Фестиваль фудтраков в парке Сокольники


Гастрономические развлечения

На сцене работали аниматоры, призывая детей плясать под громкую музыку, а люди постарше участвовали в различных конкурсах со съедобными призами. Например, скоростное поедание шаурмы.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Полагаю, победительнице достанется суперприз — ещё одна шаурма. Шучу. Ну а отдыхающие прогуливаются по парку, выбирая самый аппетитный фудтрак.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Нью-йоркские бургеры и американский кофе.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Чебуреки и наггетсы. Обещают, что «вкусно, как дома». Ну не знаю, я дома ни разу чебуреки не жарил. Мне больше нравится посещать чебуречные — на Сухаревской или на Китай-городе.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Хот-доги андер-доги. Выглядят стильно и аппетитно.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Красные бургеры. Парень либо задумался – брать или не брать, либо ждёт заказ.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Снова хот-доги. Ну это классика московской городской еды. Сколько себя помню, в Москве всегда где-нибудь натыкался на палатку Стар Дог’s. Этот фастфуд появился в столице одним из первых, если не путаю, в девяностые. В отличие от многих прочих, выжил и процветает.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Чешский фастфуд. Про бургеры не уверен, но колбаски и трдельник — самая популярная туристическая еда в Праге.

В Химках прошел фестиваль фудтраков

В пятницу в городе состоялся деловой форум «Перспективы развития мобильной торговли в Московской области». Ему предшествовал парад фудтраков – передвижных ларьков со съестным. Ларьки стояли в Химках все выходные и особого ажиотажа не вызвали. Тем не менее корреспондент «Подмосковье сегодня» заехал на фестиваль фудтраков, чтобы узнать об истории и особенностях этого бизнеса.

БЕЗ ВЕГАНСТВА

Мероприятие началось с торжественного парада: была и красная ленточка, и небольшой фейерверк. Фестивалю предшествовал серьезный форум, посвященный основным вопросам отрасли, с участием представителей администрации Химок и Министерства потребительского рынка и услуг Подмосковья.

Сам фестиваль раскинулся в выходные на площадке около ТЦ «Лига». Яркие и хлебосольные, портативные ларьки стоят по периметру. Людей кругом немного, публика снует по своим делам без особого интереса. Судя по крохам проявленного внимания, народ больше интересуют лотки с рыбой и молоком, чем возможность попробовать блинные рулеты, немецкие колбаски или бургер с брусничным соусом.

Небольшое оживление наблюдается у фудтрака «Аджика». В какой-то момент у него можно было увидеть одновременно с десяток человек с шаурмой. Отзывы – только положительные. Успех своего продукта шеф-повар Андрей Захаров объясняет ресторанным качеством в сочетании с демократичной ценой.

Пройдясь по площадке фестиваля, становится понятно: еда здесь может и вкусная, но вряд ли способна удивить. Обыкновенный, хотя и качественный фастфуд, ничего веганского или гурманского. Самый оригинальный напиток здесь – безалкогольный глинтвейн, но популярностью пользуется кофе. У одного из траков постоянно можно встретить одного-двух человек.

– Это кажется, что клиентов много, на самом деле мы просто бесплатно готовим кофе для организаторов, представителей администрации. Давайте и вас угостим, – предлагают обаятельные близнецы-бариста.

В России более-менее массово фудтраки стали появляться около четырех лет назад. Сейчас без них не обходится ни одно большое городское событие: будь то фестиваль, ярмарка, концерт на открытой площадке или футбольный матч.

Международная же история фудтраков начинается едва ли не с античности, когда на улицах древнего Рима можно было встретить повозки с горячей едой. Более или менее близкие к современному аналогу мобильные едальни появились в Америке в конце XIX века. Вообще именно США, будучи родоначальниками фастфуда, в большей степени ответственны за популярность «еды на колесах». А благодаря культовому фестивалю «Вудсток» фудтраки стали настоящей частью американской культуры.

БЕЗ БАЗЫ

Большинство фудтракеров (как они сами часто себя называют) называют это дело хорошим вариантом для старта предпринимательской карьеры и просто приятным хобби.

В России у этого перспективного бизнеса есть свои сложности. Главная из них – отсутствие законодательной базы. Хотя уже в начале следующего года в Мособлдуму должны внести необходимые поправки на рассмотрение.

Каждый фудтрак стремится выделиться на фоне конкурентов. На фестивале это здорово получилось у глянцевого синего вагончика под названием Baker Van. Он так и манит к себе взгляды людей, точнее, манил бы, если бы они были. Оказалось, что симпатичный фудтрак с блинами, хот-догами и бургерами принадлежит супружеской паре.

– Давай ты сначала поешь, чаю выпьешь, а потом будешь вопросы задавать, – сразу обозначает свои условия хозяин Baker Van.

Пока в духовке греется пицца, мы беседуем о нелегкой судьбе фудтракеров в Подмосковье. По словам предпринимателей, они давно бьются за возможность работать на улицах города. Именно поэтому супруги с такой надеждой откликнулись на приглашение поучаствовать в фестивале.

– Форум, прошедший в рамках фестиваля, стал для нас сюрпризом, – говорят предприниматели. – В Котельниках вообще не рассматривается мобильная торговля, ссылаются на 26-е положение: мол, у вас нестандартный формат, мы с вами даже разговаривать не будем! А здесь, в Химках, нас, наконец, услышали, обещали помочь.

Без возможности торговли на городской территории предпринимателям остается только участие во всевозможных фестивалях, а это обычно «космическая» аренда. Например, организаторы «Нашествия», по словам супругов, требовали 180 тысяч за два дня. «Мы же не кокс продаем!» – возмущается бизнесмен.

Обойдя все фургончики с едой и переговорив с хозяевами, понимаешь, что фестиваль едва ли обернулся для кого-то финансовой выгодой. Однако фудтракеры не унывают, сейчас им важнее быть услышанными местными властями. Они ждут если не поддержки, то хотя бы надеются, что их бизнесу не будут мешать.

Буррито из фудтрака

Пора и самому перекусить. Выбор мой почему-то пал на буррито. Я решил приобрести его в вагончике El Burrutos.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Обратите внимание на меню – мне в глаза бросилась ошибка: написано «Mr.Буритто». Но это меня совсем не смутило, заказал буррито с говядиной за 300 рублей.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

С одной стороны, съедобно и сытно. Говядина относительно мягкая, гуакамоле чувствуется. С другой, после Калифорнии я буррито представляю несколько иначе. Там это полноценный обед, плотный свёрток питательной массы как минимум в два раза тяжелее. И за ту же цену, если перевести в рубли. Иной раз в довесок идут чипсы начос или картофель фри. Ну а это баловство, кулёк с мясом и немножко фасоли, к тому же открытый. Может, я придираюсь.

Какао как какао

Ладно, следуем дальше. Вот фудтрак с какао.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Горячие напитки, главный хит фудтрака – какао. Эту какао-машину я уже видел в городе. Хорошая. Мы, кстати, взаимные друзья в Инстаграме. Впоследствии Артём и Арсен дали мне замечательное интервью о своём бизнесе. Обязательно почитайте!

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Вот это да! Настоящая полевая кухня! Продают солдатскую кашу с тушёнкой за 100 рублей порция. Надо заметить, желающих предостаточно.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Смузи. Я бы лучше теперь какого-нибудь мороженого съел.

Мороженое

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Мороженое летом всегда пользуется популярностью. На выбор — мороженое для взрослых (18+) с алкоголем и детское, обычное. Я предпочёл второй вариант.

Фестиваль фудтраков в Сокольниках

Черника с тимьяном за 150 рублей. Парни-продавцы уверили, что исключительно из натуральных ингредиентов. Окей, верю. Впечатление – чуть более сладкое и приторное, чем мне хотелось бы.

В принципе, всё. Покончив с мороженым, я покатил на своём самокате к выходу. Возможно, были и другие интересные предложения, но всё ведь не перепробуешь за раз. Я был бы рад чаще встречать в городе фудтраки, чтобы покупать у них еду в любой момент, когда мне этого захочется.

А вы как относитесь к стрит-фуду?

Где работать?

Идея фудтраков проста — они продают еду, разъезжая по улицам и останавливаясь в местах с наибольшей проходимостью. Наилучшими местами для них могут быть: станции метро, офисные центры, пешеходные подходы к стадионам и концертным залам, университеты, школы и центральные улицы. Также мобильные кафе отлично вписываются в работу парков. Для управляющих парков это отличная возможность увеличить количество точек общественного питания за счёт фудтраков. И если летом желающие поесть найдутся среди туристов и гуляющих людей, то зимой – это голодные посетители катков и любители зимних прогулок.

Самое главное при выборе места дислокации — это уметь спрогнозировать поток людей и оценить потенциал стоянки.

Место стоянки фудтрака

В отличие от Америки, которая законодательно закрепила деятельность фудтраков еще в 2008 году, в России нормативной базы, регулирующей работу еды на колёсах, до сих пор нет. Закон о мобильной торговле должен был вступить в силу ещё в прошлом году. Также правительство обещало разработать и специальную схему маршрутов, по которым могут передвигаться мобильные кухни, не мешая общему потоку автомобилей и пешеходам, — ждём.

С одной стороны, закон о мобильной торговле обеспечит свободную деятельность владельцев передвижных кухонь, но с другой стороны, когда бизнесмены прочувствуют открытие новых возможностей и перспектив малого бизнеса в сегменте общественного питания, количество фудтраков может возрасти. А пока вопросы «как ездить?» и «где стоять?» юридически остаются открытыми.

На сегодняшний день фудтрак попадает под действие федерального закона № 381 о нестационарной торговле. Это значит, что продавать еду на колёсах можно, оставаясь только на одном месте. А если вы хотите работать так, как в принципе и должен работать фудтрак — продавая еду в разных точках города, договор на аренду земли должен заключаться за каждое место. А это значит, что платить придётся в разы больше.

Для работы на муниципальных землях (в парках и т.д.) проводятся тендеры. Однако, по словам владельцев бизнеса на колёсах, выиграть такой тендер почти не возможно.

Но судя по количеству работающих в России фудтраков, возможность заработать всё-таки существует.

Как правило, фудтраки работают на различных городских фестивалях, ярмарках, фуд-фестах, концертах и пикниках, которые получают разрешение на временную торговлю. Под защиту этого разрешения и ставятся мобильные точки. Ценовой диапазон — от 3 000 до 30 000 руб. в день. Важный момент — проходимость людей на подобных мероприятиях разная. Если какой-нибудь малоизвестный маркет еды могут посетить всего 200–400 человек, то большой рок-фестиваль — более 20 тысяч.

Также бывают случаи, когда более идейные организаторы мероприятий очень заинтересованы в привлечении фудтраков и поэтому предлагают операторам более лояльные условия их участия. Например, возможность оплатить место на фестивале с процента от выручки за день или вовсе разрешают работать бесплатно.

Второй способ законной работы кухни на колёсах — аренда частной территории по договору аренды с частным лицом. Волокиты меньше, а шансов начать бизнес — больше. Однако отсюда вытекает важный момент: нужно найти подобную площадь с высоким трафиком, ведь при небольшой проходимости не стоит рассчитывать на высокую прибыль.

Ну и крайний вариант — несанкционированная торговля . На свой страх и риск можно размещать фудтрак в любом людном месте, но это чревато административной ответственностью и потерей разрешения на деятельность.

Принимая решение об участии в мероприятии или выходе на конкретную площадку со своим фудтраком, просчитайте максимальную проходимость, средний чек, скорость обслуживания. Не стоит переоценивать свои возможности, нужен максимально реалистичный прогноз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: