«Город на память». 451. ВСХВ-ВДНХ СССР. Павильон «Механизация»/«Машиностроение»

2 декабря в павильоне № 67 ВДНХ откроется выставка «Авиация. Утро новой эры. Россия 1910–1935 гг.». Посетители экспозиции смогут увидеть, как за 30 лет прогрессировало самолетостроение: легкая деревянная конструкция, обтянутая тканью, превратилась в многомоторного металлического гиганта.

Выставка «Авиация. Утро новой эры. Россия 1910–1935 гг.»

Выставка «Авиация. Утро новой эры. Россия 1910–1935 гг.» строится на самых значимых событиях первых десятилетий освоения неба. Это те новости, которые волновали современное общество и толкали развитие авиационного дела вперед, в будущее. Первые самолеты российских конструкторов и смелые показательные полеты 1910-х годов испытывали возможности новой техники и вдохновляли молодых людей, будущих летчиков и конструкторов, которым пришлось работать уже совсем в другой — советской — стране.

Выставка представлена в четырех тематических разделах. «Рождение авиации» рассказывает о первых опытах создания летательных аппаратов у нас и за рубежом. Раздел «Авиация Российской империи» знакомит посетителей с первыми русскими самолетами «Кудашев-I», «Россия-А» и «Русский витязь», а также с известными русскими изобретателями, летчиками и их рекордами в небе. Экспозиция, посвященная Первой мировой и Гражданской войнам, рассказывает о первых опытах применения авиации в бою. А в разделе «Авиация Советского Союза» можно найти материалы о работе первых КБ, экспериментальных самолетах и любителях авиации. Частью экспозиции станут объекты из коллекций пяти разных музеев. Посетители увидят, какое влияние авиация оказала на культуру, как она изменила мир, перевернув представление людей о пространстве, времени и возможностях человека.

Выставка «Авиация. Утро новой эры. Россия 1910–1935 гг.»

Специальным проектом выставки станет экспозиция в модели самолета Як-42, которая расскажет о развитии конструкторской мысли КБ Яковлева при создании самолета Як. Як-42 появился на ВДНХ в 1981 году. Он знаменит тем, что именно на этом самолете был установлен мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета — 4730 км от Раменского до Читы. Этот борт никогда не возил пассажиров, но представлял достижения советского авиастроения на салоне в Ле-Бурже в 1979 году.

НИ О ЧЕМ… И ОБО ВСЕМ

  • Раздел: История СССР
  • Метки: Архитектура, ВДНХ
  • Просмотров: 1771
  • Подписаться на комментарии по RSS

Поехали на выходных погулять по ВДНХ. Мне хотелось поснимать ракету Р-7, которая стоит перед павильоном «Космос». После варварского уничтожения ТУ-154, и слухов об аналогичной участи Р-7, хотел в деталях заснять этот уникальный памятник. Ракета оказалась в порядке, зато из Як-42 сделали какое-то пугало огородное. Стало грустно. Погода тоже подкачала, было пасмурно и ветрено. Плюс, фотографируя ракету, понял, что ошибся с объективом. Взял длиннофокусный 70-200 мм, а надо было брать дежурный 24-105 мм. И еще задумался о Fish eye, которого не хватает для съемки панорам.

Несмотря на выходной, и довольно большое количество народа, веселья не наблюдалось. Все-таки погода преподнесла сюрприз, и было очень интересно наблюдать за людьми, которые явно рассчитывали на более теплый день. Женщина сидела на скамейке и сжимала-разжимала пальцы. Девушки были одеты в легкомысленные, почти летние, юбки, и перемещались по территории быстрой походкой. Несколько тинэйджеров буквально дрожали, стоя на лестнице главного павильона «Дружба народов».

Дошли до ракеты. Повезло — пока стоит, блестит свежепокрашенными боками (в том году был проведен косметический ремонт). На корпусе гордая надпись — Восток. В школе нам рассказывали, что именно эта ракета вывела в космос корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту.

Уже много позже я узнал, что ракеты сгорают в атмосфере и падают в казахские степи грудой обломков. поэтому на ВДНХ просто не может быть ракеты, которая вообще была бы в космосе. Но от этого история не перестает быть историей. Это именно ракета Р-7, межконтинентальная ракета для доставки в США ядерного оружия. И если бы не космическая гонка, не задание быть первыми в космосе, может, и не пришлось бы ракетам этого типа выводить в космос человека, а не урановую боеголовку.

Та ракета Р-7, которая стоит на ВДНХ, строго говоря, не является летным образцом. Ее готовили специально для выставок, и в ней вряд ли были узлы, составляющие Государственную тайну СССР. Но место под нее на ВДНХ появилось задолго до начала производства ракет вообще. Так получилось, что она заменила памятник Сталину, который возвышался в этом месте до исторического 20-го съезда КПСС.

Но давайте по порядку. ВДНХ была организована в 1939 году, как водится, по просьбе трудящихся, чтобы обмениваться передовым социалистическим опытом между братскими советскими республиками. И на самом козырном месте, после того, как гости выставки проходили почти всю ее целиком, могли наблюдать исполинскую статую И.В.Сталина. За ней размещалась арка павильона «Механизация и электрификация СССР» — важнейших направлений развития СССР.

Что интересно, памятник был демонтирован в 1952 году, еще при жизни Сталина. Почему это произошло? То ли из-за письма архитектура Меркулова, где он писал, что сделанный из бетона памятник разрушается, и остановить это разрушение невозможно. То ли из-за версии Юрий Жукова в книге «Сталин: тайны власти», где он пишет, что в последние 2 года своей жизни Сталин был отстранен от власти? Сегодня, наверное, сказать уже сложно.

С 1954 по 1963 годы в павильоне демонстрировалась экспозиция гражданского машиностроения. В 1954 году арка была доработана, появилась арка с куполом, украшенная двумя скульптурами — трактористки и механизатора, которые в будущем будут очень странно смотреться с темой космонавтики.

С 1963 года было решено перепрофилировать этот павильон для экспозиции самого значимого достижения Советского Союза — космонавтики. Павильон был переименован в «Космос». В самом павильоне размещались макеты спутников — «Луна», «Марс», «Венера», макет первого в мире искусственного спутника Земли. Посещение павильона было обязательным в программе московских школьников.

Но главным экспонатом стала ракета Р-7. Появилась она не сразу. Полноразмерный макет был изготовлен, как я уже писал выше, для показа на парижском авиасалоне в Ле-Бурже в 1967 году. Вот фотография, на которой запечатлен момент установки ракеты на транспортер во Франции.

Ракета вызвала большой интерес. Вокруг нее буквально кружились толпы гостей выставки.

после возвращения ракеты с выставки, было принято решение установить ее на ВДНХ, возле павильона «Космос». В 1969 году она встала на свое место. Вот фотография ВДНХ 1979 года с установленной ракетой, и ракета в горизонтальном положении (неизвестно, только, когда).

В таком виде ракета сохранилась до 2010 года.

Далее уже наша действительность. После уничтожения ТУ-154, пошли слухи о скором демонтаже ракеты. Руководство ВВЦ опровергало это, но было даже образована инициативная группа по защите ракеты. Вот плакат этой группы.

Чтобы развеять слухи и снять напряженность, администрация ВДНХ начала ремонт ракеты. Ракета была заново выкрашена, обновлены надписи СССР и «Восток». Платформа-транспортер была полностью перекрашена в кирпичный цвет. Ракета обрела вторую жизнь. Очень хочется верить, что надолго.

А павильон «Космос» сегодня смотрится вот так. Для сравнения — снимок 30-и летней давности.

13 сентября 2008 года на ВВЦ был варварски, на глазах огромного скопления людей, был уничтожен ТУ-154. Это вызвало огромный общественный и культурный резонанс, благодаря которому удалось спасти второй самолет, который наверняка ждала та же участь — ЯК-42. Эта модель самолета прочно заняла свое место в гражданской авиации СССР и России, придя на смену морально устаревшему ТУ-134

ЯК-42, установленный на ВДНХ имеет серийный номер 01-02, то есть является вторым самолетом в серии. Был собран в Саратове, в 1978 году. Учитывая дату сборки, его скорее всего спешно готовили на авиасалон в Ле-Бурже, который прошел в июне 1979.

Туда он прилетел по маршруту Жуковский — Варшава — Ле Бурже с выставочным номером №349. Вот его фотография на авиасалоне. Это именно тот самолет, который сегодня стоит на ВДНХ.

По некоторым данным, первый борт разбился подо Львовом, во время перелета в Ле-Бурже, и яковлевцы срочно подготовили второй борт. Учитывая, что самолет являлся вторым в серии, ему не пришлось возить пассажиров, в сентябре 1981 г. он был установлен на ВДНХ как памятник в составе павильонного комплекса «Авиация и космонавтика».

Хотя общественности и удалось отстоять самолет от уничтожения, находится он не в очень хорошем состоянии. Помяты кромки крыла, на правом крыле нет габаритного фонаря, местами есть сквозная коррозия. Это только то, что мне удалось заметить, пока я фотографировал его.

Но больше всего расстроило, что самолет, имеющий четкую графическую раскраску самолета гражданской авиации СССР, превратили в какую-то новогоднюю елку, разукрасив батальными сценами перед праздником 9 мая. Какая-то пехота с автоматами Калашникова и современными штык-ножами, танк поддержки, в котором я смог идентифицировать только немецкую «Пантеру», обилие георгиевских лент. Почему-то представился какой-нибудь правительственный членовоз, раскрашенный под хохлому. Как ему должно быть стыдно? А главное — какое отношение имеет гражданский самолет 80-х годов к военной тематике и победе над фашизмом?

Ниже я сделал сводную фотографию, чтобы показать, как выглядел этот памятник авиации еще совсем недавно, и как он не будет выглядеть, скорее всего, уже никогда. Я не жду, что ему вернут прошлую раскраску. В лучшем случае — перекрасят под российские авиалинии. Зря студия sabotage.ru оставила ссылку на себя на хвосте самолета. Добрым словом вряд ли их помянут. Самолет — цел, но памятник — уничтожен.

Что еще было интересного? Фонтаны еще не включили, хотя мне казалось, что они начинают работать как раз в апреле. Поэтому снять Останкино с радугой в водной пыли — не получилось. Но еще наверстаю.

Зашли по дороге в павильон «Белоруссия». Купили там несколько шоколадок. Одна оказалась очень интересной, и очень вкусной — с рябиновой начинкой.

Очень необычный вкус сильно кислой начинки и сладкого шоколада. Перед выходом сделали еще пару снимков. Один даже понравился. Удалось снять его так, чтобы была не видна вся базарно-рыночная атрибутика сегодняшнего ВДНХ.

Уже вечерело, и стало совсем прохладно. Надо идти к машине в один из боковых выходов с ВВЦ. Только нахохлившиеся и замерзшие дрозды провожали нас.

Поделиться заметкой

Увидеть фарман и улететь

В павильоне № 67 «Карелия» — проект «Авиация: утро новой эры. Россия, 1910-1935». По другой стороне от катка — в павильоне №2 «Народное образование» — показывают выставку «(Не)реальные герои. Художники и персонажи «Союзмультфильма». А чуть подальше — в павильоне № 59 «Зерно» — проект «История моды: от авангарда к ГОСТу». Ставка на программу для семейного отдыха очевидна. Для пап и мальчиков — история авиации, для мам и девочек — познавательный экскурс в историю дизайна тканей, для самых маленьких — мультфильмы.

Расчет довольно точный. По крайней мере, если судить по тому, как на вернисаже чей-то ребенок в ожидании мамы «завис» перед экраном, где шел «Винни-Пух…» (причем с отключенным звуком). По крайней мере с детской аудиторией организаторы не промахнулись. Впрочем, на выставке «Союзмультфильма» есть что посмотреть и есть что вспомнить взрослым. В стеклянных витринах — куклы, «сыгравшие» в фильмах: от Чебурашки до Гоголя (из «Похождений Чичикова» 1974), на стендах — портреты того же Пуха, Малыша и Карлсона, Бременских музыкантов и многих других знакомых из нашего детства. Плюс — раскадровки, рисунки и «сцены» с декорациями и персонажами. Например, культового «Ежика в тумане» («Совсем как в 3D», — важно заметил юный зритель).

Ставка на программу для семейного отдыха очевидна

Конечно, хотелось бы более подробного рассказа о каждом художнике анимации, более развернутые комментарии к фильмам и общей для всей экспозиции «сквозной» истории. Но, в конце концов, мультфильмы и их герои и «сами с усами» и способны увлекать зрителей. Что касается процесса создания мультфильма, то с ним помогут познакомиться бесплатные мастер-классы для детей.

Выставка «История моды: от авангарда к ГОСТу» — об истории советского промышленного текстиля 1920-1960-х. Точнее, его дизайна. Это история, с одной стороны, соотносится с историей отечественного «левого» искусства, прежде всего супрематизма, конструктивизма. Так, эскизы тканей Варвары Степановой, Любови Поповой даны рядом с беспредметными композициями Надежды Удальцовой, Казимира Малевича, его учеников Николая Суетина, Константина Рождественского… С другой стороны, сопоставляется с историей западного дизайна. Например, эскизы платьев и пальто Любови Поповой 1924 года даются рядом с альбомом эскизов Сони Делоне того же 1924-1925 года.

Наконец, смена орнаментов на штапеле, сатине, ситце служит индикатором смены эпох и идеологических веяний. Есть удивительные экспонаты, вроде платка середины 1920-х с портретом Ленина, выпущенным на Иваново-Вознесенской мануфактуре. За основу орнамента взята роспись блюда в античном духе. В центре портрет Ленина, а вокруг него закольцовывается монументальный фриз на классическом для античных ваз черном фоне, только вместо древнегреческих героев или вакханок тут шествуют по кругу рабочие и крестьянки с серпами, граблями и прочими орудиями производства. Вокруг этого «блюда» — вязь, имитирующая кружева. А по углам платка, в медальончиках, портреты Маркса, Энгельса, Троцкого и Калинина. Как обтрепанный этот платочек, даже с сохранившимся портретом председателя Реввоенсовета, дожил до наших дней, Бог весть. Но дожил же! Есть праздничная рубаха из атласа, нижняя часть которой (явно не от хорошей жизни) заменена простенькой тканью с производственным орнаментом, составленным из домен, печей, молота… Видно, эту часть закрывал сарафан, а рукава и плечи по-прежнему выглядели «как новые». Эта рубаха больше говорит о своем времени, чем, скажем, постановочные фотографии тех же лет со счастливыми, нарядными, сверкающими улыбками колхозницами.

К сожалению, поясняющий текст к экспозиции впечатляет не столько информативностью, сколько лихими стилистическими перлами. Типа, «ткани Веры Скляровой… привнесли в женский быт яркость, романтику и мечты о хорошем конце». Но «мечта о хорошем конце» еще полбеды. Можно оставить это на совести автора, как и бойкий пассаж о том, что «автор памфлета Григорий Рыклин усомнился, что пышные тела колхозниц — достойный рупор тоталитарной пропаганды». Замечу лишь, что писать о «пышных» телах колхозниц 1933 года, когда после коллективизации и увеличения продаж зерна за рубеж в СССР был массовый голод, нужно обладать, мягко говоря, удивительной бестактностью.

Наконец, впечатлила информация о том, что «стиль new look — пышные юбки, изящные силуэты, тонкая талия — проникал в советскую действительность cо страниц Burda Moden…». Вообще-то журнал Burda Moden и в Германии-то стал известным году в 1952, а новый стиль Диора был продемонстрирован в 1947. Что касается России, то журналы Burda Moden появились здесь на русском в… 1987. Вероятно, профессиональные дизайнеры теоретически могли иметь доступ к западным журналам и в 1950-е, особенно после смерти «кремлевского горца». Но в этом случае профессионалы ориентировались бы на французские издания: Париж в то время оставался законодателем мод. Сам Диор, как известно, приехал с показом коллекции в Москву в 1959. Но к new look’у привезенные платья не имели отношения: new look к тому времени был далеко не нов.

Пожалуй, из трех только что открытых выставок на ВДНХ, самой внятной, целостной, блистательно сделанной стала «Авиация: утро новой эры. Россия, 1910-1935». Дело даже не в том, что здесь можно увидеть настоящий «фарман», на котором летали в начале ХХ века, в том числе во время Первой мировой. Воссозданный в масштабе 1:1 по чертежам Георгием Галли (Санкт-Петербургский университет гражданской авиации), с небольшим мотором за сиденьем пилота, открытый всем ветрам, он производит невероятное впечатление. Глядя на него, понимаешь, насколько отчаянными сорвиголовами должны были быть первые авиаторы, рисковавшими взлетать на этих хрупких «этажерках».

Стремительное развитие авиации было, конечно, продолжением века важнейших научных открытий, кругосветных путешествий и триумфа естествознания. Неудивительно, что многие будущие конструкторы, как Игорь Сикорский или Александр Яковлев, зачитывались в детстве романами Жюль Верна. Кураторы смогли не только передать этот пафос первопроходцев, которым жили создатели авиации, но и показать, как драматизм истории влиял на судьбы людей.

Даже тех, кто знаком с историей российской авиации, здесь ждет много открытий. Например, показ фотографий макета и проекта самолета К-7, созданного по типу «летающего крыла». Между прочим, некоторые эксперты считают, что у этой идеи по-прежнему есть будущее. Создатель самолета К-7 Константин Калинин, выпускник Гатчинской военной авиашколы, летчик-офицер царской армии, был очень талантливым конструктором. Как писал академик И. Артоболевский, «вот были два великих авиаконструктора — Игорь Сикорский и Константин Калинин. Первого Америка похоронила как национального героя, а второго у нас никто не знает. Его на вершине славы загубили молодым у себя дома». Калинин был расстрелян через несколько лет после того, как К-7 разбился во время незапланированных испытаний. Отдельная история — судьбы летчиков во время Гражданской войны.

И, конечно, на выставке нашли отражение такие этапы развития авиации, ставшие важнейшими медийными событиями своего времени, как спасение челюскинцев, экспедиции Умберто Нобеля и перелет через Северный полюс. Осмотрев выставку, не забудьте дойти до экспозиции, посвященной легендарному «Як-42» и конструкторскому бюро Яковлева. Это часть авиационного проекта, но на отдельной площадке.

Веселая карусель

«Вместо сердца – пламенный мотор!»

Выставка «Авиация: Утро новой эры. Россия 1910–1935 гг.», по словам ее кураторов Екатерины Мочалиной и лектора Политехнического музея Сергея Рыкова, задумывалась просто как «выставка о самолетиках». Эта милая задумка выросла в очень насыщенную выставку о первых десятилетиях освоения неба. Взяв за информповод для каждого раздела события, взбудоражившие современников (журналистов, инженеров, поэтов…), авторы выстроили вокруг них целые истории, послушав которые поражаешься, как всего лишь за 30 лет легкая деревянная конструкция превратилась в металлическую махину, изменившую сам мир и наши представления о возможностях человека. Не пренебрегая всем известной историей о братьях Райт, авторы выставки рассказали и о менее известных массовой аудитории героях авиации, например, о конструкторе Славороссове (ученике знаменитого инженера Капрони, который снился герою мультфильма Миядзаки «Ветер крепчает»), о первом полярном летчике Яне Нагурском и об авиаторе Льве Мациевиче, погибшем в «первой авиационной катастрофе Российской империи», которая сподвигла мастера Котельникова изобрести ранцевый парашют.
«У вас ситчик веселый есть?»
Выставка «История моды: от авангарда к ГОСТу» посвящена культуре повседневности и быта: она рассказывает об истории текстиля в Советском Союзе в 1920–1960 годах сквозь призму государственных интересов. В двадцатые годы супрематизм правил бал не только среди интеллектуалов, но и среди граждан, которые могли себе позволить платья и рубашки: орнаменты для них рисовали Варвара Степанова, Николай Суетин, Константин Рождественский и даже Казимир Малевич – для них ткани стали настоящей свободной платформой искусства. Затем пришло время яркой пропаганды: Октябрьскую революцию и достижения социализма восславляли даже ситцы текстильных фабрик – Прохоровки, Первой ситценабивной, Трехгорки, Иваново-Вознесенского треста и других. Инструментом пропаганды начали становиться занавески и домашние халаты с принтами серпов и молотов, танков и тракторов. В 1940–1950 годы грозные орнаменты вдруг трансформировались в легендарный горошек и нежный цветочек, а за романтику женского быта отвечала Вера Склярова (будущий главред «Журнала мод») – платья с ее принтами были практически у каждой советской женщины. А в шестидесятые годы в текстильной промышленности вновь возродился интерес к раннему авангарду: художники увидели в геометрических узорах «форму, поглощавшую в себе всю люциферическую суету мира», и дали возможность каждой советской гражданочке выглядеть, как настоящая европейка.

Выставка «Авиация. Утро новой эры. Россия 1910–1935 гг.»

До 27 марта 2020 года в павильоне №67 «Карелия» гости ВДНХ могут увидеть выставку организованную совместно с Политехническим музеем «Авиация. Утро новой эры. Россия 1910–1935 гг.».

Посетители экспозиции проследят, как за 30 лет прогрессировало самолетостроение: легкая деревянная конструкция, обтянутая тканью, превратилась в многомоторного металлического гиганта. Выставка «Авиация. Утро новой эры» расскажет о самых значимых событиях первых десятилетий освоения неба. Это те «новости», которые будоражили современников и толкали развитие авиационного дела вперед, в будущее. Первые самолеты российских конструкторов и смелые показательные полеты 1910-х годов испытывали возможности новой техники и вдохновляли молодых людей, будущих летчиков и конструкторов, которым пришлось работать совсем в другой стране. Посетители выставки увидят, как кардинально за 30 лет успел поменяться самолет, превратившись из легкой деревянной конструкции в металлического гиганта, какое влияние авиация оказала на культуру и как она изменила мир, перевернув представления людей о пространстве, времени и возможностях человека. Выставка состоит из четырех тематических разделов. Зал «Рождение авиации» рассказывает о первых опытах создания летательных аппаратов у нас и за рубежом. «Авиация Российской империи» знакомит посетителей с первыми русскими самолетами «Кудашев-I», «Россия-А» и «Русский витязь», а также с известными русскими изобретателями и летчиками — Я.М. Гаккелем, П.Н. Нестеровым, С.И. Уточкиным, К.К. Арцеуловым — и их рекордами в небе. Зал, посвященный Первой мировой и Гражданской войнам, рассказывает о первых опытах применения авиации в бою. Четвертая часть экспозиции, «Авиация Советского Союза», представляет материалы о работе первых конструкторских бюро и их экспериментальных самолетах. Второй площадкой выставки станет самолет Як-42, установленный на площади Промышленности. Самолет появился на ВДНХ в 1980 году. Ретроспективные материалы — фотографии и статьи из старых газет и журналов — расскажут об истории создания самолетов Як-42, опытно-конструкторском бюро им. А.С. Яковлева, о самом авиаконструкторе, а также о рекордах, установленных на этом самолете. МЕСТО: павильон №67 «Карелия». ВРЕМЯ: экспозиция в павильоне «Карелия»: с 2 декабря 2020 года по 27 марта 2020 года ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 22:00. Экспозиция в Як-42: с 10 декабря 2020 года по 27 марта 2020 года ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 22:00.

Источник: ВДНХ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: