Необычные музеи мира: музей смерти в Москве

Музей смерти – новый корпус

Выставочный зал второго корпуса Музея смерти © Алёна Груя

Музей смерти – один из самых необычных музеев Новосибирска и всей России. Здесь собраны экспонаты, имеющие отношение к похоронным традициям разных времен и стран. Недавно в музее открылся второй корпус, в котором можно увидеть, как хоронили Ленина и Сталина, узнать историю гибели Пушкина, проследить за тем, как эволюционировали орудия казни, и посмотреть на уникальные гробы в виде корабля и бутылки водки.

Музей смерти находится по адресу: Военторговская, 4/16 (рядом с Новосибирским крематорием). Добраться можно от площади Калинина на маршрутном такси №1199 (399), остановка называется «Новосибирский крематорий».

Не так давно я побывала в Музее смерти (официальное название — Музей мировой погребальной культуры). Посвященный такой неоднозначной теме музей произвел сильное впечатление и привел меня в восторг. Узнав, что в музее открылся второй корпус, я просто не могла не приехать сюда снова. Тем более, экскурсия обещала быть очень и очень интересной. Если в первом корпусе я узнала и увидела множество всего, что имеет отношение к погребальной культуре Англии 18-19 века и отчасти России, то в новом корпусе собрались экспонаты, отражающие погребальное наследие самых разных стран и культур.

Пожалуй, единственный несомненный минус музея – его расположение. Он находится возле крематория, и добираться своим ходом очень долго и неудобно. Но, тем не менее, это того стоит!

Прошлый раз я была в Музее смерти зимой, и весенний визит оказался намного приятнее. Можно прогуляться по парку возле крематория и поближе рассмотреть необычные скульптуры, которых тут немало, не мечтая при этом скорее нырнуть в тепло.

После потепления возле музея появились катафалки и бронетранспортер. Также «оттаяла» коллекция деревянных гробов, которая растянулась вдоль музейной стены. Гробы стоят на телегах и повозках: с помощью этого транспорта покойных доставляли на кладбище, когда в обиход еще не вошли авто.

Новый корпус – это отдельное здание, находящееся недалеко от первого. Огромный зал обставлен по тому же принципу, что и залы в первом корпусе: экспонаты поделены на тематические экспозиции, чтобы посетителям было проще ориентироваться, а экскурсовод мог вести экскурсию логично и последовательно.

Первая маленькая экспозиция посвящена стране, которая имеет очень богатую и самобытную погребальную культуру. Это, разумеется, Египет. Кто не слышал о забинтованных египетских мумиях? Это постоянные персонажи фильмов-ужастиков и книг, разве что песен про них не слагают. Хотя я, возможно, чего-то не знаю

В Древнем Египте обряд захоронения во многом зависел от социального положения и достатка человека. Хотя сегодня ситуация не сильно изменилась. Фараонам и людям из высшего сословия полагались роскошные саркофаги, причем иногда несколько – один в другом. Их тела подвергали бальзамированию, предварительно достав органы, и оборачивали специальной тканью – теми самыми «бинтами».

Саркофаг, как все мы знаем, не похож на традиционный гроб. Он выполнен в виде человеческого тела и расписан соответственно. Кстати, древние египтяне зачастую придавали «лицу» на саркофаге сходство с лицом покойного. Это делалось для того, чтобы ка (часть души, согласно египетским верованиям) могла узнать своего хозяина и вернуться в его тело.

Увы, увы, в Музее смерти настоящих мумий нет. А жаль, вот это был бы не экспонат, а бомба! Зато здесь можно увидеть мумии-миниатюры, документы и картины на пергаменте, скульптуры и статуэтки, изображающие фараонов и богов.

Следующая часть экспозиции рассказывает о погребальных традициях Африки. Здесь стоит плетеный африканский гроб, висят маски, украшения и предметы культов.

Один из экспонатов показался мне наиболее интересным, хотя он и не имеет непосредственного отношения к смерти и захоронению. Это идол, утыканный металлическими пластинами. Такие идолы стояли в домах и считались защитниками и охранниками. Казалось бы, зачем их протыкать, ведь домашнее божество требует поклонения и, как минимум, уважения? Но не все так просто. Идолу действительно приносили дары, но если он плохо исполнял свои обязанности – не приносил удачи в охоте, например — его наказывали. Били, кололи иголками. А иногда это делали просто для того чтобы «разозлить» идола. Считалось, что разъяренное божество – лучший охранник жилища. Вот такие суровые люди африканцы. Это мы, славяне, своих домовых всегда уважали!

Не менее интересны погребальные традиции других стран. В Китае принято класть в гроб деньги, но не настоящие, а специальные бумажки в виде купюр. Чем больше таких «денег» заберет с собой усопший, тем богаче будет его загробная жизнь.

Если говорить об экспозиции музея, посвященной Китаю, здесь один из самых запоминающихся экспонатов – статуэтки, воспроизводящие в миниатюре «терракотовую армию». Что это за войско? В 1974 году около гробницы императора Цинь Шихуанди обнаружили захоронение 8099 терракотовых статуй, изображающих китайских воинов и их лошадей. По традиции, бытовавшей в древние времена, вместе с императором должны были похоронить его воинов. Однако мудрый правитель понимал, что ситуация в стране сложная, и оставлять государство без войска – верх глупости. Потому он распорядился сделать статуи и похоронить их вместо настоящих бойцов. Увы, это не распространялось на наложниц и прочих приближенных – им пришлось лечь в могилу вместе с императором.

Помимо маленьких терракотовых воинов, в Музее смерти можно увидеть китайский гроб, традиционный наряд для захоронения и множество других занимательных вещей.

Чуть дальше «тело» лежит на ложе, украшенном цветами – это индийская экспозиция. В Индии всегда был распространен обряд самосожжения. Если умирал мужчина, его жена была обязана добровольно взойти на погребальный костер. В противном случае, ее ждал позор и изгнание, люди переставали с ней общаться. Более того, женщину, которая так «опозорила» себя, любой мог ударить или бросить в нее камнем – совершенно безнаказанно.

Подобное практикуют и сегодня, между прочим. Только в наши дни этот обычай находится вне закона, и за него предусмотрено наказание. Если властям станет известно о предстоящем обряде самосожжения, его постараются предотвратить, а всех участников процесса, в том числе, неудавшуюся самоубийцу, ждет суд.

Есть в музее и небольшие отдельные экспозиции, посвященные мусульманским и славянским погребальным обрядам. Небольшая избушка — это домовина, то есть славянский аналог саркофага. В дохристианские времена усопших хоронили не в гробах, какими мы привыкли их видеть сегодня, а в таких «избушках».

Часть экспозиции второго корпуса музея рассказывает о казнях и пытках во все их многообразии. Здесь собраны статьи и рисунки, посвященные этой теме. Можно воочию увидеть, как выглядела гильотина, гроб, в котором хоронили казненного человека, а также пыточные приспособления. Есть и электрический стул, он деревянный, какими были первые экземпляры.

Сейчас в мире практикуются порядка 10 видов казней, и все они гуманные, направленные на то, чтобы приговоренный испытывал как можно меньше мук. Но когда-то все было иначе. Раньше люди знали толк в издевательствах и придумали огромное множество приспособлений, которые обрекали человека на ужасные муки. Конечно, особенно преуспели в этом служители Инквизиция, которые вешали, топили, сжигали людей без особого разбора.

Но темное время Средневековья, к счастью, прошло. И с развитием цивилизации орудия казни менялись. Они становились просто средствами исполнения приговора, которые должны были убить человека, но не мучить его. Та же гильотина, какой бы ужасной она нам ни казалась, приспособление гуманное. До ее изобретения палач орудовал топором или мечом, и этим оружием далеко не всегда удавалось отрубить голову с одного раза.

В Музее мировой погребальной культуры уникальная коллекция гробов. Посмотришь на них и диву даешься: как только не изощряются люди, обдумывающие последний путь, или их родственники! Гробы, что называется, на любой вкус. Украшенные цветами, расписные, отделанные розовым мехом и стразами – гламурные варианты. И все они – не просто музейные экспонаты, подобные гробы действительно используют для похорон.

А в Африке существует тенденция делать еще более необычные гробы. Скажем, мечтал человек плавать на корабле, но при жизни не довелось. Его гроб запросто могут сделать в виде корабля, и мечта осуществится, пусть и с опозданием.

Уникальные экспонаты – гроб в виде рыбы, а также сугубо российский гроб – выполненный в виде бутылки водки. И такие же кто-то заказывает, хотя, на мой взгляд, это отличный способ превратить похороны в фарс.

Во втором корпусе Музея смерти можно увидеть реконструкцию похорон Ленина. К подобному гробу люди когда-то приходили прощаться с Ильичом. Хотя простились не насовсем, тело его и поныне лежит в Мавзолее. А в Музее мировой погребальной культуры есть маленькая копия этого Мавзолея.

Здесь можно узнать и некоторые «пикантные» подробности. Оказывается, Ленина сначала забальзамировали крайне неудачно. Тело было серым, и Владимир Ильич совсем не походил на живого. Потом над ним снова трудились специалисты, придавая румянец и вообще более достойный вид. Вопрос в том, зачем продолжать его «мучить»? Давно пора похоронить, и пусть покоится с миром. Мы давно не в СССР, где при официальном атеизме людям все равно нужно было «божество», которым и стал Ленин.

В Музее смерти реконструировали похороны и других известных личностей: Сталина, принцессы Дианы, Папы Римского Иоанна Павла II, Ельцина.Кстати, о последнем. Манекены, изображающие солдат у гроба Ельцина, одеты в подлинную форму. Когда-то ее надевали те, кто действительно нес стражу у гроба.

В музее есть экспонаты, посвященные гибели еще одного легендарного человека — Александра Сергеевича Пушкина. Но это не гроб и не похоронный костюм. Здесь восстановлена сцена дуэли, ставшей для поэта роковой. Один манекен изображает раненого Пушкина, другой стреляющего Дантеса, а неподалеку стоит телега, на которой стоит цыганка. Так сотрудники музея обыграли известную легенду: говорят, что одна цыганка нагадала Пушкину, когда он умрет, и что смерть придет от «белого человека». А Дантес как раз был блондином.

Еще одна мини-экспозиция представляет посмертные маски. Посетители могут рассмотреть слепки, снятые с лиц умерших. Их делали из гипса и других эластичных материалов. Для чего? Первоначально для того, чтобы отлить маску из золота или бронзы и наложить на лицо усопшего – такой обычай был у многих народов. С развитием скульптуры гипсовые посмертные маски стали использовать как подготовительный материал для изготовления памятников, надгробий или бюстов. Лицо Наполеона Бонапарта, к примеру, после его смерти отпечатали на гипсе.

Очень интересная экспозиция состоит из трех гробов. Один из них оформлен шприцами, второй – таблетками и пилюлями, третий – сигаретными пачками. Понятно, что экспозиция посвящена теме смерти от вредных привычек. Размещаются гробы рядом с уголком зала, посвященном Владимиру Высоцкому, и это неслучайно. Известно, что знаменитый исполнитель не был поклонником здорового образа жизни, да и причину его смерти многие видят в излишнем приеме разных веществ.

Эти гробы попали в число экспонатов, которые понравились мне больше других. И тема правильная и злободневная, и оформление очень необычное и качественное.

Во втором корпусе собрана потрясающая коллекция статуэток, фигурок, миниатюр на тему смерти и похорон. Вот идет крохотная похоронная процессия, вот лошадь склонилась над телом погибшего хозяина, вот на маленьком корабле миниатюрные моряки спускают за борт тело товарища.

Много просто мелочей и экспонатов, не относящихся к определенной теме. Например, чумной гроб. Его разработали для погребения тех, кто умер от чумы. Особенность такого гроба в том, что его дно открывалось, и тело проваливалось в общую чумную могилу. Чтобы предотвратить распространение инфекции, могилу засыпали известью.

Есть здесь огромные часы, циферблат которых поделен не только на промежутки суток, они также «показывают» возраст человека от рождения до смерти через юность, зрелость и другие этапы.

Словом, здесь масса предметов для любопытного глаза. Ходи да смотри, и надоест еще очень нескоро.

Часы работы Музея мировой погребальной культуры:

Вторник — пятница: с 12.00 до 19.00

Суббота, воскресенье, праздничные дни: с 11.00 до 19.00

Выходной день: понедельник

Адрес: п. Восход, ул. Военторговская 4, (рядом с Новосибирским крематорием)

Проезд маршрутным такси № 399 до остановки Новосибирский крематорий (посадка наиболее удобна на остановках «Площадь Калинина» или «Сад Дзержинского»).

Коллекция нового корпуса Музея мировой погребальной культуры стала достойным продолжением его экспозиции. Это особенное место, хотя и своеобразное, на любителя. Тем не менее, я считаю, что в этом музее хоть раз стоит побывать каждому новосибирцу – все же это уникальная достопримечательность нашего города. И тему смерти здесь умеют подать так, что после посещения не остается ни осадка, ни гнетущих ощущений. Только философские мысли о том, что все мы смертны, и о том, насколько большой пласт занимают в культуре разных стран погребальные традиции.

А еще это место – одно из очень немногих, которые могут похвастаться настолько богатой коллекцией и такой концентрацией интересных вещиц на один квадратный метр. Дайте мне возможность, я была бы готова бродить здесь хоть неделю и рассматривать каждую мелочь. И то, наверное, времени бы не хватило.

Думаю, даже те, кого тема смерти коробит, нашли бы в этом музее то, что им понравилось. Ведь здесь множество вещей, которые напрямую не относятся к похоронам и прочему «мрачняку». Можно любоваться прекрасными скульптурами ангелов или египетскими масками. Уверена, если отказаться от предубеждений, здесь многие смогут хорошо провести время.

Автор: Алёна Груя

https://sibka.ru/page/muzej-smerti#cut

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: