5 легендарных спектаклей Петра Фоменко


Мастерская Петра Фоменко
Основан1993
Здание театра
МестоположениеРоссия, Москва, Набережная Тараса Шевченко, 29
Руководство
ДиректорАндрей Воробьёв
Художественный руководительЕвгений Каменькович
СайтОфициальный сайт
Медиафайлы на Викискладе

Моско́вский теа́тр «Мастерска́я П. Н. Фоме́нко»
— московский театр, основанный Петром Наумовичем Фоменко в 1993 году.

Здание театра[ | ]

В 1997 г. постановлением правительства Москвы «Мастерской П. Фоменко» было передано помещение бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте. Это было два маленьких зала, которые вмещали не более 100 зрителей. Запись на некоторые спектакли шла на полгода вперед, потому что всех вместить не могли. В 2005 году при поддержке правительства Москвы и банка ВТБ началось строительство нового здания театра. К январю 2008 года театр перебрался в новое помещение на набережной Тараса Шевченко[1].

Новое многоуровневое здание театра размещается на высоком склоне Москвы-реки. На крыше здания располагаются газон и цветник. Здание облицовано натуральным камнем с использованием алюминиевых и стальных панелей. Внутреннюю обстановку театра оборудовали по требованиям самого Петра Фоменко. В театре две сценические площадки и два зала, рассчитанные на 450 и 150 мест. Большой зал — это классический театр с ложами, партером и амфитеатром. Трансформируемая авансцена позволяет устроить оркестровую яму или увеличить её глубину настолько, что действие спектакля может разворачиваться непосредственно в зале. В двухъярусном помещении малого зала установлен комплекс подъемно-спусковых механизмов и трансформируемые щиты, с помощью которых можно не только изменить габариты и пропорции зала, но и раскрыть его во внешнее пространство — на набережную и панораму Москвы-Сити[2].

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» в России, курорт Москва

Заслуженный российский режиссёр Пётр Фоменко считался и до сих пор считается одним из самых продуктивных и самобытных режиссёров отечественного театра. Многолетний опыт работы и постановок в нескольких театральных труппах позволили ему создать собственный актёрский коллектив, ставший теперь самостоятельным театром имени своего основателя.

Днём рождения театра принято считать июль 1998-го года, однако указ Юрия Лужкова, позволивший Фоменко создать свою труппу, вышел ещё в 1993-м году. Ровно пять лет понадобилось именитому режиссёру на поиск финансирования постановок и аренды собственного здания. Основу первой труппы составили выпускники мастера из школы ГИТИСа, получившие дипломы как раз в 1993-м году.

Первым собственным помещением театра стали два зала закрывшегося кинотеатра «Киев». Даже поле небольшой реконструкции и косметического ремонта эти залы едва могли назваться даже камерными – максимальная вместимость каждого не превышала 100 посадочных мест. По этой причине попасть на спектакли труппы Фоменко было крайне сложно – был даже период, когда билеты продавались по записи на несколько месяцев вперёд, что было совсем неприемлемо для московского театра.

Ситуация с помещением смогла улучшиться только к 2005-му году, когда Фоменко не без помощи московских властей и кредиторов в лице крупнейших российских банков сумел добиться разрешения на строительство нового здания театра. Строительство длилось 3 года, и к январю 2008-го уже было готово к сдаче.

Просторное помещение на набережной Тараса Шевченко вмещает два зала – Большой и Малый. Большой зал имеет вместимость 450 посадочных мест и определяется как классический зал с оркестровой ямой и VIP-ложами. Малый зал более современный, вместимость в 150 кресел оправдывается трансформациями не только сцены, но и потолка.

Пётр Фоменко шёл из жизни в 2012-м году в возрасте 80 лет, за долгую карьеру и трудный путь собственного театра он поставил множество спектаклей, из 37-ми спектаклей, созданных в его мастерской, 17 он поставил лично. Последняя его работа вышла в 2009-м году, после чего он по состоянию здоровья отходит от дел.

Что касается репертуара театра «Мастерская Петра Фоменко», то здесь всегда преобладали классические произведения. Отличало фирменные постановки режиссёра то, что он не боялся экспериментальных прочтений даже самых каноничных текстов. Нынешний театр продолжает традиции, заложенные основателем, привлекая зрителей разных возрастов.

Репертуар[ | ]

Всего за годы существования театра было создано 50 спектаклей, а на данный момент в репертуар входит 34[3]. Спектакли «Мастерской» неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им. Станиславского за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» (2000); Национальной театральной премии «Золотая Маска» за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» (2001), «Войны и мира» (2002), «Три сестры» (2006); независимой театральной премии «Хрустальная Турандот» за спектакли «Три сестры» (2005), «Самое важное» (2007). Также спектакли театра неоднократно становились лауреатами театральной премии «Чайка», премии «Гвоздь сезона», получали призы и награды на различных международных театральных фестивалях.

В разные годы спектакли театра принимали участие в различных российских и международных театральных фестивалях: Золотая Маска (2000, 2002, 2003, 2004, 2006), Международном Чеховском фестивале (1998, 2007), Рождественском фестивале в Новосибирске (1997, 2001), вологодском фестивале «Голоса истории» (2001, 2005), севастопольском фестивале «Херсонесские игры» (1993), польском фестивале «Контакт» (1993, 1996), Венецианском биеннале (1995), фестивале в Авиньоне (1997), белградском фестивале BITEF (1997, 2004), боннском театральном Биеннале (1997), Осеннем Парижском (1998, 2002, 2003) и Осеннем Мадридском (2002, 2003, 2006) фестивалях, фестивале в Линкольн-центре в Нью-Йорке (2004), международном театральном фестивале в Загребе (2004, 2007), театральном фестивале в Риме Russkij Festival (2004), Фестивале русской культуры в Бельгии «Европалия» («Europalia.Russia» (2005)), фестивале «Европейские дни культуры в Карлсруэ» (Германия, 2006), Ибероамериканском фестивале в Боготе (Колумбия, 2006), Международном фестиваль искусств в Греции (2007). Кроме того, театр много и успешно гастролировал по городам России, Украины, Латвии, Эстонии, Европы, Латинской Америки, США, Китая и Японии.[1]

Начиная с 2008 года «Мастерская» проводит благотворительные гастроли в Севастополе при поддержке ВТБ. Цель поездки — поддержать театр Черноморского флота и привлечь внимание к его проблемам.[4][5][6]

Отличия и награды мастерской Петра Фоменко

Отметим, что многие спектакли театра — стали лауреатами самых разных премий. Это и национальная театральная премия «Золотая Маска» полученная в 2001 году за постановку «Одна абсолютно счастливая деревня», и независимая театральная премия «Хрустальная Турандот», полученная в 2005 году за чеховские «Три сестры». Список премий и наград можно долго продолжать, но банальное перечисление достижений не подарит вам и доли тех незабываемых впечатлений, которые вы сможете получить, посетив мастерскую Фоменко.

Поэтому, не стоит ждать, мы советуем вам уже сейчас приобрести билеты в московский театр «Мастерская П. Фоменко» на сайте .

Театр сегодня[уточнить][ | ]

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Сегодня на афише театра прежде всего постановки Петра Наумовича Фоменко: «Волки и овцы» А. Н. Островского (1992), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л. Н. Толстого «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001), «Три сестры» А. П. Чехова (2004), «Бесприданница» А. Н. Островского (2008), «Триптих» по А. С. Пушкину (2010) и др., а также работы других режиссёров: «Мотылёк» П. Гладилина (2002) (снят с репертуара после гибели исполнителя главной роли Юрия Степанова в 2010 г.), «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (2005), «Самое важное» по роману М. Шишкина «Венерин волос» (2006), «Улисс» по Дж. Джойсу (2009)[7], «После занавеса» Брайана Фрил (2010) — режиссёр Евгений Каменькович; «Отравленная туника» Н. Гумилёва (2002) и «Носорог» Э. Ионеско (2006), «Алиса в Зазеркалье» по Льюису Кэрроллу (2010) — режиссёр Иван Поповски[8]; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (2003) — режиссёр Николай Дручек, «Пять вечеров» А. Володин[9], «Рыжий» (2010), «Театральный роман» М.Булгаков (2012)

СПЕКТАКЛЬИНФОРМАЦИЯ
ПремьераЛитературная основаПостановкаРежиссёрРежиссёр-ассистентХудожник-постановщикХудожник по костюмамМузыкальное оформление
Волки и овцы22.05.1992«Волки и овцы»
(А.Островский)
Петр ФоменкоМа Чжен ХунЭверетт Кристофер ДиксонТатьяна СельвинскаяБ.Горбачев, А.Цуканов
Одна абсолютно счастливая деревня20.06.2000По одноименной повести Б. ВахтинаПетр ФоменкоПетр ФоменкоВладимир МаксимовМария Данилова
Семейное счастие20.09.2000По одноименному роману Л.ТолстогоПетр ФоменкоПетр ФоменкоЕвгений КалинцевВладимир МаксимовМария Данилова
Война и мир. Начало романа07.02.2001По одноименному роману Л.ТолстогоПетр ФоменкоПетр ФоменкоЕвгений КалинцевВладимир МаксимовМария Данилова
Отравленная туника13.06.2002По одноименной пьесе Н.ГумилеваИван ПоповскиИван ПоповскиВладимир МаксимовАнгелина Атлагич
Белые ночи02.06.2003По одноименной повести Ф.ДостоевскогоНиколай ДручекНиколай ДручекМария МитрофановаГалина Покровская
Он был титулярный советник11.09.2004По повести Н.Гоголя «Записки сумасшедшего»Петр ФоменкоПетр ФоменкоСтанислав МорозовМария Данилова
Три сестры14.09.2004По одноименной пьесе А.ЧеховаПетр ФоменкоПетр ФоменкоИван ВерховыхВладимир МаксимовМария ДаниловаОксана Глоба, Владимир Муат
Дом, где разбиваются сердца13.06.2005По одноименной пьесе Б.ШоуЕвгений КаменьковичЕвгений КаменьковичВладимир МаксимовСветлана Калинина
Носорог17.02.2006По одноименной пьесе Э.ИонескоИван ПоповскиИван ПоповскиАнгелина АтлагичАнгелина АтлагичОлег Любимов
Как жаль…08.11.2006По мотивам пьесы Г. Г. Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине»Петр ФоменкоПетр ФоменкоАлексей ЗлобинКонстантин Лебедев, Степан ПьянковВалерия Курочкина, Ольга Лопач
Самое важное11.11.2006Этюды и импровизации по роману М. Шишкина «Венерин волос»Евгений КаменьковичЕвгений КаменьковичЮлия РихтерВладимир МаксимовСветлана КалининаОлег Любимов
Бесприданница05.01.2008По одноименной пьесе А.ОстровскогоПетр ФоменкоПетр ФоменкоВалюс ТертелисВладимир МаксимовМария ДаниловаМарина Раку
Сказка Арденнского леса05.01.2009По канве пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится»Петр ФоменкоПетр Фоменко
Улисс01.02.2009По одноименному роману Д.ДжойсаЕвгений КаменьковичЕвгений КаменьковичВера КамышниковаВладимир МаксимовСветлана КалининаОлег Любимов, Оксана Глоба
Триптих02.12.2009По произведениям А.ПушкинаПетр ФоменкоПетр ФоменкоВладимир МаксимовМария Данилова
Рыжий19.03.2010Б.Рыжий «Рыжий»Евгений КаменьковичЮрий БуторинВладимир МаксимовВалерия КурочкинаСергей Никитин
Алиса в Зазеркалье19.06.2010По одноименной книге Л.КэрроллаИван ПоповскиИван ПоповскиАнгелина АтлагичМарина Раку
После занавеса08.09.2010Антон Чехов — Брайан ФрилЕвгений КаменьковичЕвгений КаменьковичВладимир Максимов, Валентина ОстаньковичВиктория СеврюковаДмитрий Захаров
Пять вечеров28.03.2011По одноименной пьесе А.ВолодинаВиктор РыжаковВера КамышниковаОльга ЛопачАнастасия БугаеваОлег Синкин
Русский человек на rendez-vous21.10.2011По повести И. Тургенева «Вешние воды»Евгений КаменьковичЮрий БуторинЕлена ЛукьянчиковаВладимир МаксимовАнна Белан, Валерия КурочкинаДмитрий Захаров, Серафима Огарева
Театральный роман21.04.2012По одноименному роману М.БулгаковаПетр Фоменко, Кирилл ПироговНикита ТюнинЮлия Камышева, Татьяна СерединаВладимир МаксимовМария ДаниловаПетр Фоменко, Кирилл Пирогов
Заходите-заходите15.07.2012По одноименному роману М.ШалеваЮрий БуторинЮрий БуторинОльга ЛопачВладимир МаксимовВладимир Топцов, Николай Орловский
Дар11.09.2012По одноименному роману В.НабоковаЕвгений КаменьковичЕвгений КаменьковичЮлия Верзунова-СтепановаВладимир МаксимовАнна БеланМарина Раку
Моряки и шлюхи18.12.2012Олег ГлушковОлег ГлушковОльга Лопач, Елена ЛукьянчиковаАлексей КондратьевИрина Белоусова
Безумная из Шайо18.12.2012По одноименной пьесе Ж.ЖиродуКирилл ПироговНиколай ДручекКонстантин ЛебедевМария Данилова
Египетская марка28.05.2013По одноименной повести О.МандельштамаЕвгений КаменьковичЕвгений КаменьковичОльга ЛопачАлександра Дашевская
Последние свидания28.05.2013Композиция по рассказам И. БунинаЕвгений КаменьковичЮрий ТитовВалентина ОстаньковичОльга Федорова

Труппа[ | ]

2004

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён. Эта отметка установлена 25 мая 2020 года

.

  • Полина Агуреева
  • Мария Андреева
  • Мадлен Джабраилова
  • Галина Кашковская
  • Анн-Доминик Кретта
  • Наталия Курдюбова
  • Ксения Кутепова
  • Войнаровский, Игорь Вячеславович
  • Полина Кутепова
  • Людмила Максакова (Театр им. Вахтангова)
  • Наталья Мартынова
  • Вера Строкова
  • Галина Тюнина
  • Карэн Бадалов
  • Павел Баршак
  • Иван Верховых
  • Анатолий Горячев
  • Андрей Казаков
  • Алексей Колубков
  • Михаил Крылов
  • Максим Литовченко
  • Илья Любимов
  • Олег Любимов
  • Томас Моцкус
  • Олег Нирян
  • Кирилл Пирогов
  • Тагир Рахимов
  • Юрий Степанов (1967—2010)
  • Владимир Топцов
  • Никита Тюнин
  • Евгений Цыганов
  • Рустэм Юскаев
  • Сергей Якубенко

Раньше играли:

  • Людмила Аринина
  • Наталия Вдовина (Театр «Сатирикон»)
  • Ольга Левитина (Эрмитаж)
  • Ирина Пегова (МХТ имени А. П. Чехова)
  • Эверетт Кристофер Диксон
  • Андрей Приходько
  • Олег Талисман
  • Сергей Тарамаев
  • Андрей Щенников

Режиссёры[ | ]

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён. Эта отметка установлена 25 мая 2020 года

.

  • Пётр Фоменко
  • Иван Верховых
  • Николай Дручек
  • Сергей Женовач
  • Евгений Калинцев
  • Евгений Каменькович
  • Миндаугас Карбаускис
  • Прийт Педаяс
  • Иван Поповски
  • Андрей Приходько

Театр Петра Фоменко

Задача

Проект – театр «Мастерская Петра Фоменко Архитекторы – Сергей Гнедовский Руководитель проекта от NAYADA – Надежда Плетнева Инженер-проектировщик – Георгий Свиридов Установленные перегородки – NAYADA-SmartWall, высота перегородки – 5,2м.

Особенности проекта

Занавес, задник сцены и элемент декораций– именно столько необычных функций одновременно несет в театре «Мастерская Петра Фоменко» раздвижная перегородка NAYADA- Hufcor.
Позволяя по-разному использовать одно и то же помещение, перегородка помогает решить многие задачи в соответствии с распространненным в современной театральной архитектуре принципом построения пространства «black box». В зависимости от сценографии и постановки каждого спектакля зрительный зал театра может выглядеть как классический амфитеатр, либо стать разделенным сценой на две части, а то и вовсе слиться с фойе.

Для воплощения архитектурной идеи, раздвижную перегородку пришлось крепить к вертикальной стене, а не перекрытиям потолка, как это делается обычно. Для того, чтобы массивные секции перегородки (каждая из которых 5,2м в высоту и около метра в ширину) были надежно подвешены и правильно функционировали, разработчикам NAYADA пришлось создать особые элементы крепления трека. Специальные треугольные опоры, установленные над зоной паркинга, создали нужный запас прочности всей конструкции.

В собранном виде перегородка NAYADA- Hufcor может служить как задником сцены, перед которым проходит театральное действие, так и стеной, отделяющей малый зал театра от фойе (звукоизоляция — не менее 42dB) . Специально созданный двусторонний паркинг разводит перегородку в две стороны, чем напоминает раздвижной занавес. Это позволяет переносить действие вглубь сцены. В полусобранном виде перегородки, когда между ее панелями создаются зазоры, NAYADA- Hufcor практически втягивается в актерское действо, превращаясь в элемент декораций. Полностью же разобранная перегородка соединяет зал, сцену и кулисы, позволяя переносить место действия спектакля в центр театрального пространства.

Интересно и цветовое решение перегородки. Со стороны, обращенной к зрителям, панели NAYADA- Hufcor облицованы шпоном венге в тон пола сцены, что еще больше усиливает эффект занавеса. Часть же, обращенная к кулисам, обшита листами МДФ под покраску, и перегородка может быть выкрашена в любой цвет, гармонирующий с внутренним убранством закулисья.

Примечание[ | ]

  1. 123
    История театра Петра Фоменко. Официальный сайт театра
  2. Здание театра Фоменко претендует на премию — Известия
  3. Московский театр Мастерская П. Фоменко: История (неопр.)
    . fomenko.theatre.ru. Дата обращения 16 октября 2020.
  4. «Мастерская Петра Фоменко» гостит в Севастополе — ТК Культура
  5. Банк ВТБ выступает генеральным спонсором гастролей «Мастерской П.Фоменко» в Украине — UABanker.ru
  6. ВТБ поддержал благотворительные гастроли театра «Мастерская Петра Фоменко» в Севастополе 2 июня 2011 (недоступная ссылка) — Lenta.ru
  7. Пресса о спектакле «Улисс» на странице smotr.ru
  8. Актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» Вера Строкова: «Не хочется, чтобы спектакль превращался в детский утренник» (на странице спонсора-банка ВТБ)
  9. спектакль «Пять вечеров» на странице спонсора (банка ВТБ)

Здание театра

В 1997 г. постановлением правительства Москвы «Мастерской П. Фоменко» было передано помещение бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте. Это было два маленьких зала, которые вмещали не более 100 зрителей. Запись на некоторые спектакли шла на полгода вперед, потому что всех вместить не могли. В 2005 году при поддержке правительства Москвы и банка ВТБ началось строительство нового здания театра. К январю 2008 года театр перебрался в новое помещение на набережной Тараса Шевченко[1].

Новое многоуровневое здание театра размещается на высоком склоне Москвы-реки. На крыше здания располагаются газон и цветник. Здание облицовано натуральным камнем с использованием алюминиевых и стальных панелей. Внутреннюю обстановку театра оборудовали по требованиям самого Петра Фоменко. В театре две сценические площадки и два зала, рассчитанные на 450 и 150 мест. Большой зал — это классический театр с ложами, партером и амфитеатром. Трансформируемая авансцена позволяет устроить оркестровую яму или увеличить её глубину настолько, что действие спектакля может разворачиваться непосредственно в зале. В двухъярусном помещении малого зала установлен комплекс подъемно-спусковых механизмов и трансформируемые щиты, с помощью которых можно не только изменить габариты и пропорции зала, но и раскрыть его во внешнее пространство — на набережную и панораму Москвы-Сити[2].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: