История храма Живоначальной Троицы в Останкине

Святыни:

  • храмовая икона Ветхозаветной Троицы (1654 г.) — в местном ряду иконостаса (празднование — в День Святой Троицы, переходящая дата),
  • Черниговская икона Божией Матери — в местном ряду иконостаса (празднование — 14 сентября);
  • Грузинская икона Божией Матери — в Свирском Приделе (4 сентября);
  • Феодоровская икона Божией Матери — в центральной части храма (29 августа, 27 марта);
  • Собрание частиц мощей святых угодников Божиих — в центральной части храма.

История храма Живоначальной Троицы в Останкине

Вот уже более трехсот лет прошло с того момента, когда патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского (тогдашнего владельца села Останкино) на строительство новой каменной церкви, взамен старой деревянной, стоявшей в его селе и освященной в честь Троицы Живоначальной. В новом храме князь собирался добавить два придела во имя Пресвятой Богородицы иконы Тихвинской и Св. Прп. Александра Свирского. Церковь князь Черкасский просил разрешить строить на новом месте, потому как на старом месте в прошлых годах прошло моровое поветрие, и было множество захоронений. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем в сентябре 7186 г. с сотворения мира (1678 г. от Р.Х.). Село Останкино (Осташково на Суходоле) известно по письменным источникам с 1548 года, после Смутного времени это село стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Из письменных документов следует, что в 1617 году здесь была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка (которая после 1920 г. была заключена в трубу, и теперь над ней и Звездный бульвар). Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница. В 1625-1627 годах была построена новая деревянная церковь. Имение перешло во владение князя Якова Кудентовича Черкасского, а после его смерти селом стал владеть князь Михаил Яковлевич Черкасский, который и решил построить взамен старой, обветшавшей деревянной церкви, новую, каменную. Старший сын князя Петр в 1696 году женился на княжне Марье Борисовне Голицыной (дочери наставника царя кн. Голицына), а младший – на Аграфене Львовне Нарышкиной, дочери дяди царя Петра. Князь Черкасский был крупнейшим землевладельцем, во владении его находилось 9083 двора. Останкино было в XVII веке главной подмосковной усадьбой Черкасских. На протяжении всей своей жизни князь Михаил Черкасский много строил, в 1667 году он построил церковь во имя св. Николая Чудотворца в Ново-Спасском монастыре, церковь во имя св. Николая Чудотворца с приделом св. Алексия, митрополита Московского в селе Никольском на реке Зинке (где теперь Химки); новую каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери на территории Кремля; церковь Живоначальной Троицы в Останкине; каменную церковь Рождества Христова в селе Осташково на Клязьме; Троицкий Островоезерский монастырь в Ворсме; деревянную церковь в с. Ивани; каменную церковь в Томске, где он завел первые кирпичные заводы и возвел первые каменные здания. Главной подмосковной резиденцией Черкасских было Останкино. Всего в версте от него находилась Троицкая дорога, ведшая в Лавру преподобного Сергия, и царское село Алексеево. Новый храм, расположенный в непосредственной близости от усадьбы, был домашней церковью Черкасских, имел три придела: северный придел, освященный 03 февраля 1683 году во имя Тихвинской иконы Божией Матери , южный- во имя св. Александра Свирского, освящен 01 августа 1691 года; центральный- во имя Живоначальной Троицы, освящен 03 июня 1692 года, этим же годом датируется иконостас. Не раз знатные особы, в том числе и члены царской семьи останавливались по пути в Троице-Сергиеву Лавру в усадьбе Черкасских, молились в их домашней церкви. Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра Второго «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас был возобновлен, иконы в нем поправлены. Иконостас церкви Троицы Живоначальной в Останкине интересен тем, что состоит из девяти ярусов, рамки на иконах оформлены сквозной высокой золоченой резьбой; колонки, перехваченные на треть от основания барочным кольцом, витые или обвитые резными виноградными лозами. Внешне и по звучанию иконостас в целом походит на орган — невиданный в православных храмах новый инструмент, в котором иконные проемы разновелики по высоте и длине, имеют разную конфигурацию, и ни один из рядов не повторяет другого. В XVIII веке Останкино продолжало оставаться главной подмосковной резиденцией Черкасских. Но с перенесением столицы в Санкт- Петербург, владельцы не часто бывали в своей усадьбе. Однако, в 30-е годы Останкино вновь обретает былое значение. Князя Черкасского уже не посылают по службе в Сибирь, и летнее время он с семьей проводит в Останкине. В июле 1730 проездом в Троицкий монастырь, посещает усадьбу Черкасских императрица Анна Иоановна, а в 1742 году (четыре раза: 10 и 20 июля, 28 сентября и 27 октября) князь Алексей Михайлович Черкасский принимал Елизавету Петровну. Князь скончался в том же году 04 ноября. После его кончины осталась горячо им любимая дочь Варвара, камер – фрейлина Ее Императорского Величества, которую сам Петр Первый учил стрелять из лука, перед которым она танцевала менуэт, и которую в январе 1743 г. княгиня Марья Юрьевна Черкасская выдала замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. Молодые переселились в Кусково, и Останкино на время погрузилось в исторический сон. До кончины графини Варвары Алексеевны в 1767 г. храм оставался в неприкосновенности, так как Останкино и Троицкая церковь были для нее святыней. Но после Петр Борисович изменяет внешний облик храма, возобновился иконостас, появляются новые иконы, новые святыни. В 1788 умирает граф, оставив Останкино сыну Николаю. С наступлением нового, XIX века, Шереметевы перебираются в Петербург, где вскоре в родах умирает молодая графиня. Безутешный граф жертвует на строительство богоугодных заведений, возводит крупнейший странноприимный дом, в котором бесплатно, на средства графа в течение трех дней могли проживать, питаться и получать медицинскую помощь огромное число паломников (ныне это всем известный Институт Скорой помощи им. Склифосовского). Спустя шесть лет умирает и сам граф, имение переходит по наследству к малолетнему сыну князя Дмитрию Николаевичу, при котором храм вновь ремонтируется, реставрируется, резко изменяется состав иконостаса, заново расписываются стены. В 1851 году была расписана паперть, на следующий год главный алтарь. Останкино той поры было одним из прелестнейших мест ближнего Подмосковья, в его рощах любили прогуливаться люди всякого звания и сословья. С 30-х годов открывается для прогулок всех желающих увеселительный сад, флигеля сдаются разного звания московским жителям на лето. Граф Димитрий Николаевич часто навещает усадьбу. В одно из посещений Останкина Императором Николаем Первым он, будучи вместе с графом на балконе усадьбы, посетовал, что роща, растущая за прудом, мешает любоваться видом на Москву. В следующий свой приезд императору с балкона открылась просека с видом на колокольню Ивана Великого в Кремле. В 1856 году император Александр Второй при восшествии на престол выбрал Останкино местом говения императорской четы. Весь храм был возобновлен, иконы поправлены, наружные стены и кровля перекрашены, живопись на внутренних стенах промыта, кресты позолочены. 18 августа 1856г. царская семья прибыла в храм, был прослушан молебен с провозглашением многолетия, царственные особы приложились к кресту, были окроплены святой водой. Затем в глубоком уединении постом и молитвой императорская чета готовилась к торжеству коронования и миропомазания. 25 августа, отслушав литургию, царская семья отбыла в Москву. На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство. Граф Дмитрий Шереметев был благочестив и нищелюбив, часто бывал на поклонении святыням. Летом 1866 года им был привезен в Останкино чудотворный образ — Иверская икона Божией Матери. В храме была отслужена литургия, затем крестный ход с чудотворной иконой проследовал во дворец, где был отслужен водосвятный молебен. Потом икону носили по домам местных жителей, всего состоялось семнадцать молебствий. В тот же день, к вечеру икону возвратили в Москву. В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества. В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра. В 20-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность. Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель. С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, лучшие памятники храма были расхищены. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем. В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля. 23 марта 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси АлексийII освятил престол в честь Святой Живоначальной Троицы. 31 декабря 1994 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил южный придел во имя св. прп. Александра Свирского. 14 августа 1996 г. архиепископ Истринский Арсений освятил северный придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. На протяжении почти девяти лет здесь находилось подворье Свято — Введенского монастыря Оптина Пустынь, а ныне Патриаршее подворье. За эти годы трудами и молитвами духовенства храма, его настоятеля, была создана довольно крупная православная община в приходе. Прихожане помогают в восстановлении храма, в его благоустройстве. Паства во главе с духовенством неустанно молится о спасении России и всех христиан православных. И в трудные моменты, во время штурма Телецентра, и во время пожара в Останкинской телебашне, грозившей упасть на жилой микрорайон, и в будни , и в праздники, братия молится о нас.

Информация о работе «История храма Живоначальной Троицы в Останкине»

Раздел: Москвоведение Количество знаков с пробелами: 10148 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 1

Похожие работы

Храмы Живоначальной Троицы в Москве

15296

0

0

… икона Божией Матери. Потомок князей Черкасских – Н. Шереметев – при Странноприимном доме, который он возвел в память своей жены Прасковьи Жемчуговой, также посвятил храм Живоначальной Троице. На северо-западе Москвы находится один из красивейших храмов столицы, а прежде это был сельский храм, – Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове (Строгино). Он построен в 1694–1697 гг. в стиле московского …

Мой любимый уголок Москвы — дворец-усадьба «Останкино»

22371

0

0

т моего дома, в транспортном отношении оно легко доступно и хорошо знакомо. Именно поэтому я и взяла эту тему. Исторический очерк Усадьба «Останкино» — уникальный по сохранности памятник русской архитектуры XVIII века, расположенный в северной части Москвы. Когда-то подмосковная, эта усадьба располагается теперь в 20 минутах езды от Кремля и привлекает любителей прекрасного строгими формами …

Роль изографа Никиты Павловца в русской истории XVII века

36234

0

0

… Ильин, но главный огромный образ Знамения под аркой писал сам Никита. В 1672 по заказу В.М. Хитрово была построена церковь в Братцеве, которую украсили иконная ряда лучших изографов, в том числе Никиты Павловца. В 1673 году вместе с Ф.Зубовым (кстати после кончины С.Ушакова в 1686г. он станет руководителем цеха царских изографов) Н.Павловец написал икону «Живоносный источник» государю в хоромы и …

Храмовое строительство на Руси в XVI-XVII вв.

50851

0

0

… форму. Возводились устремленные в небо шатровые храмы. Все больше карнизов, кокошников, наличников, колонок и других украшений появлялось на зданиях. Выдающимся памятником шатрового зодчества в храмовом строительстве стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках в Москве, возведённая в 1649-1652 гг. Церковь богато украшена каменными узорами и увенчана пятью разновысокими шатрами. …

Проезд

Общественным транспортом

«ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73, авт. 803, 24, 76

На машине

от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке направо до ул. Останкинская 1-я. На светофоре налево, до храма 400 метров.

Престол(ы): Центральный — Живоначальной Троицы; Южный – преподобного Александра Свирского; Северный — Тихвинской иконы Божией Матери; Нижний (крестильный) – святителя Николая архиепископа Мир Ликийского (не освящ., строящийся).

Строительная история[ | ]

Первая деревянная церковь в селе Осташково (позднее Останкино) была построена в 1584 году при дьяке Щелкалове и была разрушена в Смутное время. Новая деревянная церковь строится с 1625 года по 1627 год князем Иваном Борисовичем Черкасским, которому поместье было пожаловано в 1617 году царем Михаилом Федоровичем.

Прошение о постройке каменного вотчинного храма при господских хоромах подано в 1677 году князем Михаилом Яковлевичем Черкасским, на что он получил благословение в том же году от Патриарха Иоакима. Каменную церковь было решено строить на новом месте, так как на старом прошло «моровое поветрие» — массовая гибель людей в результате эпидемии. Храм строился с 1677 по 1692 год: Тихвинский придел освящён в 1683 году, придел Александра Свирского в 1691 году, придел Святой Троицы в 1692 году; тем же 1692-м годом датируется иконостас. Несколько позже к храму пристроили крыльца и галерею, а также колокольню с шатровым завершением[4].

Шатровое завершение колокольни в 1739 году было разобрано и к 1754 году заменено новым, двухъярусным, в стиле барокко. В 1856 году иконостас храма ремонтировался под наблюдением архитектора М. Д. Быковского. В 1877—1878 годах по указанию графа А. Д. Шереметева архитекторы Н. В. Серебряков и Н. В. Султанов полностью отреставрировали храм и возвратили колокольне шатровое завершение, более подходящее по стилю к архитектуре храма[4].

Силуэт храма тогда был обогащён и иными прибавлениями в неорусском стиле: над крытым просто на два ската крыльцом было возведён богатый шатёр, напоминающий притворы ярославских храмов.

История

Храм – прекрасный памятник стиля «русское узорочье» – построен в 1677–1683 гг. на месте ранее существовавшего деревянного храма на средства кн. М. Черкасского. В 1683 г. был освящен Тихвинский придел, в 1691г. – придел прп. Александра Свирского, главный храм освящен в июне 1692 г. В 1878–1880 гг. храм был капитально отреставрирован, пристроена колокольня (арх. Н.В. Султанов). Тогда же был подновлен и уникальный резной девятиярусный центральный иконостас. В 1919–1935 гг. богослужения совершались в нижнем храме свт. Николая, затем храм был закрыт; в нем был устроен выставочный зал. Богослужения возобновлены 23 марта 1991 г.

Архитектурный стиль: Русское узорочье

Новейшее время

Храм оставался действующим до 1933 года и в 1934 году стал частью музея-усадьбы «Останкино», который был создан ещё в 1918 году. Храм отреставрировали и в нём разместили служебные помещения музея. В 1970-х годах провели реставрацию иконостасов и стенописи, ремонт кровли и фасадов[4]. С 1980 года в храме проводились концерты духовной музыки. От первоначального резного иконостаса в стилистике нарышкинского барокко сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.

Вопрос о возобновлении служения в храме был поднят в 1990 году, который был решен положительно. Перед передачей храма РПЦ его отреставрировали по проекту архитектора Е. А. Черникова.

Главный придел храма освятил 23 марта 1991 года Патриарх Алексий II, южный придел освятил 31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), а северный 14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений (Епифанов).

С марта 1991 по декабрь 1999 года в храме находилось подворье Оптиной пустыни, службы в нём проводились по монастырскому чину.

На Оптинское подворье приезжали люди со всех концов Москвы и Московской области. Иногда исповедь в выходные заканчивалась за полночь — настолько много было прихожан, желавших исповедоваться. Оптинские монахи не допускали формального или поверхностного отношения к Таинству. Необходимо отметить, что речь не идет о пресловутом «откровении помыслов» — практике, которой злоупотребляют некоторые священнослужители, — а о возогревании в человеке духа покаяния и об осознании им бесконечного милосердия Божия[9].

Настоятелем храма был Феофилакт (Безукладников). Несколько лет решался вопрос получения участка земли рядом с храмом.

В 2009 году настоятелем храма назначен епископ Сергий Солнечногорский. В 2011—2013 годах в храме осуществлена реставрация иконостасов[4].

  • Holy Trinity Church in Ostankino 12.jpg
  • Church in Ostankino.jpg
  • Ostankino.jpg
  • Holy Trinity Church in Ostankino 00.jpg
  • Holy Trinity Church in Ostankino Facade.jpg

Часовня свв. равноапп. Кирилла и Мефодия при Международном славянском институте

Открыта ежедневно с 9.00 до 19.00.

Ст. метро: «Алексеевская»

Почтовый адрес: 129085, Москва, ул. Годовикова, 9, стр. 25.

Телефон: 8-495-602-46-76

Проезд

Общественным транспортом: до станции метро «Алексеевская», далее пешком до ул. Годовикова, 9, стр. 25. Центральный вход в Международный Славянский институт.

На машине: от станции метро «Алексеевская» по ул. Проспект Мира в сторону центра, через 500 метров поворот направо на ул. Широкий проезд. Далее до ул. Годовикова.

История

в 2006 году по инициативе ректора (МСИ) Смирнова Кима Алексеевича была выделена аудитория под обустройство православной часовни. В январе 2007 года игумен Феофилакт (Безукладников) совершил освящение часовни в честь равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Архитектурный стиль: домовая часовня.

Святыни: храмовая икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Богослужение: каждый вторник в 12.00 совершаются молебны и заупокойные литии.

Часовня Успения Пресвятой Богородицы на Останкинском кладбище (строящийся храм)

Ст. метро: «ВДНХ».

Почтовый адрес: 127427, Москва, пр. Дубовой Рощи, д.3.

Телефон:(495)-616-50-05 (староста).

Проезд

Общественным транспортом: «ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73.

На машине: от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке налево до ул. Проезд Дубовой Рощи к Останкинскому кладбищу 200 метров.

История

По просьбам родственников погребенных православных христиан на Останкинском кладбище летом 2006 года началось строительство часовни в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Архитектурный стиль: византийский.

Святыни: надвратная мозаичная икона Успения Божией Матери.

Богослужение: совершаются панихиды в дни поминовения усопших. Заупокойные литии на могилах, по просьбам родственников.

После завершения внутреннего оформления часовни, состоится её освящение. Заупокойные богослужения будут совершаться еженедельно. Ежедневно будет открыта свечная лавка. В часовне можно будет совершать отпевание.

Об истории возведения храма

Деревянная церковь Троицы Живоначальной в Останкино была построена еще в 1617-м, к концу семнадцатого века она была заменена каменной, ставшей домовой церковью для владельцев имения, князей Черкасских. Тогда же возвели и 9-ярусный золоченый резной иконостас. Новая каменная церковь располагала тремя приделами: главным – во имя Живоначальной Троицы; северным – построенным в честь Тихвинского образа Божией Матери, и южным — посвященным святому Александру Свирскому. Известно, что накануне своего венчания на царство в этой церкви молился будущий император Александр II.

История храма

В двадцатом веке, подобно всем остальным российским церквям, храм Троицы Живоначальной в Останкине мало-помалу приходил в упадок. В 1919 году из верхней части верующих переместили в подклет, который стал четвертым приделом, посвященным святителю Николаю. В 1922-м из церкви были вывезены оклады с иконостаса и всех икон — всего свыше шестидесяти килограмм серебра.

В 1930-м здание храма было передано Антирелигиозному музею искусств и финотделу Дзержинского р-на Москвы. Нижний придел использовался как склад для хранения картофеля. С началом войны 1941-1945 гг. храм полностью был превращен в склад. В 1970-е началось медленное, но верное возрождение. Сначала был отреставрирован иконостас, отремонтированы фасад и кровля. В 80-е годы двадцатого века в здании церкви еще проходили концерты старинной музыки. Весной 1991-го вновь был освящен главный престол храма. На протяжении пяти лет после этого события восстанавливали и освящали уже все три верхние приделы.

В настоящее время церковь опять стала четырехпрестольной: нижний придел, используемый в качестве крестильного, освящен во имя Николая Чудотворца. Настоятелем храма является митрополит Юго-восточно-азиатский и Сингапурский Сергий, (Николай Николаевич Чашин).

История возведения храма

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: