Выставка в МосквеПитер Брейгель. Перевернутый мир

С 5 сентября в Центре дизайна ARTPLAY пройдет мультимедийная выставка «Питер Брейгель. Перевернутый мир».

Мультимедийная выставка «Питер Брейгель. Перевернутый мир»

Предстоящие три года (с 2020 по 2020  гг.) объявлены в Европе Годами Фламандских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Питера Брейгеля Старшего и Яна Ван Эйка. В это время на родине художников в Бельгии ожидаются выставки оригиналов их работ, фестивали современного искусства, а также другие мероприятия, посвященные юбилеям мастеров.

Выставка «Брейгель. Перевернутый мир» предваряет старт программы Flemish Masters и станет главным событием этой общеевропейской кампании в России. Увидеть полотна Брейгеля Старшего в нашей стране пока можно только в мультимедийном формате. Ни одного оригинала художника в отечественных музеях нет.

Принято считать, что Питер появился на свет между 1525 и 1530 годами, путь художника начал в качестве подмастерья у живописца Питера Кука ван Альста. Полагают, что он лишь иногда изображал себя среди своих персонажей, однако подтверждений этому нет. Его портреты, выгравированные друзьями-художниками, не имеют сходства между собой. Последние годы жизни художника совпали с величайшими потрясениями в жизни Нидерландов — испанским правлением и зверствами герцога Альбы. Его картины отразили все, что происходило в окружающей его действительности.

Мультимедийная выставка «Питер Брейгель. Перевернутый мир»

Брейгель скончался в Брюсселе 9 сентября 1569 года. На руках у его вдовы остались двое малолетних сыновей, Питер и Ян. Им было суждено продолжить династию художников Брейгелей и получить творческие псевдонимы Питер Брейгель Адский и Ян Брейгель Райский по излюбленным сюжетам каждого из них.

Картины Иеронима Босха произвели на Брейгеля глубочайшее впечатление. Брейгель заимствует у Босха инфернальную манеру изображения реальности и населяет свои полотна монстрами и химерами. Некоторые работы Брейгель даже подписывал Босхом. Однако позднее искусствоведы объясняли это чисто маркетинговыми целями — Босх на тот момент был уже очень популярен и так было проще продать картины.

В живописи Брейгеля четко прослеживается присущая его времени карнавальная эстетика — художник изображает искаженный, ненормальный мир, мир «наизнанку» — мир глупости. Глупостью в перевернутом мире средневекового народного праздника оказывалось любое отклонение от нормы: пьянство, обжорство, нищета, уродство, порочность, безликость, неблагочестие и т. д. Однако средневековый человек никогда не считал глупцом никого, кроме самого себя. И смеялся он всегда только над собой. Культура европейского карнавала всецело основана на самопародии. Яркими примерами карнавального творчества у Брейгеля можно назвать картины «Фламандские пословицы», «Битва Поста и Масленицы», «Слепые», «Страна лентяев», гравюры «Пиршество толстых» и «Пиршество тощих».

Мультимедийная выставка «Питер Брейгель. Перевернутый мир»

Выставка «Брейгель. Перевернутый мир» создавалась в тесном сотрудничестве с офисом по туризму Фландрии и Брюсселя VISITFLANDERS, обеспечившей информационную поддержку проекта и контакт с музеями Бельгии, в которых хранится богатая коллекция оригиналов художника, большая часть которых будет представлена в мультимедийном формате на выставке в ARTPLAY. Для того, чтобы помочь зрителю по-настоящему погрузиться в творчество Брейгеля, организаторы выставки обратились к сторителлингу — в мультимедиа зале вы услышите истории о работах Брейгеля, рассказанные от первого лица.

В аванзале выставки на специальных тач-столах можно будет узнать больше о смыслах, зашифрованных в его картинах. Например, в подробностях рассмотреть картину Брейгеля «Фламандские пословицы» и узнать, что именно означают ее странные персонажи и их действия, тем более, что у многих пословиц того времени нет аналогов в русском языке. Кроме того, в аванзале будет секция, посвященная современному искусству, где молодые художники рефлексируют на темы, волновавшие великого фламандца.

Выставка Питера Брейгеля Старшего

Среди экспонатов — картины из музеев и частных коллекций всего мира: две версии «Вавилонской башни» (из венского Музея истории искусств и Музея Бойманса ван Бенингена в Роттердаме); пять сохранившихся сцен из серии «Времена года», включая «Охотники на снегу»; «Триумф смерти» из Национального музея Прадо в Мадриде; «Безумная Грета» из собрания Музея Майера ван дер Берга в Антверпене.

Подготовка к выставке длилась около шести лет. Ученые исследовали картины художника из собрания музея при помощи рентгена и инфракрасного излучения, с результатами их работы можно познакомиться на специальном сайте.

Публикации

«Многие работы впервые за последние 200 или 300 лет оказались в одном месте, хотя, возможно, первоначально формировали единую серию», — объясняет Сабина Хааг (Sabine Haag), директор венского Музея истории искусств. В этом сенсационность и уникальность данной выставки». Deutsche Welle

«With its vibrant vistas of comedy and horror, this astonishing exhibition reveals how the 16th-century Flemish master created art that was simply more human and generous than anyone else’s». The Guardian

«Вообще же прелесть выставки — в не самых известных вещах вроде крошечного тондо «Пьяница, запираемый в свинарнике» из частной коллекции или трагической гризайльной «Смерти Марии» из Аптон-хауса. И конечно, в возможности видеть живьем рисунки — и ранние, пейзажные, сделанные отчасти в итальянских путешествиях и выдающие почерк профессионального миниатюриста, и такие загадки позднего Брейгеля, как «Пчеловоды» в сюрреалистических скафандрах из ивового прута, привезенные из берлинского Гравюрного кабинета». Коммерсантъ Weekend

«Here, then, is Bruegel in all his glory, in an immaculate exhibition as complete as you could imagine (most absentee paintings were simply too frail to travel). This is an appropriately panoptic, Wimmelbild-style portrait of the artist, which will define our understanding of him for generations». The Telegraph

«This exhibit stresses Bruegel’s creative method over interpretations of his work, and it places emphasis on his extraordinary technical skill». The Wall Street Journal

Купить билеты и выбрать дату

Во время проведения выставки (2 октября 2020 — 13 января 2019) музей работает без выходных.

Стоимость билета

Билет на выставку — €20 для взрослых, для детей и подростков до 19 лет — вход бесплатный. Аудиогид (доступен на 10 языках, в том числе и на русском) — €5 за один и €7 за два аудиогида .

Экскурсия на английском или немецком языке — €24, оплачивается дополнительно. По пятницам с 18.00 до 20.30 музей проводит вечерние экскурсии с приветственным бокалом шампанского, стоимость специального билета — €49.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БИЛЕТЫ НА САЙТЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ?

На сайте продаётся ограниченное количество билетов на выставку Брейгеля, поэтому на всех желающих их может не хватить. В кассах музея доступно больше билетов, чем на сайте. Мы советуем:

Купить общий билет на выставку на сайте за €15 и докупить билет на выставку Брейгеля в кассах музея за €5 .

ВНИМАНИЕ!

7 января с 9.00 (11 часов по Москве) на сайте https://shop.khm.at/en/tickets/bruegel откроется продажа билетов онлайн на вечерние сеансы выставки 12 и 13 января. Не упустите свой шанс и успейте забронировать

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: