Сайт психолога Светланы Пилюгиной

Жилой дом сотрудников Моссовета — «дом Жолтовского» — массивное и величественное здание на Моховой улице, примыкающее к гостинице «Националь».

Здание было построено в 1932-1934 годах по проекту архитектора Ивана Жолтовского и предназначалось для проживания сотрудников Моссовета, но впоследствии не использовалось по назначению и стало административным.

Дом помпезно оформлен в духе неоклассицизма и напоминает постройки уважаемого Жолтовским итальянского архитектора 16 века Андреа Палладио — в частности, Лоджию дель Капитаньо в Виченце. Основной объём выполнен в виде огромного выступающего вперёд ризалита, украшенного 8 поднимающимися до уровня пятого этажа полуколоннами с композитными капителями. Шестой этаж завершается сильно выдающимся вперёд карнизом, который переходит на боковые крылья и служит основанием для балкона седьмого этажа, где полуколонны продолжаются 8 плоскими пилястрами. Центральный вход выполнен в виде двухэтажной арки с массивными воротами, верх которой оформлен замковым камнем. Боковыми частями здание примыкает к соседним постройкам: гостинице «Националь» и Геологическому музею.

История дома Жолтовского

С 17 века на месте современного здания располагалась церковь Святого Георгия на Красной горке, построенная вблизи устья Успенского вражка — оврага с ручьём, который впадал здесь в Неглинную. В 1932 году у новых городских властей возникли планы на жилищное строительство на месте храма, и его снесли. В тот же год Моссовет заказал проект строительства жилого дома для своих сотрудников архитектору Ивану Жолтовскому, и в тот же год оно началось: поскольку Архитектурно-планировочное управление, которое занималось согласованием нового строительства в городе, подчинялось непосредственно Моссовету, проект избежал ряда обычно необходимых процедур и согласований на предмет соответствия актуальным на то время нормам строительства.

Жолтовский активно участвовал в строительстве и лично контролировал качество работ, однако, не все его идеи были реализованы. Изначально проект предполагал строительство отдельного здания с боковыми стенками, но от этого отказались, и боковыми частями новый дом примкнул к зданиям слева и справа от него. Более богатым планировалось и декоративное оформление: на крыше архитектор планировал установить 8 скульптур, изображающих людей разных профессий; их изготовление заказали лучшим столичным скульпторам того времени: Вере Мухиной, Ивану Шадру, Борису Яковлеву и Надежде Крандиевской, но впоследствии от скульптур на крыше отказались. Также скульптурное оформление планировалось для входных дверей в боковых частях дома, а над ними должны были разместиться барельефы с изображением колосьев, шестерёнок и различных механизмов. Отказались и от строительства ограды палисадника.

Помимо высокого качества строительных работ, дом отличался уникальными планировками квартир: в нём были спроектированы 1-, 2-, 3- и 4-комнатные квартиры, часть из них — двухуровневые, многие с отдельной комнатой для прислуги.

Однако, хотя дом проектировался жилым, по назначению его не использовали: сначала в нём разместили посольство США, которое занимало здание до 1953 года, потом передали туристическому объединению «Интурист». Вплоть до 1990-х годов крыша здания использовалась для советской пропаганды, на ней были размещены огромные буквы лозунга «Коммунизм победит». За годы эксплуатации здание не раз перестраивалось; в 1960-х сзади к нему пристроили новую секцию, в наши дни появились надстройки и стеклянные конструкции на крыше, несколько исказившие облик строения.

В настоящее время здание используется как административное, в нём размещается главный офис .

«Мы до сих пор не видели такой работы»: что писали о доме Жолтовского на Моховой. Часть I

Читать вторую часть

Из этих текстов сложно что-то вырезать, поэтому мы печатаем внушительных размеров статьи без сокращений. Во второй части нашего материала, которую мы надеемся опубликовать в ближайшее время, речь пойдет о планировке, внутреннем устройстве и отделке дома на Моховой, через которые просвечивает быт и социальный статус будущих жильцов.

Дом Жолтовского на Моховой

Архитектура СССР, № 6, 1934 г. — С. 19–23.

Жилой дом на Моховой улице

Новая работа И.В. Жолтовского

Жилой дом, выстроенный на Моховой улице по проекту акад. И.В. Жолтовского, привлек к себе пристальное внимание всех архитекторов, да и не только архитекторов — всей широкой общественности. И это внимание вполне понятно и оправдано: работа арх. Жолтовского является образчиком высокохудожественной архитектурной продукции, плодом большого мастерства, большой архитектурной культуры. При этом исключительно важным является то обстоятельство, что высокое полноценное мастерство реализовано здесь не только в работе над проектом здания, но и в строительном осуществлении проекта: в архитектурный фонд советской столицы вошло новое здание, могущее выдержать самую строгую оценку с точки зрения качества строительства. Этим высоким (и, надо сказать, довольно необычным для строительной практики последнего времени) качественным уровнем новый жилой дом обязан в значительной степени личному активному участию архитектора-автора во всех стадиях работы над возведением здания. Лозунг «Архитектор — на леса!» получил на этом примере блестящую практическую конкретизацию.

Акад. Жолтовский решил стоявшую перед ним архитектурную проблему в обычных для него стилевых формах: облик нового жилого дома определяется кругом архитектурных идей и приемов, исходящих из художественной системы «высокого Ренессанса».

Дом Жолтовского на Моховой

Творчество Палладио — мастера, завершающего собой весь путь итальянского возрождения и подводящего итог этому пути в стройной системе архитектурных канонов, оказало, как известно, наибольшее влияние на работы И.В. Жолтовского, на весь строй его архитектурного мышления. Продолжая в этом смысле историческую линию палладианства, И.В. Жолтовский делает в своей последней работе новую попытку применить плладианские формы к современному объекту. Эта задача требует очень большой переработки традиционных палладианских приемов. Достаточно указать, что палладиевский «колоссальный ордер» применен здесь в семиэтажном здании, причем архитектором очень искусно «скрыта» в зрительно отношении эта семиэтажность. Вынесением верхнего этажа в аттик над очень энергичным и сильно раскрепованным карнизом, сочетание окон с балконами, формами и масштабами самих окон, наконец, постановкой дома ниже уровня улицы достигается здесь тот эффект, что «многоэтажность» здания оказывается подчиненной основному архитектурному мотиву — тому же колоссальному ордеру. Этим путем архитектор стремится преодолеть формальное противоречие между ренессансной композицией фасада и типом современного многоэтажного городского дома.

Другой примечательный прием, трансформирующий старую палладианскую композицию, заключается в применении очень широких оконных проемов, а также в междуэтажном смыкании окон при помощи пластических средств. Наконец, характерной чертой архитектурной концепции здания является его объемный разворот, нарушающий единую линию фасадного фронта при помощи боковых отступов его фасада от красной линии, отступов, как бы наполняющих воздухом и пространством самый фасад.

Дом Жолтовского на Моховой

Стилевой путь, избранный Жолтовским, в основе своей архаичен. Архаичен и самый замысел в целом — придание современному жилому дому облика виллы XVI столетия, — архаичны и отдельные элементы этого дома (лестницы-галереи, переносящие нас на несколько веков назад и никак не мирящиеся с электрическими подъемниками, внутренняя отделка комнат и др.). Творчество архитектора обращено всем своим существом к далекому прошлому, к одной из высот классической архитектуры, — к XVI веку, чьи каноны он возводит в свой художественный идеал. Но палладианство, как и всякая каноническая архитектурная система, остается для нас лишь определенным пройденным этапом архитектурного развития. Демонстрируя применение этой системы в современном здании, мастер дает как бы наглядный предметный урок по истории архитектуры, урок высокого качества, полноценного архитектурного выражения. Это выражение архаично, эти формы — интерпретация давних, когда-то бывших «живыми» образцов. Но тем острее они ставят перед нашей новой советской архитектурой проблему архитектурной полноценности — создания новых архитектурных форм, новых архитектурных идей, которые могли бы не только творчески состязаться с этой классической концепцией, но и превзойти ее по силе и выразительности архитектурного образа.

Очень важна в доме на Моховой та работа, которая проведена архитектором над деталями. Тщательнейшая и мастерская прорисовка деталей, главное же — непрестанная забота архитектора о высоком качестве выполнения деталей дали бесспорно большой эффект. В этом смысле дом акад. Жолтовского также является своеобразным наглядным уроком как для наших архитекторов, так и для строителей. Почти все детали в этом доме выполнены ручным путем и не связаны стандартами. Из этого обстоятельства было бы в высшей степени неправильно делать вывод в том смысле, что нам надо культивировать ручную кустарную выработку деталей, а также отказываться от стандартов. Значение работы над деталями в доме на Моховой заключается совсем в обратном: созданные там ручным способом образцы показывают, каких улучшений нужно добиться в массовом изготовлении деталей, а также как надо изменить целый ряд стандартов, принятых у нас в области строительства. Наши строительные стандарты, как известно, почти вовсе не учитывают архитектурных требований, предъявляемых к зданию. Поэтому ряд стандартов (например на столярные изделия) обусловливал чрезвычайно низкое, антихудожественное качество деталей. Дом на Моховой вносит в этом смысле существенные коррективы: нет никакого сомнения в том, что образцы деталей, созданные в этом доме (дверные ручки, оконные приборы и т.д.) окажут свое влияние при предстоящем пересмотре целого ряда стандартов, связанных с нашей строительной практикой.

Дом Жолтовского на Моховой

Дом на Моховой

Р. Хигер

Архитектурная культура Ренессанса давно служила путеводной звездой в работах ряда выдающихся зодчих мира. Оторванная от своеобразных культурно-исторических условий той поры, от быта, экономики, политики, искусства Италии XIV–XVI вв., стилевая система Возрождения, так же как система греко-римских ордеров, стала для многих эстетической догмой, которой иногда приносится в жертву соображения «утилитарного» порядка. Та «профессиональная тайна» пропорций и в особенности «золотого сечения», которой в совершенстве владели мастера этого времени, всегда служила магнитом исключительной силы, к которому тянулись поклонники и реставраторы архитектуры далекого прошлого.

Брунеллески, Росселино, Альберти, Виньола, Браманте и, наконец, Палладио, Андреа Палладио — творец ряда выдающихся сооружений в Виченце, — в течение ряда долгих лет держали в плену эстетическую сферу архитектурной мысли.

Паллидио был кумиром многих архитектурных поколений. Выстроенные им виллы и церковные сооружения в Виценце и Венеции вызывали тысячи подражаний на всем европейском континенте в течение последних столетий. Его трактат об архитектуре был священной «книгой завета» для всех архитектурных академий XVII–XIX вв. Палладиева манера, палладиев стиль, палладианство — это слова и понятия, с которыми долгое время связывалась и которыми определялась качественная сторона продукции многих архитектурных поколений и художественных академий.

В советской архитектуре знатоком и тонким ценителем Палладио, как и всей архитектуры Ренессанса, является академик Жолтовский. Мы не знаем другого такого зодчего в нашей стране, который с большим энтузиазмом и энергией убежденности переносил бы в послеоктябрьскую архитектуру принципы и формы итальянского зодчества XIV–XVI вв.

Жолтовский живет и дышит старым искусством Италии. Ренессансные мастера Флоренции, Венеции, Виченцы, старого Рима — его друзья и творческие соратники в архитектурной борьбе современности, если бы их не разделяли провалы столетий и острые вершины нескольких социальных революций. Вместе с ними он наслаждается философией Платона и Аристотеля, сонетами Петрарки, новеллами Боккаччио, суровой поэзией Данте, раскопками античной и эллинистической культуры и вдохновленный теплым мрамором храмовых колонн и античных торсов, мечтает об архитектуре, достойной старых римских форумов и греческих агор.

Дом Жолтовского на Моховой

Жолтовский выстроил до революции в Москве особняк Тарасову. То была копия одного из старых герцогских палаццо, выстроенных Палладио в Виченце. Жолтовский проектирует после революции и строит ряд новых сооружений. То были более или менее свободные подражания все тем же мастерам итальянского Возрождения. Наконец, сегодня мы созерцаем пышный фасад воссозданной им палладиевой виллы на Моховой. Течет время, меняются нравы, перекраивается карта и лицо земли, однако вечна и неизменна в своем великолепии древняя красота италийской архитектуры. Эта глубокая художественная убежденность И.В. Жолтовского заслуживает уважения, хотя и кажется нам несколько анахроничной.

Дом на Моховой является одним из рекордов нашего строительства в смысле его высококачественной отделки. Жолтовский — превосходный строитель. И когда разглядываешь эту возрожденную виллу Палладио, облицованную теплыми беловато-желтыми искусственными плитами, с ее мощными вертикалями коринфских колонн, несущих сильно раскрепованные антаблементы, с эффектной центральной аркой и почти глухими задними плоскостями, играющими маленькими пятнами окон, когда разглядываешь это здание, с его многочисленными деталями, освещенное ярким солнцем на голубом фоне неба, — начинаешь понимать внутреннюю силу и упорную легкость классицизма.

Дом Жолтовского на Моховой

Архитектура «стариков» сильна своей высокой техникой выполнения. Оно и понятно, потому что без этой высокой техники отделки эта архитектура потеряла бы — при обилии деталей и орнаментации — свой основной художественный смысл. При всем нашем отрицательном отношении к художественному консерватизму, которым насыщена архитектурная концепции дома на Моховой, надо сказать, что эта внешняя отделочная сторона в нем очень привлекательна и чрезвычайно поучительна для всего нашего строительства. То же — с внутренней отделкой квартир. Когда ты смотришь на дверь, отполированную, как крышка рояли, на сверкающий паркет, на тонкую орнаментальную резьбу обрамляющую наличники, на точеный балясник, на росписи потолка, на лепной, тщательно выполненный карниз комнаты — детали, которыми богат дом на Моховой, — мы восклицаем: «О это превосходно, мы до сих пор не видели такой работы в нашем новом строительстве».

Как это ни печально, мы в нашей строительной практике отвыкли от работы и вещей хорошего качества. И когда наши отделочные мастерские показывают продукцию, сделанную — под давлением архитектора — с несколько большим тщанием и точностью, чем обычно, это кажется нам «откровением». Действительно, немного неожиданно, что в то время, когда столько образцов небрежности и безвкусия живут в массовом строительстве жилищ, мы можем — и можем неплохо — выполнить эти (приглядитесь к многочисленным деталям фасада Жолтовского) тонко прорисованные розетки, многочисленные капители, сложно модулированные консоли, живописные раскреповки карнизов и прочие элементы орнаментации, которыми уснащен этот фасад. Обширные квартиры, блестящие чистотой вспомогательных помещений, с просторными комнатами, в паркетных полах которых отражается ваше удивление, убеждают, что мы можем добиться высокого качества строительных работ.

Дом Жолтовского на Моховой

Много мыслей о подлинной культуре и культурничестве, о «вещах», как непременной категории обывательского благополучия, и настоящей культуре вещи как неотъемлемой принадлежности социалистического быта уносишь с собой после осмотра дома на Моховой. Надо отдать должное И.В. Жолтовскому — вопросы культуры деталей и отделочных работ поставлены им, как строителем этой большой «вещи», на необходимую принципиальную высоту.

Жолтовский — блестящий мастер. Но в избыточном великолепии его фасада, в его «колоссальном ордере», украшенном балюстрадами балконов и мрамором скульптур (в недалеком будущем) — старый мастер Андреа Палладио бесстрастно и холодно взирает на стройку сегодняшнего дня.

И.В. Жолтовский ввел в архитектурный обиход социалистической столицы одного из лучших представителей культуры прошлого. Мы рады приветствовать Палладио — дорогого коллегу, архитектурным созданиям которого столько обязано человечество, поднятого из небытия минувших столетий на пьедестал центральной магистрали Москвы. Пролетариат умеет ценить творцов культуры прошлого, выковывая свое творческое лицо. Пусть здание на Моховой послужит у нас своеобразным памятником этом гению архитектуру, но оно же будет вызывать в нас жажду совершенно иных творческих высот в другой архитектуре, о которой Палладио даже не мечталось.

Читать вторую часть

Дом Жолтовского на Моховой

Фото © oldmos.ru, dic.academic.ru, archvestnik.ru, tartle.net, synthart.livejournal.com

Гвоздь в гроб конструктивизма

Сразу после постройки здание получило неоднозначную оценку современников.

Размещая в центре Москвы здание, построенное в стиле неоклассицизма, Жолтовский ультимативно противопоставил его популярному в то время авангарду и схожим течениям, желая продемонстрировать горожанам и архитектурному сообществу недооцененные художественные преимущества классики. Проект вызвал оживлённые обсуждения, русский и советский архитектор Виктор Веснин, описывая его, назвал дом Жолтовского «гвоздём в гроб конструктивизма», который «нужно выдернуть», поскольку он не вписывается в новую советскую Москву. Архитектор Иван Фомин, кроме прочего, отметил, что Жолтовский не привнёс ничего нового в классическую архитектуру. Алексей Щусев, напротив, оценил проект положительно.

Так или иначе, в конечном итоге дом Жолтовского послужил примером для многих архитекторов и стал символом перелома в советской архитектурной традиции: с середины 1930-х годов на смену конструктивизму постепенно приходит советский классицизм.

Дом Жолтовского (жилой дом сотрудников Моссовета) находится по адресу Моховая улица, 13. Добраться до него можно пешком от станции метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии.

Описание[править | править код]

На месте современного дома ранее располагалась церковь Святого Георгия на Красной горке, построенная в XVII веке в устье Успенского вражка, впадавшего в этом месте в Неглинную. В 1932 году храм был снесён в связи с запланированным на его месте жилищным строительством[6]. В том же году Моссовет заказал проект жилого дома для своих сотрудников архитектору И. В. Жолтовскому. Поскольку Архитектурно-планировочное управление, согласовывающее все постройки в Москве, являлось одним из подразделений заказчика, проект не проходил необходимых согласований на предмет соответствия действующим нормам и правилам строительства. Строительство здания поручили 16-й конторе треста Мосжилстрой. Постановка дома отсекла трассу запланированной в планах «Новая Москва» к прокладке Ново-Тверской улицы, которая должна была пройти по линии бывшего русла Успенского вражка параллельно Тверской улице. В то же время здание формировало новый фронт застройки узкой в то время Моховой улицы, которую предполагалась превратить в Аллею Ильича — широкую парадную магистраль, ведущую к проектируемому Дворцу Советов. Начатое в 1932 году строительство вели ударными темпами и к 1 мая 1934 года дом был готов[3][7][1].

Лоджия дель Капитаньо в Виченце.
Архитектор А. Палладио
Основная, выступающая вперёд в виде огромного ризалита часть дома, решена в большом ордере и крупных пластических формах; фасад изначально рассчитан на обозрение с дальних точек зрения и вписан в линию застройки от Театральной площади до Государственного музея изобразительных искусств, где общим композиционным элементом является колоннада Большого театра. Выступающая часть дома напоминает постройки особо почитаемого Жолтовским итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио в Виченце — Лоджию дель Капитаньо (англ.)русск. и Палаццо Вальмарана (англ.)русск.. На задвинутых вглубь квартала боковых крыльях архитектор использовал малый ордер, чем дополнительно подчеркнул центральную часть постройки. Согласно проекту, по бокам дома планировалось соорудить стенки, отделяющие его от соседних строений, однако это не было реализовано: правое боковое крыло смыкается со зданием гостиницы «Националь», левое — примыкает к неоклассическому зданию Геологического факультета МГУ[8][7][9].

В основе конструкции дома — семиэтажный железобетонный каркас с мерным рядом оконных проёмов, который Жолтовский искусно «замаскировал» различными декоративными элементами, выполненными из фактурных плит, тонированных под песчаник. В простенках между окнами главного фасада поставлены восемь поднимающихся до уровня пятого этажа полуколонн с хорошо развитыми композитными капителями и фустами, расчерченными под каменные блоки. Шестой этаж выглядит как сложный раскрепованный антаблемент, в котором роль метоп выполняют оконные проёмы, и завершается сильно вынесенным вперёд карнизом, служащим основанием для балкона седьмого этажа, переходящего и на боковые крылья. Простенки седьмого этажа центрального ризалита оформлены плоскими пилястрами, стены боковых частей дома оставлены гладкими; здание венчает карниз с узкими горизонтальными тягами. Срединная ось дома выделена полуциркульной аркой ворот высотой в два этажа, верх которой оформлен замко́вым камнем[10].

Не все идеи И. В. Жолтовского по внешнему оформлению жилого дома были реализованы в натуре. Так, согласно проекту на крыше по линии колонн должны были стоять восемь статуй, изображающих людей различных профессий, которые заказали лучшим московским скульпторам (Мухиной, Яковлеву, Шадру, Крандиевской), но не успели выполнить к моменту сдачи дома в эксплуатацию. Не были выполнены и скульптуры по сторонам входных дверей на боковых крыльях, барельефы в межэтажных фасадных плоскостях чётвёртого и пятого этажа обоих крыльев (на левом — колосья, валы и механизмы, на правом — шестерёнки), не сделаны закрывающие арку кованые створки ворот и ограда палисадника по улице[10][1].

В центральной секции были запроектированы одно- и двухуровневые квартиры из трёх-четырёх комнат. В боковых крыльях располагались одно-двухкомнатные квартиры[9]. Во многих квартирах были предусмотрены отдельные комнаты для прислуги[6]. Потолки были украшены росписями, каждая дверь имела индивидуальный рисунок[11]. Жолтовскому удалось добиться высокого качества строительных работ[7][9].

Построенное в классическом стиле здание архитектор намеренно противопоставил авангарду и различным промежуточным течениям. Он хотел на примере этого здания продемонстрировать художественные преимущества классики. По воспоминаниям Алексея Щусева, Жолтовский говорил: «Я выступаю с классикой на Моховой, и если я провалюсь, то провалю принципы классики

»[7].

О доме Жолтовского активно писали в печати[6]. В мае 1934 года на творческой дискуссии обсуждалась выставка архитектурных проектов мастерских Моссовета, «гвоздём» которой стал дом Жолтовского. Виктор Веснин отзывался об этом проекте весьма критически: «Я начну с „гвоздя“ выставки. По поводу этого „гвоздя“ было много острот, говорили, что это „гвоздь“ в гроб конструктивизма… Да, это гвоздь выставки, который вошел очень крепко в головы всех архитекторов. Это гвоздь, который нужно выдернуть

». По мнению Веснина, построенное в стилистике XVI века здание выглядело диссонансом в советской Москве. Кроме того, он обратил внимание, что Жолтовский плохо продумал решение практических проблем проживания. Критики также отмечали, что в доме «
крайне неудачная планировка и освещение ряда квартир
». По мнению архитектора Ивана Фомина, Жолтовский не привнёс ничего нового в классическую архитектуру[7]. В то же время большинство участников дискуссии, включая Алексея Щусева, положительно оценили проект Жолтовского[6][7].
Здание ВАО «Интурист», 1984 год
Дом Жолтовского стал примером для многих архитекторов[6][9]. С середины 1930-х годов на смену конструктивизму в СССР пришёл советский монументальный классицизм.

Хотя дом Жолтовского изначально строился как жилой, его отдали посольству США. В 1953 году здание передали «Интуристу», а на крыше появились большие буквы лозунга «Коммунизм победит!», который убрали в 1990 году[11].

В 2007 году проводилась реконструкция здания. Во дворе на месте пристройки 1960-х годов была сооружена новая секция, соединённая с историческим зданием. В доме Жолтовского разместился головной офис [12].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: