III Биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА

«Артмоссфера» — первая и единственная российская биеннале уличного искусства. Основной проект на «Винзаводе» в этом году посвящен влиянию интернета на реальность. Все экспонаты созданы на месте за 10 дней в ходе арт-резиденции. Среди участников как неизвестные широкой публике имена, так и международные знаменитости.

Биеннале продлится до 14 октября, однако кое-что останется в городе и после ее закрытия. Москву украсят три красочных мурала (настенных граффити), созданных звездами мирового стрит-арта —испанскими художниками Тритманом (3ttman) и Окудой (Okuda) и американцем Шепардом Фейри, чья персональная выставка в сентябре откроется в Московском музее современного искусства. Где они появятся, пока держится в секрете.

Сабина Чагина, сооснователь биеннале «Артмоссфера» и одноименного творческого объединения:

— Вы увидите не стрит-арт в привычном понимании: эти художники прошли долгий путь с улицы в галереи, переосмысливая ее влияние, самостоятельно развивали свой художественный язык. Они отличаются от других представителей современного искусства, иначе работают с живописью и скульптурой. Они быстро развиваются, но нередко оказываются недооцененными в художественном сообществе.

Сабина Чагина

Путешествие в офлайн

Основной проект биеннале разместится в Большом винохранилище центра современного искусства «Винзавод». Его тема в этом году — Offline. 40 художников, отобранных международным жюри из 350 претендентов, представили свои работы на тему повального ухода в интернет-реальность и усталости от информационного шума. Как цифровая реальность вторгается в нашу жизнь, как интернет влияет на современное искусство и есть ли сегодня смысл в создании аналогового продукта?

Сабина Чагина, сооснователь «Артмоссферы»:

— На «Винзаводе» нужно смотреть все. Приходя на выставку, вы сначала попадаете в раздел «Онлайн», затем в «Постинтернет» и через него выходите в «Офлайн». Ежедневно там будут работать 25 медиаторов — проводников по выставке, которые помогут понять посетителям значение представленных работ.

«Невидимая стена»: основной проект II Биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА

30 августа — 9 сентября Манеж Манежная площадь, дом 1 12:00–22:00 Вход 350 р

«Невидимая стена»: основной проект II Биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА

На центральной выставочной площадке столицы, в московском Манеже, будут представлены 42 иностранных и 26 российских художников, сформировавшихся под влиянием уличного искусства. Проект будет носить статус мультикураторского: в этом году художников представят международные кураторы, музеи и галереи, чьим главным профилем является стрит-арт. Каждый из них представит тот пласт уличного искусства, с которым работает и считает интересным для показа. Основной проект будет носить уникальный характер – все работы будут созданы художниками в Москве в ходе арт-резиденций.

Кураторы основной программы в «Манеже»: галерея Wunderkammern (Италия), Underdogs gallery (Португалия), куратор берлинского музея стрит-арта Urban Nation Яша Янг, коллекционер, глава урбан-арт агентства Le Grand Jeu Кристиан Омодео (Франция), Marcin Rutkiewicz (Польша), Саша Кроликова (Чехия), Дмитрий Аске в составе кураторской группы граффити-портала Vltramarine (Москва), стрит арт саммит Living Walls (США), объединение The Art Union (Германия), объединение Instagrafite (Бразилия), Московский музей современного искусства.

Тема II Биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА – Невидимая стена. Стена как метафора внутренних ограничений, но в то же время – символ уличного искусства, естественная среда его развития, поле для самовыражения и качественных преобразований. Миссия проекта – побуждение к непрерывному эксперименту, созданию собственных правил и превращению препятствий в трамплины.

Хэдлайнерами выступят: Miss Van, выросшая в колыбели уличного искусства, Барселоне, и опровергнувшая стереотип, что стрит-арт – исключительно мужское занятие, Spy, блестяще работающий с городским контекстом, а также дуэт с ярким и узнаваемым стилем The London police, бомбивший на улицах всех мировых столиц.

Полный список зарубежных участников: Akacorleone, Alex Senna, Brad Downey, Chu (Doma), Orilio (Doma), Claudio Ethos, Demsky, Derek Bruno, Filippo Minelli, Finok, Galo, Gola, Hot Tea, Ian Cox aka Wallkandy, Jaz, Jessie and Katey, Johannes Mundinger, L’Atlas, LiHill, LX One, M-city, Ma Ce Ca, Mario Mankey, Martha Cooper, Miss Van, Nespoon, Millo, Pablo Benzo, Pastel, Paulo Ito, Proembrion, Remed, Remi Rough, Rub Kandy, Run, Sepe, Sickboy, Smash 137, Sozyone Gonsales, Spy, The London Police, Thomas Canto, Trek Matthews, Wes 21.

Среди русских участников основного проекта, выбранных в ходе открытого конкурса Биеннале, можно будет увидеть работы уже известных на улицах Москвы Zoom’а и арт-группы «Злые», ветерана московского граффити Вовы Nootk’а, молодого художника из Мордовии Ивана Найнти, автора проекта Pink Power Юлии Ванифатьевой а также Андрея Адно, Анатолия Акуе, Стаса Багса, Дарион Шаббаш, Кирилла Басалаева, Абеля, Владимира Абиха, Александры Кузнецовой, Елены Шубенцевой и Мишы Бурого.

В блоке кураторской группы Vltramarine, а также в ходе спецпроектов будут показаны Дмитрий Aske, Алексей Luka, Petro, Илья Slak, Виталий Sy, Pavel Rtue, Misha Most и Паша 183.

Главные работы

Раздел «Онлайн» тематически объединяет авторов, которые не представляют жизнь в отрыве от цифровых технологий. Арт-группа «Злые» из Екатеринбурга представила инсталляцию в виде газона, прорастающего в экспозицию оптоволоконом, а не зелеными ростками. Создатели анализируют негативное влияние технологий на человека, невозможность подлинного диалога в сети и отказ от реальности.

Среди экспонатов раздела «Постинтернет», объединяющих элементы цифрового мира с реальностью, сложно не заметить работы Владимира Абиха из Санкт-Петербурга — в них есть что-то знакомое. На трехмерных фотоснимках, сделанных по стереовариотехнологии, изображено пролистывание лент соцсетей на экране смартфона: поток измельченных и потерявших взаимосвязь элементов информации. Посты, лайки и комментарии перестают нести смысловую нагрузку и становятся абстрактным полотном.

Работая над проектом, Абих думал о парадоксе, связанном с технологическим прогрессом. Интернет и мобильные средства связи должны были облегчить жизнь, но вместе с тем продиктовал новые правила: теперь всегда нужно быть онлайн.

Владимир Абих, художник:

— Жизнь в таком мире ускоряется до сверхскоростей, на которых сознание не успевает обдумать увиденное, поток перемолотых и упрощенных до уровня мема фрагментов информации заменил большие дискурсы и идеи, количество уступило не только качеству, но содержанию в принципе.

Владимир Абих

Самый многочисленный по количеству участников — раздел «Офлайн». В нем собраны работы, авторы которых полностью исключили использование цифровых технологий. Они вдохновляются реальными городскими ландшафтами, природными материалами и жизнью до интернета с ретроградными способами коммуникации вроде проводного телефона.

Здесь в первую очередь нужно обратить внимание на совместную инсталляцию легендарной американской фотожурналистки Марты Купер, известной серией снимков ранних граффити в нью-йоркском метро, и бельгийской художницы Адель Рено, создающей ультрареалистичные изображения голубей. В Москве Купер представит свежие снимки голубятен, расписанных столичными граффити-райтерами. В сопровождении картин Рено фотографии Купер приобретают новое измерение.

Фото: работа художницы Адель Рено

Участник краснодарской арт-группировки «ЗИП» Эльдар Ганеев уходит в офлайн радикальным образом — обращаясь к эстетике девяностых, в которых не было ни современных смартфонов, ни социальных сетей. Его работа реконструирует типичный российский двор того времени: игра в резиночки, простые аттракционы и газетный стенд.

Москвичка Александра Кузнецова представит исследование такого явления, как «складки города». Это своего рода пустоты на карте, места, которые не используются и живут собственной жизнью: заросшие зазоры между двумя домами или заборами, пустыри. Исследование Александры Кузнецовой — это фотографии, графические листы, найденные объекты. Самое интересное — интерактивная инсталляция в виде забора с дырами, в которые можно заглянуть и увидеть «складки».

Дарион Шаббаш из Алма-Аты работает с темами загрязнения планеты и вторичной переработки мусора — ее многослойные панно-скульптуры созданы из собранного на улицах бытового пластика. Детали ее объектов вырезаны из измельченных и переплавленных в листы бутылок и контейнеров. В видео, сопровождающем скульптуры, Дарион создает утопическую реальность, в которой все население Земли ведет экологичный образ жизни.

Фото: работа художницы Дарион Шаббаш

III Биеннале АРТМОССФЕРА

Выставка художников уличной волны представит работы 40 российских и зарубежных авторов, созданные в ходе арт-резиденции в Москве.

Основной проект Биеннале АРТМОССФЕРА будет показан с 31 августа по 14 октября в Большом Винохранилище Центра современного искусства Винзавод и откроется при поддержке Генерального партнера Биеннале QIWI. Спецпроекты займут Цех Красного и уличное пространство культурного кластера. Все работы основного проекта будут созданы участниками непосредственно в Москве, в формате арт-резиденции.

АРТМОССФЕРА — первая и единственная российская Биеннале, которая знакомит широкую публику с самыми яркими представителями уличного искусства со всего мира. Биеннале вновь состоится в формате коллективной выставки художников уличной волны, вошедших в поле современного искусства из граффити-среды и других практик работы с городским пространством. Многие из них прошли через опыт несанкционированной творческой активности в городе, привнеся характерные темы, приемы и методы в выставочное пространство, и унаследовав специфическую визуальность улицы.

Экспозиция сформировалась в ходе открытого творческого конкурса, заявки художников оценивало международное жюри, в которое вошли представители стрит-арт объединения Brooklyn Street Art Хайме Рохо и Стивен П. Харрингтон, куратор Музея уличного искусства в Амстердаме Питер Эрнст Кулен (Peter Ernst Coolen), исследователь и автор программных текстов о стрит-арте для музея современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCCA LA) Этель Сено (Ethel Seno), куратор уличных проектов в Tate Modern Сидар Льюисон (Cedar Lewisohn), куратор Montana Gallery (Барселона) и Ada Gallery (Париж-Ибица) Анна Димитрова, и куратор Николай Палажченко, стоявший у истоков создания Центра современного искусства Винзавод.

Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Вин.

Среди участников основного проекта встречаются как новые имена, так и хорошо известные на международной сцене: постоянный гость Биеннале Марта Купер — легендарная фотожурналистка, запечатлевшая зарождение граффити в Нью-Йоркском метро, представители скандинавской граффити-сцены Finsta (Швеция) и EGS (Финляндия), американская художница FAITH XLVII, англичанин James Jessop, и польский граффити-художник Zbiok. Среди российских участников это уже известные на арт-сцене Алексей Luka, Анатолий Акуе, Иван Найнти, Владимир Абих и другие, а также арт-группа «Злые» из Екатеринбурга и Эльдар Ганеев из краснодарской арт-группировки ЗИП.

Тема основного проекта и Биеннале АРТМОССФЕРА-2018 звучит как OFFLINE, она продиктована усталостью от нарастающего информационного потока в мире, где физическая реальность приобретает статус событийной периферии — коммуникация, познание, секс, война и даже искусство сегодня реализуются преимущественно «онлайн». Организаторы предложили художникам сформулировать достойный ответ вызовам цифрового мира, опираясь на ДНК свободной и независимой уличной культуры, и восстановить баланс между реальным и виртуальным.

Тема Биеннале, изначально не характерная для уличного искусства, чуждого цифровым технологиям и тяготеющего к изобразительности, поставила художников в ситуацию поиска нетипичных для них подходов и приемов, придав экспозиции характер исследования и эксперимента. В соответствии с типом художественной реакции на тему Биеннале, экспозиция делится на несколько разделов-категорий: ОНЛАЙН, ПОСТ-ИНТЕРНЕТ и ОФЛАЙН.

Часть проектов расположится в уличном пространстве культурного кластера: испанский художник Spy расстелет во дворе Винзавода газон для релаксации 16-ти метров в диаметре. Евгений Мулук из Санкт-Петербурга создаст живописный мурал на стыке абстракции и фигуратива, а нью-йоркский король уличного бомбинга Faust — новый красочный слой проекта СТЕНА, которая на 5 месяцев станет Стеной Совести, изобразив огромный каллиграфический тэг. Художница Dagnini разложит компьютерную игру-пасьянс прямо по зеленой сетке строительных лесов, закрывающих одну из стен центра современного искусства, масштабируя компьютерный экран в пространстве.

Впервые в рамках биеннале АРТМОССФЕРА в Цехе Красного будет представлен исследовательский проект «Уличное искусство в России с 1980-х по 2010-е», его кураторы — художник Дмитрий Аске и со-основатель портала partizaning.org, преподаватель РГГУ Антон Польский. Выставка-исследование охватит 4 десятилетия российского граффити, стрит-арта и искусства «уличной волны». Уникальный архив фотографий, видео, эскизов и других художественных артефактов расскажет об этапах развития, процессах и тенденциях в уличном искусстве с середины 1980-х до настоящего времени. Проект станет первым подобным прецедентом в России. Материалы позже будут включены в печатное издание — Энциклопедию российского уличного искусства.

В рамках специальной программы Биеннале АРТМОССФЕРА состоятся такие события как первая персональная музейная выставка американского художника Шепарда Фэйри в ММОМА на Гоголевском бульваре 10, ежегодный граффити-джем «30 граней движения» в Парке Горького и фестиваль документального кино об уличном искусстве «StreetDoc». Также в рамках проекта в городе появятся три красочных мурала от звезд мирового стрит-арта — Шепарда Фэйри и художников из Мадрида Тритмана (3TTMAN) и Окуды (Okuda), об этом будет объявлено отдельно. С программой и участниками Биеннале можно ознакомиться на сайте 2020. artmossphere.ru.

ПОДРОБНЕЕ О РАЗДЕЛАХ ОСНОВНОГО ПРОЕКТА:

Раздел ОНЛАЙН тематически объединяет работы авторов, которые не представляют жизнь в отрыве от цифровых технологий: «офлайн» для них невозможен без отключения от Сети — виртуальная реальность становится точкой отсчета, существуя в дихотомии с реальной жизнью. Именно поэтому газон в инсталляции арт-группы «Злые» прорастает в экспозицию оптоволоконом, а не зелеными ростками. Авторы анализируют негативное влияние цифровых технологий на человека, критикуя невозможность подлинного диалога в Сети и тотальное погружение в виртуальный мир с полным отказом от реальности. Художник из Великобритании Bill Posters изучает первую в мире сетевую маркетинговую кампанию, которая спустя 25 лет выглядит зловещим пророчеством сегодняшнего дня: решениями людей манипулируют при помощи информационным технологий. Показывая обстановку пустых комнат подростков через веб-камеру, аргентинский дуэт Doma Collective констатирует чудовищную тенденцию роста поисковых запросов на секс-видео с участием несовершеннолетних. Граффити-художник из Финляндии EGS строит дактилоскопическую карту мира, используя универсальный цифровой идентификатор современности — отпечаток пальца.

Ряд художников работает в эстетике ПОСТ-ИНТЕРНЕТА, перенося характерную «цифровую» визуальность в реальность, нарочито воплощая её в традиционных медиа, таких как живопись или скульптура. Так, аргентинский художник Пабло Харимбат (Pablo Harymbat) при помощи орудия, действующего в физической реальности как кисть фотошопа, создаст роспись и скульптуру — гигантский тэг, в объёме изображающий мазок «кисти» графического редактора. Граффити-райтер Миша WERT159 строит инсталляцию из нагромождения материализовавшихся элементов цифровой реальности, придавая им физический вес. На примере стерео-варио фотоснимков, снятых на длинной выдержке, Владимир Абих наглядно демонстрирует, что ежедневно вынужден считывать человеческий глаз при смене картинки на смартфоне — поток измельченных и потерявших взаимосвязь элементов информации.

Самую многочисленную по количеству участников категорию — OFFLINE, составляют художники, которые полностью исключили использование цифровых технологий в своих работах: в противовес виртуальности они вдохновляются реальными городскими ландшафтами и природными материалами, ретроградными способами коммуникации и жизнью до Интернета, а также медиумами, на которые виртуальная реальность не имеет никакого влияния. Так, Люси МакЛауклан (Lucy McLauchlan), создаст в Москве сайт-специфик-живопись, снимая на холст отпечатки различных городских фактур. Александра Кузнецова готовит исследование городского пространства, в котором расскажет о «складках» города — местах, которые никак не используются и живут собственной жизнью: заглянув в зазоры забора-инсталляции, можно увидеть эти пространства на снимках и зарисовках. Дарион Шаббаш создает многослойные панно-скульптуры из пластика, обращая внимание на проблему загрязнения планеты и вторичной переработки мусора. Художница организовала сбор использованного бытового пластика: бутылки и упаковки от продуктов она измельчит и переплавит в плоские листы, из которых вырежет детали для своих арт-объектов. Участник арт-группировки ЗИП Эльдар Ганеев реконструирует в экспозиции всем знакомый двор, с игрой в резиночки, аттракционами и газетным стендом, вспоминая «аналоговое» детство 90-х.

Время и часы работы ВТ-ВС, 12.00-20.00, ПН — выходной

Уличное искусство на улице

Часть проектов расположится в уличном пространстве культурного кластера. Испанский художник Spy расстелет во дворе «Винзавода» круглый газон диаметром 16 метров с настоящей травой. На нем можно будет и полежать.

Художница Dagnini из Санкт-Петербурга превратит строительные леса, закрывающие одну из стен «Винзавода», в компьютерную игру-пасьянс. Она сделает это, закрепив на зеленой сетке карты, вырезанные из баннерной ткани.

А нью-йоркский король уличного граффити Faust нанесет огромный каллиграфический тег (свою подпись) на стену, приняв участие в проекте «Стена». Одну их стен «Винзавода» регулярно отдают на растерзание художникам, которые покрывают ее слой за слоем своими работами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: