Галерея А.М. Шилова на Знаменке


Галерея Александра Шилова
Главный вход
Дата основания1997
Реорганизован2003
ОсновательАлександр Шилов
АдресРоссия, Москва ул. Знаменка, 3
Директори.о. директора Л.И.Рожкова
СайтОфициальная страница галереи

Галерéя Алексáндра Ши́лова

— художественная галерея, созданная в 1997 году на базе авторских произведений народного художника СССР Александра Шилова. Основные выставочные пространства галереи располагаются в особняке XIX века по адресу улица Знаменка, 3, построенном архитектором Евграфом Тюриным. В 2003 году экспозиционные залы расширили: в соседнем особняке была проведена реставрация, в результате которой дом приобрёл черты ампира, а под землёй был возведён подвальный комплекс, связывающий два здания. На 2020 год комплекс зданий галереи представляет собой единый архитектурный ансамбль, включающий в себя 22 зала с живописными и графическими работами. В экспозицию музея входят более 1200 работ Александра Шилова, переданных художником в дар Москве[1].

История[ | ]

Главное здание Галереи Шилова, 2009

Особняк на Знаменке[ | ]

Галерея Александра Шилова располагается в ампирном особняке XIX века, построенном в 1829 году архитектором Евграфом Тюриным[1][2]. По проекту 1827 года здание имело два этажа, мезонин и две симметричные постройки на фасаде. Вход в здание осуществлялся через двор, в то время как главная лестница находилась в центральной части дома. Особняк незначительно перестраивался в 1850—1970 годах: был уничтожен ампирный служебный флигель, построено два новых корпуса во дворе. В 1881—1893 годах в здании провели масштабный ремонт, в ходе которого был надстроен третий этаж, восточный фасад был увеличен с помощью боковых пристроек, на первом этаже был сделан проезд во двор, фойе и главная лестница были реконструированы. По проекту архитектора Георгия Кайзера восточный фасад дома был украшен угловыми лопатками, фигурными филёнками, сандриками и замковыми камнями с масками львов[3][4].

С 1850 годов здание сдавалось под найм, а с 1901 года было арендовано Обществом поощрения трудолюбия в Москве. После революции 1917 года по указу советской власти дом был отдан под размещение коммунальных квартир и общественных организаций[5]. В 1950-х зданием владело Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, по инициативе которого в особняке был проведён капитальный ремонт. В это же время были снесены все хозяйственные постройки, а само здание утратило исторические интерьеры 1850-х[3].

В 2000-х в доме была проведена реставрация, в ходе которой был восстановлен цоколь, поверхности фасада, откосы, карниз, лепнина, маски львов, кариатиды, металлический декор, а также переделана система водостока[3].

Открытие музея[ | ]

В 1996 году Александр Шилов передал в дар государству более 350 произведений живописи и графики. Постановлением Правительства Москвы № 21 от 14 января 1997 г. было принято решение об учреждении государственной картинной галереи, носящей имя художника[6][7][8]. 31 мая 1997 года состоялось торжественное открытие галереи[1][9], на котором художник пообещал все передавать лучшие работы в дар государству. На церемонии открытия присутствовали известные общественные фигуры и деятели искусства, такие как Руслан Хасбулатов, Владимир Потанин, Марк Захаров, Николай Сличенко и Виктор Розов, Иосиф Кобзон и Евгений Матвеев[10]. В 1999 году Александр Шилов был назначен членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству[11].

Каждый раз, после моей персональной выставки люди обращались к руководству государства и Министерства Культуры с просьбой сделать мою выставку постоянно действующей, поэтому у меня было моральное право обратиться в Государственную Думу с тем, что я хочу передать свою коллекцию стране, своему народу<…> [12].Александр Шилов

В период с 1998 по 2010 года московские власти несколько раз публиковали документы, поддерживающие расширение экспозиции и создание выставочных залов в соседних особняках[13]. Реконструкцией и реставрацией помещений для галереи занималась , она же занималась судебными тяжбами с людьми, не желающими выезжать из домов, назначенных под музей[14].

Активная поддержка государством творчества Шилова[15], выраженная в спонсировании расширения и реконструкции галереи, критикуется искусствоведами и публичными деятелями[16][17]. Некоторые авторы отмечают также прогосударственный характер живописи Александра Шилова[18], который повлиял на дарование художнику больших помещений[19] и отсутствие художественного смысла в его картинах[20][21].

Расширение[ | ]

В 2000 году мэр Юрий Лужков принял решение о расширении галереи за счёт соседнего здания по адресу Знаменка, 7[22]. Увеличение экспозиционных пространств было связано с ростом числа картин в коллекции — каждый год художник дарит на День города более ста полотен, для выставления которых требовалось дополнительное пространство. К 2020 году в галерее было организовано три новых зала, а общая площадь музея составляет 2 тысячи квадратных метров[6]. При пристройке дополнительных помещений был уничтожен ансамбль церкви Николы Стрелецкого, от которого осталась только мемориальная часовня[23][6]. Для людей с ограниченными возможностями в галерее проводятся специализированные экскурсии, а помещения оборудованы лифтами и пандусами[24].

Перестроенный ампирный особняк был заложен в 1820 году и имел П-образную форму, характерную для застроек Москвы после пожара 1812 года. Первый этаж был украшен рустом, цоколем, междуэтажной тягой, замковыми камнями. Второй и третий этажи были жилыми и сдавались под частные нужды. В 1843 году главный фасад дома был изменён: с него убрали рустовку, замковые камни, а на втором этаже пристроили балкон и три окна. В 1859 году к зданию были добавлены две пристройки, а также переделана жилая часть дома. Промежуток между двумя корпусами был застроен, что привело к исчезновению оригинальной формы[25]. С 2000 по 2003 года дом перестраивался по проекту архитектора Михаила Посохина: были добавлены украшения фасада в стиле ампир, а также элементы классицизма[13]. На 2020 год здание галереи представляет собой четырёхэтажое здание, декорированное портиком и выступающим передним фасадом[25].

В 2002 году на расчищенных для строительства территориях возвели пятиэтажный торгово-административный комплекс «Знаменка»[26] и апартаменты «Резиденция Знаменка» с элитными квартирами[27]. В том же году дирекция Музея изобразительных искусств имени Александра Пушкина обратилась в суд в связи с несанкционированной застройкой, нарушающей исторических облик центра Москвы. Кроме того, застроенные территории были ранее дарованы Пушкинскому музею для размещения фондохранилищ. Однако суд нарушений не выявил[28].

В 2004 году здания на Знаменке, 5 и 7 были объединены общим подвалом для составления собой единого выставочного комплекса, включающего в себя выставочные залы, архивные хранилища, служебные помещения и хозяйственные постройки[25].

Государственной картинной галерее Александра Шилова — 20 лет

Размещается галерея в особняке архитектора Тюрина, построенном еще в 1830 году на Знаменке.

— Александр Максович, как вам удалось занять памятник архитектуры?

— Если хотите, расскажу, как было. После каждой моей персональной выставки люди писали в Министерство культуры, в Госдуму обращения — сделать выставку постоянно действующей. И поэтому у меня было моральное право обратиться в Думу с предложением подарить свои картины стране безвозмездно.

Тогда председателем Государственной Думы был Г. Н. Селезнев, который сказал мне, что самостоятельно этот вопрос решить не может и поставит этот благородный вопрос на пленарное заседание. Через неделю Г. Н. Селезнев мне позвонил и поздравил меня с тем, что все единогласно приняли постановление об учреждении Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова, учитывая любовь народа к моему искусству и его воспитательную роль. Все фракции проголосовали единогласно и постановили подобрать особняк в центре города под мою галерею и поблагодарить меня за благородный поступок.

После этого мне позвонил Павел Павлович Бородин, управляющий делами президента при Ельцине. Он как раз тогда заканчивал реставрацию Кремля. И от имени Бориса Николаевича предложил занять три зала в Кремле. Я сказал ему, что это, конечно, для меня большая честь, но как народ туда будет ходить? Кремль — режимный объект, ФСО и так далее. Поблагодарил и отказался от предложения.

Тогда руководство Государственной Думы обратилось в правительство Москвы. Нашли этот особняк на Знаменке, дом 5, и в 1996 году благодаря постановлению Государственной Думы и правительства Москвы была учреждена Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. М. Шилова.

31 мая 1997 года состоялось ее открытие. С тех пор подаренных мною работ живописи и графики стране более 1300. Все, что здесь вывешено, не моя собственность. Картины принадлежат народу и стране. Как в Третьяковской галерее или в Музее Пушкина. Я дарю их дважды в год — на День города и день рождения галереи. Когда стало понятно, что уже некуда вешать работы, правительство Москвы и Юрий Михайлович Лужков вынесли постановление выстроить еще одно здание. Так появился особняк по проекту Посохина в стиле классицизм, чтобы не нарушать ансамбль Боровицкой площади.

— У вас репутация человека не только успешного, но и очень делового, который умеет устраиваться в жизни…

— Мы жили без отца. Нас было трое детей, две бабушки и мать. В коммуналке тринадцать метров комната на шесть человек. Жили не просто бедно, а даже ниже уровня бедности. С 17 лет я работал грузчиком, сам себя кормил и помогал маме и бабушке. Шесть с половиной лет пахал на винном заводе, на мебельной фабрике, на швейной. Но любил рисовать с детства. У меня был младший брат Сережа. Он в 7 лет записался в изостудию Дома пионеров. Нарисовал акварелью «Полет на Луну» и получил за этот рисунок первую премию на Всемирном конкурсе детского рисунка в Австрии. И вот мы лежим дома, кто на раскладушке, бабушка под столом (не подумайте, что я преувеличиваю), и вдруг из тарелки-радио в программе «Пионерская зорька» объявляют: «Сережа Шилов занял первое место в Австрии». Мы ошалели! Прихожу в школу — все меня поздравляют. «Огонек» печатает репортаж о самом маленьком медалисте мира. А рядом — статья про Татьяну Самойлову и ее «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах за фильм «Летят журавли». На этом творческом подъеме я тоже записался в изостудию.

Портрет Леонида Якубовича.

Портрет Леонида Якубовича.

Но судьба есть судьба. Сережа бросил рисовать, к сожалению. Он был очень способный. Но улица затянула. А я рисовать не бросал. Потом случай свел меня с академиком Лактионовым. Знаете знаменитую его картину «Письмо с фронта»? Потрясающая работа! Он посмотрел мои работы и сказал: ты не имеешь права работать грузчиком, тебе надо готовиться в Суриковский институт. Когда президент Академии художеств Владимир Серов увидел мои рисунки, он не поверил, что я их делал. Говорит: «Бросайте свои бревна катать, испортите руки. Будете рисовать гипсовые головы и фигуры. Я вам помогу». Но скоро он умер, правда, успел перепоручить меня потрясающему скульптору Николаю Васильевичу Томскому. Его памятник Гоголю на бульваре стоит. А поступил я в институт только с третьей попытки. Вот так шло у меня все постепенно, я не хватал звезд с неба. На всесоюзную выставку в Манеже взяли три моих портрета космонавтов, когда я еще был студентом. И потом напечатали в «Огоньке» и в «Правде». Космонавтов доверил мне писать дважды Герой Советского Союза Шаталов. Он тогда командовал отрядом космонавтов в Звездном городке. Я оканчивал институт и одновременно ездил в Звездный, а еще зарабатывал деньги — в церквях иконы реставрировал. Крутился как белка в колесе. Первая моя награда — премия Ленинского комсомола, хотя комсомольцем я никогда не был.

— Вы продаете сейчас свои картины?

— 95 процентов из того, что рисую, дарю городу. И немножко продаю…

— Чтобы заработать на краски и холсты?

— Не только на краски, но и на жизнь! Я каждый день рисую. Утром встаю, завтракаю и за мольберт. Всю световую часть дня работаю в мастерской в Брюсовом переулке. Если день не поработаю, чувствую себя ужасно! Любой творческий человек должен быть самоедом по натуре.

— Что на этот раз будете дарить городу?

— Буду передавать пятьдесят с лишним работ живописи, графики, пейзажи, рисунки карандашные. Написал много портретов выдающихся разведчиков и контрразведчиков, Героев Советского Союза. Я преклоняюсь перед их службой. Они оберегают наше Отечество, без них Россия взлетит на воздух. На этих великих людях (а они служат ради нас) надо воспитывать защитников Отечества. Иначе мы потеряем Родину. В галерее есть зал славы, где представлены портреты людей, которые, независимо от профессии, воевали: Евгений Матвеев, Владимир Этуш, Сергей Бондарчук, Виктор Розов, церковные служители, рядовые солдаты…

Дважды в галерее побывал президент Владимир Путин и осмотрел зал боевой славы. После чего предложил провезти выставку «Они сражались за Родину» по городам-героям и боевой славы в знак благодарности ветеранам

войны. За два года мы посетили 17 городов: Брянск, Курск, Орел, Великий Новгород, Псков, Тверь, Ковров, Смоленск, Белгород, Воронеж, Елец, Архангельск, Минск, Волгоград, Тула, Севастополь, Мурманск. Участники войны со слезами на глазах благодарили Владимира Путина и нашу галерею за это внимание к ним. Впервые открылась моя выставка на Арбате — прямо на улице висят репродукции моих картин. А сейчас я работаю над портретом народного артиста России Николая Бурляева, который мечтает снять фильм «Сергий Радонежский». Он мне позирует в гриме и в одежде великого святого. Надеюсь подарить и эту работу городу.

Еще пишу с восхищением и благодарностью военного контрразведчика, который всю свою жизнь посвятил защите Родины, и, естественно, буду продолжать писать этих Великих патриотов, которые приблизили конец войны, а значит, уменьшили количество жертв! В наше время они свято охраняют наше Отечество!

Экспозиция[ | ]

Интерьеры галереи, 2020 год Интерьеры галереи, 2020 год
Основу экспозиции составляют живописные портреты представителей творческой интеллигенции, участников Великой Отечественной войны, учёных, врачей, священнослужителей, женские, детские портреты и остросоциальные образы, а также лирические пейзажи и натюрморты[29].

В состав экспозиции входит автопортрет художника, являющийся символом галереи, написанный в 1985 году, когда Шилову было присвоено звание народного художника СССР. Особое место в творчестве художника занимают образы родных и близких: мамы, бабушки, дочери Маши, брата[30][31].

Помимо живописных произведений, в экспозиции представлены полотна, выполненные в технике пастель: «Машенька Шилова», «Земля Наша», «Портрет венгерской цыганки Наны», «Моя мама»[31].

Галерея художника Шилова

В 1996 году Александр Максович Шилов обратился в Государственную Думу с просьбой о том, чтобы все его работы были переданы в дар государству. Такая идея не раз приходила к художнику после его выставок, когда посетители просили создать постоянно действующую галерею работ Шилова.

13 марта этого же года при единогласном решении всех фракций было вынесено постановление Госдумы РФ о принятии коллекции Шилова государством. В Правительство России была направлена просьба о выделении помещения для выставки художника. Сначала планировали выделить три зала непосредственно на территории Кремля, но из-за режимности объекта решение изменили. Галерея художника Шилова была размещена по адресу Знаменка, 5. Учредителем галереи выступало Правительство Москвы, было принято и размещено 355 работ художника Шилова.

картины художника шилова

Мероприятия[ | ]

На постоянной основе в галерее проводятся экскурсии для кадетских школ, студентов военных учреждений, воинских частей. Тематическая выставка «Они сражались за Родину» при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина экспонировалась во многих городах-героях и городах боевой славы: Волгоград, Ярославль, Псков, Великий Новгород, Севастополь, Мурманск, Архангельск[32].

В галерее также проходят лекции по искусству, регулярные мероприятия «Звёзды в гостях у Александра Шилова», вечера «Встреча у портрета», концерты классической музыки, а также благотворительные мероприятия, посвящённые ветеранам Великой Отечественной Войны[1]. Здесь выступают артисты и музыканты, такие как Елена Образцова, Владимир Маторин, Зураб Соткилава, Юрий Башмет и Игорь Бутман[12][33][34].

В 2020 году прошло празднование 20-летия со дня основания галереи, в честь которого была открыта временная выставка, посвящённая жизни Александра Шилова, а также проведён концерт классической музыки[35].

Мероприятия

В галерее проходят лекции по искусству и литературе, регулярные мероприятия «Звёзды в гостях у Александра Шилова», вечера «Встреча у портрета», концерты классической музыки, а также благотворительные мероприятия, посвящённые ветеранам Великой Отечественной Войны[1]. Здесь выступают артисты и музыканты, такие как Елена Образцова, Владимир Маторин, Зураб Соткилава, Юрий Башмет и Игорь Бутман[12][30][31].

В 2020 году прошло празднование 20-летия со дня основания галереи, в честь которого была открыта временная выставка, посвящённая жизни Александра Шилова, а также проведён концерт классической музыки[32].

Примечания[ | ]

  1. 1234
    Галерея Александра Шилова
    (неопр.)
    . TimeOut. Дата обращения 11 мая 2020.
  2. Билялитдинова, 2006, с. 168.
  3. 123
    Завершена реставрация фасада Галереи Александра Шилова
    (неопр.)
    . mos.ru (16 апреля 2018). Дата обращения 11 мая 2020.
  4. Сахарова, 2011, с. 114.
  5. Сахарова, 2011, с. 115.
  6. 123
    Галерея А.Шилова на Знаменке
    (неопр.)
    . Mos-holidays. Дата обращения 11 мая 2020.
  7. Проняев, 2008, с. 40.
  8. Ляшко, 2009, с. 255.
  9. В Москве открылось новое здание галереи Шилова (неопр.)
    . NEWSru (30 июня 2003). Дата обращения 11 мая 2020.
  10. Александр Шилов открыл музей своих картин (неопр.)
    . Коммерсант (3 июня 1997). Дата обращения 12 мая 2020.
  11. Россия: мечты о великой державе (неопр.)
    . Inosmi (21 января 2014). Дата обращения 12 мая 2020.
  12. 12Валентин Оберемко.
    Мэтр парадного портрета. 70 лет Александру Шилову
    (неопр.)
    . Аргументы и факты (6 октября 2013). Дата обращения 11 мая 2018.
  13. 12Татьяна Зимняя.
    Государственной картинной галерее Александра Шилова — 20 лет
    (неопр.)
    . Комсомольская правда. Дата обращения 12 мая 2020.
  14. Галерея Шилова разрослась до элитного квартала с видом на Кремль (неопр.)
    . Stringer (12 февраля 2010). Дата обращения 12 мая 2020.
  15. Полина Сосновская.
    Полина Сосновская попробовала выяснить, какие картины любит президент РФ и чем нам это грозит
    (неопр.)
    . Colta (19 июня 2013). Дата обращения 12 мая 2020.
  16. Горбатова, 2011.
  17. Марина Давыдова.
    Как стать периферией
    (неопр.)
    . Colta (18 апреля 2014). Дата обращения 12 мая 2020.
  18. Картины сдал, картины принял. Торжество в галерее Александра Шилова (неопр.)
    . Коммерсант (4 сентября 2004). Дата обращения 12 мая 2020.
  19. Давыденко, 2010, с. 84.
  20. Бычков, 2020.
  21. Расшифровка диалога Олега Кашина и Виктора Шендеровича (неопр.)
    . Meduza (11 мая 2018). Дата обращения 12 мая 2020.
  22. Коммерсант, 1999, с. 13.
  23. Михайлов, 2010, с. 205.
  24. Для лиц с ограниченными возможностями (неопр.)
    . Галерея Александра Шилова. Дата обращения 17 сентября 2019.
  25. 123
    Сахарова, 2011, с. 116.
  26. Столпотворение московского искусства. Открылось новое здание галереи Александра Шилова (неопр.)
    . Коммерсант (1 июля 2003). Дата обращения 12 мая 2020.
  27. Горбатова, 2011, с. 1.
  28. Позиционные бои на Волхонке (неопр.)
    . Новая Газета (15 апреля 2002). Дата обращения 12 мая 2020.
  29. Галерея А.М. Шилова на Знаменке (неопр.)
    . Mos Holidays. Дата обращения 17 сентября 2020.
  30. Галерея Александра Шилова (неопр.)
    . Музеи мира. Дата обращения 17 сентября 2020.
  31. 12
    Экспонаты
    (неопр.)
    . Галерея Шилова. Дата обращения 17 сентября 2020.
  32. Мероприятия (неопр.)
    . Галерея Шилова. Дата обращения 17 сентября 2020.
  33. Галерея Шилова (неопр.)
    . Mos.ru. Дата обращения 11 мая 2020.
  34. Москва приступает к невиданным проектам (неопр.)
    . Большой портал недвижимости (21 апреля 2005). Дата обращения 12 мая 2020.
  35. Любовь Пуликова.
    Настоящее искусство не зависит от моды
    (неопр.)
    . Версия (5 июня 2017). Дата обращения 11 мая 2020.

Примечания

  1. 123456
    Галерея Александра Шилова. TimeOut. Проверено 11 мая 2020.
  2. Билялитдинова, 2006, с. 168.
  3. 123
    Завершена реставрация фасада Галереи Александра Шилова. mos.ru (16 апреля 2018). Проверено 11 мая 2020.
  4. Сахарова, 2011, с. 114.
  5. Сахарова, 2011, с. 115.
  6. 123
    Галерея А.Шилова на Знаменке. Mos-holidays. Проверено 11 мая 2018.
  7. Проняев, 2008, с. 40.
  8. Ляшко, 2009, с. 255.
  9. В Москве открылось новое здание галереи Шилова. NEWSru (30 июня 2003). Проверено 11 мая 2020.
  10. Россия: мечты о великой державе. Inosmi (21 января 2014). Проверено 12 мая 2020.
  11. Александр Шилов открыл музей своих картин. Коммерсант (3 июня 1997). Проверено 12 мая 2020.
  12. 12Валентин Оберемко.
    Мэтр парадного портрета. 70 лет Александру Шилову. Аргументы и факты (6 октября 2013). Проверено 11 мая 2020.
  13. 12Татьяна Зимняя.
    Государственной картинной галерее Александра Шилова — 20 лет. Комсомольская правда. Проверено 12 мая 2020.
  14. Галерея Шилова разрослась до элитного квартала с видом на Кремль. Stringer (12 февраля 2010). Проверено 12 мая 2020.
  15. Полина Сосновская.
    Полина Сосновская попробовала выяснить, какие картины любит президент РФ и чем нам это грозит. Colta (19 июня 2013). Проверено 12 мая 2020.
  16. Горбатова, 2011.
  17. Марина Давыдова.
    Как стать периферией. Colta (18 апреля 2014). Проверено 12 мая 2018.
  18. Картины сдал, картины принял. Торжество в галерее Александра Шилова. Коммерсант (4 сентября 2004). Проверено 12 мая 2020.
  19. Давыденко, 2010, с. 84.
  20. Бычков, 2020.
  21. Расшифровка диалога Олега Кашина и Виктора Шендеровича. Meduza (11 мая 2018). Проверено 12 мая 2020.
  22. Коммерсант, 1999, с. 13.
  23. Михайлов, 2010, с. 205.
  24. 123
    Сахарова, 2011, с. 116.
  25. Столпотворение московского искусства. Открылось новое здание галереи Александра Шилова. Коммерсант (1 июля 2003). Проверено 12 мая 2020.
  26. Горбатова, 2011, с. 1.
  27. Позиционные бои на Волхонке. Новая Газета (15 апреля 2002). Проверено 12 мая 2020.
  28. Лужков, 2020.
  29. 1234
    Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова на YouTube
  30. 12
    Галерея Шилова. Mos.ru. Проверено 11 мая 2020.
  31. Москва приступает к невиданным проектам. Большой портал недвижимости (21 апреля 2005). Проверено 12 мая 2020.
  32. Любовь Пуликова.
    Настоящее искусство не зависит от моды. Версия (5 июня 2017). Проверено 11 мая 2020.

Литература[ | ]

  • Билялитдинова Г. Г.
    Хамовники: в лицах, судьбах, эпохах— : исторические сенсации в современной трактовке : путеводитель. — Москва: Новая Элита, 2006. — С. 186. — 367 с.
  • Бычков В. В.
    Художественность как метафизическое основание эстетического опыта и критерий определения подлинности искусства. — Вестник славянских культур, 2020. — Т. 43. — С. 220—241.
  • Горбатова И. И.
    «Перезагрузка» — от Третьяковки к галерее Шилова. — Культура в современном мире, 2011. — Т. 1, вып. 8. — С. 1—19. Архивировано 13 мая 2020 года.
  • Давыденко М. В.
    Концепции изобразительного искусства, воплощённые в художественной практике на рубеже XX-XXI вв. в контексте проблемы художественности. — Филология и искусствоведение, 2010. — С. 84—88.
  • Лужков Ю. М.
    Москва и жизнь. — Москва: Эксмо, 2020. — С. 115. — 352 с. — ISBN 978-5-04-088750-7.
  • Ляшко А. В.
    Стратегии «Автомузеефикации» художника в современной художественной культуре. — Вестник Санкт-Петербургского университета, 2009. — Т. 6, вып. 2. — С. 255—258.
  • Михайлов К. П.
    Москва, которую мы потеряли. — Москва: Эксмо, 2010. — С. 205. — 496 с. — ISBN 978-5-699-43721-4.
  • Сахарова О. А.
    Опыт формирования современного комплекса зданий из объектов, отнесенных к памятникам истории и архитектуры. — Вестник МГСУ, 2011. — Вып. 1. — С. 112—113.
  • Проняев Б. Н.
    Все музеи Москвы. — Москва: Алгоритм, 2008. — С. 40. — 384 с. — ISBN 978-5-699-27398-0.
  • Александр Шилов поменял живопись на метры. — Коммерсантъ, 1999. — Вып. 32. — С. 13.

История

Главное здание Галереи Шилова, 2009

Особняк на Знаменке

Галерея Александра Шилова располагается в ампирном особняке XIX века, построенном в 1829 году архитектором Евграфом Тюриным[1][2]. По проекту 1827 года здание имело два этажа, мезонин и две симметричные постройки на фасаде. Вход в здание осуществлялся через двор, в то время как главная лестница находилась в центральной части дома. Особняк незначительно перестраивался в 1850—1970 годах: был уничтожен ампирный служебный флигель, построено два новых корпуса во дворе. В 1881—1893 годах в здании провели масштабный ремонт, в ходе которого был надстроен третий этаж, восточный фасад был увеличен с помощью боковых пристроек, на первом этаже был сделан проезд во двор, фойе и главная лестница были реконструированы. По проекту архитектора Георгия Кайзера восточный фасад дома был украшен угловыми лопатками, фигурными филёнками, сандриками и замковыми камнями с масками львов[3][4].

С 1850 годов здание сдавалось под найм, а с 1901 года было арендовано Обществом поощрения трудолюбия в Москве. После революции 1917 года по указу советской власти дом был отдан под размещение коммунальных квартир и общественных организаций[5]. В 1950-х зданием владело Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, по инициативе которого в особняке был проведён капитальный ремонт. В это же время были снесены все хозяйственные постройки, а само здание утратило исторические интерьеры 1850-х[3].

В 2000-х в доме была проведена реставрация, в ходе которой был восстановлен цоколь, поверхности фасада, откосы, карниз, лепнина, маски львов, кариатиды, металлический декор, а также переделана система водостока[3].

Открытие музея

В 1996 году Александр Шилов передал в дар государству более 350 произведений живописи и графики. Постановлением Правительства Москвы № 21 от 14 января 1997 г. было принято решение об учреждении государственной картинной галереи, носящей имя художника[6][7][8]. 31 мая 1997 года состоялось торжественное открытие галереи[1][9], на котором художник пообещал все передавать лучшие работы в дар государству. На церемонии открытия присутствовали известные общественные фигуры и деятели искусства, такие как Руслан Хасбулатов, Владимир Потанин, Марк Захаров, Николай Сличенко и Виктор Розов, Иосиф Кобзон и Евгений Матвеев[10]. В 1999 году Александр Шилов был назначен членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству[11].

Каждый раз, после моей персональной выставки люди обращались к руководству государства и Министерства Культуры с просьбой сделать мою выставку постоянно действующей, поэтому у меня было моральное право обратиться в Государственную Думу с тем, что я хочу передать свою коллекцию стране, своему народу<…> [12].Александр Шилов

В период с 1998 по 2010 года московские власти несколько раз публиковали документы, поддерживающие расширение экспозиции и создание выставочных залов в соседних особняках[13]. Реконструкцией и реставрацией помещений для галереи занималась , она же занималась судебными тяжбами с людьми, не желающими выезжать из домов, назначенных под музей[14].

Активная поддержка государством творчества Шилова[15], выраженная в спонсировании расширения и реконструкции галереи, критикуется искусствоведами и публичными деятелями[16][17]. Некоторые авторы отмечают также прогосударственный характер живописи Александра Шилова[18], который повлиял на дарование художнику больших помещений[19] и отсутствие художественного смысла в его картинах[20][21].

Расширение

В 2000 году мэр Юрий Лужков принял решение о расширении галереи за счёт соседнего здания по адресу Знаменка, 7[22]. Увеличение экспозиционных пространств было связано с ростом числа картин в коллекции — каждый год художник дарит на День города более ста полотен, для выставления которых требовалось дополнительное пространство. К 2020 году в галерее было организовано три новых зала, а общая площадь музея составляет 2 тысячи квадратных метров[6]. При пристройке дополнительных помещений был уничтожен ансамбль церкви Николы Стрелецкого, от которого осталась только мемориальная часовня[23][6]. Для людей с ограниченными возможностями в галерее проводятся специализированные экскурсии, а помещения оборудованы лифтами и пандусами[24].

Перестроенный ампирный особняк был заложен в 1820 году и имел П-образную форму, характерную для застроек Москвы после пожара 1812 года. Первый этаж был украшен рустом, цоколем, междуэтажной тягой, замковыми камнями. Второй и третий этажи были жилыми и сдавались под частные нужды. В 1843 году главный фасад дома был изменён: с него убрали рустовку, замковые камни, а на втором этаже пристроили балкон и три окна. В 1859 году к зданию были добавлены две пристройки, а также переделана жилая часть дома. Промежуток между двумя корпусами был застроен, что привело к исчезновению оригинальной формы[25]. С 2000 по 2003 года дом перестраивался по проекту архитектора Михаила Посохина: были добавлены украшения фасада в стиле ампир, а также элементы классицизма[13]. На 2020 год здание галереи представляет собой четырёхэтажое здание, декорированное портиком и выступающим передним фасадом[25].

В 2002 году на расчищенных для строительства территориях возвели пятиэтажный торгово-административный комплекс «Знаменка»[26] и апартаменты «Резиденция Знаменка» с элитными квартирами[27]. В том же году дирекция Музея изобразительных искусств имени Александра Пушкина обратилась в суд в связи с несанкционированной застройкой, нарушающей исторических облик центра Москвы. Кроме того, застроенные территории были ранее дарованы Пушкинскому музею для размещения фондохранилищ. Однако суд нарушений не выявил[28].

В 2004 году здания на Знаменке, 5 и 7 были объединены общим подвалом для составления собой единого выставочного комплекса, включающего в себя выставочные залы, архивные хранилища, служебные помещения и хозяйственные постройки[25].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: