Русский музей Санкт Петербург режим работы 2020

Русский музей представляет собой огромный архитектурно-художественный комплекс, расположенный в центре Санкт-Петербурга. В свое время он стал первым государственным музеем, представляющим произведения русского изобразительного искусства, а на сегодняшний день он является крупнейшим в мире.

Парадный вход, © Русский музей

В музейных коллекциях находится более 400 тысяч экспонатов, охватывающих тысячелетнюю творческую историю России. Здесь выставлены картины, скульптуры, архивные фотографии, нумизматический материал, произведения декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Комплекс включает в себя дворцы, сады, павильоны, замок и пр. памятники архитектуры.

Отели Санкт-Петербурга рядом с Русским музеем

Русский музей: выставки

В зданиях комплекса размещены постоянные экспозиции и временные выставки.

В Михайловском дворце представлены собрания древнерусской живописи XII—XVII вв., русского искусства XVIII—XIX вв., а также произведения народного творчества, размещенные в хронологическом порядке. Особое место занимают древнерусские иконы.

Экспонаты музея, © Русский музей

В корпусе Бенуа можно ознакомиться с декоративно-прикладным искусством прошлого века. Здесь выставлены изделия из фарфора и стекла, текстиль и мебель, работы основоположников русского авангардизма и экспозиция, посвященная развитию новых направлений в искусстве, появившихся на рубеже XIX—XX вв.

Строгановский дворец представляет Минералогический кабинет с богатейшим книжным собранием и коллекцией минералов. Кроме того, во дворце имеется постоянная экспозиция «Русский ампир».

В Михайловском замке расположен открытый фонд скульптуры с работами мастеров XIX—XX вв., лучшими произведениями авангардистов 20-х годов прошлого столетия и произведениями современных экспериментаторов. В отдельных залах размещена портретная галерея и картины, характеризующие петербургское общество времен Романовых. Павильоны Михайловского замка предназначены для временных выставок.

Мраморный дворец представляет уникальную коллекцию братьев Ржевских, передавших в 1998 году Русскому музею богатое частное собрание, формировавшееся на протяжении около 50 лет. Оно включает произведения графики, живописи, скульптуры. Кроме того, в Мраморном дворце находится Музей Людвига, экспонаты которого были переданы комплексу немецкими коллекционерами. Здесь можно увидеть произведения второй половины ХХ — начала XXI вв. Посетители Мраморного дворца могут ознакомиться с кабинетом и музыкальной гостиной последнего владельца здания, одного из основателей Пушкинского Дома — Великого князя Константина Романова.

Зал Мраморного дворца, © Frank Ciliberto

В Летнем дворце Петра I сохранены интерьеры, в окружении которых периодически проживал император. В Домике Петра I выставлены предметы, тем или иным образом связанные с петровской эпохой. Стены обиты парусиной, в окна вставлены «лунные» стекла, в одном из помещений стоит кресло императора.

Выставки 2020 в Русском музее

Коллекции Русского музея.

Первоначальное положение о Русском музее предусматривало создание в нем трех отделов: отдела памяти Александра III; этнографического и художественно-промышленного; художественного. «Тройственный союз» разнохарактерных отделов оказался несостоятельным. Этнографические собрания впоследствии стали ядром самостоятельного музея. Мемориальный отдел в 1918 был упразднен, а сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 частично передан Эрмитажу, став основой его отдела русской культуры. Таким образом, название Русский музей изначально и традиционно закрепилось лишь за художественным отделом, размещенном в Михайловском дворце.

8 июля 1897 в Министерстве двора на основании «Высочайшего повеления» было принято решение о передаче произведений русской школы из Императорского Эрмитажа в Русский музей. Основу коллекций Русского музея составили произведения, поступившие не только из Эрмитажа, но и из Зимнего дворца, Академии художеств, царскосельского Александровского дворца, а также из частных собраний (коллекция князя А.Б.Лобанова-Ростовского (1824–1896), акварели и рисунки из собрания княгини М.К.Тенишевой). Первоначальное собрание Русского музея насчитывало около 1,5 тысяч произведений. Кроме того, Академия художеств полностью передала свой Музей христианских древностей (существовавший с 1858), насчитывавший примерно 5 тысяч памятников.

Лучшие вещи поместили на втором этаже в самом большом зале со стеклянным потолком, т.н. академическом (там, где прежде помещался дворцовый театр): Фрина на празднике Посейдона в Элевсине (1889) Г.И.Семирадского; Христос и грешница (Кто без греха?) (1888) В.Д.Поленова; Покорение Сибири Ермаком (1895) В.И.Сурикова; Русалка и Поцелуйный обряд К.Маковского; Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных (1888), Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану (1880–1891) И.Е.Репина.

В Русском музее с момента основания были представлены работы Антропова и Аргуновых, Боровиковского, Алексеева, Кипренского, Венецианова, Карла Брюллова, в т.ч. картина Последний день Помпеи (1833), поступившая из Эрмитажа.

Однако первоначальные коллекции музея носили далеко не полный характер: не были представлены произведения многих прославленных художников и даже целых периодов истории русского изобразительного искусства. Творчество Левицкого, Рокотова, Перова, А.Иванова было представлено весьма слабо. В собрании совсем не было работ мастеров 1 пол. 18 в., иностранных художников, работавших в России (за исключением Лампи), произведений Семена Щедрина и Куинджи, зато много работ художников незначительных.

В 1898–1917 собрание пополнялось путем приобретений и пожертвований.

Включение в состав музея коллекции русских и греческих икон, собранных историком и коллекционером Н.П.Лихачевым (1862–1936), позволило превратить отдел христианских древностей в 1914 в Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины, ставшее на тот момент крупнейшей государственной коллекцией икон в России.

В 1902 был открыт этнографический, а в 1913 – историко-бытовой отделы (в 1934 выделены из Русского музея).

После 1917 собрание значительно увеличилось за счет национализированных художественных ценностей, крупных приобретений и перераспределения художественных фондов. Картины в залах разместили по историко-монографическому принципу, в хронологической последовательности, по эпохам, художественным школам и течениям. Были образованы отделы древнерусской живописи, искусства 18 и 19 вв.

В советское время Русский музей обогатился материалами декоративно-прикладного искусства.

В 1918 у Е.Е.Рейтнера (1848–1918) при содействии А.В.Луначарского было приобретено уникальное собрание графики (25 607 листов). Сумма оплаты была незначительна, однако Рейтнеру в качестве компенсации была предоставлена квартира в музее и пожизненная должность хранителя и попечителя его собрания.

В 1926 Русскому музею была передана коллекция Музея при Государственном институте художественной культуры, включавшая произведения первой четверти 20 в. На ее основе в Русском музее сформировалось крупнейшее в мире собрание русского авангарда.

В 1934 был создан отдел советского искусства, в 1937 – народного искусства.

На сегодняшний день коллекции Русского музея насчитывают ок. 400 000 единиц хранения.

Русский музей: режим работы 2020

Объекты музейного комплекса открыты для посещения ежедневно, кроме вторника:

  • пн. — с 10:00 до 18:00 (Михайловский дворец и корпус Бенуа — до 20:00);
  • ср., пт.-вс. — с 10:00 до 18:00;
  • чт. — с 13:00 до 21:00.

Выходные — 31 декабря и 1 января.

Интерьер Михайловского дворца, © Русский музей

Михайловский и Летний сады можно посетить круглый год, за исключением апреля. Режим работы:

  • с 01.05 до 30.09 — с 10:00 до 22:00;
  • с 01.10 до 31.03 — с 10:00 до 20:00.

Летний сад закрыт по вторникам.

Время работы Русского музея и правила посещения

Петропавловская крепость

Территория Петропавловской крепости открыта ежедневно с 9.00 до 20.00, в летний период до 21.00

Музеи работают ежедневно, выходной день — среда.Во вторник кассы и экспозиции закрываются на час раньше.

Русский музей Санкт Петербург режим работы 2019

Время работы Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы:

  • с 10.00 до 18.00, выходной день — среда, летом без выходных,
  • в воскресенье собор открывают на час позже, а в субботу закрывают на час раньше.

Цена билета в Петропавловский собор:

  • Взрослые 550 руб.
  • Учащиеся 300 руб.
  • Пенсионеры 250 руб.

Цены на билеты

Стоимость входа в Русский музей зависит от объекта посещения и гражданства туриста:

  • для взрослых — от 450 руб.
  • для учащихся и пенсионеров — от 200 руб.

Есть возможность приобретения комплексных билетов и абонементов.

Билеты и экскурсии в Русский музей Купить на

Уникальные коллекции, © Юлия

Право на бесплатное посещение музея имеют некоторые категории граждан, в том числе дети до 16 лет. В качестве эксперимента — 18-го числа каждого месяца свободный доступ получает молодежь возрастом до 18 лет.

Стоимость билетов и услуг

Корпуса Русского музея

В музейный комплекс входит четыре дворца, замок с павильонами, один корпус и домик.

Михайловский дворец

Автором проекта бывшего великокняжеского дворца, названного именем младшего сына Павла I — Михаила Павловича, является Карло Росси. Строительство здания велось в период 1819–25 гг. Оно было продано в 1895 году в государственную казну внуками Великого князя. Именно Михайловский дворец послужил основой для создания «Русского музея императора Александра III». Площадь дворца составляет более 24 тысяч кв. м.

Адрес — ул. Инженерная, 4

Зал Михайловского дворца, © Юлия

Корпус Бенуа

Корпус носит имя одного из авторов проекта — архитектора Л. Бенуа. Здание строилось в два этапа — до и после Октябрьской революции. Флигель Росси, соединивший Михайловский дворец с Корпусом Бенуа, появился в послевоенные годы.

Адрес — ул. Инженерная, 4

Строгановский дворец

Строительство дворцового комплекса началось в 1720-е годы. К середине XVIII века отдельные здания были объединены по проекту Ф. Растрелли. Династия Строгановых владела дворцом до 1918 г.

Подробнее — в нашей статье.

Адрес — Невский пр., 17

Дворцовые интерьеры, © Русский музей

Мраморный дворец

Уникальный памятник архитектуры был построен по заказу Екатерины II в. 1768–85 гг. для графа Г. Орлова. После смерти владельца дворец выкупила императрица для внука — Константина Павловича. Впоследствии его наследовали представители императорской семьи, пока за неимением средств на содержание комплекс не был вынужденно продан. В начале 1917 года Он оказался в национальной собственности.

Адрес — ул. Миллионная, 5/1

Летний дворец Петра I

Здание построено в 1712 году архитектором Д. Трезини. К оформлению интерьеров и фасадов привлекались иностранные мастера. Дворец сохранился практически в неизменном виде. После смерти императора в его стенах проживали придворные служители и влиятельные сановники. После Петра I резиденция никогда не использовалась по прямому назначению. В составе Русского музея строение находится с 2004 года.

Адрес — Летний сад, литер, А

Летний дворец Петра I, © Dr. Michael Brandt

Михайловский замок

Императорская резиденция была возведена по заказу Павла I на месте разобранного после смерти Екатерины II Летнего дворца Елизаветы Петровны. Замок относится к числу крупнейших архитектурных памятников Петербурга и представляет собой яркий пример зодчества XVIII века. К разработке проекта было привлечено несколько именитых архитекторов того времени. Работа над ним продолжалась около 12 лет. Период строительства — 1797—1800 гг.

Подробнее о Михайловском замке.

Адрес — ул. Садовая, 2

Восточный и Западный павильоны

Изначально предназначались для проживания фрейлин и статс-дам императорского двора. Здания были построены в 1800 году, а через 19 лет их передали в управление Инженерному ведомству. В составе Русского музея павильоны оказались в 2001 году.

Адреса — ул. Инженерная, 8 и 10.

Павильон Михайловского замка, © Sarvesh Ranjan

Домик Петра I

Деревянный сруб был возведен в 1703 году. Несмотря на то, что уникальный архитектурно-исторический памятник имеет компактные размеры (всего 12,7 на 5,7 м), он является важнейшим объектом, сохранившимся с петровских времен.

Подробнее о Домике Петра I.

День русского музея

Русский музей

Ежегодно 19 марта проходит празднование дня русского музея. В этот день в северной столице – городе Санкт-Петербурге проходят массовые праздничные мероприятия. Для гостей организуют специальную программу, а входной билет часто делают свободным для всех желающих.

Для создания атмосферы праздника организуют различные действа – проводят:

  • живые концерты
  • бесплатные обзорные и тематические экскурсии
  • открытые чтения
  • показ фильмов в мультимедийном кинотеатре музея
  • историческую реконструкцию – по залам ходят дамы в пышных платьях и кавалеры в нарядах XIX века

Каждый год организаторы стараются удивить поклонников истории и ценителей культуры новой, увлекательной программой мероприятия

Русский музей

Музейные залы

Каждый объект архитектурно-художественного комплекса уникален по-своему. Для того чтобы с ним ознакомиться, потребуется не один день. Подготовиться к плодотворному посещению грандиозного музея помогут онлайн прогулки по его залам.

Виртуальный тур на официальном сайте

Музейные картины, © Юлия

Сады

В дворцово-парковый комплекс Русского музея входит два сада — Летний и Михайловский. Их общая площадь, включая дворцовые курдонёры, составляет около 30 га. Парковые зоны были окончательно оформлены в XXI веке.

Ежегодно на территории дворцово-паркового комплекса проводится масштабный фестиваль «Императорские сады России».

Летний сад разбили в 1704 году по указу Петра I. Над его проектом работали русские, итальянские и голландские ландшафтные архитекторы. Император лично рисовал первоначальный план сада, не раз вносил исправления в проект голландца Я. Роозена и с пристрастием курировал обустройство парковой зоны. Последняя комплексная реконструкция была проведена в 2009–11 гг., а в 2012-м Летний сад открылся для посетителей. На его территории расположено несколько объектов.

Более подробно — в нашей статье.

Летний сад, © Вячеслав Вертьянов

Михайловский сад является одним из уникальных парков, в границах которых органично объединены разные ландшафтные стили. Он создавался по заказу Петра I архитектором Лейблоном в начале XVIII века, а в начале XIX-го — был перепланирован по проекту Росси. После Октябрьской революции парк передали в общественное достояние. Здесь построили эстрадные подиумы, развлекательные павильоны, детские и спортивные площадки. Масштабная реконструкция была проведена в 2001–07 гг.

О Михайловском саде — на нашем сайте.

Дворцы русского музея

Коллекция русского музея быстро росла, и вместить большое количество предметов искусства один Михайловский дворец скоро стал не в состоянии. Правительство современной России и мэрии города приняло решение включить в состав новые здания:

  • Строгановский дворец – передан музею в 1989 году.
  • Мраморный дворец – вошел в состав русского музея зимой 1992 года.
  • Инженерный или Михайловский замок – полностью находится в ведении русского музея с 1995 года.
  • Летний дворец Петра Великого – передан в ведение Русского музея в 1925 году.

Каждое здание имеет богатую историю, свои легенды и тайны

Легенды и история Михайловского дворца

Идея возведения Михайловского дворца принадлежала Павлу I. Государь велел возвести здание для своего младшего сына, но увидеть проект в завершенном виде правителю не удалось из-за скоропостижной гибели. В 1825 году сразу после освещения в стены дворца переехал Михаил Павлович со своей супругой.

В светлых залах часто:

  • устраивались балы
  • велись приемы гражданских и военных лиц
  • проходили заседания комитетов

Михайловский дворец

Михайловский дворец

Строительство дворца окутано легендами.

  • На финальном этапе одна из фавориток Павла I обронила на балу перчатку. Император быстро поднял ее и восхитился ее необычным цветом. В ту же минуту он повелел отнести аксессуар архитектору и сделать стены здания схожего с перчаткой цвета. В знак преданности государю многие поданные решили сменить цвет фасадов на понравившийся государю цвет.
  • Смерь императора и Михайловский дворец имеют мистическую связь. По поверью юродивая – Ксения Петербургская предсказала скорую гибель императора, по ее словам срок жизни государя будет равен количеству букв над главным входом в Михайловский дворец. Павел умер в возрасте 47 лет, именно столько букв на главных воротах замка.

Павел I был убит во дворце, в собственной спальне с 11 на 12 марта 1801 года. Император предчувствовал скорую гибель и накануне смерти, встав из-за стола произнес роковую фразу «Чему быть, того не миновать».

Михайловский дворец

В последующие годы замок пустовал. По велению Николая I – сына почившего государя, стены замка стали домом для Главного инженерного училища, а три павильона стали местом для инженерного департамента и штаба. В период Великой отечественной войны замок превратился в госпиталь. С 1995 года становится филиалом Русского музея.

Люди утверждали, что слышали в его стенах стоны и видели в окнах неяркий свет. Для желающих ярких ощущений проходят особые ночные экскурсии для знакомства с таинственным прошлым замка.

Легенды и история Мраморного Дворца

Мраморный дворец

По одной из версий строительство дворца связано с великой императрицей Екатериной II. По легенде она своими руками набросала предварительный план здания, который воплотил в жизнь архитектор Антонио Ринальди. Толчком для подобного предположения были теплые взаимоотношения правящей особы и графа Орлова, которому предназначался дворец.

Мраморный дворец

После смерти Орлова императрица выкупила здание у наследников графа и подарила внуку – Константину Павловичу в 1796 году. Следующими владельцами стали Константин Константинович, а за ним его сыновья. С 1919 года в здании разместилась Академия Истории Материальной культуры, с спустя 17 лет во дворце открывается филиал музея имени Ленина. С 1992 года становится частью Русского музея.

Легенды и история Строгановского дворца

До появления дворца на месте стояло деревянное строение. Одно крыло принадлежало Сергею Григорьевичу Строганову, второе было во владении императорского повара. Выкупить здание целиком у Строганова не получалось долгое время из-за нежелания повара продавать свою часть. Судьба здания решилась неожиданно, в один день по неизвестным причинам оно сгорело. По поверью в день печальных событий государственный деятель сказал «Ну, наконец-то!». На месте бывшего деревянного строения был возведен каменный дворец.

Строгановский дворец

Много споров вызывали портретные мужские изображения на фасаде здания. По ряду версий в оконных простенках красуется портрет самого владельца – Григория Строганова. Архитектор поместил его в качестве приятного сюрприза заказчику и оставил свой автограф на дворце. Другая версия связывает наличие мужских изображений с масонскими взглядами.

Семья Строгановых владела дворцом до 1918 года. В стенах здания собирались инициаторы создания Публичной библиотеки, присутствовала Екатерина Великая. После 1918 года в здании размещался народный дом-музей, а спустя 11 лет открывается Институт прикладной ботаники. В 1930-х годах помещения арендовали различные организации, а с 1989 года становится филиалом Русского музея.

Легенды и история Летнего дворца Петра

Судьба была благосклонна к зданию Летнего дворца первого российского императора. После кончины Петра Великого здание не подвергалось перестройке, сохранило свое историческое лицо, но потеряло статус царского жилища. В нем жили государственные и придворные деятели. В период правления дочери Петра — Елизаветы, здание было отдано для проживания видных сановников.

Летний дворец Петра Первого

В 1925 году Летний дворец стал филиалом Русского музея, спустя 9 лет приобретает статус самостоятельного мемориально-исторического музея и служит отражением вкусов и устремлений Петра Великого.

Каждое историческое здание находятся в самом центре города и представляет высокую ценность с точки зрения архитектуры

История

Идея создания Русского музея принадлежит императору Александру III, а реализация проекта — Николаю II. Указ об основании учреждения был подписан в 1895 г., а в 1898-м состоялось его торжественное открытие. К этому моменту поступило из Академии художеств, Эрмитажа, пригородных дворцов и частных коллекций.

В дальнейшем экспозиции пополнялись за счет ассигнованных средств и пожертвований. После Октябрьской революции в Русский музей поступило огромное количество национализированных произведений искусства. В период ВОВ самые ценные экспонаты были эвакуированы, остальные — законсервированы и спрятаны в подвалах.

Сегодня музейная структура представлена несколькими отделами, в том числе научным, реставрационным, информационным, методическим и т. д.

Центр культурной жизни Петербурга

Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.

Потолок

Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.

После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.

В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.

Экспонаты Русского музея

Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:

  • В залах Музея – коллекция икон 6 тысяч экземпляров.
  • Портретная и историческая живопись времен Петра Великого.
  • Выставки образцов мебели.
  • Картины Сурикова, Репина, Верещагина, Перова, Саврасова.
  • В 12 залах – выставка народного искусства с 50 тысячами экземпляров.
  • Резьба и роспись по дереву, предметы кузнечного мастерства и текстиль, глиняная и деревянная мебель, посуда и игрушки.
  • Палехская роспись и хохлома, дымковская игрушка и финифть, кружево и подносы из Жостово, резьба по кости и гжель.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: