Истории вещей. Изучаем любимый глобус Петра I


Фото Домика Петра I

Домик Петра I в Санкт-Петербурге – это первое жилище царя и первое гражданское здание в городе на Неве. Здание расположено на Петроградской стороне, недалеко от Троицкой площади. В те времена домик Петра I называли «Первоначальным дворцом» и Красными «хоромцами».

Домик Петра I в Санкт-Петербурге – это уникальный памятник деревянного зодчества XVIII века. В настоящее время здесь расположен музей «Домик Петра I», являющийся филиалом Русского музея. В нем представлены мебель и посуда, личные вещи Петра I, а также документы, повествующие о петровской эпохе.

Домик Петра I — описание

Дом был срублен из тесаных сосновых бревен, сени делили избу на две части.

Для здания характерны черты, присущие голландской и шведской архитектуре. Планировка дома выполнена по типу шведского срубного жилища, представляющего собой одноэтажный деревянный дом из двух комнат с сенями, разделенными перегородкой. Такой тип шведской рубки не применялся раньше на Руси. Печи и дымоходов не было, поскольку император здесь жил только в летнее время.

Тесаные бревна были расписаны под красный кирпич, высота дома до конька была почти 6 метров, а крышу, покрыли древесными дощечками, имитирующими черепицу. В здании было 17 окон, разделенных на несколько сегментов, что было также традиционным для Швеции и Норвегии.

Дом состоял из сеней, кабинета, спальни и столовой, стены комнат были обтянуты парусным холстом, двери украшали металлические накладки в виде орнамента.

Поскольку царь был командиром почетной роты бомбардиров Преображенского полка, на крыше установили деревянную резную мортиру (артиллерийское оружие), а по краям конька – две «пылающие бомбы».

Первая галерея вокруг здания была возведена по указанию Петра I в 1723 году, но она не спасала его от больших наводнений. По этой причине в 1784 году, по указу Екатерины II, вокруг жилища был сооружен прочный футляр с фундаментом и кровельной крышей, который в середине XIX века был перестроен на каменный.

В 1875 году перед зданием установили бюст императора, выполненный скульптором Парменом Петровичем Забелло. В этом же году вокруг строения была построена чугунная ограда с двумя золоченными двуглавыми орлами. Эти символы царской империи были сняты после Октябрьской революции.

Кунсткамера Петра I (музей антропологии и этнографии им. Петра Великого)

Санкт-Петербург – один из самых посещаемых туристами городов. Ежегодно в культурную столицу России прибывают миллионы путешественников из разных стран мира. Они осматривают многочисленные дворцы и соборы града Петра, знаменитые музеи и картинные галереи.

Кунсткамера Петра I

Но одна достопримечательность Петербурга стоит особняком – это знаменитая Кунсткамера Петра I. Пожалуй, это самый удивительный музей в России, а, может быть, и во всем мире.

Кунсткамеру основал лично император Петр Великий, являвшийся большим поклонником всяких древностей, необычайных предметов и явлений. В музей свозили уникальные экспонаты со всей России и из-за границы. В наши дни Кунсткамера получила официальное название – Кабинет редкостей или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Не побывав в Кунсткамере, турист не может считать полноценным посещение Петербурга.

Кунсткамера Петра I

Этот знаменитый на весь мир музей был основан в 1714-ом году на основе московского Кабинета редкостей. Император повелел переправить московскую экспозицию в новую столицу, в только что построенный Летний дворец. Согласно легенде, идея о создании большого собрания редких вещей пришла к Петру на прогулке в лесу, во время которой он обнаружил березу, сросшуюся с другим деревом.

Кунсткамера Петра I

Кунсткамера Петра I много раз переезжала с места на место. Скоро экспозиция оказалась слишком большой для помещений Летнего дворца, и было принято решение о ее переносе в Кикины палаты. Но и площади палат оказалось мало, после чего император распорядился построить под музей отдельное здание. Проект сооружения был создан при деятельном участии царя.

Кунсткамера получила статус одного из лучших европейских музеев еще при правлении своего основателя – Петра Великого. В Петербург приезжали ведущие ученые, чтобы на месте изучить экспозицию. От обычной публики и вовсе не было отбою: народ шел в Кунсткамеру толпами.

Кунсткамера Петра I

Дело в том, что в те годы кроме статичных экспонатов, в музее можно было посмотреть на карликов, гигантов и людей с другими отклонениями в развитии. «Уродцы», по сути дела, работали при учреждении за ночлег и еду. При Петре I жителями Кунсткамеры были гигант Буржуа ростом в 2,3 метра и метровый карлик.

Экспозиция современной Кунсткамеры достигла титанических размеров. По данным администрации, в музейном фонде Кабинета редкостей находится около миллиона экспонатов. Все это богатство разделено на несколько огромных экспозиций – Зоология, Ботаника, Минералогия и Этнография.

Кунсткамера Петра I

Самой большой популярностью среди туристов пользуется коллекция уродцев – заспиртованных людей, младенцев и различных существ, имеющих отклонения в развитии. В огромных прозрачных емкостях находятся сиамские близнецы, теленок с двумя головами, младенец с хвостом. Часть экспонатов были приобретены Петром I.

В существовавшем в петровские времена «Анатомическом театре» учились анатомии будущие медики. Известно, что сам Петр также интересовался медициной и умел делать несложные хирургические операции. В Кунсткамере есть коллекция инструментов царя и выставка зубов, которые Петр удалил у своих подчиненных.

Кунсткамера Петра I

Любителей астрономии ждет огромное собрание телескопов всех видов и размеров. В Кунсткамере хранится самый большой в России глобус. Здесь можно увидеть самурайские доспехи, статуэтки народов Африки, редчайшие геологические находки и тропические растения.

Безусловно, Кунсткамера Петра I – один из самых необычных, интересных и разносторонних мировых музеев. Экспонаты Кабинета редкостей вызывают у туристов целую гамму чувств – от восторга до отвращения.

Видео:

Как добраться:

Музей Домик Петра I

В 1930 в домике Петра Первого был открыт исторический музей, где, кроме личных вещей и мебели, хранятся материалы, рассказывающие об истории Петровской эпохи, в том числе о Северной войне.

Во время Великой Отечественной войны здание было тщательно укрыто досками и фанерой, покрашенными в серый цвет. В 1944 году Домик Петра I стал одним из первых музеев, открывшихся после снятия блокады.

В послевоенное время проведена реставрация постройки, в ходе которой расчищены кирпичные стены и застеклены окна и двери, проведен ремонт решетки и внутренних комнат здания.

За прошедшие с момента постройки три столетия набережная несколько раз расширялась и в настоящее время историческое здание оказалось отодвинутым от берега Невы.

Спуск к реке украшают две скульптуры мифологических существ Ши-цза, как бы охраняющие вход на набережную и Домик Петра I. Скульптуры животных привезли из Маньчжурии в 1907 году — львица поддерживает лапой львенка, а лев держит шар, символизирующий буддийское знание и несущий свет в тьму.

Что посмотреть

Красное строение в сквере на Петровской набережной, окруженное узорчатой оградой, — это не домик Петра I, а защитный «футляр», возведенный вокруг него в 1844 г. Он сменил «саркофаг», сооруженный по повелению Екатерины II. Сами же «красные хоромцы», как называл их владелец, находятся внутри.

Царь был большим поклонником голландской архитектуры, одежды, образа жизни. Потому приказал заменить характерные для русских северных изб маленькие окна на широкие, европейские, чтобы постоянно видеть перед собой панораму Финского залива. А бревна сруба покрасить в красный цвет и разрисовать под кирпичную кладку. Следы этого наивного декора заметны на стенах и сегодня.

В доме всего три комнаты — спальня, столовая и кабинет. Стены обтянуты серой корабельной парусиной. Интерьеры восстановлены, в доме подлинная мебель петровской эпохи и личные вещи императора. Здесь нет никаких предметов роскоши, все предельно функционально. На рабочем столе лежат его табакерка, самшитовая курительная трубка, чертежи и деловые бумаги. Широкое кресло из грушевого дерева сработано царем самолично. На стоящем в углу спальни манекене надет красный императорский мундир. Столовая тоже убрана весьма аскетично, посуда оловянная, темная грубоватая мебель, на столе подсвечник с двуглавым орлом.

Воссозданы мельчайшие бытовые подробности. Даже оконные стекла такие, как в 18 веке, прозрачные, но волнистые. Детям особенно нравится макет Троицкой площади Санкт-Петербурга в 1706 г. с пустынными берегами, одинокими домами и земляным валом будущей крепости с караульным на нем.

Рядом с домиком развернута небольшая историческая экспозиция. Первое, что привлекает внимание, — восьмиметровая четырехвесельная лодка-«верейка», на которой царь совершал инспекционные объезды по строящемуся городу. На корме возле румпеля закреплена маленькая пушечка. Это сейчас между музеем и морем почти 100 м насыпного грунта, а в петровские времена волны плескались у порога, по утрам прямо с крыльца самодержец садился в лодку и отправлялся руководить. Результат его усилий у нас перед глазами.

Дворец Петра I в Летнем саду открылся после реставрации

Летний дворец, одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, был построен на небольшом участке земли между Невой и Фонтанкой, на месте бывшей усадьбы шведского подданного, майора Коннау. Автором проекта дворца был Доменико Трезини, в оформлении принимали участие Захаров, Матвеев, Шлютер. Двухэтажный дворец скромен и состоит всего из 14 комнат и 2 кухонь. Дворец стал летней резиденцией императора: Петр I отдыхал здесь каждое лето начиная с 1714 года и до самой смерти в 1725 году.

Поскольку здание использовалось только в летнее время, то серьезного отопления в нем не было. Тонкие стены дома, ординарные рамы в окнах, а рядом — две большие реки. Все это в непростом северном климате Петербурга создавало дополнительные сложности для сохранения памятника истории и культуры. В результате к моменту начала реставрации Летний дворец, по мнению специалистов, находился уже в катастрофическом состоянии. Но, хотя общая сумма на реставрацию уникальной постройки в ходе работ была сокращена почти в четыре раза (по словам главного архитектора Государственного Русского музея Ирины Тетериной, от 891 млн руб. осталось 220 млн руб.), на качестве реставрации это не сказалось и она была выполнена в установленные сроки.

Дворец Петра I в Летнем саду. Фото: Наталья Шкуренок

Особый предмет заботы составили музейные объекты, качественная реставрация которых не проводилась с XVIII века. Из-за ограниченности в средствах реставраторы (работу выполняли специалисты Русского музея, в комплекс которого с 2004 года входит Летний дворец) часть экспонатов отреставрировали полностью, в том числе дубовые панели с барельефом «Минерва», ветровой прибор с флюгером на крыше и ряд предметов мебели, включая кухонный стол и 3 шкафа, а часть — тщательно расчистили от следов более ранних реставраций и ремонтов и законсервировали — это 11 живописных потолочных плафонов, 7 из которых имели размер приблизительно 2х4 м, 4 настенных живописных медальона, деревянные панели и живописные панно Зеленого кабинета.

Были проведены полная замена коммуникаций и гидроизоляция фундамента. К сожалению, пришлось полностью заменить старые, исторические рамы в окнах: и потому, что они пришли в полную негодность, и по той причине, что зданию требуются усиленные меры защиты от внешней среды, и по соображениям безопасности.

Дворец Петра I в Летнем саду. Фото: Наталья Шкуренок

Реставрация Летнего дворца Петра I стала второй очередью проекта по реставрации всего Летнего сада, начавшейся еще в 2009 году. В 2012 году, после окончания реставрации и реконструкции Летнего сада, был объявлен конкурс на проектную документацию по реставрации Летнего дворца. По предварительным планам она должна была завершиться к 2020 году, но из-за проблем с финансированием и организационных сложностей к работе приступили только в конце 2014-го, сроки сдачи переносили несколько раз. И только к концу мая 2018 года работы окончательно завершили. Вскоре в Летнем дворце Петра I возобновятся экскурсии.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Летний сад Петра Первого

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде

голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле
петровского барокко
. По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого дворец кажется невысоким.

На фасадах дворца можно увидеть изображения сцен Северной войны

Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны

, которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован
Гаванец
– искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.

Гаванец

Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания

императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатериной
с 1712 года
ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.

Музей в наши дни

В наши дни музей-усадьба «Ботик Петра I» предлагает вниманию посетителей экспозиции, выставки и различные программы, подготовленные сотрудниками музея-усадьбы. Экспозиция, посвященная единственному уцелевшему судну, боту «Фортуна» располагается в Ботном доме, который был сооружен на территории усадьбы самый первый из архитектурных построек. В этой же экспозиции можно ознакомиться с корабельными снастями, котлом для варки смолы, остатками часового механизма, бронзовым орлом, когда-то украшавшим дворец Петра.

В выставочно-презентационном зале «Ротонда» долгие годы царило запустение. Это здание для общественных приемов, выстроенное в память о Петре I когда-то было выстроено на собранные пожертвования дворянства Владимирской губернии. Сейчас реконструированное здание с воссозданными интерьерами петровского времени является украшением музея-усадьбы «Ботик Петра I». Постоянная выставка, располагающаяся в Ротонде, носит название «Образ Петра I в изобразительном искусстве» и представлена разнообразными художественными произведениями, в которых мастера увековечили образ царя-реформатора в различных образах, от царя-плотника до Петра в виде римского императора, увенчанного лавровым венком.

Большой популярностью пользуется у посетителей яркая театрализованная программа «Петровская Ассамблея», проходящая также в стенах Ротонды. Роскошные интерьеры начала 18 столетия, великолепные дамы и галантные кавалеры, мелодичная музыка менуэта, а может и партия в шахматы с самим Петром Алексеевичем – все это создает ощущение, словно посетители чудом оказались в эпохе Петра Великого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: