Золотые нити Станиславского: закончена реставрация корпуса фабрики в Лефортове

Он отказался от безбедной и легкой жизни, отдав себя Театру, который защищал до последнего вздоха

Родившийся в богатой семье фабриканта, он имел все, чего душа пожелает, и мог бы жить припеваючи. Ему не удалось стать богатым, но зато благодаря ему не только Россия, но и весь мир получили бесценные сокровища. 7 августа 1938 года скончался великий реформатор театрального мира Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев).

2 Константин Станиславский, режиссер, актер, реформатор театра. Фото:wikimedia.org

Откуда взялась фамилия Станиславского

Его отец был владельцем преуспевающей золото-канительной фабрики, мать была дочерью французской актрисы Мари Варлей, и дома театр находился в большом почете. Дети принимали участие в домашних постановках, сами делали костюмы и декорации. Отец полагал, что, повзрослев, они это увлечение забудут.

Подросший Константин был обязан войти в совет директоров фабрики, а вечером играл в любительских спектаклях. Он боялся, что о его «походах на сторону» узнает отец. Чтобы избежать скандала, Костя Алексеев взял себе псевдоним сошедшего со сцены актера по фамилии Станиславский.

Московский Художественный театр

Станиславский в роли Штокмана в пьесе Генрика Ибсена «Враг народа», 1900 г.

Но он мечтал о своем театре, не таком, которые гремели в те годы, где актеры произносили ударные монологи, обращаясь к зрителю и срывая аплодисменты, как балетные примы. Станиславский хотел создать театр для людей, где будут играть «про жизнь».

Он нашел единомышленника в лице педагога московского Музыкально-драматического училища Владимира Ивановича Немировича-Данченко, который обладал талантами драматурга, режиссера, критика и многими другими.

Владимир Немирович-Данченко, 1937 год. Источник: wikimedia.org

Их историческая беседа в ресторане «Славянский базар» в июне 1897 года длилась 18 часов, и на следующий год, 26 октября, в Москве появился Московский Художественный общедоступный театр. Слова «художественный» и «общедоступный» отражали основные принципы нового учреждения. Это выражалось и в ценах на билеты, и в подборе репертуара.

Провал и взлет «Чайки»

За два года до открытия МХТ в Петербурге, в знаменитом Александринском театре, прошла премьера пьесы молодого драматурга Антона Чехова под названием «Чайка». Она обернулась жутким провалом: публика не могла понять, почему артисты на сцене пьют чай, разговаривают о какой-то ерунде, а в конце концов один из героев еще и стреляется. Актеры, приученные к другому репертуару, тоже не знали, как это играть. Антон Павлович спрятал пьесу подальше от греха. Но Станиславский сумел его уговорить.

В Художественном театре «Чайка» имела оглушительный успех. С тех пор пьесы Чехова рождались на сцене МХТ, а потом уже шагали в большой мир.

Именно с легкой руки руководителей МХТ Максим Горький тоже начал писать пьесы, и в театре шли его «На дне», «Дети солнца», «Мещане».

Станиславский в роли Сатина в пьесе Горького «На дне», 1904 год. Фото:Wikimedia.org

«Фабрика Станиславского» и склад Морозова

Сергей Безруков открыл фестиваль «Фабрика Станиславского». Полторы недели на сцене Губернского театра, которым руководит народный артист, и на сценических площадках подмосковного Орехово-Зуево будут показывать спектакли театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода.

Церемония открытия прошла в Орехово-Зуево. Там, на старых складах мануфактуры Саввы Морозова, мецената Московского художественного театра, выстроили импровизированную сцену и зрительный зал.

В том, что 100 с лишним лет назад благотворитель Морозов помогал Станиславскому развивать театральное искусство, а сегодня на его фабриках обосновался фестиваль губернских театров, создатели смотра увидели определенный символизм.

— Эти стены дышат историей и сообщают ее нам. Здесь, в Орехово-Зуево, через Савву Морозова мы ощущаем преемственность поколений и связь с Константином Станиславским, — сказал «Известиям» Сергей Безруков.

Народный артист, ректор Театрального института им. Б. Щукина Евгений Князев в проведении части событий «Фабрики Станиславского» в Подмосковье усмотрел более приземленные, но тоже положительные моменты.

— Фестиваль приехал в Орехово-Зуево — город, в котором нет развитой театральной культуры. Многие его жители, возможно, посетят спектакли в рамках фестиваля, а потом поедут в какой-нибудь московский театр, — выразил надежду Евгений Князев.

Проделавших долгий путь гостей, в числе которых были заместитель министра культуры Александр Журавский и директор «Мастерской Петра Фоменко» Андрей Воробьев, ждал приятный сюрприз. Для исполнения нескольких романсов в Подмосковье приехал солист Мариинского театра Аскар Абдразаков. Народный артист Башкортостана появился перед зрителями в образе Федора Шаляпина. Эффектно скинув пальто с мехом и оставшись в элегантном фраке, певец ко всеобщему удовольствию запел «Очи черные…». В конце церемонии Сергей Безруков вручил артисту приз за мастерство перевоплощения.

После музыкальной части актеры Губернского театра представили зарисовку спектакля по роману Михаила Булгакова «Записки покойника». Эту постановку Сергей Безруков замыслил пародией на современную режиссуру.

— Сколько всего мне пришлось испытать, сидя в первом ряду и глядя на всё это безобразие, — пошутил позже худрук. — Спектакли, которые вы увидите на нашем фестивале, совсем не такие. Но мы должны были погрузить вас в эту атмосферу для контраста.

Помимо спектаклей в программу фестиваля, на подготовку которого ушел целый год, вошли также лекции, мастер-классы, тренинги и творческие встречи. В насыщенной студенческой программе ректор «Щуки» Евгений Князев видит одно из основных преимуществ форума.

— Понятно, что за эти несколько дней студентов нельзя многому научить. Но ребята из разных регионов смогут увидеть друг друга и зарядиться новыми идеями. А это — очень много. Поэтому я за такие фестивали, — поделился с «Известиями» Евгений Князев.

Итоги «Фабрики Станиславского» будут подведены 31 мая. На церемонии закрытия фестиваля в Губернском театре назовут лучшего актера и актрису.

Здание в Камергерском переулке

Первые сезоны театр играл в саду «Эрмитаж», но очень быстро стало ясно, что для новых целей нужно и совершенно новое помещение. Деньги на строительство выделил знаменитый Савва Морозов, а идею безвозмездно воплотил Федор Шехтель.

Он реконструировал старое театральное здание в Камергерском переулке, ставшее сейчас одним из лучших образцов русского модерна. Шехтелю принадлежит идея знаменитой Чайки на занавесе театра.

Зал Художественного театра, выполненный по идее Федора Шехтеля. 1902 год. Источник: wikimedia.org

Система и вне её

Всеволод Мейерхольд, ученик Станиславского, теоретик и практик театрального гротеска. Фото:wikimedia.org

У Станиславского и Немировича-Данченко были ученики, которые выросли из творческих рамок своих педагогов и создали свои театральные направления. Это, в частности, выдающиеся Евгений Вахтангов и Всеволод Мейерхольд. Но как бы ни пытались их «поссорить» с отцами-основателями, они и другие знаменитые режиссеры, актеры, театральные деятели – питомцы гнезда Художественного театра.

Евгений Вахтангов, ученик Станиславского, актер и режиссер. Фото: wikimedia.org

С приставкой «электро»

Театр Станиславского, как его обычно называли, просуществовал в своем изначальном виде долгие десятилетия, был весьма популярен, особенно в 1950—1960-х годах, знал и творческие кризисы. Но в 2015-м изменилось практически все.

Теперь на здании по адресу Тверская, 23 написано: Электротеатр Станиславский. На поверхности — желание подчеркнуть преемственность обновленного театра как со студией Станиславского, так и с кинотеатром «Арс». Впрочем, вряд ли у многих нынешних москвичей (кроме знатоков старой Москвы) новое название вызовет ассоциации с кино. Скорее подумают, что театр хочет заявить о себе как о сценической площадке нового типа, использующей современные технологии для создания иной визуальной среды. И это будет мысль в правильном направлении.

Инициатором перемен стал новый художественный руководитель — режиссер театра, кино и телевидения Борис Юхананов, известный также как продюсер, актер, писатель, педагог и один из пионеров российского киноавангарда (кстати, кино в стенах Электротеатра тоже иногда показывают, но, разумеется, не мейнстрим). Радикально изменили не только дизайн интерьеров (над проектом работало знаменитое архитектурное бюро Wowhaus) — была реализована концепция театра-трансформера, в котором Основная и Малая сцены, а также другие помещения могут быть приспособлены для проведения спектаклей, шоу, презентаций и т. д.

Технологии

5 неочевидных сервисов для работы из дома

Театральный роман без любви

Двум великим людям всегда тяжело ужиться не то что в рамках одной системы, а даже под одной крышей. Со временем Станиславский и Немирович-Данченко все радикальнее расходились во взглядах, театр был практически разделен пополам. Амбиции обоих не позволяли бросить любимое дело, поэтому труппа жила как на пороховой бочке.

А после революции еще и полностью сменился контингент зрителей. Но это бы легкой неприятностью в сравнении с тем, что началось в 30-е годы, когда театру присвоили звание «академического» и предоставили его служителям массу материальных привилегий.

Сталин был доволен тем, как знаменитый советский театр принимают в остальном мире, но для самого МХАТа внимание вождя было тяжким бременем. Вся деятельность труппы рассматривалась под микроскопом.

Именно тогда вынужденный практически играть роль паяца при «отце народов» Станиславский не смог выдержать этой взятой на себя роли. У него сдало сердце. После тяжелейшего инфаркта в 1928 году на сцену Константин Сергеевич уже не вернулся, сосредоточившись на режиссерской работе.

В последние годы он практически не выходил из своего дома в Леонтьевском переулке. Он умер всего лишь в 75. Вскрытие показало, что атеросклерозом были поражены все сосуды, за исключением мозговых.

Трудно поверить, но в Москве все же существуют уютные офисные здания. Стоит только чуть подальше пройти от станции метро, петляя по улочкам и блуждая в переулках. Так и мой герой — бизнес- — затерялся где-то между Таганкой и Площадью Ильича. Название, конечно, появилось не из воздуха — ранее здесь действительно располагалась золотоканительная фабрика Алексеевых, построенная еще в XIX веке. Полная реконструкция фабрики (проект реконструкции принадлежит лондонскому бюро John McAslan + Partners) завершилась в 2007 году. А в 2011 году Фабрика получила премию Королевского института британских архитекторов. И, хотя я в общем-то не слежу за событиями архитектурного мира, кажется странным, что я до сих пор не знала об этом прекрасном месте (да и не узнала бы, если бы не менее прекрасный театр Сергея Женовача «Студия театрального искусства», расположенный в этом же комплексе зданий).

Впрочем, и тот самый Константин Сергеевич Станиславский (урожд. Алексеев) фигурирует в названии БЦ не просто так — в 1888 году он организовал с единомышленниками “Общество искусства и литературы”, ставил спектакли, играл в них ведущие роли, благодаря чему приобрел славу выдающегося актера своего времени. Театральную деятельность сочетал с работой в директорате фабрики “Товарищества Владимира Алексеева” (после революции достойно перенес национализацию семейной фабрики и потерю капитала, оставаясь вне политики и фанатично служа театру).

Теперь для меня это почти паломничество: за три недели, что мы знакомы, я побывала здесь уже раза четыре или пять — ходила в театр, гуляла, приводила друзей, а вот сегодня наконец-то вернулась с фотоаппаратом. Вы только посмотрите, ребята, как здесь все человечно устроено, как приятно глазу: и зелень, и беседки, и столики во дворе. Словом, после таких открытий, теплится в сердце надежда на светлое будущее и хорошую архитектуру этом городе.

Как найти «Фабрику»: выйдя из метро «Таганская-кольцевая» или «Марксистская», дойти до улицы Солженицына (бывшая Большая Коммунистическая). Ориентир – торговый . И далее идти по этой улице до Храма Святого Мартина. Перед ним — свернуть налево, и Вы окажетесь на улице Станиславского. Пройдя по левой стороне улицы, Вы сначала увидите ряд современных зданий, а также особняков середины 19 века, а затем большое красно-желтое кирпичное здание. Путь от метро займет примерно 10 минут.

Адрес: улица Станиславского, дом 21, стр. 2

Текст и фотографии — Мария Лоцманова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: