Регентско-певческие курсы при храме Марона Пустынника Сирийского


Православный храм
Храм Марона Пустынника в Старых Панех
55°44′07″ с. ш. 37°36′43″ в. д.HGЯO
Страна
  • Россия
МестоположениеМосква
СтатусОбъект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410804900006 (ЕГРОКН). Объект № 7734947000 (БД Викигида)
Храм Марона Пустынника в Старых Панех на Викискладе

храм Марона в 1882 году

Храм Преподобного Марона Пустынника (Благовещения) в Старых Панех

— приходской храм Московской городской епархии Русской православной церкви, расположенный в районе Якиманка города Москвы. Известен тем, что здесь в 1885 году была открыта первая в Москве церковно-приходская школа.

Храм преподобного Марона Пустынника возник в небольшой Бабьем городке

Храм преподобного Марона Пустынника возник в Бабьем городке. Очень давно, в княжение князя Дмитрия Донского, во время нашествия хана Тохтамыша, бежали около сотни русских женщин. Они бежали от мячей ордынцев с надеждой спастись в стенах Кремля.

Строительство храма Марона Пустынника произошло во времена великого князя Дмитрия Донского, который тогда сражался с войсками ордынцев. В это время женщины бежали, чтобы спастись. Именно в честь и назван Бабий городок

Но, воевода, который защищал город, не пропустил женщин, опасаясь того, что впустив слишком много людей, обременяет крепость в случае осады.

Бедные женщины побежали в лес, сделали деревянную крепостницу, огородившись кругом насыпанной верхом землей. Именно так они смогли три дня держать осаду. Тохтамыш добравшись до Кремля, занялся богатой добычей, совсем не обратил внимания на скрывавшихся в «Бабьем городке». Беззащитные женщины спаслись.

На самом деле эту историю можно рассмотреть как указание на будущее данного места, где по милости Господа, в будущие века люди смогут выдержать натиск врага веры Христовой.

А также ее можно расценить как место стояния в правде Божией для тех, кто хочет сохранить себя в вере и истине.

На этом самом месте и была построена мароновская церковь. Это событие произошло в царствования Михаила Федоровича Романа. По одним данным дата этого знаменательного события — 1642 год, а по другим — 1640 год. 1640 год упоминается в Патриаршей Окладной книге.

Но точная дата постройки не известна. Сначала храм построили деревянным, и имел он один престол — священный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В то время храм и причт были очень бедные. После открытия прихода, даже через 45 лет дворов числилось всего 5, кроме двора священника. За скудность патриарх Иоаким приказал не взимать налог с церкви.

Патриарх Иоаким — разрешил не взимать налог с храма Марона Пустыня в связи с бедностью прихода

Постепенно здание обветшало, и не было таких прихожан, чтобы взяли поддерживать храм в надлежащем состоянии. Примерно так продолжалось до 1727 года.

Храм преподобного Марона Пустынника в Старых Панех

Храм преподобного Марона Пустынника в Старых Панех известен с 1642 года. До 1730-х гг. храм носил название Благовещения «что в Бабьем городке» от названия местности, которая так называлась в честь легендарного события, связанного с русскими женщинами. Как гласит легенда, во время одного из набегов татаро-монгол на Москву,

В 1730 году императрица Анна Иоановна издала указ, по которому деревянный храм Благовещения должен был стать каменными двупрестольным храмом с колокольней. Новый храм был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Марона чудотворца. К 1747 году план по реконструкции храма был осуществлен.

Главной святыней храма стала икона чудотворного образа Марона Пустынника. Марон жил в 4 — 5 вв. в окрестностях сирийского города Кира. Почти всю свою жизнь он прожил под открытым небом, совершая множество различных подвигов: у него был дар исцелять от телесных болезней и врачевать душу, поэтому к нему непрекращающимся потоком шли нуждающиеся в его помощи люди.

Во время войны 1812 года Храм преподобного Марона Пустынника был частично разрушен французским войском, в связи с чем в нем больше 20 лет не проводились богослужения, а вся паства перешла в соседний Храм святого Николая Чудотворца в Голутвине. Однако в 1828 году нашлись благотворители, которые смогли оказать необходимую финансовую помощь для восстановления храма. Ими стала известная купеческая семья Лепешкиных, которая на протяжении 74 лет (до 1902 года) оказывала поддержку храму. Благодаря им храм был восстановлен в архитектурных традициях того времени (поздний классицизм), были приобретены новые помещения, увеличено число приделов. В 1885 году Храм Марона Пустынника стал известен еще и тем, что здесь открылась первая церковно-приходская школа в Москве.

С приходом к власти коммунистической партии в 1918 году началось время преследований священнослужителей, конфискаций церковного имущества и полного разрушения церквей. В 1929 году соседний с храмом техникум жировой промышленности потребовал передачи здания храма в свое пользование. ВЦИК в скорости удовлетворил требование техникума. К 1930 году приход Храма Марона Пустынника перестал существовать.

Знаменитый набор колоколов, который многие годы поражал своей благозвучностью не только прихожан храма, но и знаменитых композиторов и музыкантов, был безвозвратно утрачен. Его продали за рубеж.

Храм передавали из одной организации в другую, и, в конечном итоге, он перешел в руки деятелей, которые устроили в одной части здания гараж для машин, в другой — склад. Для этого в стене был пробит проем, где установили ворота для въезда.

В 1992 году усилиями православных здание храма с 350-летней историей был возвращен Русской Православной Церкви. К 1995 году храм был полностью восстановлен, икона святого Марона Пустынника Сирийского вернулась в иконостас храма. В настоящее время храм ведет активную религиозную деятельность, здесь действует воскресная школа, библиотека, издается приходская газета.

В 1727 году был выдан указ о строительстве еще одного придела в честь Марона, Пустынника Сирийского

Затем был выдан указ о строительстве при храме еще одного придела, и освящения его в честь Марона, Пустынника Сирийского. Чуть позднее сам храм стал именоваться в честь этого придела.

В 1727 году было решено строить придел в честь Марона Пустынника — старца Сирийского

До сих остается не ясным, почему престол решили освятить именно в честь сирийского старца. Но по множественным предположениям, можно подсчитать, что в то время уже была написана икона Святому Марону Пустыннику, и скорее всего она почиталась верующими, поэтому стало возможно и строить придел в честь этого святого.

К помощи этого святого прибегали в болезнях не только духовных, но и телесных. В одном старопечатном каноннике есть служба преподобного Марою. Можно предположить, что Древняя Русь очень любила этого сирийского подвижника.

Но, к сожалению, строительство нового придела не принесло улучшений. Церковь все равно продолжала ветшать и портиться. Видя плачевное состояние храма, и то, что помочь некому, священник храма принял решение обратиться к высшим властям.

В 1812 году храм Марона Пустынника был осквернен и ограблен

Более спокойная и ровная жизнь была у храма до 1812 года. В год нашествия врагов, храм был осквернен и ограблен. Затем он попал в зону страшного пожара. Выгорели все деревянные постройки, находившиеся вокруг церкви. Сам храм пострадал совсем немного.

Сократилось резко число прихожан. Божественная литургия в храме не совершались. Протоиерей Василий Симеонов доносил епископу об освящении храма. После этого церковь была приписана к соседней церкви в честь Николая Чудотворца. Это продолжать целых пять лет, пока в 1818 году храм снова не стал возрождаться.

В том году на епископа Августина пришло прошение, извещающее о том, что храм исправлен. Подписано оно было купцами Лепешкиными. Можно предположить, что именно с их помощью храм вновь стал самостоятельным приходом.

Помощь в строительстве храма Марона Пустынника после осквернения оказали купцы Лепешкины.

Очень много благодеяний на служение храму было отдано именно семье Лепешкиных. Они охватывали сразу три направления: строительные работы в храме, забота о внутреннем убранстве храма, а также дела милосердия.

В 1831 году Василий Лепешкин написал прошение митрополиту московскому Филарету, с просьбой разрешить в храме построить еще один придел. Разрешение было получено.

В 1841 году храм был возобновлен и внутри и снаружи. Был изменен и его внешний вид. За усердные и полезные работы для храма Николай Лепешкин был награжден орденом святого Станислава третьей степени.

В 1885 году при храме была открыта первая из церковно-приходских школ в Москве.

История[ | ]

Первое упоминание о храме встречается в 1642 году в царствование Михаила Федоровича при патриархе Иосифе он был известен как храм Благовещения «что в Бабьем городке».

12 июня 1730 года указом императрицы Анны Иоанновны велено строить тёплую каменную церковь Благовещения с Мароновским приделом. Во исполнение «Высочайшего указа» в течение 1731—1747 годов возведён каменный двупрестольный храм с колокольней. Во время Отечественной войны 1812 года храм сильно пострадал, был осквернён, и некоторое время богослужения в храме не совершались.

В 1831 году на средства купцов Лепёшкиных был восстановлен храм и выстроена новая двупрестольная трапезная.

Полное освящение храма было совершено 29 октября 1844 года митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

В храме был один из лучших в Москве подбор колоколов, на которых звонил известный московский звонарь Константин Сараджев[1]. Послушать его звон собирались многие музыканты Москвы.

В 1930-м году храм был закрыт. К 1990-м годам здание церкви было полуразрушено, ограда сломана. В стене храма были пробиты ворота для автомашин, пристроены трубы. Внутри размещались мастерские по ремонту автомашин. Разрушены купола, отсутствовало отопление и оконные рамы. Четверик был разделён на четыре этажа.

В таком состоянии в 1992 году храм возвращен Русской православной церкви.

С 1993 года в храме активно ведутся реставрационные работы под руководством настоятеля — отца Александра Марченкова.

В 2001 году храм стал победителем в московском конкурсе лучших результатов реставрации и реконструкции памятников архитектуры[2].

В начале 20 века церковь сильно притесняла — советская власть, которая в ту пору пришла к власти

Начало 20 века наложило большой отпечаток на церковное общество. Во время первой мировой войны при храме открылся лазарет, где проходило лечение и реабилитация раненых.

Также общими усилиями в храме производили ремонт. Советская власть все больше и больше не давала проходу для деятельности церкви. В 1919 году был навязан некий договор, по которому 30 человек прихожан, должны были принять от московского совета в бесплатное пользование богослужебные здания. В условиях договора было сохранение народного достояния. Именно так дом Бога стал «народным достоянием» республики советов.

После их храма было изъято огромное количество ценностей. Храм все же закрыли в 1930 году. Из закрытого храма многие прихожане выносили иконы, некоторую церковную утварь, книги, лампадное масло, чтобы хотя бы что-то спасти и уберечь.

Именно так выглядел храм Марона Пустынника, после того, как советская власть передала его, под различные нужны

После 1930 года храм переходил из рук в руки. Некоторое время им владел техникум жировой промышленности, а также компании гидрострой и многие другие. Даже были предприняты попытки снести храм и построить институт инженеров-строителей, но советская бесхозяйственность спасла его от этого.

Храм Марона Пустынника находился в ужасном состоянии. После передачи его верующим, перед ними открылась ужасная картина — изуродованные полы, грязь, пыль, лужи машинного масла, мусор, и это далеко не все

Храм вернули верующим в 1992 году, а в 1993 году началось его восстановление

Храм вернули верующим только в 1992 году. В 1993 году храм стали вновь восстанавливать. Когда прихожане первый раз зашли в храм, то их взору открылась ужасная картина. Изуродованные полы, грязь, пыль, лужи машинного масла, мусор, кругом валялись бутылки, окурки.

С того года в храме ведутся реставрационные работы под руководство настоятеля храма — Александра Марченкова. В 2001 году храм Марона Пустынника отметили как победителя в конкурсе лучших результатов реставрации и реконструкции древних памятников архитектуры.

В настоящее время при храме действует воскресная школа. Дети поделены на группы по возрастным особенностям. Давно в воскресной школе сложилась такая традиция, после службы во время занятий в воскресной школе, все дети молятся за болящих и благодетелей школы. А также они поминают своих усопших прихожан.

Так выглядит храм Марона Пустынника в настоящее время после восстановительных и ремонтных работ. При храме действует воскресная школа, молодежный клуб

При храме также действует молодежный клуб. Также стоит отметить и то, что при храме существуют регентско-певческие курсы, которые имеют три отделения.

У храма есть официальный сайт. Расписание богослужений меняется каждый месяц. Узнать его можно в специальном разделе с расписанием.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

История

Первое упоминание о храме встречается в 1642 году в царствование Михаила Федоровича при Святейшем Патриархе Иосифе он был известен как Храм Благовещения «что в Бабьем городке».

12 июня 1730 года указом императрицы Анны Иоановны велено строить теплую каменную церковь Благовещения с Мароновским приделом. Во исполнение «Высочайшего указа» в течение 1731—1747 гг. возведен каменный двупрестольный Храм с колокольней. Во время Отечественной войны 1812 года Храм сильно пострадал, был осквернен, и некоторое время Богослужения в храме не совершались.

В 1831 году на средства купцов Лепешкиных был восстановлен Храм и выстроена новая двупрестольная трапезная.

Полное освящение Храма было совершено 29 октября 1844 года Святителем московским митрополитом Филаретом (Дроздовым).

В храме был один из лучших в Москве подбор колоколов, на которых звонил известный московский звонарь К. К. Сараджев[1]. Послушать его звон собирались известные музыканты Москвы.

В 1930-м году Храм был закрыт. И к 1990-м годам здание церкви было полуразрушено, ограда сломана. В стене храма Храма были пробиты ворота для автомашин, пристроены трубы. Внутри разместились мастерские по ремонту автомашин. Разрушены купола, отсутствовало отопление и оконные рамы. Четверик был разделен на четыре этажа.

В таком состоянии в 1992 году Храм возвращен Русской Православной Церкви Московской Патриархии.

С 1993 года в Храме активно ведутся реставрационные работы под руководством настоятеля — отца Александра Марченкова.

В 2001 г. Храм стал победителем в московском конкурсе лучших результатов реставрации и реконструкции памятников архитектуры[2]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: