Усадьба Кусково – место отдыха в Москве

История Кусково

Кусково — целиком произведение рук человеческих, и природа не помогла тут ничем, она, наоборот, препятствовала созданию этого шедевра. Среди ровной, плоской и унылой местности, покрытой редким лесом, да еще заболоченным, как по волшебству возникло чудное видение: широкий пруд, канал, дворец, искусно распланированный сад, не менее искусно устроенный пейзажный парк, множество затейливых павильонов… Тысячи крепостных рабов были согнаны из окрестных деревень на тяжелые земляные и строительные работы, а в проектировании принимали участие талантливые архитекторы и садовники.
Впервые Кусково упоминается в конце XVI в.: «За боярином Иваном Васильевичем Шереметевым…». Известно из писцовых книг 1623/1624 г., что в шереметевской «старинной» вотчине уже стояла деревянная церковь с двумя приделами — Николы чудотворца и св. Фрола и Лавра, а в селе писцы о (так назывались лично свободные слуги. — Авт.).

После И. В. Шереметева Кусковом владел его сын Федор, перешедший на сторону самозванца Лжедимитрия I, за что и был пожалован им в бояре, впоследствии же он в составе «семибоярщины» (органа управления государством семи бояр — Ф. И. Шереметева, И. Н. Романова, А. В. Трубецкого, Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, Б. М. Лыкова, А.В. Голицына) стоял за приглашение польского королевича Владислава на русский престол. Когда решался вопрос о престолонаследии, то, как говорят, именно он, Федор Шереметев, сказал: «…выберем-де Мишу Романова, он молод и глуп еще», каковая характеристика, возможно, и предопределила выбор новой династии.

От Федора Ивановича Шереметева Кусково переходило в продолжение почти ста лет от одного представителя этого рода к другому, пока Владимир Петрович Шереметев в 1715 г. не продал его за 200 рублей брату, известному сподвижнику Петра Великого Борису Петровичу Шереметеву, наследники которого преобразили Кусково. Он прославился многими победами, но особенно в Северной войне, во время которой после одного из сражений получил чин фельдмаршала (третий в России), а после усмирения восстания в Астрахани он был пожалован первым российским графом. Под Полтавой Шереметев командовал центром русской армии и во многом способствовал победе над Карлом XII.

Шереметев обладал большим родовым богатством, во время войны в Лифляндии он, по выражению царя Петра, «славно похозяйничал», да за службу ему отдали многие имения с крестьянами (так, например, после Полтавской битвы, Шереметев стал владельцем Юхотской волости с 12 тысячами крестьян), но всю свою жизнь он провел в походах, сражениях, дипломатических переговорах и вряд ли бывал во многих из них, в том числе и в Кускове. Фельдмаршал скончался через четыре года после покупки Кускова и расцвет усадьбы связан прежде всего с его сыном Петром Борисовичем. Он не прославился на поле брани или на гражданской службе, хотя и достиг степеней известных: при Елизавете Петровне получил чин генерал-аншефа, а Петр III сделал его обер-камергером, почему и единственный плод его служебной деятельности был озаглавлен: «Устав о должностях и преимуществах обер-камергера».

В 1743 г. П. Б. Шереметев женился на единственной наследнице канцлера А. М. Черкасского. Отец хотел выдать ее за дипломата и поэта Антиоха Кантемира, сына молдавского господаря. Почему не состоялся этот брак, неизвестно, есть предположение, что Антиох не хотел связать свою жизнь с баснословно богатой, избалованной и не очень строгой светской красавицей.

Почти все, что есть в Кускове, обязано своим появлением Петру Борисовичу Шереметеву, да и сама мысль выстроить именно здесь роскошную подмосковную усадьбу, возможно, возникла потому, что Шереметев хотел иметь ее неподалеку от подмосковного дворца императрицы Елизаветы Петровны в селе Перове. К планировке и устройству кусковской усадьбы непосредственное отношение имел Юрий Иванович Кологривов, друг и советник П. Б. Шереметева, человек с интересной и во многом еще неисследованной биографией.

Его хорошо знал Петр Великий, по поручению которого Кологривов приобретал за границей многие произведения искусства, и, в частности, знаменитую Венеру Таврическую. Примерно с 1740-х гг. Кологривов живет здесь у Шереметева.

Есть сведения, что автором проекта дворца был французский архитектор Шарль де Вальи, но непосредственно строительством руководили либо крепостные либо наемные русские архитекторы, и в частности, Ф. С. Аргунов и К. И. Бланк, хотя ничего делалось в Кускове без консультации с Петром Борисовичем, которому и принадлежало решающее слово.

Архитектурный ансамбль

Композиционно пространство имения делилось на 3 части:

  1. Дворец в окружение французского парка
  2. Зверинец с искусственными прудами
  3. Английский парк

Здание дворца, иначе именуемого Большим Домом, было сооружено по проекту архитектора К.Бланка, признанного мастера барочного стиля. В первозданном виде дом строился из дерева, которое сверху покрывалось слоем штукатурки бледно-розового оттенка. Фасад был оформлен колоннами. Поверх них красовалась родовая эмблема графов Шереметьевых. Портики по бокам украшала резьба, в виде всевозможных воинских принадлежностей. Армейский декор должен был напоминать про фельдмаршальский чин Бориса Петровича Шереметьева.

Дом имел 2 этажа, выполняющих собственные функции:

  • В цоколе находились подсобные помещения, винные погреба, кладовые;
  • На верхнем этаже располагались комнаты для гостей, залы для приемов и балов.

От остальной части поместья дворец отделяет Большой пруд. На Запрудной территории воздвигались разного рода небольшие сооружения. Они предназначались для увеселения приезжих. В число построек входили:

  • Оранжереи – Большая каменная и Американская
  • Птичий вольер
  • Зверинец
  • Воздушный театр

Для обслуживания нужд хозяев и гостей предназначалась кухня во флигеле, сарай для карет, сушилка. Кроме того, отдельное здание занимал управляющий. В усадьбе имелась собственная церковь, оборудованная колокольней. Особую группу образуют строения, расположенные в парковой зоне. Каждое из них представляло определенное направление в архитектуре. Помещения использовались для приема гостей.

Большой дом

Летний дворец был построен согласно основным требованиям классического стиля. Для него характерен торжественный декор помещений, использование в качестве украшений многочисленных произведений искусства (картины, скульптуры). Комфортабельность условий (дощатые полы, камины, осветительные приборы) сочетаются с элементами декораций (лепнина, резьба, роспись).

Над созданием Большого дома трудились мастера разных специальностей — скульпторы, художники, резчики. Ими руководил талантливый архитектор Карл Иванович Бланк, представитель московской зодческой школы. Благодаря стараниям музейных работников, интерьеры Шереметьевского дворца в Кусково удалось сохранить в первозданном виде. В конце 70-начале 80-х годов была осуществлена их масштабная реставрация. Посетители имеют уникальную возможность прикоснуться к творениям мастеров 18 века.

Итальянский домик

Прекрасным образцом южноевропейской архитектуры является павильон под названием Итальянский домик. Он был воздвигнут в 50-е годы 18 века. Непосредственным куратором строительства выступал прославленный дипломат и знаток западного искусства Юрий Иванович Кологривов. Он долгие годы провел разъезжая по странам Европы в поисках раритетных вещей. Прошел обучение навыкам архитектора в Риме.

Разработанный Кологривовым проект Итальянского домика предусматривал обустройство 2 этажей:

  • 1 этаж предназначался для размещения коллекционных экспонатов (античная скульптура, модели храмов в Вифлееме и Иерусалиме, мраморная мозаика, картины из бисера и т.п.)
  • 2 этаж был оборудован для проведения массовых приемов

Голландский домик

В отличие от пышности Итальянского павильона, Голландский домик демонстрирует простоту и скромность. Его убранство повторяет традиционный облик жилищ голландцев 17 века. Основным декоративным элементом служит керамическая плитка, которой облицовывали помещения. Для оформления здания было использовано свыше 10 тыс. изразцов, изготовленных в Делфте и Роттердаме.

Украшение интерьера состоит из богатой коллекции фарфоровых изделий: статуэток, посуды, ваз, тюльпанниц. Кроме того, в павильоне находится единственное в России собрание фигурок-обманок. Перед домом был воссоздан уголок Голландии с огородом, садом, беседками. Здание было построено в 1749 г и сохранилось до наших дней без изменений.

Павильон «Грот»

Обустройство Грота на территории поместья было поручено немецкому мастеру Иоганну Фохту. Процесс занял более 10 лет (1761 – 1775). Искусственное сооружение должно было максимально точно воспроизводить внутреннюю обстановку настоящего грота. С этой целью были задействованы природные материалы: туф разных оттенков (розовый, желтый, белый), раковины.

Атмосфера подводного царства имитируется с помощью искусно выполненных изображений рыб, моллюсков, морских обитателей. Внутри грот делится на 3 части:

  • Северный кабинет
  • Южный кабинет
  • Центральный зал

Настоящая «изюминка» павильона – куклы из глины и дерева, украшенные раковинами. Они были приобретены графом Шереметьевым в Европе в конце 18 века и представляют подлинные раритеты. Чтобы подчеркнуть связь Грота с водной стихией возле него был обустроен пруд с рыбками.

Павильон Эрмитаж

Для уединения и раздумий был создан павильон Эрмитаж. В нем гости могли проводить встречи тет-а-тет. Однако граф сделал свой Эрмитаж доступным лишь для ограниченного круга близких людей. Небольшое здание имело 2 этажа. Внизу размещалась прислуга, готовились кушанья. Было оборудовано специальное устройство для подъема еды.

Церковь Спаса Всемилостивого

Одноглавая, восьмигранный барабан купола имеет ниши с размещенными в них скульптурами апостолов. На три стороны выходят одинаковые фасады, с востока размещена небольшая алтарная апсида. Три одинаковых крыльца без навесов оборудованы двухсторонними лестницами с коваными перилами. Ребристая крыша с темной кровлей и светлые стены отличаются от всех окружающих зданий

Внутреннее храмовое убранство, открывающееся перед входящими в церковь Спаса Всемилостивого, удивляет своей скромностью и лаконичностью. Аккуратно побеленные стены не содержат ни лепнины, ни живописных росписей. Из украшающих элементов можно упомянуть только ковровую дорожку посередине нефа, ведущую к алтарному иконостасу. Тут же расположена лавка с религиозной атрибутикой.

Позолотой сверкают лишь некоторые святые образа, в том числе верхняя икона Святой Троицы. Таковы же крупные иконы Богоматери с младенцем слева от Святых ворот и самого Спасителя – справа. Необычна форма створок боковых проходов в алтарное пространство, сделанных в форме вертикально срезанных половин арок. В правой даже просматривается помещение для переодевания священнослужителей.

Устройство уже виденного в полную величину подсвечника для заздравных свечей вполне традиционно, в отличие от роскошного прямоугольного.

Парк

Парк ограниченный каналом с водой и валом перед ним, где прямые дорожки образуют правильный геометрический узор, который делит его на несколько частей. В каждой из них скрещивание дорожек образует центр, отмеченный либо статуей, либо садовым павильоном (так, например, «Эрмитаж» замыкает перспективы восьми аллей парка). На главной оси парка — от главного дома к оранжерее — стоят обелиск 1787г. и колонна со статуей богини мудрости, покровительницы искусств, наук и ремесел Минервы, поставленная в 1776г.

В парке находится много скульптур, среди которых «Скамандр», «Аполлон», «Африка» и др.

Летом на аллеи парка выставлялись южные деревья, подстриженные в виде разных фигур.

Главная аллея подводит к Большой каменной оранжерее, выстроенной в 1761-1763 гг. Она предназначалась не только для выращивания экзотических растений, но и для концертов — центральный объем, выделенный куполом, и был концертным залом. В оранжерее находились редчайшие лавровые деревья, которым было по 300 лет. Они исчезли уже в конце XIX в. от небрежения

Справа от главной аллеи стоит «Вольер» для птиц (сравнительно недавняя реконструкция), еще далее — место, где находился Воздушный, т. е. открытый театр, а уже ближе к главному дому — Итальянский домик, где, возможно, находился небольшой музей, Менажерия — пять изящных домиков, где содержались птицы, и рядом с небольшим прудом — Грот, садовый павильон, выстроенный к 1771 г., украшенный фигурами рыб, средиземноморскими раковинами и камнями (образцом для него послужил растреллиевский грот в Царском селе). Слева от главной аллеи находится один из самых замечательных кусковских барочных памятников — Эрмитаж 1765—1767 гг.

Парк Кусково

Увеселительные павильоны на территории усадьбы призваны были развлекать публику. Самый ранний из таких — Голландский домик. Сам нарядный домик и все его окружение, созданные в память об эпохе Петра Великого, должны были вызывать ассоциации с Голландией, так полюбившейся Петру. В ансамбль входили пруд, напоминавший голландский канал, сад с тюльпанами, огород со спаржей и капустой и недошедшие до наших дней Китайский павильон и Столбовая беседка. С противоположной стороны усадьбы еще один архитектурный ансамбль создавал атмосферу Италии — страны, где царило изящество и художественный вкус. У Итальянского пруда расположились великолепный Грот и нарядные Менажереи. Итальянский домик выполнял роль малого дворца для малочисленных приемов. Одновременно здесь хранилось собрание редких произведений искусства, частично дошедшее до наших дней.

Самая старая постройка в усадьбе — церковь в стиле аннинского барокко, а самая новая — колокольня рядом с ней.

На Гроте следует остановиться подольше. Это, пожалуй, самое замечательное и экзотическое сооружение на территории усадьбы. Нарядный внешний облик предвосхищает великолепие внутреннего «гротического» убранства XVIII века, аналогов которому в России нет. Центральный зал расписан под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор. Северный и южный кабинеты богато украшены раковинами разных форм и размеров, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Причудливые узоры из 24 видов раковин моллюсков на фоне белого, розового и желтого туфа перемежаются изображениями диковинных животных, птиц и рыб. К сожалению, фотографировать внутри Грота запрещено.

Кусково (парк): как добраться, часы работы

Парк Кусково расположен в юго-восточной части столицы. Адрес лесопарка и музея: г. Москва, ул. Юности, 2. Он находится внутри мегаполиса, но посетители забывают об этом, попадая в красивый уголок природы.

Находится лесопарковая зона на Мещёрской низменности и имеет площадь более 300 га. На ее территории несколько красивых прудов. Самый крупный и знаменитый – это Большой Дворцовый пруд. Он находится напротив дворца и усадьбы и имеет площадь 14 га.

Варианты проезда :

  • От метро «Выхино» на автобусе № 620 или маршрутном такси № 9М доехать до остановки «Музей «Кусково»», «Улица Молдагуловой» или «Вешняковская улица».
  • От станции метрополитена «Рязанский проспект» пересесть на автобус № 133 или 208, проехать до остановки под названием «Музей «Кусково»», «Улица Молдагуловой» или «Вешняковская улица».
  • От метро «Новогиреево» на автобусе № 615, 247 или троллейбусе № 64 ехать до остановки «Улица Юности».
  • В Казанском железнодорожном направлении станции «Перово», «Вешняки» или «Плющево».
  • В Горьковском железнодорожном направлении станции «Кусково», «Новогиреево» или «Чухлинка».

Часы работы

Кусковский парк условно разделяется на две зоны: музейную и лесопарковую. Обе части жители называют одинаково, но при этом уточняют Кусково — парк или музей. Парковая зона состоит из дикой лесопарковой части и графского регулярного парка, на территории которого находится красивый Музей-усадьба.

Лесопарк открыт для прогулок в любое время, регулярный парк можно посетить с 10.00 до 20.00, а усадьба-музей имеет платные часы работы с 10.00 до 18.00. Кассы открыты с 10.00 до 17.00 .

Усадьба Кусково как зимняя загадка

Имея фотографии строений бывшей графской резиденции летом и зимой, мы не стали их чередовать. Летнее предназначение не влечет зимнего закрытия, просто с середины октября по середину апреля объекты закрываются на два часа раньше. Но не в этом дело, в снежный сезон недоступны главные прелести, которыми славится усадьба Кусково. Элементы ландшафта, описанные в первом разделе обзора, летом гораздо привлекательнее. Поэтому предлагаем некую викторину, распознать заснеженные строения на фото слайдера в произвольном порядке.

Можно оценить природные изменения предварительно, если планируете зимний визит из-за графика отпусков на работе. Кроме того, убедитесь, что даже в сильный снегопад непроходимыми сугробами усадьба Кусково не завалена. Викторина затеяна беспроигрышная, ничего не теряя, сравниваете зимние виды с летними и находите ответ. Приз один на всех – несколько больший объем информации для оценки привлекательности туристического объекта. Дополнительная опция для постоянных читателей – бесплатное участие в мероприятии.

Отзывы

Сегодня Кусковская лесопарковая зона считается одним из самых посещаемых мест столицы. Сюда приходят подышать воздухом, полюбоваться природой и активно отдохнуть.

Отзывы о прогулке по парку положительные, на его территории множество площадок для детей, лавочек, есть отличные места для катания на роликах или коньках. Есть прокат велосипедов. Лесопарковая зона чистая и ухоженная, в ней имеются специальные пикниковые беседки .

Чем заняться в Кусково

В парке «Кусково» посетителям и сейчас есть чем заняться. Горожане и туристы могут взять напрокат лодочку для прогулки по Большому пруду или покататься по аллеям имения на велосипедах, а зимой — на лыжах. Здесь всегда можно найти тихое место, чтобы посидеть с книгой или послушать птиц. А можно просто прогуливаться и любоваться прекрасными видами.

Ежегодно в тёплое время года в Кусково, в Танцевальном зале Большого дворца проводятся концерты классической и органной музыки, выступают певцы.

Усадьба «Кусково» предоставляет москвичам возможность провести бракосочетание поистине с царским размахом. Горожане, подавшие заявление в Перовский ЗАГС столицы, могут зарегистрировать брак непосредственно в имении — в Белом зале Итальянского домика.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: