Киевский железнодорожный вокзал Москвы

Киевский вокзал Москвы — один из 9 железнодорожных вокзалов города. Он возведен на западе Москвы около Кольцевой линии метрополитена (станция «Киевская»).

Исторически вокзал появился здесь в конце XIX века и начал принимать пассажиров с 1899 года. В те времена он назывался Брянским. К сожалению, старое строение не сохранилось. Проект нынешнего сооружения создан в 1918 году под руководством архитектора Ивана Регберга. За вековую историю, которую вокзал пережил с тех пор, он много раз подвергался реконструкции и разнообразным обновлениям. Сейчас это транспортный узел, оборудованный по самым высоким стандартам.

Помимо кассовых залов (обслуживающих электрички и поезда, следующие в другие города России и зарубеж) и других стандартных видов услуг, здесь работает множество удобных сервисов. Вещи можно оставить в камере хранения. В ожидании поезда — передохнуть в комнате отдыха. На вокзале работает пункт обмена валюты, салон красоты, разнообразные торговые павильоны, медпукт. В здании Киевского вокзала можно «поймать» бесплатный интернет (однако есть некоторые ограничения для пользователей).

© Андрей и Валерия

Интерактивная схема Киевского вокзала

Расписание Киевского вокзала в 2020 году

Киевский вокзал — один из крупнейших железнодорожных узлов города. Ежедневно он принимает до 7 000 пассажиров, а в летнее время этот поток увеличивается в несколько раз за счет дачников и гостей города.

Актуальное расписание движения поездов со всеми изменениями всегда доступно на онлайн-табло сервиса Яндекс. Расписания.

Расписание поездов с Киевского вокзала

Онлайн-табло так же позволяет уточнить любые нужные вам детали о том или ином поезде: график его движения по дням недели, промежуточные станции, цену билетов, наличие свободных мест, ремонтные работы или другие задержки движения на линии. Для этого достаточно «щелкнуть» на интересующий вас рейс.

Расписание электричек

Киевский вокзал принимает и отправляет пригородные электрички с раннего утра до поздней ночи. Первый электропоезд отправляется обычно в 4.20, последний — в полночь.

История вокзала

Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).

Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. Рерберг и И. Нивинский[2].

В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала — более 36 тысяч м². Пассажиропоток Киевского вокзала — более 400 человек/час[3].

К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное односводчатое остеклённое арочное покрытие (длина — 321 м, ширина пролёта — 47,9 м, высота — 28 м, вес конструкций — более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящество величественного сооружения.

Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.

В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учётом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.

В 1940—1945 годах с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). В проектирование пригородного павильона Чечулин включился, когда уже шло сооружение цокольного этажа архитектором А. В. Кулагиным, задумавшим оформление пристройки в общей стилистике здания вокзала. Чечулин, недавно вернувшийся из большого зарубежного путешествия, переработал оформление, придав ему черты веницианских палаццо[4].

Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года были поставлены турникеты на вход и выход, вначале это были не билеты со штрихкодом, а картонные карты с магнитной полосой наподобие метрополитеновских тех годов, которые давались дополнительно к обычному билету.

В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала; вместо стекла в покрытии использован прозрачный поликарбонат[5].

На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год. С 2012 года производился капитальный ремонт части Киевского вокзала для прохода к электропоездам — был закрыт прямой выход из метро через 3 лестницы, а турникеты перенесены на северо-западную боковую часть от тупиков. Летом 2013 года после реконструкции открыт новый турникетный зал пригородных поездов.

В начале 2020 года прилегающая грузовая станция 1 класса Москва-Товарная-Киевская вошла в состав станции Москва-Пассажирская Киевская как товарный парк (пути 9т — 16т); при этом исходная станция была закрыта для грузовых операций по всем параграфам[6].

В ближайшие годы на Киевском направлении планируется ввести в строй три новых платформы[7]: Минскую, Аминьевскую и Санино. Соединительная ветвь, которая должна начинаться от Минской, свяжет Киевское и Белорусское направления МЖД[7]. Платформа Минская станет развитием ст. Москва-товарная Сортировочная[7].

Платформы и небольшой пассажирский терминал Минской планируется возвести неподалёку от станции метро «Минская» Калининско-Солнцевской линии. К концу 2020 года там откроется транспортно-пересадочный узел.

Новый Транспортно-пересадочный терминал на Минской даст возможность разгрузить станцию метро «Киевская» Кольцевой линии и Киевский вокзал на 30 % — за счёт возможности попасть в метро не доезжая до вокзала[7].

  • Воспроизвести медиафайл

    Кинохроника 1918 года

  • В ресторане. 1970-е годы
  • Детская комната вокзала. 1980 год
  • Киевский вокзал. 1980 год

Купить билет с Киевского вокзала

В отличие от сроков покупки авиабилетов, возможность приобрести те или иные железнодорожные билеты пока еще ограничена. Кроме небольших исключений, продажа билетов обычно открывается за 90 суток до поездки.

РЖД использует систему динамического ценообразования. Это значит, что чем больше осталось билетов на тот или иной рейс, тем они дешевле. Чем меньше билетов и больше запросов, тем дороже становится билет. Выбрать билет и купить его можно на официальном сайте РЖД. Так же удобно пользоваться сервисом Туту.ру — здесь продажа билетов доступна без предварительной регистрации.

Основные направления

От Киевского вокзала следуют поезда на юго-запад от Москвы. Электропоезда курсируют в пределах Московской и Калужской области. Поезда дальнего следования отправляются в сторону Брянска, Киева и других городов Украины, а так же в Молдавию.

Поезда

До изменения политического климата между Россией и Украиной от Киевского вокзала было множество составов в сторону Украины. Сейчас количество таких рейсов и пассажиров на них в целом существенно уменьшилось. Некоторые поезда переведены на Белорусский вокзал, многие убраны из расписания.

Москва — Брянск

Между Москвой и Брянском существует ежедневное сообщение. Общее время в пути около 6 часов. Самый быстрый способ добраться — скоростные поезда, отправляющиеся от Киевского вокзала в 6.56. и 13.35. Они преодолевают путь до Брянска всего за 4 часа.

Москва — Кишинев

Между Москвой и Кишиневом несколько рейсов. Часть из них ежедневные, часть отправляются через день. Самый удобный — . Время в пути около 27–28 часов.

Москва — Киев

Между Москвой и Киевом сохранилась ежедневная железнодорожная связь. Самый быстрый способ доехать — . Он проделывает путь между двумя городами за 12 часов.

Москва — Львов

Ежедневно с Киевского вокзала отправляется поезд в Львов. Состав находится в пути почти сутки.

© Андрей и Валерия

Москва — Николаев

Из Москвы в Николаев прямым поездом можно доехать через день по нечетным числам. Время в пути до 24 часов.

Москва — Одесса

Самый удобный способ попасть из столицы в Одессу — ежедневный . Время в пути так же около суток.

Москва — Калуга

Из Москвы в Калугу можно попасть как на электричке, так и на поезде дальнего следования. В течение дня существует множество таких рейсов. Время в пути около 2 часов.

Электрички

Детальную схему движения электропоездов от Киевского вокзала можно найти на сайте ЦППК.

  • Москва — Переделкино
  • Москва — Очаково
  • Москва — Нара
  • Москва — Балабаново
  • Москва — Обнинск
  • Москва — Лесной городок
  • Москва — Малоярославец

Пассажирское движение

От Киевского вокзала отходят пригородные электропоезда Киевского направления МЖД:

  • На пункты главного радиального хода Очаково (2-3), Сколково (1-5), Солнечную (1), Лесной Городок (10), Апрелевку (21-23), Нару (32-33), Малоярославец (5-6), а также по съезду на хордовую линию Вязьма—Сызрань на Калугу I (12)
  • Прямые электропоезда на Большое кольцо МЖД через Бекасово I до пл. Бекасово-Сорт. (2) и ст. Кресты (2-3) и обратно.
  • Аэроэкспрессы в аэропорт Внуково (22) и электропоезда до станции Аэропорт (3 по будням).
  • Экспрессы до Калуги-1.
  • До 23 июня 2020 года также работали электропоезда до Калуги-2. В 2012 году работали прямые экспрессы до ст. Сухиничи.
  • С лета 2020 года на участке Москва — Новопеределкино курсируют ускоренные городские поезда ЭГ2Тв «Иволга».

Скорые и пассажирские поезда с Киевского вокзала следуют в Брянск, далее — в Киев, а оттуда — в другие крупные города Украины, Молдавии. В последние годы количество пассажирских поездов на Украину резко сократилось. Часть поездов в дальнее зарубежье перенесено на Белорусский вокзал или отменены.

В здание вокзала встроен вход на три станции метро «Киевская» — Арбатско-Покровской, Кольцевой и Филёвской линий.

Пассажиропоток

Наибольшее число пассажиров приходится на пассажирский терминал Киевского вокзала и составляет 32 000 человек в сутки. На платформе Переделкино обрабатывается не менее 10 000 пассажиров поездов пригородного сообщения. На остальных станциях (см.график) пригородной пассажирской линии до Калуги-1 услугами пользуются от двух с половиной до четырёх тысяч пассажиров в сутки[9].
Сравнительный график пассажиропотока на остановочных пунктах Киевского направления МЖД (в сутки) Киевское направление ~ 138 925 чел.

остановкапассажиров (чел.)
Киевский вокзал 32 000
Переделкино 10 000
Солнечная 4 700
Очаково 4 300
Апрелевка 4 000
Матвеевское 3 700
Нара 3 400
Внуково 3 200

Направления, перевозчики и расписание

ПеревозчикДистанцияРасписание и направления
Российские железные дорогиМосква
Киевский вокзал
Дальнее следованиеЯндекс
Украинские железные дороги
Железная дорога Молдовы
Центральная пригородная пассажирская компанияПригородное сообщениеtutu.ru
АэроэкспрессАэропорт ВнуковоЯндекс

Скоростное и ускоренное движение

ДистанцияОстановкиПротяжённостьВремя в путиТип поездаВагонов
Межрегиональное и пригородное ускоренное движение
Москва
Киевский вокзал
Калуга IНара, Балабаново, Обнинское, Малоярославец188 км2 ч. 30 мин.ЭД4МЭкспресс11
Аэропорт Внуковонет33 км0 ч. 35 мин.ЭШ2«Евразия»ЭД4М«Аэроэкспресс»6/48/11
Городской экспресс
Москва
Киевский вокзал
НовопеределкиноОчаково, Сколково, Солнечная19 кмЭГ2Тв«Иволга»5
  • Пассажирский двухсистемный шестиосный электровоз ЭП10-004 на станции Москва-Киевская
  • Электропоезд ЭД4М-0442 перед Киевским вокзалом — пригородный экспресс в Нару 7 ноября 2014 года.
  • Электропоезд ЭШ2-024 «Евразия» на Киевском вокзале — аэроэкспресс в аэропорт Внуково
  • Электропоезд ЭГ2Тв-002 «Иволга» на Киевском вокзале — городской полуэкспресс в Новопеределкино

См. также: Пригородные перевозки в Российской Федерации

Аэроэкспресс от Киевского вокзала

Киевский вокзал с некоторого времени является очень важным связующим звеном между городом и аэропортом Внуково. По этому маршруту ежедневно в обе сторону курсирует аэроэкспресс.

Первые рейсы отправляются в 5:30 утра, последние в 00:18. Аэроэкспресс ходит каждые полчаса. Время в пути — 40 минут.

Точное расписание аэроэкспресса можно найти на сайте.

Чтобы попасть в зону отправления аэроэкспрессов и кассовые залы этих поездов, встаньте спиной к ТЦ «Европейский» и лицом к главному зданию вокзала — терминалы прямо перед вами. Дополнительно ориентируйтесь по специальным указателям. Аэроэкспресс прибывает к терминалу, А внуковского аэропорта.

© Андрей и Валерия

До Киевского вокзала на каршеринге или на такси

Добираться до Киевского вокзала на каршеринге — не самая лучшая идея. На территории вокзала нет бесплатной парковки, а, соответственно и машину оставить там не получится. Единственный выход — припарковаться в ближайших дворах и дойти до вокзала пешком, но, согласитесь, что идти до вокзала с тяжелым чемоданом — занятие не из приятных!

Способ сэкономить на такси до Киевского вокзала

Куда комфортней добираться до Киевского вокзала на такси

. Увы, такси в Москве отнюдь не дешевое и поездка до вокзала с окраин города может ударить по карману. Чтобы сэкономить на такси, установите приложение “Сравни такси” (для андроида или для айфона), которое поможет вам найти наиболее выгодного оператора.

Камеры хранения на Киевском вокзале

На вокзале работают как автоматические камеры хранения, так и обычные, в которых работает обслуживающий персонал. Обратите внимание, что в ручной камере хранения цена указана за календарные сутки, которые длятся с 0 до 24 часов текущего числа. Плата взимается за каждую сданную на хранение единицу.

В ручную камеру хранения можно попасть через отдельный вход, который находится по центру фасада здания вокзала.

Автоматические камеры хранения расположены в основном зале вокзала. Там существуют 4 варианта ячеек разного размера.

Стоимость ячеек в 2020 году:

  • Первый час — от 100 рублей за малую ячейку до 200 рублей за ячейку максимального размера;
  • Каждый последующий час варьируется от 50 до 100 рублей;
  • Полные сутки: малая ячейка стоит 220 рублей, средняя ячейка — 450 рублей, большая — 360 рублей и максимальная — 500 рублей.

Прайс камеры хранения с официального сайта РЖД (файл pdf)

О фильме «Черная молния»:

В основе фильма — история о том, как обычный студент московского вуза случайно становится обладателем на первый взгляд, вполне обычной, и даже изрядно подержанной, но… умеющей летать «Волги». С этой машиной он не только получит возможность воплотить мечту всех московских автомобилистов — облетать пробки, но и неожиданно для себя превратится из типичного современника, зацикленного на своих проблемах, в защитника города, таинственного борца со злом. Режиссер: Александр Войтинский, Дмитрий Киселев В ролях: Григорий Добрыгин, Валерий Золотухин, Сергей Гармаш, Иван Жидков, Екатерина Вилкова, Виктор Вержбицкий, Екатерина Старшова, Михаил Ефремов Год выпуска: 2009 Страна: Россия Слоган:«Добро должно быть с крыльями» Продюсер: Тимур Бекмамбетов Жанр: фантастика, боевик, приключения Продолжительность: 110 мин. Премьера (РФ): 31 декабря 2009 Релиз на DVD: 2 февраля 2010 Интересные факты о фильме Черная молния:

  • Продолжительность съемок составила 44 съемочных дня, первый из которых пришелся на 31 декабря 2008 года.
  • По словам Дмитрия Токоякова, супервайзера студии Bazelevs VFX, за пять месяцев было создано 700 кадров сложнейшей компьютерной графики, 70 из которых нарисованы c нуля.
  • После консультаций с экспертами по авиации и промышленными дизайнерами аниматоры остановились на «Волге-21» с выдвижными закрылками и убирающимися колесами. Всего было сделано 100 моделей машины. Дабы она летала согласно законам аэродинамики, был разработан специальный авиационный симулятор.
  • Большинство кадров компьютерной графики были сделаны на основе материала, снятого с участием каскадеров. Так для съемок пробивающего стену автомобиля была сооружена настоящая пушка, стреляющая машинами весом 700 кг со скоростью на вылете 90 км/ч.
  • Москву снимали с высотных объектов, используя специальное съемочное оборудование. Недостающие фрагменты изображения затем дополняли компьютерной графикой на основе фотографий.
  • Над созданием графики к фильму «Черная молния» трудились 150 человек, помимо специалистов Bazelevs VFX для создания отдельных сцен привлекались сотрудники 14 крупных студий компьютерной графики.
  • Гидравлическая система «Гимбл» позволяла имитировать полет на машине. При этом болтало в ней как на американских горках. Григорий Добрыгин и Виктор Вержбицкий провели на «Гимбле» больше недели.
  • Полеты над Москвой снимались с помощью радиоуправляемой камеры, которая ездила по тросу, натянутому между двумя огромными кранами.
  • В период разработки картины «Черная молния» Тимура Бекмамбетова было создано 100 компьютерных прототипов автомобиля Волга.

Источник информации:

time4film.ru — сайт, с которого можно бесплатно скачать любимые фильмы.
На следующем сайте можно узнать много подробностей о том, как создавался этот фильм: chernaya-molniya-film.ru

Как добраться до Киевского вокзала

Оптимальный и быстрый способ оказаться на Киевский вокзал — воспользоваться московским метрополитеном. Ближайшая к вокзалу станция метро «Киевская» открыта для пассажиров с 5.30 до 1.00. Сев в метро в любом районе города, вам нужно доехать до Кольцевой линии и при необходимости сделать там пересадку.

До вокзала так же следуют автобусы (№ № 17к, 91, 119, 205, 205к, 791, 902) и троллейбусы (№ № 7, 17, 34, 34к).

От вокзала очень легко добраться до центра города, в том числе до Красной площади. Самый удобный способ: спуститься в метро и доехать до станции «Площади революции». Если вы захотите прогуляться в сторону центра пешком, то вам нужно будет пройти около 5 километров.

Киевский вокзал очень удобно расположен. Даже если вы оказались в городе проездом и у вас всего несколько часов, вы можете провести это интересно, никуда не уезжая в другие районы столицы. Вокзал находится на площади Европы рядом с набережной Москва-реки. Здесь приятно прогуляться, любуясь городом. Буквально на привокзальной площади построен огромный торговый — это город в городе. Магазины на любой вкус и разные возможности, множество кафе и рестораны на выбор, целые этажи развлечений, спортивных занятий, масштабный гипермаркет товаров для хобби, кинотеатры, каток и многое другое.

Остановка городского транспорта перед зданием Киевского вокзала — панорама Яндекс Карты

Транспорт до аэропортов Москвы

Если ваш самолет вылетает из аэропорта «Домодедово», то выйдя из Киевского вокзала спуститесь в метро, выбрав кольцевую линию. Ехать необходимо на «Павелецкую», где можно пересесть на аэроэкспресс, отправляющийся с Павелецкого вокзала. Второй вариант: доехать по кольцевой ветке до пересечения с Замоскворецкой веткой, перейти на нее и ехать до «Домодедовскую». Оттуда в аэропорт Домодедово следует автобус-экспресс № 308.

Для того, чтобы попасть в «Шереметьево» так же необходимо спуститься в метро и доехать до станции «Белорусская». С Белорусского вокзала, который находится рядом с этой станцией метро, в сторону аэропорта Шереметьево курсируют аэроэкспрессы. Второй вариант: доехать в московской «подземке» до метро «Речной вокзал» Замоскворецкой линии, где можно сесть на маршрутку № 949 до аэропорта.

В новый московский аэропорт «Жуковский» удобно добираться на электричке. Доехав на метро до «Комсомольской» станции (пересечение Кольцевой и Сокольнической линий), выйти к Казанскому вокзала. На любой электричке доехать до станции «Отдых» (это около часа езды). Оттуда в аэропорт каждые полчаса следуют специальные автобусы-шаттлы. Время в пути около 20 минут. Так же от станции «Отдых» до аэропорта можно доехать на маршрутке № № 2 или 6.

Вылетающим из «Внуково», добраться в аэропорт будет проще всего — достаточно сесть прямо внутри Киевского вокзала на аэроэкпресс.

Схема Московского метрополитена

Транспорт до других ж/д вокзалов Москвы

Практически все московские вокзалы находятся около Кольцевой линии метрополитена, поэтому от одного до другого удобнее всего доехать на метро, проехав, как правило, несколько остановок:

  • Ленинградский, Казанский, Ярославский вокзалы находятся около метро «Комсомольская»;
  • Белорусский вокзал находится на «Белорусской» — пересечение «кольца» с Замоскворецкой линией;
  • Павелецкий вокзал находится около «Павелецкой», где пересекаются Кольцевая и Замоскворецкая линии метро;
  • Курский вокзал находится около станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Еще два вокзала расположены на станциях других веток метро:

  • Рижский вокзал находится около метро «Рижская» Калужско-Рижской линии. Пересадку с кольцевой линии нужно сделать на «Проспекте Мира» (переход на одноименную станцию);
  • Савеловский вокзал находится на метро «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Пересадку с кольцевой линии необходимо сделать, выйдя на «Новослободской» (переход на станцию «Менделеевская»).

Входы в Московский метрополитен около здания вокзала — панорама Яндекс Карты

Как добраться с Киевского вокзала в Московские аэропорты

  • Самый удобный способ добраться с Киевского вокзала до аэропорта, это выбрать аэропорт «Внуково» — туда с этого вокзала уходит аэроэкспресс. Это комфортабельная электричка с интернетом, розетками и удобными креслами отходит каждые полчаса. Время в пути: 36 минут, стоимость проезда в один конец — примерно 500 рублей.
  • Чтобы добраться с Киевского вокзала до аэропорта «Домодедово», необходимо доехать по филевской (голубой) ветке до станции “Кутузовская” и пересесть на МЦК, затем следовать до станции “Верхние котлы”. Выйдя с МЦК, перейдите на ЖД-станцию и садитесь в электричку до аэропорта Домодедово. Время в пути — 80-90 минут. Если не хотите ловить электричку, можете уехать в «Домодедово» на Аэроэкспрессе от Павелецкого вокзала.

добраться с киевского вокзала до домодедово

  • Добраться до «Шереметьево» от Киевского вокзала можно на аэроэкспрессе, уходящего с Белорусского вокзала. Как добраться до него, мы уже писали. Время в пути — 1 час.
  • Путь с Киевского вокзала до аэропорта «Жуковский» самый долгий. Сначала необходимо добраться до станции метро “Котельники” и оттуда поехать на №441 автобусе до Жуковского. Подробнее в нашей отдельной статье. В пути: 2 часа 20 минут.

Парковка

Около Киевского вокзала организовано несколько автомобильных парковок, где можно оставить свою машину.

Со стороны восточного фасада здания вокзала площадка на 70 мест (на карте). Время бесплатного паркинга 15 минут, далее 250 рублей в час.

С северо-восточной стороны, около Бородинского моста площадка на 60 мест (на карте). Тариф составляет 200 рублей в час и 1200 рублей в сутки.

Вдоль южного фасада здания вокзала оборудовано еще 100 парковочных мест (на карте). Стоимость 200 рублей в час и 1200 рублей в сутки.

Со стороны 2-го Брянского переулка есть небольшой паркинг на 15 мест (на карте). Цена 200 рублей в час и 800 за сутки.

Вы можете выбрать любой удобный для себя способ оплатить паркинг:

  • СМС на короткий номер 7757;
  • мобильное приложение «Парковки Москвы»;
  • паркомат, принимающий к оплате банковские карты и специальные парковочные карты;
  • терминал Kiwi.

Подробнее об этих способах оплаты и тарифных зонах можно прочитать на городском портале «Московский Паркинг».

История вокзала[ | ]

Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).

Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. Рерберг и И. Нивинский[2].

В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала — более 36 тысяч м². Пассажиропоток Киевского вокзала — более 400 человек/час[3].

К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное односводчатое остеклённое арочное покрытие (длина — 321 м, ширина пролёта — 47,9 м, высота — 28 м, вес конструкций — более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящество величественного сооружения.

Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.

В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учётом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.

В 1940—1945 годах с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). В проектирование пригородного павильона Чечулин включился, когда уже шло сооружение цокольного этажа архитектором А. В. Кулагиным, задумавшим оформление пристройки в общей стилистике здания вокзала. Чечулин, недавно вернувшийся из большого зарубежного путешествия, переработал оформление, придав ему черты веницианских палаццо[4].

Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года были поставлены турникеты на вход и выход, вначале это были не билеты со штрихом, а картонные карты с магнитной полосой наподобие метрополитеновских тех годов, которые давались дополнительно к обычному билету.

В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала; вместо стекла в покрытии использован прозрачный поликарбонат[5].

На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год. С 2012 года производился капитальный ремонт части Киевского вокзала для прохода к электропоездам — был закрыт прямой выход из метро через 3 лестницы, а турникеты перенесены на северо-западную боковую часть от тупиков. Летом 2013 года после реконструкции открыт новый турникетный зал пригородных поездов.

В начале 2020 года прилегающая грузовая станция 1 класса Москва-Товарная-Киевская вошла в состав станции Москва-Пассажирская Киевская как товарный парк (пути 9т — 16т); при этом исходная станция была закрыта для грузовых операций по всем параграфам[6].

В ближайшие годы на Киевском направлении планируется ввести в строй три новых платформы[7]: Минскую, Аминьевскую и Санино. Соединительная ветвь, которая должна начинаться от Минской, свяжет Киевское и Белорусское направления МЖД[7]. Платформа Минская станет развитием ст. Москва-товарная Сортировочная[7].

Платформы и небольшой пассажирский терминал Минской планируется возвести неподалёку от станции метро «Минская» Калининско-Солнцевской линии. К концу 2020 года там откроется транспортно-пересадочный узел.

Новый Транспортно-пересадочный терминал на Минской даст возможность разгрузить станцию метро «Киевская» Кольцевой линии и Киевский вокзал на 30 % — за счёт возможности попасть в метро не доезжая до вокзала[7].

  • Воспроизвести медиафайл

    Кинохроника 1918 года

  • В ресторане. 1970-е годы
  • Детская комната вокзала. 1980 год
  • Киевский вокзал. 1980 год
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: