«Город на память». 071. Дворец культуры ЗиЛ

О центре

Здание было построено по проекту братьев Весниных Л.А., В.А., А.А. в 1930-1937 годах. В 2008 году оно было передано Департаменту культуры столицы. В настоящее время это культурный центр, где проходят выставки, спектакли, концерты, лекции и другие мероприятия.

Здесь расположена современная библиотека, в которой собраны последние издательские новинки, здесь обустроено несколько зон с бесплатным интернетом, имеются стеллажи с бесплатными книгами, которые можно брать домой.

На сцене представлены столичные танцевальные и театральные постановки.

Основная деятельность многочисленных кружков и студий направлена на следующие направления: музыка, арт, театр, танец, наука, раннее развитие, интеллектуальный отдых.

Главные задачи культурного центра ЗИЛ – улучшение культурной жизни москвичей, развитие их творческой энергии.

культурный центр ЗИЛ Москва

От старого ДК к современному центру

Культурный центр зил как добраться

Культурный центр ЗИЛ предлагает также разнообразные курсы для взрослых. Родителям, приводящим детей на занятия, не будет скучно – можно посетить арт-кафе, библиотеку. Имеется так же зона буккроссинга (бесплатный обмен книгами), книжный магазин, во всех вестибюлях есть бесплатный wi-fi.

История и архитектура

Здание расположено на месте монастыря Симонова, некоторые постройки которого сохранились до наших дней. Окрестности обители в 19 веке пользовались огромной популярностью у горожан, которые любили совершать здесь загородные прогулки.

В период советской власти многие религиозные здания использовались для других нужд, а многие были попросту разрушены. На территории бывшей обители был построен дворец культуры.

С 1920-х годов в стране развивалась система клубов рабочих, они расширялись, превращались в дома, а затем и во дворцы культуры. Одним из самых первых таких дворцов в Москве стал ДК завода имени Лихачева.

Идею его строительства выдвинули в 1929 году, провели открытый конкурс проектов, в котором победу одержал замысел архитекторов — братьев Весниных. Строительство дворца началось в 1931 году. При проектировании здания использовались простые геометрические формы.

Сверху строение напоминает самолет. Изящество ему придают стеклянные поверхности. Крыша дворца представляет собой металлический раздвижной купол обсерватории, к ней ведет крутая винтовая лестница. В настоящее время обсерватория пока не работает, но во время экскурсий по культурному центру, поднявшись на крышу, можно полюбоваться панорамой Москвы.

Зимний сад, стены его облицованы мрамором, имеет выход в парк. Изначально здесь были фонтаны в виде чаш, но во время реконструкции они были заменены на кристаллы. Когда они подсвечиваются, вокруг возникает иллюзия потока воды.

Лекторий культурного центра ЗИЛ Москвы напоминает античный амфитеатр. В наши дни здесь каждый вечер читают лекции по архитектуре, культурологии, политологии, географии, биологии, астрономии, экономике.

Театральный зал центра сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, был восстановлен в духе сталинского времени.

культурный центр ЗИЛ адрес

КОНТЕКСТ: МОСКВА, ГОД 2012-Й

Осень 2012 года — на юге Москвы после ремонта и перезагрузки культурно-просветительской программы заново открывается ДК «ЗИЛ». Теперь его называют на европейский манер «культурный центр», но время покажет, что название не приживётся. Поражающий своими размерами, этот выдающийся памятник конструктивизма по проекту знаменитых архитекторов братьев Весниных, — часть на тот момент ещё не разрушенного комплекса знаменитого автомобильного завода имени Лихачёва.

Судьба этой крупнейшей промзоны столицы активно обсуждается властями города, градостроителями и общественностью: зимой на II Московском урбанистическом форуме презентуют концепцию развития территории, говорят о частичном сохранении производства, приспособлении бывших цехов и постепенной застройке освободившихся площадей под смешанное использование — жильё, офисы, технопарк. Во многом новый культурный центр открывается в статусе первого вестника, как тогда казалось, грядущего возрождения бывших индустриальных территории, а также в качестве «модельного проекта реформирования ДК» в Москве.

1 / 2

2 / 2

Осенью 2012-го также происходит окончательный спад протестной активности и энергия многих горожан перенаправляется в русло «малых дел». После успешного перезапуска парка Горького и при активном содействии городских властей растёт популярность урбанистики, идеи развития общественных пространств.

Обновлённый ДК позиционируется в духе прогрессивных подходов к развитию городской среды: мелькают словосочетания «децентрализация культуры», «творческое предпринимательство», «идентичность района» и «локальные сообщества».

В следующие два года появится Крымская набережная, новые пешеходные зоны, по примеру парка Горького будут благоустроены ещё несколько столичных парков.

Кружки

Кружки культурного центра ЗИЛ славятся своей долгой историей. Старейший из них – драматический театр Штейна, который был основан еще в 1937 году. Многие его воспитанники стали известными актерами – Лановой Василий, Васильева Вера, Таланкин Игорь, Носик Валерий, Земляникин Владимир и многие другие.

В центре работает изостудия, которая была основана в 1937 году. Здесь сохранились гипсовые модели, по которым училось не одно поколение начинающих художников.

Работает музыкальный кружок, хореографический ансамбль «Юный зиловец» является лауреатом международных фестивалей и конкурсов, а ансамбль Белоусова Бруно участвовал в культурной программе на Олимпиаде 1980 года.

В культурном центре ЗИЛ работает шахматный клуб, кружок по кройке и шитью, фотомастерская, студия циркового искусства, студия радиолюбителей.

Здесь побывали Роллан Ромен, спортсмены — Яшин Лев, Харламов Валерий, космонавты Титов Герман и Гагарин Юрий. В 1963 году здесь состоялась политическая встреча с Фиделем Кастро, в 1978 году был организован концерт Высоцкого Владимира.

культурный центр ЗИЛ как добраться от метро

Культурный центр ЗИЛ

Культурный Центр ЗИЛ– первый и самый крупный дворец культуры в Москве, памятник эпохи конструктивизма. Его построили архитекторы братья Веснины в 30-ые годы ХХ столетия. Здание выполнено в виде самолета из стекла и бетона, в нем нашла свое отражение авиационная романтика той поры. Очень просто и красиво сконструированы внутренние пространства дворца. С его крыши открывается потрясающий вид на Москву.

В 2020 году КЦ ЗИЛ отмечает свое 80-летие. В нем есть все необходимое для общения и проведения культурного досуга граждан: студии, кружки, кафе, библиотека, книжный магазин, зоны коворкинга с бесплатным Wi-Fi. В центре регулярно проводятся выставки, концерты, лекции, мастер-классы, выступают деятели науки, культуры и искусства, столичные театры и творческие коллективы показывают свои лучшие постановки.Пространства Культурного центра ЗИЛ позволяют реализовать самые разнообразные проекты.

Главной сценической площадкой центра является Большой зал на 888 мест, оснащенный самым современным звуковым, световым и проекционным оборудованием. В Малом зале всего 50 зрительских мест, его площадь 168 кв. м. В красивейших холлах театральной части может разместиться до 1000 человек. Здесь возможно осуществлять танцевальные проекты, организовывать выставки и проводить массовые мероприятия. Для этих целей также подойдет Колонный зал, рассчитанный на 520 человек. Есть в КЦ специальный зал лектория на 250 мест, снабженный системой синхронного перевода и системой затемнения окон, что удобно для кинопоказа. И еще один уникальный зал – Зал-конструктор на 120 мест, площадью 93 кв. м, уже из названия видно, что, несмотря на небольшие размеры, это современное многофукциональное помещение со сценической площадкой и экраном, приспособленное под самые разные мероприятия: спектакли, концерты, кинопоказы, лекции, семинары. Самые большие, масштабные программы, тимбилдинги и корпоративы можно проводить на Летней сцене, расположенной на закрытой территории и вмещающей одновременно до 2000 человек.

В Культурном центре ЗИЛ работает Драматический театр им.С. Л. Штейна, основанный еще в 1937 году Сергеем Штейном, тогда студентом ГИТИСа, как детская театральная студия. Из нее вышли знаменитые актеры театра и кино Василий Лановой, Владимир Земляникин, Юрий Катин-Ярцев, Вера Васильева, Валерий Носик, Владимир Панков, Алексей Локтев и Игорь Таланкин. Сегодня театром руководит Павел Полушкин.

Программа мероприятий в Культурном центре ЗИЛ весьма обширна. Здесь всегда можно интересно провести время и семейный досуг.

Выставки

Выставочная деятельность культурного центра актуальна не только для жителей района, но для всех жителей столицы. Выставки культурного центра ЗИЛ подразделяют по тематическим направлениям.

  • «Мечты и утопии». Этот блок посвящен истории русского авангарда, представлены основные идеи направлений искусства 20-го века.
  • «Археология индустриальная». Рассматриваются проблемы индустриальных городов, представлены документы, исследования и художественный ответ на эту проблему.
  • «Пространство как событие». Представлены предметы, созданные на основе новых материалов, технологий, новых виртуальных форм.

Центр ЗИЛ открывает фестиваль, посвященный уходящей в прошлое индустриальной культуре

МОСКВА, 16 октября. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Фестиваль индустриальной культуры с выставками, экскурсиями по известным промышленным предприятиям и показом документальных фильмов открывается 16 октября в Культурном центре ЗИЛ, рассказала ТАСС его директор Елена Мельвиль.

Центр ЗИЛ, бывший Дворец культуры АМО «Завод им. И. А. Лихачева», территория которого в скором времени будет полностью обновлена, был построен в 1930-х годах по проекту братьев Весниных.

По словам Мельвиль, возникший в эпоху индустриализации тип социально-культурных отношений уходит в прошлое вслед за изменением статуса промзон, и организаторам фестиваля хотелось бы «поймать эту уходящую натуру и попытаться ее показать».

«Важно с точки зрения наследия и его осмысления показать не только нюансы, связанные с эпохой промышленного переворота и способов производства, но и показать, как это повлияло на культуру, когда поменялись и быт, и воспитание», — отметила Мельвиль.

Программа Фестиваля индустриальной культуры состоит из выставочной и просветительской частей.

Он откроется медиаперформансом Святослава Пономарева «ЗИЛ Контекст. Руины будущего», в котором образы руинированного завода соединятся с замыслами итальянского архитектора Пиранези, больше известного своими фантазийными проектами, чем реальными постройками.

На выставке «ЗИЛ. Наследие» можно увидеть инсталляции из предметов, связанных с Заводом имени Лихачева — деталей автомобилей, велосипедов, холодильников, моделей, чертежей и документов. Для каждого из предметов, отмечают создатели проекта, подобрано сопровождение, раскрывающее его культурное значение: тексты, фото- или видеоматериалы.

«Мы хотим показать,что на карте города есть точка, где уходящая натура может быть запечатлена и музеефицирована в некотором виде. Хотя мы и памятник архитектуры, но не являемся ни музеем, ни галереей, тем не менее выполнять роль музеефикации предметов можно», — сказала Мельвиль.

По ее словам, Культурный центр ЗИЛ хотел бы получить хотя бы часть коллекции Музея ЗИЛ для ее сохранения и сделать постоянную экспозицию, связанную с индустриальной эпохой.

Также на фестивале можно увидеть посвященную конструктивистским клубам фотовыставку Ольги Алексеенко и инсталляцию «Между мифом и утопией. Между пустотой и свободой», которая создана из личных вещей жителей Берлина — город, по замыслу организаторов, в этом контексте трактуется как промышленная столица ХХ века.

Просветительская часть включает в себя дискуссионную программу «Археология идей. Индустриальное наследие. Новые утопии», кинопрограмму «Промреальность» с показом современных документальных картин и экскурсионную программу «Промышленный авангард Москвы» — автобусные и пешие экскурсии по масштабным проектам индустриальной Москвы 1920-1930-х годов.

Фестиваль индустриальной культуры продолжит свою работу до 8 ноября.

В настоящее время

Сегодня здание дворца — это памятник культурного наследия, который охраняется государством. Его новый этап развития только начался (с 2008 года), но он уже стал местом отдыха и культурного времяпровождения для жителей столицы и Подмосковья. Здесь с успехом реализуются и международные проекты. Так, например, в лекционном зале читал лекцию лауреат Нобелевской премии по экономике Ауманн Роберт, балет Сюзан Фарел (США) и театр «Балет Москвы» поставили совместный спектакль, успешно был реализован проект «Корейский экспресс», в рамках которого свои хореографические номера показали артисты из США и Южной Кореи.

культурный центр ЗИЛ выставки

Строительство

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе[источник не указан 889 дней

] знаменитых архитекторов-конструктивистов братьев Л. А. и А. А. Весниных в 1930—1937 годах.

Дворец начали строить в 1931 году. В 1933 году был завершен малый театр, а в 1937 году — примыкающий к нему клубный корпус. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от неё, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещён конференц-зал, а ещё выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания[1]. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов[1]. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухъярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: