На ВДНХ после реставрации открыт для осмотра горельеф Вучетича

В павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ после реставрации открыли горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!».

«Сегодня мы присутствуем при замечательном событии. Два года тому назад был обнаружен горельеф Вучетича, утерянный 40 лет назад. Он был забит фанерой, затем вдоль этих стен установили торговые павильоны, ларьки. И собственно, этот горельеф считался навсегда потерянным. За год был отреставрирован замечательный памятник искусства», — сказал Сергей Собянин на церемонии открытия.

Два года назад главный павильон ВДНХ освободили от торговых палаток и обнаружили горельеф Евгения Вучетича. Выяснилось, что он находится в достаточно хорошем состоянии. Его реставрация заняла чуть больше года.

«Сегодня он открывается для массового осмотра и посещения. Надеюсь, что это будет хорошим символом, хорошим началом уникальной научной реставрации объектов ВДНХ», — добавил Мэр Москвы.

Масштабность замысла художника

Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» был создан коллективом из восьми скульпторов во главе с народным художником СССР Евгением Вучетичем к послевоенному открытию ВДНХ в 1954 году. Работа над ним шла три года.

Горельеф расположен в павильоне № 1 «Центральный» в зале № 9, который ранее носил название «СССР в борьбе за мир во всём мире». Горельеф является одним из выдающихся произведений Вучетича, в котором полностью раскрылся талант скульптора и художника. Поражает замысел автора — изобразить более 1,5 тысячи человек на площади 90 квадратных метров.

На горельефе представлено торжественное шествие советского народа (людей разных национальностей, профессий и возрастов) на фоне знаковых сооружений эпохи социализма (высотки МГУ, плотины ГЭС и других).

В ходе реставрации и исследования исторических документов стало ясно, что прототипами изображённых героев были реальные люди. На первом плане находятся порядка 30 основных фигур, которые изображают известных советских граждан. Так, пожилой человек слева напоминает академика Ивана Павлова, около него — нарядно одетая женщина, скорее всего, была вылеплена со знаменитой актрисы Аллы Тарасовой. А узбек с цветком хлопка справа — это дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов.

На ВДНХ после реставрации открыт для осмотра горельеф Вучетича

Мэр столицы Сергей Собянин открыл отреставрированный горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу слава!», который находится в главном павильоне ВДНХ. «Сегодня мы присутствуем при замечательном событии. Два года тому назад был обнаружен горельеф Е.Вучетича, утерянный 40 лет тому назад. Он был забит фанерой, затем вдоль этих стен были установлены торговые павильоны, ларьки, и собственно этот горельеф считался навсегда потерянным. За год был отреставрирован замечательный памятник искусства. Сегодня он открывается для массового осмотра и посещения», — отметил Сергей Собянин.

Горельеф создавался три года коллективом из 8 скульпторов во главе с народным художником СССР Евгением Викторовичем Вучетичем к послевоенному открытию ВДНХ в 1954 г. Это знаковая работа автора, поскольку идея изобразить более 1,5 тыс. человек на площади 90 кв. м. поистине грандиозна.

На горельефе представлено торжественное шествие советского народа (людей разных национальностей, профессий и возрастов) на фоне важнейших сооружений эпохи социализма (высотки МГУ, плотины ГЭС и других).

В 1954–1956 гг. – горельеф экспонировался с первозданным гербом (на флаге были изображены профили Сталина, Маркса и Энгельса), а в 1960-х гг. произведение Вучетича было признано не соответствующим новым требованиям советской эстетики и скрыто от глаз публики. Только в 2014 г. горельеф был обнаружен за фальш-стеной, тогда же Мэром и было принято решение о его реставрации, которая продолжалась до декабря 2020 г. Реставрационные работы велись, основываясь на данных архива. Так, в ходе исследования исторических документов установлено, что прототипами героев горельефа были реальные люди той эпохи. На первом плане находятся порядка 30 основных фигур, которые изображают реальных персонажей из числа известных советских граждан. Пожилой человек слева напоминает академика Ивана Павлова, около него – нарядно одетая женщина, скорее всего была вылеплена со знаменитой актрисы Аллы Тарасовой. А узбек с цветком хлопка справа – это дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов.

В настоящий момент горельеф полностью восстановлен и вновь открыт для свободного осмотра. Кроме того, нужно отметить, что сейчас в павильоне №1 также проходит выставка «Художники ВДНХ», посвящённая творчеству мастеров, работавших над оформлением ВДНХ в 1930-50-е гг. Среди них – Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Аркадий Пластов, Матвей Манизер, Георгий Мотовилов, Евгений Вучетич, Исидор Фрих-Хар.

В этом году планируется провести еще ряд реставрационных работ. По словам Сергея Собянина, «сегодня перед нами стоит задача тщательной научной реставрации исторических павильонов с их приспособлением для современного использования в качестве выставочных залов, музеев, образовательных учреждений для детей и т.п. Соответствующие планы и проекты разрабатываются в настоящее время».

В частности, после реставрации павильонов в них планируется разместить: павильон № 32-34 «Космос» – , павильон № 36 «Мелиорация и водное хозяйство» – Государственный центральный музей кино, павильон № 66 «Советская культура» – выставочную экспозицию Государственного музейно-выставочного , павильон № 13 «Здравоохранение» – Государственный музей искусств народов Востока, павильон № 62 «Охрана природы» – Международный центр балета Сергея Филина и др.

Неожиданная находка

В 1960-х годах горельеф Вучетича был признан не соответствующим новым требованиям советской эстетики и скрыт от глаз публики. В 1990-е годы, после превращения павильона № 1 в торговую площадку, его дополнительно зашили листами фанеры. При этом произошли серьёзные повреждения гипсовых фигур и основы горельефа: четыре элемента были утрачены полностью, восемь — частично.

Горельеф обнаружили во время ремонта павильона в 2014 году. По решению Сергея Собянина его реставрацию провели за счёт городского бюджета. В процессе работ восстановили отбитые фрагменты скульптур, удалили загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укрепили склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие. Специалисты также заделали трещины и технологические стыковочные швы, воссоздали живопись в авторском цвете и тоне, провели бронзирование поверхности.

Сейчас в павильоне № 1 проходит выставка «Художники ВДНХ», посвящённая творчеству мастеров, работавших над оформлением ВДНХ в 1930–1950-е годы. Среди них Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Аркадий Пластов, Матвей Манизер, Георгий Мотовилов, Евгений Вучетич, Исидор Фрих-Хар. Жемчужинами экспозиции стали работы А.А. Лабаса (пейзажи различных республик СССР), В.А. Фаворского (изображения стада лошадей разных пород, которые украшали плафон павильона «Ветеринария») и Л.А. Кардашева (гипсовая модель фронтона павильона № 67 «Карелия»), а также фигуры и макеты фигур девушек для фонтана «Дружба народов» А.И. Тенеты.

Биография[ | ]

Е. В. Вучетич родился 15 (28) декабря 1908 года в городе Екатеринославе. Отец Виктор Вячеславович Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером в Вооружённых силах Юга России[2], затем жил в Ростове-на-Дону. Мать Анна Александровна Вучетич (урождённая Датченко[3], 1890—1965) имела французские корни[4]. С самого раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступил в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931—1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 года — ЛИЖСА имени И. Е. Репина, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже (1937) за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (работа 1936 года).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра имени М. Горького, 1930—1936), Вучетич в 1935 году переехал в Москву, участвовал в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 году был назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве[5].

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич ушёл добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика[источник не указан 693 дня

]. К концу 1942 года имел звание капитана[6]. В 1942 году при штурме города Любань был контужен[
источник не указан 693 дня
]. После излечения, в марте 1943 года, был зачислен военным художником в Студию военных художников имени М. Б. Грекова в Москве, где работал до 1960 года. Член ВКП(б) с 1943 года.

В 1943 году Вучетич выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова и генерала П. И. Багратиона. В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздал важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко имели значение героического символа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 204/80 от 06.08.1946 года капитан интендантской службы Е. В. Вучетич был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени[7].

Однако несмотря на послевоенное награждение, есть серьёзное сомнение в получении Вучетичем воинского звания «капитан». Вот как эпизод несостоявшегося позора разоблачения описывает его пасынок, историк искусств Игорь Евгеньевич Светлов:

Как-то мать вызвала меня. На ней не было лица: «Я не знаю, что мне делать. Жуткая история: Евгению Викторовичу хотели присвоить новое звание. Но когда в Политуправлении Армии стали просматривать документы предшествующих отличий, выяснилось, что документов о присвоении Вучетичу каких-либо званий в годы войны нет». Единственное, что подтверждали фотографии, — он был художником фронтовой газеты. Потрясённая всей этой ситуацией, мать ожидала неприятного разбирательства. Но когда изображение памятника в Берлине обошло все газеты, а его автору была присуждена Сталинская премия первой степени, оно полностью исключалось.

Светлов, И. Е.

В орбите культа. Разрыв // Рельеф памяти. — М.: Канон-плюс, 2017. — С. 78. — 296 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88373-028-2.

В октябре 1948 Вучетич был назначен главным скульптором ВСХВ[8].

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянёмся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста[9].

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Е. В. Вучетич умер 12 апреля 1974 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле скульптора установлена уменьшенная копия созданного им монумента «Скорбящая мать», являющегося частью памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде[10].

Реставрация памятников ВДНХ

На территории ВДНХ находится 49 объектов культурного наследия, большую часть которых составляют исторические выставочные павильоны. К объектам культурного наследия также отнесены входные арки, планировочная структура выставки, каскад прудов, система цветочных партеров, четыре фонтана.

После передачи ВДНХ в собственность города в 2014 году были проведены неотложные противоаварийные работы по сохранению 24 памятников истории и культуры (зданий павильонов и входов).

В ходе этих работ на ВДНХ, помимо горельефа Евгения Вучетича, обнаружили считавшуюся утраченной картину Александра Герасимова «Второй Всесоюзный съезд колхозников и ударников труда 1935 года». Её реставрация фактически завершена. Картину вернут на историческое место после проведения ремонта в соответствующем зале павильона № 1.

В декабре 2020 года в павильоне № 57 после его комплексной реконструкции открыт исторический парк «Моя история». Основу экспозиции составили выставки, проходившие ранее в Манеже.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: