Репортаж из прошлого: музей Гиляровского в Картино


улица Гиляровского
Улица Гиляровского, 57.
Общая информация
СтранаРоссия
ГородМосква
ОкругЦАО
РайонМещанский
Протяжённость2,1 км
МетроСухаревская (начало) Проспект Мира (середина) Рижская (конец)
Прежние названия2-я Мещанская улица
улица Гиляровского на Викискладе

У́лица Гиляро́вского

— улица в центре Москвы в Мещанском районе Центрального административного округа между Малой Сухаревской и Рижской площадями.

Происхождение названия

Современное название улица получила в 1966 году в память о бытописателе Москвы Владимире Алексеевиче Гиляровском (1855—1935), «короле московских репортёров», который непродолжительное время жил на этой улице. Его первая книга «Трущобные люди» была сожжена. В 1926 году вышло 1-е издание широко известной книги «Москва и москвичи». Прежнее название — 2-я Мещанская улица, одна из 4 бывших Мещанских улиц, из которых осталась лишь 4-я (ныне Мещанская улица). Все они назывались по Мещанской слободе.

Репортаж из прошлого: музей Гиляровского в Картино

Истории

20 Апреля 2020 5 минут Автор: Юлия Симутова 143

Владимир Алексеевич Гиляровский — известнейший русский журналист, автор хроник московского дна — мира нищих, бездомных, сирых и убогих. По воспоминаниям “дяди Гиляя” в СССР режиссером Юрием Риверовым в 1986 году снят фильм “Репортаж из прошлого”, главную роль в котором сыграл Олег Табаков.

версия для печати все истории

«В Картино снимался фильм про Гиляровского, которого играл Олег Павлович Табаков, он был загримирован и весь в роли, мы его не узнали. Уже потом нам рассказали, что это был он. Мы с другом в массовке ехали в санях по полю. На фоне поля Гиляровский (Табаков) читал стихи и что-то говорил. Нам заплатили по 1 руб. 20 коп. каждому», — вспоминает снимавшийся в массовке местный житель Юрий Николаевич Вербушкин.

Кинолента ценна не только безупречной игрой актёров и точными биографическими деталями, но и тем, что служит почти единственным сохранившимся свидетельством обстановки, которая была в музее-библиотеке “короля журналистов”.

Дом журналиста и писателя был уничтожен немецко-фашистскими захватчиками в Великую Отечественную войну. В 1964 музей восстановили, он проработал до 2002 года, когда случился еще один пожар, уничтоживший сохранившиеся личные вещи писателя. Всё, что осталось от музея, бережно хранится библиотекарем Галиной Вениаминовной Разиной. Но, обо всём по-порядку.

В 1890-е годы семья Гиляровских жила на даче в Малеевке у издателя и редактора журнала «Русская мысль» Лаврова. Именно сюда, в Малеевку, к Гиляровскому наведывался Чехов. Дружил “дядя Гиляй” и с Николаем Михайловичем Пыльцовым, владельцем усадьбы “Любвино”. Пыльцов в своё время выручил писателя: после запрета и сожжения тиража книги Гиляровского «Трущобные люди» в 1887 году, Владимиру Алексеевичу грозил штраф. Владелец типографии хотел возместить расходы на печать издания за счет автора, но Пыльцов, как адвокат, уладил дело.

К 70-летию писателя государство, теперь уже Советский Союз, выделяет Гиляровскому дачу в Картино, где он жил с 1925 по 1935 год каждое лето. В книге краеведа Игоря Гаврилова «Тучково. Исторические россыпи. Мозаика событий, имен, обстоятельств» читаем: “в 1923 году ему (Гиляровскому — ред.) выдали гербовое свидетельство на право пользования землёю, находящейся в Московской губернии, Можайском уезде, Моревской волости при деревне Мосеево под названием хутор В.А.Гиляровского. Вскоре на поляне в окружении вековых деревьев по проекту архитекторов братьев Леонида и Виктора Весниных был построен деревянный дом писателя. И «потекли людские толпы» в Картино, к “дяде Гиляю” за живой подмогой, за советом, за наукой творчества и наукой жизни, за редкой книгой, за рассказами его — послушать да поразуметь, шли как к цензору совести…»

Рукописи книг «Мои скитания», «Люди театра», «Москва и москвичи” готовились к печати одновременно в Столешниках, по московскому адресу Гиляровского, и в Картино.

Любимым местом раздумий “дяди Гиляя” был пенек у крутого берега Москвы-реки, он назвал это место «мыс доброй Надежды». У своего дома писатель высадил три березы честь пьесы Чехова “Три сестры”.

Гиляровский везет на тачке братьев Чеховых
В Картино Владимир Алексеевич жил с женой Марией Ивановной Гиляровской (Мурзиной) и дочерью — Надеждой Владимировной. Надежда уже в 10 лет написала первую статью и во взрослой жизни стала журналистом, критиком и переводчиком.

В Картино был также построен домик художника, где проходили встречи с живописцами и журналистами. Часто гостил у здесь художник Александр Герасимов. Из книги Е. Киселевой «Гиляровский и художники»: “Знакомство В. А. Гиляровского с Александром Михайловичем Герасимовым началось так: в 1900-х годах В. А. Гиляровский, придя на ученическую выставку, как всегда во время развески задержался перед небольшим пейзажем. Внимательно посмотрел на картину и сказал стоящему рядом молодому человеку с сильно курчавой головой: «Тамбовщина, Козловский уезд». Автором степного пейзажа был Герасимов. Вспоминая эту первую свою встречу с писателем, художник, как он потом сам признавался, был совершенно сражен таким знанием России, чтобы «по небольшой картине Тамбовщину узнать».

Вероятно, Владимир Алексеевич был знаком и с величайшим симфонистом ХХ века — композитором Николаем Мясковским, жившим летом вблизи деревни Марково, где он сочинял музыку. В Картино приезжали Абрам Архипов — живописец из крестьян, реставратор Николай Струнников.

Старожилы вспоминали, как писатель любил проехаться в розвальнях, посидеть в ресторане, расположенном на втором этаже одного из домов по нынешней улице Советской в Тучково. Вспоминает местная жительница Вера Ивановна Цветкова-Завьялова: “На месте нынешнего здания Сбербанка стояла пекарня можайского купца Баранова. Потом ей заведовал мой отец. Когда мне было 10 лет, в дом пожаловали важные господа. Запал в память господин почтенного возраста в белой рубашке с крупным лицом и роскошными усами, с ним были две барышни, одна из которых старше другой. После чаепития домашние пояснили, что это был В.А. Гиляровский с женой и дочерью”.

Писатель активно участвовал в жизни Рузы, заведовал спортивным обществом, устраивавшим лошадиные бега. Музей-библиотека писателя на его даче был создан после смерти Гиляровского в 1935 году. После окончания Великой Отечественной войны разграбленный музей был восстановлен наследницей Гиляровского Екатериной Киселевой совместно с Союзами писателей и художников СССР. 23 июня 1964 года музей вновь открылся. Деньги на строительство выделил Литфонд, книгами из своих фондов поделились Библиотека им. Ленина, Театральная библиотека, Бахрушинский музей, Центральный дом работников искусств. Позже на деньги Тучковского поссовета книги покупались в лавке писателей в Москве. В течение 10 лет тут устраивались выставки, на которые из Москвы приезжали по 10-12 автобусов со школьниками. У лестницы были посажены золотые шары — их очень любил Гиляровский. Здесь регулярно проводились школьные субботники и экскурсии для местной детворы.

Как открывался музей — описано в статье “В гостях у дяди Гиляя”, опубликованной газетой “Новая жизнь” 1 июля 1964 года: ”На открытии музея выступил известный писатель Александр Бек. Низкий поклон “Дому Гиляровского” от “Дома Чехова” передаёт член союза писателей СССР В.З. Балабанович. От имени советских художников с открытием музея поздравила С.В.Разумовская. Зачитывались поздравительные телеграммы из Братиславы, от наших чехословацких друзей, от сотрудников музея МХАТа. И — вот он долгожданный миг — А. Бек торжественно перерезает ленточку перед входом в дом “дяди Гиляя”.

В шестидесятые годы ХХ века музеем руководила Зинаида Ильинична Шелепнева. В одной из двух комнат была расположе­на библиотека и небольшая кар­тинная галерея. Здесь хранились рукописи писателя, работы А.М. Горького, А.П. Чехова, К.С. Станиславского с их автографами,а также рисунки известных художников с дарственными надписями. Подробнее об экспонатах, которые тут хранились, в статье газеты “Красное знамя” Лидии Гапоновой: “На столе стояла уникальная чернильница, подаренная журналисту рабочими путиловского завода. Она была в виде слесарного станка. Здесь висел портрет Гиляровского работы Николая Мещанинова, натюрморт с золотыми шарами Леблана. Все картины были написаны по заказу Екатерины Киселевой. В начале 70-х тут планировалось строительство картинной галереи, были привезены материалы, но из них построили котельную для музея Зои Космодемьянской. По информации директора тучковской библиотеки Котляровой Галины Николаевны, книги из музея были вывезены задолго до пожара и находились в библиотеке предприятия “Бикор”.

До недавних пор серьезно возрождением музея власти не занимались. В 2020 году у забора бывшей дачи ещё лежал строительный мусор, который убрали после обращения активных жителей. В 2020 году получено обещание от администрации Рузы выделить участок под строительство дома-музея и подготовить проект строительства.

Жители Тучково собрали средства и купили деревянный бюст В.А. Гиляровского, который был выполнен заслуженным работником культуры Михаилом Давыдовичем Ильяевым. Экспонат на данный момент хранится в библиотеке.Часть средств выделила Разина Г.В. из своей премии Губернатора МО за проект о сохранении наследия В.А. Гиляровского. Остаётся надеяться, что наш репортаж из прошлого имеет шанс на будущее.

Фото: из архивов автора, фотобанк Московской области РИАМО, wikimedia.org

Поделиться:

История

Центр Гиляровского откроется в Москве 7 декабря

РИАМО — 1 дек. Центр Гиляровского откроется в Москве в Столешниковом переулке 7 декабря, это будет пятый филиал Музея Москвы, сообщается в пятницу на официальном сайте мэра столицы.

«Департамент культуры города Москвы 7 декабря откроет пятый филиал Музея Москвы — Центр Гиляровского по адресу: Столешников переулок, дом 9, строение 5. Это место было выбрано неслучайно. В доме по соседству жил и работал писатель и журналист Владимир Гиляровский», — говорится в сообщении.

Открытие центра приурочено к 162-летию со дня рождения Владимира Гиляровского и 121-летию Музея Москвы. С 7 по 12 декабря в центре покажут короткометражные фильмы о столице. Кинопоказы запланированы в рамках фестиваля «Гиляйфест», который в этом году пройдет впервые. Проект посвящен необычным фильмам молодых режиссеров, а также картинам, представленным ранее на ведущих европейских фестивалях.

Кроме бесплатных показов, посетителей Центра Гиляровского ждет выступление народного артиста СССР Марлена Хуциева, а также мастер-классы «Как снимать Москву», которые проведут известные отечественные кинематографисты. Вход на все мероприятия центра бесплатный, по предварительной регистрации.

В основном комплексе Музея Москвы, расположенном по адресу: Зубовский бульвар, дом 2, в дни «Гиляйфеста» также будет представлена программа полнометражных художественных фильмов «Игровые истории». Так, все желающие смогут попасть на премьеру фильма российского режиссера Антона Сухарева «Бэкстейдж. Мистерия-джаз» (2017). Подробная программа кинофестиваля в ближайшее время появится на сайте Музея Москвы.

Центр Гиляровского открывается в особняке, построенном в начале XX века. Здание является объектом культурно-исторического наследия Москвы. В этом же переулке, в доме 9, строение 1, в квартире 10, с 1887 по 1935 год жил Владимир Гиляровский. Здесь он написал свою знаменитую книгу «Москва и москвичи». В ней рассказывается о жизни и быте горожан второй половины XIX — начала XX века.

На территории нового музея планируется проводить выставки, экскурсии, театральные постановки, лекции и мастер-классы. Кроме того, там появится книжный магазин-читальня и школа городской журналистики.

«Гиляровский всю жизнь изучал и описывал Москву через призму жизни разных людей, поэтому для центра мы придумали новую идею, так называемый социальный музей. Постоянной экспозиции нет, выставки будут меняться, главным в Центре Гиляровского станет человек, житель нашего города. В проектах центра будут принимать активное участие московские архитекторы, художники, журналисты, краеведы, урбанисты», — отметила директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.

Владимир Гиляровский родился в Вологодской губернии в 1855 году. Первое его стихотворение было опубликовано в Вологде в 1873 году, однако сам Гиляровский узнал об этом только спустя пять лет. В 1881 году он переехал в Москву и устроился на работу в Драматический театр Бренко в доме Малкиеля, 30 августа того же года в журнале «Будильник» были напечатаны стихи Гиляровского о Волге. А уже осенью он бросил театр и занялся литературой. Первое время публиковался в «Русской газете», затем устроился работать репортером в газету «Московский листок». Известен своими рассказами и произведениями о быте, нравах и обычаях жителей Москвы. Умер 1 октября 1935 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Музей Москвы было основан в 1896 году по инициативе Московской городской думы как музей городского хозяйства. За свою историю он несколько раз сменил название и месторасположение. В музее собрана уникальная коллекция в один миллион артефактов, посвященных прошлому, настоящему и будущему Москвы. Он входит в пятерку самых популярных городских музеев. Кроме основного здания — архитектурного комплекса Провиантских складов, в Музей Москвы входит Музей археологии, Старый английский двор, музей истории «Лефортово», усадьба Влахернское-Кузьминки и открывающийся Центр Гиляровского.

Учреждения и организации

  • № 1 — Доходный дом (1912, архитектор Г. А. Гельрих)
  • № 31, корпус 2 — Верховный суд РФ, судебный департамент;
  • № 31, корпус 1 — издательский дом «Энергия»;
  • № 31, строение 1 — Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Государственный межрегиональный центр энергосбережения;
  • № 35 — Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе и Сибирское подворье;
  • № 37, корпус 1 — 2-е здание Управления Московского метрополитена (1-е здание расположено по адресу Проспект Мира 41, строение 2);
  • № 39 — издательство «Энигма»;
  • № 51, строение 1 — Доходный дом (1907, архитектор П. П. Крюков), сейчас — торговое представительство Португалии;
  • № 53 — многофункциональный комплекс с жилыми апартаментами (2006, архитекторы А. Воронцов, Т. Квасова, Т. Каминова, Г. Орлов)[1]
  • № 57 — Дом дешёвых квартир (1907, архитектор И. И. Рерберг), в настоящее время — Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз РФ);
  • № 65 — Городской дом дешёвых квартир для семейных имени Г. Г. Солодовникова (1908, арх. Т. Я. Бардт по проекту М. М. Перетятковича, при участии И. И. Рерберга). Ныне — ВНИИ природных, синтетических алмазов и инструмента (ВНИИАЛМАЗ).

По чётной стороне:

  • № 2-4, 2/5, стр. 5 — Строящийся Многофункциональный комплекс, в котором, в том числе разместится Московский театр-студия под руководством Олега Табакова[2]
  • № 6 — (IID
    );
  • № 8 — посольство Мозамбика;
  • № 10, строение 1 — издательский дом «Венето»;
  • № 12 — Жилой дом. В последние годы жизни здесь жил актёр Юрий Богатырёв[3].
  • № 16, строение 2 — Суды районные: Мещанский (Красносельский, Мещанский), мировой судья судебных участков № 383, 384 района Мещанский;
  • № 20 — Доходный дом Е. Д. Ломакиной (1909, арх. В. С. Масленников)
  • № 24 — Жилой дом. Здесь жил архитектор С. А. Власьев
  • № 64 — жилой дом постройки начала XX века[4], стоявший на этом участке, был снесён в 2009 году; сейчас на его месте пустырь.

Примечания

  1. Малинин Н. С.
    Архитектура Москвы. 1989—2009: Путеводитель. — М.: Улей, 2009. — С. 323. — 400 с. — ISBN 978-5-91529-017-3.
  2. Москва продлила сроки строительства здания для театра Табакова до конца 2013 года (недоступная ссылка — история
    ). 28.12.12. — Индикаторы рынка недвижимости. Проверено 11 сентября 2013. Архивировано 26 марта 2014 года.
  3. Московская энциклопедия / С. О. Шмидт. — М.: Издательский , 2007. — Т. I, Лица Москвы. — С. 191. — 639 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-903633-01-2.
  4. Московское архитектурное наследие: точка невозврата (выпуск 1). www.maps-moscow.com. Проверено 5 июня 2020.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: