Икона «Трех радостей» — значение и в чем помогает


Православный храм
Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот
55°45′34″ с. ш. 37°38′38″ в. д.HGЯO
СтранаРоссия Россия
ГородМосква
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Архитектурный стильисторизм, неоренессанс
Автор проектаМ. Д. Быковский
Дата основанияXVI век
Дата постройки1861 год
СтатусОбъект культурного наследия № 7702311000№ 7702311000
Состояниедействует
Сайтtriradosti.ru
Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот на Викискладе

Храм Тро́ицы Живонача́льной на Гря́зех у Покро́вских ворот
— православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в Белом городе, Центрального административного округа города Москвы по адресу ул. Покровка, 13. Центральный престол освящён в честь иконы Божией Матери «Три Радости»; главный (правый) престол — Святой Троицы; левый престол — свт.Николая.

История

История местности

Церковь издревле стояла на заболоченном берегу небольшой реки Рачки, где в конце XVI века были возведены Покровские ворота Белого города.

Строительство храма

Построена в 1861 году по проекту известного московского архитектора М. Д. Быковского на средства надворного советника Е. В. Молчанова. Ей предшествовали 4 каменных храма, последовательно сменявших друг друга в XVI—XIX вв.

Деревянная церковь с престолом Василия Кесарийского известна на этом месте с 1547. Она стояла на заболоченном берегу небольшой речки Рачки, почему и получила название «грязи».

С 1619 года известен престол Покрова.

В 1649 году построена первая каменная церковь с обоими престолами.

В 1701 году построена вторая, с новым приделом Введения.

Летом 1742 года рухнула колокольня с нижней и верхней трапезной, вероятно оттого, что были выстроены на топком месте.

В 1745 году разрешено строить новую церковь без васильевского придела.

Престол Введения освящен в июле 1748, главный — Троицкий, в 1752 году.

В 1819 году теплая церковь разобрана и на средства Борисовской выстроена новая с престолами Собора Богоматери и св. Николая.

В 1855 — 1884 годах протоиереем церкви был Александр Соколов.

В 1899 году храм, построенный Быковским был обновлён и освящён 31 октября.

Архитектура храма

Крупное величественное сооружение храма Троицы на Грязех вместе с несохранившейся церковью Успения на Покровке, стоявшей западнее на той же стороне улицы, в значительной степени определяло облик этого участка Покровки.

Церковь построена с использованием приёмов и образцов архитектуры Ренессанса. Прямоугольный в плане 4-столпный храм с пониженными угловыми ячейками и колонным портиком был завершен монументальным купольным барабаном и высокой многоярусной колокольней над западным притвором.

Сохранились пилястровые портики большого ордера, на повышенных ризалитах в центрах восточного и южного фасадов храма, привлекающие внимание совершенством пропорций и пышной отделкой композитных капителей. По верху стен здание опоясано великолепным фризом с насыщенным лепным растительным орнаментом. Интересно решено крыльцо перед главным входом со стороны улицы, представляющее собой небольшую башенку с фигурным завершением.

В объём существующего здания вошли части стен церкви XVIII века и более позднего её северного придела.

Советский период

В 1929 году храм был захвачен представителями так называемых «григорианцев» (образовавшими Временный Высший Церковный Совет — ВВЦС) во главе с лжемитрополитом Борисом (Рукиным).

В январе 1930 года храм Троицы был закрыт по решению Моссовета от 20 декабря 1929 года для занятия церкви под зернохранилище.

В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объём здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря.

В 1979 году на своде бывшего храма появилась трещина. Дом культуры решено было закрыть и провести капитальный ремонт. В 1980—1981 годах были проведены ремонтные работы и укреплён фундамент.

В начале 1990-х годов в здании размещался Центр досуга и отдыха московского областного комитета профсоюзов.

Возрождение храма

В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви. Проект реставрации был подготовлен В. А. Тишкиной и О. А. Данилиной. В 2009 году закончилась реставрация фасадов, предстоит восстановление колокольни и центрального купола. Идут регулярные богослужения.

Доходный дом церкви Троицы на Грязех

Основная статья: Доходный дом церкви Троицы на Грязех

Построен в 1908—1909 гг. по проекту архитектора Л. Л. Кравецкого (разработка плана) и инженера-строителя П. К. Микини (Чистопрудный бульвар, дом 14). Плоскости стен второго — четвертого этажей полностью покрыты терракотовыми барельефами фантастических животных, птиц и деревьев, выполненными художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С. И. Вашкова. Образцами послужили барельефы Дмитриевского собора во Владимире.

Когда можно увидеть эту икону

По какой причине образа нет в зале, сказать сложно. Вероятнее всего причина кроется в том, что церковь действующая. То есть ее двери открыты в любую погоду и круглый год. А влияние открывающихся дверей, впускающих холодный или жаркий воздух, для старинного изображения может быть пагубным.

Икона «Трех радостей» доступна для прихожан один раз в неделю, по средам. На дневной службе совершается специальный молебен, сопровождающийся чтением строк акафиста. В это время образ выносится из алтаря и доступен для поклонения.

Днем поклонения иконе является восьмое января (по новому стилю летоисчисления). Списки образа, выполненные в конце позапрошлого столетия, есть во многих церквях России, службы перед ними проводятся в день почитания названной иконы.

Ссылки

  • [days.pravoslavie.ru/Hram/14.htm Храм Живоначальной Троицы на Грязех pravoslavie.ru
    ]
  • [sobory.ru/article/index.html?object=03475 Храм Живоначальной Троицы на Грязех на sobory.ru
    ]
  • [www.temples.ru/card.php?ID=1837 Храм Живоначальной Троицы на Грязех на temples.ru
    ]
  • [ashipilin.narod.ru/rest/trgryaz.htm Храм Живоначальной Троицы на Грязех на ashipilin.narod.ru
    ]
  • [web.archive.org/web/20010425015412/pokrovka.narod.ru/RPV/NW/Pokr13/Ug040.htm Храм Живоначальной Троицы на Грязех на pokrovka.narod.ru
    ]

Описание и значение иконы

В сравнении с итальянским полотном икона Божией Матери «Три радости» имеет существенные отличия; Святая троица на иконе «Трех радостей» написана в традиционном для русской иконописи стиле.

В центре иконы – Богоматерь, держащая на руках Младенца Иисуса, по сторонам от Нее – св. Иосиф Обручник, предназначенный Ей в супруги, и юный Иоанн Креститель, ставший Предтечей Спасителя. Их воззрения излучают бесконечную страсть, каковую они отправляют Сыну Божьему.

Багряное одеяние Богоматери имеет особое значение: оно подчеркивает, что перед нами – Царица Небесная во всем Своем величии. Но взор Богоматери, как всегда на православных иконах, печальный и проникновенный; кажется, Она способна читать в глубине сердец тех, кто молится Ей о помощи.

Отрывок, характеризующий Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот

– Hе в том дело, моя душа. – Это ваша protegee, [любимица,] ваша милая княгиня Друбецкая, Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину. – Ne perdons point de temps. [Не будем терять время.] – Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит. – Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне? – В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время! В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их. – Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них… – Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка. – Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе. Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером. – Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.] – Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну. – Ah, mon ami, oubliez les torts qu’on a pu avoir envers vous, pensez que c’est votre pere… peut etre a l’agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n’oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.] Пьер ничего не понимал; опять ему еще сильнее показалось, что всё это так должно быть, и он покорно последовал за Анною Михайловной, уже отворявшею дверь. Дверь выходила в переднюю заднего хода. В углу сидел старик слуга княжен и вязал чулок. Пьер никогда не был на этой половине, даже не предполагал существования таких покоев. Анна Михайловна спросила у обгонявшей их, с графином на подносе, девушки (назвав ее милой и голубушкой) о здоровье княжен и повлекла Пьера дальше по каменному коридору. Из коридора первая дверь налево вела в жилые комнаты княжен. Горничная, с графином, второпях (как и всё делалось второпях в эту минуту в этом доме) не затворила двери, и Пьер с Анною Михайловной, проходя мимо, невольно заглянули в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Васильем. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна вскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее. Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василья, был так несвойствен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу. Анна Михайловна не выразила удивления, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как будто показывая, что всего этого она ожидала. – Soyez homme, mon ami, c’est moi qui veillerai a vos interets, [Будьте мужчиною, друг мой, я же стану блюсти за вашими интересами.] – сказала она в ответ на его взгляд и еще скорее пошла по коридору. Пьер не понимал, в чем дело, и еще меньше, что значило veiller a vos interets, [блюсти ваши интересы,] но он понимал, что всё это так должно быть. Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к приемной графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца. Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванна и была пролита вода по ковру. Навстречу им вышли на цыпочках, не обращая на них внимания, слуга и причетник с кадилом. Они вошли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины. Все те же люди, почти в тех же положениях, сидели, перешептываясь, в приемной. Все, смолкнув, оглянулись на вошедшую Анну Михайловну, с ее исплаканным, бледным лицом, и на толстого, большого Пьера, который, опустив голову, покорно следовал за нею. На лице Анны Михайловны выразилось сознание того, что решительная минута наступила; она, с приемами деловой петербургской дамы, вошла в комнату, не отпуская от себя Пьера, еще смелее, чем утром. Она чувствовала, что так как она ведет за собою того, кого желал видеть умирающий, то прием ее был обеспечен. Быстрым взглядом оглядев всех, бывших в комнате, и заметив графова духовника, она, не то что согнувшись, но сделавшись вдруг меньше ростом, мелкою иноходью подплыла к духовнику и почтительно приняла благословение одного, потом другого духовного лица. – Слава Богу, что успели, – сказала она духовному лицу, – мы все, родные, так боялись. Вот этот молодой человек – сын графа, – прибавила она тише. – Ужасная минута!

Как появилась в России эта икона?

Оригинальная чудотворная икона, согласно преданию, была привезена в Россию из Италии в годы правления Петра Романова. Легенда рассказывает о некоем безымянном юноше, уехавшем обучаться живописи в Европу. Вернувшись после обучения на родину, художник оставил на хранение своему родственнику, работавшему в одном из московских храмов, на хранение картину, которая сейчас известна как икона «Трех радостей».
Предание вызывает массу вопросов. То, что молодой человек отбыл на обучение не в Голландию, как это было принято в те времена (то есть во время правления Петра Великого), а в Италию, можно объяснить. К примеру, он мог выехать туда из Голландии. Этот момент принципиален, поскольку увлечение итальянцами (художниками, архитекторами и скульпторами) у российских правителей наступило с середины правления Елизаветы. Во времена же Петра живописи обучались в Голландии.

Неясно и то, почему в предании отсутствует имя мастера. Во-первых, все, кто уезжал на обучение за счет, образно говоря, казны государевой, строго учитывались. Даже если мастер поехал учиться за собственные средства, то вернулся-то он к московскому родственнику – официальному священнослужителю. То есть установление имени художника не должно представлять сложности.

Как молиться перед этой иконой

Молитва, обращенная к «Трем радостям», как и любая другая, должна быть искренней, идти от чистого сердца и быть наполненной верой. Что именно произносить, как это делать (вслух или же про себя), значения не имеет.

«Пресвятая Богородица, Сын Божий и вы, Святые Иоанн Креститель и Иосиф Обручник Преподобный. Молю вас не оставить меня (имя собственное) в скорбях суетных, тревогах земных и заботах. Молю (перечисление нужного). Молю даровать мне великих радостей в нуждах и заботах моих. Аминь».

Хотя легенда о появлении названия – только лишь предание, в ней есть важный момент, на который нужно обратить внимание современным людям. Икона обрела статус чудотворной и получила свое имя только после того, как страдающая женщина вернулась к ней с благодарностью и молилась столь же горячо, как и во время невзгод. А значит, помолившись перед образом с просьбой, нужно вернуться к нему с благодарностью.

Правила моления

Молитва Трех Радостей должна читаться благоговейно и от чистого сердца — это главное требование. Господь милостив, Он прощает всех людей, все их согрешения, если они искренне в них раскаялись. Главное — желание исправить ситуацию и более не совершать грехов, дабы со временем в чистоте войти в Царствие Небесное.

Перед началом чтения молитвословия необходимо совершить Таинство исповеди и причастия, ведь Святая Троица не сможет пребывать в душе человека, обремененного грехами, следовательно, и молитва не поможет, какой бы пламенной она не была.

Перед высокочтимым ликом «Трех радостей» православными прихожанами храмов возносится искренняя и пламенная молитва Трех Радостей:

  • О призывании помощи для себя и родных, близких людей, попавших в беду;
  • О прощении совершенных грехов;
  • Об укреплении в вере;
  • О сохранении жизни военнослужащих, находящихся в полях боевых сражений;
  • Об освобождении из вражьего плена;
  • О спасении от неприятелей;
  • О разрешении важных дел;
  • Об исцелении от болезней;
  • Об удачном замужестве и женитьбе;
  • О даровании детей бесплодным парам;
  • О возвращении ума людям, лишившимся рассудка.

Огромное значение имеет святая икона для людей, проживающих в других странах, попавших в сложные ситуации на чужбине.

Желательно иметь икону Трех радостей на домашнем иконостасе, который необходимо размещать в Красном Углу комнаты. Красный — значит Главный, Красивый, Божественный. Он должен быть виден при входе в жилище. Располагать его следует с восточной стороны и содержать в особой чистоте. Святая Троица (Отец, Сын и Святой Дух) во время молитвы должны озаряться огнем лампады или церковной свечи.

Святое Семейство в европейской живописи

Необходимо помнить, что иконы — это не красочные картинки. С образов смотрят на нас лики людей, живших ранее нас и сумевших, несмотря на разные, порой мучительные напасти, сохранить веру в Бога. Рядом с Красным Углом не следует располагать картины, плакаты, зеркала, статуэтки, светильники и прочие элементы декора.

Чудеса, происходимые по молитвам, удивляют даже верующих людей, ведь в погрязшем во грехе современном мире практически каждый человек привык полагаться лишь на самого себя.

Ясно одно — справиться с жизненными невзгодами поможет искренняя вера и Отец Небесный, о предстательстве пред которым мы умоляем святых и особенно Богородицу — Царицу Небесную.

Предлагаем ознакомиться Медитация для денежного потока

Молитва пред иконой

О Пресвятая Дево, всеблагаго Сына Мати всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление.

О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани.

{amp}amp;quot;три радости{amp}amp;quot; - популярный сюжет

Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: