Екатерининский (сад) парк


Екатерининский парк — один из прекраснейших парков Санкт-Петербурга. Он был засажен в Царском селе в XVIII веке.

Мне довелось бывать там далеко не один раз. Подозреваю, что как и многие петербуржцы, я практически каждое лето встречаю и провожу импровизированные экскурсии для своих друзей по центру Питера и его пригородам. Территория Царского села просто огромна, чтобы все посмотреть нужно потратить весь день, а то и более. Но оно стоит того!

Обычно мы с друзьями берем в наше маленькое путешествие кофе в термосе, бутерброды и другие вкусности и отправляемся в путь. Я люблю прокатиться до парка на маршрутке как в студенческие годы. Это быстро, и можно по пути любоваться природой. После осмотра Екатерининского дворца и Царскосельского лицея (обязательно побывайте в нем!) мы находим уютное место в парке или на берегу озера и устраиваем пикник. Нам интересно обсудить что мы видели, еще раз восхититься видом Екатерининского дворца со стороны. Затем мы отправляемся далее в глубь парка, а я продолжаю рассказывать своим гостям о памятниках и сооружениях, делюсь с ними тем, что помню из истории, а они со мной.

Как известно, Царское Село было любимой загородной резиденцией российских императоров. Каждый из них внес в ландшафт что-то новое, что-то свое, любимое. Все они относились к нему как к дорогому ларцу, который хранит жемчужину — дворец. Я представляю его себе тканым узором, в который каждый следующий правитель вплетал что-то свое, что было важно именно для него или было модным в годы его правления.

Архитекторы и садовые мастера постарались донести и сохранить для нас все, что было возведено многие столетия назад.

История парка

Екатерининский парк обязан своему появлению русскому царю Петру Великому. Именно он в 1710 году подарил своей жене Марте Самуиловне Скавронской (в православии Екатерине Алексеевне Михайловой, в будущем императрице Екатерине I) Сарскую и Славянскую мызы с прилегающими деревнями. В 1717 году началось строительство летней резиденции для императрицы. Это был небольшой, скромный каменный дворец. Императрица сама участвовала в организации постройки.

В 1720 году голландские мастера Я. Розен и И. Фохт приступили к устройству парка. В это время появился Старый сад (современный регулярный парк). Он располагался на трех уступах непосредственно перед дворцом. Архитектура парка была выдержана в модном в то время французском стиле, который подразумевает укрощение природы и покорение ее человеку. Отличительная черта стиля — четкое планирование территории, формирование прямых аллей, придание искусственных форм кустарникам и деревьям. По задумке парк должен был дополнить и подчеркнуть роскошь дворца.

После вступления на престол Елизаветы Петровны Царское Село стало официальной императорской резиденцией. Здесь встречали самых важных гостей и проводили самые пышные приемы. Наверно, ни один русский император больше так не ассоциируется с балами, маскарадами и бурными эффектными празднествами как она. Царское Село ее времен как нельзя лучше характеризовало любовь к роскоши и праздному образу жизни своей хозяйки. При ней дворец перестраивали, парк расширяли и облагораживали. Я где-то читала, что однажды, когда императрица возвращалась в Царское Село, уже на подъезде к дворцу она увидела из своей кареты зарево и очень испугалась, что дворец горит! Он действительно горел, но не огнем, а золотым свечением – отражением заходящего солнца. Хотелось бы такое хоть раз увидеть!

Итак, в 1750-е годы небольшой двухэтажный дворец начали перестраивать. Придворный архитектор Ф.Б. Рассрелли занимался оформлением Екатерининского дворца. Он же работал над оформлением парка. Неудивительно, что регулярный парк получился таким же помпезным. Густые зеленые лабиринты, переходящие в маленькие залы под открытым небом, изящные скульптуры итальянских мастеров, множество самых различных цветов кустарников — все это должно было в очередной раз подчеркнуть роскошь и великолепие Екатерининского дворца.

Императрица Елизавета Петровна очень любила свою загородную резиденцию и проводила много времени здесь. Роскошные балы, обеды проводились регулярно. После трапезы императрица приглашала своих гостей на прогулку по парку на санях или каретах. В парке были обустроены качели, карусели, горки. Вечером взлетали в небо фейерверки.

Одним из любимых мест гостей была Катальная гора. Архитектор Ф.Б. Расстрелли придумал необычное и интересное инженерное решение. Гора представляла собой павильон, от которого в стороны выходили скаты. Они были надстроены поверх холма, повторяя естественный ландшафт участка. Гости использовали для спуска одноместные и двухместные коляски, которые двигались по металлическим рельсам. Поднимали наверх эти коляски с помощью специальных механизмов, приводимых в движение с помощью лошадей. Если представить, с каким размахом все в парке возводилось, то ощущения от спуска с горы, вероятно, были не хуже чем на горках в современных парках развлечений!

По приказу императрицы Ф.Б. Расстрелли также проектирует здания Эрмитажа и Грота.

Здание Эрмитажа — это небольшое и интересное двухэтажное здание в глубине парка. Внешняя отделка здания полностью повторяла отделку Екатерининского дворца. Дворец и Эрмитаж соединяла аллея, по которой прогуливались гости. Эрмитаж был предназначен для небольших балов, встреч и обедов, особенно в теплое время года.

Императрица любила приглашать сюда гостей, чтобы удивить их диковинным инженерным изобретением — подъемным канапе (диванчик). Обеденный и залы для совещаний находились на втором этаже, но по лестница никто не ходил, гостей и еду также поднимали с помощью специальных устройств. Это было необычно и чрезвычайно забавно. Еще одним необычным решением императрицы было устроить оркестр на улице, а не внутри здания. Приглушенная музыка лилась в окна здания, делая празднество действительно волшебным.

Грот был построен на берегу Большого озера в 1755-1756 годах. Императрица Елизавета Петровна непременно хотела иметь место, где можно было было насладиться видом Большого озера и при желании спуститься с пристани к лодке.

Екатерина II уделяла много внимания обустройству Царского села. По ее приказу был разбит модный в то время английский парк (современный пейзажный парк). Отличительной чертой этого стиля является не укрощение природы, а подчинение ей. Английским паркам свойственны извилистые водные каналы, которые ведут к широким цветочным полянам. Это, своего рода, дикие парки. Минимум вмешательства, чтобы лишь подчеркнуть красоту природы.

При возведении английского парка претерпел частичные изменения старый парк. Появились Полулунные пруды. Водная система, состоящая из каналов и прудов, была важной составляющей в украшении парка. Здесь все было продумано для отдыха и развлечения царских особ и их гостей. Везде их ждали небольшие лодки, на которых они могли плавать, наслаждаясь видами с воды. Наверно, было здорово прокатиться вот так на лодке в жаркий летний день, а может даже и поплавать!

Екатерина II старалась внести в архитектурное оформление самые новые и модные западные тенденции. В парке было установлено множество памятников, прославляющих заслуги императрицы и победу в русско-турецкой войне во второй половине XVIII. При императрице также были возведены павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Концертный зал.

Камеронова галерея была построена на переходе из регулярного парка в пейзажный. Императрица хотела иметь место для прогулок, приватных бесед и размышлений наедине.

Все сооружения в английском парке были выдержанны в классическом стиле с минимальным украшением фасадов. Строгость и простота в каждой детали.

Все это время в парк завозили многолетние деревья и кустарники, присланные из садов Санкт-Петербурга и из заграницы. Здесь еще, возможно, даже сохранились дубы, которые высаживал Петр I.

В более поздний период масштабные перепланировки уже не производились. В советское время дворцово-парковый комплекс стал музеем. В 1918 году Екатерининский дворец принял первых своих посетителей.

В годы Великой Отечественной войны город Пушкин был захвачен фашистскими войсками. Царское Село тяжело перенесло вторжение. Многие произведения искусства были утеряны, также серьезно пострадали и сами здания.Часть из них немецкие захватчики использовали под свои хозяйственные нужды, не щадя ни интерьеры, ни мебель. Множество картин и предметов искусства, в том числе и Янтарная комната, были вывезены и утрачены навсегда. В парке уничтожено значительное количество деревьев. После освобождения Пушкина от Екатерининского дворца и многих других помещений остались лишь руины.

Еще до окончания войны начались работы по восстановлению музейного комплекса. В 1983 году дворцово-парковый ансамбль «Царское Село» получил официальный статус заповедника. Сегодня его полное наименование — Государственный музей-заповедник «Царское Село». Большая часть работ по восстановлению была закончена в 2010 году, в преддверии 300-летнего юбилея Пушкина. Но многие реставрационные работы как в зданиях, так и в парке продолжаются до сих пор.

Пейзажный Царскосельский парк

Во 2 половине XVIII века в моду вошли пейзажные английские парки, которые не регламентировали ландшафт, а лишь подчёркивали его природные достоинства. Перед архитекторами стояла задача по проектированию ландшафта, неотличимого от природного. Поэтому вместо прямых аллей, геометрических прудов, каналов и ровных газонов мы здесь видим водоёмы с извилистыми береговыми линиями, ручьи, водопады, рощи, цветущие луга и поляны. Сад украшают романтические архитектурные формы – колонны, скульптуры, небольшие павильоны и беседки в восточном, готическом или античном стиле.

Садовые архитекторы того времени – В.И. Неелов и И. Буш, главный архитектор – Чарльз Камерон. Проектированием парка занималась и сама Екатерина II – следила за выполнением, придумывала малые архитектурные формы, павильоны, подбирала деревья.

Камерона не устраивал плоский рельеф парка, поэтому он решил построить высокую террасу (Камеронову галерею), которая служила бы лестницей, соединяющей покои Екатерины и сад, а также создавала бы ощущение холмистости. Более того, он решил сделать здесь висячий сад, что само по себе является сложной задачей. Висячий сад – это ландшафт на искусственной возвышенности, в данном случае, на каменной террасе второго этажа. Наверху росли яблони, сирень и жасмин, вокруг больших кустов – розы, тюльпаны, пионы, нарциссы. Важно было обеспечить достаточный почвенный слой и в то же время хорошую гидроизоляцию. В те времена в качестве гидроизоляционного материала использовали свинцовые плиты, которые спаивали между собой. Висячих садов, созданных по такой технологии, всего 4 на свете, 2 из них находятся в Италии и ещё один в Эрмитаже.

Также при Екатерине II перестроили Большой пруд, сделав его очертания более мягкими. Вдоль его новых извилистых берегов высадили аллеи с уже полюбившимися липами, но уже естественных форм.

Что посмотреть

Конечно, главная жемчужина парка — Екатерининский дворец. О нем я более подробно рассказывала в одном из своих обзоров. Но есть множество интересных мест, которые также стоит увидеть.

Эрмитаж является своеобразным отголоском роскоши Екатерининского дворца, своего рода проекцией в миниатюре. Как я уже говорила, их соединяет прямая аллея, по которой некогда прогуливались гости императрицы. Это небольшое строение оформлено в стиле барокко, в той же цветовой гамме что и дворец. В Эрмитаже сохранилась отделка XVIII века практически без изменений.

Обратите внимание на Эрмитажную кухню – необычная архитектура здания выполнена в модном в то время готическом стиле. Здесь, кстати, находится еще один вход в парк.

Грот — небольшое строение в морском стиле, стоит на берегу Большого озера.

Павильон «Холодная баня» находится между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Предназначался для купания и отдыха императорской семьи. Здание было возведено в 1787 году архитектором Ч. Камероном. Его еще называют термами Камерона.

На первом этаже расположены сами термы. На втором — шесть комнат для отдыха. Благодаря богатому интерьеру они получили название Агатовые комнаты.

Главный фасад здания выходит на террасу, где находится Висячий сад.

Камеронова галерея — располагается на пересечении регулярной и пейзажной части парка. Сооружение находится на возвышении, и с него открывается прекрасный вид на парк и Большое озеро.

Павильон «Верхняя ванна» предназначалась для водных процедур императорской семьи.

Павильон «Нижняя ванна» предназначалась для водных процедур придворных.

Морейская (или Малая Ростральная) колонна расположена между Первым и Вторым Нижними прудами. Была воздвигнута в честь победы русского флота у полуострова Морея во время русско-турецкой войны.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» —оригинальный чугунный монумент. Располагается на юго-востоке парка.

Чесменская колонна находится на середине Большого озера. Она была установлена в честь победы в Чесменском сражении (1770 год) русского флота над турецким.

Адмиралтейство — несколько павильонов на берегу Большого озера в южной стороне парка. Построены в честь присоединения к России Таврического ханства (Крым).

Мраморный (Палладиев) мост установлен над протокой, которая соединяет Большой пруд с Лебединным прудом.

Павильон «Турецкая баня» — последнее строение, возведенное в Екатерининском парке. Павильон является памятником побед в русско-турецкой войне. По задумке архитектора И. А. Монигетти здание имеет вид турецкой мечети.

Башня-руина — еще один памятник, посвященный победам русских войск в русско-турецкой войне. Башня необычна тем, что она похожа на дорическую колонну, соединенную с павильоном. Она будто уходит в землю. Внешнее оформление стен тоже необычно. Поверхность их искусственно «состарена» с помощью нарисованных трещин.

Гатчинские (Орловские) ворота вели на дорогу в строну Гатчины, где располагалось имение графа Г. Г. Орлова. Екатерина II высоко ценила вклад графа в спасение Москвы от чумы. Ворота стали своеобразной благодарностью императрицы. Внешне ворота похожи на триумфальную арку.

Павильон «Зал на острову» находится в сердце Большого озера на маленьком островке. Он был предназначен для проведения концертов и обедов для гостей, плавающих по Большому озеру. В данный момент здесь находится концертный зал, в котором проходят торжественные мероприятия музея.

Гранитная терраса («терраса Руска») была построена в 1810 году на месте Катальной горы.

Фонтан «Девушка с кувшином» исполнен известным скульптором П. П. Соколовым специально для Царскосельского парка. Изваяние девушки располагается на скале как на своеобразном пьедестале. В ногах у девушки разбитый кувшин, из которого льется струя воды.

Концертный зал в юго-западной части парка сооружен в 1782—1788 годах по проекту архитектора Д. Кваренги.

Кухня-руина сооружена по проекту Дж. Кваренги в 1785—1786 годах для приготовления обедов гостям Концертного зала.

Китайская беседка была построена на границе между Екатерининским парком и Новым садом Александровского парка. Её ещё называют Скрипучей из-за флюгера, который при ветре издает скрип.

Кагульский (Румянцевский) обелиск. Архитектором проекта является А. Ринальди.

Он был установлен в 1772 году в честь победы русских войск над турецкими на реке Кагул.

Парк Царского Села

Вслед за строительством Петербурга Их Величества решили сделать себе летнюю резиденцию к югу от новой столицы. Дачу, если говорить по-простому. Хотя сложно говорить простыми словами о таком чуде архитектурной мысли и шедевре садово-паркового искусства, как Екатерининский парк.Сейчас это город Пушкин, а во времена Российской Империи – Царское село, место жизни и отдыха императорской семьи и ближайших придворных в летнее время. Понятно, почему парки здесь играют такую важную роль, почему в них было вложено столько же сил, как и в строительство самого дворца, – отдых на природе ставился во главу угла. И природу эту необходимо было сделать такой же пышной и роскошной – под стать дворцу.Екатерининский парк делится на 2 части – регулярный сад в стиле классицизм, сформированный при Екатерине I и развитый при Елизавете Петровне, а также пейзажный парк в английском стиле, созданный императрицей Екатериной II – в то время мода поменялась.

История территории

В давние времена в этих местах располагался каскад прудов вдоль речки Синички или, как её ещё называют, Надпрудной. В шестнадцатом столетии сюда был осуществлён перенос Крестоводвиженского монастыря, а немного позже построен храм в честь Иоанна Воина.

екатерининский сад

Спустя полтора века на этой территории решил возвести себе усадьбу граф В. С. Салтыков. Здание должна была окружать большая парковая зона. После окончания строительных работ этот загородный дом решила выкупить у его владельца Екатерина ІІ и разместить в нём на постоянное место жительство малоимущих офицеров.

Затем в 1808 г. эта усадьба была реконструирована в здание института благородных девиц, а окружающий его и к тому времени уже обширный сквер, назвали «Екатерининский сад».

В двадцатом столетии территория парковой зоны существенно сократилась, река была заключена в трубу, а из прудов остались только лишь Малый и Большой. В здании института с 1929 г. расположился культурный центр для вооружённых сил России в прошлом имевший название Главный дом Красной армии.

В 1999 г. столичные власти решили провести работы по благоустройству территории парка, так как годом ранее «Екатерининский сад» сильно пострадал от урагана. В 2005 г. реставрация была завершена.

Где находится парк?

Поэтому нет сомнения в том, что все жители шумного мегаполиса знают, где расположен Екатерининский парк. Адрес его подскажет любой москвич, но для гостей столицы всё-таки полезно будет узнать, что это тихое место находится на Б. Екатерининской, дом 27. В пяти минутах ходьбы от него расположена станция метро «Достоевская» и открыт парк для посещений с 07:00 утра до 23:00 вечера. По всем интересующим вопросам можно позвонить администрации этого природного комплекса по следующим номерам телефонов: +7 (495) 600-63-91 либо.

екатерининский парк адрес

Центральный вход в парковую зону находится со стороны Суворовской площади, а также сюда ещё можно попасть, зайдя с Олимпийского проспекта.

Горожане любят «Екатерининский сад» (Москва), поскольку он прекрасен в любое время года и является именно тем местом, где каждый, несомненно, найдет себе развлечение по вкусу.

Зал на острову

В центре острова на Большом пруду находится павильон «Зал на острову», построенный в 1740-х годах по проекту архитектора С.И.Чевакинского и рисункам Ф.-Б.Растрелли. После этого павильон еще дважды перестраивался: в 1794 году Д.Кваренги и в 1817-1820 годах В.П.Стасовым.

Первоначально «Зал на острову» предназначался для концертов и отдыха гуляющих. Изредка здесь проводились придворные обеды, для чего рядом была построена небольшая кухня, просуществовавшая до начала ХХ века. До начала войны зал был закрыт для посетителей парка, здесь хранились лодки. В 1996 году была воссоздана историческая паромная переправа, а в 2008 году Зал на острову был открыт для посетителей. Сейчас здесь проводятся концерты и торжественные мероприятия.

Екатерининский парк, Большой пруд и остров

Зал на острову

История создания

Толчком для зарождения в Царском селе ансамбля дворцов и парков стало несколько событий. Это освобождение от шведов старых новгородских владений, развитие Петербурга и его назначение столицей Российского государства. Возвращение во владение Россией территорий у реки Нева началось с 1702, когда страна победила в Северной войне.

На картах шведов XVII ст. территория, где позже построили Царское село, обозначена как Сарская мыза. Раньше в этой местности располагалась усадьба под названием Saaris moisio. Когда Северная война закончилась, ее подарили А. Д. Меншикову (тогда же его назначили генерал-губернатором возвращенных территорий).

Летом 1710 Сарскую мызу приказом Петра I «отписали» Екатерине Алексеевне, на тот момент его невесте. Тогда же территорию усадьбы включили в состав дворцовых земель. Постепенно здесь начали создавать императорскую резиденцию. Вскоре изменения настигли и названия – вместо Сарской мызы появилось Сарское село. После начала строительства дворцов прижилось новое имя – Царское Село.

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе

Около 200 лет Царское Село выступало в роли парадной резиденции императора и его родных. После революции в 1917 дворцово-парковый ансамбль превратили в музейный комплекс. В больших домах открыли заведения для оздоровления и обучения детей. В 1918 местность стала называться Детское Село. В 1937 город снова переименовали – в Пушкин. В местном Императорском лицее в свое время учился знаменитый поэт.

За годы войны многие объекты Царскосельского ансамбля серьезно пострадали. От Екатерининского дворца остались руины, павильоны и несколько мостов были разрушены, здания получили значительные повреждения. В 1950-х годах запустили восстановительные работы, что продолжаются и сейчас.

В 1983 дворцово-парковому ансамблю в Пушкине присвоили статус заповедника. Спустя 7 лет, в 1990, его переименовали в ГМЗ «Царское Село».

Над реализацией Царскосельского комплекса трудились известные скульпторы, живописцы и зодчие. Сейчас туристы могут любоваться архитектурой классицизма и барокко и отделкой в стиле модерн, «окунуться» в елизаветинскую и екатерининскую эпохи, рассмотреть известные произведения искусства.

Мраморный (Палладиев) мост

От Турецкой бани открывается красивый вид на Мраморный (Палладиев) мост, называемый также Сибирской мраморной галереей. Он был возведен в 1773 году по проекту А.Ринальди. Мост перекинут над протокой, соединяющей Большой пруд с Лебединым прудом, где в 1769-1770 годах был создан архипелаг из 7 Лебяжьих островов. Здесь в специальных домиках жили лебеди.

Мост покоится на гранитном основании, колонны высечены из мрамора уральскими камнерезами на Екатеринбургской гранильной фабрике.

Екатерининский парк, Мраморный (Палладев) мост

Екатерининский парк, Мраморный (Палладиев) мост

Екатерининский парк, Лебединый пруд

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: