Отечественной войны+ приравненные к ним категории гражданежедневно в дни работы музея
Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
Воины-интернационалисты, военнослужащие срочной службы
Неработающие инвалиды 1-й и 2-й группы
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; воспитанники детских домов и школ-интернатов
Многодетные матери и несовершеннолетние члены семьи
Сотрудники музеев РФ
Члены ICOM
студенты профильных специальностейна основании отдельных приказов, распоряжений и др. документов
студенты Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, студенты НИУ Высшая школа экономики в Санкт-Петербургена основании Соглашения о сотрудничестве
Дошкольники, школьники (лица, не достигшие 18-летнего возраста)вне зависимости от гражданства
все категории посетителейпервый понедельник месяца

Для остальных категорий посетителей вход в музей платный.

Категория посетителейОсобенностиСтоимость посещения
Взрослыедля граждан РФ и стран Евразийского экономического союза: Киргизской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан250 руб.
Взрослый**для граждан других государств400 руб.
Студентыдля граждан РФ, Киргизской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан;
при предъявлении Международного студенческого билета (International Student Identity Card (ISIC) или International Youth Travel Card (IYTC)
100 руб.
Студенты**для граждан других государств400 руб.
Пенсионеры85 руб.

Режим работы

Музей истории религии открыт ежедневно кроме среды.

День неделиЗалы постоянной экспозицииВременные выставкиКасса
понедельник, четверг-воскресенье10:00 — 18:0010:00 — 17:3010:00 — 17:00
вторник13:00 — 21:0013:00 — 21:0013:00 — 20:00

Экскурсии

В музее посетители могут не только побывать на разнообразных экскурсиях в составе сборной группы или индивидуально, но и прослушать лекции и посетить мастер-классы.

Мероприятия проводятся по расписанию. Расписание на ближайший месяц можно получить в холле музея или уточнить на сайте в разделе «Программы. Экскурсии» — gmir.ru/programs

Осмотр постоянной экспозиции доступен в рамках обзорных и тематических экскурсий, а также на экскурсиях выходного дня и «Вечерах в музее»

Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции или по нескольким залам. На них посетители знакомятся с историей развития верований и религий – одной или нескольких. Это такие экскурсии, как:

  • Три мировые религии
  • Религии древнего мира
  • Архаические верования
  • Иудаизм и раннее христианство
  • Три авраамические религии
  • Ислам — единство и многообразие
  • История христианства на западе: католицизм, протестантизм
  • Религии востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм
  • Три ветви христианства

Тематические экскурсии посвящены более узким темам, например:

  • Смирение плоти. Пост в религиях мира
  • Священные растения в религиях мира
  • Символы Древнего Египта
  • Хиджаб – дело тонкое. Права и обязанности женщин в исламе
  • Жизнь после смерти. Представления о душе и загробной жизни в религиях мира
  • Монастыри и монашество в христианстве

Тематические экскурсии интересны не только специалистам, но и тем, кто хочет ближе познакомиться с традициями той или иной конфессии.

В музее истории религии регулярно проводятся экскурсии по фондам открытого хранения:

  • Масонская коллекция
  • Японская коллекция
  • Коллекция западноевропейской живописи
  • Фонды Научной библиотеки Музея

На таких экскурсиях посетители попадают в закрытую от большинства гостей часть музея – музейный фонд.

Музей истории религии организует экскурсионные программы не только в своих стенах, но и за их пределами – в формате пешеходных и автобусных экскурсий по Санкт-Петербургу

Для дошкольников и школьников разработаны специальные программы в формате экскурсий и уроков с интерактивными элементами и использованием мультимедиа. Программы ориентированы на разный возраст. В музее регулярно проходят лекции и научно-практические семинары.

Уточнить расписание, подробности и записаться на программы можно по телефону: 8 812-315-50-36

ПрограммаКатегории посетителейСтоимость посещения
Основное экскурсионное обслуживаниевсе категории посетителей150 рублей
Льгот нет
Индивидуальное экскурсионное обслуживаниегруппа до 5 человек, дополнительно оплачивается стоимость входных билетов2 000 рублей
Посещение фондов открытого хранения «Масонская коллекция», «Японская коллекция», «Коллекция западноевропейской живописи», фонды Научной библиотекиИндивидуальные посетители, включая стоимость входного билета350 рублей
Организованные группы — без стоимости входного билета2 500 рублей
Детские экскурсии выходного дняДошкольники, школьники150 рублей
Взрослые, включая стоимость входного билета250 рублей
Семейный билет: 1 взрослый + любое кол-во детей в семье350 рублей
Музейная Мастерская все категории посетителей: стоимость на 1 посетителя включая стоимость входного билета350 рублей
все категории посетителей: стоимость на 2 посетителей включая стоимость входного билета500 рублей
Мастер-классвсе категории посетителей250 рублей
Лекторий — посещение одной лекциивзрослые250 рублей
пенсионеры, студенты, школьники, сотрудники музеев РФ200 рублей

Экспозиции Индии и Тибета, Монголии и Бурятии

Индийская экспозиция представляет многообразие исторического наследия этой великой страны. Интерес посетителей вызывают металлические изделия –подносы шестигранной и круглой формы, изготовленные станинными мастерами с использованием как ударной чеканки, так и выдавливания. Полученные выпуклые барельефы иллюстрируют мифы и легенды.

Ажурные костяные ложки для ароматических масел демонстрируют навыки сквозной резьбы, достаточно тонкая работа требовала точности и тщательности. Медные сосуды с серебряной инкрустацией свидетельствуют о высоком мастерстве исполнителей.

На фоне образцов ткацкого искусства выделяется металлическая скульптура одного из индийских божеств, многорукого Кришны-Вишну. Отливали подобные фигуры местные мастера бронзового литья по уникальной технологии замещения расплавленным металлом восковой модели.

Литейщики современности таким способом не владеют, тщательность сохранения секретов привела к их утрате.

Кришна изображен в пастушеском образе, танцующим и одновременно играющим на свирели. Достаточная сложность скульптуры делает ее популярной натурой для начинающих художников.

Школьники на экскурсии внимательно слушают комментарии экскурсовода, повествующего о многовековой и сложной истории страны, ее пути к независимости и многообразию народного художественного творчества.

О божестве Вишну она рассказывает, что он почитался индийцами как бог – охранитель, предстающий перед людьми в разных образах числом около десяти. Наряду с Рамой самым почитаемым является аватара Кришна, в которую Вишну обращается при необходимости защиты мира от сил зла.

При этом Кришна может предстать в виде мудрого царя или божественного пастуха. Именно этот последний образ воплощен в рассматриваемом скульптурном изображении.

В южной части Центральной Азии испокон века проживали тибетцы, названные так по наименованию обширной горной местности. Тибетская экспозиция включает несколько витрин с разнообразными экспонатами, в которых чувствуется религия буддизма, принесенная сюда из Индии, которая сама от этой религии впоследствии отошла.

Основой тибетской культуры стали буддийские монастыри с собственными художественными школами, существующие до наших дней.

Тканевые иконы буддистов – танка писались красками из природных минералов на холщовых и шелковых полотнищах. Божества отливались из сплавов меди с другими металлами, часто покрывались позолотой.

Применялась и древесина, в частности, из дерева выполнена фигура сидящего на троне в виде лотоса человека в натуральную величину, размещенная в одной из витрин. Это реально существовавший религиозный деятель средневековья Цзонхава, почитаемый в Тибете до сих пор.

Севернее Тибета расположена Монголия, некогда могущественная империя Чингисхана. Падение этого царства привело в итоге к образованию независимой Монголии и одноименного района Китая. Сюда буддизм пришел из Тибета и стал господствующей религией.

Принадлежности религиозного назначения у монголов схожи с тибетскими, поскольку имеют общие корни. Из Тибета пришла и традиция танцев в костюмах и масках буддистских божеств – церемония Цам.

Существо в ярком одеянии с бычьей головой и свиным пятаком представляет образ одного из таких божеств, задействованных в ритуальных танцах.

Буддизм преобладает и в соседней Бурятии, входившей в состав как царской, так и современной России. Фарфоровые и из других материалов фигурки и образец рисунка на ткани – не что иное, как подражание тибетцам и монголам.

В экспозиции этой местности, ныне российской республики, представлены бурятские варианты статуэток Будды и других божеств этой религии, а также иконы и художественные изображения на тканях.

Где находится и как добраться

Адрес

Почтамтская ул, 14/5

Ближайшая станция метро

Адмиралтейская

Как добраться

От станции метро можно добраться пешком по Малой Морской и Почтамтской улицам за 10 минут.

Кроме того, неподалеку есть остановки общественного транспорта: автобусов №3, 6, 22, 27; троллейбусов № 5, 22 и маршруток № 169, 306.

Отзывы

Впечатления большинства посетителей носят исключительно положительный характер

Гости отмечают насыщенность экспозиции, разнообразие экскурсионных программ, а также высокий профессионализм экскурсоводов. Радует посетителей научно-деловой подход к деликатным вопросам религии: работники не навязывают личное мнение, а лишь делятся информацией, раскрывают особенности той или иной религии. Посетители с детьми довольны наличием специализированных детских программ.

Некоторое недовольство вызывает строгий запрет относительно входа с рюкзаками на территорию экспозиционных залов. Однако данное требование музея вполне обосновано: хрупкие уникальные экспонаты легко повредить неловким движением сумки за спиной.

Также небольшое неудобство видят некоторые посетители в отсутствии кафе на территории музея. При этом следует отметить, что на первом этаже у холла есть специальная зона отдыха с большим столом и диванами, где можно посидеть и съесть принесенную с собой еду. После посещения музея посетители советуют заглянуть в Центральный Военно-морской музей, расположенный в пяти минутах ходьбы.

Фото — галерея


1
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: