Анна Толстова о последней возможности увидеть «Осень русского Средневековья» в Русском музее


Ключевые цифры

Экспозиция «Золотой осени — 2018» общей площадью 30 000 кв. м разместилась в двух павильонах (№№69 и 75) и на открытых площадках ВДНХ. Свои достижения продемонстрировали предприятия из 60 регионов России и 15 зарубежных стран. Всего выставка собрала более 1800 экспонентов. В работе «Золотой осени» также приняли участие свыше 1100 представителей российских и зарубежных СМИ.

За четыре дня работы выставку посетили более 140 тысяч человек.

Основные разделы экспозиции:

Агропромышленная выставка «Золотая осень-2018» открылась в Москве

СУХУМ, 10 окт – Sputnik, Бадрак Авидзба. XX Российская агропромышленная выставка «Золотая осень-2018» открылась в Москве 10 октября, рассказал в интервью Sputnik торговый представитель Абхазии в России Олег Барциц.

Призы выставки Золотая осень

© Фото : Facebook/Золотая осень

Новички и старожилы: кто представит Абхазию на «Золотой осени-2018»

«По традиции, выставку открыл председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. В церемонии открытия участвовала делегация из Абхазии во главе с первым вице-премьером Дауром Аршба, также в состав делегации вошли посол Абхазии в России Игорь Ахба, исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Владимир Дауров», — добавил он.

В этом году в агропромышленной выставке участвует рекордное количество производителей из Абхазии – 22 компании, сообщил торговый представитель Абхазии в России.

«Есть более 20 номинаций, абхазские бренды активно номинируются на награды, я думаю, они получат достойную оценку своей продукции. Предусмотрена достаточно обширная культурная программа», — отметил торгпред.

Посетители начали активно подходить после временного ограничения посещения выставки, связанного с приездом премьер-министра России, рассказал он.

«Вчера наш стенд был готов к работе, и я убежден, что, как и каждый год, он будет пользоваться высоким спросом со стороны посетителей, функционеров агропромышленной отрасли. Нам есть что показать и что представить даже самому взыскательному посетителю», — подчеркнул Олег Барциц.

Екатерина Еник

© Фото : предоставлено Екатериной Еник

Еник об участии в «Золотой осени-2018»: хотим рассказать, как идем в ногу со временем

Российская агропромышленная выставка «Золотая осень-2018» открылась в Москве 10 октября и будет проходить до 13 октября. Экспозиции «Золотой осени» в павильонах и под открытым небом смогут посетить не менее 300 тысяч человек.

Абхазские бизнесмены участвуют в «Золотой осени» в седьмой раз.

Свыше 60 регионов и 15 зарубежных стран принимают участие в юбилейной выставке «Золотая осень-2018». В течение четырех дней на ВДНХ ЭКСПО будут работать сразу семь тематических площадок.

В этом году выставка пройдет под девизом «Возможности вне границ», ее разделы охватывают все отрасли агропромышленного комплекса России. В 75 павильоне разместится основная часть экспозиций: «Регионы России. Зарубежные страны», «Сельскохозяйственная техника и оборудование для АПК», «Средства производства для растениеводства. Семеноводство». Также в зале В будет представлен раздел «Оборудование для животноводства. Ветеринария. Корма». В 69 павильоне расположится раздел «Животноводство и племенное дело». На улице перед павильонами можно будет увидеть новейшие образцы крупногабаритной сельскохозяйственной техники, а в Северном сквере пройдет фестиваль национальных культур.

«Регионы России. Зарубежные страны»

Это один из ключевых разделов выставки, в котором 48 субъектов РФ на общей площади свыше 5 тысяч кв. м. презентовали реализуемые в регионах крупные инвестиционные проекты, а также продемонстрировали лучшие образцы своей продукции. Крупнейшие экспозиции в этом году представили Республика Татарстан, Ставропольский край и Ярославская область.

В этом году с национальными экспозициями приняли участие Абхазия, Голландия, Япония. Кроме того, в разных разделах выставки поучаствовали предприятия Азербайджана, Беларуси, Германии, Испании, Ирландии, Китая, Нидерландов, Словакии, Украины и других стран.

В центре этого раздела разместилась экспозиция Министерства сельского хозяйства РФ, важной частью которой стала «Зона стартапов», организованная инновационным партнером «Золотой осени» — Фондом «Сколково». В этом году свои разработки представили 23 резидента фонда.

Также в рамках выставки Российский экспортный центр (РЭЦ) собрал специальную экспозицию с экспортно ориентированными компаниями. Всего под эгидой РЭЦ на «Золотой осени» свою деятельность презентовали 28 отечественных предприятий из разных областей АПК.

«Животноводство и племенное дело»

Раздел «Животноводство и племенное дело» представил результаты многолетней селекционно-племенной работы. В его экспозиции, занявшей почти 1,5 тысячи кв.м, свои достижения продемонстрировали в общей сложности 139 российских животноводческих хозяйств.

В частности, предприятия-участники показали лучшие породы крупного рогатого скота: 12 — молочного направления (из 14 регионов) и 7 — мясного (из 11 регионов). В общей сложности — 94 головы.

Самые продуктивные породы овец и коз привезли на выставку агрохозяйства из 12 регионов. Всего в этом подразделе выставки было представлено 125 голов животных.

В этом году на «Золотой осени» расширилась коневодческая часть экспозиции: хозяйства из 12 регионов страны привезли 16 представителей 11 пород лошадей.

Также в рамках раздела «Животноводство и племенное дело» Астраханская область представила организацию по разведению племенных верблюдов калмыцкой породы. Кроме того, были продемонстрированы такие направления, как птицеводство, звероводство и рыбоводство.

Деловая программа

Юбилейная выставка собрала насыщенную деловую программу, в которой более 60 мероприятий, охватывающих все форматы дискуссий и тематические направления. Всего в мероприятиях «Золотой осени — 2018» приняли участие около 10 тысяч человек.

В день открытия выставки состоялось главное событие деловой программы — Агробизнесфорум «АПК 2.0: Экспорт как драйвер модернизации». Участники обсудили место России на мировой продовольственной карте, контуры высококонкурентной отрасли, успешный мировой опыт увеличения экспорта продукции АПК и прогнозы развития перспективных рынков.

В панельной дискуссии приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Патрушев, аграрные Министры Японии, Венгрии, Государства Катар, Нигерии, Турции, а также директор Международного Эпизоотического Бюро Моник Элуа.

Алексей Гордеев в своем выступлении отметил, что в планах Правительства на ближайшие 6 лет, помимо двукратного увеличения экспорта, разработка собственной научной базы для внедрения новых технологий в АПК, развитие агроэкологии и определение стандартов жизни в российских населенных пунктах 21 века.

Дмитрий Патрушев рассказал о четырёх основных направлениях деятельности министерства в сфере экспорта. На сегодняшний день это увеличение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, определение наиболее востребованных продуктов у заграничных потребителей, построение эффективной транспортной системы для экспорта, внедрение национальных программ по борьбе с болезнями животных, а также введение единой отраслевой системы брендирования и защиты отечественных продуктов.

Еще одним важным событием деловой программы «Золотой осени» стал деловой завтрак «Экспортная повестка АПК: новые инвестиционные возможности». Участниками мероприятия стали руководители субъектов Российской Федерации, крупнейших предприятий, органов власти, представители иностранных делегаций, финансового сектора и экспертного сообщества.

Как отметил в ходе мероприятия глава Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Патрушев, сегодня ключевым вопросом повестки дня является задача по увеличению экспорта АПК, в связи с чем предстоит большая работа по формированию новых конкурентоспособных производств как в традиционных подотраслях, так и в секторах, формирующих высокую добавленную стоимость. В рамках государственной программы развития АПК отрасли оказывается широкий спектр поддержки, в том числе через реализацию механизма льготного кредитования, возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам и части прямых затрат на создание и модернизацию производственных объектов.

Важной частью деловой программы этого года стала специальная байерская программа, организованная оператором выставки — . В консультационной зоне выставки зарубежные трейдеры и байеры, заинтересованные в закупке продукции на территории России, провели ряд деловых переговоров с компаниями — участниками «Золотой осени». Свыше 100 закупщиков более чем из 20 стран провели 287 встреч с нашими производителями и уже в рамках выставки подписали не менее 6 соглашений о партнерстве.

Анна Толстова о последней возможности увидеть «Осень русского Средневековья» в Русском музее

В Русском музее завершается выставка «Осень русского Средневековья», посвященная искусству XVII века. Она основана исключительно на собственной коллекции музея, впервые выставленной в таком объеме и поражающей количеством и качеством вещей, и показывает, что и при, казалось бы, вышедшем из моды научном подходе к производству выставок может получиться «хит сезона»

Запад есть Запад, Восток есть Восток, но вот, например, деревянный киот в форме часовенки из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска, предназначавшийся для хранения статуи Николая Чудотворца: худосочные луковки куполов с византийскими крестами вырастают над лесом почти готических пинаклей, подлесок прикрыт тимпаном с «Ветхозаветной Троицей» в духе живописи флорентийского Проторенессанса, и этот фантастический букет архитектурных излишеств опирается на функциональную часть шкафчика, резные створки которого наводят на шальную мысль, что все сооружение, напоминающее индуистскую пагоду в миниатюре, вышло из какой-нибудь мастерской Самарканда или, может быть, Хивы. Мастера, разумеется, были местные, поволжские, ни в каких дальних странах отродясь не бывавшие, но на выставке то и дело возникает ощущение, что сарматская Польша братается здесь с Персией, Индия шлет поклон Италии, Украина раскланивается с Германией, и все это почему-то называется последним веком древнерусского искусства. В голове немедленно включается «воображаемый музей» Андре Мальро, так что крышка раки преподобного Александра Свирского работы чеканщиков Серебряного приказа Оружейной палаты, последний вклад царя Михаила Федоровича в Александро-Свирский монастырь, напоминает разом о византийской иконе, древнеегипетских саркофагах и романских надгробиях.

Симон Ушаков. «Троица ветхозаветная», 1671

Симон Ушаков. «Троица ветхозаветная», 1671

Фото: Предоставлено Русским музеем

Популярные представления о жестких иконописных канонах, о четких границах допустимого и недозволенного, об уходе от всего мирского в богословские премудрости, о постоянном усмирении художнического «я» и отсутствии творческих индивидуальностей — все это, по крайней мере памятниками XVII века, будет поколеблено и опровергнуто. Скажем, фрагментом фрески Троицкого собора Калязина монастыря с изображением Адама и Евы в сцене «Наречение имен» — фрески, сохранившиеся чудом и самоотверженностью музейных работников, были спешно сняты с монастырских стен зимой 1939–1940 годов, перед тем как Калязин затопили в ходе сооружения Угличского водохранилища, и часть храмовых росписей попала в Русский музей. На фрагменте фрески, писанной в 1654-м, в год Московского собора и в самом начале Никоновых реформ, прародители, сидящие среди не слишком райских на вид голых скал, предстают совершенно обнаженными, без всяких фиговых листов, потому что до грехопадения, сообщает нам Библия, «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились», как не стыдились и ученые художники артели Симеона Авраамова. И хотя до «божественных пропорций» Луки Пачоли еще далеко, это древнерусское ню производит сильнейшее впечатление.

Все, что обычно распределяют по разным главам в книгах и разным хранениям в музеях,— живопись, скульптура, прикладное искусство — выставлено вперемешку, как оно, собственно, и жило в церковных или светских интерьерах. Отчего глаз на выставке все время переключается с объемного на плоское, с металла и кости на дерево и бумагу, с шитья на резьбу или чеканку, с монументального на миниатюрное. И настроенный на миниатюрное глаз будет сполна вознагражден «Деяниями пророка Ионы» из Благовещенского собора Сольвычегодска, иконой изумительного умбристо-киноварного колорита, писанной строгановскими мастерами в первой четверти XVII века. В центре житийного комикса, конечно же, оказываются приключения с китом: вначале Иону бросают с борта трехмачтового фрегата в пучину морскую, он ныряет вниз головой, рассекая золоченым нимбом волны, чудо-юдо рыба-кит уже наготове, раскрыла пасть, из которой торчат только ноги и зад пророка, целомудренно прикрытый белыми штанишками, но затем чудовище разворачивается и — с заметным отвращением — выплевывает раскаявшегося ослушника на берег, чтобы тот шел восвояси проповедовать в Ниневию.

Наугольник Евангелия с изображением евангелиста Луки, вторая половина XVII века

Наугольник Евангелия с изображением евангелиста Луки, вторая половина XVII века

Фото: Предоставлено Русским музеем

Одолжив выражение у другого историка, выставку можно было бы назвать «Долгий XVII век», ведь она говорит о периоде, начинающемся с заката Рюриковичей и кончающемся основанием Петербурга. Однако кураторы из древнерусского отдела ГРМ предпочли поэтическое «Осень русского Средневековья». Это на первый взгляд противоречит интенции Йохана Хёйзинги, написавшего свой живописный портрет Бургундии XIV и XV веков не для того, чтобы увидеть первые ростки Ренессанса, но чтобы показать умирание культуры Средних веков. Выставка Русского музея, напротив, убеждает нас в том, что петровские реформы подготовлены этой «осенью» — всем ее модернистским духом, разворотом к Европе, триумфальным шествием Библии Пискатора, превратившей лучших художников Руси в невольных агентов папежских и люторских еретиков, страшным словом «обмирщение», витавшим над головами Симона Ушакова, Гурия Никитина, Силы Савина и других гениев беспокойного столетия. Пейзажный задник иконы «Пророк Самуил и Андрей Критский в предстоянии иконе «Богоматери Корсунской»», относящейся к школе Оружейной палаты, кажется работой малого голландца, прошедшего школу Рёйсдалей или Хоббемы: фантастический сюжет о чудотворном образе помещается в реалистическую среду, существующую по законам прямой перспективы. Это вещь 1707 года — Петр Великий уже 10 лет как побывал в Голландии и давно пригласил в Оружейную палату голландского гравера Схонебека, но основоположники новой русской школы, будущие первые пенсионеры Иван Никитин и Андрей Матвеев, еще дети и отправятся за границу много лет спустя.

И все же в главе, посвященной бургундскому искусству, Хёйзинга говорит о поражающем воображение историка контрасте между мрачными жизненными реалиями и умиротворенными образами ван Эйков, Рогира и Мемлинга. То же чувство охватывает нас на выставке: этот бесконечный праздник искусства приходится на эпоху всевозможных бедствий и катаклизмов — смуты, самозванчества, иноземной интервенции, моровой язвы, закрепощения крестьянства, Стеньки Разина, церковного раскола, того фона, на котором происходило возвышение новой династии и дальнейшее освоение Урала и Сибири. В миниатюрных клеймах икон «Отче наш» и «Символ веры» из московской церкви Григория Неокесарийского, которые приписывают кругу Гурия Никитина, с первого взгляда узнается тот празднично-возбужденный стиль экстатического ликования, в сущности — западнический, маньеристский стиль, что знаком нам по росписям церквей Костромы, Ярославля, Москвы, Ростова и Суздаля, выполненных никитинской артелью. И навряд ли мы сразу поймем, что за этим пиршеством цвета и линий, за бурлящей формой и динамическими композициями, за венецианской гаммой и беккафумиевской сложностью пространственных построений скрыта официальная идеологическая программа, оправдание «книжной справы» патриарха Никона и государева отповедь всем раскольникам и диссидентам.

«Осень русского Средневековья». Санкт-Петербург, Русский музей, до 13 мая

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: