Центр эстетического воспитания Мусейон

  • Адрес: Москва, Колымажный пер, д.6, стр.2, м. Кропоткинская

Центр эстетического воспитания «Мусейон» располагается в особняке XVIII века, старинной усадьбе, признанной памятником архитектуры, в Колымажном переулке Москвы. Деятельность учреждения направлена на организацию досуговой, образовательной и воспитательной работы с детьми и подростками.

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

Деятельность

Основным направлением деятельности являются разноформатные разнотематические занятия для детей от 5 до 17 лет. В «Мусейоне» работают следующие кружки:

  • Студия изобразительных искусств.
  • Мастерская гравюры.
  • Мастерская художественной фотографии.
  • Мастерская скульптуры.
  • Клуб любителей искусств.
  • Клуб юных искусствоведов.

Помимо этого, гости центра могут посещать курсы компьютерной графики, библиотеку, театральный кружок, беседы об искусстве и многие другие тематические занятия.

Всего в «Мусейоне» занимается до 1500 детей, и количество желающих посещать центр только растет, требуя расширения музейного пространства.

Популярности у детей и взрослых учреждению удалось добиться за счет сочетания классических педагогических программ с практическими занятиями и привлечением новейших мультимедийных и компьютерных технологий.

Отдельным направлением деятельности центра является работа в семейных группах, совместных для детей и взрослых.

Студия изобразительных искусств

После смерти Александра Македонского, его тело в золотом саркофаге было перенесено в Александрию (Египет) и помещено в специально построенную гробницу. Город, названный именем полководца, был заложен самим царём как новая столица эллинского Египта.

«Здесь обосновался один из сподвижников Александра, талантливый полководец и умный правитель Птолемей I Сотер, давший начало целой плеяде Птолемеев. Его величайшей заслугой перед человечеством является создание Мусейона.

Это учреждение, созданное первым из Птолемеев, больше всего напоминало научно-исследовательский институт, где учёные работали, освобождённые от повседневных забот. Царь постарался привлечь в Александрию многих выдающиеся поэтов и ученых того времени. Здесь собрался цвет науки всего Древнего мира. Александрийский Мусейон был и исследовательским центром, и величайшим музеем древности (от слова «мусейон» и возникло слово «музей»), с парком, ботаническим садом, зверинцем […] Средств не жалели, и это создавало чрезвычайно благоприятные условия для творческой деятельности. Занимаясь исследованиями, учёные имели возможность ежедневно встречаться за совместными трапезами и на прогулках в прекрасных садах дома муз. У них были исключительные возможности обмениваться опытом, советоваться, находить истину в спорах и комплексно решать научные проблемы.

Сергеев Б.Ф., Парадоксы мозга, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 22.

В состав музея входили: помещения для занятий, аллеи, анатомический кабинет, ботанический и зоологический сады и основанная независимо от него Александрийская библиотека.

В Мусейоне работали: Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие.

«Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информация. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. Александрийская библиотека была наиболее крупным книгохранилищем эллинистического мира. Каждый корабль, прибывавший в Александрию, если на нём имелись какие-либо литературные произведения, должен был или продать их библиотеке, или предоставить для копирования.

В I в. до н. э. александрийская библиотека насчитывала до 700 000 папирусных свитков. Кроме основной библиотеки (она называлась «царской») в Александрии была построена ещё одна, при храме Сараписа.

Во II в. до н. э. пергамский царь Евмен II основал библиотеку в Пергаме, соперничавшую с александрийской. Именно в Пергаме был усовершенствован материал для письма из телячьей кожи (пергамен, или «пергамент»): пергамцы были вынуждены писать на коже в связи с тем, что вывоз папируса из Египта в Пергам был запрещён.

Крупные ученые обычно работали при дворах эллинистических монархов, которые давали им средства к существованию. При дворе Птолемеев было создано специальное учреждение, объединявшее ученых, так называемый Мусейон («храм муз»). Учёные жили в Мусейоне, проводили там научные исследования (при Мусейоне находились зоологический и ботанический сады, обсерватория). Общение ученых между собой благоприятствовало научному творчеству, но в то же время учёные оказывались в зависимости от царской власти, что не могло не влиять на направление и содержание их работы.

С Мусейоном связана деятельность Евклида (III в. до н. э.) — знаменитого математика, который подытожил достижения геометрии в книге «Начала», служившей основным учебником геометрии в течение более двух тысячелетий. В Александрии ряд лет жил и один из величайших ученых древности — Архимед, математик, физик и механик».

Свенцицкая И.С., Эллинистическая культура / История древнего мира. Расцвет древних обществ, Книга 2, М., «Наука» 1989 г., с. 356-357.

Из-за постоянно ведущихся в этом регионе войн, Александрийская библиотека неоднократно (!) разграблялась, поджигалась и т.п.

«Когда Египет был обращён в римскую провинцию, александрийская наука медленно начала клониться к упадку. Музеум существовал по-прежнему; по-прежнему в нём жили и трудились учёные; но не было в их трудах той свежей и сильной оригинальности мысли, которою отличаются умственные подвиги Эвклида, Архимеда, Эратосфена и Гиппарха. Началось компилирование и комментирование старых авторитетов.

Самостоятельные исследования прекратились. Причину этого упадка мысли можно приписать отчасти подавляющему влиянию римского господства».

Писарев Д.И., Историческое развитие европейской мысли / Полное собрание сочинений и писем в 12-ти томах, Том 6, М., «Наука», 2003 г., с. 365.

Лекторий

«Мусейон» проводит увлекательные лекции на основе коллекций музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, которые составлены опытными педагогами в соответствии с нормами возрастной психологии и интересами детей.

В центре читают лекции не только для слушателей юного возраста, здесь также встречают и пенсионеров, для которых И. Антонова предлагает свой авторский лекторский цикл.

Для младших школьников увлекательным будет посещение лекции «Встречи в Музее», где посетителям расскажут об истории выдающихся экспонатов и музейных зданий, коллекциях и живописцах. Детей через доступную игровую форму знакомят с античной скульптурой, изобразительным искусством разного временного периода.

Примечания

  1. 12
    История
    (неопр.)
    . Мусейон (2016). Дата обращения 24 июля 2020.
  2. Первая международная выставка детского рисунка в ГМИИ, 1934. Избранные работы (неопр.)
    . Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (18 февраля 2012). Дата обращения 24 июля 2020.
  3. Катя Акимова.
    Жизнь с детьми. 18 лучших московских студий в музеях, театрах, парках и мастерских
    (неопр.)
    . Афиша Daily (13 сентября 2012). Дата обращения 24 июля 2017.
  4. 12
    Из истории эстетического воспитания в Музее
    (неопр.)
    . Мусейон (2016). Дата обращения 24 июля 2020.
  5. 12
    Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
    (неопр.)
    . РИА Новости (31 мая 2012). Дата обращения 24 июля 2020.
  6. Анна Савицкая.
    Заложен первый камень новой Галереи искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина
    (неопр.)
    . The Art Newspaper Russia (5 сентября 2014). Дата обращения 24 июля 2020.
  7. Усадьба (неопр.)
    . Мусейон (2016). Дата обращения 24 июля 2020.
  8. Центр эстетического воспитания детей и юношества “Мусейон” (неопр.)
    . Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (2017). Дата обращения 24 июля 2020.
  9. Сергей Коршунов.
    Пушкинский музей можно будет посетить бесплатно 31 мая
    (неопр.)
    . Московская газета (23 мая 2017). Дата обращения 24 июля 2017.
  10. Кружки (неопр.)
    . Мусейон (2016). Дата обращения 24 июля 2020.
  11. Дарья Ганиева.
    Арт-терапия — уникальная методика Марии Дрезниной
    (неопр.)
    . Вести.ru (2012-5-29). Дата обращения 24 июля 2020.
  12. Мария Раевская.
    Президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова: Когда мне будет 103 года, обновлю права
    (неопр.)
    . Вечерняя Москва (19 марта 2017). Дата обращения 24 июля 2017.
  13. Анна Нехаева.
    «Январские вечера» в Пушкинском музее посвятят музыке Чайковского, Бриттена и Вивальди
    (неопр.)
    . ИТАР-ТАСС (15 января 2014). Дата обращения 24 июля 2020.
  14. ГМИИ им. А.С. Пушкина приглашает на акцию «Я покажу тебе музей» (неопр.)
    . Артгид (19 апреля 2017). Дата обращения 24 июля 2020.
  15. Марина Савенкова.
    Работа с детьми в музее: обмен опытом с ГМИИ имени А. С. Пушкина (Москва) в режиме on-line
    (неопр.)
    . Музеи России (2011). Дата обращения 24 июля 2020.
  16. Каролина Фасхиева.
    Тем, кто видит невидимое: в Казани открыли уникальную выставку для незрячих
    (неопр.)
    . Казань24 (11 марта 2017). Дата обращения 24 июля 2020.
  17. Анна Фоменко.
    Увидеть невидимое: в Екатеринбурге открылась выставка картин для незрячих
    (неопр.)
    . ОТВ (6 июля 2017). Дата обращения 24 июля 2020.

Арт-терапевтические занятия

В «Мусейоне» проводятся занятия арт-терапии, которые направлены на снятие у детей психологических ограничений, расширение кругозора, культурное развитие. Экспериментальная программа педагогов позволяет научить детей быть коммуникабельными в обществе сверстников и при общении с взрослыми.

Юным слушателям курсов в наглядной форме объясняют правильность восприятия происходящих вокруг них событий, передавая через рисунок необходимый для обучающего процесса поток информации.

Разработанные М.Г. Дрезниной арт-терапевтические программы позволяют развить мелкую моторику, самостоятельность и внимательность, пробудить творческие таланты, контролировать эмоции и научат многому другому.

Выставка

Выездные занятия, концерты

Воспитание и обучение детей в центре не ограничивается изучением художественных наук, посетители «Мусейона» могут участвовать в музыкальных вечерах, литературно-поэтических композициях, концертах и других творческих мероприятиях, приуроченных к разным знаменательным событиям.

Детям предоставляется как непосредственное участие в происходящих музыкально-литературных выступлениях, так и возможность быть зрителем, а в некоторых случаях даже автором. Ежегодно в музее проводится фестиваль «Январские музыкальные вечера».

«Мусейон» участвует в постоянных выездных учебно-показательных занятиях, проводящихся не только на разных столичных площадках вне помещений центра, но и в других регионах России.

Учреждение активно участвует в круглых столах, выставках, форумах, прочих мероприятиях, посвященных детскому воспитанию.

История центра

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, отделом которого является , создан в 1912 году, тогда еще под другим названием. Первые программы воспитания и выставки для детей проводились в нем в 1920-х годах.

В 1934-36 годах в музее состоялись первый детский фестиваль искусств и международная выставка. К 1949 году подготовленные педагогические программы позволили создать музейный школьный лекторий.

В 60-е годы XX века активно развивается работа с детьми всех возрастов. В 90-е начинается разработка концепции эстетического воспитания, идея создания тематического развивающего центра реализуется в 2006 году.

Название «Мусейон» не случайно, дословный перевод этого слова с греческого языка означает «Храм муз».

Здание центра располагается поблизости от Кремля на территории ГМИИ им. А.С. Пушкина. Особняк представляет собой усадьбу XVIII века, частично перестроенную в 1913 году с пристройкой помещения в стиле неоклассицизма. В 1990-х годах во время масштабной реконструкции основное здание из дерева заменено каменным корпусом.

Мусейон (Москва)

Иван Владимирович Цветаев. 1913 год
В 1912 году при Императорском Московском университете был открыт Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина, в который входит «Мусейон»). Основателем и первым директором музея стал профессор кафедры теории и истории искусства Иван Цветаев, который изначально рассматривал музей в качестве образовательного и воспитательного учреждения. Цветаев ставил своей целью «внести художественный элемент» в школьное образование и семейное воспитание юношества, дать необходимые средства к изучению искусств, «облагораживанию вкусов и развитию эстетических понятий»[1]. Профессора Московского университета Николай Романов и Анатолий Бакушинский в 1920-х годах заложили основы музейной педагогики как научной дисциплины. В музее были организованы кружки для детей, на которых поощрялись подвижные занятия, чтобы ребёнок в процессе мог выражать собственные художественные впечатления от увиденных произведений искусства. Активно развивались экскурсионная и лекционная деятельность, издание научно-популярной литературы, разрабатывались интерактивные методы работы с детьми, актуальные и в настоящее время[1].

В 1930-х началось сотрудничество Пушкинского музея с Центральным домом художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР (ныне Институт художественного образования РАО). В музее прошли Международная выставка детского рисунка (1934)[2] и «Первый детский фестиваль искусства в музее» (1935—1936). В 1949 году был организован школьный лекторий. В 1960-е сформировалась современная система работы с детьми всех возрастных категорий. В музее открылась изостудия для самых маленьких, а для старшеклассников — «Клуб юных искусствоведов»[3].

Концепция Центра эстетического воспитания детей и юношества начала разрабатываться в 1990-е годы и представляет собой систему непрерывного эстетического развития подрастающего поколения всех возрастов в стенах художественного музея в свободное от школы или детского сада время. «Мусейон» открылся 17 января 2006 года в близлежащем от ГМИИ имени Пушкина здании. Название «Мусейон» переводится с греческого как «храм муз» и отсылает к Александрийскому мусейону — основанному в начале III века до нашей эры культурному, учебному и исследовательскому центру эллинизма. Символом центра является сова — олицетворение углубленного познания и мудрости[4].

В 2012 году в рамках празднования столетнего юбилея Пушкинского музея было заявлено о планах реконструкции и объединения принадлежащих ему зданий в единый комплекс — «Музейный городок»[5]. Идея возникла ещё в 1960-х годах и принадлежала директору ГМИИ Ирине Антоновой. Но лишь в 2008 году вышло постановление Правительства о создании музейного квартала, а 29 августа 2014 года в ГМИИ прошла торжественная церемония, посвященная началу реализации проекта[6].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: